Оплата за вредные условия труда

Вредные условия труда: как компенсировать правильно?

Вы узнаете:

  • В каких случаях и какие компенсации предоставляются работникам, работающим во вредных условиях труда
  • Как правильно установить повышенную оплату труда
  • Как оформить сокращенный рабочий день и предоставление отпуска при работе во вредных условиях труда

В КАКИХ СЛУЧАЯХ И КАКИЕ КОМПЕНСАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ?

Основной результат специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) —определение класса условий труда на рабочем месте. Если по результатам СОУТ окажется, что работники работают во вредных и (или) опасных условиях труда, то за работу в таких условиях работодатель должен предоставлять им различные компенсации. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ® (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Отнесение условий труда на рабочем месте работника к 3 или 4 классу вредности предполагает предоставление ему определенных компенсаций в зависимости от степени вредности. Это:

  • доплата к окладу;
  • дополнительный отпуск;
  • сокращенное рабочее время.

Предоставление («+»)/непредоставление («—») компенсаций работникам в зависимости от класса (подкласса) вредности условий труда, установленного СОУТ, отражено в таблице:

Согласно ст. 92, 94, 117, 147 ТК РФ работодатель должен предоставлять работникам соответствующие компенсации. Но на практике нередко возникают вопросы, как именно это делать. Рассмотрим несколько ситуаций.

Если компенсации предоставляются впервые

В советские времена работникам, работающим во вредных условиях труда, компенсации предоставлялись согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее — Список). Работодателю нужно было только сверить, имеются ли позиции из штатного расписания или работы, фактически выполняемые работниками, в Списке.

Позже концепция предоставления компенсаций изменилась: сперва законодательно был установлена приоритетность аттестации рабочих мест, а затем для определения вредности на рабочих местах — СОУТ. В настоящее время для определения необходимости установления компенсаций нормы Федерального закона № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ требуют проведения СОУТ на рабочих местах.

Если ранее работодатель не предоставлял работникам компенсации по тем или иным причинам (аттестация рабочих мест не проводилась, а если и проводилась, то определяла условия труда как допустимые или оптимальные, или в организации не было рабочих мест, при работе на которых полагались компенсации согласно Списку), а сейчас путем проведения СОУТ определено, что условия труда работников относятся к вредным, то установить соответствующие компенсации за работу в таких условиях работодателю надлежит.

Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 № 135-0 указал, что компенсации предоставляются всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, если их работа в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (а теперь СОУТ).

Если компенсации ранее предоставлялись

Работникам, согласно Списку или проведенной ранее аттестации рабочих мест, предоставлялись соответствующие компенсации. Предположим, организация, которая их предоставляла, после 01.01.2014 провела СОУТ. По итогам возможны следующие результаты:

  1. Подтвержден класс вредности условий труда — гарантии и компенсации надо предоставлять в тех же размерах, что и до проведения СОУТ.
  2. По результатам СОУТ оказалось, что компенсации должны быть меньше, чем ранее.

В части 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) сказано, что при предоставлении работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01.01.2014 при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте.

Таким образом, размеры компенсаций, предоставляемых работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной аттестации либо в силу иных правовых оснований (нормативные правовые акты бывшего СССР) установлены вредные условия труда, на момент вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, что подтверждается результатами проведения СОУТ. Эту позицию поддерживает и судебная практика.

Суды также считают, что уклонение работодателя от предоставления компенсаций в прошлом не лишает работников права на их получение в настоящее время.

Если условия труда работника улучшились, став более безопасными (вследствие установки нового оборудования, реконструкции и т. д.), объем гарантий и компенсаций сокращается. Судебная практика подтверждает, что в случае исключения вредного фактора необходимость предоставлять компенсацию отпадает.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При решении вопроса об изменении компенсаций работодатель должен быть особенно внимателен, поскольку необоснованное снижение уровня гарантий может быть признано государственной инспекцией труда нарушением законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности (Постановление суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 по делу № 4-А-29/2015).

КАК УСТАНОВИТЬ КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА?

Определить размер компенсации

Необходимо учесть:

1. Минимальные размеры, установленные в Трудовом кодексе РФ:

  • размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не должен быть меньше 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в день (ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Отраслевые (межотраслевые) соглашения.

При установлении размера компенсации следует проверить, не распространяются ли на организацию отраслевые соглашения.

Например, Отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 г. по 31 марта 2016 г. от 01.04.2013 определено, что для работников, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда, согласно специальным перечням, тарифные ставки повышаются на 10 % и 20 %.

В случае если на организацию распространяются отраслевые (межотраслевые) соглашения , компенсации не должны предоставляться в меньшем размере, чем указано в соглашениях.

3. Мнение профсоюза.

Если в организации есть профсоюз, конкретные размеры компенсации устанавливаются работодателем с учетом его мнения (в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ).

Закрепить предоставление компенсации в локальных нормативных актах

Согласно ст. 189 ТК РФ режим работы и время отдыха работников (в т. ч. сведения о предоставляемом дополнительном отпуске и сокращенном рабочем дне) должны быть отражены в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР; пример 1).

Локальные нормы о повышенном размере оплаты труда для работников, работающих во вредных условиях труда, как правило, отражаются в Положении об оплате труда (пример 2).

Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре

Частью 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре с работником обязательно должны быть прописаны как условия труда на рабочем месте, так и гарантии и компенсации, предоставляемые работнику.

Повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск — все эти условия работодателю необходимо отразить в трудовом договоре с работником, работающим во вредных условиях труда, непосредственно при заключении его с новым работником и в дополнительном соглашении к трудовому договору — для уже работающих в организации.

Вряд ли работник станет возражать против установления дополнительных компенсаций, однако при отсутствии его согласия такие изменения возможны при наличии причин и с соблюдением процедуры, предусмотренных в ст. 74 ТК РФ.

В примере 3 — фрагмент оформления в трудовом договоре условия о предоставлении дополнительного отпуска.

Предоставить компенсации

Повышенная оплата труда.

Доплата (надбавка) за работу во вредных условиях труда начисляется ежемесячно в процентах от оклада (тарифной ставки). Она должна быть отражена в расчетном листке работника, поскольку является частью заработной платы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ), а согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ работодатель в т. ч. обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

Вопрос в тему

В организациях, имеющих филиалы в северных регионах, районный коэффициент начисляется только на сумму оклада или на сумму оклада, повышенную на сумму доплаты за вредные условия труда?

Согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49, письму Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 169-13 районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации. Поэтому надбавка за работу во вредных условиях труда должна включаться в заработную плату, на которую подлежит начисление районного коэффициента (Апелляционные определения Верховного Суда Республики Карелия от 29.04.2014 по делу № 33-1671/2014, Омского областного суда от 10.12.2014 по делу № 33-8080/2014). Значительно реже к исчислению районного коэффициента встречается другой подход: и районный коэффициент, и доплата за работу во вредных условиях труда исчисляются непосредственно от оклада (тарифной ставки) (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 19.11.2013 по делу № 33-4228-2013). Для внесения правовой определенности работодателю следует закрепить способ расчета в ЛНА.

Дополнительный отпуск.

Начало дополнительного отпуска планируется в графике отпусков, предоставляется он согласно приказу аналогично очередному ежегодному отпуску.

Согласно пп. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, дополнительный отпуск, согласно Списку, предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). Таким образом, для подсчета стажа работодателю необходимо:

• посчитать количество дней, которые работник фактически отработал во вредных и (или) опасных условиях труда;

• определить количество полных месяцев работы во вредных и (или) опасных условиях труда, для чего необходимо суммарное количество дней работы в соответствующих условиях в течение года разделить на среднемесячное количество рабочих дней. Если остаток составляет менее половины среднемесячного количества рабочих дней, он исключается из подсчета, если половину и более — округляется до полного месяца (письмо Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0).

Сокращенное рабочее время.

В силу ст. 91 ТК РФ работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником, в т. ч. и в случае работы во вредных и (или) опасных условиях труда. Табель учета рабочего времени должен отражать сокращенное рабочее время (буквенный код «ЛЧ» (цифровой — «21») — сокращенная продолжительность рабочего времени против нормальной продолжительности рабочего дня в случаях, предусмотренных законодательством).

Вопросы в тему

Можно ли увеличить работнику, работающему во вредных условиях труда, рабочее время с 36 до 40 часов?

Частью 3 ст. 92 ТК РФ предусмотрена возможность увеличения продолжительности рабочего времени с 36 часов до 40 часов, но при следующих условиях:

  • эта норма должна быть закреплена в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре;

  • должно быть письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

  • Свое согласие на увеличение продолжительности рабочего времени работник должен выразить обязательно. Иногда работодатели об этом забывают, и тогда суд становится на сторону работника (Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30.04.2014 по делу № 2-867/2014~М-659/2014);

  • работнику должна выплачиваться денежная компенсация.

Может ли инспектор выдать предписание оплатить сверхурочные работы, если работникам была установлена 40-часовая продолжительность рабочего времени вместо 36-часовой в нарушение законодательства?

Нередко работники обращаются в инспекцию труда с жалобой на то, что работодатель не предоставляет компенсации за работу во вредных условиях труда (например, не оплачивает сверхурочную работу). В результате инспекции труда нередко выносят предписания произвести соответствующие выплаты. Работодатели оспаривают такие предписания как вынесенные инспекторами с превышением их компетенции. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Россией 11.04.1998) инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Такую позицию подтверждает судебная практика (Апелляционные определения Саратовского областного суда от 11.09.2014 № 33-5170, Верховного Суда Республики Коми от 12.12.2013 по делу № 33-6287/2013).

Выводы:

  1. Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда устанавливаются в том случае, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника выявлены соответствующие условия труда.
  2. Какую именно компенсацию предоставлять, устанавливает Трудовой кодекс РФ в зависимости от класса/подкласса условий труда.
  3. При установлении компенсаций необходимо внести изменения не только в ЛНА, но и в трудовые договоры, заключенные с работниками.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 12.02.2015 по делу № 33-1070/15.

Дата вступления в силу Федеральных законов № 421-ФЗ и № 426-ФЗ.

См. также Информацию Минтруда России «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)» (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/20).

Апелляционное определение Мурманского областного суда от 04.03.2015 № 33-353, Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 22.01.2014 по делу № 2-553/2014.

Апелляционные определения Московского городского суда от 30.07.2015 по делу № 33-26906/15, Мурманского областного суда от 04.03.2015 № 33-353/2015, Брянского областного суда от 14.01.2014 по делу № 33-87/14; Решение Ленинградского областного суда от 03.06.2014 № 7-785/2014.

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 13.08.2015 № 33-8257.

С учетом Решения Верховного Суда РФ от 15.04.2004 № ГКПИ 2004-481.

Пожалуй, единственным элементом заработной платы в коммерческих организациях, по которым государство сохранило свой контроль, являются выплаты компенсирующего характера. Это связано с необходимостью обеспечения мер социальной защиты, закрепленных в Трудовом кодексе РБ (далее – ТК).

Данная статья поможет проверить правильность начисления доплат в вашей организации и не допустить нарушений в этой сфере.

В настоящее время все наименования доплат компенсирующего характера определены в ТК. Каждый наниматель обязан соблюдать требования относительно наименования и порядка расчета этих доплат. В ином случае контролирующими органами может быть признан факт неначисления выплат компенсирующего характера и применены штрафные санкции.

Важно! Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).

В связи с этим наниматель вправе определять вопросы, которые не урегулированы законодательством при начислении и выплате доплат компенсирующего характера, в своих локальных нормативных правовых актах. Например, законодательством не установлен порядок определения размера доплат за совмещение профессий (должностей). Вместе с тем этот порядок можно предусмотреть в локальных нормативных актах (приказ, Положение об оплате труда, коллективный договор и др.).

Основные виды доплат, которые могут быть установлены в организации, представим в виде табл. 1.

ДОПЛАТЫ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И ТЯЖЕЛЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА

На тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда устанавливается повышенная оплата в порядке, определяемом Правительством или уполномоченным им органом (ст. 62 ТК).

Размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных, включены в систему государственных гарантий (ст. 56 ТК). Поэтому работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, наниматель обязан в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, предоставлять соответствующие гарантии и компенсации (ст. 55 ТК). Гарантии и компенсации предоставляют на основании результатов аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на рабочих местах всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работника в процессе трудовой деятельности.

Методологические подходы к проведению оценки условий труда при аттестации и предоставлению компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлены Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция № 35).

Состав компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

К компенсациям за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемым работникам по результатам аттестации, относят:

– дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда к тарифным ставкам и должностным окладам работников устанавливаются в процентах от тарифной ставки 1-го разряда, утвержденной в организации (приложение 8 к Инструкции № 35).

Если в организации действовала тарифная ставка 1-го разряда ниже тарифной ставки 1-го разряда, утвержденной Правительством, то доплаты следует устанавливать от тарифной ставки 1-го разряда, предусмотренной Правительством.

Справочно: размер тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 мая 2012 г. составляет 210 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 04.05.2012 № 410).

Размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Размеры доплат приведены в табл. 2.

Важно! Наниматель не имеет права устанавливать размер доплат, рассчитанных от тарифной ставки 1-го разряда или твердо выраженной денежной величины, ниже размера доплат, рассчитанных от тарифной ставки 1-го разряда, определенной Правительством для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Пример расчета доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Расчет доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляют за каждый час работы в таких условиях при занятости работника полный рабочий день, т.е. не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.

Расчет доплат в организации за каждый час работы с вредными и (или) опасными условиями труда выполняется в следующем порядке (см. табл. 3). Тарифная ставка 1-го разряда в организации установлена в размере 400 000 руб.


–––––––––––––––––––––––––––––––
* Работник, занятый по своей профессии (должности) в течение месяца (22 рабочих дня), отработал с вредными и (или) опасными условиями труда 176 ч.

Основание для установления доплат

Компенсации устанавливают по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда за фактически отработанное время в этих условиях в течение полного рабочего дня.

Полный рабочий день – выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), предусмотренной законодательством.

В эти 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включают подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время.

Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации, ведет наниматель. Такой учет можно вести в произвольной форме, например в годовых табельных карточках (часть третья ст. 133 ТК).

При оценке условий труда для установления размеров доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда фактор «сменность работы» не учитывается (п. 95 Инструкции № 35).

Особенности установления доплат при суммированном учете рабочего времени

Сумма часов рабочего времени в учетный период работы с вредными и (или) опасными условиями труда не должна превышать нормы часов, установленной графиком работы (сменности) за этот период.

Пример 1

Для работников установлен квартальный учетный период. В соответствии с производственным календарем в I квартале 2012 г. расчетная норма продолжительности рабочего времени при 40-часовой 5-дневной рабочей неделе составила 510 ч (175 ч – в январе, 168 ч – в феврале и 167 ч – в марте). Значит, в графике работ (сменности) работника на I квартал следует предусмотреть не более 510 ч работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

Нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной (полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю) или сокращенной (для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 ч в неделю) его норме (ст. 111 ТК).

Гигиенические нормативы условий труда обоснованы с учетом ежедневной 8-часовой рабочей смены (кроме выходных дней), но не более 40 ч в неделю. Поэтому при использовании в организации другой продолжительности рабочего времени оценку условий труда необходимо производить с учетом пересчета трудовой нагрузки, а именно с ее приведением к 8-часовой смене (СанПиН 13-2-2007 «Гигиеническая классификация условий труда»).

Если продолжительность рабочего дня (смены) составляет более или менее 8 ч, то фотографию рабочего времени при аттестации можно составлять на фактическую продолжительность рабочего дня (смены) либо на 8 ч с учетом выделения типичных рабочих операций, усреднения показаний и приведения их к 8-часовой рабочей смене.

Как начислить доплату при работе сверх установленной продолжительности рабочего времени?

Начисление доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда при оплате работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни (как при суммированном учете, так и при работе по графику работ (сменности)) не производится.

Повышенную оплату труда и дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляют тем работникам, которые согласно организованному нанимателем учету рабочего времени заняты на указанных выше работах в течение полного рабочего дня. Иными словами, сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период (часть третья ст. 126, ст. 112–117 ТК).

При возникновении производственной необходимости наниматель может привлекать работника к работе сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной графиком работы (сменности), или в его выходной день.

Оплата сверхурочной работы относится к компенсирующим выплатам, которыми наниматель возмещает работнику выполнение работы во время, предусмотренное для отдыха.

ДОПЛАТЫ ЗА РАБОТУ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ И ЗА СМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ

За каждый час работы в ночное время и за сменный режим работы следует производить доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника, а для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, – Правительством или уполномоченным им органом (ст. 70 ТК).

Следовательно, в коммерческих организациях размер доплат за работу в ночное (вечернее) время и за сменный режим работы устанавливает наниматель на основании коллективного (трудового) договора, соглашения.

Законодательством установлено, что:

– доплаты за работу в ночное время в размерах, предусмотренных ст. 70 ТК, но не превышающие 40 % часовой тарифной ставки (оклада) работника за каждый час работы вночное время или в ночную смену и (или) 20 % – за работу в вечернюю смену (при сменном режиме работы), включаются в себестоимость продукции (работ, услуг);

– при сменном режиме работы смена, в которой не менее 50 % рабочего времени приходится на ночное время (с 22 ч до 6 ч), считается ночной, а смена, непосредственно предшествующая ночной, – вечерней.

ОПЛАТА ЗА РАБОТУ В СВЕРХУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности (ст. 119–122, 263, 276, 287 ТК).

Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается (ст. 69 ТК):

– работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок;

– работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых ставок (окладов).

По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочные часы работы, как правило, определяют с учетом рабочего времени в целом за установленный учетный период путем определения разницы между фактическим рабочим временем за учетный период и нормой рабочего времени для этого же периода. Вместе с тем в графиках работ (сменности) сверхурочные работы не должны планироваться. Обязательным условием при суммированном учете рабочего времени является соответствие запланированного рабочего времени для каждого работника в целом за учетный период установленной норме рабочего времени для этого периода.

Если, например, установлен учетный период продолжительностью квартал, то переработка в отдельные месяцы квартала не считается сверхурочной работой и, следовательно, дополнительная оплата за часы такой переработки не производится. Возникшая переработка должна компенсироваться недоработкой в последующие недели или месяцы учетного периода.

ДОПЛАТА ЗА РАБОТУ В ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

Порядок компенсирующих выплат за работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни установлен ст. 69, 146, 147, 148 ТК.

Работу по указанным причинам при составлении графика работ (сменности) следует планировать заранее в графике работ (сменности) в счет месячной нормы рабочего времени.

Работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни оплачивается:

– работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок;

– работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых ставок (окладов).

При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата производится в размере не ниже одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Пример 2

Работнику установлен суммированный учет рабочего времени с полугодовым учетным периодом. Норма рабочего времени за июль 2012 г. – 167 ч. Работник фактически отработал в этом месяце 186 ч, в т.ч. в праздничный день – 7 ч. Ему кроме месячной тарифной ставки следует заплатить за 7 ч работы 3 июля в размере двойной часовой тарифной ставки, а 12 ч переработки (186 – (167 + 7)) будут компенсированы работнику за счет недоработки по сравнению с нормой в следующих месяцах учетного периода.

Если работнику установлен месячный учетный период, то размер оплаты за 7 ч работы в праздничный день будет таким же, а 12 ч переработки сверх месячной нормы считаются сверхурочной работой, которая подлежит оплате в размере не менее двойной часовой тарифной ставки.

ДОПЛАТА ЗА РАЗДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ НА ЧАСТИ

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), работникам может быть установлен рабочий день с разделением на отдельные части с перерывом, превышающим 2 ч, либо с несколькими перерывами, включая перерыв на отдых и для питания, общая продолжительность которых не должна превышать 4 ч (ст. 127 ТК). Эти перерывы не включают в рабочее время. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Размер доплат желательно дифференцировать в зависимости от количества перерывов между частями рабочего дня и их продолжительностью. Например, при одном перерыве продолжительностью 2 ч размер доплат может быть установлен ниже, чем при 3 перерывах общей продолжительностью 4 ч.

При условии разделения рабочего дня на отдельные части по просьбе работника доплата за разделение рабочего дня на части не устанавливается.

Степени вредности условий труда

Условия, в которых мы трудимся, могут быть разделены по степени их вредности для работника на оптимальные, допустимые, вредные и опасные. В чем же между ними разница:

Что считается вредными условиями

  • Оптимальными трудовые условия можно назвать, когда работнику ничего не угрожает, либо вред, который работник может получить, минимален. Существует и еще такая трактовка оптимальности: это те условия, где наносимый работнику вред, не выше той планки, которая безопасна для населения. В таких условиях работнику комфортно работать, он продуктивен, все основные параметры окружающей среды (влажность, температура и проч.) в норме.
  • Допустимыми условия называются в случае, если после работы сотрудник может восстановиться до начала своей смены вновь. Вред, который наносится работнику на рабочем месте, не должен сильно сказаться на его здоровье, а также никак повлиять на здоровье его будущих детей.
  • Вредные трудовые условия уже небезопасны для человека и даже для его будущих детей. Такие условия могут быть поделены на степени:
  1. сотрудник может восстановиться, однако, ему требуется куда больше времени, чем при допустимых условиях труда
  2. условия труда приводят к профессиональным заболеваниям в легкой форме
  3. могут привести к хроническим болезням
  4. возможна утрата трудоспособности
  • Экстремальные трудовые условия. Возникают тогда, когда в течение рабочей смены есть угроза для жизни работника, а также риск развития поражений.

Как правило, подавляющее большинство профессий относятся к тем, где условия не наносят большого вреда (например, большинство рабочих мест в офисе). Обычные рабочие на заводах часто подвергаются именно вредным трудовым условиям.

Почему работодатель должен доплачивать?

Повышенный уровень шума, пониженная или повышенная температура, влажность, работа с химическими веществами, радиация – вот тот небольшой перечень тех условий, при которых работнику полагается надбавка.

Молоко за «вредность»

Каждая организация обязана раз в пять лет проводить СОУТ (спец оценку условий труда). Если после проведения оценки будет выявлено, что работники трудятся во вредных условиях, то работодатель должен им это компенсировать и работникам могут полагаться следующие виды компенсаций:

  • сокращенное время работы
  • доп отпуск в размере не менее 7 дней
  • выдача специальных вещей (например, лечебного питания)
  • досрочный выход на пенсию
  • лечение в санаториях
  • выдача специальной одежды
  • доплата к зарплате

Продолжительность доп отпуска не превышает 7 дней, и чтобы его получить работник должен проработать во вредных условиях не один год.

Специальная одежда обязательна к выдаче работодателем на тех местах работы, где работник подвержен действию химикатов, радиации, повышенной влажности, перепадам температуры и прочим неблагоприятным условиям внешней среды. Работодатель за свой счет должен обеспечить стирку, сушку и хранение специальной одежды, а также она должна быть предоставлена работникам безвозмездно.

Работники заводов помимо специальной одежды часто в виде компенсации получают специальное питание, например, бесплатное молоко. Более того, на работе, где трудовые условия относятся к особо вредным, должно предоставляться лечебное питание. Нормы выдачи и также правила, по которым предоставляет лечебное питание, утверждены Приказом №46 от 16.02.2009г. Министерства здравоохранения.

Конечно, оценка того, насколько условия труда вредны, может быть проведена не только специальной комиссией, но и определена работодателем самостоятельно, например, на основании наличия той или иной должности в специальных списках вредных профессий. Конечно, этот способ не может на 100% быть верным и на сегодняшний день считается устаревшим.

Размер надбавки за вредные условия

Размер надбавки

Чаще всего встречается именно надбавка к заработной плате, ведь она предусмотрена во всех категориях условий, при которых организму работника может быть причинен вред.

Если работник выполняет задания во вредных или даже опасных трудовых условиях, ему полагается надбавка (не менее 4%) к заработной плате. Эта выплата не зависит от того, насколько условия вредны. По мере ухудшения условий работы сотруднику предоставляется дополнительный отпуск (обычно он составляет 7 дней), а также его рабочая неделя сокращается (не менее, чем на 4 часа).

Компенсации за условия труда регламентируются Трудовым Кодексом РФ, а также некоторыми Федеральными Законами.

Если работодатель не выплачивает соответствующие надбавки, таким образом он нарушает законодательство и может быть привлечен к юридической ответственности.

Как правило, почти всегда работодатели пытаются избежать дополнительных выплат работникам. Даже если после проведения СОУТ было выявлено, что некоторым подчиненным нужно доплачивать, то работодатели будут платить по минимуму, т. е. 4% от заработной платы. Однако на государственных предприятиях этот процент почти всегда выше за счет того, что на них существуют профсоюзы, которые отстаивают права работников и требуют с работодателя повышения ставки (например, до 10% от заработной платы).

Установленный размер выплаты за вредность обязательно должен быть указан в контракте с работником и во всех остальных регламентирующих документах.

Как установить надбавку

Для того, чтобы надбавка вступила в силу, в организации нужно проделать следующие шаги:

После экспертизы

  1. Определить ее размер.
  2. Закрепить размер надбавки в нормативных актах организации.
  3. Внести изменения в контракт или договор с работником (можно сделать дополнительное соглашение).
  4. Выплатить надбавку.

Для того, чтобы рассчитать надбавку, следует опираться на следующие моменты:

  • минимальный размер надбавки
  • отраслевые соглашения
  • мнение профсоюза (если он имеется)

В некоторых отраслях действуют специальные соглашения, которые регулируют размер надбавки (например, в угольной промышленности). Если на вид деятельности вашей организации распространяется такое соглашение, то следует опираться на него, а не на минимальный размер надбавки, установленный ТК РФ.

Профсоюзное решение также должно быть принято во внимание при решении данного вопроса.

Выплаты за вред, причиненный на рабочем месте не облагаются взносами во внебюджетные фонды, а также страховыми взносами, которые работодатель платит, чтобы покрыть расходы на несчастные случаи, происходящие на предприятии.

Трудовой Кодекс возлагает на работодателя прописывать выплату за вредность в Положении об оплате труда на предприятии, а также в трудовом договоре.

Компенсация за неблагоприятные трудовые условия может быть отменена в организации, если при проводимой раз в пять лет СОУТ будут выявлены изменения в трудовых условиях в лучшую сторону до оптимальных или допустимых условий.

Дополнительная информация

Выплаты за вред, который приносит работа, никак не связаны с позицией, занимающей человеком. Она лишь касается выполняемых им работ. Более того, надбавка может быть выражена не в виде процента, а в виде суммы как одинаковой, так и разной для всех работников, выполняющих вредный вид деятельности.

Контролирующими органами по регулированию выплат надбавок служат Роструд и Трудовая инспекция.

Если работник считает, что трудится во вредных условиях, он может обратиться к работодателю с заявлением о компенсации. При получении отрицательного ответа от работодателя работник вправе обратиться в регулирующие органы с тем, чтобы они организовали проверку на то, насколько безвредны условия труда на предприятии. Для этого необходимо лишь заявление работника, а также трудовая книжка с подтверждающей записью его устройства.

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2011, N 7

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ПОВЫШЕННОМ РАЗМЕРЕ

Автор рассматривает особые условия труда, при которых трудовым законодательством предусмотрена оплата в повышенном размере.

Почему существует разница в оплате?

В ст. 146 Трудового кодекса РФ предусмотрены положения об оплате труда в повышенном размере работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Данная статья ТК РФ носит в большей мере информационный характер, и в перспективе ее целесообразно было бы даже исключить из ТК РФ, т. к. в ст. ст. 147 и 148 ТК РФ предусматривается более точная и конкретная регламентация этих отношений.

В основе дифференциации оплаты труда в особых условиях положены следующие факторы:

а) задача обеспечения относительно равных условий для воспроизводства рабочей силы (способностей к труду);

б) необходимость обеспечить преимущества в оплате труда работникам, занятым на работах с более тяжелыми или вредными (опасными) условиями, в целях их привлечения и использования на таких работах.

Учет этих условий осуществляется посредством установления доплат или установления повышенных тарифных ставок и окладов. В частности, повышенные тарифные ставки установлены в традиционных отраслях экономики. В результате наблюдается тенденция роста количества работников, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Так, в угольной промышленности 4/5 всех рабочих мест оплачивается по указанным ставкам; в черной металлургии и химической промышленности — около 2/3.

Доплаты за указанные условия труда и их размер определяются организациями самостоятельно, но они не могут быть ниже размеров доплат, установленных соответствующими Постановлениями Правительства РФ и других государственных органов по поручению Правительства РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, регулируется ст. 147 ТК РФ. Работа в иных особых условиях — это работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни — ст. ст. 149, 150 — 154 ТК РФ).

Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями регламентируется ст. ст. 148, 302, 316 — 317 ТК РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, утвержденных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правила установления доплат

Для установления конкретного размера доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, необходимо руководствоваться соответствующим перечнем работ. Типовые перечни работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда утверждены Госкомтруда СССР и ВЦСПС во исполнение п. 7 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства» (ред. от 01.07.1991, далее — Постановление N 1115). В некоторых отраслях экономики применяются отраслевые перечни. Этим Постановлением предусмотрено для организаций включение в коллективные договоры перечней конкретных работ, рабочих мест и размеров доплат за неблагоприятные условия труда одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.

Конкретные размеры доплат определяются по данным аттестации рабочих мест и оценки условий труда. Согласно Положению о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.12.1990 N 557, и Рекомендациям по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 30.11.2000 N 86, могут разрабатываться отраслевые положения об оценке условий труда на рабочих местах.

В п. 7 Постановления N 1115 установлены максимальные размеры доплат к тарифным ставкам и окладам:

— на работах с тяжелыми и вредными условиями — до 12%;

— с особо тяжелыми и особо вредными условиями — до 24%.

Минимальные размеры доплат закреплены в п. 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда». Доплаты (в процентах) к тарифным ставкам (окладам) рабочих с тяжелыми и вредными условиями труда составляют 4%, 8% и 12%; с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16%, 20% и 24%.

Градация размеров доплат производится по балльной оценке вредности условий труда на рабочем месте.

Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором, и не могут быть ниже размеров, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает способов повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Практика свидетельствует, что это повышение осуществляется установлением:

— повышенных тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

— доплат к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам). При этом второй способ является наиболее распространенным.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» закреплено повышение оплаты труда тем, кто занят на таких работах, по результатам аттестации рабочих мест — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок установить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На момент написания статьи это еще не было сделано. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 N 22-2-15/4 «Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» рекомендует до принятия соответствующего нормативного правового акта применять законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, — Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

В отличие от существующих верхних пределов доплат, установленных на подзаконном нормативно-правовом уровне, ст. 147 ТК РФ максимальных размеров доплат не предусматривает.

Специальные нормативные акты

С учетом специфики условий труда отдельных отраслей экономики и непроизводственной сферы оплата труда работников может регулироваться специальными нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства РФ. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанным работникам должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10%.

Федеральным законом от 07.11.2000 N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (ред. от 24.07.2009) предусмотрена оплата таких работников в повышенном размере. Им устанавливаются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры тарифных ставок и должностных окладов, надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 4).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса» (ред. от 25.03.2010) гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в видах деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса России, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки), предусмотренного штатным расписанием, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда водолазов и других работников организаций, финансируемых из бюджетных источников за подводные работы на малых глубинах, утв. Постановлением Минтруда России от 17.04.1995 N 21 (ред. от 11.01.1996), за время пребывания под водой в зависимости от глубины погружения водолазам и другим работникам, помимо их месячной тарифной ставки (оклада), устанавливается почасовая оплата за 1 час пребывания под водой. Размер оплаты за час в зависимости от глубины погружения составляет от 10 до 15% от размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС.

Этот размер заработной платы дополнительно увеличивается на 20 — 40% с учетом факторов, усложняющих водолазные работы (скорость течения, волнение воды, работа подо льдом, в захламленном и вязком грунте, при плохой видимости или полном ее отсутствии, выполнении взрывных работ или работ при сварке и резке металла под водой и др.). При наличии нескольких факторов, усложняющих водолазные работы, проценты увеличения почасовой оплаты суммируются, но размер увеличения не должен превышать 100% почасовой оплаты.

Ранее согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.1993 N 1002 для работников здравоохранения, медицинских научных учреждений и учреждений социальной защиты населения, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, предусмотрено повышение окладов (ставок) в размере от 20 до 75%. Но оно утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 21.06.2010).

Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых предоставляет право на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержден Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, но, как многие другие акты, этот Перечень утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 (ред. от 01.02.2005) указанная надбавка установлена также соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятых на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Повышенный риск для здоровья работников представляет работа в районах, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 10.11.2009) установлены следующие доплаты к заработку:

— для работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения — 3 минимальные заработные платы в месяц;

— для работающих в зоне гарантированного добровольного отселения — 2 минимальные заработные платы;

— для работающих в зоне радиоэкологического контроля — 1 минимальная заработная плата.

Кроме того, предусмотрены удвоенные тарифные ставки (оклады) работникам. При начислении доплат и надбавок в этом случае базовым показателем их размера является удвоенная тарифная ставка (оклад, должностной оклад).

Особые условия

Остановимся на оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся:

— Крайний Север (северо-восточные районы, северные районы Сибири, северные районы европейской части);

— местности, приравненные к районам Крайнего Севера (дальневосточные районы и другие местности);

— южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири;

— Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера);

— южные районы Западной Сибири, Урал.

Перечень местностей с тяжелыми условиями труда, где вводится районный коэффициент, установлен законодательством Союза ССР и с некоторыми изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. В последнее время к числу районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесена территория Республики Тыва.

Работа в таких районах и местностях является основанием для установления повышенной оплаты труда в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

Назначение районных коэффициентов — компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ред. от 24.07.2009) лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент.

Размеры районных коэффициентов, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в пределах от 1,1 до 2,0. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок за месяц работы.

Нельзя не подчеркнуть, что ст. 148 ТК РФ имеет отсылочный характер. В ст. ст. 315 — 317 Трудового кодекса РФ установлены районные коэффициенты и северные надбавки, применяемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые являются основными способами повышения оплаты труда работников в неблагоприятных природных климатических условиях.

Другие неблагоприятные условия

В других местностях с неблагоприятными условиями проживания (высокогорные, пустынные и безводные) установлена доплата в виде коэффициентов, которые предусматриваются в нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1996 N 1489 с 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,15 на территории Александро-Гайского района Саратовской области.

Статья 148 ТК РФ распространяется на работников, проживающих и работающих в неблагоприятных природных климатических условиях, т. е. на отдельные категории работников. В связи с этим представляется целесообразным предложить законодателю исключить данную статью из гл. 21 «Заработная плата» ТК РФ. В данном контексте предусмотреть эту норму в разд. XII ТК РФ, в гл. 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Одновременно целесообразно было бы уточнить название гл. 50 ТК РФ, а именно: «Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями».

Кардинальное решение проблемы, конечно же, видится не в повышенной оплате труда, не в материальном стимулировании работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии предусмотрено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах (п. 4).

Библиографический список

1. Дутчак А. В. Оплата труда за работу во вредных и опасных условиях // Трудовое право. 2009. N 2.

2. Саликова Н. М. Оплата труда в Российской Федерации. Правовое исследование. Екатеринбург, 2003.

3. Сойфер В. Г., Желтов О. Б. Правовые проблемы оплаты труда: теория и практика // Трудовое право. 2007. N 6.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *