Нерезидент

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ.

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом. И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина РФ от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

Опасность работы с сомнительной организацией на территории России и за рубежом существенно отличается. Так, заключив сделку с неблагонадежной отечественной фирмой, организация может быть обвинена в связях с «однодневками» и получении необоснованной налоговой выгоды. Если же сомнение вызовет иностранный контрагент, к проверке деятельности организации приступит целый комплекс государственных структур: налоговики, таможенники, органы валютного контроля, органы экспортного контроля.

Таким образом, от каждого из них может последовать реакция: от ИФНС — отказ в вычете НДС или признании нулевой ставки по этому налогу, от ФТС — задержка груза на границе, от банка — передача информации о готовящейся трансакции в соответствующие органы валютного и экспортного контроля, ну а от последних — выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

За рубежом существуют инструменты, подобные тем, которыми пользуются компании в России. Как правило, любое европейское государство имеет реестр, примерно такой же, как наш ЕГРЮЛ. В Великобритании он называется Companies House, в Голландии — торговый реестр. Все эти базы данных открыты для пользователей других стран, можно перечислить им оплату за предоставление данных и получить сведения об интересующей компании.

Запрос документов у контрагента необходимо осуществлять в целях защиты от подозрений налоговой инспекции об отсутствии должной осмотрительности.

Из плюсов хочется отметить то, что в зарубежных базах о юридических лицах содержится более полная информация в сравнении с русскими аналогами. Вы легко получите сведения об учредителях и директорах, уставном капитале, местонахождении организации, если продавались доли компании, это также будет отражено в базе данных.

Кроме того, контрагента можно проверить тем же способом, каким мы изучаем деятельность российского поставщика — необходимые документы запрашиваются в письменном виде. Можно истребовать выписку из реестра и попросить, чтобы она была нотариально заверена. Для полноты картины ставим апостиль, чтобы у нас в стране бумага была признана как официальный документ.

Также информацию о контрагенте можно получить из Интернет-источников. На официальных сайтах государственных структур можно получить первичную информацию по проверке контрагента. Вместе с тем, стоит использовать официальные сайты зарубежных официальных органов.

Например, для того, чтобы проверить компанию можно найти на сайте ФНС России в Разделе «международное сотрудничество», можно найти ссылки на налоговые службы стран мира и проверить иностранного контрагента в объеме тех сервисов, которые предлагают иностранные ресурсы.

Таблица

Налоговые администрации стран мира

Государственный флаг Государство Название налоговой администрации Ссылка на официальный сайт
Австралия Налоговая администрация www.ato.gov.au
Australia Taxation Office
Австрия Министерство финансов www.bmf.gv.at
Austria Ministry of Finance
Азербайджан Министерство по налогам www.taxes.gov.az
Azerbaijan Ministry of Taxes
Албания Главное управлении по налогам www.tatime.gov.al
Albania General Directorate of Taxation
Аргентина Федеральная администрация государственных доходов www.afip.gov.ar
Argentina Federal Administration of Public Revenues
Армения Налоговая служба республики Армения www.taxservice.am
Armenia The State Revenue Committee of the Government
Беларусь Министерство по налогам и сборам www.nalog.gov.by
Republic of Belarus Ministry of Taxes and Duties
Бельгия Федеральная государственная служба финансов www.minfin.fgov.be
Belgium Federal Public Service Finance
Болгария Агентство государственных доходов www.nap.bg
Bulgaria National Revenue Agency
Босния и Герцеговина Налоговая администрация www.uino.gov.ba
Bosnia Herzegovina Indirect Taxation Authority
Бразилия Секретариат федеральных доходов
Brazil Secretariat of the Federal Revenue
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии Налоговая и таможенная администрация www.hmrc.gov.uk
Great Britain Her Majesty’s Revenue & Customs
Венгрия Налоговая и таможенная администрация nav.gov.hu
Hungary National Tax and Customs Administration
Германия Налоговый департамент Министерства финансов site
Germany Federal Ministry of Finance, Tax Department
Греция Секретариат по налоговым и таможенным вопросам в Министерстве экономики. site
Greece Ministry of Economy, General Secretariat of Tax and Customs Issues
Дания Министерство по налогам www.skm.dk
Denmark Ministry of Taxation
Израиль Налоговая администрация site
Israel Tax Authority
Индия Департамент доходов Министерства финансов
India Department of Revenue, Ministry of Finance
Ирландия Налоговая администрация
Ireland Office of the Revenue Commissioners
Исландия Управление внутренних доходов www.rsk.is
Iceland Internal Revenue Directorate
Испания Налоговое агентство www.aeat.es
Spain Tax Agency
Италия Агентство доходов
Italy Revenue Agency
Казахстан Налоговый комитет Министерства финансов www.salyk.kz
Republic of Kazakhstan Tax Committee, Ministry of Finance
Канада Налоговое агентство Канады
Canada Canada Revenue Agency
Кипр Департамент внутренних доходов site
Cyprus Inland Revenue Department
Киргизия Государственная налоговая служба www.sti.gov.kg
Kyrgyzstan State Tax Service
Китай Государственная налоговая администрация
China State Administration of Taxation
Латвия Служба внутренних доходов www.vid.gov.lv
Latvia State Revenue Service
Литва Налоговая администрация Министерства финансов www.vmi.lt
Lithuania State Tax Inspectorate, Ministry of Finance
Лихтенштейн Налоговый орган Королевства Лихтенштейн www.stv.llv.li
Liechtenstein Fiscal Authority of the Principality of Liechtenstein
Люксембург Налоговая администрация www.aed.public.lu
Luxembourg Indirect Tax Administration
Македония Служба государственных доходов www.ujp.gov.mk
Macedonia Public Revenue Service
Мальта Департамент внутренних доходов www.ird.gov.mt
Malta Inland Revenue Department
Молдавия Государственная налоговая служба республики Молдова www.fisc.md/ru
Moldova Main State Tax Inspectorate under the Ministry of Finance
Нидерланды Налоговая и таможенная администрация
Netherlands Tax and Customs Administration
Норвегия Налоговая администрация
Norway Tax Norway
Польша Налоговая администрация www.mf.gov.pl
Poland Tax Administration
Португалия Главное налоговое управление
Portugal General Tax Directorate
Республика Сербская Налоговая администрация
Republika Srpska Tax Administration
Румыния Государственное агентство по налоговому администрированию www.anaf.ro
Romania National Agency for Fiscal Administration
Сербия Налоговая администрация
Serbia Tax Administration
Сингапур Администрация внутренних доходов www.iras.gov.sg
Singapore Inland Revenue Authority
Словакия Налоговое управление www.drsr.sk
Slovakia Tax Directorate
Словения Налоговая администрация http://www.durs.gov.si/en/
Slovenia Tax Administration
США Служба внутренних доходов www.irs.gov
United States of America Internal Revenue Service
Таджикистан Налоговый комитет при Правительстве andoz.tj
Tajikistan Tax Committee under the Government
Туркменистан Главная государственная налоговая служба www.tax.gov.tm
Turkmenistan State General Tax Service
Узбекистан Государственный налоговый комитет www.soliq.uz
Uzbekistan State Tax Committee
Украина Государственная налоговая служба Украины www.sta.gov.ua
Ukraine State Tax Service
Финляндия Налоговая администрация www.vero.fi
Finland Tax Administration
Франция Главное управление государственных финансов www.impots.gouv.fr
France General Directorate of Public Finances
Хорватия Налоговая администрация Министерства финансов
Croatia Ministry of Finance, Tax Administration
Черногория Налоговая администрация
Montenegro Tax Administration
Чехия Налоговая администрация www.mfcr.cz
Czech Republic Tax Administration
Швейцария Федеральная налоговая администрация www.estv.admin.ch
Switzerland Federal Tax Administration
Швеция Налоговое агентство site
Sweden Tax Agency
Эстония Налоговая и таможенная администрация www.emta.ee
Estonia Tax and Customs Board
ЮАР Служба доходов www.sars.gov.za
South Africa Revenue Service
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) www.oecd.org
OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development)
ВОНА (Европейская организация налоговых администраций) www.iota-tax.org
IOTA (Intra-European Organization of Tax Administrations)
Совет руководителей Налоговых служб (СРНС)
Council of Heads of Tax Services (CHTS)
Координационный Совет руководителей Налоговых служб (КСРНС)
The Coordinating Council of the Heads of Tax Services (CCHTS)
Совет государств региона Балтийского моря (БалтСовет) http://www.cbss.org/
Coucil of the Baltic sea states
Таможенный союз ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) http://www.evrazes.com
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) http://www.tsouz.ru

Кроме того, возможно воспользоваться специализированными базами данных. Одной из крупнейших в мире баз данных обладает Interfax – D and B www.dnb.ru. База данных обеспечивает доступ к сведениям о компаниях, предоставляет аналитические услуги для оценки кредитных рисков, соответствующие самым высоким международным стандартам. База данных содержит информацию о более чем 220 млн.предприятий мира.

Другая база данных принадлежит компании Kompass www.ru.kompass.com и предоставляет информацию о компаниях ведущих стран мира, предлагает поиск по уникальному классификатору товаров и услуг. Общая база данных «Компаса» содержит 1 650 млн. предприятий мира.

При работе с компанией-контрагентом необходимо вести документальное подтверждение переписки: архив входящих и исходящих писем (постановление ФАС ПО от 17.06.2011 № А65-20543/2010). До заключения договора, необходимо письменно согласовать детали сделки (цену, условия расчетов, порядок и условия отгрузки и т. д.). Наличие положительной информации о контрагенте в открытых источниках, наличие сайта свидетельствует о его хорошей деловой репутации. Полезной будет информация в виде буклетов контрагента с контактными данными компании и описанием её деятельности. Хотя данная информация не способна гарантировать выявление недобросовестного партнера, т.к. по указанному юридическому адресу компания может не находиться (повсеместно встречаются случаи, когда фактический и юридический адрес не совпадают), однако её наличие поможет доказать факт проявления должной осмотрительности.

Компания, у которой есть четко выработанная методика проверки контрагентов, говорит о добросовестном отношении к выбору партнера. Методики проверки выбираются сугубо индивидуально. Зафиксируйте распоряжением список проверок контрагентов и следуйте ему.

Рекомендации при составлении договора:

  1. Запросите информацию в реестре иностранного государства о юридическом лице.
  2. Запросите учредительные документы у контрагента.
  3. Информацию о контрагенте можно получить из Интернет-источников. На официальных сайтах государственных структур можно получить первичную информацию по проверке контрагента. Вместе с тем, стоит использовать официальные сайты зарубежных официальных органов.

Голова И. Зарубежное расследование // Расчет. 2011. N 10. С. 50 — 52.

Резидент и нерезидент: в чем отличия

Помимо непосредственно определения, кто является резидентом и нерезидентом РФ, Налоговый кодекс РФ содержит ряд отличий в налогообложении их доходов.

Для резидента и нерезидента Налоговым кодексом РФ установлен разный перечень доходов, облагаемых НДФЛ. В отличие от тех, кто является резидентом, у нерезидентов налог удерживается только с доходов, полученных от источников на территории России (ст. 209 НК РФ).

Кроме этого, при исчислении НДФЛ для резидента и для нерезидента в НК РФ предусмотрены разные ставки налога. В частности, полученный в рамках трудового договора доход физического лица, являющегося резидентом, облагается по ставке 13%. Доход же гражданина-нерезидента при этом в общем случае облагается по ставке 30%. Доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах по полученным займам у резидента будут облагаться НДФЛ по ставке 35%, а у нерезидента – по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Посмотреть ставку НДФЛ для различных видов дохода для резидентов и нерезидентов можно с помощью Виртуального помощника по НДФЛ для налоговых агентов.

Еще одно отличие резидента от нерезидента заключается в том, что гражданин, являющийся резидентом, вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ. Нерезидент же оформить налоговые вычеты не может (п. 3, п. 4 ст. 210 НК РФ).

Виды резидентства в России

Валютные резиденты

К валютным резидентам Российской Федерации относятся:

  1. Физические лица:
    1. граждане Российской Федерации;
    2. постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
  2. Юридические лица:
    1. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    2. находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    3. дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации
    4. представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
    5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования Российской федерации.

Налоговые резиденты

К налоговым резидентам Российской Федерации :

  1. Физические лица:
    • фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Краткосрочные (менее 6 месяцев) выезды заграницу статус резидента не изменяют.
    • российские военнослужащие, проходящие службу за границей — признаются независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами России;
    • сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации — признаются независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами России.
  2. Юридические лица:
    • российские организации;
    • иностранные организации, в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
    • иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Определение статуса резидент и нерезидент РФ

Экономический субъект является резидентом той страны, где находится его основное место жительства, независимо от его гражданства

    Резидент — это юридическое или физ. лицо, зарегистрированное в данной стране, на которое в полной мере распространяется национальное законодательство.

    Нерезидент — это юридическое, физлицо, действующее в одном государстве, но постоянно зарегистрированное и проживающее в другом.

    Также это могут быть организации и организации, не являющиеся юр. лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, или находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

    Как правило, термин используется применительно к правам и обязанностям лиц в финансовых и налоговых правоотношениях.

    В отдельных государствах резидентами называют только иностранных граждан и иностранные организации, имеющие всю полноту прав и обязанностей внутри страны их пребывания.

    К резидентам России относятся:

    Физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением граждан России, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

    постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством России, иностранные граждане и лица без гражданства;

    Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России;

    находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения юр. лиц, созданных в соответствии с законодательством России;

    дипломатические представительства, консульские учреждения России и иные официальные представительства России, находящиеся за пределами территории России, а также постоянные представительства России при межгосударственных или межправительственных организациях;

    сама Российская Федерация, субъекты России, российские муниципальные образования.

    К числу нерезидентов относятся:

    Физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, в т.ч. временно находящиеся на ее территории;

    Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    Предприятия и организации, не являющиеся юрлицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    дипломатические и иные представительства, находящиеся в Российской Федерации;

    филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся в Российской Федерации.

    Экономический субъект является резидентом той страны, где находится его основное место жительства, независимо от его гражданства. Резидентство компании определяется местом регистрации и нахождения, а не местом проведения операций.

    Нерезидент

    Нерезиденты (англ. non-resident) — юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.

    Также это могут быть организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, или находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

    В Российском законодательстве понятия резидент и нерезидент Российской Федерации толкуются в двух нормативно-правовых актах. Это Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле N 173-ФЗ от 10.12.2003 года и часть вторая Налогового Кодекса Российской Федерации.

    В сфере валютного регулирования, в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ, резидентами РФ являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    К нерезидентам согласно данному закону, относятся все остальные физические лица, не являющиеся резидентами. То есть, не обладающие признаками резидента, указанными выше.

    Для целей налогообложения понятие резидент РФ раскрывается в ст. 207 Налогового Кодекса РФ. Так, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

    Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *