Ндпи

Льготы по НДПИ — эффективное средство стимулирования нефтегазовой отрасли?

Россия – ведущая мировая держава в сфере оборота энергоресурсов. Торговля ими и международное сотрудничество в этой отрасли — важная составляющая экономического развития и политической стабильности страны.

За время реализации «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» в энергетическом секторе наблюдается стабильный рост и устойчивая работа производственных экономических комплексов. Отрасли принадлежит основополагающая роль в формировании ВВП страны. Также она формирует большой процент экспортных доходов и доходную часть бюджета РФ. Значение нефтегазового сектора для экономики страны переоценить сложно.

Нефтяная промышленность России в целом состоит из нефтедобывающих предприятий, нефтеперерабатывающих заводов, предприятий, осуществляющих транспортировку и сбыт нефти. Отрасль представлена 28 крупными нефтеперерабатывающими заводами, мини-НПЗ, и заводами, которые занимаются производством масел, а протяженность нефтепроводов насчитывает 50 тыс. км.

Структуру газовой промышленности организуют предприятия по осуществлению геолого-разведочных работ, бурению скважин, добыче, транспортировке и хранении газа. Система газоснабжения имеет впечатляющие масштабы – это 162 тыс. км. магистрального газопровода, 215 линейных компрессорных станций, 6 комплексов по переработке газового сырья, 25 объектов хранения.

Почти 50% доходной части бюджета страны за последний год составила доля нефтегазового сектора. А в 2012 году был зафиксирован максимальный показатель со времен СССР в переработке нефти – 270 млн. тонн. По добыче нефти и газа в последние годы Россия занимает лидирующие мировые позиции. В.П.Орлов, президент Российского геологического общества, правомерно заметил, что «минерально-сырьевой комплекс является для России государствообразующим, а если точнее, то – государствосохраняющим. Комплекс генерирует реальную природную ренту, на которой строится бюджет страны, обеспечивает конкурентоспособность, прочное геополитическое и геостратегическое положение России в мире. Поэтому и в ближней и в отдалённой перспективе МСК в жизни и развитии России будет играть важнейшую роль». Соответственно, минимизация возникновения рисков в этой сфере, разработка эффективных путей решения проблем стоят в числе приоритетных государственных вопросов.

А проблемы здесь достаточно немалые. Сегодня мы поставлены перед фактом окончания эпохи легкоразрабатываемой нефти. Затраты на нефтедобычу существенно возросли. Причем эта тенденция наблюдается как с нефтью, получаемой из действующих скважин, так и с вновь разрабатываемыми участками. В случае с первыми рост удельной стоимости добычи происходит по причине того, что ухудшается ресурсная база, и растут регулируемые государством тарифы. На новых участках это обусловлено сложностью горно-геологических и экономических условий. Прогнозы на ближайшее будущее говорят о том, что добыча буквально каждого барреля станет делом проблематичным. Чтобы обеспечить страну углеводородами нужно постоянно искать новые месторождения. Большинство из них находятся за полярным кругом и условия добычи тут весьма сложные. Разработка таких месторождений нуждается в больших инвестициях. Выходом из ситуации, который поспособствует дальнейшему развитию отрасли и не допустит падения показателей, может стать налоговое стимулирование.

Один из способов помощи нефтегазовой промышленности – льготы в налоговом обложении добычи полезных ископаемых (НДПИ). Эксперты предполагают, что данная мера поспособствует увеличению добычи и капитализации нефтяного сектора. Но у вопроса есть противоречивые стороны. С одной стороны налоги в нефтегазовом секторе – большой источник пополнения российского бюджета, с другой – жесткие налоговые ставки могут вызвать падение добычи, соответственно, бюджет понесет потери еще большие, нежели при льготном налогообложении.

Министр энергетики Александр Новак (Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников)

Министр энергетики Александр Новак констатировал, что «при существующей системе налогообложения нефтегазовой отрасли в РФ в ближайшие 10-20 лет в стране может произойти снижение объемов добычи нефти с 500 млн. до 370 млн. тонн». Но государство не готово к таким потерям: «Риски снижения объемов добычи нефти, которые сейчас существуют, должны быть нивелированы. Для этого необходимо создать условия привлечения инвестиций в новые месторождения», — высказал свое мнение Александр Новак.

Сегодня в России развернута обширная реформа в сфере налогообложения нефтегазовой отрасли. Эксперты уже подсчитали, что льготы в налогах по разнообразным проектам могут дать бюджету почти 300 млрд. долларов до 2030 года. Было также отмечено, что стимулом для разработки трудных месторождений Восточной Сибири и северных регионов страны станет изменение законодательства, которое связано с НДПИ для нефти.

В соответствии с действующими законами объектами налогообложения по НДПИ считаются полезные ископаемые, которые добыты из недр на территории РФ, а также тех территориях, которые находятся под ее юрисдикцией. К ним относятся также полезные ископаемые, которые извлечены из отходов в процессе добычи. В отношении нефти, попутного газа, горючего природного газа и газового конденсата налоговая база определяется по количеству добытого сырья в натуральном виде.

НДПИ ввели в 2002 году и заменили им три платежа, к которым относятся плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и газовый конденсат. Может показаться, что с принятием данных изменений налогообложение значительно упростилось. Но такой вывод достаточно скоропостижен, потому что расчет НДПИ уже вызвал немалое количество споров. Руководитель Управления ФНС России по Челябинской области описал ситуацию следующим образом: «Суть проблемы заключается не в каких-то конкретных ошибках, а в разных подходах налоговой службы и налогоплательщиков к понятию «первый товарный продукт».

Налоговые службы считают, что под первым товарным продуктом следует понимать то, что налогоплательщиками может быть реализовано, налогоплательщики в свою очередь считают по-другому: первый товарный продукт это — ни что иное, как то, что они непосредственно добыли. Суды в этих спорах занимают сторону налогоплательщиков и обращают внимание налоговых органов на неправильное толкование ими понятия. Мнение суда сводится к выводам, что под первым товарным продуктом следует понимать тот продукт, который был подвержен только первичной обработке. В случае же, когда он уже готов к реализации и прошел определенное количество стадий переработки, не может считаться объектом налогообложения НДПИ.

12 апреля 2012 года Владимиром Путиным было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации №443-Р «О принятии мер по увеличению инвестиционной привлекательности Российской Федерации», по которому предусматриваются исключительные условия, относящиеся к проектам по освоению морских месторождений топливных запасов во внутренних морских водах, а также водах территориальных морей и континентальном шельфе страны.

Эти условия распространяются на проекты с началом добычи после 1 января 2016 года, которые на сегодняшний день не имеют налоговых льгот и не освобождены от ввозных таможенных пошлин. Что касается шельфовых проектов, то их предложили квалифицировать по уровню сложности определенных факторов. К ним относятся технологические решения, природно-климатические условия и ледовая обстановка, глубина моря, геологическая сложность, удаленность от берега, наличие инфраструктурных объектов на берегу. Всего получилось 4 категории:

1. с базовым уровнем сложности (проекты Азовского и Балтийского морей);

2. с повышенным уровнем сложности (проекты в мелководных частях Черного, Печорского, Белого морей, а также в южной части Охотского моря);

3. с высоким уровнем сложности (глубоководная часть Черного моря и южная часть Баренцева);

4. с арктическим уровнем сложности (проекты Карского моря, северной части Баренцева, а также восточной Арктики). Специальная ставка НДПИ для них составит: 30%, 15%, 10% и 5%.

Эксперты сошлись во мнении, что государством взимались непомерно большие налоги в областях по разведке и добыче углеводородов. Поэтому для привлечения инвестиций, правительством было предложено рассмотрение вопроса о введении гарантий на неизменность налоговых ставок: 5 лет с начала добычи для первой категории (не позже 12 апреля 2022 года), для второй категории – 7 лет (не позже 12 апреля 2032 года), 10 лет для третьей категории (не позже 12 апреля 2037 года); 15 лет для четвертой (не позже 12 апреля 2037 года).

Добыча нефти на Баженовском месторождении (Фото: A. Rudakov/Bloomberg)

А 26 июля 2013 годы президент Владимир Путин подписал закон, по которому налог на добычу полезных ископаемых будет дифференцирован. Он устанавливает порядок в определении и применении коэффициента к ставке НДПИ, который может составить от 0 до 0,8. Также данным законом вводится коэффициент, определяющий степень выработанности залежей углеводородов. Он равняется нулю на добычу из Баженовского, Абалакского, Хадумского и Доманикового месторождений. То есть, компаниям, добывающим здесь нефть, не надо будет платить налог на протяжении 15 лет. Для «труднодоступной» нефти с эффективной нефтенасыщенной толщиной пласта не больше 10 метров коэффициент составит 0,2%, с толщиной пласта более 10 метров – 0,4%, для залежей Тюменской свиты – 0,8%, в остальных случаях – 1%.

Алексей Кондрашов, руководитель международной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг в области налогообложения компаниям нефтегазовой отрасли, констатирует, что «на мировой карте нефтегазовой промышленности нет ни хороших, ни плохих систем налогообложения. Решения правительства в области налогообложения зависят от многих факторов. Однако, как нам представляется, правительства, занимающие разумную позицию, учитывают долгосрочную перспективу развития: они готовы подождать, чтобы позволить инвесторам выйти на более высокие уровни добычи и разработать новые месторождения углеводородов». А неэффективность и несправедливость в сфере налогообложения является источником искажения в принятии рациональных экономических решений.

Метки: Александр Новак, Алексей Кондрашов, Владимир Путин, газовая промышленность, льготы по НДПИ, налогообложение, нефтегазовая отрасль, нефтяная промышленность, оборот энергоресурсов

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является федеральным налогом и выступает основным в системе обязательных платежей за пользование природными ресурсами. Налог был установлен в российской налоговой системе в 2002 г. и заменил плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Порядок налогообложения добычи полезных ископаемых определен гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Справка. По данным Росстата, доля НДПИ в сумме налогов, сборов и иных платежей, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе — октябре 2011 г., составила 21,6%. Таким образом, налог занимает второе место после налога на прибыль организаций в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации.

Плательщики, объекты налогообложения

Плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 334 НК РФ). Пользователь участка недр обязан встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ по месту нахождения этого участка в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком (п. 1 ст. 335 НК РФ). Если разработка полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на других территориях, предусмотренных п. 2 ст. 335 НК РФ, налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

В п. 1 ст. 336 НК РФ приведена совокупность полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

В п. 2 ст. 336 НК РФ конкретизированы объекты природопользования, не являющиеся объектами обложения НДПИ.

Пример. ОАО «Кратер» осуществляет деятельность по добыче различных полезных ископаемых на основании соответствующих лицензий на пользование недрами. природный ресурс налог ископаемый

В сентябре организацией добыто 20 т бурого и 10 т каменного угля, 15 т графита природного. Разведано новое месторождение товарных руд. Предполагаемый объем запасов полезного ископаемого — 10 000 т. Получить лицензию на разработку этого участка недр и приступить к работам хозяйствующий субъект планирует в I квартале следующего года. В ходе работ было извлечено 5 т горнорудного неметаллического сырья из отходов добывающего производства. На извлечение получена специальная лицензия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Добыча также осуществлялась за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией (28 т руды черных и цветных металлов). Дополнительно было получено 3 т руды черных металлов из собственного отвала. Организации удалось добыть 15 т геологических коллекционных материалов, 8 т полезных ископаемых из геологических объектов, имеющих культурное значение. Какие из полезных ископаемых являются объектами обложения НДПИ?

Бурый и каменный уголь, графит природный, а также горнорудное неметаллическое сырье, полученное из отходов добывающего производства, являются видами добытых полезных ископаемых, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 337, пп. 2 п. 1 ст. 336 НК РФ). Поскольку плательщиками НДПИ признаются организации, являющиеся пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 334 НК РФ), нет оснований для уплаты этого налога в отношении нового месторождения товарных руд. Добытые руды черных и цветных металлов являются видами полезных ископаемых, признаваемых объектом обложения НДПИ в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 337 НК РФ. Условия добычи этих ресурсов соответствуют условиям, установленным пп. 3 п. 1 ст. 336 НК РФ, что также определяет их как объекты природопользования, подлежащие налогообложению. Следовательно, в данном случае НДПИ уплачивается.

Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке, не включаются в состав налогооблагаемых на основании пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ. Добытые геологические коллекционные материалы, полезные ископаемые из геологических объектов, имеющих культурное значение, следует исключить из числа подлежащих налогообложению в соответствии с пп. 2 и 3 п. 2 ст. 336 НК РФ.

Таким образом, в целях обложения НДПИ следует учитывать нижеперечисленные полезные ископаемые:

  • — бурый (20 т) и каменный (10 т) уголь;
  • — графит природный (15 т);
  • — горнорудное неметаллическое сырье (5 т);
  • — руды черных и цветных металлов (28 т).

Налоговая база, порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы

Налоговая база по НДПИ определяется в соответствии с п. 2 ст. 338 НК РФ двумя способами:

  • 1) как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • 2) как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Порядок определения количества полезных ископаемых в целях налогообложения закреплен в ст. 339 НК РФ и предусматривает следующие методы его оценки:

  • — прямой метод — посредством применения измерительных средств и устройств;
  • — косвенный метод — расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

При этом, если применение прямого метода невозможно, используется косвенный метод. Прямой метод предполагает учет фактических потерь полезных ископаемых, относимых к тому налоговому периоду, в котором осуществлена их оценка. Выбранный метод должен быть утвержден в учетной политике организации и может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (абз. 2 п. 2 ст. 339 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 340 НК РФ предусмотрены следующие способы оценки стоимости добытого полезного ископаемого при определении налоговой базы по НДПИ:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Выручка от реализации добытого полезного ископаемого уменьшается на сумму расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого. В состав таких расходов могут быть включены расходы на уплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку полезных ископаемых от склада готовой продукции до получателя, на страхование грузов (абз. 4 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Подчеркнем, что стоимость единицы добытого полезного ископаемого следует определять как отношение выручки от реализации этих ресурсов к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. Согласно п. 4 ст. 340 НК РФ при отсутствии реализации полезных ископаемых стоимость добытых ресурсов определяется исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых. В целях формирования расчетной стоимости необходимо учитывать ряд расходов, которые налогоплательщик имел в налоговом периоде (материальные расходы, расходы на оплату труда, сумма начисленной амортизации, расходы на освоение природных ресурсов и др.). Это закреплено в положениях п. 4 ст. 340 НК РФ.

Пример. ОАО «Старт» осуществляет добычу калийной соли в соответствии с лицензией, действующей до 1 января 2010 г. В январе текущего года организацией было добыто 360 т соли. На внутреннем рынке было реализовано 300 т на сумму 2 400 000 руб. с учетом НДС. Расходы на добычу и реализацию природного ресурса составили 2 000 000 руб. с учетом НДС. Каковы суммы НДПИ и налога на прибыль организаций, подлежащих уплате в бюджет?

Поскольку организация имеет реализованную продукцию, стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого (абз. 8 п. 2 ст. 340 НК РФ). Выручка от реализации без НДС составит 2 033 898 руб. (2 400 000 руб. — 2 400 000 руб. x 18/118). Стоимость 1 т добытой соли в целях налогообложения равна 6779,7 руб. (2 033 898 руб. : 300 т). Стоимость всего объема добытой соли рассчитывается следующим образом: 6779,7 руб. x 360 т = 2 440 692 руб. Ставка НДПИ по калийной соли установлена на уровне 3,8% (абз. 1 п. 2 ст. 342 НК РФ). Сумма НДПИ при добыче калийной соли составит 92 746,3 руб. (0,038 x 2 440 692 руб.).

Расходы организации (без НДС) — 1 694 915 руб. (2 000 000 руб. — 2 000 000 руб. x 18/118). Прибыль, полученная от реализации калийной соли, как налоговая база определяется в соответствии со ст. ст. 247 и 274 НК РФ:

2 033 898 руб. — 1 694 915 руб. = 338 983 руб.

Ставка налога на прибыль организаций определена п. 1 ст. 284 НК РФ и составляет 20%. Сумма налога на прибыль организаций рассчитывается как 0,2 x 338 983 руб. = 67 796,6 руб.

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Налоговые ставки НДПИ дифференцируются в зависимости от вида полезного ископаемого; предусмотрена также ставка 0%. Согласно п. 1 ст. 342 НК РФ ставка 0% применяется при добыче попутного газа, подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и т.д. Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ была изменена редакция пп. 8, введены пп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 342 НК РФ. Согласно внесенным поправкам налогообложение по ставке 0% осуществляется при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха, Иркутской области, Краснодарского края, находящихся севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском морях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, полуострове Ямал. При этом НК РФ установлены предельные показатели накопленного объема добытой нефти и срока разработки запасов участка недр для всех перечисленных случаев в целях применения ставки 0% для исчисления НДПИ.

Помимо ставок НДПИ ст. 342 НК РФ устанавливает коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть, степень выработанности запасов участка недр и используемые для расчета НДПИ при добыче нефти.

Пример. ОАО «Скала» имеет лицензию на добычу нефти и осуществляет свою деятельность на участке недр месторождения «Октябрьское», а также на участке, расположенном в Ненецком автономном округе. Накопленный объем добытой нефти на последнем из указанных участков находится в пределах 5 млн т, срок разработанности запасов равен трем годам. В январе 2009 г. из недр первого участка было добыто 500 т нефти. Фактические потери составили 1,2 т. Они соответствуют нормативным потерям. Отделенный попутный нефтяной газ и примеси были получены в объеме 0,5 т. Кв — коэффициент, отражающий степень выработанности запасов, принимается равным 0,3. Из недр второго месторождения было добыто 30 т нефти. Средний уровень цен нефти сорта «Юралс» в рассматриваемом периоде находился в пределах 46,94 долл. США за баррель, среднее значение курса доллара США к рублю — 32,89 руб. за долл. США. Какую сумму НДПИ налогоплательщик должен перечислить в бюджет?

Добыча нефти на участке, расположенном в Ненецком автономном округе, с 1 января 2009 г. подлежит обложению НДПИ по ставке 0% (пп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ). При налогообложении добычи нефти из месторождения «Октябрьское» следует учитывать, что объем добытых полезных ископаемых в пределах нормативных потерь также облагается по льготной ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Кроме того, согласно новой редакции п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто, под которой понимается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами. Таким образом, объем добытой нефти, учитываемый в целях налогообложения, составляет 498,3 т (500 т — 1,2 т — 0,5 т). Согласно п. 3 ст. 342 НК РФ коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), определяется по формуле:

Кц = (Ц — 15) * Р / 261 = (46,94 — 15) * 32,89 / 261 = 4,0249,

где Ц — средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс»;

Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю.

Согласно п. 3 ст. 342 НК РФ коэффициент Кц округляется до 4-го знака после запятой. Кв по условиям примера равен 0,3. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. В п. 2 ст. 342 НК РФ предусмотрена ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти, которая должна умножаться на коэффициенты Кц и Кв. С учетом этого НДПИ равен 252 105 руб. (419 руб. x 498,3 т x 4,0249 x 0,3).

Пример. ОАО «Альфа» поставлено на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ как организация, занимающаяся добычей золота. В феврале текущего года организацией добыто 200 кг концентрата, содержащего золото. После переработки на аффинажном заводе было получено 170 кг чистого золота. Весь полученный объем драгоценного металла реализован на внутреннем рынке на сумму 119 000 000 руб. (с НДС). Какова сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком?

В соответствии с разъяснением Минфина России (Письмо от 30.10.2008 N 03-06-06-01/24) видом добытого полезного ископаемого признаются концентраты и другие полупродукты, содержащие золото (абз. 18 п. 2 ст. 342 НК РФ). В связи с этим налогообложению подлежит объем добытого концентрата до его переработки, то есть добытое полезное ископаемое в объеме 200 кг.

Выручка от реализации драгоценного металла без НДС — 100 847 000 руб. (119 000 000 руб. — 119 000 000 руб. x 18/118).

Стоимость 1 кг добытого полезного ископаемого принимается равной 593 218 руб. (100 847 000 руб. : 170 кг).

Общая стоимость добытого полезного ископаемого — 118 644 000 руб. (200 кг x 593 218 руб.).

Ставка НДПИ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, определена в размере 6% (п. 2 ст. 342 НК РФ).

Сумма НДПИ составит 7 119 000 руб. (0,06 x 118 644 000 руб.).

Важными аспектами при налогообложении природопользования являются порядок и сроки уплаты НДПИ, представления налоговой декларации. НДПИ уплачивается по итогам налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Подчеркнем, что налог уплачивается по месту нахождения каждого участка недр, находящегося в пользовании налогоплательщика. Если полезные ископаемые добыты за пределами территории Российской Федерации, уплата налога осуществляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 345 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком по месту его нахождения (месту жительства).

Что понимать под полезным ископаемым по НК РФ

Полезным ископаемым, которое может рассматриваться в качестве объекта НДПИ, признаются:

1. Продукция горнодобывающего предприятия, в том числе получаемая на этапе разработки карьеров, содержащаяся в минеральном сырье, извлеченном из недр, и соответствующая государственному, международному либо внутрикорпоративному стандарту (п. 1 ст. 337 НК РФ).

В свою очередь, не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, полученная при дальнейшей переработке (посредством обогащения или технологического передела) полезного ископаемого.

2. Сырье или минералы, перечисленные в широком перечне в п. 2 ст. 337 НК РФ. Это общеизвестные ископаемые — нефть, газ, уголь, металлы и т. д.

3. Продукция, являющаяся результатом разработки залежи, а также выпускаемая из минерального сырья при использовании технологий, которые соответствуют специальным видам работ по добыче сырья или минералов. Таких как, например, подземная газификация, гидравлическая разработка россыпных залежей, выщелачивание и иные перерабатывающие технологии.

С одной стороны, сущность объекта налогообложения в рамках НДПИ однозначно закреплена в федеральном законодательстве на уровне НК РФ. С другой — практическое применение рассмотренных нами норм может требовать задействования иных правовых актов с меньшей юридической силой, но необходимых с точки зрения корректного определения соответствующего объекта.

Какие полезные ископаемые признаются объектом налогообложения по НДПИ

Основной нюанс, характеризующий определение объекта налогообложения по НДПИ, заключается в том, что сам факт извлечения каким-либо субъектом сырья либо минерала природного происхождения из залежей не обязательно означает, что соответствующее сырье либо минерал будут фактически признаны объектом НДПИ, несмотря на то что соответствуют критериям, закрепленным в ст. 336, 337 НК РФ.

Объектом налогообложения по НДПИ признаются, прежде всего, сырье или минерал, добытые лицами, официально признанными в качестве плательщиков НДПИ. Данные лица могут быть представлены ИП или юрлицами, являющимися пользователями недр на основе лицензии (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Обязанность в получении лицензии на добычу сырья или минералов возникает у хозяйствующих субъектов, извлекающих сырье или минералы из залежей, расположенных на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). На практике данная обязанность чаще всего устанавливается для фирм, извлекающих сырье или минералы из глубины более 5 метров — соответствующий показатель зафиксирован во многих нормативных актах регионов РФ, например в ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании от 03.11.2010 № 169-3.

Стоит отметить, что в нормативных актах на федеральном уровне критериев определения глубины почвенного слоя или же норм, аналогичных той, которая закреплена в законе № 169-3, не установлено.

В случае если ИП или организация будут извлекать сырье и минералы из залежей без лицензии, их деятельность будет поводом для наложения штрафа в соответствии с нормами п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Вред, нанесенный природе, им придется компенсировать (ст. 51 закона от 21.02.1992 № 2395-I).

В случае если сырье или минерал добывается индивидуальным предпринимателем (при этом данные объекты относятся к категории общераспространенных и используются ИП не в коммерческой деятельности, а в личных целях), НДПИ по данному сырью или минералу не уплачивается (п. 2 ст. 336 НК РФ). Узнать, какие ископаемые относятся к общераспространенным, можно, ознакомившись с рекомендациями, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р.

Кроме того, в подп. 2–6 п. 2 ст. 336 НК РФ прямо перечислены иные виды сырья и минералов, которые не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения в рамках НДПИ.

Подробнее о способах снижения величины НДПИ читайте в статье «Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых».

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — что это такое, обзор законодательства

НДПИ устанавливается на федеральном уровне и регулируется законодательством, в котором определены основные понятия этого налога.

Законодательная база

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется Налоговым Кодексом РФ. В нем этому понятию посвящена 26 глава. Она вмещает в себя все понятия, относящиеся в данной сфере:

  • Ст. 334, 335 разъясняют, кто должен платить данный налог, и каким образом он должен встать на учет в соответствующие органы учета.
  • Ст. 336, 337 определяют, за что именно взимается плата, в первой статье приводятся обобщенные понятия и термины. В ст. 337 приводится подробный перечень полезных ископаемых, при добыче и использовании которых взимается налог;
  • Ст. 338, 339, 340, 1 описывают, что подразумевают под налоговой базой, какие суммы в нее включаются. А также каким образом определяется стоимость полезных ископаемых.
  • Ст. 341 устанавливает налоговый период, за который должны рассчитываться суммы платежей.
  • Ст. 342 содержит конкретные ставки для расчета налоговых сумм.
  • Ст. 1- 342.5 определяет налоговые особенности в различных отраслях добычи полезных ископаемых.
  • Ст. 343-343.2 разъясняет, как нужно рассчитывать и уплачивать налог. Какие суммы можно исключить из базы и тем самым снизить сумму, подлежащую уплате в бюджет.
  • Ст.344 устанавливает сроки уплаты
  • Ст. 345 рассказывает о налоговой декларации, которую должны подавать плательщики НДПИ.
  • Ст. 1 определяет порядок контроля расчета и уплаты налоговых сумм.

Помимо этого, некоторые нюансы при налогообложении добычи полезных ископаемых могут регулироваться отдельными законодательными актами.

Объект налогообложения

Налог необходимо платить не за все вещества, которые геология относит к полезным ископаемым. Налог должен вноситься за такие природные ресурсы, как:

  1. Полезные ископаемые, полученные при разработке месторождений, располагающихся на территории государства.
  2. Полезные ископаемые, полученные за пределами страны.
  3. Полезные ископаемые, которые получены из отходов добывающей промышленности, при условии, что они выделены в отдельную категорию и их извлечение разрешается только лицензией.

При этом из вышеперечисленных веществ исключаются, то есть не облагаются налогами следующие:

  • Общераспространенные вещества, в том числе и подземные водные источники, которые не учитываются на федеральном уровне как запасы при условии, что их добыча производится индивидуальными предпринимателями, и используются они только для личного потребления.
  • Материалы, относящиеся к коллекционным.
  • Вещества, которые добыты при работах на охраняемых и представляющих какую-либо общественную ценность геологических объектах.
  • Вещества, полученные из отходов при собственной добыче, при условии, что этот вид добывается при основных работах и уже был включен в базу для исчисления налога.

Учитывая эти исключения, предприятия могут снизить сумму, которую необходимо внести в бюджет.

Сроки и ставки, применяемые при НДПИ

Сумма налога рассчитывается в привязке к каждому месяцу, согласно ставкам, определенным законодательством.

Налоговые ставки

Конкретные ставки, с помощью которых осуществляется расчет величины налога, указаны в Налоговом Кодексе РФ.
Они подразделяются на следующие виды:

  1. Ставки, которые исчисляются в процентном отношении, в законодательстве их называют адвалорными. Они рассчитываются от стоимости добытых веществ, то есть налог будет равен определенному проценту от суммы, в которую будут оценены полезные ископаемые.
  2. Ставки, устанавливаемые в рублях за тонну добытых веществ, иначе они называются специфическими. В этом случае налог высчитывается как плата за каждую тонну добытого минерала или сырья.
  3. Льготные ставки – в этом случае они равны нулю, независимо от того, как они устанавливаются в обычной ситуации, в рублях или процентах. Иначе говоря, плательщик освобождается от налога, при наличии каких–либо обстоятельств, которые особо оговорены законодательством.

Ст. 342 НК РФ содержит полный перечень ставок для всех видов полезных минералов и веществ.

Налоговый период

Под налоговым периодом понимается отрезок времени, за который нужно определить налоговую базу и высчитать сумму, подлежащую перечислению в бюджет. Не нужно путать этот период со сроком уплаты, который, как правило, наступает после окончания расчетного периода.
При расчете НДПИ за налоговый период берется календарный месяц.
Это значит, что плательщики налога должны каждый месяц определить налоговую базу и сумму налога.

Сроки уплаты налога

Под сроком уплаты налога подразумевается период, до истечения которого нужно внести в бюджет необходимую сумму налога. Для полезных ископаемых применяется следующий срок: следующее 25 число после завершения налогового периода.
На практике это значит, что после того, как организация произвела расчет налога за месяц, она должна его уплатить в бюджет не позже, чем 25 числа месяца, который следует за расчетным. Например, налог за март должен быть внесен не позднее 25 апреля.

Налоговая декларация

Помимо внесения в бюджет рассчитанной суммы налога, плательщики также обязаны составлять и предоставлять в налоговые органы декларацию, в которой содержится расчет налога.
Срок предоставления отличается от срока уплаты налога – ее можно подать вплоть до последнего дня месяца, который следует за отчетным. То есть, если налог за март необходимо заплатить не позднее 25 апреля, то крайний срок подачи декларации 30 апреля.
Сумма налога в декларации указывается только за отчетный месяц, то есть сумма не рассчитывается нарастающим итогом.
Декларацию подают по месту регистрации объекта в качестве плательщика НДПИ:

  1. По расположению участка.
  2. По региону нахождения компании.

Декларация составляется по унифицированной форме. В настоящий момент используется бланк, утвержденный в 2015 году, приказом ФНС.
Декларация состоит из трех разделов, в которые вносятся следующие сведения:

  • Вид и специальный код полученного ископаемого.
  • Расчет налоговой базы по нему, в том числе и расходов.
  • Сумму налога с подробными расчетами.

На заглавном листе декларации указываются все реквизиты организации, которая платит налог и данные сотрудника ФНС, который принял этот документ.
Если в каком-то налоговом периоде, то есть месяце добыча не производилась, декларацию все равно нужно подавать. В этом случае заполняется только титульный лист, во всех остальных разделах проставляется цифра «0». Иначе говоря, подается нулевая декларация.
Декларацию можно подавать как в распечатанном, так и в электронном виде. Можно относить ее лично в налоговую службу или отправлять через специальные программные обеспечения, например, используя программу «Астрал».

Налоговая база и определение налоговых сумм

Для уплаты налога нужно определить базу, которая подлежит налогообложению, а затем сумму, которую нужно внести в бюджет.

Налоговая база

Под налоговой базой понимается, физический объем или денежная стоимость полученного продукта, исходя из которых определяется сумма налога.
Налогоплательщику нужно самому определять величину налоговой базы и рассчитывать сумму, которую нужно заплатить исходя из ставок, определенных в НК РФ. Каждый вид минералов и веществ рассчитывается отдельно.
Если налоговая база определяется в натуральной величине, то она может рассчитываться следующими способами:

  • Определение массы добытого продукта.
  • Определение объема.

Метод измерения зависит от физических свойств добываемых минералов и веществ.

При определении налоговой базы в денежном выражении есть несколько способов расчета.

Способы расчета стоимости полученных полезных ископаемых

Стоимость продукции, которая будет облагаться налогом, может быть, определена следующими способами:

  1. По установившимся ценам на полученную продукцию.
  2. По сложившимся ценам, но без учета бюджетных субсидий, направленных на компенсирование разницы между оптовой и расчетной стоимостью вещества.
  3. По расчетной стоимости полученного продукта. Этот метод применяется. Если в отчетном месяце компания не производила продажу полезных ископаемых.

При расчете налогооблагаемой базы могут применяться такие формулы:




При определении расчетной стоимости полученного продукта компании могут также быть учтены различные расходы.
При этом расходами признаются те статьи, которые определяются при расчете налога на прибыль с учетом системы налогообложения.

Расходы, которые можно учитывать при расчете стоимости

При определении расчетной суммы можно учитывать два вида расходов:

  1. Прямые статьи расходов. Определяются налогоплательщиком в соответствии с его учетной политикой. Как правило, сюда относят статьи расходов, которые напрямую относятся к добыче полезных веществ: заработная плата рабочим, расходы на оборудование, используемое в работе и т.д.
  2. Косвенные расходы. Сюда относят все расходы, не входящие в предыдущую группу. Эти статьи должны быть распределены между затратами на добычу и прочую деятельность. Деление происходит пропорционально сумме прямых затрат, которые относятся к полезным ископаемым.

Оба вида затрат входят в расчетную стоимость. Если добывается ни один вид ископаемых, то расходы нужно разделить по их видам.

Определение суммы

Для определения суммы налога, который нужно внести в бюджет, используются две величины:

  • Величина налоговой базы, она рассчитывается на предприятии и выражается или в денежных, или в натуральных единицах.
  • Налоговая ставка – цифры для нее берутся из НК РФ либо в других законодательных актах.
  • Дополнительные коэффициенты, которые применяются в отдельных случаях, оговоренных в Налоговом Кодексе.

Виды коэффициентов:

  1. Универсальные – это коэффициенты, которые используются для всех отраслей добычи. Например, сюда можно отнести коэффициент в зависимости от территории, где производится добыча.
  2. Коэффициенты, устанавливаемые для конкретных веществ. В основном они применяются при разработке нефти.

Если коэффициент не применяется, то сумм аналога рассчитывается как произведение ставки и налоговой базы. При применении коэффициента, ставка увеличивается на его значение, а затем умножается на величину налоговой базы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *