Налоговая отчетность

3) в п. 1 ст. 289 идет речь о необходимости представлять соответствующие налоговые декларации (см. об их разновидностях ниже). В практике возник вопрос: нужно ли представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации такие налоговые декларации по всей организации? К сожалению, прямого ответа ни в п. 1, ни в п. 5 ст. 289 НК нет. Налицо неясность закона, а она толкуется в пользу налогоплательщика (ст. 3, 108 НК), а значит, последний вправе и не представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения;

4) обязанность представлять налоговые расчеты (но не налоговые декларации) возложена также на налоговых агентов. Последние представляют налоговые расчеты в налоговый орган по месту своего нахождения (иначе говоря, в налоговой орган, где они состоят на учете в качестве налогоплательщиков):

— по истечении каждого отчетного периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику налога на прибыль организаций. Так, если такие выплаты имели место в мае, то налоговый агент обязан представить налоговый расчет не позднее 30 июля;

— по истечении каждого налогового периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику налога на прибыль организаций. Так, если даже выплата имела место один раз (в мае, как в нашем примере), то налоговый расчет нужно представить и после окончания отчетного периода, и после окончания налогового периода в целом (т.е. и до 30 июля текущего года, и (по итогам налогового периода) — до 31 марта следующего календарного года).

2. Специфика правил п. 2 ст. 289 состоит в том, что:

а) они посвящены лишь налоговым декларациям упрощенной формы. В ст. 80 НК о такой упрощенной форме налоговой декларации не говорится. В связи с этим приоритет (в применении) имеют правила ст. 289 (как правила специальные перед правилами общими);

б) они предусматривают представление в налоговый орган такой декларации только по итогам отчетного периода (т.е. квартала, полугодия, 9 месяцев). В практике возник ряд вопросов:

по какой форме (на каком бланке) упрощенная форма налоговой декларации должна быть представлена в налоговый орган? Хотя в ст. 80 НК и не говорится об упрощенной форме налоговой декларации, тем не менее общее правило п. 3 ст. 80 НК (о том, что формы налоговой декларации, если они не утверждены законодательством по налогам и сборам, разрабатываются и утверждаются МНС России) действует и в данном случае. Таким образом МНС России должно разработать и утвердить упрощенную форму налоговой декларации;

совпадают ли понятия «упрощенная форма налоговой декларации» и «налоговый расчет» (упомянутый в п. 3 ст. 289), а если не совпадают, то нужно ли представлять в налоговый орган оба эти документа? Отвечая на этот вопрос, следует обратить внимание на ряд обстоятельств. Во-первых, в ст. 80 НК налоговые расчеты не упоминаются. В ст. 289 мы имеем дело с новеллой — понятием «налоговой расчет по налогу на прибыль организаций» (напомним, что и ст. 243 НК предусматривает обязанность налогоплательщика единого социального налога представлять в налоговый орган налоговый расчет по единому социальному налогу (взносу) (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Книга 1. Изд. 2-е. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М. 2001). Во-вторых, систематическое толкование п. 1, 3 ст. 289, с одной стороны, и п. 2 ст. 289 — с другой, показывает, что упрощенная форма налоговой декларации и налоговый расчет — не одно и то же. В-третьих, налогоплательщик налога на прибыль организаций по итогам отчетного периода обязан представить и налоговую декларацию по упрощенной форме, и налоговый расчет по налогу на прибыль организаций;

в) лишь одна категория налогоплательщиков налога на прибыль организаций, а именно некоммерческие организации, представляет налоговые декларации по упрощенной форме по итогам всего налогового периода. Причем речь идет только о тех некоммерческих организациях, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций (увы, и здесь мы вынуждены констатировать ошибку разработчиков гл. 25 НК: вместо института «обязанность по уплате налога» (что характерно для публичного права) неправомерно использовано понятие «обязательство» (что характерно для норм гражданского, т.е. частного права). Ранее законодатель исправлял подобного рода ошибки (например, такое исправление законодатель внес в п. 1 ст. 167 НК после принятия Закона N 166). Полагаем, что и в ст. 289 следует внести такие исправления.

В практике возник вопрос: должны ли упомянутые некоммерческие организации (которые представляют налоговые декларации по упрощенной форме по итогам налогового периода) представить также налоговую декларацию по упрощенной форме по итогам отчетного периода? Логическое толкование норм ст. 289 позволяет сделать вывод о том, что они представляют налоговые декларации по упрощенной форме лишь по итогам налогового периода.

3. Анализ правил п. 3 ст. 289 показывает, что:

а) они в равной степени распространяются на:

— всех налогоплательщиков налога на прибыль организаций (за исключением некоммерческих организаций, упомянутых в п. 2 ст. 289). В связи с этим возник вопрос: должны ли некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций, представлять налоговые расчеты по окончании налогового периода? Да, должны, ибо налоговый расчет и налоговая декларация по упрощенной форме суть разные документы и связаны с исполнением различных обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, указанных в ст. 246 НК (с учетом особенностей ст. 306 — 310 НК);

— налоговых агентов (например, российских ЮЛ, выплачивающих дивиденды другим российским ЮЛ, см. коммент. к ст. 286 НК);

б) они обязывают налогоплательщиков налога на прибыль организаций и налоговых агентов представлять в налоговые органы налоговые декларации и налоговые расчеты (формы последних также должны быть утверждены МНС России) не позднее (хотя раньше можно) 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (т.е. не позднее 30 апреля, 30 июля, 30 октября). При нарушении сроков (упомянутых в ст. 289) налогоплательщик налога на прибыль организаций может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК. В практике возникли вопросы:

наступает ли ответственность, предусмотренная в ст. 119 НК, если налогоплательщик налога на прибыль организаций нарушает сроки представления налоговых расчетов по налогу на прибыль организаций? Нет: объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного в ст. 119 НК, охватывает лишь нарушение срока представления налоговой декларации, но не налогового расчета;

может ли быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК налоговый агент, нарушивший сроки представления налоговой декларации (налогового расчета), указанные в п. 3 ст. 289? Нет, не может, т.к. субъектами правонарушения, предусмотренного в ст. 119 НК, являются лишь налогоплательщики (однако он может быть привлечен к ответственности по ст. 126 НК, см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Изд. 2-е. М.: КОНТРАКТ, 2001. С. 474, 496). См. также п. 26 Постановления N 5.

4. Характеризуя правила п. 4 ст. 289, нужно обратить внимание на то, что:

а) они относятся лишь к случаям представления налоговой декларации (налоговых расчетов) по итогам налогового периода в целом (т.е. календарного года, ст. 285 НК);

б) они распространяются и на случаи представления налоговой декларации по упрощенной форме (которую представляют по итогам налогового периода лишь некоммерческие организации, которые не исполняют обязанности по уплате налога на прибыль организаций, см. об этом выше);

в) в соответствии с ними налоговые декларации (налоговые расчеты) должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) по месту своего нахождения (с учетом правил п. 5 ст. 289) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Специфика правил п. 5 ст. 289 состоит в том, что:

а) они распространяются лишь на российских ЮЛ, в состав которых входят обособленные подразделения (см. коммент. к ст. 288 НК);

б) они подлежат применению (с учетом правил ст. 310 НК, см. коммент. к ней) и в случаях, когда российское ЮЛ имеет обособленные подразделения за пределами Российской Федерации;

в) их следует применять с учетом правил ст. 306 — 310 (см. коммент. к ним);

г) они обязывают налогоплательщика налога на прибыль организаций (в составе которого есть обособленные подразделения) представлять налоговую декларацию (но не налоговый расчет):

— и в налоговый орган по месту нахождения всей организации, и в налоговые органы по месту нахождения каждого из обособленных подразделений (см. об этом ниже);

— как в целом по организации, так и налоговую декларацию по каждому обособленному подразделению (с распределениями по каждому такому подразделению);

— и по итогам каждого отчетного периода (в сроки, указанные в п. 3 ст. 289), и по итогам всего налогового периода в целом (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

В связи с этим возник вопрос: освобождены ли такие налогоплательщики налога на прибыль организаций от обязанности представлять налоговые расчеты? Систематическое толкование п. 3 — 5 ст. 289 не позволяет ответить на этот вопрос положительно.

В практике возник и другой вопрос: обязан ли налогоплательщик налога на прибыль организаций представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (или достаточно представить лишь ту часть налоговой декларации, которая касается данного обособленного подразделения)? Систематическое толкование п. 3 ст. 288 НК и п. 5 ст. 289 показывает, что, во-первых, налогоплательщик не обязан представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (он должен лишь сообщать сведения о суммах авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и о сумме налога на прибыль организаций по итогам налогового периода), во-вторых, на него не возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения части налоговой декларации (с распределением по данному обособленному подразделению) по всей организации. Пункт 1 ст. 289 обязывает налогоплательщика налога на прибыль организаций представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения лишь соответствующую налоговую декларацию (надо полагать, налоговую декларацию, касающуюся только данного обособленного подразделения). Во всяком случае налицо неясность в законе. Впредь до ее устранения налоговые органы, суды и налогоплательщики должны руководствоваться положениями ст. 3, 108 НК о том, что любые противоречия, сомнения, содержащиеся в актах законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщиков.

Налоговая и бухгалтерская электронная отчетность в ФНС РФ через СБИС.

В соответствии с Приказом ФНС России № ММ-7-6/534@ от 02.11.2009, в течение 2-х часов после отправки отчета в ФНС Вы получаете Подтверждение даты отправки от спецоператора (Компании «Тензор»). В большинстве случаев, если нет сбоев в соединении Вашего рабочего места с сетью Интернет, Вы получите Подтверждение в течение нескольких секунд. Именно дата, указанная в этом Подтверждении, и является датой подачи отчета (аналогично почтовому штемпелю в бумажном документообороте).

Затем, не позднее следующего рабочего дня после отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик последовательно получает следующие документы от налоговой инспекции (Рис.3):


Рис. 3

  • Извещение о получении;
  • Квитанция о приеме – документ, который свидетельствует, что отчет прошел форматно-логическую проверку. Квитанция подтверждает факт исполнения налогоплательщиком своей обязанности по представлению отчетности, но не является подтверждением того, что отчет сдан. Если представленный отчет не прошел проверку на соответствие формату, то вместо квитанции о приеме, налогоплательщик получает Уведомление об отказе с указанием причин отказа. Это означает, что отчет не принят. Необходимо исправить ошибки и повторить отправку отчета.
  • Извещение о вводе – документ, подтверждающий факт переноса данных отчета в информационные ресурсы налогового органа. Именно этот документ означает то, что ваш отчет принят. Если в отчете содержатся ошибки, то налоговая инспекция высылает в адрес налогоплательщика Уведомление об уточнении, в котором указываются ошибки и содержится сообщение о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений. Это означает, что отчет принят, но требуются уточнения. Необходимо сформировать и отправить корректирующий отчет с необходимыми уточнениями.

Мы рекомендуем отправлять отчетность в ФНС за 2 рабочих дня до истечения сроков подачи отчетности, чтобы иметь возможность представить в срок отчет с исправлениями.

Электронная отчетность в Пенсионный Фонд через СБИС.

При отправке отчетности в Пенсионный Фонд, согласно Распоряжению Правления ПФ РФ № 190р от 11.10.2007, оператор не формирует Подтверждение, в отличие от передачи отчетности в ФНС, а только передает отчетность в отделение ПФ РФ.

Согласно Информации Пенсионного фонда России от 20 мая 2011 г. «Изменения в порядке представления страхователями отчетности по персонифицированному учету и страховым взносам в органы ПФР в 2011 году в электронном виде», Пенсионный фонд в течение 4 рабочих дней отправляет страхователю квитанцию о получении файла (отчета). Наличие квитанции свидетельствует о том, что отчет был получен Пенсионным фондом, но еще не проверен.
Далее, Пенсионный фонд, проверив файл с отчетом, в течение еще 6-ти рабочих дней формирует протокол проверки (Рис. 4).


Рис. 4

Протокол может быть двух видов:

  • Положительный протокол свидетельствует об успешной сдаче отчетности. В случае получения положительного протокола, датой представления отчетности является дата формирования квитанции о доставке.
  • Отрицательный протокол говорит о том, что при проверке были найдены ошибки. Электронная отчетность не представлена. В случае получения отрицательного протокола необходимо исправить ошибки и повторно отправить сведения.

Таким образом, суммарно весь цикл может занять 10 рабочих дней. Поэтому, чтобы иметь возможность, в случае обнаружения ошибок, отправить сведения повторно, старайтесь отправить отчет не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока отчетности.

Электронная отчетность в Росстат через СБИС.

В соответствии с приказом Росстата №370 от 27 октября 2010 г., в течение 1-го рабочего дня с момента отправки отчета, абоненту высылается:

  • Подтверждение спецоператора (Компании «Тензор»), содержащее дату отправки статистических данных (обычно поступает в течение нескольких секунд).
  • Квитанция (извещение) о получении первичных статистических данных, формируемое Территориальным Органом Государственной Статистики (ТОГС).

Затем, в течение 2-х рабочих дней с момента получения отчета, ТОГС проверяет полученные от абонента данные и формирует один из документов (Рис. 6):

  • Положительный протокол (уведомление о приеме в обработку) — подтверждает факт представления отчетности. Отчет принят.
  • Отрицательный протокол (уведомление об ошибке, о несоответствии формату) — содержит описание причин, по которым статистические данные не были приняты. В этом случае следует сформировать отчет, содержащий исправленные данные, и повторно выслать его в адрес ТОГС.


Рис. 6

Таким образом, рекомендуется отправлять отчеты в органы статистики за 4 рабочих дня, чтобы иметь возможность исправить ошибки и отправить отчет повторно в срок.

И еще раз напоминаем: для того, чтобы проверить наличие ответов от оператора или налоговой инспекции, нужно нажать «Получить ответы». Если какой-либо ответ не пришел в установленный срок, свяжитесь с техподдержкой СБиС:

+7 (495) 956-08-80 – доступна в рабочие дни,
+7 (495) 988-37-95 – федеральная тех.поддержка, доступна круглосуточно без выходных.

Начните работать со СБИС++
ПРЯМО СЕЙЧАС!

Бесплатно Платно>
Налоговая проверка отчетности

Также инспекторы обращают внимание на обоснованность примененных льгот и заявлен­ных налоговых вычетов.

Если во время камеральной проверки отче­та не обнаружено никаких ошибок, противоре­чий и несоответствий, то инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнитель­ные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Исключение составляют следующие ситуации (п. п. 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ):

  1. наличие налоговых льгот (истребуются до­кументы, подтверждающие право на налоговые льготы);
  2. декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (истребуются доку­менты, подтверждающие правомерность приме­нения налоговых вычетов);
  3. налоги, связанные с использованием при­родных ресурсов (истребуются документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов).

Если что-то в отчетности не понравится инспекторам, они потребуют от налогоплатель­щика представить разъяснения либо внести со­ответствующие исправления.

Важно

Данная публикация основана на материалах полезного интернет ресурса о годовой отчетности www.buhgod.ru

Портал www.buhgod.ru позволит бухгалтерам подать в этом году идеальную отчетность и уйти от лишних трудностей.

Узнать больше

В большинстве случаев многим «несоответ­ствиям» в отчетности существуют разумные объяснения. Так что при наличии обоснован­ных расхождений можно заранее подготовить­ся. Ведь именно в тщательном составлении пояснений по отчетности и заключается даль­нейшее удачное прохождение камеральной на­логовой проверки. Тем более что согласно пунк­ту 4 статьи 88 НК РФ проверяемое лицо вправе дополнительно представить в налоговый орган пояснения и приложить оправдательные до­кументы, подтверждающие достоверность дан­ных, внесенных в декларацию.

Отметим, что камеральная налоговая про­верка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Внимание

Нормы НК РФ не ставят дату начала камеральной нало­говой проверки в зависимость от того, была ли пред­ставлена декларация налогоплательщиком с наруше­нием срока либо нет.

Если до окончания камеральной налоговой проверки будет представлена уточненная де­кларация, то проверка ранее поданного отчета прекращается и начинается новая камераль­ная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Следует знать, что при непредставлении пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей дея­тельности вы можете стать кандидатом на вы­ездную налоговую проверку. Об этом сказано в пункте 9 Общедоступных критериев самосто­ятельной оценки рисков для налогоплатель­щиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержден­ных приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ (далее — Общедоступные критерии).

В следующий раз мы расскажем вам о том, как проверяют декларацию по налогу на прибыль и декларацию по НДС. Следите за обновлениями на сайте Бухгалтерия.ру!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *