Обязательный аудит для кого

Обязательный аудит проводится в случаях:

  • •1 Этап. 1917-1920 гг. Концепция отрицания правового регулирования хозяйственных отношений. А.Г. Гойхбарг.
  • •2 Этап. С 1920г. Период нэПа. П.И. Стучка.
  • •3 Этап. 1930-е гг. Довоенная школа единого хозяйственного права. Гинцбург и Пашуканис.
  • •4 Этап. Конец 1950-х-1980-е гг. Послевоенная концепция единого хозяйственного права. Лаптев и Мамутов.
  • •5 Этап. 1990е – по настоящее время. Мартемьянов и Ершова. Современная школа предпринимательского права.
  • •3. Оформление учредительных документов.
  • •7. Государственная регистрация юридического лица в установленном законом порядке.
  • •Меры предупреждения банкротства:
  • •Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения
  • •Особенности заключения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления
  • •Особенности заключения мирового соглашения в ходе внешнего управления
  • •Особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства
  • •Последствия неисполнения мирового соглашения
  • •Имущество гражданина, не включаемое в конкурсную массу
  • •Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина
  • •Последствия признания гражданина банкротом
  • •Исполнение решения арбитражного суда
  • •Порядок удовлетворения требований кредиторов
  • •Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
  • •Упрощенные процедуры
  • •Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника
  • •Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом
  • •Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника
  • •Распределение выручки
  • •Сроки и место государственной регистрации
  • •Порядок представления документов при государственной регистрации
  • •Отказ в государственной регистрации
  • •Цели лицензирования
  • •Задачи лицензирования
  • •Лицензионные требования
  • •Действие лицензии
  • •Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
  • •Порядок переоформления лицензии
  • •Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
  • •Принципы технического регулирования
  • •Цели принятия технических регламентов
  • •Цели принятия технических регламентов
  • •Содержание и применение технических регламентов
  • •Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента
  • •Особый порядок разработки и принятия технических регламентов
  • •Цели стандартизации
  • •Принципы стандартизации
  • •Документы в области стандартизации
  • •Виды стандартов
  • •Цели подтверждения соответствия
  • •Принципы подтверждения соответствия
  • •Формы подтверждения соответствия
  • •Добровольное подтверждение соответствия
  • •Знаки соответствия
  • •Обязательное подтверждение соответствия
  • •Декларирование соответствия
  • •Обязательная сертификация
  • •Знак обращения на рынке
  • •Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами
  • •Классы опасности отходов
  • •Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
  • •Требования к объектам размещения отходов
  • •Трансграничное перемещение отходов
  • •Нормирование в области обращения с отходами
  • •Учет и отчетность в области обращения с отходами
  • •Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
  • •Плата за размещение отходов
  • •Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
  • •Утилизационный сбор
  • •Государственный надзор в области обращения с отходами
  • •Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
  • •Организация и проведение плановой проверки
  • •Организация и проведение внеплановой проверки
  • •Документарная проверка
  • •Выездная проверка
  • •Срок проведения проверки
  • •Ограничения при проведении проверки
  • •Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки
  • •Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки
  • •Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки
  • •Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  • •Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  • •Общественная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  • •Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона
  • •Ответственность в сфере ценообразования.
  • •Право хозяйственного ведения
  • •Право оперативного управления
  • •Правовой режим оборотных средств
  • •Правовой режим нематериальных активов
  • •Уставный (складочный) капитал
  • •Паевой фонд
  • •Уставный фонд
  • •Добавочный капитал
  • •Резервный фонд
  • •Резервы сомнительных долгов
  • •Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Амортизационный фонд.
  • •Средства целевого финансирования и поступлений
  • •Резервы предстоящих расходов и платежей
  • •Правовое регулирование
  • •Субъекты и объекты приватизации
  • •Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
  • •Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
  • •Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  • •Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество
  • •Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
  • •Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе
  • •Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе
  • •Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ
  • •Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг
  • •Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
  • •Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены
  • •Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ
  • •Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления
  • •Кредитование в сельском хозяйстве
  • •Товарный кредит
  • •Коммерческий кредит
  • •Расчеты платежными поручениями
  • •Расчеты по аккредитиву
  • •Расчеты по инкассо
  • •Расчеты чеками
  • •Недобросовестная конкуренция
  • •Субъекты конкурентных отношений
  • •Монопольно высокая цена товара
  • •Монопольно низкая цена товара
  • •Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
  • •8) Ведет:
  • •Классификация видов инвестиций
  • •Этапы инвестиционной деятельности
  • •Объекты инвестиционной деятельности
  • •Инвестиционные фонды
  • •Требования к акционерному инвестиционному фонду
  • •Прекращение паевого инвестиционного фонда осуществляется в случаях, если:
  • •Порядок прекращения паевого инвестиционного фонда
  • •Вклады товарищей
  • •Общее имущество товарищей
  • •Нотариальное удостоверение договора инвестиционного товарищества
  • •Условия договора инвестиционного товарищества
  • •Срок договора инвестиционного товарищества
  • •Ответственность товарищей по общим обязательствам
  • •Прекращение договора инвестиционного товарищества
  • •Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений
  • •Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
  • •Защита капитальных вложений
  • •Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями
  • •Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
  • •Льготы иностранным инвесторам
  • •Порядок заключения соглашения
  • •Условия выполнения работ
  • •Раздел продукции
  • •Инвестиционная деятельность в форме концессионных соглашений
  • •Типы особых экономических зон
  • •Правовые формы создания и реализации инноваций
  • •3. Договоры, направленные на создание производственных и иных условий для внедрения новшеств, нововведений:
  • •Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности
  • •Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности
  • •Виды рекламы
  • •Субъекты рекламных отношений
  • •Товары, реклама которых не допускается
  • •2. Вид рекламируемого товара. По данному критерию законодателем предусмотрены особые требования к рекламе:
  • •Организация и проведение проверок в сфере рекламы
  • •Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
  • •Правовое регулирование
  • •Классификация видов страхования
  • •Объект страхования
  • •Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств
  • •Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности
  • •Разрешение споров
  • •Организация ведения бухгалтерского учета
  • •Основные правила ведения бухгалтерского учета
  • •Правовое регулирование бухгалтерского учета
  • •Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • •Отчетный период, отчетная дата
  • •Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица
  • •Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • •Принципы регулирования бухгалтерского учета
  • •Документы в области регулирования бухгалтерского учета
  • •Субъекты регулирования бухгалтерского учета
  • •Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета
  • •Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета
  • •Административная ответственность
  • •Уголовная ответственность
  • •Официальный статистический учет
  • •Федеральное статистическое наблюдение
  • •Административная ответственность
  • •Стандарты оценочной деятельности
  • •Принципы оценочной деятельности
  • •Обязательность проведения оценки объектов оценки
  • •Методы и подходы к оценке
  • •Права оценщика
  • •Обязанности оценщика
  • •Обязательные требования к договору на проведение оценки
  • •Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки
  • •Правовое регулирование аудиторской деятельности
  • •Принципы
  • •Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
  • •Государственное регулирование аудиторской деятельности
  • •Саморегулируемая организация аудиторов
  • •Обязательный аудит проводится в случаях:
  • •Аудиторское заключение

>Обязательный аудит ООО и ОАО

Обязательный аудит — это проверка ведения бухгалтерского и налогового учета, а так же финансовой отчётности (и сопутствующей документации) организации или ИП.

Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

Если выручка Вашего предприятия превысила 400 млн. руб. за год, либо валюта баланса предприятия на конец отчетного года оказалась больше 60 млн. руб. – то необходимо раз в год после (или во время) составления бухгалтерской отчетности приглашать аудитора для проверки составленной отчетности.

Обязательный аудит ООО и АО также может потребоваться в случае проведения акционирования государственного унитарного предприятия в целях подтверждения достоверности промежуточного баланса, сформированного исполнительным органом предприятия на момент его преобразования в открытое акционерное общество.

Для открытых акицонерных обществ (ОАО) проведение ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно всегда, независимо от размера выручки и валюты баланса.

Для повышения качества бухгалтерской отчетности и в целях профилактики ошибок в бухгалтерском и налоговом учете рекомендуем проводить проверку поэтапно (например, в 2 этапа – летом и весной, или в 3, или в 4 этапа — по Вашему желанию).

Проведение аудиторской проверки — это не только проверка работы бухгалтерии. По результатам аудиторской проверки на основании анализа взаимодействия различных служб и отделов предприятия с бухгалтерией можно будет сделать вывод об эффективности работы предприятия в целом, выявить возможные риски, изъяны в системе внутреннего контроля.

Наличие положительного аудиторского заключения у предприятия является:

  • для контрагентов — одним из гарантом надежности предприятия в качестве коммерческого партнера и ведение своей деятельности в соответствии с требованиями гражданского законодательства;
  • для собственников — подтверждение факта, что полученная предприятием прибыль достоверна и сформирована в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету;
  • для исполнительного органа — деятельность предприятия эффективна, система внутреннего контроля надежна, активы и пассивы предприятия формируются на основании требований действующего законодательства РФ;
  • для персонала — предприятие ведет свою деятельность в соответствии с требованиями Трудового кодекса;
  • для налоговых органов — предприятие осознают важность исполнения требований Налогового кодекса, высокая степень надежности бухгалтерского и налогового учета, низкая вероятность обнаружения ошибок в учете и доначислений вследствие ошибок налогов и сборов.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. При этом для проведения обязательного аудита в критериях 2018 изменения не произошли. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2017 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

В каких случаях проведение аудита обязательно

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году


Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.
Узнать больше…

В рамках обязательного аудита проводятся следующие процедуры:

  • проверка достоверности финансовой отчетности;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности;
  • выявление налоговых угроз и рисков;
  • разработка рекомендаций по устранению недочетов.


Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.
Где можно заказать обязательный аудит?

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку
С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  1. Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  2. Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  3. Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  4. Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку
На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По данным Минфина России, в 2015 году среди аудиторских заключений 77,6% содержали положительное мнение, 21,6% мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,5%, а отказ от его выражения — 0,3%.

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Новые правила в проведении обязательного аудита

2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н — еще 18 стандартов.

Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.

Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ. Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P.S. КСК групп — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2016 году в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 12-е место.

Источники:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *