Налоговые проверки их виды

Налоговые проверки и их виды. Виды налоговых проверок и их характеристика

Налоговая проверка — это контроль налогового органа по своевременному начислению денежных средств и полной уплаты налогов. Это процесс контроля происходит в соответствии налоговых деклараций, данные которых поступили в налоговые органы. Проведение налоговых проверок происходит а соответствии с законом НК РФ.

Рассмотрим виды налоговых проверок и их характеристику по подробнее:

Камеральная проверка : налогоплательщик предоставляет все необходимые документы , которые являются основанием для начисления денежных средств и уплаты налогов. Так же он предоставляет документы о своей деятельности, осуществляемая на территории налогового органа. Камеральная проверка проводится лицами, имеющими полномочия, без специального согласия руководителя налогового органа. Такая проверка осуществляется сроком в три месяца со дня подачи налоговой декларации, если законодательством не установлены другие сроки. Главная задача камеральной проверки выявить и не допустить налоговые правонарушения, взыскать денежные средства не уплаченных налогов и пени, при необходимости возбудить налоговые санкции и выявить налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка проверяет учетные и другие бухгалтерские отчетности, хозяйственные договора, выполнение обязательств согласно договору, внутренних приказов, протоколов и других документов; облагает налогом помещения предназначенные для торговли, складов и производства; проводит инвентаризацию имущества налогоплательщика. Выездную налоговую проверку осуществляют и налоговый орган и, при необходимости, привлекает к проверке специалистов и переводчиков. Сроки выездной проверки длятся в три календарных года работы налогоплательщика. В течении одного года выездная налоговая проверка имеет право на проверку только один раз и только по одному налогу. Срок проведения проверки длится два месяца.

Встречная проверка применима по документам в нескольких экземплярах: накладные, счета — фактуры и тд. То есть эти документы имеются в разных подразделениях организации и имеют одинаковое содержание. Нарушением считается не совпадение количества товара, единица измерения, цена и тд. Если экземпляра нет это говорит о сокрытии доходов.

Комплексная проверка проверяет финансовую и хозяйственную сторону организации за период времени. Обычно такая проверка является разовой сроком в три года и лишь в том случае если предполагаются нарушения исчисления и перечисления налогов.

Тематическая проверка проверяет начисления денежных средств и уплату налогов на прибыль, НДС, и прочее. Такая проверка проводится при необходимости и выявления нарушения текущего налогового инспектирования. Оформляется тематическая проверка отдельным актом.

Целевая проверка направлены на проверку взаиморасчетов продукции поставщиков и покупателей, по операциям экспорта и импорта, по правильном использовании льгот и свободного капитала. Может оформляться отдельным приложением.

Контрольная проверка — это повторная проверка в случае некачественного проведения первой. Может проводиться только вышестоящим налоговым органом. Если в результате проверки обнаружатся нарушения, налогоплательщику будут выписаны санкции, а нижестоящий налоговый орган, допустивший ошибку, привличется к уголовной ответственности.

Повторная проверка схожа с правилами контрольной проверки.

Существуют 2 вида повторной проверки :

  • сплошная — осуществляется в маленьких организациях по восстановлению на учет
  • выборочная — проверяется документация на выбор.

Служба должна как-то контролировать выполнение положений, установленных Налоговым кодексом. В качестве контрольных мероприятий ими используются соответствующие проверки. В настоящее время основные виды налоговых проверок — это камеральная и выездная. Однако существуют и сопутствующие им разновидности. Рассмотрим все подробнее.

Камеральная и выездная — главные виды налоговых проверок

Первая проводится в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику и назначается без особого порядка. В процессе проведения подобных контрольных мероприятий за основу берутся материалы, которые представил налогоплательщик, а именно:

Налоговые декларации или расчеты;

Иные документы.

Но вот дальше, если у проверяющих возникнет подозрение в может последовать продолжение. Они могут, во-первых, начать искать информацию в других источниках, проводить встречные проверки и т.д. Во-вторых, с большой долей вероятности они истребуют по интересующим их операциям. Следует сказать, что здесь права налоговиков очень ограничены: круг этих материалов достаточно узок.

Самое худшее, что они могут сделать в таком случае — это провести дополнительные виды налоговых проверок, о которых мы скажем немного позднее.

Выездная проверка намного сложнее и по организационной, и по юридической составляющей. В недавнем прошлом эта сфера была откорректирована в Налоговом кодексе, и в соответствующую главу добавлено сразу несколько новых статей.

О сложности выездных мероприятий свидетельствует и то, что здесь существуют свои особые виды налоговых проверок. Они подразделяются следующим образом:

По срочности — на плановые и внеплановые:

По тематике — на комплексные и выборочные;

По оперативной направленности — на контрольные и встречные.

Чем же они отличаются друг от друга?

Особенности отдельных видов:

1. Начало проведения плановой проверки известно заранее. Поэтому она и носит такое название. Причем информация об объекте и дате за год до события доступна всем заинтересованным сторонам, в том числе и самому налогоплательщику. Как правило, в таких случаях исследуется очень широкий круг вопросов, она проводится долго и тщательно.

2. Проверка налоговой бывает и внеплановой. Подобный экстренный выезд становится следствием нарушений, обнаруженных в ходе камеральной проверки либо в результате сигнала со стороны. Конечно, по закону на проведение такой процедуры требуется разрешение прокуратуры. Однако у инспекторов всегда находятся достойные аргументы для его получения.

3. Есть и комплексные виды налоговых проверок, когда к участию в контрольных мероприятиях приглашаются коллеги из пенсионного фонда или других ведомств. Правда, проверяют-то они вместе, а протоколы нарушений будут составлять отдельно. Впрочем, сейчас такое сотрудничество почти не практикуется ввиду расхождения ведомственных интересов.

4. Выборочные проверки, напротив, подразумевают исследование совсем узкого вопроса. Проводятся тоже чаще всего при получении налоговыми органами негативных сигналов.

5. К сфере оперативной деятельности относятся контрольные проверки, представляющие собой анализ выполнения выданных ранее предписаний.

6. Ну и, наконец, встречные нужны для уточнения достоверности документов, выписанных контрагентами. В практике работы налоговиков распространены очень широко.

В итоге видно, что арсенал контрольных средств у налоговой службы весьма обширен. Однако налогоплательщику для того, чтобы на налоговые проверки и их виды, достаточно держать свои дела в порядке. Это общеизвестно. ФНС помогает в этом: на ее официальном сайте опубликованы показатели деятельности бизнесмена, которые могут насторожить сотрудников налоговой службы.

Налоговая проверка – совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. При этом не запрещается проводить проверки налоговых периодов текущего календарного года. Начало проведения проверки – момент вручения налогоплательщику решения на проведение выездной налоговой проверки.

По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная – по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверки недопустимо.

НК выделяет встречные налоговые проверки – истребование и проверка у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. В ходе встречных проверок сличается налоговая и иная документация проверяемого налогоплательщика и его контрагентов.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными и повторными. Проведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период, запрещается. Исключения: 1) когда повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика; 2) когда повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку первоначально.

Если проверка охватывает исчисление и уплату налогоплательщиком всех налогов и сборов, она именуется комплексной. Если речь идет о проверке правильности исчисления и уплаты какого-то одного налога, такую проверку называют тематической.

В ходе сплошной проверки налоговым органом исследуется вся документация налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагает анализ отдельных налоговых (отчетных) периодов или части документов налогоплательщика.

Как правило, налоговые органы составляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговых проверок. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях ликвидации или реорганизации организации, в ходе расследования возбужденных уголовных дел, в процессе банкротства предприятий, по заданию вышестоящих налоговых органов и по другим основаниям.

Налоговая ревизия призвана контролировать правильность и своевременность начисления налогов, и их уплаты плательщиками. Основой для этого является отчетность по налогам. Сотрудники инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) вправе осуществлять ревизии в порядке, установленном налоговым кодексом (НК) РФ и Законом о налоговых органах РФ № 943-1 от 21.03.1991. В данной статье мы рассмотрим виды налоговых проверок и налогового контроля.

Виды налоговых проверок

В таблице ниже представлены существующие виды налогового контроля организации по различным классификационным признакам.

К основным видам ревизий относятся выездные и камеральные. Порядок их проведения регулируют ст. 88, 89, 89.1 НК. С начала 2012 г. в НК РФ появился еще один вид ревизии — проверка полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами . Она имеет цель — усилить контроль правильности начисления и уплаты налогов в условиях трансфертного ценообразования. В связи с этим подробным разделением исследование и структурирование видов ревизий особенно актуально.

Пример #1. Разбор ситуации с налоговой проверкой

Инспекторы приехали с проверкой в ОАО «Ласка». Директору они передали экземпляр решения о ее проведении. В нем было написано: «проверка правильности начисления, удержания и уплаты НДФЛ». Ревизоры проведут выборочную проверку, т. е. расчета одного конкретного налога.

Если, например, в решении сказано: «проверка соблюдения законодательных норм РФ по налогам и сборам», то ревизия будет комплексной. Налоговиков будут интересовать все налоги, которые компания начисляет.

Камеральная проверка и ее особенности

Помимо НК, порядок осуществления этого вида контроля определяет Регламент проведения камералок, оформления и реализации их результатов, утвержденный Приказом МНС РФ № БГ-4-06/24 дсп от 21.08.2003. Согласно данному документу проведение камеральные проверки делится на несколько этапов, в ходе которых проверяют:

  • Полноту представления налоговых отчетов в соответствии с законодательством;
  • Правильность заполнения бумаг;
  • Арифметический расчет указанных показателей;
  • Своевременность представления деклараций;
  • Обоснованность применения льгот и процентных ставок;
  • Правильность расчета налоговой базы.

Данная ревизия проводится на основании деклараций, представленных налогоплательщиком в инспекцию.

Камеральная проверка может проводиться за период более чем 3-й давности, если налогоплательщик представит уточненку за этот промежуток времени.

Этот вид контроля имеет ряд особенностей:

  • Проводится без распоряжения руководителя (заместителя) ИФНС;
  • Ревизия проходит на территории налоговой;
  • Длительность проверки не превышает 3 месяцев со дня подачи декларации (расчета);
  • Не может приостанавливаться и продлеваться;
  • Мероприятие охватывает один конкретный налог;
  • Проверяются все декларации без исключения;
  • Инспектор не имеет права требовать от плательщика документы, кроме случаев, указанных в ст. 88 НК.

Задача камеральной проверки — выявить ошибки в цифрах расчета и в его заполнении, несвоевременность отражения операций и уплаты налогов. При выявлении ошибок, контролер доначислит налог, и выставит штраф и пени.

Налогоплательщик может представить налоговикам пояснения по поводу обнаруженных неточностей, а также дополнительные бумаги, подтверждающие достоверность отраженных в отчетности цифр.

Характеристика выездной проверки

Цель выездной проверки — выявить нарушения в расчете и перечислении налогов и привлечь к ответственности. При этом виде ревизии налоговики смотрят первичные бухгалтерские документы и отчетность, внутренние распоряжения, договора, акты выполненных работ и другие бумаги. Работники ИФНС вправе обследовать помещения организации, произвести экспертизу документов и их выемку.

Если налоговики изымают оригиналы документов, то в течение 5 дней они обязаны вернуть их копии проверяемому субъекту.

Особенности выездной ревизии:

  • Назначается решением руководства ИФНС;
  • Проводится на территории организации (кроме случаев отсутствия помещения для ее осуществления);
  • Ревизии подлежат один, несколько или все налоги;
  • Длительность составляет 2 месяца;
  • Может приостанавливаться и продлеваться до 4-6 месяцев;
  • Охватывает период не более 3 лет, предшествующих году ее проведения;
  • У плательщика могут запрашивать различные документы и информацию.

Объект для проверки выбирается на основании анализа данных из внутренних и внешних источников. Инспекция принимает решение о ревизии по итогам проверки представленной отчетности. Данные могут быть получены от правоохранительных и контролирующих структур, государственных и местных органов власти, общедоступных источников.

Для назначения выездной ревизии проводят следующую оценку показателей деятельности налогоплательщиков:

  • Анализ сумм и динамики налоговых платежей. Выявляют фирмы, у которых суммы начисленных налогов снижаются.
  • Анализ полноты и своевременности перечисления взносов.
  • Анализ показателей отчетности. Сверяют аналогичные показатели хозяйственной деятельности за текущий и прошлый периоды. Сравнивают данные со среднестатистическими. Проверяют соответствие представленной информации с данными ИФНС.
  • Анализируют причины и факторы, влияющие на величину налоговой базы и платежеспособность субъекта.

При выездном контроле налоговики наделены большими полномочиями по проведению проверки. Они располагают значительными людскими и информационными ресурсами, временными сроками. За счет этого выездная ревизия значительно результативнее иных мероприятий налогового контроля.

Выездные проверки отнимают у налоговиков много сил и времени. Они проводят их «наверняка», т. е. при наличии оснований на то, что налогоплательщик не уплатил налоги в полном объеме (см. → ). Часто причиной для организации выездной ревизии является результат камеральной проверки.

Проверка взаимозависимых лиц

Этот вид контроля регламентируется гл. 14.5 НК. Такие сделки делятся 2 вида: контролируемые и неконтролируемые. О первых организация должна информировать ИФНС самостоятельно. Правильность образования цен по таким сделкам налоговики выясняют с помощью специальных проверок.

От цены зависит налогооблагаемая база, а, соответственно, правильность начисления и уплаты налогов в бюджет. Требования использовать рыночные цены при расчете базы по налогам содержат статьи НК: 154 — для НДС, 211 — для НДФЛ, 250 — для налога на прибыль.

Цель проверки взаимозависимых лиц — проверить правильность исчисления и перечисления налогов по контролируемым сделкам. Для этого, прежде всего, инспекторы выясняют: соответствуют ли цены, указанные в договорах, рыночным. Основаниями для назначения специальной проверки являются:

  • Уведомление от фирм о контролируемых сделках;
  • Извещение налоговой о незаявленных сделках;
  • Обнаружение сделки при повторной выездной ревизии.

Решение о проведении ревизии должно быть принято в течение 2 лет с момента поступления извещения (уведомления).

Специальные проверки никак не связаны с камеральными и выездными и с их периодичностью (ст. 105.17 НК РФ ).

Сравнительный анализ видов проверок

Проанализировать основные виды налогового контроля в РФ поможет таблица.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Разрешение на проведение Не нужно Руководитель (заместитель) ИФНС
Дата начала День сдачи декларации По решению ИФНС
Место проведения ИФНС Территория налогоплательщика ИФНС
Срок проверки 3 мес. 2 мес. 6 мес.
Продление срока Не продлевается До 4-6 мес. До 12 мес.
Проверяемый период Период, за который подан отчет Не более 3 лет, предшествующих году ревизии
Проверяемые налоги Указан в декларации Закреплены в решении НДФЛ, НДС, налоги на прибыль и на добычу полезных ископаемых
Охват Все сдаваемые в ИФНС декларации Назначается выборочно
Право ИФНС истребовать документы Не имеет права (кроме исключений) Вправе Не имеет права

Выездная ревизия ориентирована на выявление тех нарушений НК, которые не всегда можно обнаружить при камералке. При этом более углубленно изучаются документы и применяются дополнительные мероприятия.

При камералке ошибки в отчетности выявляют оперативно и сразу реагируют на них. Благодаря этому для налогоплательщиков последствия от допущенных нарушений НК менее серьезны.

Ответы на актуальные вопросы по налоговым проверкам

Вопрос №1. Вправе ли ИФНС в ходе выездной или камеральной проверки проконтролировать правильность образования цен по неконтролируемым сделкам, но совершенным между взаимозависимыми лицами?

Вопрос №2. Вправе ли ИФНС оштрафовать фирму за непредставление документов для камеральной проверки, если организация подала их копии на черновиках?

Нет, не вправе. На практике такой подход может привести к разногласиям. Компания должна представить копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью.

Вопрос №3 . Как определить, какая выездная ревизия ожидает организацию: обычная или совместная?

Это зависит от состава проверяющих, который обязательно указан в решении. Если в перечне, кроме работников ИФНС, присутствуют и сотрудники полиции, значит, проверка совместная.

Вопрос №4. Может ли ИФНС провести повторную камералку?

Нет, не может. НК не содержит понятие «повторная камеральная проверка». Одну и ту же отчетность дважды проверять ИФНС не может. Но она вправе дважды провести ревизию одного и того же периода в рамках отдельных камеральных проверок. Такая ситуация возможна при сдаче организацией уточненки.

Вопрос №5. Вправе ли налоговая выдать организации копию справки о прохождении выездной проверки?

Да, вправе. В п. 15 ст. 89 НК не определено, в какой форме (копия или оригинал) справка должна выдаваться компании. Судебные решения на практике подтверждают правомерность данного вывода.

Из анализа видов налоговых проверок видно, что все они имеют характерные особенности и различия. Однако они преследуют одну цель — проконтролировать правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов, соответствие деятельности налогоплательщиков нормам НК РФ. При выявлении ошибок ревизия способствует возврату государству не дополученных от налогов средств.

Перечислите виды налоговых проверок и дайте их краткую характеристику.

Перечислить и кратко охарактеризовать способы уплаты налогов

Существует четыре основных способа уплаты налога: гл11нкрф

Уплата по декларации. Декларация – документ, в котором налогоплательщик приводит налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Особенность этого способа, является то, что выплата налога производится после получения налога.

Кадастровый способ. Кадастровый налог взимается в том случае, если когда объект налогообложения дефиринцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп указывается в специальных кадастрах. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Такой способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортные налоги)

Уплаты налога у источника. Здесь налог вноситься лицом, выплачивающим налог, по этому уплата налога производиться до получения люлей. (налог на доходы физических лиц). Он удерживается работодателем за физическое лицо и перечисляется в бюджеты, а налогоплательщик получает заработную плату уже уменьшенную на величину налога.

Уплата в момент расходования. Такой способ характерен для косвенного налога.

Перечислить и дать краткую характеристику элементов налога

Субъектами налога являются лица, связанные с уплатой налога. К ним относятся налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут выражаться в процентах или твёрдой величине с единицы обложения или налоговой базы. Налоговый период — это срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налоговых обязательств. Сроки уплаты налогов и сборов — это сроки, в которые уплачивается налог.Порядок уплаты устанавливается применительно к каждому налогу. Уплата налога может производиться в различной форме: Налоговые льготы — это возможности, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством.

Налог на добавленную стоимость: объект налогообложения; налоговые ставки, применяемые в российской Федерации.

НДС регламентируетя главой 21 НКРФ.

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд.

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1)товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта 2) услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями 3) товаров (работ, услуг) в области космической деятельности 4) припасов, вывезенных с территории РФ

2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:1) следующих продовольственных товаров:2) товаров для детей:3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;4) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

3. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не предусмотреных при налоговых ставках 0 и 10 %.

4.Перечислить и кратко охарактеризовать функции налоговой системы.

Фискальная функция состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами.Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Иначе эта функция называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан Регулирующая функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. В налоговом регулировании выделяют три подфункции Стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуемых через систему льгот Дестимулирующая подфункция действиеэтой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов, например, высокие таможенные пошлины, увеличивающиеся с целью поддержки внутренних производителей Подфункция производственного назначения реализуется через платежи: за пользование природными ресурсами, в дорожный фонд/.Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность физических и юридических лиц.

Перечислите виды налоговых проверок и дайте их краткую характеристику.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Статья 89. Выездная налоговая проверка

1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Налоговые проверки, их виды. Цели и методы налоговых проверок

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Классификация налоговых проверок (Приложение 1):

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:

— камеральные;- выездные;

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на:

— комплексные; — тематические; — целевые;

По способу организации налоговые проверки делятся на:

— плановые;- внезапные;

HК РФ предусматривает также возможность проведения:

— контрольных; — повторных проверок;

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

— сплошные;- выборочные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка — комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя, принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Так же существуют такие налоговые проверки, как встречные.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. Практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов).

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации.

Плановая проверка — проверка с предварительным уведомлением налогоплательщика.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто.

Контрольная проверка — это также не основная, а зависимая проверка.Цель контрольной проверки — установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. Контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

Выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Целью проведения камеральной налоговой проверки являются:

  • — контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;
  • — выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  • — взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям;
  • — привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • — подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Методы налоговых проверок

В настоящее время существует три метода отбора налогоплательщиков для документальной проверки:

  • — первый основан на расчетах, соотношении и сравнении. Он более пригоден при использовании ЭВМ;
  • — второй основан на знаниях и опыте и пригоден при осуществлении проверки вручную;
  • — третий основан на цикличности во времени.

При осуществлении метода основанного на расчетах в первую очередь необходимо посмотреть, чем занимается это предприятие, если известно, что предприятия в данном бизнесе пережили плохой год из-за временной экономической депрессии, то можно ожидать, что показатели этих предприятий резко понизятся, поэтому вполне целесообразно исключить такие организации из выборки.

Если воспользоваться информацией об организациях различного вида деятельности в данном регионе, то можно разделить эти организации на несколько групп. В одну будут промышленные предприятия, в другую — транспортные и др. После разделения на группы можно определить для каждой группы индивидуальные критерии в зависимости от вида деятельности. Следующий шаг — это установление таких индивидуальных критериев. Например, можно отобрать 10% организаций, имеющих наибольший объем продаж или у которых произошло наибольшее снижение показателей валового дохода. Чем более конкретны критерии, тем лучше будет результат.

Метод, основанный на знаниях и опыте, если из опыта, информации, а также по итогам камеральной проверки известно, что в определенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то можно выбрать все организации этого бизнеса, затем эта группа анализируется с использованием расчетов, сравнений и соотношений для отбора тех, которые представляют наибольший интерес.

Метод, основанный на цикличности во времени, этот способ требует проверять каждую организацию один раз в течение определенного периода времени. Этот способ не очень эффективен при ограниченности ресурсов. Основная идея этого подхода заключается в «профилактике страхом».

2. Понятие и виды налоговых проверок

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.

В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.

Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93′ НК РФ).

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).

Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.

Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.

Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

По объему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:

  1. сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;

  2. выборочные, когда проверяется только часть документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).

Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Порядок проверки

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта).

Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

При проведении проверки сотрудники налоговой инспекции не только проверяют правильность исчисления того или иного налога, но также сопоставляют показатели, отражаемые в разных отчётностях, для выявления возможных ошибок. Также особое внимание уделяется проверке «свежих» показателей, то есть тех, которые были введены в налоговое законодательство за непродолжительное время до проведения проверки.

Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учёта и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесённых в налоговую декларацию (расчёт).

Согласно вступившему в силу 1 января 2014 года абзацу 3 пункта 3 статьи 88 НК РФ (в ред. пп. «а» п. 8 ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ), при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчёта), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчётном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

Оформление результатов налоговой проверки

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 «Оформление результатов налоговой проверки» НК РФ).

Не позднее 5 дней с даты составления акт налоговой проверки вручается налогоплательщику, который, в свою очередь, в течение 1 месяца вправе подать в налоговую инспекцию письменные возражения на акт камеральной проверки. В течение 10 дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

> См. также

  • Выездная налоговая проверка
  • Камеральная таможенная проверка
  • Выездная таможенная проверка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *