Невыясненные поступления

Когда можно уточнить ошибочно указанные реквизиты, а когда – нет?

При некоторых ошибках в платежном поручении перечисленные деньги дойдут до ИФНС и внебюджетных фондов, но они не смогут разнести их в карточку расчетов организации с бюджетом. Потребуется уточнение реквизитов. Уточнить можно следующие данные:

  • КБК;

  • ИНН и КПП получателя или отправителя;

  • ОКТМО;

  • назначение платежа;

  • статус налогоплательщика;

  • основание платежа;

  • налоговый период;

  • номер или дата документа-основания.

Совсем по-другому обстоят дела, если налогоплательщик неверно указал номер счета Федерального казначейства или название банка получателя. Ошибки в этих реквизитах ведут к непризнанию обязанности по уплате налога исполненной, поскольку деньги не попадают на необходимый счет (п. 4 ст. 45 НК РФ). Алгоритм действий налогоплательщика в таком случае будет следующим:

  • вновь перечислить платеж, но уже с правильными реквизитами;

  • уплатить начисленные пени;

  • подать в налоговую службу заявление о возврате (или зачете) денежных средств, уплаченных по неверным реквизитам.

Что следует предпринять налогоплательщику, если платеж потерялся?

Прежде всего нужно запросить сверку расчетов с бюджетом, например, в виде Справки о состоянии расчетов. Результаты сверки могут быть оформлены и актом, подписанным налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налоговой службы. Получение акта сверки расчетов позволит налогоплательщику оперативно реагировать на возникновение разногласий с ИФНС.

Затем необходимо как можно быстрее отправить письмо в налоговую о розыске платежа, образец которого приведен далее. К письму надо приложить документы, которые подтвердят факт осуществления платежа по налогу. Такими документами являются:

  • платежное поручение на уплату налога,

  • выписка из банка.

Если платежка была оформлена в бумажном виде – следует приложить экземпляр, имеющий отметку банка (штамп учреждения и подпись оператора, проводившего операцию). Если же платежное поручение оформлялось в электронной форме – к письму в ИФНС надо приложить его распечатку и уведомление банка о приеме платежки к исполнению (обязательно должна быть указана дата приема).

Особенности предоставления письма

Законодательство официально не регламентирует, каким именно способом письмо должно быть передано в ИФНС. Налогоплательщики имеют право предоставить документ следующими способами:

  • лично принести в налоговую инспекцию;

  • передать через представителя, предварительно оформив доверенность;

  • отправить по почте ценным письмом с описью вложения;

  • отправить по телекоммуникационным каналам связи, заверив документ электронной цифровой подписью.

Лучше всего предоставить письмо с прилагающимися документами непосредственно в налоговый орган, тогда на нем сразу будет поставлена отметка о принятии инспекцией.

Сотрудники налоговой инспекции в 30-дневный срок должны рассмотреть письмо и разыскать платеж. При необходимости будет проведена сверка расчетов с налогоплательщиком. Если налоговая служба примет положительное решение – платеж уточнят на дату фактической уплаты налога, а начисленные пени аннулируют.

Если ИФНС после получения всех необходимых документов признает обязанность по уплате налога неисполненной – налогоплательщик может попытаться обжаловать это решение сначала в вышестоящей налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде.

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок). В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

* * *

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

>РАСЧЕТЫ ПО НЕВЫЯСНЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ В УЧРЕЖДЕНИИ

РАСЧЕТЫ ПО НЕВЫЯСНЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ В УЧРЕЖДЕНИИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Расчеты по невыясненным поступлениям встречаются не только в органах Федерального казначейства, но и в учете обычных учреждений — в частности, в случаях получения ошибочных платежей или платежей без отдельных реквизитов, необходимых для правильного учета на аналитических счетах. Порядок учета расчетов по невыясненным платежам должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Счет учета расчетов

Еще в конце 2014 года в учет учреждений был введен новый счет 20582 «Расчеты по невыясненным поступлениям». Бухгалтерам учреждений привычно понятие невыясненных поступлений в органе Федерального казначейства, которые зачисляются на лицевые счета и могут быть уточнены в порядке, предусмотренном следующими приказами Федерального казначейства:

от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»;
от 19.07.2013 № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений» (далее — Порядок № 11н);
от 08.12.2011 № 15н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений».

В каждом из этих приказов определено, какие платежи и на каком основании могут быть отнесены к невыясненным в органах Федерального казначейства и как можно уточнить платеж. Соответственно, невыясненные платежи, зачисленные на лицевые счета учреждений в территориальных органах Федерального казначейства (далее — ТОФК), уже являются уточненными и содержат необходимые реквизиты, приведенные в вышеуказанных приказах. В частности, в них правильно указано наименование учреждения-получателя, его лицевой счет, ИНН и код КОСГУ, который соответствует тексту назначения платежа.
Однако в некоторых случаях поступивший платеж все же может оказаться невыясненным с точки зрения учреждений. Например, если на счет в ТОФК поступил полностью правильно оформленный платеж, но учреждение не имеет договорных отношений с указанным в нем отправителем.
Денежные средства на расчетные счета автономных учреждений зачисляются в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком России от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение № 383-П). В нем также предусмотрена процедура уточнения реквизитов платежа банком, после которой осуществляется зачисление денег на счет или возврат платежа, если реквизиты не уточнены.

Как вернуть

Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.
Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.
Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

УТОЧНЕНИЕ НЕВЫЯСНЕННЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Поступления, принадлежность которых невозможно установить, относятся к невыясненным поступлениям. ФК отражает эти средства по специальному коду бюджетной классификации невыясненных средств.

По классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» 1 17 01010 01 0000 180 отражаются:

1. поступления, по которым отсутствуют или не полностью представлены расчетные документы;

2. поступления, по которым из полей платежного поручения «ИНН» и «КПП» невозможно определить территориальную принадлежность администратора доходов или если это федеральный администратор;

3. при отсутствии или при неверно указанном в платежном поручении коде ОКАТО;

4. если указаны реквизиты администратора доходов федерального бюджета, у которого отсутствуют полномочия администрировать данный доход.

По классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации» 1 17 01020 02 0000 180 отражаются:

1. поступления, у которых в полях платежных документов указаны «ИНН» и «КПП» администратора поступлений в бюджет – органа государственной власти субъекта РФ или в поле 104 – администрируемый данными органами доход;

2. если указан код ГАДБ субъекта;

3. если в платежном поручении есть все реквизиты, но АДБ он не имеет права администрировать указанный доход, либо ему не открыт нужный лицевой счет АДБ.

По классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты» 1 17 01040 04 0000 180, 1 17 01050 05 0000 180, 1 17 01050 10 0000 180 отражаются:

1. поступления, у которых в полях платежных документов указаны «ИНН» и «КПП» администратора поступлений в бюджет – органа местного самоуправления или находящегося в его ведении казенного учреждения и при наличии кода ОКАТО МО;

2. если в платежном поручении есть все реквизиты, но АДБ он не имеет права администрировать указанный доход, либо ему не открыт нужный лицевой счет АДБ.

Для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, орган Федерального казначейства формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа и направляет его администратору поступлений в бюджет в соответствии с порядком, установленным финансовым органом данного субъекта Российской Федерации (данного муниципального образования). В случае, если по данным платежных поручений установить администратора поступлений невозможно, им назначается соответствующий финансовый орган.

При получении органом Федерального казначейства от администратора невыясненных поступлений Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет, указанные поступления отражаются на лицевом счете администратора поступлений, указанного в Уведомлении об уточнении вида и принадлежности платежа, по уточненному коду бюджетной классификации.

Невыясненные поступления, по расчетным документам в которых в текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Невыясненные поступления, принадлежность которых к доходам не установлена и поступившие на счет органа Федерального казначейства по вине банка возвращаются банку при поступлении от него заявления, с обязательным приложением претензии (заявления) плательщика.

Невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, возвращаются плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа при поступлении письменного обращения от администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.

Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства Заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.

В Заявке на возврат невыясненных поступлений и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе, в поле «Назначение платежа» указывается: «Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)».

Если орган ФК уже перечислил средства со счета 40101 в бюджет (на единый счет бюджета 40105, 40201 или 40204), в который они не должны были быть зачислены, администратор поступлений формирует Заявку на возврат и отправляет ее в Федеральное казначейство.

Все невыясненные поступления, в том числе уточненные, включаются Федеральным казначейством в Ведомость учета невыясненных поступлений (форма по КФД 0531456, 92н).

Порядок учета и уточнения невыясненных поступлений

11. Порядок учета и уточнения невыясненных поступлений

Основания для отнесения органами Федерального казначейства поступлений к невыясненным поступлениям определены Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом № 92н.

Основной причиной отнесения органами Федерального казначейства сумм к невыясненным поступлениям является оформление плательщиками расчетных документов с нарушением требований приказа № 106н.

Наиболее типичными ошибками при заполнении плательщиками полей расчетных документов являются:

· незаполнение полей 104, 105 расчетного документа (кода бюджетной классификации, кода ОКАТО);

· указание кода бюджетной классификации в поле «Назначение платежа» (вместо поля 104 расчетного документа);

· указание ИНН, КПП получателя, кода бюджетной классификации противоречащих друг другу;

· указание в полях ИНН, КПП получателя реквизитов несуществующего администратора доходов;

· указание несуществующих кода бюджетной классификации, кода ОКАТО;

· неверное указание расчетного счета получателя.

Наряду с этим, причинами возникновения невыясненных поступлений являются:

· неосведомленность плательщика о реквизитах для перечисления платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

· ошибка кредитной организации при оформлении платежного документа на перечисление платежа;

· не открыт лицевой счет администратора доходов участнику бюджетного процесса;

· отсутствие у администратора доходов полномочий по администрированию платежа (в правовом акте главного администратора доходов бюджета не закреплены источники доходов).

Схема обработки невыясненных поступлений в органах Федерального казначейства

Невыясненные поступления, зачисляемые в Федеральный бюджет

(п.13 приказа № 92н)

Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации

(п.13 приказа № 92н)

Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты

(п.13 приказа № 92н)

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя не указаны, либо указаны реквизиты несуществующего получателя

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя указаны реквизиты администратора доходов федерального бюджета

В поле 104 расчетного документа указан вид дохода либо код главного администратора поступлений в федеральный бюджет

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя указаны реквизиты администратора поступлений в местный бюджет при отсутствии или неверном указании ОКАТО

У администратора доходов федерального бюджета отсутствуют полномочия по администрированию платежа

Администратору доходов федерального бюджета не открыт лицевой счет для отражения операций по администрированию

Отсутствие законодательно установленного норматива отчислений по платежу, установленному законодательством Российской Федерации, а также по невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет субъекта Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя указаны реквизиты администратора доходов бюджета субъекта

В поле 104 расчетного документа указан вид дохода либо код главного администратора поступлений в бюджет субъекта

У администратора доходов бюджета субъекта отсутствуют полномочия по администрированию платежа

Администратору доходов бюджета субъекта не открыт лицевой счет для отражения операций по администрированию

Отсутствие законодательно установленного норматива отчислений по платежу, установленному законодательством субъекта Российской Федерации

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя указаны реквизиты администратора доходов местного бюджета и при наличии ОКАТО

У администратора доходов местного бюджета

отсутствуют полномочия по администрированию платежа

Администратору доходов местного бюджета не открыт лицевой счет для отражения операций по администрированию

Отсутствие законодательно установленного норматива отчислений по платежу, установленному муниципальным правовым актом

Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (приложение 50 к приказу №7н (код по КФД 0531779)) органа Федерального казначейства

Запрос на выяснение принадлежности платежа

(приложение 9 к приказу № 8н код по КФД 0531808)

Выписки из лицевых счетов администраторов доходов бюджетов (приложение 50 к приказу №7н (код по КФД 0531779))

Администратор доходов бюджета

Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа либо отказе от платежа

Орган Федерального казначейства

Документы, поступившие по выписке банка, автоматизированно обрабатываются в прикладном программном обеспечении органов Федерального казначейства, и на основании приведенного выше алгоритма определяется код бюджетной классификации для учета невыясненных поступлений. После обработки операционного дня органами Федерального казначейства формируется информация для передачи администраторам доходов бюджетов.

Информация о невыясненных поступлениях отражается в следующих документах.

1) Выписка из лицевого счета администратора доходов (в случае, если администратор доходов бюджетов уполномочен администрировать невыясненные поступления и соответствующий код бюджетной классификации закреплен в правовом акте главного администратора доходов бюджета).

Уточнение невыясненных поступлений, отраженных в Выписке из лицевого счета администратора доходов, осуществляется в следующем порядке.

· Оформление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, содержащего операцию об уточнении платежа по соответствующему коду бюджетной классификации, по которому должно быть отражено поступление на лицевом счете.

· Оформление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, содержащего операцию об отказе от поступления, ошибочно отраженного на лицевом счете.

2) Запрос на выяснение принадлежности платежа (код по КФД 0531808).

Уточнение невыясненных поступлений, отраженных в Запросе на выяснение принадлежности платежа, осуществляется администратором доходов бюджетов в течение 10 дней со дня его получения в следующем порядке.

· Оформление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, содержащего операцию об уточнении платежа по соответствующему коду бюджетной классификации на лицевом счете администратора доходов бюджета.

· Оформление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, содержащего операцию об отказе от поступления, которое указано в Запросе на выяснение принадлежности платежа.

Порядок оформления Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа приведен в разделе 13.1 настоящих рекомендаций.

О работе органов казначейства с невыясненными поступлениями

Письмо Федерального казначейства от 3 августа 2018 г. N 07-05-04/16453 «О направлении информации»

Федеральное казначейство рассмотрело запрос <…> о платежах, которые попали в раздел невыясненных, и направляет следующую информацию.

Ответ на вопрос N 1. В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет учет невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, по коду бюджетной классификации доходов 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» (далее — невыясненные поступления) без разделения по типам плательщиков.

Информация о невыясненных поступлениях находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Исполнение бюджетов», подразделе «Федеральный бюджет», вид отчета — годовой/ежеквартальный, финансовый период — 2017 год/2018 год.

Ответ на вопрос N 2. Наиболее частыми причинами отнесения платежей на невыясненные поступления являются:

  • отсутствие или некорректное указание в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета;
  • отсутствие или некорректное указание в реквизите «104» расчетного документа кода бюджетной классификации доходов;
  • отсутствие или некорректное указание в реквизите «105» расчетного документа кода ОКТМО.

Ответ на вопрос N 3 и N 4. В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Таким образом, в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.

Порядок учета, уточнения и возврата невыясненных поступлений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Порядок N 125н).

В соответствии с положениями Порядка N 125н орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) (далее — Запрос) и направляет его администратору поступлений в бюджет.

Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий двадцати рабочих дней (если законодательством Российской Федерации не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, и (или) администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.

Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» и (или) текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Поступления, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства и учтенные им как невыясненные поступления, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является государственное или муниципальное учреждение (далее — учреждение), которому открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства, подлежащие зачислению на другой счет органа Федерального казначейства, перечисляются учреждению на основании полученного от данного учреждения письменного обращения с приложением копии заявления плательщика.

Действительный
государственный советник РФ
3-го класса

Д.С. Гришин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *