Оформление ремонта основных средств

Положение об учете основных средств

1.1. Настоящее Положение об учете основных средств (Положение) определяет порядок учета основных средств в ООО «Компания «Радуга» (Компания).

1.2. Положение относится к числу локальных нормативных актов Компании и разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами Компании, регламентирующими порядок учета материальных ценностей.

1.3. Положение (новые редакции Положения) утверждается, изменяется и отменяется по решению Генерального директора Компании на основании изданного приказа по основной деятельности.

1.4. В Положение могут вноситься изменения и (или) дополнения путем принятия новой редакции Положения.

1.5. Положение не имеет обратной силы и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

1.6. Постоянным местом хранения Положения является канцелярия Компании.

Раздел 1. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения при принятии к учету основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд Компании;
  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • Компанией не предполагается последующая перепродажа;
  • способность приносить Компании экономический доход в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

1.2. Основные средства Компании подразделяются по видам:

  • офисное оборудование;
  • компьютерная и оргтехника;
  • оборудование производственного назначения.

1.3. Единицей учета основных средств является инвентарный объект с присвоением ему индивидуального инвентарного номера. Инвентарным объектом основных средств признается:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Раздел 2. Порядок оценки основных средств

2.1. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.

2.2. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признаются суммы фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление. Фактическими затратами являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консалтинговые услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретался объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фактические затраты Компании на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

2.3. В целях учета стоимости основных средств все затраты, понесенные Компанией с целью модернизации основного средства, включаются в стоимость инвентарного объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) основного средства.

2.4. Стоимость объекта основных средств погашается начислением амортизации линейным способом.

2.5. В целях внутреннего учета Компании амортизация начисляется с учетом источника финансирования:

  • при приобретении основного средства за счет средств действующих проектов — амортизационные начисления начисляются единовременно в размере 100%;
  • в остальных случаях амортизация начисляется линейным способом в соответствии со сроком полезного использования основного средства.

2.6. При выбытии (продаже/передаче) основного средства, приобретенного за счет средств действующего проекта (начисление амортизации в размере 100%) и с неистекшим сроком полезного использования, финансовым департаментом производится переоценка основного средства. Суммы излишне начисленной амортизации включаются в сумму переоценки и относятся на счет нераспределенной прибыли Компании (увеличение прибыли).

Раздел 3. Документальное оформление движения основных средств

3.1. При приобретении основных средств в финансовый департамент должны быть переданы первичные документы, подтверждающие стоимость основных средств (счет-фактура, товарная накладная (ТОРГ-12)).

3.2. Для учета ввода в эксплуатацию объекта основных средств оформляется акт о приеме-передаче основных средств (форма N ОС-1) с присвоением инвентарного номера объекта. Данные приема и исключения основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств. При вводе в эксплуатацию основного средства в графе «Место эксплуатации» указывается структурное подразделение Компании, в графе «ответственное лицо» — Ф.И.О. владельца рабочего места. На Акте ввода в эксплуатацию ставятся подписи:

  • материально ответственного лица, отвечающего за учет данной группы товара;
  • владельца рабочего места;
  • начальника структурного подразделения.

Данный акт составляется в 2 экз.: первый экземпляр передается в отдел планирования и контроля, второй экземпляр остается у материально ответственного лица, отвечающего за сохранность данной группы оборудования.

3.3. При перемещении основного средства между сотрудниками Компании должна быть составлена накладная на внутреннее перемещение объекта основных средств (форма ОС-2).

При перемещении основного средства между сотрудниками одного структурного подразделения при оформлении накладной на внутреннее перемещение указывается:

  • Ф.И.О. сотрудника, сдавшего основное средство;
  • Ф.И.О. сотрудника, принявшего основное средство;
  • Ф.И.О. начальника структурного подразделения.

Документ заверяется подписями вышеуказанных лиц, составляется в 1 экз., который передается для внесения информации в инвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств материально ответственному за данную группу основных средств лицу.

При перемещении основного средства между структурными подразделениями Компании при оформлении накладной на внутреннее перемещение указывается:

  • Ф.И.О. сотрудника, сдавшего основное средство;
  • Ф.И.О. начальника структурного подразделения, сдавшего основное средство;
  • Ф.И.О. сотрудника, принявшего основное средство;
  • Ф.И.О. начальника структурного подразделения, принявшего основное средство.

Документ заверяется подписями вышеуказанных лиц и составляется в 3 экз.:

1-й экз. остается у начальника структурного подразделения, сдавшего основное средство;

2-й экз. передается начальнику структурного подразделения, принявшему основное средство;

3-й экз. передается материально ответственному за данную группу основных средств лицу для внесения информации в инвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств.

3.4. При выбытии (списании) пришедшего в негодность основного средства оформляется Акт на списание основного средства (форма N ОС-4).

Акт на списание составляется в 2 экз., подписывается членами комиссии, назначенной генеральным директором Компании, утверждается у генерального директора Компании. Первый экземпляр акта передается в отдел планирования и контроля, второй экземпляр остается у материально ответственного лица, отвечающего за сохранность данной группы основных средств. В Акте на списание указывается причина выбытия основного средства.

Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.

Списанные основные средства либо подлежат утилизации, либо остаются на хранении в Компании до момента принятия решения. В случае если списанные основные средства остаются на хранении в Компании, по каждому отдельному инвентарному объекту ведется учет с присвоением ему индивидуального номера (СП-N…). Данные о списанных основных средствах регистрируются в отдельной книге по учету списанных инвентарных объектов.

Раздел 4. Порядок проведения инвентаризаций основных средств

4.1. Инвентаризация в Компании проводится по распоряжению генерального директора не реже двух раз в год (по итогам первого полугодия, по итогам года).

4.2. Инвентаризация проводится в обязательном порядке в случае:

  • смены материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • установления фактов недостачи, хищения, злоупотребления и порчи имущества.

4.3. Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, утвержденной приказом (распоряжением) генерального директора, которая проверяет наличие и использование основных средств, выявляет неиспользуемое имущество. В состав инвентаризационной комиссии включаются материально ответственные за сохранность основных средств лица и сотрудники финансового подразделения Компании.

4.4. По результатам инвентаризации сотрудниками инвентаризационной комиссии составляется инвентаризационная опись основных средств. Инвентаризационная опись составляется по местонахождению основных средств и материально ответственным лицам. При выявлении неиспользуемого оборудования составляется отдельная инвентаризационная опись.

Все описи должны быть подписаны членами инвентаризационной комиссии, материально ответственными лицами и переданы в отдел планирования и контроля.

4.5. Если в ходе проведения инвентаризации выявляются объекты, не отраженные в учете, то они оцениваются по рыночной стоимости и вносятся в опись.

4.6. При выявлении в ходе инвентаризации основных средств, непригодных к эксплуатации, данные объекты вносятся в отдельную инвентаризационную опись с указанием даты ввода в эксплуатацию и причин непригодности.

4.7. При выявлении в ходе инвентаризации расхождений фактического наличия имущества с данными учета Компании производится корректировка учетных данных:

  • излишки подлежат оприходованию по рыночной стоимости, с отнесением на счет «Нераспределенная прибыль отчетного года»;
  • недостача списывается за счет виновных лиц.
Интеллектуальная собственность в связи с вступлением в силу гк РФ (часть четвертая)
Положение о материальной ответственности

Ремонт зданий и сооружений

Ремонт зданий и сооружений подразделяется на текущий и капитальный. Поскольку в целях бухгалтерского учета ни Инструкция N 25н <1>, ни нормативные акты по бюджетному учету не содержат определения данных понятий, необходимо обратиться к документам в области строительства.

<1> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

В соответствии с разд. 3 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004) (далее — МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели (п. 3.8 МДС 81-35.2004).

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д. Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В соответствии с вышеуказанными определениями текущий ремонт предусматривает проведение только незначительных работ по «подкраске», подклейке обоев и других, следовательно, все основные работы должны проводиться в рамках капитального ремонта. Однако на практике бюджетному учреждению получить денежные средства на текущий ремонт гораздо проще, чем на капитальный, поэтому в ходе текущего ремонта нередко выполняются работы капитального характера.

Перечень основных работ, проводимых при текущем и капитальном ремонте, приведен для объектов социально-культурной сферы в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, а для объектов производственной сферы — в «Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» (МДС 13-14.2000), утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.

Обратите внимание: именно этими документами будут пользоваться ревизоры в случае проведения проверки на предмет отнесения выполненных работ к текущему или капитальному ремонту.

Согласно Приказу Минфина России от 08.12.2006 N 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Приказ N 168) расходы по текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений относят на одну подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества», следовательно, выполнение работ капитального характера в ходе текущего ремонта по результатам проверки, скорее всего, будет признано неэффективным, а не нецелевым использованием денежных средств. Согласно ст. 289 БК РФ, п. 2 Приказа Минфина России от 26.04.2001 N 35н «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации» нецелевое использование бюджетных средств — использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Обоснование необходимости проведения ремонтных работ

При осуществлении текущего и капитального ремонта бюджетное учреждение должно уделить особое внимание обоснованию их проведения. Потребность в текущем ремонте объектов и объем работ следует определять на основании результатов плановых технических осмотров, которые проводят два раза в год — весной и осенью. Согласно п. 3.5 ВСН 58-88 (р) весной проверяют готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливают объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточняются объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра. Осенью — готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период, а также уточняют объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

Для обоснования капитального ремонта бюджетными учреждениями должны составляться дефектные ведомости или дефектный акт, формы которых не утверждены, следовательно, их можно составить в произвольной форме. После того как учреждение определилось с недостатками, которые необходимо устранить, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается договор подряда (в случае если учреждение не может провести ремонт собственными силами). Смета составляется по форме, приведенной в Приложении N 2 к МДС 81-35.2004. В случае капитального ремонта кроме локальной сметы должен быть составлен сводный сметный расчет по форме, приведенной в указанном Приложении.

Обратите внимание: если в ходе капитального ремонта будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий и сооружений, то он должен проводиться на основании разрешения на строительство (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Строительство

В соответствии с разд. 3 МДС 81-35.2004 при новом строительстве возводятся комплексы объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе.

При реконструкции (переустройстве) зданий и сооружений, проводимой в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды, могут осуществляться:

  • расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
  • строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
  • строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

После принятия решения о строительстве нового здания (сооружения) бюджетному учреждению прежде всего необходимо оформить документы на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство, так как в соответствии со ст. 222 ГК РФ в случае создания здания (сооружения) на земельном участке, не отведенном для этих целей, построенное здание может быть признано самовольной постройкой, подлежащей сносу.

Оформив права на земельный участок, учреждение обязано определить способ строительства. Их два: первый — учреждение может строить объект своими силами, без привлечения специализированной подрядной организации (хозяйственный способ); второй — заключить договор на строительство с подрядной организацией и оставить за собой функции заказчика-застройщика. (Перечень функций заказчиков-застройщиков приведен в Положении о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 714.)

Напомним, что в соответствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 01.01.2007 прекращается лицензирование видов деятельности, связанных с проектированием, строительством зданий и сооружений и инженерными изысканиями для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

В силу ст. 743 ГК РФ объем и содержание выполняемых работ устанавливаются в соответствии с технической документацией и сметой. Основным нормативным документом, подробно регламентирующим вопросы, связанные с технической документацией для строительных работ, является Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (СНиП 11-04-2003). Проектно-сметная документация при строительстве хозяйственным способом оформляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому при строительстве подрядным способом, и подготавливает ее специализированная проектная организация.

Сметная документация составляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства — подрядным или хозспособом. Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 ГК РФ), которая представляет перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации сметная стоимость строительства или реконструкции подлежит утверждению руководителем учреждения, что будет являться основанием для начала финансирования.

Обратите внимание: утверждение проектно-сметной документации до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации — одно из самых распространенных нарушений в бюджетных учреждениях и не соответствует п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».

Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция в РФ осуществляются на основании разрешения на строительство — документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости совершить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения.

Обратите внимание: выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, указанных в п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Оплата выполненных строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ, в соответствии с Постановлением Росстата от 11.11.1999 N 100 должна производиться только на основании унифицированных форм первичной учетной документации — КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». Однако очень часто строительные организации использует свои собственные формы. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Строительная организация может дополнять унифицированные формы первичной учетной документации реквизитами, но удалять какие-либо реквизиты, предусмотренные формой, она не вправе.

Необходимо отметить, что согласно Письмам Федеральной службы государственной статистики России от 31.05.2006 N 01-02-9/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11», Минфина от 11.02.2003 N 16-00-14/56, а также п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ не допускается заполнение унифицированных форм первичной учетной документации в условных единицах, а также графы 6 формы КС-2 в процентном выражении.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ ввод построенного здания или сооружения осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Как и в случае выдачи разрешения на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику на основании заявления тем же органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации. Обязанность подать заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, возлагается на учреждение, за которым это имущество закреплено на основании акта соответствующего уполномоченного органа (Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности»).

Бюджетный учет

Расходы на ремонтные работы и строительство в бюджетном учете отражаются в полном объеме в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от их оплаты. Названные виды работ проводятся в строгом соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в учреждении. Расходы по ремонтным работам, осуществленным за счет бюджетных средств, отражаются по дебету счета 1 401 01 200 «Расходы учреждения». В случае осуществления работ за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они отражаются на счете 2 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Что касается строительства, то в соответствии с п. 72 Инструкции N 25н учет операций по строительству и реконструкции объектов основных средств ведется по дебету счета 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства». После завершения строительства (реконструкции) в бюджетном учете на общую сумму произведенных расходов будет сделана следующая запись:

Дебет счета 101 00 310 «Основные средства»

Кредит счета 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства».

Согласно Приказу N 168н по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» ЭКР отражается оплата стоимости договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:

  • зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений;
  • материалов для подрядчика;

На данную статью относятся также расходы на:

  • новое строительство объектов, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться в оперативном управлении государственных и муниципальных учреждений;
  • оплату договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, необходимость в которых возникает в процессе осуществления строительно-монтажных работ на объектах.

Рассмотрим отражение в бюджетном учете операций по проведению ремонтных и строительных работ, осуществляемых за счет разных источников финансирования.

Пример 1. Поликлиника за счет средств, полученных от оказания платных услуг, провела хозспособом текущий ремонт кабинета для оказания платных стоматологических услуг. Для ремонта ею были приобретены строительные материалы на сумму 29 500 руб. (в том числе НДС — 4500 руб.). Операции по приносящей доход деятельности не подлежит обложению НДС.

В учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Оприходованы материалы, поступившие

от поставщика, на основании

счета-фактуры

2 105 04 340

2 302 22 730

29 500

Оплачены материалы

2 302 22 830

2 201 01 610

29 500

Списаны на основании Акта о списании

материальных запасов использованные

строительные материалы

2 106 04 340

2 105 04 440

29 500

В случае проведения работ по ремонту зданий и сооружений подрядным способом операции в бюджетном учете будут отражены следующим образом.

Пример 2. Районной больницей заключен договор строительного подряда с ООО «Стройдом» по капитальному ремонту помещений первого этажа больницы. Стоимость работ по договору составляет 1 062 000 руб. (в том числе НДС — 162 000 руб.). Договором предусмотрена предоплата в размере 30%. Финансирование работ осуществляется за счет средств бюджета.

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Перечислен аванс подрядчику

1 206 08 560

1 304 05 225

318 600

Оказаны услуги по ремонтным работам,

подтвержденные актом о выполненных

работах

1 401 01 225

1 302 08 730

1 062 000

Произведен зачет аванса

1 302 08 830

1 206 08 660

318 600

Произведен расчет с подрядной

организацией

1 302 08 830

1 304 05 225

743 400

Бюджетные учреждения не приобретают здания и сооружения за счет средств, полученных от оказания приносящей доход деятельности. Как правило, они приобретены на бюджетные средства. Несмотря на это, учреждения достаточно часто проводят ремонтные работы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Как в этом случае отразить произведенные расходы, показано в следующем примере.

Пример 3. Областная больница частично за счет средств, полученных от оказания платных услуг, и частично за счет бюджетных средств осуществила реконструкцию помещения. Здание числится на балансе областной больницы и приобретено ею за счет бюджетных средств. Работы по реконструкции проводит подрядная организация. Их стоимость согласно условиям договора и смете равна 1 750 000 руб. За счет бюджетных средств подрядчику были уплачены 520 000 руб. За счет средств, полученных от оказания платных услуг, — 1 230 000 руб. Лицевые счета областной больницы обслуживаются в территориальном органе Федерального казначейства.

В бюджетном учете данные операции можно отразить так:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Приняты работы подрядчика согласно

акту выполненных работ

  • по бюджетной деятельности

1 106 01 310

1 302 19 730

520 000

  • по приносящей доход деятельности

2 106 01 310

2 302 19 730

1 230 000

Оплачены подрядчику произведенные

работы

  • за счет бюджетных средств

1 302 19 830

1 304 05 310

520 000

  • за счет средств, полученных от

приносящей доход деятельности

2 302 19 830

2 201 01 610

1 230 000

Списаны (переведены) капитальные

вложения в бюджетную деятельность на

основании разрешения главного

распорядителя <*>

2 401 01 241

2 106 01 410

1 230 000

Приняты на учет капитальные вложения

в бюджетную деятельность на

основании разрешения главного

распорядителя <*>

1 106 01 310

1 401 01 180

1 230 000

Увеличена первоначальная стоимость

помещения <*>

1 101 02 310

1 106 01 410

1 750 000

<*> В данном случае автор статьи опирался на разъяснения Минфина, данные в Письме от 25.05.2006 N 02-14-10а/1354. Для осуществления этой операции учреждению следует получить разрешение главного распорядителя.

Налоговый учет

В случае если ремонтные работы, а также работы по строительству, реконструкции и перевооружению зданий и помещений осуществлялись за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, то актуален вопрос отражения данных расходов в налоговом учете.

Учреждения вправе в целях налогообложения признавать расходы, используя кассовый метод или метод начисления. Следует помнить, что согласно ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал.

В силу того что у учреждений здравоохранения, как правило, сумма выручки за четыре квартала превышает 1 000 000 руб., они используют метод начисления. В этом случае расходы на ремонтные и строительные работы в налоговом учете отражаются в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они проводились. Вследствие этого данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль отчетного периода (года).

В соответствии с п. 2 ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения здравоохранения предусмотрено финансирование расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников (бюджетного и внебюджетного), то в целях налогообложения прибыли принятие таких расходов на уменьшение доходов от приносящей доход деятельности и средств целевого финансирования производится пропорционально объему средств, полученных от этой деятельности, в общей сумме доходов. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и др.).

Пример 4. Бюджетное учреждение здравоохранения в III квартале 2006 г. получило выручку от оказания платных медицинских услуг в размере 1 500 000 руб. Объем бюджетных ассигнований за этот период составил 4 000 000 руб. В III квартале 2006 г. были оплачены ремонтные работы, выполненные по договору подряда на оказание работ по текущему ремонту кабинетов, в сумме 300 000 руб. (в том числе за счет средств целевого финансирования — 50 000 руб.). (Все суммы даны без учета НДС).

Доходы от коммерческой деятельности в общей сумме доходов составят: 1 500 000 руб. / (4 000 000 руб. + 1 500 000 руб.) x 100% = 27%.

Рассчитаем, в каком размере расходы на проведение ремонтных работ могут уменьшать прибыль в целях налогообложения: 300 000 руб. x 27% / 100% = 81 000 руб.

Следовательно, бюджетное учреждение здравоохранения в целях налогообложения прибыли может уменьшить налогооблагаемую базу на сумму 81 000 руб., а не на сумму фактически произведенных расходов — 250 000 руб. (300 000 — 50 000).

Если финансирование на проведение ремонтных работ за счет бюджетных средств не предусмотрено, то данные расходы можно учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме, в случае если эксплуатация указанных основных средств связана с приносящей доход деятельностью (п. 3 ст. 321.1 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли затраты, связанные с приобретением или созданием основных средств, являющихся амортизируемым имуществом. Данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль через систему амортизации либо единовременно при реализации данного имущества (пп. 3 п. 2 ст. 253 и ст. 268 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ в налоговом учете налогоплательщики самостоятельно определяют метод начисления амортизации (линейный или нелинейный). Как правило, в целях сближения налогового и бюджетного учета применяется линейный метод начисления амортизации.

Напомним, что в соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ с 01.01.2006 налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Пример 5. Бюджетное учреждение здравоохранения 20.09.2006 ввело в эксплуатацию построенное (за счет средств от приносящей доход деятельности) сооружение стоимостью 900 000 руб., относящееся к 8-й амортизационной группе. Срок полезного использования для данного сооружения составляет 300 мес. В соответствии с утвержденной учетной политикой для целей налогообложения учреждение включает в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения в размере 10%.

Рассчитаем размер расходов на капитальные вложения, включаемые в расходы отчетного периода: 900 000 руб. x 10% / 100% = 90 000 руб.

Определим месячную норму амортизации линейным методом: 1 / 300 x 100% = 0,33%.

Рассчитаем месячную сумму амортизации: ((900 000 — 90 000) руб.) x 0,33 / 100 = 2673 руб.

А.Гусев

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Оплата услуг, оказываемых медицинскими учреждениями женщинам по родовым сертификатам
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней в медицинском оборудовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *