Не облагаются НДС

Не облагается НДС на основании ст. 146 НК:

  1. Объект, который не считается реализацией. Например, это передача имущественных ценностей при реорганизации компании новым фирмам, операции по обмену иностранной валюты, возвращение доли из уставного капитала при закрытии предприятия или если учредитель выходит из руководящего состава организации.

  2. Недвижимость, которая передается гражданам на основании проведения процедуры приватизации.

  3. Жилищно-коммунальные, культурные, социальные объекты, если они передаются “под крыло” государственных органов на безвозмездной основе (например, дороги, детские сады, электрические и газовые сети, жилые многоэтажные дома, санатории, сантехнические коммуникации и т.д.).

  4. Наследование имущества или нематериальных благ, подлежащих денежной оценке.

  5. Продажа земельных участков (как целиком, так и их долей).

  6. Передача денежных средств или имущества некоммерческим компаниям.

  7. Услуги и работы, проводимые с целью уменьшения безработицы, открытия новых мест трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.

  8. Организация международных спортивных мероприятий.

  9. Реализация материальных ценностей в собственности государственных или муниципальных властей, которые выкупают юридические лица и предприниматели, относящиеся к субъектам малого бизнеса.

  10. Реализация имущественных прав и материальных ценностей организации или физического лица, признанных банкротами в судебном порядке.

Читайте также: Возмещение НДС: как вернуть деньги из бюджета в 2018 г.?

Для целей налогообложения важно правильно разделить объекты, которые облагаются НДС по НК РФ и которые освобождены от этого государственного сбора. Помочь в этом вопросе смогут специалисты Главбух Ассистента.

Не облагаемые НДС операции в соответствии со ст. 149 НК:

  1. Услуги по предоставлению квартир, домов или иных помещений для целей проживания (как в безвозмездное пользование, так и по соглашению об аренде).

  2. Предоставление офисных или торговых помещений для иностранных граждан, зарубежных фирм, прошедших аккредитацию в РФ.

  3. Продажа медицинского оборудования, входящего в перечень, утвержденный Правительством РФ в постановлении № 1042 от 2015 г.

  4. Изготовление лекарственных препаратов, протезов, линз и очков, ортопедических изделий.

  5. Оказание медицинских услуг населению.

  6. Социальные услуги: присмотр за пожилыми людьми, больными, которые не в состоянии передвигаться самостоятельно, инвалидами.

  7. Организация курортов и санаториев.

  8. Организация пунктов общепита в образовательных учреждениях и больницах.

  9. Предоставление дополнительных образовательных услуг детям школьного и дошкольного возраста (например, организация кружков по интересам, репетиторство, спортивные секции).

  10. Архивная деятельность.

  11. Продажа ритуальных объектов (икон, священных книг, нательных религиозных украшений).

  12. Перевозка пассажиров на транспорте, содержащемся на муниципальном бюджете (трамваи, автобусы, метро, речные или морские трамвайчики).

  13. Выдача независимых гарантий от фирм или физических лиц. Облагается ли по НДС выдача гарантий банками? Да, они платят налог.

  14. Передача имущества или денежных средств на благотворительные цели.

  15. Жилищно-коммунальные услуги.

  16. Осуществление страхования.

  17. Банковские операции (например, открытие депозитов, перевод денежных средств с одного счета на другой).

Вышеприведенный перечень неполный: он включает в себя лишь наиболее часто встречаемые сферы деятельности.

Ознакомиться с полным перечнем можно .

Читайте также: Ставки НДС: как считать и как платить?

В 2019-2021 годах некоторые исключения по НДС перестанут действовать, и государство обяжет платить по ним взносы. Перевод бухгалтерии на аутсорс поможет ИП или коммерческим предприятиям разобраться в новых правилах учета и позволит снизить налоговое бремя.

Что такое НДС?

Налог на добавленную стоимость в текущем 2019 году отмечает свой юбилей. Ему 60. Впервые введен он был 1958 году во Франции после экспериментального тестирования в Кот-д’Ивуаре (французской колонии) в течение четырех лет.

Данная успешная апробация впоследствии послужила причиной введения НДС также во всех странах европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957-1993).

В Россию НДС пришел благодаря смене экономической формации в 1992 году. Переход страны на рыночные отношения способствовал появлению в хозяйственном обиходе добавленной стоимости, что естественным образом повлияло и на налоговое законодательство.

В то время правительство стремилось максимально соответствовать принятым в развитых странах традициям управления экономикой. Таким образом, НДС стал частью нашей жизни.

Налог этот косвенный, то есть он не взимается с каких-либо конкретных доходов или объектов, а включается в цену реализуемых товаров, выполняемых услуг или работ.

Производители и продавцы перечисляют в бюджет фиксированный платеж с каждой сделки или операции в размере ставки налога.

Сегодня практически весь объем товаров (услуг, работ) включает в себя НДС. Но система эта сложная и не однозначная.

Что облагается НДС

Двадцать первая глава Налогового кодекса — основной регулятор НДС в РФ содержит в себе все разъяснительно-обязывающие нюансы по налогу:

  • кто должен платить, а кто нет;
  • как определяется база для исчисления налога;
  • порядок расчета налога в различных ситуациях;
  • особенности, присущие НДС.

Коротко рассмотрим информацию о том, какие операции облагаются.

Изначально нужно определить какой системой налогообложения пользуется организация.

Если индивидуальный предприниматель или предприятие выбрали ОСНО (основную систему налогообложения), то им начислять НДС нужно, когда совершаются следующие операции на территории РФ:

  • реализация товара (услуги, работы) и имущественного права (важно учесть, что безвозмездную передачу законодатель также считает реализацией);
  • использование своего товара, оказания услуги, выполнение работы для собственного потребления, если расходы на это не будут учтены при исчислении налога на прибыль;
  • СМР (строительно-монтажные работы) для собственных нужд;
  • импортирование товаров.

Подробнее можно прочесть в статье 146 НК РФ в пункте 1.

Если у предприятия выбор пал на УСН (упрощенную систему), то НДС нужно платить только когда:

  • ввозится товар из других стран (импорт);
  • в счет-фактуре выделена сумма НДС;
  • фирма является участницей бизнес-партнерства (простые товарищества) в качестве концессионера или доверительного управляющего.

Если организация работает по системе ЕНВД (единый налог на вмененный доход), то в рамках этой деятельности НДС начислять нужно только:

  • при ввозе товаров в РФ;
  • при операциях, не подпадающих под действие единого налога (например, передача в виде оплаты труда или продажа сотрудникам товаров, имущества не для продажи).

Если предприятие совмещает ОСНО и ЕНВД, то обязательно организуется раздельный учёт по каждой деятельности и далее по порядку, присущему каждому виду налога.

Подробнее и конкретнее эти положения освещаются в статьях 149, 161, 170, 171, 171, 346 НК РФ.

Предприятие всегда должно вести раздельный учет по облагаемым и необлагаемым НДС видам деятельности.

Что не облагается НДС

Перейдем к основной проблематике статьи и узнаем:

  • какие операции не требуют обложения НДС;
  • какие операции от НДС освобождены в принципе;
  • какие услуги не облагаются НДС;
  • когда можно использовать нулевую ставку, то есть не платить НДС.

В Налоговом кодексе с точки зрения непричастности к НДС операции делятся два типа:

  1. Операция не является объектом для исчисления налога согласно статье 146 НК РФ (пункт 1.2), если:
  • не признаётся реализацией (обращение с инвалютой, передача имущества при реорганизации преемнику, получение обратно своего вклада при выходе из хозяйственного общества или при ликвидации фирмы);
  • передаются на безвозмездной основе органам власти социальный, культурные, жилищно-коммунальные объекты (жилые дома, детские сады, санатории, клубы, дороги, электросети, газовые сети, водозаборные сооружения);
  • передаётся имущество приватизируемых предприятий;
  • выполняются работы или оказываются услуги структурами, которые входят в состав государственной власти (в рамках специальных полномочий по государственному заданию);
  • осуществляется продажа земли (доли участков);
  • передаются имущественные права правопреемникам;
  • передаются на безвозмездной основе (оказываются услуги по содействию в этой передаче) объекты основных фондов государственным или местным властям;
  • передаются в качестве целевого капитала некоммерческим организациям денежные или основные средства;
  • передаётся безвозмездно в собственность или пользование некоммерческим организациям государственное имущество;
  • выполняются работы или оказываются услуги в направлении снижения напряженности на рынках труда;
  • реализуется (передаётся) государственное имущество, выкупаемое субъектами малого или среднего предпринимательства;
  • связана с подготовкой и проведением чемпионата мира по футболу, «Формула-1″;
  • реализуется имущество и / или имущественное право должника, который признан банкротом.
  • Операция от НДС освобождена согласно статье 149 НК РФ.
  • Список довольно обширный. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся операции.

    Итак, освобождены от НДС:

    • аренда нежилого помещения аккредитованным в РФ иностранным гражданам или организациям;
    • аренда жилых помещений;
    • продажа жилого помещения, домов и долей в них;
    • продажа медицинского оборудования по закрытому перечню;
    • медицинские услуги за исключением ветеринарных, косметических, санитарно-эпидемиологических;
    • услуги аптек/оптик по изготовлению лекарств, очков, слуховых аппаратов, ортопедических и протезных изделий;
    • услуги санаториев и курортов;
    • услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, лежачими больными;
    • услуги по обучению дошкольников, школьников на базе спортивных секций, различных кружкой и студий;
    • реализация продуктов питания столовым медицинских и образовательных учреждений;
    • услуги архивов;
    • услуги городского пассажирского, морского, речного, железнодорожного, автомобильного транспорта (кроме такси и «маршруток»);
    • продажа ритуальных принадлежностей и сопутствующие услуги;
    • передача на благотворительность имущественных прав и товаров;
    • выдача гарантий и поручительств небанковскими структурами;
    • банковские операции (привлечение вкладов, работа с расчетными счетами, покупка и продажа валюты других стран и тому подобное);
    • страхование по всем направлениям;
    • услуги уполномоченных государственных структур, за которые следует взимать госпошлину;
    • услуги по техосмотру;
    • входные билеты на посещение культурных мероприятий (кино, театр, зоопарк, океанариум, музеи и тому подобное);
    • услуги в аэропортах и воздушном пространстве РФ, оказываемых воздушным судам, а также аэронавигационное обслуживание;
    • реализация исключительных и лицензионных прав на программное обеспечение, промышленные образцы, базы данных, изобретения;
    • услуги, связанные с организацией и проведением азартных игр;
    • купля-продажа макулатуры;
    • реализация предметов, литературы (согласно утвержденному перечню) для религиозных целей;
    • продажа признанных художественными ценностями изделий (народные промыслы);
    • реализация необработанных алмазов, драгоценных металлов и металлолома, руды;
    • внутрисистемные услуги, работы в исправительных учреждениях;
    • выполнение НИОКР;
    • раздача в целях рекламы товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 рублей;
    • коммунальные услуги (УК, ТСЖ, ЖСК);
    • продажа или использование в собственных целей племенного скота (КРС, овец, свиней, лошадей, птицы и т.д.)

    Налогоплательщик имеет право отказаться от предоставления освобождения по уплате НДС, если сочтёт нужным и подаст соответствующее заявление в налоговый орган. В пунктах 2 и 3 статьи 149 все случаи обстоятельно освещены.

    В целом услуги, не облагаемые НДС, можно отнести к следующим категориям:

    1. посредничество,
    2. торговая деятельность общественных организаций инвалидов,
    3. выдача займов (проценты по займу),
    4. образовательные услуги,
    5. медицина (товары и услуги).

    Чтобы точнее узнать облагаются ли услуги НДС, или же товар, которым хотите поторговать, пользуйтесь первоисточником или обращайтесь к специалистам!

    И немного полезной дополнительной информации.

    Облагается ли НДС услуги по техническому сопровождению программного обеспечения

    В данном случае велика вероятность того, что второй контрагент, который НДС не выделает применяет специальный налоговый режим или освобожден от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ.

    Дело в том, что реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории Российской Федерации, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, признаются объектом налогообложения по НДС.

    Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

    Услуги сопровождения не являются частью операций по передаче прав в рамках лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ).

    Таким образом, на услуги по сопровождению ПО (техническая поддержка, обновление) положения подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не распространяются и, соответственно, данные услуги подлежат налогообложению НДС.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

    Рекомендация: Какие операции освобождены от НДС

    Перечень операций, при выполнении которых НДС начислять не нужно, зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

    ОСНО

    Не начисляйте НДС по операциям:*

    • которые не являются объектом обложения НДС;
    • которые льготируются (освобождены от налогообложения).

    Операции, которые не являются объектом обложения НДС, перечислены в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:*

    • реализация земельных участков (долей в них) (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
    • передача имущества и имущественных прав правопреемникам при реорганизации организации (подп. 2 п. 3 ст. 39, подп. 1 и 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
    • безвозмездная передача объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления (подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ);
    • выполнение работ (оказание услуг) в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, реализуемых по решениям Правительства РФ (подп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ), и т. д.
    • реализация имущества (имущественных прав) банкротов (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ). Обратите внимание: от налогообложения освобождается только реализация имущества и имущественных прав. Если организация-банкрот выполняет работы или оказывает услуги, то с этих операций она должна платить НДС на общих основаниях (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-07-14/19390).

    Кроме того, не является объектом обложения НДС передача имущества в качестве вклада в уставный капитал других организаций (подп. 1 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

    В отличие от вкладов в уставный капитал имущественные вклады участников обществ с ограниченной ответственностью НДС облагаются. Если в соответствии со статьей 27 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ участники вносят в имущество ООО какие-либо активы (кроме денежных средств), они должны начислять налог как при безвозмездной передаче. Это следует из положений пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-14/27452.

    Перечень операций, которые льготируются (освобождены от налогообложения), приведен в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

    • предоставление денежных займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);
    • реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);
    • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. на одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
    • реализация коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах (подп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ);
    • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Льгота распространяется на услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, а также дополнительных образовательных услуг, указанных в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
    • услуги организаций культуры (театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, зоопарков, музеев, парков культуры и отдыха и т. п.). В частности, прокат аудио- и видеоносителей из собственных фондов, изготовление копий с печатной продукции, экспонатов и документов таких организаций, звукозапись театрально-зрелищных мероприятий, сдача в аренду концертных и сценических площадок, предоставление музейных предметов и коллекций, показ зрелищных программ (спектаклей, концертов) в рамках гастрольной деятельности и т. д. (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
    • услуги, связанные с социальным обслуживанием несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
    • реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы в рамках религиозной деятельности (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
    • безвозмездные услуги по производству (распространению) социальной рекламы (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

    При осуществлении операций, которые не являются объектом налогообложения и которые освобождаются от налогообложения, счета-фактуры не выставляйте (п. 3 ст. 169 НК РФ).

    Для ведения некоторых операций, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ, нужна лицензия. В таком случае НДС не платите, только если у организации есть лицензия на соответствующие виды деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ, абз. 3 письма Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-04-11/321).

    Льготы по НДС, предусмотренные статьей 149 Налогового кодекса РФ, не применяются в отношении вознаграждений по агентским договорам, договорам поручения и комиссии (п. 7 ст. 149 НК РФ). Исключением из этого правила являются только вознаграждения за оказание посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ). Среди них – некоторые виды медицинских товаров, ритуальные услуги, изделия народных художественных промыслов.

    Порядок начисления НДС в отдельных ситуациях приведен в таблице.

    По операциям, перечисленным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, организация может отказаться от льготы и платить НДС в обычном порядке.

    Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
    Попробуйте бесплатно

    Налог на добавленную стоимость — один из косвенных налогов РФ, учитывающийся в цене практически любого товара или услуги на территории страны.

    Государственный бюджет России на 25% обеспечивается поступлениями от взимания этого налога. О том, что не облагается НДС в России и что это означает, поговорим в статье.

    Понятие

    Что это значит «Не облагается НДС»? Любая коммерческая деятельность на территории РФ, предполагающая извлечение прибыли, облагается НДС — косвенным налогом, изымающим часть стоимости товара, услуги или работ в пользу государственного бюджета.

    В РФ действуют 3 ставки НДС:

    • 18% — основная ставка налога;
    • 10% — льготная ставка на отдельные виды товаров (некоторые виды продовольственных товаров, товары для детей и т. п.);
    • 0% — ставка на товары, услуги и работы, направленные на экспорт.

    Существует обширный список товаров, услуг и работ, которые не облагаются НДС, то есть, с организаций и ИП, производящих такие товары или предоставляющих услуги, не взимается налог, а налогоплательщик не должен выписывать счет-фактуры, удостоверяющие отгрузку товаров или оказание услуг и работ.

    Также стоимость НДС не закладывается производителем или поставщиком услуг в цену товара, услуги или работы.

    Не подлежащие обложению НДС операции не следует путать с операциями, к которым применяется ставка НДС в 0%.

    Не подлежащие налогообложению операции, деятельность, услуги и товары производятся на территории РФ в отношении российских налоговых резидентов, а ставка НДС в 0% применяется к экспортным товарам и услугам.

    Таким образом, не подлежащие налогообложению операции, услуги или товары являются льготными, а их список утверждается государственными органами РФ.

    Можно ли получить налоговый вычет за обучение в автошколе? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Услуги

    Какие услуги не облагаются НДС? Налоговым кодексом РФ установлен перечень услуг, которые не облагаются НДС. В этот список входят:

    1. Медицинские услуги лицензированных предприятий или частных врачей, за исключением ветеринарных, косметологических и санитарно-эпидемиологических услуг. Если ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги оказываются финансируемыми из бюджета организациями, то такие услуги также не облагаются НДС.
    2. Услуги по уходу за детьми в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях.
    3. Проведение занятий для несовершеннолетних в секциях, кружках и т. д.
    4. Ритуальные услуги.
    5. Услуги по уходу за инвалидами, больными и пожилыми людьми.
    6. Услуги некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, планетарии и др.).
    7. Перевозка людей, осуществляемая по единому тарифу.
    8. Обслуживание морских, речных и воздушных судов на территории РФ.
    9. Техобслуживание и гарантийный ремонт без взимания дополнительной платы.
    10. Услуги по тушению лесных пожаров.
    11. Оказание адвокатских услуг.
    12. Услуги с ценными бумагами и депозитариями.
    13. Услуги аптек по изготовлению лекарств, ремонту и изготовлению очков, оправ, слуховых аппаратов и других лечебных приспособлений.
    14. Услуги связанные со взысканием государственных пошлин и сборов (техосмотр, аттестация страховщиков для техосмотра и прочее).
    15. Предоставление в аренду помещений гражданам иностранных государств и иностранным организациям.

    Сервисное обслуживание — это какое и что оно включает? Читайте об этом .

    Товары

    Когда и какие товары не облагаются НДС? Не облагается НДС реализация следующих видов товаров:

    1. Продукты питания, произведенные и реализуемые столовыми учебных и медицинских организаций, а также продукты питания, реализуемые данным столовым непосредственным производителем.
    2. Почтовые марки, конверты и открытки с марками.
    3. Предметы религиозного назначения и религиозная литература.
    4. Медицинские товары российского и иностранного производства, входящие в утвержденный правительством РФ перечень (очки, линзы, протезы и др.).
    5. Монеты из драгоценных металлов, являющиеся платежным средством.
    6. Товары, продаваемые в «магазинах беспошлинной торговли» (duty free).
    7. Технические средства для реабилитации или профилактики инвалидности.
    8. Лом и отходы цветных и черных металлов.
    9. Необработанные алмазы.
    10. Руды, концентраты ценных металлов и сами металлы.
    11. Товары, поставляемые в рамках безвозмездной помощи РФ (за исключением акцизных товаров).

    В случае, если организация осуществляет операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, то в ней должен осуществляться раздельный бухгалтерский учет различных видов операций.

    Ставка 0% НДС взимается со всех видов товаров, работ и услуг, предоставляемых на экспорт и вывозимых по таможенным процедурам.

    В этом списке находится экспорт и транспортировка за пределы РФ углеводородного сырья, электроэнергии, товаров, перевозка багажа за пределы РФ, работы по перевалке и транспортировке за пределы РФ товаров, вывоз лома и изделий из него и другие экспортные операции.

    В отличие от не облагаемых НДС товаров, услуг и операций, ставка 0% действует для тех видов деятельности, которые при их осуществлении на территории РФ облагается налогом. Кроме того, ставкой в 0% облагаются товары и услуги в области космической промышленности.

    Как перевести пенсию на карту Сбербанка и выгодно ли это? Читайте об этом в нашей статье.

    Нормативная база

    В рамках законодательства НДС нормируется ст. 149 НК РФ, которая дает не только базовые пояснения, но и регламентирует список услуг и сфер, которые освобождаются от выплат. Этот перечень указывается в п. 3 ст. 149 НК РФ, ознакомившись с ним, налогоплательщик может прояснить, есть ли необходимость в выплате налога в его случае.

    НДС – это косвенный налог, которым облагаются как товары, так и услуги. Высчитывается он в качестве надбавочной стоимости, выплачивается со стоимости услуги или операции конечным потребителем в пользу бюджета страны. Особенностью данного налога является тот факт, что поступление налога возможно еще на этапах производства. Если говорить об услугах, он формируется и из тех операций, что являются оказанными в процессе производства конечного результата, оставаясь актуальными на всех стадиях. Основная ставка для НДС составляет 18 процентов, также российское законодательство предполагает возможность пользования пониженной ставкой в 10 процентов, или нулевой ставкой, а также полным освобождением.

    НДС имеет некоторые общие черты с налогом с оборота или с продаж, его также добавляют к общей стоимости услуги. Однако есть в этом отношении и существенные различия. Так, продавец услуг, за которые покупатель платит НДС, включенный в общую стоимость, может вычесть из уплаченной покупателем суммы те цифры, которые были выплачены тем же налогом поставщику.

    Налог остается косвенным, он платится именно покупателем. Платежные бумаги требуют отдельного оформления НДС на услуги и операции, для этого отводится специальная строка. В целом, данный вариант системы налогообложения сформирован для достижения сразу нескольких целей:

    • Распределение процесса уплаты налога между стадиями производства, коммерции, исключая при этом риск многократного взимания и переплат, которые могут стать очень серьезными.
    • Распределение обязанности между несколькими плательщиками, снятие рисков неуплаты. Специфика налогообложения в этом плане такова, что необходимая сумма все равно будет снята для бюджета, даже если кто-то из участников процесса уклоняется от налогов. Уход возможен только при использовании сложнейших схем.
    • Получение косвенного налога исключает национальные, это удобно в рамках существующей экономической ситуации.

    Возможные ошибки при расчете

    В любой расчет может закрасться ошибка, однако математические неточности – это не главная проблемная сфера для НДС. Они происходят редко, и если говорить об ошибках в формировании и выплате, то здесь в первую очередь необходимо отметить другие факторы.

    Иногда по ошибке или намеренно пользуются заниженной процентной ставкой в ситуации, когда правомерно было бы использовать основную. Иногда опаздывают с начислением и выплатой НДС, или не учитывают частичную оплату, уже полученную за услугу или товар. Иногда вычет НДС проводят без его перечисления поставщику, а еще часто возникают ошибки из-за того, что в работу поступают неправильно оформленные и заполненные счет-фактуры.

    Так как НДС на услуги и операции является одним из важнейших, и штрафы при нарушениях и неуплате налога могут возникнуть весьма серьезные, стоит уделять необходимое внимание расчетам, и нанимать для выполнения бухгалтерских работ только компетентных специалистов, способных уверенно справляться со всеми нюансами вопроса.

    Нюансы

    Как и при решении любых других задач, при работе с НДС на услуги и операции могут возникнуть свои сложности и нюансы. Однако внимательное отношение к вопросу позволит исключить неприятности. Стоит знать, что ошибки и неточности в данном направлении деятельности могут привести к штрафам в серьезных размерах, это касается также ситуации, когда компания пытается присвоить себе льготы, на которые не имеет прав. Ст. 122 НК России четко регламентирует эту ситуацию, указывая на право штрафа от налогового органа, который может составить порядка 20 процентов от долга, с начислением пени за просрочку в погашении.

    Законодательство закрепляет право плательщика использовать любые законные средства для снижения уровня налогов, и при наличии истинных прав можно оформить налоговые льготы, также в минимизации этих расходов помогают налоговые вычеты. Существует немало законных вариантов снизить затраты на выплаты государству, и при грамотном использовании таких решений удается добиться значимого результата – опыт и грамотность бухгалтеров и других специалистов в этом отношении бесценны.

    Законодательство касаемо НДС на услуги и операции регулярно обновляется, его пересматривают, вводят новые пункты. Рассматривая последние из нововведений, необходимо отметить, что с 2017 года все налогоплательщики должны сдавать декларацию по этому налогу, предоставляя её в электронном виде. Декларация также претерпела определенные изменения, и теперь она является более подробным документом, детализировалась на книгу продаж и покупок, появился и журнал для учета счет-фактур. Однако это не усложняет процесс составления такого документа, поскольку автоматизированные системы будут формировать все необходимое самостоятельно.

    НДС – это довольно сложный налог, который имеет множество нюансов облажения, с которыми приходится иметь дело на практике постоянно. В каждой бухгалтерии ежедневно приходится сталкиваться с этим явлением, с необходимостью следования ему, составления соответствующих документов. На практике специалисты справляются с этим легко, опыт и знания позволяют добиваться результатов даже в сложных ситуациях. Опытный бухгалтер всегда найдет возможность минимизировать затраты на налоги, подобрать оптимальный вариант выхода при необходимости экономить, и он сделает это официальным путем, с полным пониманием той ответственности, которая на него возлагается.

    Работая в сфере оказания услуг, освобожденных от выплат НДС, стоит периодически проверять закрепленные законодательством списки, а при частичной работе с такими услугами – детализировать и разделять их в документах, выплачивая по тем из них, которые налогом облагаются.

    Налогообложение НДС услуг связи (Семенихин В.В.)

    Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Налогообложение НДС услуг связи (Семенихин В.В.)

    Дата размещения статьи: 22.12.2014

    В настоящее время многие операторы связи являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Порядок взимания указанного налога установлен нормами гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом в ней есть ряд норм, имеющих прямое или косвенное отношение к «связистам».
    В настоящем материале мы рассмотрим льготы по НДС, которыми могут воспользоваться налогоплательщики, оказывающие услуги связи, а также вопросы обложения НДС услуг международной связи.
    Налогообложение услуг связи
    Основным нормативным документом, устанавливающим правовые основы деятельности в области связи, как известно, является Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ).
    При этом в соответствии со ст. 2 Закона N 126-ФЗ под оказанием услуг связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
    Для справки. Под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
    Следовательно, к плательщикам НДС, оказывающим услуги связи, можно отнести субъектов, оказывающих почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги связи для телевидения и радиовещания, услуги подвижной связи, Интернет-услуги и так далее и тому подобное.
    Оказывают такие услуги операторы связи, в качестве которых могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное на то разрешение (лицензию). При оказании услуг связи любой оператор руководствуется договором об оказании услуг связи, заключенным с абонентом (потребителем своих услуг) и соответствующими правилами оказания услуг связи.
    В силу п. 2 ст. 44 Закона N 126-ФЗ правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
    Напомним, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Значит, при оказании услуг связи на российской территории оператор связи должен исчислить сумму налога и заплатить ее в бюджет. Вместе с тем, как уже было отмечено, есть некоторые виды услуг связи, которые оказываются операторами связи в льготном налоговом режиме. Основная масса льгот по НДС установлена ст. 149 НК РФ, причем п. п. 1 — 2 указанной статьи посвящены обязательным налоговым льготам, от которых налогоплательщик отказаться не вправе, а п. 3 — добровольным льготам, применяемым налогоплательщиком по собственному усмотрению.
    Согласно пп. 9 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению на российской территории реализация почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа (Постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2006 г., 10 мая 2006 г. N КА-А40/3886-06 по делу N А40-36155/05-140-122).
    Как вы уже, наверное, догадались, в первую очередь эта льгота касается оказания услуг почтовой связи. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые, организационные, экономические и финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, выступает Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон N 176-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 176-ФЗ почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи, признаются государственными знаками почтовой оплаты.
    В соответствии со ст. 4 Закона N 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 (далее — Правила N 221).
    В п. 25 Правил N 221 определено, что государственные знаки почтовой оплаты применяются для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.
    В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
    — почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
    — оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
    — иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.
    Знаки почтовой оплаты Российской Федерации утверждены Приказом Минсвязи Российской Федерации от 26 мая 1994 г. N 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» (далее — Положение).
    Учитывая вышеизложенное, сделаем вывод: льготный режим налогообложения распространяется лишь на реализацию знаков почтовой оплаты Российской Федерации, которыми в силу п. 1.1 Положения признаются почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки, предназначенные для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения факта оплаты услуг на внутренней и международной корреспонденции.
    Обратите внимание! Действующие сегодня Тарифы на услуги почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции, предоставляемые ФГУП «Почта России», утверждены Приказом ФСТ России от 4 марта 2014 г. N 51-с/4 «Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП «Почта России».
    Причем взимание дополнительной платы при оказании услуг почтовой связи сверх установленных тарифов рассматривается как нарушение порядка ценообразования услуг, в силу чего такие действия операторов почтовой связи могут привлечь внимание антимонопольной службы, о чем свидетельствует Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 сентября 2008 г. по делу N А56-48676/2007.
    Заметим, что от НДС освобождается реализация знаков почтовой оплаты (почтовых марок) по ценам, не превышающим их номинальную стоимость. Льгота не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей.
    Обратите внимание! При применении данной льготы следует учитывать, что из-под налогообложения не выводится реализация коллекционных марок. При этом в соответствии с п. 5.6 Положения коллекционные марки представляют собой снятые с продажи в учреждениях Федеральной почтовой связи или изъятые из почтового обращения знаки почтовой оплаты. Порядок налогообложения коллекционных марок изложен в Письме УМНС России по г. Москве от 26 июня 2000 г. N 02-11/25661.
    Заметим, что при получении авансовых платежей в счет будущей отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), освобожденных от налогообложения, налогоплательщик не исчисляет налог с суммы полученного аванса, на что указывает п. 1 ст. 154 НК РФ. В то же время не исключено, что, получив такой аванс, налогоплательщик исчислит сумму «авансового» налога. Чтобы вернуть данную сумму, налогоплательщику придется воспользоваться ст. 78 НК РФ. Такие разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 8 ноября 2012 г. N 03-07-07/115. Вместе с тем, по мнению арбитров, изложенному в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 января 2011 г. N 10120/10 по делу N А71-14529/2009, помимо этого налогоплательщик может просто принять к вычету «авансовый» НДС в момент отгрузки товаров, оплаченных заранее.
    Следующая льгота, которая позволяет «связистам» не уплачивать налог в бюджет, установлена пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ.
    На основании указанной нормы освобождается от обложения НДС реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
    Причем правомерность применения льготы по данному основанию оператор связи может подтвердить посредством представления в налоговую инспекцию следующих документов:
    — контракта (копии контракта) оператора связи с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на оказание услуг связи в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган предоставляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
    — удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность оказываемых услуг связи к гуманитарной или технической помощи (содействию).
    Если указанные документы отсутствуют, то применение льготного налогового режима будет признано неправомерным. Такие разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина России от 8 октября 2013 г. N 03-07-07/41808.
    Обратите внимание! Подпункт 27 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяет работать в льготном налоговом режиме операторам связи, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета (далее — МОК) в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с исполнением обязательств маркетингового партнера МОК в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.
    Правда, воспользоваться указанной льготой данная категория операторов связи может лишь до 1 января 2017 г., на что указывает п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта».
    Эти льготы, как мы уже отметили, являются обязательными — они применяются независимо от желания оператора связи.
    Помимо обязательных льгот при оказании своих услуг операторы связи могут воспользоваться и инициативной льготой, установленной пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно указанной норме НК РФ освобождается от НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров. Поэтому если услуги связи оказываются оператором связи безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, то он вправе воспользоваться данной льготой.
    Учитывая то, что одним из условий применения льгот по НДС является раздельное ведение операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения, что является довольно непростым делом даже для опытного бухгалтера, многие налогоплательщики не спешат пользоваться добровольными льготами. Так как данная категория льгот используется налогоплательщиком по умолчанию, то отказаться от ее использования можно лишь посредством направления в налоговую инспекцию специального заявления.
    Предоставить такое заявление налоговикам нужно не позднее 1-го числа налогового периода, с которого оператор связи намерен отказаться от освобождения или приостановить действие льготного налогового режима. Так как официальная форма такого заявления не утверждена, то подать его можно в произвольной форме.
    Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2014 г. при совершении операций с применением льготы у плательщиков НДС отсутствует обязанность выставления счетов-фактур, на что указывает п. 3 ст. 169 НК РФ, обновленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в ст. 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
    До указанной даты счета-фактуры по таким операциям выставлялись налогоплательщиками в общем порядке, но с учетом п. 5 ст. 168 НК РФ. То есть в счете-фактуре сумма налога не выделялась, при этом на документе делалась соответствующая надпись о том, что операция ведется с применением льготы или проставлялся штамп «Без налога (НДС)».
    Сегодня такой спецификой выставления счетов-фактур пользуются только плательщики НДС, использующие освобождение от уплаты налога на основании ст. 145 НК РФ.
    Налогообложение услуг международной связи
    Особенности взимания НДС при оказании услуг международной связи установлены ст. 157 НК РФ.
    Согласно п. 5 ст. 157 НК РФ при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.
    Заметим, что данное правило основано на положениях Регламента международной электросвязи, принятого Всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии 9 декабря 1988 г. Этот документ является одним из основных нормативных актов Международного союза электросвязи, Устав которого ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции международного союза электросвязи». В силу ратификации Устава указанный Регламент приобрел силу международного договора, и при определении налоговой базы плательщик НДС должен руководствоваться именно нормами международного соглашения Российской Федерации. На это указывает ст. 7 НК РФ.
    Пример. Организация связи, расположенная на территории Российской Федерации, заключила договор о предоставлении услуг связи с организацией, расположенной на территории Германии.
    В соответствии с п. 5 ст. 157 НК РФ при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.
    Следовательно, услуги международной связи, оказываемые организацией, расположенной на территории Российской Федерации, организации, расположенной на территории Германии, не облагаются НДС.
    Окончание примера.
    Пример. Российской организации оказываются услуги международной связи организацией Германии через постоянное представительство (не являющееся плательщиком НДС), расположенное на территории Российской Федерации.
    Услуги связи, которые оказывает немецкая фирма через постоянное представительство (не являющееся налогоплательщиком по НДС), расположенное на территории Российской Федерации, получены российской организацией, которая в этих отношениях признается налоговым агентом (ст. 161 НК РФ).
    Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом налога.
    Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с гл. 21 НК РФ.
    Таким образом, организация, расположенная на территории Российской Федерации, будет являться налоговым агентом и обязана удерживать и уплачивать НДС в бюджет, применяя расчетную ставку налога в размере 18/118 с суммы дохода, выплачиваемого иностранному партнеру, при условии если местом реализации услуг признается территория Российской Федерации.
    Окончание примера.
    Отметим, что указанная льгота действует уже давно, но контролирующие органы регулярно пытаются поставить под сомнение правомерность ее применения.
    Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2009 г. N 09АП-23553/2009-АК по делу N А40-44753/09-128-240 налоговые инспекторы отказали оператору связи в исключении из налоговой базы сумм оплаты от иностранных покупателей. При этом они указали, что оператор связи не может самостоятельно оказывать услуги международной связи, так как оказывать их может только организация-монополист, с которой оператору нужно было заключить договор. В таком случае местом реализации услуги могла быть только территория Российской Федерации и отсутствовали основания для невключения в налоговую базу сумм, полученных от иностранных коллег.
    Однако оператор связи предоставлял возможность своим абонентам принимать международные звонки с использованием только местной телефонной сети и сети передачи данных. При этом он не нарушал требований отраслевого законодательства и вполне законно присоединял сеть передачи данных к собственной местной телефонной сети.
    Суд при принятии решения посчитал необоснованным довод налоговиков о допустимости пропуска международного трафика только через другую коммуникационную компанию, которая не обладает монопольным статусом на взаимоотношения с иностранными операторами связи.
    Договоры между оператором связи и иностранными покупателями заключены на законных основаниях, а налоговая инспекция не вправе переквалифицировать заключенные хозяйствующими субъектами сделки.
    Также в указанном Постановлении суд отклонил ссылку налоговиков на отсутствие лицензии на оказание услуг международной связи, так как в НК РФ нет данного требования в целях исключения из налоговой базы по НДС суммы, полученной оператором связи от реализации услуг связи иностранным покупателям.
    Применение вычета по НДС
    В Письме Минфина России от 22 июля 2011 г. N 03-07-08/238 даны разъяснения по вопросу правомерности применения налоговых вычетов по НДС в отношении операций по оказанию российской организацией-оператором связи услуг международной связи иностранным покупателям.
    В НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС в отношении операций по реализации услуг международной связи, согласно которым суммы, полученные от реализации таких услуг иностранным покупателям, не учитываются при определении налоговой базы при исчислении НДС.
    В связи с этим денежные средства, полученные российской организацией-оператором связи от иностранных покупателей за оказание услуг международной связи, в налоговую базу по НДС не включаются.
    Положениями гл. 21 НК РФ особенности применения вычетов при осуществлении указанных операций не предусмотрены. Поэтому вычет НДС по операциям по оказанию услуг международной связи иностранным покупателям осуществляется в общеустановленном порядке с учетом положений ст. ст. 171 и 172 НК РФ. Аналогичные рекомендации даны финансовым ведомством в Письмах от 15 января 2010 г. N 03-07-08/08, от 6 ноября 2009 г. N 03-07-08/231.
    Отметим, что правомерность применения вычета по НДС при оказании услуг международной связи подтверждается и судебной практикой. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2009 г. N А40-34897/08-117-96 указано, что перечень случаев, в которых НДС, предъявленный плательщику НДС при приобретении товаров (работ, услуг), не принимается к вычету, а включается в их стоимость, определен в п. 2 ст. 170 НК РФ. Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 149 НК РФ. Данная статья не содержит норм, содержащих освобождение от обложения НДС операций по реализации услуг международной связи иностранным покупателям.
    Следовательно, услуги международной связи, оказываемые иностранным покупателям, относятся к облагаемым НДС услугам.
    В соответствии со ст. 148 НК РФ местом реализации услуг международной связи, оказываемых иностранным покупателям, является территория Российской Федерации. Услуги международной связи не включены в п. 2 ст. 146 НК РФ, которым определен перечень операций, не признаваемых реализацией для исчисления НДС.
    Таким образом, суд указал, что перечень операций, НДС по которым не принимается к вычету и включается в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), определен в НК РФ и не включает в себя операции по оказанию услуг международной связи. Поскольку НК РФ не установлен специальный порядок применения вычетов НДС при осуществлении операций по оказанию услуг международной связи иностранным операторам, то организации связи следует руководствоваться общеустановленным порядком применения вычетов НДС на основании ст. ст. 171, 172 НК РФ.
    Особенности налогообложения услуг связи, оказываемых дипломатическим представительствам
    Согласно пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
    Обратите внимание! Нулевая ставка НДС распространяется не на все дипломатические представительства. Она применяется на условиях взаимности. В пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ прямо закреплено, что реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в данной норме НК РФ, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.
    Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых российским оператором связи может быть применена нулевая ставка налога, сейчас утвержден Приказом МИД России N 22606, Минфина России N 173н от 14 декабря 2011 г. «Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации».
    Порядок применения данной нормы НК РФ установлен не самим НК РФ, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1033 «О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей» (далее — Порядок).
    Согласно Порядку операторы связи, оказывающие услуги связи для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, выставляют счета-фактуры в общем порядке с указанием налоговой ставки в размере 18% (п. 7 Порядка).
    В силу п. 3 Порядка применение нулевой налоговой ставки в отношении услуг связи, приобретаемых для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, осуществляется путем возмещения налоговыми органами налога на добавленную стоимость, учтенного в цене услуг связи и уплаченного при их приобретении.
    Чтобы подтвердить нулевую ставку налога, представительство должно само собрать и представить в налоговый орган пакет документов, предусмотренный Порядком, и соответствующее заявление.
    Налоговый орган проводит проверку обоснованности заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость в течение трех месяцев со дня поступления заявления и пакета документов (п. 17 Порядка). По окончании налоговой проверки налоговый орган в течение 7 дней должен принять мотивированное решение о полном или частичном возмещении НДС или об отказе в возмещении указанного налога иностранному дипломатическому представительству.
    Отметим, что остальные услуги связи подлежат обложению НДС на общих основаниях.

    >Услуги связи. Налог на добавленную стоимость. Налогообложение НДС услуг связи

    НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НДС УСЛУГ СВЯЗИ

    В настоящее время многие операторы связи являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Порядок взимания указанного налога установлен нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом в ней есть ряд норм, имеющих прямое или косвенное отношение к «связистам».
    В настоящем материале мы рассмотрим льготы по НДС, которыми могут воспользоваться налогоплательщики, оказывающие услуги связи, а также вопросы обложения НДС услуг международной связи.

    Налогообложение услуг связи

    Основным нормативным документом, устанавливающим правовые основы деятельности в области связи, как известно, является Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ).
    При этом в соответствии со статьей 2 Закона N 126-ФЗ под оказанием услуг связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
    Для справки: под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
    Следовательно, к налогоплательщикам НДС, оказывающим услуги связи, можно отнести субъектов, оказывающих почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги связи для телевидения и радиовещания, услуги подвижной связи, интернет — услуги и так далее и тому подобное.
    Оказывают такие услуги операторы связи, в качестве которых могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное на то разрешение (лицензию). При оказании услуг связи любой оператор руководствуется договором об оказании услуг связи, заключенным с абонентом (потребителем своих услуг) и соответствующими правилами оказания услуг связи.
    В силу пункта 2 статьи 44 Закона N 126-ФЗ правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
    Напомним, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *