НДС по международным перевозкам

Содержание

Очень часто у транспортных компаний возникает вопрос о правильном применении ставки 0% по международным перевозкам. Еще один немаловажный вопрос, выделять ли НДС 0% или 18% при перевозке от границы по территории РФ до места назначения? Давайте разбираться.

Налоговый Кодекс в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает применение ставки 0% для:

Услуг по международной перевозке товаров различным транспортом, при которых пункт назначения или отправления расположен за пределами РФ.

Транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых россиийскими организациями и ИП на основании договора транспортной экспедиции.

Полный перечень услуг подробно перечислен в вышеупомянутой статье НК . Также желательно заглянуть в Национальный стандарт ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования», утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст.

Если Ваша организация оказывает услуги не перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и не поименованные в п.1 ст.164, то они облагаются по ставке 18%. Подробнее .

Таким образом, если Вы хотите применять ставку 0% , необходимо заключать договор именно на транспортно-экспедиционные услуги и услуги по международной перевозке. В таком случае, вся перевозка в совокупности будет облагаться 0%НДС, как до границы РФ, так и после.
Для применения нулевой ставки НДС не важно, сколько исполнителей участвуют в перевозке и оказании услуг, принципиальное значении имеет лишь вид договора.

Также хотим обратить Ваше внимание на то, что при оказании услуг, облагаемых по ставке НДС 0%, необходимо предоставлять в налоговую инспекцию документы подтверждающие правомерность применения данной ставки, а именно контракт (договор), товарно-сопроводительные документы, с отметками таможенных органов о ввозе и вывозе товара (исчерпывающий перечень указан в п.3 ст.165 НК РФ). Данные документы предоставляются в срок не позднее 180 календарных дней с даты оформления документа, либо отметки таможенного органа.

Удачных Вам перевозок!

С уважением,
Людмила Рябинина
Член МОО «Федерация налоговых консультантов» и ИПБ России

Р.S. Подробнее по теме читайте в свежем Письме Минфина от 04.06.2015 №03-07-08/32497, а также См. п. 2 письма Минфина России от 02.08.2011 № 03-07-15/72, письма ФНС России от 05.04.2012 № ЕД-4-3/5719, от 20.03.2012 № ЕД-4-3/4588@, письма Минфина России от 14.02.2012 № 03-07-08/37, от 22.12.2011 № 03-07-08/361, от 29.07.2011 № 03-07-08/244, от 13.05.2011 № 03-07-08/148, от 19.04.2011 № 03-07-08/117, от 20.01.2011 № 03-07-08/15, от 17.01.2011 № 03-07-08/10, от 12.01.2011 № 03-07-08/05, ФНС России от 20.03.2012 № ЕД-4-3/4588@).

Как уменьшить НДС и сохранить прибыль

Уменьшить сумму налога в бюджет можно двумя способами:

  1. занизить налоговую базу или применить пониженные ставки налога;
  2. увеличить сумму налоговых вычетов.

Особо упомянем и о третьем способе не платить НДС – для этого достаточно перестать быть его плательщиком.

Способ не очень популярен, зато абсолютно законен. Способ предусмотрен самим налоговым законодательством. Основываясь на нормах статьи 145 НК РФ, компания имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика при соблюдении некоторых условий, поименованных в статье.

При применении такого способа помните, что никакие мероприятия не должны быть направлены исключительно на оптимизацию налогообложения (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2005 г. № 53). Нормы статьи 380 ГК РФ утверждают, что задаток авансом не является, а потому с него не надо начислять НДС.

Вопрос, конечно, спорный, и для его решения в пользу налогоплательщика придется обращаться в суд.

Сумму НДС к уплате можно спрогнозировать уже на стадии подготовки сделки.

Пути оптимизации зависят исключительно от условий различных договоров и содержания хозяйственных операций.

Ирина Сидорова, финансовый консультант юридической компании Практическая энциклопедия бухгалтера Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами.

КонсультантПлюс: Форумы

Страницы: 1 и P.S.

В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов. оплачиваю я перевозчику без НДС за его услуги Сообщаю информацию которую узнала. в основном сообщении — это был пример, если бы у меня был ООО. у меня сейчас ИП. код будет 63.40, у меня ооо без ндс на УСН 6%, вот так же мучаюсь, еле заказчиков уговариваю платить без ндс, но от этого ставка уменьшается, и долго так не протянуть, иначе они начнут искать других исполнителей которые могут принимать с ндс дополнение — ответ на выше заданный вопрос не совсем так, клиент пока мне платит 12000 без ндс, но уже хочет платить 9840, или требует чобы его не потерять, оформить ооо с ндс, вот и думаю выгодно мне это или нет, при оплате ип в 10000 у меня минус 160 руб вот в этом и выручает ОСНО.

вы высчитываете доход 12000-расход 10000 и оплачиваете налог в НДС с разницы в 2000, те 360р, просто пока не могу сказать как это все указывать в отчете, те мне нужно посидеть и самой сделать а не на словах то есть на р/с мне придет 12000 с вкл ндс, а можно ли мне оплатить ип 10000 без ндс? пока у вас налогообажение без НДС — нета вот после перехода на ОСНО с НДС — да если я перейду на ОСНО, как будет выглядеть оплата с моего ООО(на осно) ип-нику(который без ндс, разве негрозит ли это какимито трудностями Спасибо за разъяснения, если что узнаю поподробнее сразу дам знать спасибо — так же и с моей стороны Евгений Yfevjd Много непонятного: как потом вернут уплаченное НДС, как высчитывается НДС.

хотелось бы пообщаться со знающим человеком для этого Вам лучше всего пройти бухгалтерские курсы, или почитать Налоговый кодекс и статьи по НДС, или, что лучше всего, нанять бухгалтера.Вопрос обширный. А консультации по бухгалтерскому учету обычно платные.

НДС при грузоперевозках это вообще засада! Добрый день!Тоже задумываюсь над этим вопросом. Имею ООО на ОСНо. Заказчик платит с НДС.

Перевозку осуществляет ИП которое без НДС.

В итоге на моем ООО повисает к уплате НДС. Может кто-то подсказать что делать, для уменьшения НДС. . только входящий НДС спасет, к примеру ищите прямых перевозчиков кто работает с НДС, других путей нет)))

Легальная оптимизация НДС: как уменьшить сумму налога к уплате

Иными словами, при реализации товаров (продукции или услуг) продавец должен уплатить государству разницу между НДС, полученным от покупателей, и входящим от поставщиков налогом.

Таким образом, чтобы обойтись «малой кровью» и уплатить государству как можно более низкую сумму НДС, можно идти двумя путями:

  • уменьшить величину реализации;
  • завысить размер вычетов.

Существует несколько абсолютно законных методов, при помощи которых плательщик НДС, работающий на ОСНО, легально может снизить налоговую нагрузку:

  • заявить об освобождении от обложения НДС;
  • заменить сделку купли-продажи агентским договором;
  • получить аванс в виде задатка или векселя;
  • оформить товарный/денежный заем с покупателем.

Налоговое право дает возможность хозяйствующему субъекту в заявительном порядке освободиться от обложения НДС.

Для этого должно соблюдаться несколько обязательных условий: Если налогоплательщик соответствует указанным параметрам, то он может подать ходатайство в ФНС на освобождение от НДС, которое будет действовать на протяжении календарного года.

Важно: если налогоплательщик, освобожденный от НДС, будет продолжать оформлять счета-фактуры с выделенным налогом, он обязан перечислить эти суммы в государственную казну и представить в ФНС декларацию по НДС. Помимо этого, льготнику необходимо отслеживать и регулировать поступление выручки, ибо, как только она «перевалит» за 2 миллиона рублей за 90 дней (3 месяца) подряд, право на освобождение автоматически снимается.

Во избежание налоговых осложнений, необходимо обезопасить себя следующими документами: Имейте в виду: если фактические расходы агента, возмещенные принципалом, превысили сумму вознаграждения, то они должны включаться в базу обложения НДС.

Схема подмены аванса денежным займом выглядит следующим образом: В договоре займа не должны фигурировать термины, дающие право налоговикам доначислить НДС и немалые штрафные санкции.

Помимо этого, важно оговорить в договоре цель, на которую поставщик получает заем у покупателя.

При этом важно соблюсти правильую формулировку в платежном поручении – там необходимо указать и номер/дату основного контракта, и реквизиты дополнительного соглашения о задатке.

Такой метод уменьшения НДС применяется не очень часто, но, тем не менее, он совершенно легален и практически лишен подводных камней. Методика применения вексельного аванса такова: Надо знать: «вексельная» схема применяется в случаях, когда заранее известная конкретная сумма поставки, а в акте передачи векселя необходимо указать все его реквизиты (номер, дата, сумма).

Категорически не рекомендуется использовать полулегальные фирмы-однодневки для получения вычета по НДС либо занижать размер полученной выручки. Такие действия легко выявляются, а наказание за уклонение от НДС может намного превысить размер экономии.

Как абсолютно законно уменьшить размер НДС к уплате: легальные схемы

Согласно положениям Налогового кодекса РФ, задаток не является объектом налогообложения.

Таким образом можно частично уменьшить сумму сделки и, как следствие, размер НДС. В том случае, если стоимость реализуемого продукта довольно высока и выплаты производятся в несколько этапов в течение двух или более месяцев, продавец может получить право на отсрочку по платежу до следующего налогового периода. В этом случае расходы на перевозку товара или оплату услуг транспортной компании не стоит выделять в калькуляции отдельной строкой, а сразу же включить их в стоимость продукции в составе расходов, понесенных на реализацию товара.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение льготы, налогоплательщику потребуется обратиться в территориальное отделение ФНС с заявлением и пакетом документов, подтверждающих наличие у него такого права. В перечень этих документов входят:

  • копия журнала выставленных и полученных в ходе приобретения и реализации товаров счетов-фактур;
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета расходов, доходов и хозяйственных операций (для ИП);
  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций).

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: Москва +7 (499) 938 47 06, Санкт-Петербург +7 (812) 467 38 23, РФ +7 (800) 350 23 69 доб 153 Консультация бесплатна!

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении: С 2019 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться.

Читайте подробнее здесь. Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях: В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ. Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее .

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2018-2019 годах».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Транспортная экспедиция и посредничество — в чем разница

Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчикап. 1 ст. 801 ГК РФ.

Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором)п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ. Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.

В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка грузап. 1 ст. 785 ГК РФ. А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставкип. 1 ст. 801 ГК РФ, в частности:

  • оформление документов на груз;
  • прохождение таможенных процедур;
  • уплата таможенных пошлин и сборов;
  • упаковка груза;
  • погрузка и разгрузка;
  • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  • хранение товаров;
  • получение груза.

Именно поэтому транспортная экспедиция — самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК РФгл. 41 ГК РФ. Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным ЗакономФедеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедиторп. 2 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ:

  • поручение экспедитору — «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
  • экспедиторская расписка — составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
  • складская расписка — составляется при получении груза на ответственное хранение.

Формы и порядок оформления этих документов утверждены Минтрансом Россиип. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554; приложения к Приказу Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.

Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.

Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0%п. 1 ст. 156 НК РФ; Письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-08/147, от 18.03.2011 № 03-07-08/74, от 18.03.2009 № 03-07-08/58; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139247.

С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставкист. 165 НК РФ.

Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК РФподп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0%Письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-07-08/244, от 13.05.2011 № 03-07-08/148. Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.

Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.

Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции — это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.2011Постановления ФАС МО от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 № А40-53580/07-104-296.

«Внутренняя» экспедиция для экспедитора

Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам — непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедиторап. 1 ст. 156 НК РФ.

Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:

  • оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
  • все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).

Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчикамп. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж… утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@.

Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц — заключите отдельные договоры:

  • транспортной экспедиции — на услуги, оказываемые вами;
  • посреднический — на услуги, оказываемые третьими лицами.

Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.

Если на все услуги уже заключен договор транспортной экспедиции, то в случае спора вам надо будет доказать, что по всем или каким-то отдельным услугам, оказываемым в рамках договора, вы выступаете как посредник, то есть:

  • сами услуги не оказываете, а только находите лиц, которые это сделают, и получаете за это вознаграждение (оно должно быть указано в договоре);
  • все затраты по этим услугам несет заказчик.

В этом случае в суде у вас есть шанс доказать, что вы должны исчислять НДС лишь с вознагражденияПостановления ФАС СЗО от 22.10.2009 № А56-55513/2008; ФАС ЦО от 03.09.2009 № А54-1111/2008С18; Девятнадцатого ААС от 19.10.2010 № А36-2127/2010; Двадцатого ААС от 26.03.2010 № А54-3115/2009С4.

Экспедиция для заказчика

Если вы заказываете международную перевозку, облагаемую НДС по ставке 0%, то заявлять к вычету вам нечего, в выставленном счете-фактуре налог будет равен нулю.

По «внутренней» же экспедиции вы получите от экспедитора:

  • <или>единый счет-фактуру на всю стоимость оказанных услугстатьи 168, 169 НК РФ;
  • <или>перевыставленные счета-фактуры третьих лиц и счет-фактуру экспедитора на сумму его вознагражденияп. 1 ст. 156, ст. 169 НК РФ; п. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж… утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@.

С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и МинфинПисьма Минфина России от 14.11.2006 № 03-04-09/20, от 30.03.2005 № 03-04-11/69.

***

Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты. Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

НДС — транспортные услуги облагаются им в зависимости от места их оказания и категории поставщика. Исходя из условий договора, может отличаться и процент удержания. Иногда с транспортных услуг НДС не взимается вообще. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Перечень работ со ставкой 0%

Когда нужно платить 10% от стоимости транспортных работ

Случаи применения стандартной ставки в 18%

Какие транспортные услуги освобождены от НДС

Перечень работ со ставкой 0%

Транспортные услуги НДС облагаются по ставке 0% по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 164 НК РФ:

  • расположение пунктов погрузки/разгрузки за пределами территории России (это условие распространяется на все виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный);

  • перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом;

  • транспортные услуги в отношении грузов, находящихся в режиме транзита;

  • грузопассажирские перевозки с пунктами отправления и назначения за пределами страны;

  • оборот с электричек пригородного сообщения (до декабря 2016 года);

  • авиаперевозки с территории Крыма и Севастополя в срок до 31.12.2015.

По услугам, оказанным за пределами территории России, законодательством установлены требования о представлении документов (копий), подтверждающих право на нулевую ставку:

  • контрактов, удостоверяющих условия сделки;

  • заверенного списка или самих товарно-транспортных документов;

  • таможенных документов или их подписанного перечня.

Указанный пакет должен быть подан в налоговые органы не позднее 180 суток со дня прохождения транспортных документов через таможню, об этом говорится в п. 9 ст. 165 НК РФ. При отсутствии подтверждения права на нулевую ставку налогоплательщику придется заплатить НДС по обычной ставке 18%.

Случаи применения стандартной ставки в 18%

За исключением приведенных выше ситуаций, п. 3 ст. 164 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков при использовании основной системы взимания налогов облагать НДС транспортные услуги в размере 18%.

В отношении перевозок для иностранных компаний, не имеющих филиалов в России, но транспортирующих грузы из пунктов отправления и назначения на ее территории, отечественные перевозчики обязаны уплачивать налог по обычной ставке 18% (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). На тех же условиях уплачивают налог зарубежные перевозчики, оказывающие услуги отечественным компаниям внутри страны.

ВАЖНО! В подобных ситуациях предприятие, пользующееся услугами зарубежных компаний, выполняет функции налогового агента. Основанием для этого служит то, что место оказания услуги будет определяться по заказчику, соответственно, налоги должны быть переведены в бюджет РФ.

Перевозка может осуществляться как в рамках обычного договора купли-продажи, так и выступать объектом отдельной сделки для посреднической компании. Тонкость состоит в невозможности принять НДС к вычету с подобных операций, если он уплачивается в полном объеме покупателем продукции. В качестве обоснования этой точки зрения можно привести письмо Минфина России от 06.02.2013 № 03-07-11/2568. Посредник использует в роли базы для налогообложения только размер своего вознаграждения (письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

При осуществлении посреднических операций в области грузовых и пассажирских перевозок продавец является и поставщиком услуг, в связи с чем он должен выставить отдельный счет-фактуру не только на реализуемый собственный продукт, но и на выполненные транспортные работы. Более того, в строке 2 указанного документа он должен записать в качестве поставщика услуги транспортную компанию, фактически ее оказывающую, а не наименование своей фирмы. Об этом четко говорится в правилах заполнения счетов-фактур.

Даже если при выполнении посреднического контракта в роли агента выступает предприятие на упрощенной системе налогообложения, на него все равно возлагается обязанность рассчитать и перевести НДС в бюджет.

Где применяются ставки НДС 0%, НДС 18%, БЕЗ НДС в международных перевозках.

Где применяются ставки НДС 0%, НДС 18%, БЕЗ НДС в международных перевозках.

НДС 0% При перевозки груза с СВХ

В ноябре 2015 г. в Министерство финансов Российской Федерации за разъяснением вопроса, касающегося налогообложения международных перевозок на отдельных этапах доставки по территории РФ. Постановлением Пленума ВАС № 33 от 30.05.14 г. законодатель разъяснил, что в случае доставки груза по территории РФ в рамках международных перевозок применяется ставка НДС 0 %. Дополнительно вопрос освещен в письмах Минфина от 15.07.15 г. № 03-07-08/40497 и от 03.06.15 г. № 03-07-08/31993, в которых подтверждены определения ВАС с уточнением, что ставка НДС 0 % требует подтверждения.

Однако, после выхода Определения Верховного Суда РФ от 22.12.2014 г. № 305-КГ14-4881, в законодательстве возникла коллизия. Суд признал возможность применения НДС 18 % в случаях, когда организация не располагает документами для подтверждения и не было уточнения, за счет кого этот НДС должен быть уплачен – за счет поставщика, который не смог подтвердить НДС 0 %, или за счет заказчика по счету-фактуре с последующим правом для заказчика на возмещение НДС из бюджета.

Возникает вопрос: есть ли у нас право выставить клиенту ставку НДС 18% за перевозки по РФ, при которых погрузка или выгрузка груза происходила на территории таможенных складов временного хранения, аэропортов, ж/д вокзалов и морских портов, говорящих о международном характере доставки груза, если мы не уверены в сборе документов для подтверждения НДС 0 % и, главное, не появятся ли у клиентов проблемы с возмещением выставленного нами НДС из бюджета?

В письме № 03-07-08/68471 от 25.11.2015 г. Минфин ответил нам, что «в соответствии с пунктом 9 статьи 165 Кодекса в случае отсутствия документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. При этом предъявление указанных сумм налога покупателю нормами Кодекса не предусмотрено».

То есть услуга по перевозке груза по территории РФ в рамках международной перевозки облагается НДС 0 %, и у поставщика нет права выставить НДС 18 % клиенту, если даже он заранее знает, что не сможет ее подтвердить.

Мы призываем заказчиков подобных перевозок с особым вниманием отнестись к сообщению Минфина, так как НДС 18 %, который будет выставлен в счетах-фактурах в ваш адрес другими компаниями за подобные перевозки, не подлежит возврату из бюджета. У организации отсутствует право требования зачета НДС, выставленного неправомерно (Письмо Минфина от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *