Необоснованная налоговая выгода

Налоговая выгода

Под налоговой выгодой понимается снижение налоговой нагрузки на организацию (индивидуального предпринимателя) путем получения фирмой или индивидуальным предпринимателем льгот, вычетов, иных послаблений по налогам.

Налоговая выгода уменьшает размер налоговых платежей и является следствием осуществления экономически оправданных и законных действий добросовестного налогоплательщика.

Таким образом, налоговая выгода — это сокращение налоговых платежей фирмы за счет получения дополнительных вычетов и льгот, уменьшения налоговой базы, а также получения права на возврат (зачет) или возмещения уплаченных сумм из бюджета.

Отметим, что данное понятие затрагивает интересы плательщиков налога на добавленную стоимость в первую очередь.

Ведь порядок исчисления и уплаты именно этого налога, в частности правомерность применения нулевой ставки при отгрузке товаров на экспорт, право на возмещение налога из бюджета, возможность использования налогового вычета, чаще других является предметом судебных разбирательств.

Обоснованная и необоснованная налоговая выгода

Главным документом, в котором раскрывается понятие обоснованной и необоснованной налоговой выгоды, служит постановление пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, в котором указано два определения обоснованной и необоснованной налоговой выгоды.

Так

  • под обоснованной налоговой выгоды понимается уменьшение налоговых платежей в результате экономически оправданных и законных действий компании, которые направлены на сокращение налогов путем применения установленных налоговым законодательством способов (применение налоговых льгот, налоговых вычетов, пониженных налоговых ставок, целесообразность затрат);

  • под необоснованной налоговой выгоды понимается снижение налоговых платежей с использованием не законных запрещенных способов или экономически неоправданных действий (такими обстоятельствами является нереальность осуществленных операций, подмена их содержания, неоправданность произведенных затрат, взаимоотношения с сомнительными контрагентами).

Таким образом, применяя для оптимизации законные методы, налогоплательщик получает обоснованную налоговую выгоду.

Выгода, полученная в результате неправомерного снижения налоговой нагрузки, является необоснованной.

Факты получения необоснованной налоговой выгоды

Отметим, что необоснованность налоговой выгоды устанавливается по совокупности всех обстоятельств, сопровождающих факты получения необоснованной налоговой выгоды.

При этом факт получения необоснованной налоговой выгоды обязательно должен быть доказан соответствующими документами.

Например, налоговыми органами могут быть установлены факты нарушения налогового законодательства, например, такие как:

  • сокрытие выручки, повлекшее занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и как следствие недоплату налога на прибыль;

  • искусственное завышение затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, повлекшее занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и как следствие недоплату налога на прибыль;

  • выплата заработной платы сотрудникам фирмы в конвертах).

Или налоговыми органами могут быть установлены, что компании были известны следующие факты:

  • о сомнительности контрагента (письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84);

  • отсутствии связи осуществленных операций с реальной экономической целью деятельности (пп. 3 и 4 постановления № 53, постановление президиума ВАС РФ от 14.02.2012 № 12093/11);

  • фиктивности документов, оформленных на несуществующую сделку или сделку, подменяющую собой реально осуществленную (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2010 № А28-18725/2009, Северо-Западного округа от 16.08.2013 № А81-3642/2012);

  • невозможности выполнения контрагентом операций, отраженных в документах (постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/3371-10);

  • наличии в цепочке поставщиков фирм-однодневок (письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

Таким образом, избежать подозрений в получении необоснованной налоговой выгоды фирмы должна проявлять осмотрительность и осторожность (п. 10 постановления № 53).

Итак, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если хозяйственные операции учтены организацией не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не были связаны с разумными экономическими причинами и иными целями делового характера.

Получается, что необоснованной признается выгода, получаемая от операций, произведенных для того, чтобы сэкономить на налогах и которую налогоплательщик не может подтвердить «разумными экономическими или иными причинами».

В этом случае нарушителей ждет взыскание сэкономленного налога, но только уже в виде пени и штрафа.

Факторы и признаки получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды

Есть ряд факторов, свидетельствующих о том, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду.

И эти факторы будут учтены налоговыми органами при проверке налогоплательщика.

Часть из таких факторов содержится в пункте 6 постановления № 53:

  • маленький срок самого существования компании, то есть создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

  • наличие признака взаимозависимости с контрагентом при совершении сделки;

  • разные условия между совершаемой сделкой и обычными сделками, которые осуществляются фирмой;

  • привлечение посредников при осуществлении хозяйственных операций;

  • наличие нестандартных операций по расчетному счету компании;

  • наличие правонарушений в налоговой сфере.

Другие признаки недобросовестности можно посмотреть в действующей редакции приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который содержит перечень критериев для осуществления самостоятельной оценки компаниями рисков проведения у них выездных налоговых проверок.

К таким критериям относятся:

  • наличие низкого уровня налоговой нагрузки и рентабельности;

  • отражение в налоговой декларации по налогу на прибыль убытков за счет необоснованного завышения расходов;

  • низкая заработная плата по сравнению со средними показателями по отрасли;

  • существование риска выхода за пределы ограничений, рассчитанных для возможности применения специальных режимов;

  • неоправданное взаимоотношение с контрагентами через цепочку промежуточных лиц;

  • частая смена места постановки на налоговый учет;

  • непредставление документов и пояснений по запросам ИФНС, нарушение сроков хранения документов;

  • наличие высокого налогового риска при осуществлении отдельных операций.

Есть еще группа подозрительных признаков, однако сами по себе они не опасны для налогоплательщика, но во взаимосвязи привлекут внимание налоговых органов:

  • неритмичный характер хозяйственных операций;

  • нарушение налогового законодательства в прошлые периоды;

  • разовый характер операции;

  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

  • осуществление расчетов с использованием одного банка;

  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

Отметим, что перечень подозрительных признаков не является закрытым.

На необоснованность налоговой выгоды могут указывать и другие обстоятельства.

Важно, чтобы они были подтверждены доказательствами.

Количественные показатели ряда этих критериев, на которые следует ориентироваться компании, указаны в приложениях 2–4 к приказу № ММ-3-06/333@.

Отдельно в этом документе рассмотрены показатели высокого налогового риска (п. 12 приложения 2) и описан ряд схем получения необоснованной налоговой выгоды (приложение б/н).

О высоком налоговом риске говорят такие факторы:

  • личный интерес руководителя фирмы в заключении договоров с определенным контрагентом;

  • не достоверная или неполная информация о регистрации в ЕГРЮЛ, месте нахождения контрагента, его руководящих работников;

  • отсутствие общедоступных сведений о деятельности контрагента (отсутствует реклама на свои услуги, нет сайта, нет информации в СМИ);

  • более выгодные предложения по стоимости от других компаний по такой же продукции (работам, услугам);

  • использование в операциях сомнительного контрагента в качестве посредника и участие посредника в операциях по покупке товара, который производится (заготавливается) физическим лицом;

  • особые льготные условия оплаты в договоре и отсутствие проведения работы по взысканию дебиторской задолженности по такому контрагенту;

  • отсутствие подтверждений реальности осуществления деятельности сомнительного контрагента (не представлена информация о наличии лицензий, трудовых ресурсов, имущества, необходимого для ведения предпринимательской деятельности);

  • наличие нереальных условий исполнения договора (указываются нереальные сроки и объемы выполняемых работ);

  • операции по выдаче беспроцентных займов, займов, не обеспеченных залогом;

  • операции с ценными бумагами с сомнительной ликвидностью;

  • неэффективность осуществленной сделки с сомнительным контрагентом при наличии высокой доли расходов по такой сделке.

Таким образом, для снижения риска проведения выездной налоговой проверки компаниям рекомендуется не осуществлять сомнительные операции и не учитывать такие операции при расчете налоговой базы.

Если компания не будет стремиться выполнять вышеприведенные критерии, то такие действия фирмы будут расценены как неосмотрительность и неосторожность организации.

Однако претензии к фирме могут быть предъявлены только в том случае, если компания знала о нарушениях, допущенных контрагентом (письма ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250, от 17.10.2012 № АС-4-2/17710).

На ком лежит обязанность доказывать получение необоснованной налоговой выгоды

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что при совершении хозяйственных операций налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, которые допустил контрагент.

Налоговая выгода также может быть признана необоснованной, если налоговый орган сможет доказать, что деятельность компании, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с получением налоговой выгоды, преимущественно с контрагентами, не исполняющими свои налоговые обязанности.

Таким образом, обязанность по доказательству получения компанией необоснованной налоговой выгоды лежит на налоговых органах.

Собранные доказательства должны основываться на фактах, установленных в ходе мероприятий налогового контроля, а также базироваться на основании полученной информации по этим фактам.

Таким образом, каждое обстоятельство получения фирмой необоснованной налоговой выгоды носит строго индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе проведения налоговой проверки соответствующими доказательствами.

Выводы

С учетом вышеизложенных обстоятельств, можно сделать следующие выводы:

1) Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что компания действовала без должной осмотрительности и осторожности и фирме должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

2) Обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы.

3) Необоснованной признается выгода по следующим основаниям:

Во-первых, налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Во-вторых, налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Здесь нужно учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для ее признания необоснованной.

В-третьих, о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

  • учет для целей налогообложения только хозяйственных операций, непосредственно связанных с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Незаконное обогащение (ст. 368-2 УК).

Основным непосредственным объектом преступления является установленный порядок служебной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятиях учреждениях организациях. Дополнительным объектом этого преступления, по мнению Л. П. Брыч, есть «отношения справедливого распределения материальных благ в обществе».

Наряду с Аргентиной, Сальвадором, Эфиопией и Китаем Украина образует малочисленную группу стран, которые, восприняв рекомендацию ООН, ввели уголовную ответственность за незаконное обогащение.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 368-2 УК,- неправомерная выгода. Это понятие было рассмотрено в § 18.1. Здесь отметим лишь следующее. По мнению Л.П.Брыч, неправомерная выгода в контексте анализируемой нормы тождественно понятию «взятку» и «дар», а разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 368 и ст. 368-2 УК, невозможно за предметом и его следует делать по другим признакам, в частности, объективной стороны. Предмет основного состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 368-2 УК, только по размеру отличается от предмета составов административного правонарушения, предусмотренного в ст. 172-5 Коап, а потому отграничение состава преступления «Незаконное обогащение» от состава административного правонарушения «получения дара (пожертвования)» в случае совпадения признаков специального субъекта осуществляется по размеру предмета.

Анализируя предмет незаконного обогащения ряд ученых отмечают, что таким предметом могут быть денежные средства или иное имущество, а также преимущества, льготы или услуги материального характера.

Уголовную ответственность за незаконное обогащение законодателем дифференцированно в зависимости от размера неправомерной выгоды как предмета преступления. В примечании к ст. 368-2 УК, содержание которой (надо так понимать) ориентирован на исключительно имущественный характер неправомерной выгоды в составе преступления «незаконное обогащение», отмечается, что значительный размер неправомерной выгоды имеет место, если сумма имущества, преимуществ, льгот, услуг или нематериальных активов превышает НМДГ в 100 раз, большой размер — в 200 раз, а особо крупный размер — в 500 раз.

Ответственность в ст. 368-2 УК, изложенной в редакции Закона Украины от 7 апреля 2011 г., предусмотрено за следующие действия: 1) получение должностным лицом неправомерной выгоды в значительном размере (это действие не отличается от аналогичного действия при получении взятки); 2) передача им такой выгоды близким родственникам.

Раскрывая содержание второй формы объективной стороны незаконного обогащения, следует отметить, что она сформулирована таким образом, что передача предмета предусмотренного ею преступления может быть лишь в том случае, когда должностное лицо после получения неправомерной выгоды отдаст ее своим близким родственникам. Представлена точка зрения основывается не только на семантическом значении слова «передавать», но и на презумпции невиновности. Кроме того, законодатель различает такие формы действия, как передача и предоставление. Подтверждением этому является диспозиции ч. 1 ст. 368-3, ч. 1 ст. 368-4 УК, в которых установлена ответственность, в частности, за такие действия, как предоставление и передача неправомерной выгоды.

Как справедливо замечает Л. П. Брыч, с точки зрения квалификации зам. 368-2 УК неправомерная выгода должна пройти «за руки» субъекта преступления. Передачи предмета незаконного обогащения нет в случаях, когда: 1) неправомерную выгоду напрямую предоставлено (вручено) близким родственникам должностного лица с ведома последней или служебное лицо прямо переадресовала еще не полученную ею неправомерную выгоду своим близким родственникам; 2) должностное лицо было уведомлено о передаче неправомерной выгоды близким родственникам и не приняла мер к ее немедленного возвращения предоставителю.

ст. 368-2 действующего УК содержится оговорка, согласно которой получение должностным лицом неправомерной выгоды в значительном, крупном или особенно крупном размере или передача им такой выгоды близким родственникам должно признаваться преступлением — незаконным обогащением — лишь при отсутствии в содеянном признаков взяточничества.

В случае незаконного обогащения служебная человек получает неправомерную выгоду, не связанные с использованием должностным лицом предоставленной ему власти или служебного положения (например, использует дружеские, родственные отношения или исполняет не служебные, а профессиональные, производственные обязанности). При этом нет договоренности о выполнении или невыполнении соответствующих конкретных действий в интересах того, кто дает неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица.

Анализируемое преступление является закрытым с момента получения должностным лицом неправомерной выгоды в соответствующих размерах или с момента передачи ее близким родственникам. Если должностное лицо только пыталась получить неправомерную выгоду, ее действия квалифицируются по соответствующим частям ст. 15, ст. 368-2 УК.

Субъектом незаконного обогащения является должностное лицо, понятие которого раскрыто выше.

Субъективная сторона незаконного обогащения характеризуется прямым умыслом. Если близкие родственники заранее обещали служебному лицу получить неправомерную выгоду от нее, и получили ее, их действия следует квалифицировать по ч. 5 ст. 27 и соответствующей частью ст. 368-2 УК. Но если близкие родственники ничего не знали о том, что должностное лицо передает им неправомерную выгоду, уголовная ответственность исключается.

Какие деяния подпадают под статью 368 УК Украины?

За последние годы эта норма менялась несколько раз. Её последняя редакция охватывает широкий круг действий.

Теперь наказуемо не только получение неправомерной выгоды, но также согласие на неё (принятие предложения или обещания такой выгоды) и просьба её предоставить.

Фактически, даже если подозреваемый ещё реально ничего не получил, но уже согласился «помочь» за «благодарность» – это повод для привлечения к уголовной ответственности.

Но любое из этих деяний нужно выявить и доказать. С этой целью проводятся негласные следственные действия. Их особенности таковы:

  • Решение

Решение о негласных следственных действиях принимают следователь или прокурор. Оно оформляется постановлением. В некоторых случаях требуется также определение следственного судьи.

Адвокат анализирует, есть ли эти документы в материалах дела и отвечают ли они требованиям закона. Если их нет или они составлены некорректно – следственные действия признаются незаконными. А значит, их результаты нельзя использовать как доказательства вины.

  • Фиксация

Полученные сведения фиксируются не только в формате аудио- и видеозаписей, но также в протоколе. Если этот документ составлен с нарушением требований закона – есть повод признать такое доказательство недопустимым.

  • Процедура

Чаще всего для того, чтобы выявить и доказать состав преступления по статье 368 Уголовного кодекса Украины, используют приём – имитация обстановки преступления.

Чтобы понять его суть, представим ситуацию.

На приём к должностному лицу приходит «подконтрольный» (снаряжённый техническими средствами аудио– и/или видеофиксации) посетитель, ранее сообщивший о вымогательстве взятки, и соглашается дать взятку за содействие в каком-либо вопросе. Всё это тайно фиксируется микрофонами и/или скрытыми камерами, которыми снабжён посетитель.

Если чиновник берёт деньги или просто соглашается получить их и предоставить за это своё содействие – его задерживают. Оформляется протокол, а результаты негласных записей будут использованы при обвинении.

В таких случаях у следствия якобы имеются железные доказательства. Однако даже в них можно найти несоблюдение критериев законности.

Во-первых, такое следственное действие разрешено, только когда есть достаточные основания полагать, что готовится или совершается тяжкое или особо тяжкое преступление. А тяжесть обусловлена квалификацией. Важно, по какой именно части ст.368 УК Украины ведётся производство. Это, в свою очередь, обусловлено размером неправомерной выгоды, должностным статусом лица.

Например, если вменяется ч.1 этой статьи, то иммитацию обстановки преступления проводить нельзя. Для этого нет оснований. А значит, любые сведения, полученные в ходе этой процедуры, можно нивелировать. Опытный адвокат обязательно это использует.

Во-вторых, во время этого действия нельзя подстрекать или провоцировать человека на принятие выгоды или её предложения/обещания. Нельзя принуждать его к этому насилием, угрозами, шантажом. Полученные таким путём сведения не будут учтены судом как доказательства.

Защитник должен тщательно изучить видео- и аудиозаписи, чтобы найти основания для признания недопустимыми таких доказательств. Если таковые имеются, он подаст соответствующее ходатайство в судебном заседании.

Помощь адвоката по статье 368 Уголовного кодекса Украины

Функции защитника в этом процессе:

  • Анализ законности негласных следственных действий и, по возможности, признание их результатов недопустимыми доказательствами.

В итоге следствие лишается своих ключевых доказательств, и обвинение становится несостоятельным.

  • Следит за корректностью оценки размеров якобы полученной выгоды.

В результате Вы защищены от несправедливой квалификации и несоразмерно строгого наказания.

  • Контроль над законностью всех следственных действий.

Вы можете быть уверенны, что при наличии адвоката никаких злоупотреблений со стороны следствия по отношению к Вам или не будет или адвокат найдёт наиболее эффективный механизм их задокументировать и использовать в дальнейшем для Вашей защиты.

Кроме того, он подготовит Вас к допросам и судебным заседаниям, возьмёт на себя оформление необходимых для Вашей защиты процессуальных документов.

По данным Национальной полиции, поимки врача на получении неправомерной выгоды участились. Но в основной массе «берут» не рядовых врачей «за торт», а заведующих, главврачей, их заместителей – за суммы чуть более крупные.

Статья 368 Уголовного кодекса Украины предусматривает наказание за ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ/ БЕЗДЕЙСТВИЯ с использование власти или служебного положения, СОВЕРШЕННЫЕ В ИНТЕРЕСАХ СЕБЯ ИЛИ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА, в том числе, если это были ПРИНЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОБЕЩАНИЕ или ПРОСЬБА.

Что изменилось?

Взятка – уже не «взятка», а «неправомерная выгода». Несмотря на то, что пациент несет «взятку», лишают свободы врача (на срок от 2 до 4 лет, а то и больше) именно за «получение неправомерной выгоды».

Действующая норма ст. 368 УК Украины – шире по значению, но при этом – «очень обтекаема» (что хорошо для следователя, и плохо – для врача), по сравнению с нормой о «взятке». Детальное описание статьи и санкций (видов наказания) вы можете найти в конце статьи, по этой .

Ранее правоохранительные органы должны были доказать каждое звено цепочки «врач просил взятку – врачу передали деньги – врач оказал услугу». А сейчас, юридически, можно «бить на выбор»:

врач принял предложение пациента,
врач пообещал,
врач попросил
врач получил (даже если не просил).

Дополнительно, самой «неправомерной выгодой» можно считать почти все что угодно: деньги, вещи, услуги и так далее.

Как это в реальности происходит?

Вот – несколько примеров совершенно обычного задержания:

а) в начале 2017 года был задержан сотрудник центра первичной медико-санитарной помощи Соломенского района г. Киева. Уголовное производство открыто по ч. 3 ст. 368 УК Украины, по факту получения 800 долларов США за заключение о назначении II группы инвалидности. Задержание произошло непосредственно при передаче денег.

б) в феврале 2017 года на получении 36 000,00 грн. за операцию на коленном суставе был задержан заведующий отделением вертебрологиии медицинского учреждения. Уголовное производство открыто по ч. 3 ст. 368 УК Украины. Задержание произошло непосредственно в служебном кабинете, при передаче пациентом квитанции, подтверждающей перечисление денег на указанный врачом счет частного предпринимателя.

А вот – «необычное» задержание:

в) осенью 2016 года на получении неправомерной выгоды была задержана заместитель главного врача Львовской областной клиники Наталья Ван Доеверен. Уголовное производство открыто по ч. 3 ст. 368 УК Украины, якобы по факту «получения 6 000 грн. за способствование в принятии на лечении».

Врач успела побывать в СИЗО, считает дело «заказным», связывая это с коррумпированностью лечебного учреждения и поведением руководства.

Обратите внимание! Принципиально важно не поддаваться панике в подобных ситуациях. По воспоминаниям врача: «Меня несколько раз машиной правоохранители подвозили в СИЗО, а по дороге требовали отказаться от адвоката и подписать признание. Если я это сделаю, то обещали, что не отправят в СИЗО». Вот классическая схема давления: играть на страхе и стыде, делать несколько «заходов», предоставлять возможность «последнего шанса» избежать проблем.

Что же необычного в этом деле?

А то, что по озвученной и аргументированной позиции врача, договоренностей с пациентов не было, денег от пациента врач не получала (в кабинет были камеры, которые это подтверждают), найденные в кабинете правоохранительными органами деньги – личные деньги врача.

Дополнительные обстоятельства: помеченные купюры найдены не в кабинете врача, а в аптеке клиники (по версии правоохранительных органов, в аптеке врач разменяла полученные деньги); следов специальной краски с купюр на руках врача нет; один из представителей правоохранительных органов – родственник лица, обратившегося с заявлением о вымогании неправомерной выгоды. Кстати, тяжело больной пациент, которого нужно было взять на лечение, по анализам оказался довольно таки здоровым человеком и тд.

По состоянию на май 2017 года дело продолжает слушаться в суде.

Приложение
Ст. 368 Уголовного кодекса Украины

Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды служебным лицом

1. Принятие предложения, обещание или получение служебным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую выгоду (для себя или третьего лица) за совершение или не совершение таким служебным лицом (в интересах того, кто предлагает, обещает или предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица) любого действия с использованием предоставленной ей власти или служебного положения – карается:

• штрафом от 17 000 до 25 500 грн., или
• арестом на срок от 3 до 6 месяцев, или
• лишением свободы на срок от 2 до 4 лет
(с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет).

2. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в значительном размере (80 000,00 грн., на 2017 год.) , – карается:

• лишением свободы на срок от 3 до 6 лет
(с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет).

3. Деяние, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в большом размере (160 000,00 грн., на 2017 год.) или
совершенное служебным лицом, которое занимает ответственное положение, или
по предварительному сговору группой лиц, или
повторно, или
соединено с вымоганием неправомерной выгоды, – карается:

• лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, с конфискацией имущества
(с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет).

4. Деяние, предусмотренное частями 1, 2или 3 настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в особенно большом размере (400 000,00 грн. и более, на 2017 год.), или
совершенное служебным лицом, которое занимает особенно ответственное положение, – карается:

• лишением свободы на срок от 8 до 12 лет, с конфискацией имущества
(с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет).

Обратите внимание! Значительный размер, большой размер, особенно большой размер неправомерной выгоды – они пересчитываются на начало каждого календарного года (привязаны к необлагаемому минимуму доходов граждан). Поэтому не учите наизусть цифру, но ориентируйтесь на нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *