Налоговый статус 13

Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

Статус (лат. status) – означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.

Статус плательщика – это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.

Статус плательщика (101) – указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств” максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)

В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов “Статус налогоплательщика”:

Статус налогоплательщика (плательщика сборов)

Юридическое лицо – налогоплательщик (плательщик сборов)

Статус налогоплательщика в платежном поручении

Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» утверждены новые правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе платежей в бюджетную систему.

Нововведения коснулись реквизитов 101 (статус налогоплательщика), 106 (КБК), 105 (вместо ОКАТО — ОКТМО), 106 (основание платежа), 110 (тип платежа) 21 (очередность платежа), 22 (код платежа, с 31.03.2014 г. — УИН), а также 108 и 109.

Статус налогоплательщика, или информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, является обязательной к заполнению и указывается в реквизите 101 платежного поручения.

Заполняется показателем от 01 до 26:

«01» — налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо;

«02» — налоговый агент;

«03» — организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица;

«04» — налоговый орган;

«05» — территориальные органы Федеральной службы судебных приставов;

«06» — участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо;

«07» — таможенный орган;

«08» — плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

«09» — налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель;

«10» — налогоплательщик (плательщик сборов) нотариус, занимающийся частной практикой;

«11» — налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет;

«12» — налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства;

«13» — налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета);

«14» — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам;

«15» — кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц;

«16» — участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо,

«17» — участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель;

«18» — плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей;

«19» — организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке;

«20» — кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица;

«21» — ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков;

«22» — участник консолидированной группы налогоплательщиков;

«23» — органы контроля за уплатой страховых взносов;

«24» — плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

«25» — банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

«26» — учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Поле «101» — как правильно заполнить

Последние обновления в правилах заполнения платежных документов значительно упростили процедуру идентификации платежей, что значительно ускорило их зачисление и сократило вероятность конфликтов и проблем. Например, есть четкие правила для владельцев счетов, являющихся клиентами банков, они указывают статус плательщика «13».

Статус «08» следует указывать при оплате страховок, индивидуальные предприниматели, работающие без применения наемной силы, должны использовать статус «24» как физическое лицо.

Статус плательщика в платежном поручении указывается с помощью специального двузначного кода, в диапазоне от 01 до 26. Показатель статуса плательщика является отдельной, не зависящей от остальных реквизитов, частью информации. Он является идентификатором лица или организации, отчисляющей средства в бюджет с целью оплаты налогов и сборов или иных счетов.

Поручения, в которые внесены данные для поля 101, должны проверяться на корректное использование полей 102-110. Коды, информация, введенная сюда, обозначает бюджетный статус в платежном поручении, то есть денежные средства направляются в государственную казну.

Статус плательщика – это состояние лица, оформляющего отчисление средств (расчетные документы) для оплаты налогов или иных платежей в финансовую структуру Российской Федерации. Данный показатель определяет позицию плательщика в правовой системе. Значение его должно соответствовать одному из 26 утвержденных Минфином кодов.

Перечень возможных состояний плательщиков предусматривает определение статуса для любого лица, организации, ИП, производящих выплаты в государственную казну.

Кроме вышеуказанных кодов «08» и «24». означающих ИП и физическое лицо, в таблице указаны иные статусы, позволяющие точно идентифицировать правовое положение плательщика.

Для налоговых, таможенных органов, кредитных организаций имеются отдельные коды, физические и юридические лица также идентифицируются в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. При заполнении платежного поручения для платежа определенного вида указывается код и показатель статуса налогоплательщика, предусмотренный для этого вида платежа.

Пример правильного подхода к заполнению документа

Например, обязательное пенсионное и медицинское страхование должно оформляться без ошибок. Нужно не только рассчитать сумму страховых взносов, но и корректно заполнить поручение, внести нужные сведения, верно определить статус плательщика.

В форме на выплату обязательного страхования поле 101 является очень важным. Статус лица, оформляющего платеж, должен быть указан в полном соответствии с нормами, разработанными Минфином (приказ № 107н, приложение 5).

Показатель статуса «08» (обозначает юридическое лицо) при оплате страховых взносов указывают:

  • нотариус, который работает частно;
  • адвокат, имеющий свой кабинет;
  • владелец фермерского хозяйства.
  • финансовая организация, осуществляющая кредитование либо ее филиал;
  • организация государственной почтовой связи;
  • платежный агент.

Платежное поручение составляется на общую сумму поступивших от физических лиц платежей.

Статус плательщика «20» используют:

  • кредитная организация или ее филиал (отделение);
  • платежный агент;

Распоряжение о выплате взноса составляется по каждому платежу физических лиц отдельно.

Непосредственно физические лица вписывают код 24, означающий плательщика, вносящего деньги за страхование.

Как провести платеж через Сбербанк Онлайн

Для правильной оплаты услуг при использовании систем онлайн-платежей следует разбираться в основных правилах заполнения платежных поручений.

Пользователи нередко задаются вопросом, что такое статус плательщика в Сбербанк Онлайн. При интуитивной простоте платежной системы СБ самое сложное для лица, выполняющего платеж, решить, какой именно присвоить себе статус.

Справа наверху в платежке есть небольшое поле для двух цифр, которые определяют статус плательщика. Слева размещаются дата совершения платежа и сумма. Ниже следуют:

  • информация о плательщике;
  • ИНН – идентификационный номер налогоплательщика, у физических лиц появился с 1999 года (от номеров организаций и частных предпринимателей отличается количеством цифр – номер физического лица, обычного налогоплательщика, состоит из 12 знаков, юридическим лицам присваиваются десятизначные номера);
  • номер счета;
  • КПП – этот идентификатор получают только организации, ИП и физические лица в эту графу не вносят ничего (расшифровка кода – код причины постановки на учет в налоговом учреждении);
  • банк, с чьей стороны идет платеж, БИК, счет;
  • банк, куда идет оплата, его БИК, счет;
  • данные об организации, получающей оплату: ИНН, КПП, за какой период производится оплата, для чего производится платеж;
  • номер платежного документа, дата его оформления, тип.

Это перечень данных, которые необходимы для заполнения платежки, которая выдается для оплаты через отделение. Все данные получателя платежа следует собрать заранее, обычно это не представляет проблемы. Эти данные организация, которой предназначены деньги, предоставляет по первому требованию — их можно получить на электронную почту или на телефон.

Также нужно иметь под рукой и свою информацию – номер счета, с которого будет произведено списание средств, ИНН, код плательщика.

Код плательщика определяется по таблице. Если платеж производится в системе Сбербанк Онлайн, то реквизиты банка, номер счета и прочее уже находятся в системе, некоторые реквизиты можно будет выбрать из списков и выпадающих меню. Если деньги переводятся со счета, открытого в Сбербанке, статус плательщика будет определен автоматически.

Иногда пользователи Сбербанк Онлайн, не зная свой статус, указывают в соответствующем поле код 08. однако, это обозначение предназначено для платежей от ИП, юридического лица. Это могут быть налоги, оплата обязательных страховок, иные платежи. Физическому лицу в этом случае подойдет код 24. Этот код предусмотрен для физических лиц, которые производят оплату налогов, оплачивают страховку, или вносят иные выплаты в государственный бюджет.

Однако при совершении отчислений через указанную систему платежи проходят корректно даже при неверно указанном коде.

Кто вы с точки зрения налоговиков?

Налоговая база, касающаяся подоходных отчислений, разделяется на несколько типов плательщиков, от чего зависит процентная ставка.

  1. Резиденты РФ. Это подавляющее большинство наемных работников: те люди, которые в течение последнего года находились в стране не менее 183 дней по календарю. На учет времени пребывания не влияют рабочие командировки, отъезды за рубеж на лечение или обучение, если срок пребывания за границей не превысит 6 месяцев. Гражданство для статуса резидента значения не имеет. Процентная ставка подоходного налога для резидента – 13%.
  2. Нерезиденты РФ – соответственно, остальные лица, чье отсутствие в границах РФ в течение года превысит установленные 183 дня.
  3. Учредители или акционеры предприятия. Для владельцев бизнеса налоговая ставка исчисляется, исходя из 9%.
  4. Вкладчики и призеры. Люди, пользующиеся доходом от банковских вкладов, а также счастливчики, получившие призы или выигрыши, также обязаны разделить свою радость от дохода с государством в размере 35%.

СПРАВКА! Поскольку в данной статье мы рассматриваем отношения работодателя и наемных сотрудников, для вычисления подоходного налога имеет значение статус резидента/нерезидента.

Формула НДФЛ

Чтобы вычислить сумму подоходного налога, который вычтется из зарплаты сотрудника, нужно воспользоваться формулой:

НДФЛ = С * (Д1 + Д2 — Л1 — Л2)

В этой формуле:
С – процентная ставка налога в зависимости от статуса сотрудника (13% для резидента, 30% для нерезидента);
Д1 – заработная плата;
Д2 – премии, поощрения, надбавки, дополнительные выплаты, облагаемые налогом;
Л1, Л2 – льготы, которые вычитаются из налогооблагаемой суммы.

Другими словами, нужно сложить все доходы, совершить предусмотренные законом налоговые вычеты, и от оставшейся суммы найти необходимый процент.

Считаем прибыли

Определимся с первой частью формулы: нужно знать, какие показатели, кроме зарплаты, будем суммировать под обозначением Д2: не все виды дохода предполагают отчисления с них в пользу казны. НДФЛ облагаются:

  • заработная плата, начиная с минимальной, в том числе по срочным договорам и договорам подряда;
  • выплаты по больничным листам;
  • выходное пособие, если оно превышает установленный законом минимум;
  • материальная помощь свыше 4 тыс. руб. в год на 1 работника.

А доходы из следующего перечня в формулу вносить не надо, подоходный налог не берется с:

  • социальных выплат;
  • пенсий;
  • пособий на рождение ребенка;
  • стипендий;
  • алиментов, полученных по суду;
  • командировочных расходов;
  • материальной помощи до 4 тыс. руб.

Больше вычетов – меньше налога

Теперь конкретизируем вторую часть нашей формулы.

Государство учитывает обязательные расходы работника и позволяет вычесть их из налоговой массы. Полный список налоговых льгот содержит ст.218 Налогового кодекса России.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Правом на вычеты могут воспользоваться только те сотрудники, доход которых за год не превысит 200 тыс. руб.

Налоговые вычеты делят на 3 группы.

Стандартные вычеты

В основном, этот вид льгот касается работников, на чьем попечении находятся несовершеннолетние дети или студенты очной формы обучения (до 24 лет). За каждого ребенка из этой категории полагается вычесть из суммы дохода по 1400 рублей, а если детей больше 2, то каждый последующий отпрыск на иждивении сэкономит на НДФЛ по 3000 руб. Такую же сумму – 3 тыс. руб. – полагается вычитать на ребенка-инвалида 1 или 2 группы. Опекуны, усыновители или попечители имеют те же права, что и родная семья. Права должны быть подтверждены документально.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! К работающим по совместительству такой вид льгот может быть применен только на основной работе.

Пример 1. Сотрудница Ласкина Н.А., работающая на окладе 10000 руб. в мес., имеет троих несовершеннолетних детей. По итогам года она получила премию 2000 руб. и материальную помощь 4000 руб. Рассчитаем НДФЛ для Ласкиной Н.А.
Ее доход за год: 12х10000 + 2000= 122000 руб. 4 тыс. руб материальной помощи мы не учитываем, поскольку этот вид дохода не облагается НДФЛ. Сотрудница подпадает под социальные льготы, так как ее годовой доход меньше 200 тыс. руб. На первых двух детей Ласкиной Н.А. полагается вычет по 1400 руб., а на третьего – 3000 руб. Итого, облагаемая налогом сумма: 122000 – 1400 Х 2 – 3000 = 116200 руб. Ласкина Н.А. является резидентом РФ, так что вычисляем НДФЛ по ставке в 13%: 15106 руб.

Имущественный вычет

Именно «вычет», а не «вычеты», так как этой льготой можно воспользоваться 1 раз в течение года, если ваши деньги связаны с:

  • куплей-продажей авто;
  • покупкой или продажей недвижимости или доли в ней, а также земельного участка;
  • выплаты % по ипотечному кредиту;
  • строительства жилья;
  • отделки или ремонта дома, квартиры.

ВАЖНО! Если недвижимость приобретается или продается родственникам или другим созависимым лицам, например, сделка происходит с работодателем, право на вычет утрачивается.

Сумма, с которой может быть списан имущественный вычет, ограничивается 2 млн. руб., то есть максимальная льгота может составить 13% от 2 млн. – 260 тыс.руб.

Пример 2. Рассчитаем НДФЛ для сотрудника-резидента РФ Стольникова П.П. Заработная плата Стольникова П.П. составляет 12 тыс. руб. в месяц, в последние три месяца оклад был повышен до 15 000 руб. Он воспитывает 2 детей: сына 3 лет и 20-летнюю дочь – студентку «очницу», обучающуюся на платной основе за 10 тыс. руб. в год. Начальство выделило ему материальную помощь в размере 5000 руб. Вычислим НДФЛ, который должен уплатить П.П.Стольников.
Заработная плата Стольникова П.П. за год составит 12000 Х 9 + 15 000 Х 3 = 153 тыс. руб. Приплюсуем 1000 руб., на которую материальная помощь превышает не облагаемый налогом лимит. Доход за год – 154000 руб. – меньше 200 тыс.руб., так что стандартные вычеты полагаются. За каждого ребенка, в том числе и дочь, так как она учится очно, вычитаем по 1400 руб: 154000 – 2800 = 151200 руб. Вычисляем 13% по резидентской ставке: 19656 руб. Это сумма подоходного налога для Стольникова П.П. Он может возвратить себе часть этого налога по социальной льготе (обучение дочери) на сумму 13% от 10 000 руб., то есть 1300 руб., подав налоговоую декларацию с копией контракта на обучение.

НАЛОГОВЫЙ СТАТУС

Смотреть что такое «НАЛОГОВЫЙ СТАТУС» в других словарях:

  • НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ — (НЕРЕЗИДЕНТ) (англ. tax resident (non resident)) – характеристика субъекта налогообложения, определяющаяся принципом постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на лиц, имеющих постоянное местопребывание в… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • НАЛОГОВЫЙ СУД — TAX COURTН.с. США является судебным органом согласно Конституции (ст. 1, раздела 8, п. 9). В его функции входит рассмотрение вопросов, связанных с неуплатой налогов по представлению налогового комиссара. В настоящее время в состав членов суда… … Энциклопедия банковского дела и финансов

  • Налоговый вычет — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Налоговый вычет это … Википедия

  • НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Часть вторая — (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2013) Налоговый кодекс Российской Федерации ГАРАНТ 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31… … Бухгалтерская энциклопедия

  • КОМПАНИЯ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОВЫМ СТАТУСОМ — понятие международного налогового планирования, означающее национальную компанию, получившую либо при регистрации, либо впоследствии специальный льготный налоговый статус. К компаниям, получающим специальный налоговый статус при регистрации,… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Купон — (Coupon) Понятия купона, виды облигаций, рынок облигаций Информация о понятии купона, виды облигаций, рынок облигаций Содержание Содержание Виды облигаций облигаций Общая характеристика и классификация облигаций Корпоративные облигации… … Энциклопедия инвестора

  • ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА — определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, к рый позволил бы конкретно определить: обязанное лицо, размер… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — сфера международных экономических отношений, субъектами в которых выступают государства и налогоплательщики. В условиях глобализации мировой экономики существование национальных границ государств начинает иметь все меньшее значение для ведения… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • КОМПАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ — INVESTMENT COMPANYЗаконом об инвестиционных компаниях 1940 г. установлено, что в качестве таковой рассматривается каждый эмитент, к рый1. Занимается преимущественно инвестированием, реинвестированием или торговлей ценными бумагами, или считает… … Энциклопедия банковского дела и финансов

  • IPO — (Публичное размещение) IPO это публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке Сущность понятия публичного размещения (IPO), этапы и цели проведения IPO, особенности публичного размещения ценных бумаг, крупнейшие IPO, неудачные публичные… … Энциклопедия инвестора

Значение в платежке

Для верного зачисления в бюджет необходимо правильно указать значение в соответствующем поле. Если специалистом или бухгалтером будут допущены ошибки, Казначейство обозначит платеж как «невыясненный», что не поспособствует своевременному исполнению денежного обязательства, так как на уточнение данных платежки уйдет время.

Всего значений, в соответствии с нормативной документацией, 28. Основными являются:

  • 01 — организация перечисляет обязательные сборы;
  • 02 — компании и ИП платят как агенты;
  • 08 — взносы на травматизм;
  • 09 — ИП исполняет обязанности перед контролирующим органом;
  • 10 — занимающиеся частной практикой;
  • 11 — адвокаты;
  • 12 — главы крестьянского хозяйства;
  • 13 — физлица.

14 пункт на настоящий момент исключен.

Где взять данные для точного заполнения платежного поручения в поле 101? Все значения указаны в Приложении № 5 к Приказу Министерства РФ от 12.11.2013 № 107н. Последние изменения в него были внесены 05.04.2017, часть из которых вступила в силу с 02.10.2017. Этим документом и следует руководствоваться при заполнении бланка платежного поручения. Далее приведем примеры наиболее распространенных значений на практике.

Правила указания информации

Остановимся подробнее на содержании двузначных кодов, которые чаще всего применяются плательщиками. Таблица поможет разобраться, как определить статус налогоплательщика.

Показатель

Значение

Статус налогоплательщика 1

Таким образом обозначается плательщик — юридическое лицо в части уплаты сборов, налогов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых органами налоговой инспекции.

Примечание: иначе говоря, так обозначается исполнение денежной повинности в виде сборов, страховых взносов юридическим лицом — фирмой или организацией.

Статус налогоплательщика 02

По этим цифрам Казначейство определяет налоговых агентов (которыми могут быть как организации, компании, так и индивидуальные предприниматели).

Примечание: например, этот код применяется при перечислении НДФЛ за сотрудников.

Агенту следует обратить внимание на особенности уплаты таких взносов.

Статус налогоплательщика 08

Этот код используется при перечислении взносов на травматизм, которые не переданы в администрирование ФНС РФ, в отличие от всех других страховых взносов.

Статус налогоплательщика 09

Исполнение обязанности ИП по перечислению платежей, администрированием которых занимается ФНС РФ.

Уточнение данных в платежке, если это будет нужно, производится в соответствии с нормами ст. 45 Налогового кодекса РФ.

Статус налогоплательщика в справке 2-НДФЛ

Справки 2-НДФЛ ежегодно заполняют налоговые агенты в отношении физических лиц, получивших от них доход. Какой необходимо ставить статус в каждом конкретном случае?

В 2019 году форма справки применяется новая, таким образом, за 2018 год до 1 марта или 1 апреля (в зависимости от того, был удержан НДФЛ работодателем или нет в соответствии со ст. 230 НК РФ) необходимо было сдать отчетность на бланке, утвержденном Приказом ФНС России 02.10.2018. Форма справки меняется достаточно часто, будут ли внесены в бланк изменения на следующий год, неизвестно, этот вопрос пока ФНС не обсуждался, разъяснений на этот счет от надзорного органа также пока не поступало. Скорее всего, ждать поправок пока не стоит, утверждение новой формы было связано с внесением изменений в НК РФ.

Приказом также утвержден порядок заполнения справки, которого нужно придерживаться. Поле со статусом заполняется обязательно и в полном соответствии с установленным порядком.

В действующей в настоящий момент форме утверждено 6 статусов:

  • 1 — указывается в том случае, если физическое лицо по состоянию на 31 декабря отчетного года является резидентом РФ (кроме лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории России основании патента). Налоговым резидентом РФ является такое физлицо, которое находится на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, причем следующих подряд. Этот период не прерывается на краткосрочные выезды из страны в целях лечения или получения образования. Краткосрочными считаются выезды из страны на срок не более 6 месяцев. Данные правила установлены ст. 207 НК РФ;
  • 2 — указывается при заполнении бланка в отношении физлица, не являющегося на 31 декабря отчетного года, в соответствии с принципами, изложенными выше, налоговым резидентом Российской Федерации;
  • 3 — применим к нерезиденту РФ, являющемуся высококвалифицированным специалистом;
  • 4 — ставится в соответствующем поле справки, если предприятие — налоговый агент выплачивало доход нерезиденту РФ, являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (член экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ);
  • 5 — используется, если налоговый агент в отчетном году выплатил доход иностранному гражданину или лицу без гражданства, в официальном порядке признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации и не являющегося при этом налоговым резидентом РФ;
  • 6 — указывается при заполнении справки в отношении гражданина-иностранца, осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента.

>Статус нерезидента для целей налогообложения

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ, ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства). Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
( п. 4 введен Федеральным законом РФ от 03.04.2019 № 58-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. При этом заявление должно быть подано в ФНС не позднее 01.07.2019 )

на данный момент ФНС считает, что физлицо можно признать резидентом, когда оно находится в России менее 183 дней в году, но у него есть постоянное жилье в России, если это подтверждается правом собственности на жилой объект или постоянной регистрацией по месту жительства, либо имеет в России центр жизненных интересов , под которым понимается место нахождения семьи, основного бизнеса или работы (Письма ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/, от 13.11.2015 № ОА-3-17/),

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации

1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся — нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки — 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
— договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
— копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. N 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
— для резидентов — 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
— для нерезидентов — 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

Статус налогового резидента для целей уплаты НДФЛ (Зобова Е

При определении налогового статуса физического лица учитывается фактическое время его нахождения в РФ, которое должно быть документально подтверждено. Сразу скажем, что действующее налоговое законодательство не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории РФ.
По мнению Минфина, регистрации иностранного гражданина по месту жительства в РФ и свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе недостаточно для такого подтверждения (Письма Минфина России от 13.01.2015 N 03-04-05/69536, от 19.12.2014 N 03-04-06/65970).
Для подтверждения срока нахождения в РФ к указанным документам следует приложить также иные документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ, например, табель учета рабочего времени, справку из учебного заведения, справку, полученную по месту проживания в РФ.
Такими документами, кроме того, могут являться копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, справка с предыдущего места работы или учебного заведения, квитанция о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ.
Что касается вида на жительство, то в соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. То есть вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в РФ, а не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории страны (Письмо Минфина России от 25.12.2014 N 03-04-05/67311).

Начиная с 2014 г. стал актуальным вопрос об обложении НДФЛ доходов беженцев.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» (далее — Федеральный закон N 4528-1) беженец в РФ — это лицо, не являющееся гражданином РФ, то есть им может быть как иностранный гражданин, так и лицо, не имеющее определенного гражданства.
Беженцу, достигшему возраста 18 лет, орган Федеральной миграционной службы выдает удостоверение беженца по установленной форме.
В отношении вопроса об обложении НДФЛ доходов необходимо определить налоговый статус физического лица.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ, в соответствии с которыми ставка НДФЛ от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом N 4528-1, устанавливается в размере 13%. Действия положений п. 3 ст. 224 НК РФ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
При этом отметим, что применение налоговой ставки 13% не означает, что гражданин, являющийся беженцем, автоматически становится налоговым резидентом РФ.
На практике у налоговых агентов возникает вопрос о предоставлении беженцам налоговых вычетов по НДФЛ.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 — 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 210 НК РФ определено, что для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 — 221 НК РФ, не применяются.
Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ для доходов физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, от осуществления трудовой деятельности налоговая ставка установлена в размере 13%.
Таким образом, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом N 4528-1, не является налоговым резидентом РФ и его доходы облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 3 ст. 224 НК РФ, то вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 — 221 НК РФ, не предоставляются.
Когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории РФ, станет налоговым резидентом РФ и его доходы будут облагаться по ставке 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, ему могут быть предоставлены вычеты по НДФЛ.
Разъяснения по применению норм гл. 23 НК РФ о беженцах даны в Письмах ФНС России от 03.09.2014 N БС-4-11/, от 30.10.2014 N БС-3-11/, Минфина России от 31.03.2015 N 03-04-05/17664.

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий — время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. — гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *