Налоги на сельское хозяйство

3. Организация реализации сельскохозяйственной продукции.

Каналы реализации. Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм должны стать поиск и выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции.

Преобладают такие каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями (слайд):

продажа госу­дарству,

предприятиям и организациям,

потребительской коопе­рации,

на колхозном рынке,

работникам хозяйства

населению, проживающему на его территории.

Установлено два уровня формирования и размещения зака­зов на закупку и продажу сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия: для федеральных государственных нужд и региональных государственных нужд (слайд).

Объем федерального фонда сельскохозяйственной продукции определяется Прави­тельством Российской Федерации и формируется за счет заку­пок на контрактной основе в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при необходимости и за ее пределами. Объемы региональных фондов определяются со­ответствующими органами исполнительной власти. Они фор­мируются за счет закупок продукции на контрактной основе у ее производителей как в административных границах региона, так и за их пределами.

Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд формируются и размещаются на предприятиях путем заклю­чения государственных контрактов. Предметом договорных отно­шений являются условия поставки продукции, ее объем, ассорти­мент, параметры качества, сроки поставки, экономические нор­мативы, стимулы и санкции.

При продаже продукции государству оно выступает по отноше­нию к сельскохозяйственным товаропроизводителям гарантиро­ванным оптовым покупателем (слайд) и принимает от них продукцию по гарантированным ценам.

К числу перспективных каналов реализации сельскохозяй­ственной продукции относятся местные оптовые рынки, в том чис­ле оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи. Целью участия товаропроизводителей в таких рынках является не только продажа или приобретение товара, но и изучение спроса на товары, кото­рые они производят.

Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продук­ции останется на обозримую перспективу взаимная поставка про­дукции сельскохозяйственными предприятиями. Например, ското­водческие предприятия-репродукторы поставляют на специали­зированные предприятия на направленное доращивание или от­корм телочек и бычков; в свою очередь, последние выращивают ремонтный молодняк и возвращают предприятиям-репродукто­рам нетелей определенной стадии стельности или коров-первоте­лок определенной стадии лактации. Такая взаимная поставка мо­жет относиться и к продукции растениеводства (семена, корма, сырье для переработки).

Экономические отношения между сельскохозяйственными предприятиями по взаимной поставке продукции осуществляются на договорной основе. Договорами предусматриваются объем и сроки поставки, качественные показатели продукций, порядок расчетов, санкции за нарушение договорных обязательств.

Еще один важный канал реализации сельскохозяйственной продукции — комиссионная торговля через потребительскую коопе­рацию. Потребительская кооперация покупает на сельскохозяй­ственных предприятиях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в хозяйствах населения картофель, овощи, фрукты, мясо, моло­ко, яйца и другую продукцию и использует ее преимущественно для снабжения местного населения. Одновременно она (в преде­лах своих возможностей) организует встречную продажу ферме­рам и населению комбикормов, удобрений и других товаров про­изводственного и культурно-бытового назначения.

Взаимоотношения сторон по комиссионной торговле сельско­хозяйственной продукцией оформляются договором комиссии.

Широкое распространение получила реализация продукции сельскохозяйственными предприятиями по прямым хозяйствен­ным договорам предприятиям торговли и общественного питания. Этот канал позволяет ликвидировать перевалочные операции, ускорить доставку потребителю свежей продукции, снизить ее потери при транспортировке и в торговой сети, лучше сохранить качество. В результате продукция обходится потребителю дешев­ле, чем при ее доставке в магазины и на предприятия обществен­ного питания через городские базы снабжения. Однако этот ка­нал реализации увеличивает транспортные расходы сельскохо­зяйственных товаропроизводителей, поскольку магазины и предприятия общественного питания берут одновременно лишь небольшие партии продукции. Кроме того, по некоторым видам продукции (молоко и др.) обязательным условием реализации по прямым связям является промышленная переработка. Значи­тельно усложняется реализация продукции, так как сельскохо­зяйственные предприятия взаимодействуют одновременно с большим числом покупателей.

Достаточно крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции является торговля на колхозном рынке. Особенностью этого канала является то, что он выводит производителя про­дукции на непосредственный контакт с потребителем, что по­зволяет изучить потребительский спрос. Расширение торговли на колхозном рынке в настоящее время сдерживается неудов­летворительной организацией доставки продукции фермеров и хозяйств населения, а также крайне недостаточными рыночны­ми фондами промышленной продукции (комбикормов, средств механизации для работы на приусадебных участках) для встреч­ной продажи.

Реализация в рамках сельскохозяйственных предприятий на обще­ственное питание и для продажи работникам (в том числе в счет оплаты труда) — постоянный канал сбыта. Объем реализации по этому каналу зависит от конкретных условий предприятия (уровня развития сети общественного питания, возможностей и уровня развития хозяйств населения и др.). Обычно сельскохозяйствен­ные предприятия не ставят в этом случае цель получить максимум прибыли и реализуют продукцию по ценам, близким к себестои­мости (продукция, проданная на общественное питание, в детские дошкольные учреждения, дотируется государством). Данный ка­нал имеет в большей степени социальное значение и преследует цель закрепить и удержать рабочую силу на предприятии.

При выборе перспективных каналов реализации сельскохозяй­ственной продукции должны быть учтены следующие организаци­онные факторы: (слайд)

возможный объем реализации,

качество продук­ции,

складывающаяся на рынке цена,

затраты на реализацию,

спрос на продукцию

и степень его удовлетворения.

Учитывают также наличие на сельскохозяйственном предприятии хранилищ, холодильников, перерабатывающих цехов, расширяющих воз­можности реализации продукции в свежем и переработанном виде.

Способы реализации сельскохозяйственной продукции различа­ются по месту ее приемки и условиям транспортировки к местам переработки (хранения): (слайд)

Большинство сельскохозяйственных предприятий доставляют продукцию к местам реализации собственным транспортом. Это вы­зывает необходимость содержать на предприятиях дополнитель­ные транспортные средства и рабочую силу. Расходы по доставке продукции на перерабатывающие предприятия нередко значи­тельно превышают тарифы на автоперевозки, по которым рассчи­тываются заготовители (до 30—50 %).

Широкое распространение получил центровывоз. Его сущность в том, что продукция принимается в местах производства по массе, без определения качественных параметров, после чего вывозится транспортом заготовителей и перерабатывающих предприятий. При хорошей организации центровывоза, например, молока более четко соблюдаются графики его доставки на предприятия молочной промышленности, что создает возможность повышения качества выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента. Этот метод позволяет сельскохозяйственным предприятиям ликвидировать невозмещаемые затраты на транспортировку продукции (разницу между фактическими затратами сельскохозяйственных предприя­тий и выплатами предприятий перерабатывающей промышленнос­ти за доставку продукции по установленным тарифам), увеличива­ются выплаты за высокое качество продукции, уменьшаются коли­чественные и качественные потери при транспортировке.

Вместе с тем данный способ реализации не устраняет таких се­рьезных недостатков, как нарушение технологии хранения и пере­работки продукции и связанные с этим количественные и каче­ственные потери. При центровывозе заготовители и переработчи-ки не несут ответственности за потери.

Непрерывный, четкий ритм в организации центровывоза сель­скохозяйственной продукции независимо от погодных, техничес­ких и других условий — непременное условие для перехода на та­кую форму взаимосвязей.

В качестве наиболее приемлемого в современных условиях спо­соба осуществления связей сельскохозяйственных, заготовитель­ных и перерабатывающих предприятий все большее распростра­нение получает приемка продукции непосредственно у сельскохозяй­ственных товаропроизводителей с последующей доставкой на перера­ботку (или в торговую сеть) специализированным транспортом перерабатывающих предприятий (заготовителей). При этом сокра­щаются потери продукции, транспортные расходы сельскохозяй­ственных предприятий, а специализированный транспорт исполь­зуется более полно.

Приемка, например, молока в местах производства позволяет существенно повысить качество продукции. Это связано, во-пер­вых, с тем, что сокращается временной разрыв между производ­ством, переработкой и потреблением продукции; во-вторых, обес­печивается более объективная оценка качества, поскольку спор­ные вопросы в большинстве случаев решаются на месте; в-треть­их, внедряются в практику обязательства сторон по срокам приемки продукции в местах производства и доставке на перера­батывающие предприятия, соблюдению количественных и каче­ственных параметров, что в конечном итоге позволяет лучше регу­лировать ее продвижение по сопряженным стадиям производства.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения приемка продукции на месте с вывозом транспортом перерабаты­вающих предприятий (заготовителей) наиболее выгодна.

Распространена приемка на фермах и комплексах скота и птицы с вывозом транспортом мясоперерабатывающих (или автотранспор­тных) предприятий. Сельскохозяйственные предприятия по зара­нее согласованному графику готовят птицу и скот к сдаче, а мясо­комбинаты производят их приемку непосредственно на фермах. Это обеспечивает экономию транспортных затрат, четкую органи­зацию перевозок и ритмичное поступление сырья на мясокомби­нат, позволяет резко сократить сроки предубойного содержания животных и в 10 раз — потери живой массы в процессе реализа­ции, получать высококачественные продукты питания.

Особенно эффективно при централизованных перевозках ско­та применение специализированных транспортных средств: по сравнению с приспособленными автомобилями это позволяет со­кратить потери до 4,5 кг живой массы на каждую голову крупного рогатого скота. При этом доставка скота специализированным ав­тотранспортом грузоподъемностью 5—7т на расстояние 100км обходится на 30 %, а свиней — на 26 % дешевле, чем автомобилями грузоподъемностью 2,5—3,5 т.

При организации централизованных перевозок скота и птицы после приемки в местах производства важное значение имеет оп­ределение допустимого радиуса перевозок.

Широкое распространение получила практика сдачи-приемки скота и расчета за принятых животных по массе и качеству мяса, полученного после убоя. Такой способ реализации способствует по­вышению заинтересованности сельскохозяйственных предприя­тий в улучшении мясных качеств скота, подготовленного к реали­зации, предупреждению споров, связанных с определением массы и упитанности животных. В этом случае принят следующий поря­док сдачи-приемки скота:

водитель мясокомбината или специализированного автопред­приятия (приемщик) принимает непосредственно на сельскохо­зяйственном предприятии скот по числу голов, проверяет пра­вильность заполнения сопроводительных документов, доставляет его на мясокомбинат;

работники мясокомбината под контролем представителей предприятий — сдатчиков скота осуществляют убой, обработку и взвешивание туш, их качественную оценку, на основании чего производится оплата за поступивший на убой скот.

Очевидно, что для сельскохозяйственных предприятий, кото­рые имеют хорошие условия реализации скота, предпочтительно рассчитываться с мясоперерабатывающими предприятиями по конечному продукту, так как они материально заинтересованы в увеличении выхода мяса. Однако для осуществления контроля за процессом реализации и разрешения возможных конфликтов между сдатчиками скота и мясоперерабатывающими предприяти­ями целесообразно производить взвешивание животных как при отправке из сельскохозяйственных предприятий, так и при прием­ке на мясокомбинатах.

Вместе с тем при транспортировке скота из удаленных пред­приятий живая масса может уменьшаться не только из-за убыли содержимого пищеварительного тракта, но и вследствие потерь полезных продуктов (мяса, жира) не по вине поставщиков. Поэто­му при передержках скота на предубойных площадках не по вине сдатчиков и несвоевременном забое мясокомбинаты должны рас­считываться с сельскохозяйственными предприятиями, исходя из фактической массы скота.

В некоторых регионах России и странах СНГ накоплен опыт приемки некоторых видов продукции растениеводства в местах про­изводства с последующим вывозом транспортом заготовителей

Крупные сельскохозяйственные предприятия и агропромыш­ленные формирования производят и реализуют большие партии продукции, приобретают множество разнообразных средств про­изводства, вступая при этом в тесные взаимоотношения со многи­ми предприятиями и организациями других сфер АПК и отраслей народного хозяйства.

Это делает необходимым наряду со служба­ми, занятыми организацией производства и его обслуживанием, решением социальных вопросов, создание службы маркетинга. Для мелких сельскохозяйственных предприятии, а также крестьянских (фермерских) хозяйств соответствующие услуги должны оказывать маркетинговые службы районных органов управления агропромышленным производством.

Маркетинговый подход предполагает изменение стратегии и тактики предприятия на рынке. Раньше руководители предприя­тия были озабочены в первую очередь производством определен­ного объема продукции и только потом проблемами ее реализа­ции. В концепции маркетинга производство и сбыт рассматрива­ются как единое целое. Главной целью предприятия наряду с при­былью становится удовлетворение потребительского спроса.

Следовательно, важной составной частью маркетинговой дея­тельности сельскохозяйственных предприятий является организа­ция сбыта произведенной продукции. Деятельность службы марке­тинга должна быть направлена на удовлетворение требований по­требителей, повышение конкурентоспособности, завоевание сег­мента рынка для производимой на предприятии продукции, обеспечение постоянного роста продаж и максимизации прибыли.

Основные функции службы маркетинга в рамках крупных хо­зяйствующих субъектов АПК следующие:

изучение рынков сбыта с целью выявления сложившегося и по­тенциального спроса, выбора групп покупателей, на запросы ко­торых предприятие намерено ориентировать производство и сбыт (например, производство экологически чистой продукции для вы­работки детского питания и др.);

целенаправленная ориентация сельскохозяйственного произ­водства на получение продукции необходимого ассортимента и качества в нужные сроки;

проведение оптимальной ценовой политики, определение уровня продажной цены и возможных ее изменений с учетом усло­вий реализации;

разработка системы мероприятий по формированию и стиму­лированию спроса на продукцию;

организация сбыта продукции.

Служба маркетинга осуществляет политику предприятия по производству того или иного вида продукции и несет полную от­ветственность за предложенные ею рекомендации и стратегию.

Указанные направления маркетинговой деятельности должны найти место в организационной структуре сельскохозяйственного предприятия (агропромышленного формирования) в качестве функциональных отделов (служб). В составе службы маркетинга на крупных предприятиях (в агропромышленных формированиях) могут быть организованы отделы: маркетинговых исследований, цен и ценовой политики, планирования новых товаров и сервиса, товародвижения, сбыта, формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), рекламы. По мере достижения конкретных промежуточных и конечных целей маркетинговой работы на пред­приятии могут создаваться новые отделы службы.

Основные направления совершенствования организации реализации сельскохозяйственной продукции (слайд)

По дисциплине «Земельное право»

Руководитель:

к.ю.н., доцент Королев С.Н.

Екатеринбург

2015

1. Задание №1

1.1 Задача 1

земельный участок надел приватизация

Лесник Петров использовал служебный земельный надел. В связи с призывом на действительную срочную службу он решил определиться в своих земельных правах и обратился в юридическую службу лесничества за разъяснением.

Служебный земельный надел — это земельный участок, предоставляемый государственной организацией рабочим и служащим, проживающим по роду своей службы, как правило, в местах работы вне населенных пунктов. Служебный земельный надел предоставляется за счет земель, находящихся в пользовании предприятий, учреждений, организаций соответствующих министерств, госкомитетов и ведомств, а при недостатке таких земель — из земель государственного запаса и земель государственного лесного фонда. Служебный земельный надел из земель, находящихся в пользовании предприятий, учреждений и организаций, выделяются по решению администрации предприятий, учреждений и организаций, а из земель государственного запаса и государственного лесного фонда — по решению райисполкомов (ст. 110 ЗК РФ). Служебный земельный надел состоит из пахотной земли и сенокосных угодий. Участки пахотной земли предоставляются исходя из того, чтобы общая площадь имеющегося у работника и его семьи приусадебного земельного и отводимого участка пахотной земли не превышала размера участка пахотной земли, установленного для данной категории работников.

Земельный участок в виде служебного надела предоставляется работнику на время установления трудовых отношений. Прекращение же трудовых отношений влечет по общему правилу прекращение права на служебный надел (п. 2 ст. 47 ЗК РФ). Общие основания прекращения трудового договора установлены ст. 77 ТК РФ. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование и подлежит государственной регистрации в соответствии с правилами, установленными ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Следует заметить, что право на использование земельного участка, предоставленного в виде служебного надела, не во всех случаях прекращается одновременно с прекращением трудовых отношений. Законодательством РФ и субъектов РФ могут быть установлены случаи, когда право на использование служебного надела сохраняется после прекращения трудовых отношений пожизненно либо на определенный срок.

Сохранение права на пользование служебным земельным наделом регулируется п. 4 ст. 47.

В соответствии с упомянутой статьей Земельного кодекса право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

1) работника, призванного на действительную срочную службу или альтернативную службу на весь срок прохождения службы;

2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия. Таким образом, на период прохождения срочной службы лесником Петровым, право на пользование земельным разделом сохранится за членами его семьи, а после прохождения службы он вновь сможет воспользоваться своими правами на надел, при условии возвращения на прежнее рабочее место.

1.2 Задача 2

ОАО «Прогресс» обратилось в местную администрацию с заявлением предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Ему в этом было отказано. Считая, что права предприятия нарушены, администрация обратилась в суд.

Решите дело.

ОАО «Прогресс» обратилось в суд с заявлением к местной администрации о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование открытому акционерному обществу «Прогресс» земельного участка.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ).

Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Статья 20 ЗК РФ в п. 1 устанавливает исчерпывающий перечень видов юридических лиц, которым с момента вступления в силу ЗК РФ могут предоставляться земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование. Из коммерческих организаций в этот список входят только федеральные казенные предприятия. Они представляют собой унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, созданные по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Этим федеральные казенные предприятия отличаются от иных унитарных предприятий, создаваемых по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления и основанных на праве хозяйственного ведения. Из некоммерческих организаций правом получения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование располагают только государственные и муниципальные учреждения.

Учреждением по Гражданскому кодексу признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учредителями некоммерческой организации в форме учреждения в зависимости от целей ее создания могут быть как физические и юридические лица, так и государство и муниципальные образования. Только государственные и муниципальные учреждения могут получать земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование.

В пункте 1 ст. 20 ЗК РФ названы также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Известно, что гражданская дееспособность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы. Так, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные агентства и федеральные службы. Система органов субъекта РФ определяется его конституцией или уставом. Эти органы имеют право выступать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Однако как юридические лица они представляют собой чаще всего также государственные (или, соответственно, муниципальные) учреждения и в качестве таковых получают земельные участки. Все остальные юридические лица, если они получили земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование до вступления в силу Земельного кодекса, обязаны переоформить это право на право аренды или приобрести земельный участок в собственность до 1 января 2006 г.

Принципом земельного законодательства согласно п.п. 5 статьи 1 Земельного кодекса РФ является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все права, связанные с земельным участком, при переходе прав на расположенные на нем объекты, следуют судьбе земельных участков.

В соответствии с п. 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на строение, здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Исходя из этого, если ОАО «Прогресс» имеет в собственности здания, расположенные на земельном участке, то в силу ст. 36 ЗК РФ ему предоставлено исключительное право на приватизацию (выкуп) земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением приведенных в данной норме случаев.

Однако, в формулировке данной задачи ничего не сказано, что ОАО «Прогресс» имеет в собственности здания, расположенные на земельном участке.

Таким образом, отказ местной администрации в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование открытому акционерному обществу «Прогресс» земельного участка признать законным в силу ст. 20 ЗК РФ.

ОАО «Прогресс» должен переоформить это право на право аренды или приобрести земельный участок в собственность

2. Задание №2

Договоры аренды земельного участка не подлежат государственной регистрации, если

1. не имеют нотариального удостоверения

2. заключены на срок менее чем 1 год

3. заключены вне торгов

4. арендатором является физическое лицо

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

1. органами государственной власти РФ

2. органами государственной власти субъектов РФ

3. арендодателями

4. органами местного самоуправления

Производство и реализация сельхозпродукции запрещается, если:

1. она получена с участков в границах заповедников

2. произведена на служебных земельных наделах

3. она получена на землях, подвергшихся химическому загрязнению

4. она произведена без лицензии

Основанием предоставления служебных земельных наделов являются:

1. Постановление Главы сельской администрации

2.заявление работника

3.договор

4. решение общего собрания коллектива

5. заявление гражданина

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта на участке для строительства действует в течение:

1.двухнедельного срока

2.двух месяцев

3.трех лет

4.пяти лет

Размещено на Allbest.ru

Кто является сельскохозяйственным товаропроизводителем?

Налогоплательщикам, занимающимся сельским хозяйством, государство дает возможность сокращать налоговые платежи в различных формах. Эта возможность в определенной степени регламентируется, в частности для таких налогоплательщиков введено понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель».

Прежде всего оно используется для того, чтобы определить, может ли налогоплательщик применять спецрежим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Но именно сельскохозяйственный товаропроизводитель может также применять нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с п. 1.3 ст. 284 НК РФ.

Впрочем, вряд ли сельскохозяйственники Крыма и Севастополя, выбирая между уплатой налога на прибыль и ЕСХН, в настоящее время выберут нулевую ставку по первому из этих налогов. Ведь согласно ст. 346.8 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ законами Республики Крым и г. Севастополя налоговая ставка по ЕСХН в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях этих регионов, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в отношении периодов 2015 — 2016 гг. до 0% (на иной территории РФ ставка по ЕСХН равна 6%).

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 60-ЗРК/2014 и п. 2 ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 N 110-ЗС <1> на указанные два налоговых периода ставка по ЕСХН в этих регионах установлена в размере 0,5%. Это, конечно, не нулевая ставка, как по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей, но всего лишь чуть больше ее.

<1> Действие данного Закона распространяется на правоотношения с 01.01.2015.

К тому же согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают также НДС и налог на имущество, это помимо налога на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей. Последние вообще могут воспользоваться льготным налогообложением как сельскохозяйственные товаропроизводители только в качестве плательщиков ЕСХН.

Тем не менее, конечно, налогоплательщик может все-таки предпочесть именно нулевую ставку по налогу на прибыль именно по той причине, что она оставляет возможность предъявлять НДС покупателям — плательщикам НДС. Нередко данные покупатели отказываются иметь дело с налогоплательщиком, если, приобретая у него товар или услуги, не могут принять по таким товару или услугам налог к вычету. Впрочем, сельхозпродукция характеризуется тем, что по многим ее видам применяется пониженная ставка НДС в размере 10%, что, однако, все равно оставляет предпочтительным выбор уплаты ЕСХН, если ставится первоочередная задача сэкономить на налогах. Кроме того, на общем режиме придется платить еще и налог на имущество.

Добавим, что если налогоплательщик не смог по каким-либо причинам перейти с общего режима на спецрежим в виде ЕСХН с 01.01.2015, а собирается это сделать с 01.01.2016, то в течение 2015 г. он может применять нулевую ставку по налогу на прибыль, если признается сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Производители сельскохозяйственной продукции, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию

Для таких налогоплательщиков условием является то, чтобы в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляла не менее 70%. В этой доле следует учитывать и доход от реализации продукции первичной переработки, произведенной налогоплательщиком из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Что касается налогоплательщиков, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, при определении указанной доли они используют следующее соотношение (п. 2.2 ст. 346.2 НК РФ):

Расходы на производство сельскохозяйственной продукции
и первичную переработку сельскохозяйственной продукции
Доля = ——————————————————.
Общая сумма расходов на производство продукции
из произведенного ими сельскохозяйственного сырья

Правда, перерегистрированным крымским и севастопольским организациям, которые изъявят желание перейти на спецрежим в виде ЕСХН с 01.01.2016, можно иметь в виду, что при переходе на него именно с этой даты данное условие они могут не соблюдать. Иначе говоря, в уведомлении о переходе на ЕСХН они не указывают объем доходов за 2014 г., в отличие от иных налогоплательщиков. Это следует из п. 1 ст. 346.3 НК РФ в редакции Федерального закона N 379-ФЗ.

Чтобы безошибочно отнести продукцию к сельскохозяйственной и к продукции первичной переработки, необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458, в котором приведены Перечни продукции обозначенных категорий.

Следует учитывать, что, по мнению Минфина России, налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями (Письмо от 04.12.2012 N 03-03-06/1/620).

В то же время из Постановления Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9534/10 по делу N А57-24991/2009 следует, что налогоплательщик может получить этот статус и в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется им с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности.

Кроме того, нет необходимости участия организации во всех циклах технологического процесса выращивания сельскохозяйственных культур для признания ее сельскохозяйственным товаропроизводителем, если на какой-либо из выполняемых ею стадий имеется факт производства сельскохозяйственной продукции (Постановление ФАС СКО от 26.06.2014 по делу N А25-1360/2013 <2>).

<2> Определением ВС РФ от 30.10.2014 N 308-КГ14-2475 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Организация признается сельскохозяйственным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Закон о сельхозкооперации). Исходя из ст. 4 обозначенного Закона такая организация является некоммерческой и создается сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

В данном случае Закон о сельхозкооперации использует свое понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, согласно которому это:

  • физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции;
  • рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ в целях налогообложения к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся следующие потребительские кооперативы: перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие. По своим целям и задачам они распределяются так:

Кооператив

Характеристика кооператива

Перерабатывающий

Занимается переработкой сельскохозяйственной продукции (производством мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и др.)

Сбытовой (торговый)

Осуществляет продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключает сделки, проводит изучение рынка сбыта, организует рекламу указанной продукции и др.

Снабженческий

Образуется в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и др.)

Садоводческий

Образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства

Огороднический

Животноводческий

Чтобы какой-либо из указанных потребительских кооперативов был признан сельскохозяйственным товаропроизводителем, в общем его доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70% должна составлять доля доходов:

  • от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов;
  • от выполненных работ (услуг) для членов названных кооперативов. Согласно п. 13 ст. 4 Закона о сельхозкооперации именно такие работы (услуги) должны составлять не менее 50% общего объема работ (услуг) такого кооператива.

Если кооператив осуществляет последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной им из сельскохозяйственного сырья собственного производства своих членов, указанная доля определяется исходя из расходов на производство и переработку в том же порядке, что и налогоплательщиками — производителями сельхозпродукции (см. выше).

Отметим, что если сельскохозяйственный потребительский кооператив был организован в результате перерегистрации его из украинского предприятия согласно ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ, то он, как и указанные налогоплательщики — производители сельхозпродукции, при переходе на спецрежим в виде ЕСХН с 01.01.2016 тоже вправе не соблюдать условие о доле доходов.

Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели

В общем случае такие налогоплательщики признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями при выполнении трех условий (пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ):

  • средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики <3>, не превышает за налоговый период 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70% <4>;
  • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

<3> В настоящее время в этих целях необходимо руководствоваться Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428.
<4> В данном случае под производством продукции собственными силами следует понимать производство продукции тем же лицом, которое осуществляло улов водных биологических ресурсов. При этом форма привлечения персонала и использования основных средств значения не имеет (Письмо ФНС России от 31.08.2010 N ШС-37-3/10292@).

К сведению. Бербоут-чартер — это фрахтование судна без экипажа, когда судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Тайм-чартер — фрахтование судна на время, когда судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Правила, которыми надо руководствоваться при заключении данных договоров, определены в гл. X и XI Кодекса торгового мореплавания РФ. Под судами рыбопромыслового флота в п. 2 ст. 7 этого документа понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

В то же время российская рыбохозяйственная организация может не соблюдать условие, касающееся численности работников, если она является градо- и поселкообразующей <5> (пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Таковой она становится, если численность работающих в ней с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

<5> Надо учитывать, что нулевую ставку по налогу на прибыль может применять только такая рыбохозяйственная организация. Иные рыбохозяйственные организации и предприниматели, удовлетворяющие критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе рассчитывать только на переход на уплату ЕСХН.

Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели к сельскохозяйственной продукции, помимо тех ее видов, которые указаны в Постановлении Правительства РФ N 458, относят также:

  • уловы водных биологических ресурсов;
  • рыбную и иную продукцию из водных биологических ресурсов, которые указаны в п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ (в частности, в отношении Азово-Черноморского бассейна и внутренних водных объектов);
  • уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
  • рыбную и иную произведенную на судах рыбопромыслового флота продукцию из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

К сведению. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Налоговая база по ЕСХН. Порядок исчисления и уплаты единого налога

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При расчете налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Как уже сказано, пунктом 2 статьи 346.6 НК РФ установлено, если доходы получены в иностранной валюте, то они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения доходов. Расходы пересчитываются на дату их осуществления.

Налогоплательщики имеют право согласно пункту 5 статьи 346.6 НК РФ уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов. Если по итогам года получен убыток, то в таком случае сумма налога принимается равной нулю.

Каждый налогоплательщик согласно статье 52 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. ЕСХН исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.9 НК РФ).

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН по ставке 6 процентов и фактически полученных при расчете налоговой базы доходов, уменьшенных на расходы, рассчитанных нарастающим итогом с начала года до окончания полугодия (пункт 2 статьи 346.9 НК РФ). При этом авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля.

Следует отметить, что Минфин Российской Федерации в Письме от 16 мая 2005 года №03-03-02-04/1/120 сообщает, что считает правомерным начисление пеней за просрочку уплаты авансового платежа по ЕСХН за отчетный период. При этом представители Минфина ссылаются на Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Сумму налога, рассчитанную по итогам года, нужно уменьшить на величину авансового платежа и перечислить в бюджет не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата ЕСХН и авансового платежа по указанному налогу производится организациями по местонахождению организации (пункт 4 статьи 346.9 НК РФ).

Пример 1.

Сельскохозяйственная организация ООО «А» по итогам первого полугодия получила доход в сумме 1 000 000 рублей, расходы организации составили 800 000 рублей.

Налоговая база по ЕСХН за первое полугодие составила 200 000 рублей (1 000 000 рублей — 800 000 рублей).

ЕСХН составил к уплате – 12 000 рублей (200 000 рублей х 6%).

Отражение операций в бухгалтерском учете ООО «А» в июне:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей
Дебет Кредит
99 субсчет «ЕСХН» 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» 12 000 Начислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие
68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» 12 000 Перечислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие

Предположим, что за год доходы ООО «А» составили 1 500 000 рублей, экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы организации утверждены в сумме 1 200 000 рублей.

Налоговая база по ЕСХН за налоговый период составила 300 000 рублей (1 500 000 рублей — 1 200 000 рублей). ЕСХН за год по организации составил – 18 000 рублей (300 000 рублей х 6%).

Следовательно, сумма ЕСХН подлежащая к уплате в бюджет по итогам года составила 6 000 рублей (18 000 рублей – 12 000 рублей).

Окончание примера.

Если сумма единого налога, исчисленного по итогам налогового периода, меньше суммы авансового платежа по налогу, исчисленного по итогам отчетного периода, в этом случае у налогоплательщика по итогам года отсутствует обязанность по уплате налога.

Если же по итогам отчетного периода получен убыток, то в таком случае сумма авансового платежа по налогу принимается равной нулю. Поэтому по окончании налогового периода налогоплательщик один раз уплачивает в бюджет сумму налога, исчисленную с зачетом ранее начисленных авансовых платежей.

Пример 2.

Сельскохозяйственная организация ООО «А» по итогам первого полугодия получила доход в сумме 1 300 000 рублей, расходы организации составили 1 700 000 рублей.

По итогам года величина доходов ООО «А» составила 3 400 000 рублей, общая сумма расходов составила 3 200 000 рублей.

Рассчитаем сумму авансового платежа за I полугодие.

Налоговая база по единому налогу:

1 300 000 рублей — 1 700 000 рублей = — 400 000 рублей.

Поскольку по итогам полугодия ООО «А» получен убыток, то есть налоговая база имеет отрицательную величину, исчисление и уплата авансового платежа по единому налогу не производятся.

За налоговый период налоговая база по единому налогу составила:

3 400 000 рублей — 3 200 000 рублей = 200 000 рублей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет:

200 000 рублей х 6% / 100% = 12 000 рублей.

Таким образом, за налоговый период ООО «А» один раз уплачивает в бюджет сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода, равную 12 000 рублей.

Окончание примера.

ЕСХН в размере 6 процентов от налоговой базы зачисляется на счета органов Федерального казначейства для последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2005 года:

— согласно статье 56 БК РФ, введенной Федеральным законом от 20 августа 2004 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%;

— согласно статье 61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов и согласно статье 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от ЕСХН — по нормативу 30 процентов либо налоговые доходы от ЕСХН зачисляются в бюджеты городских округов — по нормативу 60 процентов (статья 61.2 БК РФ).

А в соответствии со статьей 146 БК РФ доходы от ЕСХН подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов:

— в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — по нормативу 0,2%;

— в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования — по нормативу 3,4%;

— в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации — по нормативу 6,4%.

Обратите внимание!

С 1 января 2006 года действует только один код по ЕСХН. Напомним, что до указанной даты налогоплательщики ЕСХН уплачивали налог по разным кодам бюджетной классификации (КБК).

ЕСХН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, перечисляется организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При определении налоговой базы ЕСХН налогоплательщик – сельскохозяйственный товаропроизводитель должен учитывать доходы и расходы, связанные с осуществляемой им деятельностью, облагаемой ЕСХН.

На это указывает Минфин в ответе на частный вопрос о порядке налогообложения выплаченной суммы компенсации за использование земельного участка (для проведения работ по проведению газопровода) и упущенной выгоды индивидуальному предпринимателю, занимающемуся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции. Налогообложение доходов от основной деятельности индивидуального предпринимателя ведется в соответствии с главой 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог» НК РФ (Письмо Минфина Российской Федерации от 25 января 2006 года №03-11-05/21).

Минфин разъясняет налогоплательщикам ЕСХН:

«Суммы компенсации за отчужденный для проведения газопровода земельный участок, используемый для деятельности, облагаемой единым сельскохозяйственным налогом, и суммы упущенной выгоды, полученные индивидуальным предпринимателем от ООО, связаны с осуществляемой им предпринимательской деятельностью.

Поэтому указанные суммы должны учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу».

В нашей книге обращалось внимание читателей на то, что специальные налоговые режимы, предусмотренные, НК РФ относятся к федеральным налогам. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100.

Данные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням (пункт 2 статьи 59 НК РФ).

Об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации от 20 апреля 2006 года №03-02-07/2-30, которым ФНС Российской Федерации руководствуется в работе по вопросу о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» при принятии решений о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами.

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, с 1 января 2002 года при исчислении ЕСХН вправе учитывать потери зерна и продуктов его переработки при их хранении, выявленные при проверке фактического наличия.

Указанные потери зерна и продуктов его переработки при хранении могут учитываться при исчислении единого сельскохозяйственного налога в расходах, уменьшающих доходы, в пределах норм естественной убыли, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 23 января 2004 года №55 «Об утверждении норм естественной убыли» (подпункт 5 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ и подпункт 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ).

Потери сверх указанных норм естественной убыли при исчислении единого сельскохозяйственного налога не учитываются и компенсируются за счет виновных лиц, установленных виновными по решению суда, или виновных материально-ответственных лиц, а если виновные не установлены – за счет прибыли, оставшейся после уплаты организацией ЕСХН.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *