Налоги за рубежом

Прямые налоги за рубежом

Каждое государство, исходя из экономических реалий и своего понимания эффективности социальной политики, определяют долю прямых и косвенных налогов в национальной налоговой системе, в бюджетной системе.

В большинстве развитых стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан. Рассмотрим прямые налоги за рубежом на примере США и Германии.

Наибольшее значение в формировании доходов бюджетной системы США в настоящее время имеют прямые налоги: налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыль корпораций.

Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — И,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%. Новиков Д.В. Зарубежный опыт в финансовом обеспечении.// Финансовая аналитика: проблемы и решения.-2011.-N5(47).-С.64-74.

В налоговых доходах штатов прямых налогам отводится также значительная роль, поскольку составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог с доходов корпораций; налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды приносят около 15% доходов штатов.

Одним из самых значимых налоговых поступлений в доходы местных бюджетов является имущественный налог, процентная ставка которого составляет от 1 до 3%.

Активно использует возможности прямого налогообложения и Германия. В настоящее время две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет Германии обеспечивают прямые налоги — подоходный, корпорационный и промысловый. Эти налоги относятся к совместным поступлениям, так как они направляются в бюджеты разных уровней. Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального финансового выравнивания. Так, в федеральный бюджет направляются: 42,5% сборов подоходного налога; 50% налога на корпорации и 9% сборов промыслового налога.

В первую очередь доходы государственного бюджета Германии обеспечивает подоходный налог — более трети общей суммы налоговых поступлений. Минимальная ставка подоходного налога составляет 15%, максимальная — 45%.

Налогом на доходы, уплачиваемым юридическими лицами, является корпорационный налог. Он взимается с годового дохода юридического лица. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка равна 25%. В общей сумме налоговых поступлений федерального бюджета корпорационный налог составляет около 4,5%.

Основным налогом земель является налог на имущество, которым облагается суммарная стоимость всех элементов имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки, движимое имущество — по остаточной стоимости, ценные бумаги — по курсовой стоимости. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица составляет 1%, для промышленных предприятий и компаний — 0,6%.

Главным налогом общин, который является совместным с федерацией и землями, является промысловый налог. В муниципальные бюджеты поступает около 82% общего сбора этого налога. Общинам перечисляется также 15% подоходного налога. Доля промыслового налога в консолидированном бюджете всего 5%, но он является важнейшим источником доходов местных органов власти. Налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой начисления промыслового налога являются прибыль от занятий промыслом (ставка 5%) и размер промыслового капитала (ставка 0,2% стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению).

Налогообложение работающих за рубежом граждан РФ

Несмотря на стремительно развивающуюся экономику России и появление новых организаций и компаний, всё больше и больше наших соотечественников уезжают работать за границу. Причины этого явления могут быть весьма разнообразные. Кого-то перевели по контракту в филиал компании, который расположен в иностранном государстве, кто-то решил сам поискать работу за границей из-за огромной конкуренции на российском рынке труда. Работа за границей, особенно в Соединённых Штатах, привлекает размерами заработной платы. Она, как правило, значительно выше, чем в России. Ещё не так давно в России не было столько компаний, сколько их существует в нынешнее время. Несмотря на это, многие специалисты отдают своё предпочтение работе в иностранной компании, так как иностранные компании уделяют большое внимание гарантиям соблюдения прав сотрудника. Иностранные работодатели, как правило, дружелюбны, по достоинству оценивают усердие сотрудника и полностью оплачивают их труд.

Но, уезжая, в иностранное государство с целью повысить своё материальное благосостояние, не стоит забывать о законах РФ. Ведь, если вы всё ещё являетесь налоговым резидентом РФ, вы обязаны уплачивать налоги в Российской Федерации. В противном случае вас можно привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов. Многие граждане задаются вопросом: о каком налоге идёт речь? Ведь я ничего не имею за границей, я только начал работать! Ответим: а как же налог на заработную плату? Ведь начав работать в иностранном государстве, работники получают вознаграждение за выполнение работы. Именно такие доходы налоговый кодекс РФ относит к доходам, которые были получены от источника за пределами РФ (подпункт 6 п.3 ст.208 НК РФ).

Второй интересный вопрос заключается в том, будет ли такой работник платить налог в российскую казну, или же он будет пополнять бюджет иностранного государства? Это зависит от налогового статуса гражданина Российской Федерации, а он, в свою очередь, зависит от того, является ли гражданин налоговым резидентом РФ или не является. Определить это довольно просто. Достаточно лишь подсчитать общее количество всех дней нахождения физического лица в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода.

Чтобы правильно определить эти двенадцать месяцев применяются следующие правила:

  1. Месяцы должны идти друг за другом последовательно, например: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и т. д.
  2. Необязательно, чтобы месяцы начинались с первого числа и заканчивались 31 числом. Бывает, что они начинаются в 20-х числах месяца и соответственно должны заканчиваться в двадцатых числах следующего месяца (например, с 20 июня по 19 июля 2014 года).

Гражданин, работающий за рубежом, но являющийся налоговым резидентом, обязан с полученного им дохода самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ. Кроме этого он обязан представить не позднее 30 апреля следующего года в налоговый орган декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ). Налоговый орган должен располагаться по месту жительства налогоплательщика (ст. 228 НК РФ и ст. 229 НК РФ). Указанный доход подлежит обложению НДФЛ по ставке 13 % (ст. 224 НК РФ). Здесь следует упомянуть, что относится к доходу по НК РФ. Ст. 209 НК РФ признаёт объектом налогообложения НДФЛ доход, который был получен резидентами Российской Федерации от различных источников. Источником дохода может являться работа гражданина, а также доходы, полученные от сдачи в аренду недвижимости.

Из-за того, что большую часть времени работник проводит за границей, ему приходится задумываться о собственном жилье. Поэтому часто у налоговых резидентов РФ, работающих за границей, в собственности может находиться недвижимость, которая была приобретена в иностранном государстве за время работы. Часть недвижимости может сдаваться. При этом, деньги, полученные от аренды части имущества тоже подлежат налогообложению. Но при расчете налога на имущество необходимо учитывать правила межгосударственных соглашений об устранении двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ), дабы не возникало случаев, когда резидент РФ уплачивает налоги и в иностранном государстве и в РФ.

Вместе с тем надо помнить, что если международным соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным между РФ и иностранным государством, установлены иные правила налогообложения полученного дохода, то применяются правила международных соглашений (ст. 7 НК РФ).

Суммы налога, уплаченные по законодательству другого государства, можно учесть при уплате налога с этого имущества по российскому законодательству. Полученная сумма не должна превышать величины налога, подлежащего уплате с данного имущества в России (п. 1 ст. 386.1 НК РФ).

Налогообложение недвижимости: зарубежный опыт и Российские перспективы *

<*> Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2012. N 44 (524).

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта N 12-12-66018 (региональный конкурс РГНФ «Урал: история, экономика, культура»).

В статье отмечается, что в России активизировались процессы в связи с предстоящим введением налога на недвижимость, в основе взимания которого должна лежать рыночная стоимость объекта. Рассмотрен опыт развитых стран в области установления налога на недвижимость для разных групп населения и объектов недвижимости. Отдельно рассматривается опыт исчисления и взимания налога на роскошь. Сделаны выводы о перспективах введения в России налога на недвижимость.

Налогообложение недвижимого имущества физических лиц в той или иной мере присутствует более чем в 130 странах мира. Поступления от этих налогов в большинстве развитых стран составляют от 1 до 10% от общих налоговых поступлений . В разных государствах значимость данного налога различна. Однако в странах с англосаксонской системой права поступления от таких налогов существенно выше.

Это особенно важно для России, поскольку многие из таких стран являются федерациями. Если проанализировать классификацию налогов в разных странах в зависимости от уровня администрирования, то можно сделать вывод, что в большинстве зарубежных стран с федеративной системой государственного устройства налог на недвижимое имущество граждан является местным, а поступления от него составляют основную статью доходов бюджетов местных органов власти.

При этом следует отметить, что такой высокий процент поступлений по данному налогу вовсе не означает непомерной налоговой нагрузки на налогоплательщиков, поскольку в большинстве зарубежных стран данный показатель колеблется в среднем от 3 до 5% совокупного личного дохода налогоплательщика.

В настоящее время за рубежом накоплен богатый опыт налогообложения недвижимости. Выделим основные принципы, характеризующие иностранные системы налогообложения недвижимости, которые в той или иной степени отражены в законодательстве зарубежных государств.

  1. Налог на недвижимое имущество является по преимуществу местным налогом и поступает в местные бюджеты. Он может быть также федеральным, но средства от его уплаты могут распределяться между бюджетами всех уровней.
  2. В большинстве стран налог уплачивается собственниками недвижимости, однако плательщиками имущественного налога могут быть также арендатор или оба вышеупомянутых лица.
  3. Объектом налогообложения, как правило, выступают:
  • земля;
  • здания и сооружения.

В отличие от движимого имущества они могут быть относительно легко выявлены и идентифицированы. Однако законодательства ряда стран предусматривают исключения из данного правила.

  1. При определении налогооблагаемой базы имущественного налога обычно используется стоимость налогооблагаемых объектов, наиболее близко соответствующая рыночной. Это стимулирует наиболее экономически рациональное их использование. Кроме того, в ряде стран в качестве основы берется арендная стоимость недвижимого имущества (Великобритания, Франция). В других странах в качестве основы берется капитализированная, т.е. аккумулированная, стоимость объекта на указанную базовую дату (Швеция).

Сама методика определения стоимости недвижимого имущества основывается:

  • либо на сравнении продаж, т.е. на изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости;
  • либо на капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества;
  • либо на уровне затрат, т.е. на расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости;
  • либо на сочетании всех трех перечисленных методов.

Описываемая методика нашла широкое применение в США и Канаде, а также на пространстве СНГ (например, в Молдове).

  1. При определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценивать большее число объектов при относительно небольших затратах. Однако массовая оценка не всегда учитывает специфику отдельных строений, что также учитывается в законодательстве большинства стран.

В качестве одного из элементов оценочного процесса, как правило, предусмотрен обмен информацией между различными заинтересованными уровнями государственной власти, а от налогоплательщиков может требоваться представление дополнительной информации. Права налогоплательщика на получение доступа к информации, которая хранится на централизованной основе, в разных странах неодинаковы:

  • в одних государствах такие права у налогоплательщиков отсутствуют;
  • в других странах могут направляться выписки из реестра, если проведена корректировка или внесены изменения в стоимость недвижимого имущества.

Для исчисления налога на недвижимое имущество физических лиц в мире существуют три модели взаимодействия налоговых органов и оценщиков.

«Американская» модель предусматривает совместную работу налоговых органов и официальных налоговых оценщиков по определению стоимости имущества. Оценка недвижимости проводится на уровне каждого субъекта профессиональными налоговыми оценщиками, которые избираются в соответствии с конституцией штата. Если собственник не согласен с оценкой его имущества, он имеет право подать апелляцию в местный орган по разрешению споров по оценке. При этом оценщики выполняют работу не только по оценке имущества, но и по исчислению налога.

К полномочиям других структур налоговых органов относятся лишь прием и обработка налоговых деклараций. Однако данная модель порождает большую «свободу» оценщиков при осуществлении оценки, поскольку оценщики имеют право при определении стоимости имущества руководствоваться самыми разнообразными нормативами. В результате возникает большое количество судебных споров по результатам оценки. При этом суды в данных спорах нередко поддерживают оценщиков, основываясь на том, что «…оценка — это форма творчества оценщика» .

«Испанская» модель отличается монополией государства на оценку имущества для целей налогообложения. Оценка недвижимого имущества производится на основе кадастров. Органы власти, осуществляющие ведение кадастров:

  • получают информацию об имуществе от налогоплательщиков;
  • аккумулируют ее;
  • определяют стоимость объекта на основе законодательно установленных методик оценки;
  • передают ее в налоговые органы.

При этом кадастр содержит всю информацию по градациям мест и стоимости того или иного объекта, а также коэффициенты, применяемые при определении стоимости имущества.

«Смешанная» модель предусматривает выдачу аккредитаций независимым профессиональным оценщикам. Применение такой модели позволяет государственным органам использовать данные, полученные независимыми экспертами — профессионалами оценочного дела. Таким образом, функции четко разделены. Оценку осуществляют независимые лица, а исчисление налога, его сбор и взыскание — государственные органы. «Смешанная» модель не предусматривает возможности предъявления претензий непосредственно оценщику. Однако большое число претензий к налоговым органам по вопросу правильности оценки приводит к прекращению сотрудничества с таким оценщиком.

  1. Ставки налога зависят от конкретной законодательной и экономической практики в той или иной стране и подразделяются на фиксированные и переменные.

Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. В Швейцарии существуют две системы для определения такого элемента налога на недвижимость, как налоговая ставка:

  • первая система — это система опционального налога, означающая, что муниципалитетам, находящимся на территории кантона, предоставлено право самостоятельно вводить размер налоговой ставки, вплоть до ее предельной величины, установленной в законе кантона о налоге на недвижимость;
  • вторая система — это система фиксированного налога, согласно которой ставка налога на недвижимость устанавливается фиксированной на всей территории кантона.

Законодательства большинства стран на федеральном уровне предусматривают предельную ставку налога. Такие ставки установлены законодательством Австрии (5%), Германии (1%), а также большинства стран СНГ (в том числе и России). При этом размер налоговых поступлений не определяется заранее, поскольку величина налогооблагаемой базы — переменная величина. Однако, прогнозируя размер налоговых поступлений, в некоторых странах местные власти устанавливают ставку в зависимости от потребности в финансовых ресурсах.

Что касается среднего уровня ставок, то следует отметить, что в большинстве стран, в которых в качестве налоговой базы используется в той или иной степени рыночная стоимость недвижимости, средняя ставка налога, объекты которого — здания и строения, не превышает 1%. Например, в Болгарии средняя ставка налога составляет 0,15%, в Швеции — 2,5%.

Тенденция к повышению роли распределительной функции налогов, характерная для последних десятилетий, привела:

  • к увеличению числа стран, в которых применяется прогрессивная ставка;
  • к дифференциации ставок на имущество, используемое в коммерческой деятельности или в личном пользовании.
  1. Льготы по налогообложению предоставляются либо по категориям налогоплательщиков (как правило, социально незащищенных), либо в некоторых странах учитываются:
  • семейное положение налогоплательщика;
  • уровень его доходов;
  • характер собственности.

К видам недвижимого имущества, полностью или частично освобождаемого от обложения налогом, в большинстве стран относятся:

  • объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд;
  • объекты государственного управления;
  • объекты, используемые в религиозных целях.

Освобождение от уплаты налогов может предоставляться на некоторый фиксированный срок для стимулирования определенных видов деятельности. При этом во многих странах преимущество отдается льготированию объектов (типов недвижимого имущества), а не налогоплательщиков в соответствии со следующим принципом: налогом непосредственно облагается само недвижимое имущество, а не его владелец.

В частности, в Германии некоторые виды имущества (например, сельскохозяйственное имущество, имущество физических лиц — частных предпринимателей, имеющих свой кабинет) относятся к имуществу с льготным налогообложением, поскольку являются так называемым производственным имуществом. Однако в других странах использование недвижимости для занятия частной практикой становится поводом не к снижению, а к повышению ставки налога (Канада).

  1. При взимании налога на имущество физических лиц предусмотрены налогооблагаемые минимумы, которые устанавливаются:
  • либо в целях помощи малоимущим или многодетным налогоплательщикам;
  • либо в целях снижения расходов на сбор налога с налогоплательщиков, имеющих в собственности объекты налогообложения, обладающие сравнительно низкой налоговой базой.

В ряде стран (Австрия, Швейцария) такие необлагаемые минимумы не предусмотрены вообще. Однако законодательства большинства стран все же предусматривают их наличие.

  1. Налог на имущество физических лиц находится в тесной взаимосвязи с другими налогами. Уплата налога на имущество может давать налогоплательщику право на вычет для целей подоходного налога. Такой подход предусмотрен в Дании.

Отдельной строкой в налоговой системе зарубежных стран стоит налог на роскошь, в том числе — на дорогую недвижимость. Налог на роскошь в Европе появился в XVII — XVIII вв. В той или иной форме он сохранился во многих странах:

  • во Франции;
  • в Великобритании;
  • в Хорватии;
  • в Италии;
  • в Греции и др.

Но единое мнение относительно целесообразности применения специальных налоговых инструментов к потреблению очень богатых людей отсутствует.

Например, во Франции существует налог на богатство, или «солидарный налог на состояния» (Impot de solidarite sur la fortune), который существует уже 30 лет. Ныне его платят около 600 тыс. чел. В 2011 г. он принес в казну 4,2 млрд евро. Данный налог взимается с физических лиц, владеющих имуществом стоимостью свыше 1,3 млн евро (до недавнего времени — 800 тыс. евро). В соответствии с новыми правилами, введенными в 2011 г., данный налог взимается в размере 0,25% с имущества стоимостью от 1,3 до 3 млн евро и 0,5% — с имущества дороже 3 млн евро. Налогом облагаются все движимые и недвижимые активы богатых граждан, принадлежащие им на 1 января налогового года.

В Англии аналогом налога на роскошь является «гербовый сбор на недвижимость», который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта:

  • 1% — для жилья стоимостью 125 — 250 тыс. фунтов стерлингов;
  • 3% — 250 — 500 тыс. фунтов стерлингов;
  • 4% — дороже 500 тыс. фунтов стерлингов.

На Украине под дополнительное налогообложение «на роскошь» подпадают квартиры от 120 кв. м и дома площадью от 250 кв. м, а налог взимается в привязке к минимальным зарплатам — от 1 до 2,7% от размера минимальной заработной платы за 1 кв. м дорогого жилья.

Однако налог на роскошь во многих странах имел непростую историю введения и последующей отмены такого налога. Нередко причины введения или отмены носили не только экономический, но и политический характер.

В качестве примера изменчивости подхода государства к налогу на дорогую недвижимость и зависимости налога от политических факторов можно привести Испанию. В 2012 г. в Испании временно (на 2 года) был возрожден налог на имущество стоимостью от 700 тыс. евро (действие этого налога было приостановлено в 2008 г.).

Если в 2008 г. отмена налога была вызвана стремлением правительства привлечь инвесторов на пошатнувшийся испанский рынок недвижимости, то в условиях стремительного обнищания широких слоев населения испанские власти решили часть тягот по поддержанию национальной экономики переложить на владельцев дорогой недвижимости, а заодно ослабить протестные отношения наименее состоятельных слоев испанского общества.

В Швеции отменили налогообложение крупных состояний еще в 2007 г. До этого налог на богатство там составлял 1,5% на сбережения более 1,5 млн шведских крон (214 тыс. долл.) для одиноких людей и столько же — на сбережения более 3 млн крон для семейных пар. Благодаря этому налогу в 2005 г. в казну страны поступило 500 млн евро, что составило 2,5% от общего количества собранных налогов. Однако затем шведское правительство решило, что налог на роскошь провоцирует высокий уровень оттока капитала, не способствует инвестированию и тормозит предпринимательскую активность. В Швеции считают, что страна из-за этого недосчиталась 53 млрд евро, поскольку у богатых людей не было желания платить за собственную роскошь. В итоге в 2007 г. налог на роскошь в Швеции отменили, а в 2008 г. снизили и налог на недвижимость.

В США и Японии был опыт введения налога на роскошь. Однако потом они отменили его. Налог на роскошь был отменен также в Ирландии, Австрии, Финляндии, Германии, Дании, Люксембурге. В развитых странах предпочитают заменять налог на роскошь другими инструментами фискальной политики, осознавая его несовершенство.

Однако насколько можно говорить о применимости западной системы налогообложения в российских условиях — вопрос далеко не однозначный. Попробуем разобраться в этом на примере столь обсуждаемого ныне налога на роскошь.

В России попытки ввести налог на роскошь в последние годы предпринимались неоднократно, начиная с 2001 г. Инициаторы подобных законодательных инициатив в большинстве случаев приводят в пример опыт зарубежных соседей. Но необходимо учитывать очень важный момент: заимствовать зарубежный опыт в данном вопросе невозможно. У каждой отдельно взятой страны существуют:

  • свой исторический контекст;
  • экономические реалии;
  • своя культура потребления;
  • традиции;
  • множество других уникальных факторов.

В связи с этим тиражировать чей-то опыт в России — неправильно.

Идею введения налога «на роскошь» предполагается реализовать главным образом в части налогообложения дорогой недвижимости, а также транспортных средств. Сторонники данного налога приводят следующие аргументы в его пользу:

  1. налог на роскошь несет в себе большой социальный подтекст, что особенно актуально в современном российском обществе, где разрыв между очень богатыми и очень бедными слоями населения высок. Инициатива по введению данного налога связана во многом с общественным запросом на налогообложение, усиливающим перераспределение доходов и имущества из-за большого разрыва в России в экономическом положении различных групп населения. Учитывая, что капитал и богатство концентрируются в собственности все более узкого круга лиц, такой подход укрепит социальную стабильность;
  2. налог на роскошь может быть коррективом общей налоговой системы в случае, когда основная тяжесть налогообложения падает на низшие классы и когда не существует прогрессивного обложения доходов. Налог на предметы роскоши будет способствовать внесению большей равномерности в распределение налоговой нагрузки, являясь средством к усиленному обложению лиц более состоятельных;
  3. налог на роскошь:

  • поможет изменить саму систему ценностей, сформировавшуюся в умах богатых людей;
  • повысит мотивацию богатых людей к инвестированию в производство вместо непроизводительного потребления;
  • теоретически сможет перенаправить потоки инвестиций в важные для нашей страны отрасли.

Деньги, уходящие на сверхпотребление, потеряют свой смысл, если их обременить налогом, и смогут пойти в те сферы экономики, где их не хватает.

Однако попытки реализовать данную идею на практике могут вызвать ряд проблем.

  1. Одной из главных опасностей данной фискальной меры является то, что она будет чаще применяться к среднему классу, а не к миллиардерам из списка Форбс. Средний класс практически не использует офшоров, не регистрирует имущества в юрисдикции других стран, не использует других схем владения дорогой собственностью. В то же время практически у каждого представителя среднего класса есть большая квартира, загородный дом, дорогая машина. Они и подпадут под налогообложение в первую очередь. Кроме того, позволить себе приобрести дорогую недвижимость или транспорт люди могут за счет кредитов.
  2. Нерешенным остается вопрос о методике оценки и порядке расчета стоимости имущества, которая будет браться при определении налога. В настоящее время чаще всего для расчетов используется «стоимость по БТИ», т.е. инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, которая существенно отличается от истинной, рыночной стоимости объекта. В 2011 г. в нескольких регионах уже были попытки произвести переоценку инвентаризационной стоимости и приблизить ее к рыночной. Однако результатом такой переоценки стал еще больший разброс цен (причем по-прежнему отклоняющихся от рыночных). В настоящее время в РФ нет ни института оценки, который бы грамотно и точно просчитал стоимость той или иной собственности, ни четкого представления о том, каковы будут ставки.

Трудность в оценке, например, элитных загородных домов состоит часто в том, что единого объекта недвижимости, состоящего из коттеджа и земельного участка, сформировать не удается (как правило, земля записана на одно лицо, а коттедж — на другое).

Налог на роскошь должен исчисляться лишь после утверждения кадастровой стоимости единого объекта недвижимости, состоящего из земельного участка и самого объекта. Работа по постановке всех объектов на кадастровый учет колоссальна и займет не один год, тем более что методика определения кадастровой стоимости еще дорабатывается. И плюс к этому — действие такого закона в том или ином регионе возможно только при условии, что будет проведен кадастровый учет всех объектов недвижимости и официально утверждены результаты кадастровой оценки.

С другой стороны, получить реальную оценку стоимости объектов роскоши в стране, где преобладает стабильная теневая экономика, стабильный уровень коррупции, — весьма затруднительно.

Да и за рубежом основной способ ухода от уплаты налога на дорогую недвижимость, до сих пор применяемый во многих странах, — занижение официальной стоимости приобретаемого объекта недвижимости. Следовательно, вариант привязки налога к оценочной стоимости предмета роскоши не является оптимальным.

Таким образом, при расчете налога на обладание дорогой недвижимостью неминуемо возникнут технические и организационные сложности, связанные с проведением квалифицированной оценки стоимости недвижимости.

Однако, хотя ныне есть некое понимание оценки стоимости имущества, вопрос — кто будет его оценивать, остается открытым.

  1. Остаются неясными и критерии налогообложения. Если все-таки вводить налог на избыточное потребление благ, то что применять в качестве базы:
  • стоимость богатства (например жилой недвижимости);
  • площадь квартиры или загородного дома?

Если брать за основу стоимость, то вопросов возникает еще больше. Какова она должна быть? Каков тот порог, при котором об имуществе можно говорить, что оно является «роскошью»? 30 млн руб., которые сейчас чиновники рассматривают в качестве нижнего порога, — это сумма, которую еще нельзя отнести к сверхпотреблению. Например, в Москве предложения с подобной стоимостью часто относятся не к элитному сегменту, а скорее к бизнес-классу.

В крупных городах районы «сталинской» застройки в настоящее время считаются очень престижными: цены на жилье в них крайне высоки. Но в одном таком доме могут по соседству проживать чиновник или бизнесмен и пенсионер, получивший квартиру за многолетний труд, или его родственники, унаследовавшие эту квартиру. Причем уровень их дохода в разы меньше соседского. Должны ли они платить дополнительный налог на дорогую недвижимость?

С другой стороны, недвижимость, стоящая 30 млн руб., скорее характерна для Москвы (за редким исключением). Отсюда следует, что налог должен иметь дифференцированный характер, разную планку стоимости объектов, учитывать региональные особенности рынка недвижимости.

  1. Большие сомнения порождает вопрос о том, как будет происходить администрирование данного налога. Законодательное введение налога на роскошь вовсе не означает его собираемости. Нельзя обязать владельцев яхт, самолетов, недвижимости, которая зарегистрирована за границей, платить налог в казну России. Например, в 2011 г. граждане РФ купили за рубежом недвижимости на 12 млрд долл.

В отношении предметов роскоши, покупаемых за рубежом, приоритетными считаются нормы международного законодательства. Даже если в российское законодательство будет введена новая норма, то осуществить сбор налогов не получится в связи с отсутствием механизмов контроля за приобретением такого имущества и возможности его организовать (тем более на международном уровне).

Других препятствий для сбора данного налога также достаточно. Существует множество схем уклонения от уплаты налога на недвижимость:

  • оформление недвижимости на третьих лиц или на юридических лиц;
  • особняки не будут официально вводиться в эксплуатацию (а с недостроенных объектов налог не взимается) и т.п.

Как перекрывать возможные каналы ухода от уплаты налога, остается пока неясным.

За рубежом проблема сбора данного налога решается, в частности, таким образом, что налоговые инспекторы устраивают специальные рейды, чтобы найти эти предметы роскоши. Именно за счет такого администрирования обеспечивается высокий уровень налоговых поступлений. Но затраты на администрирование могут превысить размер собираемых средств.

  1. Один из главных вопросов, на который предстоит ответить в ходе обсуждения будущей концепции законопроекта, — каков механизм работы нового налога? Должен ли такой налог платить каждый человек, чье финансовое состояние законодательно будет признано достаточно большим? Или же налог будет уплачиваться с покупки супердорогих вещей класса «люкс» (вертолетов, яхт, дорогой недвижимости, ювелирных украшений и т.п.)? Оба подхода имеют свои плюсы и минусы.

На самом деле в большинстве стран мира, где действует подобная система, налог взимается именно при покупке соответствующих товаров, что позволяет сделать всю систему адресной: имеешь возможность и хочешь покупать предметы роскоши — плати. С точки зрения собираемости такое решение является более эффективным.

  1. Другой немаловажный вопрос: куда будут уходить средства, полученные с налога на роскошь, и как они будут расходоваться? Будет ли данный налог целевым — направленным на финансирование социальных программ, восстановление здравоохранения, образования — или станет еще одной статьей пополнения бюджета — неясно. Без этого говорить о «нужности» налога для рядовых граждан бессмысленно.

Ждать эффективности от налога на роскошь в России (в том числе и на очень дорогую недвижимость) можно только в случае, если средства от него будут направляться в местный бюджет и под строгим контролем расходоваться на развитие местной социальной инфраструктуры.

Появление налога на роскошь в России — дело отнюдь не ближайших лет. На пути его введения есть множество препятствий. Серьезным последствием применения данной фискальной меры может стать высокий риск оттока капитала из страны, в случае если налоговое бремя будет распределено неверно. Построение эффективной системы налогообложения роскоши требует серьезной и детальной проработки и займет немалое количество времени.

Налог на недвижимость за рубежом. Особенности

Основным налогом, который инвесторам придется оплатить в момент приобретения жилья, является государственная пошлина. Она представляет собой единовременный сбор, объем которого обычно составляет 2-5% от цены недвижимости. Размер государственной пошлины напрямую зависит от политики государства, в котором вы желаете приобрести жилье.

Если вы планируете приобрести дом, то, помимо государственной пошлины, вам придется оплатить налог на землю. Размер налога на землю значительно меньше, чем у государственной пошлины, но выплачивать его вам придется каждый год.

Если вы желаете инвестировать в зарубежное недвижимое имущество с целью его последующей сдачи в аренду, то вам следует быть готовым выплачивать налог, который будет составлять до 35% вашей прибыли.

В процессе приобретения зарубежного имущества, вам придется оплатить не только упомянутые выше налоги, но и услуги риэлтора, который поможет вам оформить сделку купли-продажи юридически.

Итоговая стоимость зарубежного недвижимого имущества складывается из следующих факторов:

  1. Непосредственная цена выбранного недвижимого имущества.
  2. Налог на недвижимое имущество, как за рубежом, так и в РФ.
  3. Стоимость услуг риэлторов, которые помогут вам оформить сделку.
  4. Расходы на пребывание за рубежом, которые могут составлять до 10% от цены недвижимого имущества.

Особенности выплаты налога

После выбора подходящего объекта недвижимого имущества заграницей, перед большинством инвесторов встает вопрос, как именно лучше оплачивать налог: через кредитное учреждение или наличными.

Оплата налоговых сборов через банк обладает огромным количеством преимуществ, среди которых особого внимания заслуживают:

  1. Возможность не декларировать денежную сумму, необходимую для уплаты налога в момент пересечения границы.
  2. При возникновении каких-либо спорных вопросов вам значительно проще будет доказать свою правоту через суд.

Если вы приняли решение оплачивать налоговый сбор при помощи банка, то вам следует выбрать подходящее кредитное учреждение. Оплату налога вы можете выполнить как при помощи отечественного кредитного учреждения, так и при помощи зарубежного.

Большая часть отечественных инвесторов отдает предпочтение кредитным учреждениям тех государств, недвижимость в которых они планируют приобрести. Это связано с тем, что комиссия в этом случае будет существенно меньше, а также с тем, что этого требуют некоторые продавцы недвижимого имущества.

Современное отечественное законодательство требует сообщать налоговым органам об открытии счета за рубежом. Таким образом, не позднее чем через месяц после открытия счета вы должны предоставить выписку с него, а также специальное заявление в налоговую службу.

Важно помнить, что после подачи упомянутого выше заявления, отечественные налоговые органы получат возможность следить за состоянием вашего зарубежного счета. Кроме того, вам придется периодически делиться с налоговой службой данными о текущем состоянии вашего заграничного счета.

Чтобы избежать лишних проблем, лучше всего после уплаты всех необходимых налогов закрыть счет и сообщить об этом отечественным налоговикам. Если вы решите все-таки не закрывать иностранный счет, то можете использовать его для оплаты коммунальных услуг за рубежом.

История новой России

Мировая практика выработала основные принципы, способы и методы, позволяющие рационально организовать налогообложение недвижимости. Хотя конкретные системы имеют особенности, учитывающие местную специфику.

Во многих странах налог на недвижимое имущество физических лиц давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. Он успешно выполняет фискальную, стимулирующую и социальную функции и обеспечивает значительную часть доходов местных бюджетов. Россия находится в начале этого пути, поэтому любопытно познакомиться с нюансами зарубежной практики.

Объекты налогообложения

В большинстве стран налогом на имущество облагается недвижимое имущество – квартиры, жилые дома, хозяйственные постройки, сооружения, земельные участки, которые в отличие от движимого имущества относительно легко выявляются и идентифицируются. В США и Канаде единым налогом на имущество облагается земельный участок и строения на нем. Во Франции, кроме того, есть отдельный налог на жилье. С незастроенных участков (поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку) взимается земельный налог.

В некоторых государствах под налогообложение подпадает суммарное имущество налогоплательщика, имеющее рыночную стоимость, – недвижимое и движимое имущество (автомобиль, яхты, моторные лодки), а также имущественные права (ценные бумаги, банковские депозиты, бизнес-активы). В Германии в целях налогообложения под имуществом понимается недвижимое и движимое имущество, в том числе банковские вклады, долевое участие в хозяйственных обществах, драгоценные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали, украшения и предметы роскоши, произведения искусства и коллекции. А в Швейцарии чистые активы физических лиц облагаются самостоятельным налогом наряду с налогом на недвижимость.

Иногда (в частности, на Филиппинах) налог пытаются брать за «улучшение земельного участка», то есть за «результаты положительного антропогенного воздействия на него». Но это понятие слишком общее и абстрактное, чтобы на его основе можно было однозначно установить объект налогообложения.

Налогооблагаемая база

Почти во всех странах налогооблагаемая база имущественного налога определяется на основе оценочной стоимости, приближенной к рыночной. Это экономически стимулирует рациональнее использовать имущество.

Страны с развитыми арендными отношениями (Великобритания, Франция, Сингапур и др.) предпочитают рассчитывать налог исходя из так называемой «арендной стоимости» имущества – ориентировочной суммы арендной платы, которую можно получить за год при сдаче недвижимости в аренду. Эту стоимость определяют территориальные кадастровые органы и периодически переоценивают ее в законодательно установленные сроки, например в Великобритании – один раз в 10 лет. Во Франции налогооблагаемая база по налогу на имущество для обустроенных участков равна 50% «арендной стоимости» такого участка вместе со зданиями, сооружениями, резервуарами, по жилью – потенциальной годовой арендной плате, определенной местным земельным реестром, по незастроенному участку – 80% его кадастровой стоимости.

В странах Северной Европы, США и Японии используется капитализированная (аккумулированная за весь срок службы) стоимость объекта на указанную базовую дату. В Швеции эта дата на 2 года предшествует налоговому году. Сделано это для того чтобы оценщики могли полнее проанализировать всю необходимую информацию. В США переоценка происходит в основном ежегодно, а в штате Флорида – один раз в 3 года, в Испании – каждые 8 лет.

При определении оценочной стоимости недвижимости применяют сравнительный метод (изучаются цены рыночных сделок с недвижимостью), затратный подсчитываются расходы, которые требуются на полное восстановление объекта), доходный (определяется капитализация дохода от потенциально самого выгодного использования объекта – аренда или продажа) либо их сочетание. В Канаде учитывают расходы на создание объекта, доход, который он приносит владельцу, и рыночную стоимость на момент оценки. А в штате Флорида – текущую стоимость недвижимости, способ ее использования, местонахождение, площадь, первоначальную стоимость, восстановительную стоимость строений, износ, доход от использования или чистый доход, если недвижимость продается.

Кто устанавливает ставки налога на имущество и куда он поступает?

Налог на имущество преимущественно местный, его доля в местном бюджете достигает в Нидерландах – 95%, в Канаде – 81%, в Великобритании и Австралии – по 90%, в Германии – 80%, в Дании – 73%, в Швеции – 69%, во Франции – 52%, в США – от 10 до 70% в зависимости от штата. За счет поступлений налога на имущество местные власти финансируют пожарную охрану, полицию, школы, здравоохранение и т. п.

Если же имущественный налог является федеральным, то средства от него распределяются между бюджетами всех уровней. Так, в штате Флорида ежегодная оценка и взимание налога на недвижимость регулируются на уровне графств штата. Аккумулированные налоговые поступления из бюджета графства распределяются между бюджетами муниципалитетов, школьных и специальных налоговых округов. В Дании некоммерческая недвижимость облагается местным и окружным налогом, а коммерческая (офисы, отели, заводы, мастерские и др.) – только местным.

Ставки налога на имущество

В большинстве стран одновременно используются система фиксированного налога, когда законодательно устанавливается фиксированная на всей территории страны, штата или кантона ставка налога по определенному типу недвижимости, и система опционального налога, когда муниципалитетам предоставлено право самостоятельно определять ставку в заданном диапазоне, вплоть до предельной величины, установленной центральными органами власти. Муниципалитеты в основном выходят на предельные уровни ставок, поскольку они могут получить дотации из регионов (земель) только в случае, если максимально используют собственные источники доходов. Во Франции налог на имущество является местным, власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы.

В США властям штатов разрешено превышать предельную ставку налога на имущество в 1%, если дополнительные доходы идут на погашение их долгов. Ставки налога существенно колеблются по штатам и городам: штат Нью-Йорк – 11,5% продажной цены, штат Филадельфия – 8,3%, штат Флорида – 2,0%, штат Калифорния – 1,5%, город Лас-Вегас – 3,25%, город Лос-Анджелес – 1,1–1,3%.

В Великобритании ставка налога на недвижимость составляет 1,5% оценочной стоимости, в Дании – 0,6–2,4%, в Германии – 1–2,1%, в Японии – 1,4%, в Швеции – 1,3%, в Литве – 1%, в Нидерландах – 0,1–0,9%, в Австралии – 0,35%, в Испании – 0,3–0,4%, в Латвии – 0,2–0,6%. По величине ставок лидирует Сингапур. Там для собственников жилья, которые в нем проживают, установлена ставка 4%, а для недвижимости, используемой в коммерческих и производственных целях, – 12%. Если же собственник – иностранец, то добавляется еще 10% (итого 22%). Дополнительный 10-процентный налог не касается иностранных собственников квартир в кондоминиумах или жилых домах, в которых не менее 6 этажей.

В некоторых странах ставка налога устанавливается не в процентах к оценочной стоимости, а в твердой сумме за 1 кв. м площади. Так, в Греции ставка налога меняется от 3 до 16 евро за 1 кв. м в зависимости от стоимости жилья. В Финляндии ставка составляет около 1 евро за 1 кв. м площади, и рыночная стоимость жилья не имеет значения, в Польше – 0,17 евро, в Словакии – 0,033 евро. В Чехии для квартиры в многоквартирном доме базовая ставка равна 0,04 евро за 1 кв. м, для частного дома – 0,12 евро. Базовая ставка умножается на коэффициент, который зависит от местонахождения недвижимости и колеблется от 0,3% в населенных пунктах до 300 жителей до 4,5% в Праге.

Плательщики налога на имущество

Зачастую налог на недвижимость уплачивают только собственники – и не важно, пользуются они ею сами, сдают в аренду или она пустует. А в Нидерландах налог состоит из части, налагаемой на собственника недвижимости, и части, налагаемой на пользователя. Если собственник и пользователь – одно лицо, оно уплачивает обе части. В Великобритании налог на имущество взимается или с собственника, или с арендатора земли, квартиры, жилого дома, магазина и т. п. Во Франции существует налог на имущество (отдельно на застроенные и незастроенные участки) и налог на жилье. Налог на имущество налагается на собственника, независимо от того проживает он в квартире (доме) или нет, а налог на жилье – только на того, кто проживает, то есть на собственника или на арендатора.

Льготы по налогу на недвижимость

Во многих странах при предоставлении льгот по налогу на имущество учитываются семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов и характер недвижимости (скажем, она обеспечивает общественно полезную деятельность). В большинстве штатов США не облагается налогом имущество постоянных резидентов, нуждающихся в социальной защите, имеющих особые заслуги перед государством, в штате Флорида – имущество ветеранов войны в отставке с постоянной инвалидностью, полученной во время военной службы, имущество парализованных граждан, если они в нем живут, за минусом части, используемой в коммерческих целях. Во Франции от налога полностью или частично освобождены малообеспеченные граждане по основному месту проживания. В Греции безработные, инвалиды и семьи с тремя и более детьми платят налог по самой низкой ставке – 50 евроцентов за 1 кв. м, если площадь жилья менее 200 кв. м, а ее оценочная стоимость менее 3 тыс. евро за 1 кв. м.

Поскольку налогом облагается само имущество, а не его собственник, некоторые страны предпочитают льготировать не налогоплательщиков, а определенные категории недвижимости, в развитии которых заинтересованы местные власти. В Германии имущество частных предпринимателей (врачей и адвокатов, имеющих свой кабинет) считается производственным и облагается по льготной ставке. А в Канаде использование помещения для занятия частной практикой является поводом к повышению обычной ставки, равной 0,5–1,0%. Для парикмахерских она поднимается до 30%, адвокатских контор и врачебных кабинетов – до 50%. Для стимулирования строительства нового жилья в Нидерландах от налогообложения освобождены квартиры в новостройках, но только на период строительства здания, а в Швеции – первые 5 лет после начала эксплуатации квартиры, в последующие 5 лет ставка снижена на 50%.

Вычеты из налогооблагаемой базы

В большинстве стран (кроме Австрии, Швейцарии и др.) предусмотрены налоговые вычеты, с одной стороны, для помощи малоимущим и многодетным налогоплательщикам, с другой – для снижения расходов на сбор налога с тех, кто имеет в собственности объекты со слишком низкой налоговой базой (по ним затраты на администрирование близки или превышают налоговые поступления). А в Германии при определении налоговой базы из стоимости совокупного имущества вычитаются личный необлагаемый минимум на человека 120 тыс. евро (или на супругов – 240 тыс. евро) и по 120 тыс. евро на каждого ребенка. После достижения налогоплательщиком 60 лет его личный необлагаемый минимум увеличивается на 50 тыс. евро. В Италии семья по основному месту жительства имеет льготу 200 евро плюс 50 евро на каждого ребенка в возрасте до 26 лет. В Литве для всех квартир и жилых домов из налогооблагаемой базы вычитается 290 тыс. евро необлагаемого минимума. В штате Флорида для жилых домов налогооблагаемая база уменьшается на 25 тыс. долларов, вычет в 500 долларов предусмотрен для вдов и вдовцов (они теряют право на него при заключении нового брака) и при постоянной инвалидности налогоплательщика.

В некоторых государствах уплата налога на имущество является основанием для уменьшения на его величину совокупного дохода при расчете подоходного налога. Это практикуется, например, в Дании, а в Нидерландах – только при использовании имущества в коммерческих целях.

Отношение граждан к налогам

Есть страны, в которых развита культура участия граждан в общих делах, обеспечен доступ к информации органов власти, то есть прозрачны заключаемые ими контракты, сметы, фактические расходы. Там проводятся не показные, а полноценные общественные слушания по проектам благоустройства поселков и городов. Швейцария практикует ключевые вопросы жизни на уровне федерации, кантона и муниципалитета решать через референдумы разного уровня. А в Великобритании местные власти опрашивают жителей городка даже по, казалось бы, такому незначительному поводу – не будут ли они возражать, если два конкретных стандартных места под стоянку займет школьный автобус. И жители этих стран относятся к уплаченным ими налогам, в том числе на недвижимость, как к складчине, идущей на реализацию общих интересов. Ведь местные власти определяют ставки налога на имущество, который касается каждого жителя, исходя из потребностей местных бюджетов. Жители хотят знать, как расходуются собранные с них деньги, и контролируют чиновников.

Однако немало стран, где жители относятся к органам власти, как к «оседлым бандитам», собирающим дань в виде налогов. В них социальная реклама взывает: «Заплати налог и спи спокойно». И налогоплательщики «спят спокойно», видя в налогах только вынужденные поборы. Они принудительно отдали часть своих доходов и дальше не интересуются, куда пошли деньги. А даже если и поинтересуются, то все равно достоверной информации не получат. К сожалению, Россия относится к числу таких стран.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *