НДС при реализации сельхозпродукции

Сельские жители в большинстве своем не имеют достаточных для нормальной жизни доходов. Во многих селах нет работы. Все категории хозяйств нуждаются в сбыте сельскохозяйственной продукции. Если нет сбыта продукции, то нет смысла ее производить.

Когда-то на селе была развита заготовительная деятельность. Сельчане не только производили продукцию, но и могли сдать ее, получив соответствующий их труду доход.

Сегодняшняя ситуация, когда результаты собственного крестьянского труда не востребованы, убивает в сельчанах хозяина, производителя сельхозпродукции. Причем производителя добросовестного: собственноручно выращенные продукты впору продавать в магазинах с пометкой «экологически чистые». К сожалению, путь на рынки сбыта для него пока «заказан», и это не вина жителей села, а их беда: прежние позиции потребкооперации утеряны, а значит, интересы сельчан и их экономическое участие тоже сведены к минимуму.

Закупка излишков продукции у населения и реализация его на внутреннем рынке — чрезвычайно актуальное дело на сегодняшний день. Организация гарантированного сбыта сельхозпродукции возрождает интерес селян к работе, решает проблему безработицы в глубинке. Это дает не только занятость сельского населения и обеспечение его доходами, но и насыщение нашего рынка недорогой, экологически чистой продукцией. Все это в совокупности приведет к стабилизации социальной обстановки в районе, к обеспечению продовольственной безопасности.

Поддержать развитие личных подсобных хозяйств на селе за счет расширения закупки сельхозпродуктов у населения – такую задачу ставит администрация Татищевского муниципального района.

Администрация Татищевского муниципального района в последние годы особое внимание уделяет закупкам излишков сельскохозяйственной продукции у населения: вопрос об организации закупки сельскохозяйственной продукции у населения неоднократно рассматривался на аппаратных совещаниях при главе администрации района, в связи с чем разработан план мероприятий по закупке излишек сельхозпродукции, созданы благоприятные условия для заготовителей продукции.

В программных мероприятиях по поддержке малого предпринимательства одним из приоритетных направлений развития Татищевского района является поддержка развития личных подсобных хозяйств на селе за счет расширения закупки сельхозпродуктов у населения. В рамках муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Татищевском муниципальном районе Саратовской области на 2012-2015г.г.» в 2012 году при финансовой поддержке муниципального, областного и федерального бюджетов индивидуальными предпринимателями района создано два передвижных заготовительных пункта по закупке излишек сельхозпродукции у населения. Таким образом, теперь на всей территории муниципального района будут вестись закупки, что позволит превысить показатели прошлого года, а значит, больше людей смогут получить материальную поддержку и отдачу от ведения личного подсобного хозяйства и пополнить семейный бюджет. От их деятельности во многом будет зависеть увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и, как следствие, улучшение жизни селян.

Закупка их организована в каждом населенном пункте. Передвижной заготовительный пункт помогает селянам решать проблему реализации произведенной сельхозпродукции, закупает у них картофель, свёклу, морковь, капусту, лук. Сельский житель не выезжая в райцентр или г. Саратов может сдать выращенную продукцию в такой пункт. Видя, что животноводство и растениеводство даже в масштабах частного хозяйства может приносить хорошую прибыль, крестьяне активней начнут приобретать крупный рогатый скот, обрабатывать больше посевных площадей и т.д.

Чтобы продать излишки урожая, сельскому жителю достаточно обратиться в администрацию муниципального образования, на территории которого он проживает, и оставить заявку. Передвижной заготовительный пункт приедет по названному адресу в договоренное время и произведет закупку продукции на месте.

Информацию о работе передвижных заготовительных пунктах, о закупочных ценах на продукцию, и о многом другом всегда можно узнать в администрации муниципального образования, на территории которого проживает гражданин, желающий сдать излишки выращенной продукции.

Закупленная продукция в основном реализуется на ярмарках района, поступает в учреждения социальной сферы, т.е. все делается для того, чтобы снабжать жителей района экологически чистыми дешевыми продуктами.

Работа передвижных заготовительных пунктов уже дает свои результаты. Так в 2012 году благодаря работе одного передвижного заготовительного пункта 25 жителей района смогли пополнить свой семейный бюджет.

По вопросам закупок продукции можно также обращаться в отдел развития предпринимательства, потребительского рынка и торговли администрации района по адресу: р.п. Татищево, ул. Советская, д.13, кабинет № 14. Контактный телефон: 4-22-89

Контактное лицо: Еремеева Наталия Николаевна.

Справка: Заготовительные пункты района в 2012 году закупили у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:

* картофеля — 0,5 тонны

*капусты — 1,5 тонны

*моркови — 0,7 тонны

Оформляем первичные документы

Организации нужно заключить договор купли-продажи в письменной форме в любом случаеподп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, а предпринимателю — при сумме сделки более 1000 руб.подп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ; ст. 5 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Ограничений по сумме наличных расчетов с физическими лицами нет. Ведь лимит в размере 100 000 руб. распространяется только на расчеты наличными между организациями, организациями и предпринимателем, а также между предпринимателямип. 1 Указаний ЦБ от 20.06.2007 № 1843-У.

Но совсем не обязательно у вас должен быть объемный документ с названием «Договор». Это может быть закупочный акт, в котором стороны укажут, что продавец передал покупателю конкретный товар, а покупатель, в свою очередь, уплатил продавцу деньги. Этот акт одновременно будет и первичным документом товара для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Унифицированная форма закупочного акта — № ОП-5утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.98 № 132 (далее — акт ОП-5) — есть только для организаций общепита, закупающих сельхозпродукцию. Также установлена обязанность торговых организаций оформлять закупочным актом приобретение у населения сельхозпродуктов, дикорастущих ягод, грибов, ореховп. 7.6 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5, но для этой ситуации унифицированной формы акта нет.

Таким образом, если у вас не общепит, то вы можетеп. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ; п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 221 НК РФ; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002:

  • <или>воспользоваться актом ОП-5;
  • <или>разработать свою форму акта. Причем оптимальный вариант — взять за основу акт ОП-5, убрав из него ненужные вам строки. Например, имеет смысл исключить, как утратившие актуальность, следующие данные на оборотной стороне этого акта:
  • о государственной регистрации продавца в качестве предпринимателя;
  • о наличии подсобного хозяйства продавца;
  • об удержании подоходного налога.

При этом организации в учетной политике следует указать, какую форму акта она будет использоватьп. 4 ПБУ 1/2008.

Посмотрим, какую самостоятельно разработанную форму акта лучше использовать, чтобы потом не пришлось доказывать приобретение товара в судеПостановления ФАС СЗО от 27.04.2006 № А26-9456/2005-210; 17 ААС от 30.12.2008 № А60-17878/08.

УТВЕРЖДАЮ

(подпись) (должность) (фамилия, имя, отчество)

«__» ________ 201__ г.

ЗАКУПОЧНЫЙ АКТ № __ от «__» _____ 201__ г.

Покупатель
(наименование организации)
в лице ,
(должность) (фамилия, имя, отчество)
действующего на основании .
(документ)
Продавец .
(фамилия, имя, отчество)
паспорт: серия выдан
(наименование органа, выдавшего паспорт, дата выдачи)
Наименование, характеристика товара Единица измерения Количество Цена, руб. коп. Сумма, руб. коп.
1 2 3 4 5
Итого
Деньги в сумме руб. коп.
(прописью)
получил продавец
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Товары получил
(подпись)

Итак, первичные документы при покупке товаров у физлица такие.

1п. 1 ст. 161 ГК РФ

Определяемся с налогами

Затраты на приобретение у физлица товаров можно учесть в расходах в общем порядке и при расчете налога на прибыльп. 1 ст. 252 НК РФ, и при расчете налога при «доходно-расходной» УСНОст. 346.16 НК РФ, и при расчете НДФЛ предпринимателямип. 1 ст. 221 НК РФ. Только помните, что если вы купили имущество, которое принимаете к учету как основное средство, то уменьшить срок его полезного использования на период его фактической эксплуатации продавцом можно, только если продавец сможет такой срок документально подтвердитьп. 7 ст. 258 НК РФ; Письмо Минфина от 06.10.2010 № 03-03-06/2/172.

Что касается НДС, то важно помнить о некоторых нюансах.

Поскольку продавец — физлицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя, входного НДС у вас не будетп. 1 ст. 143 НК РФ.

Если вы — плательщик НДС и будете перепродавать купленный у физлица товар, то базу по НДС в большинстве случаев нужно считать по обычным правилам. То есть начислять НДС по ставке 18% или 10% исходя из цены реализациип. 1 ст. 154 НК РФ. Исключением является реализацияпп. 4, 5.1 ст. 154 НК РФ; Письмо Минфина от 27.04.2002 № 04-03-11/18:

  • сельхозпродукции и продуктов ее переработки, которые включены в специальный правительственный переченьутв. Постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383 и не являются подакцизными.

Если вы купили сельхозпродукцию и переработали ее, то база по НДС по переработанной продаваемой продукции считается исходя из полной цены реализации без вычета цены приобретенияПисьмо Минфина от 26.01.2005 № 03-04-04/01. Хотя некоторые суды с этим не согласны и считают, что база по НДС определяется как межценовая разницаПостановления ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09-С2; ФАС ЗСО от 31.07.2007 № Ф04-5101/2007(36750-А03-19);

  • автомобилей, приобретенных для перепродажи.

В этих двух случаях база по НДС рассчитывается как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения. При этом в счете-фактуре надо указатьПисьмо ФНС от 28.06.2005 № 03-1-03/1114/13@:

  • в графе 7 — ставку налога (10/110 или 18/118) с пометкой «с межценовой разницы»;
  • в графе 8 — сумму налога, исчисленную с межценовой разницы;
  • в графе 9 — стоимость товара с учетом НДС.

***

Удерживать с дохода, выплачиваемого продавцу-физлицу, НДФЛ и начислять на этот доход страховые взносы не нужно. Ведь в такой ситуации по НДФЛ вы не являетесь налоговым агентомп. 2 ст. 226, подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, а по страховым взносам у вас нет выплаты в рамках трудового и гражданско-правового договоровч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Гражданско-правовой договор (расчеты с физлицами)»:

РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ДАВАЛЬЧЕСКОГО СЫРЬЯ

Если вы производите товары из давальческого сырья (материалов), то ваша налоговая база будет равна стоимости обработки сырья, его переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС (п. 5 ст. 154 НК РФ).

Следовательно, в налоговую базу включается только стоимость оказанных вами как переработчиком услуг, которая указана в договоре, без НДС.

Стоимость давальческого сырья (материалов) при определении налоговой базы не учитывается.

Таким образом,

налоговая база = цена услуг,

где цена услуг — договорная цена услуг без НДС.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПО СРОЧНЫМ СДЕЛКАМСогласно сложившейся хозяйственной практике под срочными сделками понимаются сделки с отсрочкой исполнения. Такие сделки предусматривают исполнение обязательства через некоторое время в будущем.

Пунктом 6 ст. 154 НК РФ установлено, что срочные сделки — это сделки, которые предполагают поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором срока по указанной непосредственно в этом договоре цене.

Например, по договору поставки, заключенному 1 марта, продавец обязуется 1 сентября поставить покупателю 10 т муки общей стоимостью 55 000 руб., в том числе НДС 5000 руб. Такой договор представляет собой срочную сделку.

При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен, действующих на дату, на которую вы должны определить налоговую базу по правилам ст. 167 НК РФ. В стоимости товаров (работ, услуг) учитывается акциз (для подакцизных товаров) и не учитывается НДС.

Таким образом,

налоговая база = цена продажи > (=) рыночная цена,

где цена продажи — цена реализации, установленная договором, с учетом акциза (для подакцизных товаров) и без учета НДС;

рыночная цена — рыночная цена товаров (работ, услуг), которая действует на дату определения налоговой базы (например, на дату отгрузки).

Следовательно, для целей налогообложения в любом случае применяется рыночная цена, актуальная на дату фактического исполнения договора.

Поэтому, скорее всего, налоговые органы будут обращать более пристальное внимание на цены товаров (работ, услуг), которые вы применили по срочным сделкам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *