Нормы амортизации автомобилей

Содержание

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1. Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Автомобиль: определение срока полезного использования

Подавляющее большинство предприятий используют в своей деятельности те или иные транспортные средства, как собственные, так и арендованные. На страницах нашего журнала мы не раз касались вопросов, связанных с приобретением, содержанием, эксплуатацией и выбытием транспортных средств. Совсем недавно была опубликована статья «Расходы на ГСМ: нормировать или нет?» (N 9, 2012).

Сегодня мы рассмотрим две спорные ситуации, связанные с определением срока полезного использования (СПИ) для автомобилей. Напомним, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с его СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом Классификации ОС <1>. Сложности с определением СПИ возникают в силу того, что не всегда понятно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство, например при покупке дорогих иномарок представительского класса или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из 10 амортизационных групп, указанных в Классификации ОС.

<1> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Срок полезного использования для легковых авто представительского класса

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех лет до пяти лет включительно.

Легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса относятся к 5-й амортизационной группе. СПИ для этой группы составляет свыше семи лет и до десяти лет включительно.

Таким образом, легковые автомобили высшего класса в любом случае (независимо от объема двигателя) должны попасть в 5-ю амортизационную группу. В качестве примера можно привести такую машину представительского класса, как Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2496 куб. см, то есть менее 3,5 л.

Нормативные документы по налогообложению не дают ответа на вопрос, что считать «высшим классом», а налоговые органы любую дорогую иномарку готовы отнести к этому классу. Понять их можно, ведь минимальный СПИ составляет для 5-й группы 85 месяцев, а для 3-й — всего 37 месяцев. Если первоначальная стоимость автомобиля равняется, к примеру, 3 000 000 руб. и организация решит, что он относится к 3-й амортизационной группе, а СПИ определен как 37 мес., то ежемесячная сумма амортизации будет 81 081 руб. (3 000 000 руб. / 37 мес.). В свою очередь, налоговая инспекция, решив, что автомобиль следует относить к 5-й амортизационной группе, пересчитает месячную сумму амортизации, исходя из СПИ, равного 85 мес. Она составит 35 294 руб. (3 000 000 руб. / 85 мес.). Таким образом, месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому автомобилю, более чем в два раза превышает сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором. Это значит, что записи в акте налоговой проверки о занижении облагаемой базы по налогу на прибыль не избежать.

Итак, прежде всего бухгалтеру следует самому разобраться (а потом еще и доказать налоговому инспектору), к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относится легковой автомобиль, а для этого прежде всего нужно решить, является он автомобилем высшего класса или нет.

Из всех официальных разъяснений по этому поводу имеется лишь Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@, где говорится следующее.

Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) <2> установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. Принадлежность автомобиля к классу от особо малого до большого определяется по объему двигателя. Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, полагают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае этот вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

Нередко налоговые органы при проверке правильности определения СПИ для дорогой «легковушки» ссылаются на Методическое руководство РД 37.009.015-98, утвержденное Минэкономики 04.06.1998. Как следует из Приложения «И» данного документа, класс автомобиля определяется по его длине: отнесение к классу F «люкс» (равно как и к классу E «большой») обусловлено размерами автомобиля — свыше 4,6 м.

Здесь имеется одно «но»: машина может иметь длину более 4,6 м, но по другим техническим характеристикам не относиться даже к бизнес-классу.

Отметим, что в Минюсте данный документ не зарегистрирован и, как говорится в нем самом, предназначен для использования в оценочной деятельности и при проведении независимой технической экспертизы. Считаем, что эти доводы можно привести в ситуации, когда налоговая инспекция, предъявляя претензии, будет ссылаться на этот документ.

Что касается арбитражной практики, в качестве примеров приведем два документа:

  • Постановление ФАС ПО от 02.06.2011 N А72-6500/2010. Рассматривалась спорная ситуация относительно определения СПИ для автомобиля представительского класса «Фольксваген Фаэтон». По мнению организации, данный автомобиль относится к 3-й амортизационной группе, поскольку объем двигателя автомобиля менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, в налоговом учете он определен в целях начисления амортизации как четыре года. Судьи, исходя из вышеуказанных ОКОФ и Письма ГТК N 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к 5-й амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков;
  • Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК. Рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относить следующие автотранспортные средства: «Вольво» S80, «Мицубиси Грандис» 2.4, «Фольксваген Мультивен», объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в 3-ю амортизационную группу). Однако длина указанных транспортных средств превышает 4,6 м, и налоговые инспекторы «приписали» их к большому классу, отнесли к 5-й амортизационной группе, пересчитали амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислили налог на прибыль. Судьи же с таким подходом не согласились.

    Амортизация транспортных средств в 2018

    Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. ОКОФ устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение в использовании. Эти показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Судьи пришли к выводу, что такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если налогоплательщик сомневается, к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) отнести дорогую легковую машину с объемом двигателя менее 3,5 л, можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам (например, в дилерский центр, где приобретался автомобиль) — поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если машина относится к бизнес-классу, то ее можно включить в 3-ю амортизационную группу, а если к представительскому классу, то только в 5-ю.

Транспортное средство не поименовано в Классификации ОС

Как следует из п. 1 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик определяет СПИ с учетом Классификации ОС. В п. 6 данной статьи говорится, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют? В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономики.

Полагаем, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ, действовавший до вступления в силу гл. 25 НК РФ, — Постановление N 1072 <3>. Против такого подхода не возражают и арбитражные судьи. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2012 N А27-10607/2011. В этом Постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к 4-й амортизационной группе, налоговая инспекция — к 5-й.

<3> Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

Суд установил, что в Классификации ОС такой вид основного средства, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением N 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн», с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует 4-й амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ.

Суд пришел к выводу, что организация правомерно отнесла карьерный самосвал БелАЗ к 4-й амортизационной группе и правильно определила СПИ для расчета амортизации. При этом судьи сообщили: довод налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не является основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к 5-й амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления N 1072 для определения СПИ высказано и в Постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 N Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 N 09АП-10737/2011-АК <4>.

<4> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 N А40-130812/10-127-755.

Е.Л.Ермошина

Редактор журнала

«Налог на прибыль:

учет доходов и расходов»

Амортизация автотранспорта для целей бухгалтерского и налогового учета

На сегодняшний день почти каждой организации необходимо автотранспортное средство. Это может быть легковой автомобиль для служебных поездок, транспортное средство для перевозки грузов или целый парк автомашин. Поэтому вопрос правильного учета автотранспортного средства является актуальным практически для любого бухгалтера вне зависимости от того, каким видом деятельности занимается его организация.

Один из наиболее сложных моментов, который возникает при принятии автотранспортного средства к учету это порядок начисления амортизации. Этому вопросу и посвящена данная статья.

Итак, предположим организация «Альфа» приобрела автомобиль «Вольво» первоначальной стоимостью 290 000 руб. и объемом двигателя 3 литра.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете автомобиль признается основным средством, так как срок его полезного использования превышает 12 месяцев. Стоит автомобиль больше 10 000 руб., и использоваться он будет организацией в целях извлечения дохода, поэтому по нему необходимо начислять амортизацию. Этого требуют правила бухгалтерского (п.п.4, 17 ПБУ 6/01) и налогового учета (п.1 ст.256 НК РФ).

Для целей бухгалтерского учета начислять амортизацию, как известно, можно одним из четырех способов. Никаких ограничений по выбору того или иного способа начисления амортизации не установлено. Для целей налогообложения прибыли амортизация по транспортному средству начисляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 258 и 259 НК РФ.

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

ООО «Альфа» приняла решение применять линейный метод начисления амортизации как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.

Второй момент при принятии автомобиля к учету это определения срока полезного использования.
Для установления срока полезного использования автомобиля с целью максимального сближения бухгалтерского и налогового учета можно использовать Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).

Организация самостоятельно определяет срок полезного использования автомобиля на дату ввода его в эксплуатацию в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом сроков, установленных Классификацией ОС.
Прежде всего, необходимо определить, к какой амортизационной группе в соответствии с Классификацией ОС относится автомобиль. Затем устанавливается конкретный срок его полезного использования: организация может установить любой срок в рамках тех сроков, которые установлены для данной амортизационной группы.
Дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, принятого для объекта в рамках установленных амортизационной группой сроков, не требуется.

В нашем примере легковой автомобиль с объемом двигателя 3 литра относится к третьей амортизационной группе. То есть это имущество со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно (от 37 до 60 месяцев). Руководством организации установлен срок полезного использования 48 месяцев.

Определяем норму амортизации в месяц, применяя формулу расчета (1мес./48 мес.)*100% = 2,083%. Сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой 6040,7 руб. (290 000 * 2,083%).
Начиная с месяца, следующим за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного погашения его стоимости или выбытия бухгалтер ООО «Альфа» делает следующие проводки:
Дебет 20(26,44) – Кредит 02
— 6040,7 руб. – начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц.

Теперь несколько изменим условия примера. Предположим, что первоначальная стоимость автомобиля составила не 290 000 руб., а 480 000 руб.

Теперь для целей бухгалтерского учета сумма ежемесячной амортизации составит 9998,4руб. (480 000*2,083%).
Что касается налогового учета, то в соответствии с п. 9 ст. 259 НК РФ «по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5».

То есть бухгалтер организации «Альфа» имеет право принять в качестве расхода амортизационные отчисления в целях налогового учета всего лишь в сумме 4999,2 руб. ежемесячно (480 000 * 2,083% *0,5).
Для организаций применяющих ПБУ 18/02, это приведет к возникновению временных разниц, которые будут образовываться до тех пор, пока в бухгалтерском учете остаточная стоимость автомобиля не станет равна нулю (либо пока автомобиль не будет списан с баланса).

В этом примере бухгалтер может порекомендовать руководству организации завысить срок полезного использования автомобиля в целях начисления амортизации для бухгалтерского учета и установить срок полезного использования 96 месяцев. Конечно, для этого нужны основания, поскольку определение срока производится исходя из:

  • ожидаемого срока использования автомобиля в зависимости от производительности или мощности;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации;
  • нормативно — правовых и других ограничений использования этого объекта (п. 20 ПБУ 6/01).

Тогда сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета.

Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), а с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество, поскольку база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета. Что важнее для организации, решайте сами — выбор за вами.

Обратим внимание на следующий момент.
Понижающий коэффициент 0,5 применяется в том случае, если сформированная в момент приобретения стоимость автомобиля (микроавтобуса) превышает 300 000 руб. (400 000 руб.)
Но возможна ситуация когда организация проводит дооборудование автомобиля с отнесением затрат на увеличение первоначальной стоимости. И после этого стоимость автомобиля становится более 300 000 руб. Нужно ли в данном случае применять понижающий коэффициент 0,5?

Разъяснения по этому поводу даны в Письме УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 № 26-08/10738 «О налоге на прибыль организации». В нем говориться, что специальный коэффициент 0,5 применяется в том случае, если первоначальная стоимость автомобиля в момент его приобретения была выше пределов, установленных в п.9 ст. 259 НК РФ, не зависимо от того, как будет изменяться в дальнейшем его восстановительная стоимость.
Тем не менее, в Налоговом кодексе РФ данный момент четко не урегулирован, поэтому если Вы не готовы к спору с налоговыми органами, то для целей налогового учета сумму ежемесячных амортизационных отчислений нужно корректировать на поправочный коэффициент.

Помимо обязательного понижающего коэффициента в налоговом учете есть добровольные коэффициенты. Организация сама решает, применять их или нет. Соответствующее решение отражается в учетной политике организации.

Так, если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации организация может применить повышающий коэффициент не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ).
Так же если организация приобрела автомобиль в лизинг (по договору финансовой аренды), то согласно статье 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» по взаимному соглашению сторон организация – лизингополучатель имеет право применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Возможность применения коэффициента ускорения не выше 3 в налоговом учете четко прописана в п.7 ст.259 НК РФ.

Бухгалтер Отдела «Бухгалтерского учета и налогообложения» Ивашкина О.И.

Общие сведения

Амортизация автомобиля проводится с целью списать его стоимость по частям, когда они износили себя. Она считается, если – организация приобрела транспортное средство или был нанят сотрудник со своим транспортом.

Во время начисления амортизации нужно следовать правилам:

Организация самостоятельно выбирает метод Его необходимо указать в учетной политике
Способ, который был выбран Используется в течение всего периода полезного использования объекта
Отчисления производятся каждый месяц В размере 1/12 от общей суммы за год
Начисление начинать с месяца Который следует после того, когда транспортное средство ввели в эксплуатацию
Если объект полностью самортизирован Не нужно начислять по нему амортизацию (если автомобиль используется и дальше, то он просто списывается с баланса организации)
Начисление отображается По кредиту 02

Необходимо определить срок службы автомобилей до полного начисления амортизации.

Способов начисления несколько:

  • линейный;
  • уменьшаемый остаток;
  • списание пропорционально объему выполненной работы;
  • ускоренный метод.

Наиболее простой – линейный. Высчитывается по легкой формуле. Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет.

500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000. то есть каждый год стоимость автомобиля снижается на 50 тысяч рублей. Данный способ имеет недостаток – он не учитывает все затраты на автомобиль, поэтому результаты могут быть неточными.

Амортизация вычисляется в таких случаях:

  • если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу;
  • при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства;
  • при использовании личного автомобиля на работе;
  • во время передачи в лизинг.

Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный. Первый заключается в изменении стоимости транспортного средства в течение его использования.

На него оказывают влияние механические воздействия, природные явления и другие факторы. Причиной морального износа является появление более новых технологий.

Для определения амортизации необходимо знать его километраж. Чтобы ее рассчитать, нужно знать несколько показателей:

  • стоимость всех материалов, которые ушли на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Данные берутся за год;
  • стоимость замененной жидкости;
  • сведения о стоимости масла.

Для правильности расчетов можно записывать все расходы в тетрадь. В налоговом учете сумма начисленной амортизации по транспортному средству включается в косвенные расходы.

Что это такое

Амортизация автомобиля – это возмещение износа транспортного средства в денежном эквиваленте. Автомобиль имеет срок полезного использования.

Как только транспорт изнашивает себя, начисляется амортизация. В процессе ее проведения устанавливается, можно ли использовать автомобиль дальше или списать его.

Назначение процедуры

Сведения об амортизации дают возможность с максимальной точностью установить время и периодичность проведения осмотра автомобиля вне плана.

Также амортизация необходима для установления срока дальнейшего использования транспортного средства. При помощи этого процесса происходит возмещение финансов, которые были потрачены на покупку транспортного средства.

Правовая база

Начисление амортизации проводится на основании 259 статьи Налогового кодекса.

В соответствии с 258 статьей Налогового кодекса, срок полезного использования – период, в продолжение которого организация планирует использовать транспортное средство.

Возникающие нюансы

Когда транспортное средство приобретается, его необходимо зарегистрировать в государственной автоинспекции. Процедура может продлиться долго по ряду причин, например, отсутствовали бланки.

Амортизацию стоит начинать с того месяца, в котором этим транспортным средством начали пользоваться. Также разрешено амортизировать ТС, которое еще не поставлено на учет.

Срок использования устанавливается, исходя из следующих показателей:

Периода В течение которого планируется использовать ТС
Предполагаемых условий Эксплуатации

Срок амортизации легкового автомобиля

Прежде чем ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо определить срок службы легкового автомобиля для расчета амортизации.

При определении срока полезного использования автомобиля учитываются его характеристики. Они указаны в паспорте технического средства или в договоре.

Амортизация легкового автомобиля зависит от его класса. Легковые модели имеют их 5 – первые 4 зависят от объема двигателя.

Классификация:

К первому классу относятся автомобили Объем двигателя которых не превышает 1,2 л
Ко 2 Объем до 1,8 л
К 3 Не больше 3,5 л
К 4 классу Объем двигателя свыше 3,5 л

Если автомобиль 1-3 класса, то период амортизации составляет от 3 до 5 лет. У транспортных средств 4 группы – до 7 лет.
Автомобиль большого и высшего классов включены в 5 разряд, они имеют срок до 10 лет.

Какие существуют виды амортизации в бухгалтерском учете смотрите в статье: виды амортизации.

Как начисляется амортизация в налоговом учете в 2019 году, .

Для таких авто объем двигателя не важен. К 5 группе может относиться любое легковое транспортное средство – в законодательных актах критерий отнесений нет.

Сотрудники налоговой инспекции относят к этому классу автомобили с популярной маркой, высокой ценой, размерами – седан, лимузин и прочие.

В транспортных средствах отечественного производителя высший класс обозначается цифрой 5 в номере модели (она будет стоять первой).

В иномарках нет распределения по классам, поэтому при определении срока амортизации стоит полагаться на заключение от производителя.

При вычислении коэффициента амортизации берутся в учет следующие показатели:

  • возраст транспортного средства;
  • пробег в настоящее время;
  • производитель;
  • эксплуатационные условия, частота использования, климат;
  • экологическая ситуация в районе использования;
  • применение автомобиля – город, село или поселок.

Если транспортному средству не больше 5 лет, то формула намного проще – затраты на амортизацию будут составлять 15%-20% за год.

Грузовая машина

Когда организация приобретает транспорт и определяет его в качестве грузового, то следующий шаг – установить срок его полезного использования. При отнесении грузовика к определенной группе амортизации учитывается ряд факторов.

Классификация амортизационной группы грузовых автомобилей следующая:

Грузоподъемность менее 0,5 т 3 группа. Срок их использования – 3 5 лет
Грузоподъемность выше 0,5 т (но не больше 5 т) 4 группа. Срок их полезного использования – до 7 лет
При грузоподъемности более 5 т грузовой транспорт Относят к 5 группе со сроком использования до 10 лет

Грузовым автомобильным транспортом являются грузовики, фургоны, тягачи, прицепы.

При лизинге

Лизинг автомобильного транспорта – популярная и востребованная процедура. Это наиболее удобная форма приобретения транспортного средства.

Амортизационные отчисления применимы только к субъектам финансово-хозяйственной деятельности, физических лиц они не касаются. Ускоренная амортизация дает возможность быстрее списать средства, заменить их новыми.

Лизинг имеет преимущества и недостатки. Первыми являются:

  • минимальный налог на имущество;
  • уменьшение базы обложения налогами;
  • возможность купить объект лизинга по окончательной цене.

При определении налоговой базы основой служит остаточная стоимость. При ускоренной амортизации она будет снижаться быстрей.

При приеме автомобиля по лизингу получатель должен установить срок полезного использования. Срок может быть прописан в договоре.

В остальных случаях организация устанавливает его самостоятельно. Амортизация начинается с момента введения автомобиля в пользование.

Срок службы

Срок службы и гарантийный период – понятия разные, не нужно их путать. Согласно законодательству, срок службы – это период, в продолжение которого изготовитель транспортного средства обязан выполнять следующее:

  • обеспечивать возможность использования авто по назначению;
  • отвечать за недостатки, причиненные по его вине.

Покупатель в продолжение всего срока службы имеет право рассчитывать на следующее:

  • осуществление техобслуживания транспортного средства и его ремонт;
  • выдвижение требований, касающихся качества работы авто;
  • компенсацию вреда.

Поскольку грузовик является рабочей категорией транспорта, то срок его службы измеряется не в годах, а в километраже.

Для увеличения срока службы необходимо:

  • проходить своевременно технический осмотр;
  • не перегружать транспорт;
  • использовать качественные смазочные материалы;
  • во время производить замену масла;
  • заменять свечи, фильтры и прочие материалы;
  • покупать детали высокого качества;
  • проходить обслуживание в специальных центрах.

Срок службы легкового транспорта зависит от условий его использования. Эксплуатационный период может длиться до 15 лет. Иномарки могут прослужить дольше, машины отечественных производителей – не боле 8 лет.

Любое транспортное средство нуждается в расходном материале, который периодически необходимо менять. От его состояние зависит и комфорт езды, и жизнь владельца транспорта.

Чем больше проедет автомобиль, тем дольше срок его службы. Все компоненты автомобиля также имеют свой срок службы. Как только они изнашиваются, их необходимо заменять.

Генератора

Генератор оказывает влияние на работу аккумулятора. Срок его службы намного меньше, чем у двигателя – около 160 000 км пробега.

Амортизаторов

На амортизатор оказывает влияние плохая дорога и быстрая езда. Как результата – деталь разрушается. В машинах отечественных производителей исправность детали может длиться в продолжение 30000 км, в иномарках – до 70000 км.

Аккумулятора

Современное транспортное средство оснащено аккумулятором. Он заряжает электрической энергией все системы автомобиля.

Как и у другой детали у аккумулятора имеется срок службы. В среднем при нормальных условиях использования срок составляет до 5 лет.

Чтобы продлить срок, необходимо выполнять следующее:

  • не использовать разряженный аккумулятор;
  • облегчать пуск двигателя;
  • не разряжать аккумулятор во время пуска;
  • проходить регулярно техобслуживание;
  • отключать электрические приборы, когда автомобиль не движется.

Для охлаждения двигателя необходим радиатор. Срок его службы незначительный – не более 2 лет. Раз в год необходимо осматривать радиатор, поскольку он может износиться раньше времени.

Автошин

Износ детали зависит от характера вождения. Производители утверждают, что шины могут прослужить до 10 лет. Однако меняют их раз в 5-6 лет, бывает чаще.

Как проводится ускоренная амортизация в бухгалтерском учете узнайте из статьи: ускоренная амортизация.

Про нелинейный способ начисления амортизации, .

Как посчитать амортизацию оборудования, .

Когда устанавливается срок службы покрышек, берется во внимание величина пробега транспортного средства. У легковых автомобилей он составляет 45 000 км, у грузовых – 60 000 км.

Даже самая дорогая покрышка со временем изнашивается. Водитель должен следить за уровнем износа и вовремя менять шины. Это является залогом езды без происшествий.

Таким образом, любое транспортное средство подлежит амортизации. Срок ее устанавливается либо самостоятельно, либо берутся данные из договора. Каждая деталь автомобиля имеет свой срок службы.

Для увеличения срока существует немало способов. Главное – своевременно проходить технический осмотр транспортного средства и заменять устаревшие детали новыми.

Предыдущая статья: Виды амортизации Следующая статья: Расчет амортизации автомобиля

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

А в налоговом учете только 2 способа (п. 1 ст. 259 НК РФ):

  • линейный;
  • нелинейный.

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Большое количество компаний приобретают автомобили, которые используются для совершенно разных целей. Одним машины нужны для начальства, другие используются при доставке грузов и товаров, а третьи могут пригодиться в качестве транспорта при перевозке собственных сотрудников.

При этом автотранспорт полностью ложится на плечи бухгалтера, поскольку он также требует соответствующей отчётности.

Стоимость любой машины, которая стоит на балансе у компании или предприятия, постепенно списывается. Делается это за счёт амортизации. При этом крайне важно уметь правильно рассчитывать амортизацию и понимать суть этого процесса.

Что это

Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.

Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.

Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.

У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.

В группу No3 входят следующие транспортные средства:

  • легковые авто;
  • малогабаритные автобусы;
  • малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
  • машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.

Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:

  • автобусы с длиной не более 12 м.;
  • фургоны;
  • грузовики;
  • тягачи для прицепов;
  • инвалидные авто.

Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:

  • легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
  • грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
  • тягачи;
  • автопоезда;
  • спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).

То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.

Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.

Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.

Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:

  • отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
  • оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
  • эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
  • передавать автомобили в лизинг.

Для сотрудников, ведущих бухгалтерский и налоговый учёт, крайне важно знать, когда начинается амортизация, как определяется срок полезного использования и какой метод использовать при расчётах.

Определение сроков полезного использования

Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.

При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:

  1. Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
  2. Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).

Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:

  • ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
  • для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
  • в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.

Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.

В зависимости от того, к какой группе амортизации относится ТС, у каждого авто есть своя норма амортизации.

Термин выражается в виде числа, для определения которого учитывают готовую амортизационную сумму и изначальную стоимость транспортного средства. Проще всего это разобрать на примере.

Компания приобрела автомобиль стоимостью 1 миллион рублей для служебных нужд. Согласно нормам, размер годовой амортизации составит 200 тысяч. Если разделить эти 200 тысяч рублей на 1 миллион, получится 0,2, то есть 20%.

В зависимости от автотранспортных средств, норма амортизации не может превышать значение 50%. А минимальный показатель нормы амортизации составляет 3%.

Вопрос теперь только в том, как правильно сделать расчёты, используя исходные данные.

Методы для расчёта

Теперь непосредственно о том, как правильно рассчитать амортизацию для автомобиля. Всего существует несколько методов, каждый из которых теоретически можно использовать.

Но амортизационные значения считаются для каждой ситуации отдельно. Ответственные за бухгалтерию сотрудники выбирают, как и каким методом будет рассчитываться амортизация для принятого на баланс автомобиля.

Если говорить применительно к частному лицу, то для него не составит большого труда разобраться в том, как грамотно рассчитать амортизацию своего автомобиля на 1 км. Первые шаги к этому начинаются с определения расходов на запчасти, замену масла, ремонт и прочие траты в течение года. Затем эту сумму нужно просто поделить на пройденное за год количество километров. Это позволит понять, сколько денег вы тратите на 1 километр пробега. Топливо в расчёт не берётся.

Но на крупных предприятиях и в компаниях, где на балансе стоит большое количество различных транспортных средств, рассчитывать амортизацию намного сложнее. К каждому отдельному ТС применяется индивидуальный подход, поскольку они отличаются по норме амортизации, срокам полезного использования и прочим характеристикам.

У каждого метода есть свои особенности, как рассчитывается правильная амортизация для находящегося на балансе автомобиля. Её можно рассчитывать по пробегу, или использовать более простые методы.

Ведь на износ ТС, который определяется в процентах, влияет:

  • пробег;
  • износ из-за возраста авто;
  • показатель износа;
  • эксплуатационный фактический период;
  • регион;
  • корректирующий коэффициент и пр.

Чтобы не искать и не вычислять эти значения самостоятельно, используется соответствующая бухгалтерская литература, нормативные акты и прочие официальные документы.

При расчётах принято использовать следующие методы.

  1. Линейная методика. Суть заключается в том, что все отчисления равномерно распределяются на весь эксплуатационный период. То есть суммы списываются равными частями. У этого метода есть ряд преимуществ в виде простоты, удобства расчётов и одинакового распределения всей амортизации. Но методика не подойдёт организациям, которые заинтересованы в оплате большего процента в начальный эксплуатационный период после принятия транспортного средства на баланс. Также этот способ не даёт возможности вести учёт моментального ремонта автомобиля, подвергнувшегося моральному износу.
  2. Уменьшаемый остаток. Особенностью метода является выполнение наибольших отчислений именно в начальный период эксплуатации автотранспортного средства. Это обусловлено тем, что в этот период автомобиль обладает более высокой производительностью. Но постепенно она будет падать. Потому для многих компаний целесообразно провести амортизацию в первые несколько лет. При расчётах требуется знать начальную и остаточную стоимость ТС, а также длительность полезного использования.
  3. Отчисления по СПИ. Метод несколько похож на предыдущий способ расчёта. Считается ускоренным, поскольку максимальные отчисления осуществляются в начальный эксплуатационный период. Для вычислений в качестве основы используют начальную стоимость, при которой автомобиль брали на баланс.
  4. Ускоренный метод. Актуален для тех транспортных средств, которые находятся в аренде или лизинге. Для расчётов требуется умножить норму на специальный коэффициент. Он может составлять от 1 до 3. При этом применяются целые и дробные числа. Такая методика позволяет снизить доходный налог в период аренды, уменьшить имущественные налоги на ТС и выкупить арендованное транспортное средство по стоимости, которая будет в несколько раз ниже начальной.

Если отчёты требуется сдавать для бухгалтерского и налогового учёта, оптимальным выбором станет линейный метод. Он подходит для обеих ситуаций.

Отчисления следует прекратить с первого числа того месяца, когда автотранспортное средство списали, либо же его уже амортизировали полностью.

Когда автомобили амортизированы, их остаточная стоимость приравнивается к нулю. Потому отображать машины на балансе не нужно.

На самом деле процесс расчётов амортизации достаточно сложный. Потому такую процедуру следует доверять исключительно квалифицированным специалистам. Процедура отчислений подразумевает использование целого ряда исходных данных. Многие из них усреднённые и могут браться из специализированной литературы, нормативно-правовых актов и пр.

Следует добавить, что при ремонте и модификации транспортных средств начисления допускается прекратить сроком до 1 года. При передаче ТС по условиям договора, предусматривающим безвозмездное использование, начисления по амортизации также прекращаются. Ещё одним исключением, когда амортизация не начисляется, является временная консервация. Это чаще всего встречается в работе сельскохозяйственных предприятий.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салонеМас Моторс

Методы расчета в организации в бухгалтерском учете

Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.

В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01 предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:

  1. Линейный;
  2. Уменьшаемого остатка – ускоренный;
  3. По сумме чисел лет срока использования;
  4. Пропорционально объему продукции, услуг, работ.

Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.

Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств.

Читайте также о расчете амортизации:

  • для компьютерной техники;
  • для офисной мебели.

Как рассчитать линейным способом?

Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.

Методика расчета:

  • Определяется норма амортизации в год или месяц:

Формула:

Норма А. = 1 / СПИ в месяцах * 100%.

  • Рассчитывается ежемесячная сумма амортизационных отчислений:

Формула:

Ежемесячная А. = Первоначальная стоимость * Норма А.

Пример

Исходные данные:

Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.

Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.

В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.

Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).

Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.

Расчет:

Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.

Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.

Ускоряющий коэффициент

Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.

Бухгалтерский и налоговый учет имущества в лизинге.

Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.

За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.

Методика расчета:

  • Определяется норма амортизационных отчислений.

Формула:

Норма А. = 1 * Куск. / СПИ в годах * 100%.

Куск. – ускоряющий коэффициент в пределах 3.

  • Считается остаточная стоимость на начало года

Формула:

Стоимость ост. = Стоимость первоначальная – Начисленная амортизация.

  • Вычисляется годовая амортизация.

Формула:

Годовая А. = Стоимость ост. * Норма А.

  • Считается ежемесячная амортизация

Формула:

Ежемесячная А. = Годовая А. / 12 мес.

В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.

Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.

Пример при лизинге

Исходные данные:

Организация в декабре 2017 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.

По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.

Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.

Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.

Начисление начинается с 1 января 2018 года.

Расчет:

Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.

1-й год:

Стоимость ост. = 350 000.

Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.

Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.

2-й год:

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.

Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.

Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.

3-й год:

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881

Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.

Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.

Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.

Как посчитать по километражу машины?

Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.

В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.

Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.

Методика расчета:

  • Определяется норма отчислений на 1 километр.

Формула:

Норма А. = Стоимость первоначальная / Нормативный пробег.

  • На основании фактического километража, которое проезжает машина, каждый месяц или год проводится расчет амортизационных отчислений.

Формула:

Амортизация за 1 месяц = Фактический пробег в километрах * Норма А.

Пример начисления на 1 км пробега авто

Исходные данные:

Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.

Срок полезного использования – 7 лет.

Нормативный пробег = 180 000 километров.

За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.

Расчет:

Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км

А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.

А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.

и т.д.

Проводки

Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.

Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.

Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.

Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.

Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.

Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 .

Способы для налогового учета

Амортизацию важно знать в целях правильного расчета налога на прибыль. Амортизационные отчисления уменьшают налогооблагаемую базу за счет списания в расходы.

НК РФ достаточно строго определяет порядок списания стоимости основных средств посредством отчислений.

Для определения срока полезного использования разработана Классификация, в соответствии с которой для автомобиля может быть выбрана 3, 4 или 5 амортизационная группа. Как выбрать амортизационную группу для автомобиля?

В налоговом учете в соответствии с п.1 ст.259 НК РФ возможны только два способа начисления амортизации:

  • линейный;
  • нелинейный.

Организация может выбрать любой, отразив его в налоговой учетной политике.

Важно, что прописанный метод расчета будет действовать абсолютно для всех объектов основных средств.

Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу. Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет.

Исключением является имущество, перечисленное в п.3 ст.259 НК РФ, для него обязательно применение линейного метода списания независимо от общего выбранного способа (зданий, сооружений, передаточных устройств).

Выводы

Автомобиль признается основным средством, если он не предназначен для перепродажи. Для него определяется срок полезного использования и начисляется амортизация.

В бухгалтерском учете удобно выбирать либо линейный метод расчета, либо пропорционально объему работ – по километражу (исходя из пробега).

В налоговом учете можно выбрать линейный или нелинейный метод.

По автотранспорту в лизинге можно использовать ускоренный способ отчислений с применением ускоряющего коэффициента.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

>Что такое амортизация автомобиля и прочих транспортных средств

Сегодня мы поговорим об амортизации автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет физического износа машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой срок полезного использования, который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили ( в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

Согласно п.20 Правил бухгалтерского учета 6/01 срок полезного использования зависит от нескольких факторов:

  • период, который будет использоваться машина исходя из ее технических характеристик;
  • степень физического износа ТС, которая прогнозируется исходя из планируемого режима использования машины (автобуса, тягача, грузовика).

Срок полезного использования для:

  • третьей амортизационной группы составляет от 3 до 5 лет;
  • группы № 4 колеблется от 5 до 7 лет;
  • группы № 5 составляет минимум 7 и максимум 10 лет со дня постановки ТС на баланс.

Важно знать, что если фирма приобрела машину, которая уже была в употреблении, то СПИ стоит считать с даты покупки ТС прежним владельцем, так как он уже начал использовать машину.

Норма АА

Норма амортизации — это абсолютно противоположный сроку полезного использования термин по своей сути. Как мы уже говорили, каждое основное средство имеет собственный лимит ресурса, но он исчерпаемый. В зависимости от группы амортизации, каждое ТС имеет свою нормальную норму амортизации.

Числовое выражение термина заключается в отношении годовой амортизационной суммы к первоначальной стоимости транспортного средства. Например, фирма покупала автомобиль за 1 миллион рублей. Годовая амортизационная сумма (срок полезного использования) составляет 200 000 рублей. При делении 200000 :1 000 000 мы получаем цифру 0,2 (20%).

Максимальное значение НА для различных машин (в том числе силовых и других агрегатов) составляет 50% (в нашем случае НА получается намного ниже), а минимальный цифровой эквивалент — 3%.

Существует четыре основных метода расчета нормы амортизации:

  • линейный (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • уменьшаемый остаток;
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года. Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000 : 1 000 000 = 0,8 (80%). Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от амортизационной группы и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания приобретает мощный автомобиль, который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10 :12 = 0,833%.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *