Налог считается уплаченным

Для того, чтобы быстро и правильно формировать новые платежные поручения, существует бесплатная программа «Бизнес Пак». Эта программа совершенно бесплатна и кроме платежных поручений позволяет формировать и учитывать другие первичные документы (счета, счета-фактуры, накладные, доверенности и пр.). Автоматическое формирование налоговых кодов значительно сократит ваше время на оформление документа для перечисления налоговых платежей в бюджет. Стоит отметить, что из «Бизнес Пак» возможен экспорт платежных поручений в файл ЭПД и в файл для системы «Клиент-Сбербанк». А встроенный дизайнер отчетов позволит изменить существующие отчеты и создать собственные.

Кумеков С.А.
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Опубликовано в журнале «Российский налоговый курьер» N 10-2003 год.


С 1 июня вводится в действие новая форма платежного поручения. Как мы и обещали, рассказываем, как правильно заполнить новую форму при перечислении налоговых платежей в бюджет.

Новая форма платежного поручения утверждена указанием Банка России от 03.03.2003 № 1256-У. Она дополнена новыми полями, в которые вписывается информация, необходимая МНС России, ГТК России и Минфину России для полной идентификации платежа. Порядок ее отражения приведен в Правилах указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Правила утверждены приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 № БГ-3-10/ № 98/197/ № 22н.

Отметим, что сведения, которые нужно отражать в новых полях, должны указываться в платежках на перечисление налогов уже более года. Но если раньше все они вписывались в поле «Назначение платежа», то теперь каждому из них отведено отдельное поле.

Рассмотрим нововведения в форме. Начнем с поля 101, расположенного в правом верхнем углу платежки. В нем указывается двузначный показатель, который определяет юридическое лицо, оформившее платежное поручение. Он может принимать значения от «01» до «08». Нас интересуют следующие значения:

— «01» — налогоплательщик (плательщик сборов);

— «02» — налоговый агент.

В полях 60 и 61 указываются значения ИНН плательщика и получателя платежа. В полях 102 и 103 указывается КПП плательщика и получателя платежа. С ИНН и КПП плательщика вопросов, как правило, не возникает, а вот о получателе нужно сказать особо.

Новые поля в платежном поручении (выделены цветом)

71 — Дата списания денег со счета (заполняет банк)

101 — Статус плательщика

60 — ИНН плательщика

102 — КПП плательщика

61 — ИНН получателя

103 — КПП получателя

104 — Код бюджетной классификации

105 — Значение ОКАТО муниципального образования

106 — Основание платежа

107 — Налоговый период

108 — Номера документ

109 — Дата документа

110 — Тип платежа

Таблица. Взаимосвязь значений полей 106—109 платежного поручения

Поле 106 Поле 107 Поле 108 Поле 109
«ТП» (платеж текущего года) Указывается информация о налоговом периоде. Например, «МС.09.2003» — платеж за сентябрь 2003 года «0» Дата подписания налогоплательщиком декларации (расчета), представленной в налоговую инспекцию
«ЗД» (добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования со стороны налогового органа) «0»
«ТР» (погашение задолженности по требованию налогового органа) Дата срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога (сбора) от налогового органа Номер требования Дата требования
«PC» (погашение рассроченной задолженности) Дата уплаты части рассроченной суммы налога в соответствии с графиком рассрочки Номер решения о рассрочке Дата решения о рассрочке
«ОТ» (погашение отсроченной задолженности) Дата завершения отсрочки Номер решения об отсрочке Дата решения об отсрочке
«РТ» (погашение реструктурируемой задолженности) Дата уплаты части реструктурируемой задолженности согласно графику реструктуризации Номер решения о реструктуризации Дата решения о реструктуризации
«ВУ» (погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления) Дата завершения внешнего управления Номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом Дата принятия арбитражным судом решения о введении внешнего управления
«ПР» (погашение задолженности, приостановленной к взысканию) Дата завершения приостановления взыскания Номер решения о приостановлении взыскания Дата решения о приостановлении взыскания
«АП» (погашение задолженности по акту проверки) «0» Номер акта проверки Дата акта проверки
«АР» (погашение задолженности по исполнительному документу) «0» Номер исполнительного документа Дата вынесения исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства

Получателем платежей в бюджетную систему РФ является орган федерального казначейства или иной финансовый орган, исполняющий бюджет субъекта РФ или муниципального образования. В поле «Получатель» приводится его сокращенное наименование. Однако в полях, предназначенных для ИНН и КПП получателя, отражаются ИНН и КПП не этого органа, а налоговой инспекции или иного государственного органа (например, таможни), контролирующего поступление платежа. В скобках указывается сокращенное наименование данного контролирующего органа.

В полях 104—110 содержится информация, позволяющая определить, какой именно платеж перечислен:

— 104 — код налога (сбора) по бюджетной классификации (КБК), утвержденной Минфином России в соответствии с действующим законодательством;

— 105 — код ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ;

— 106 — основание платежа;

— 107 — информация о налоговом периоде;

— 108 — номер документа, на основании которого перечисляется платеж;

— 109 — дата документа;

— 110 — тип платежа.

Если какое-либо значение в полях 105—110 указать невозможно, в соответствующем поле проставляется ноль («0»). Незаполненных полей в платежном поручении на перечисление налоговых платежей в бюджет быть не должно!

При заполнении полей104 и 105 (КБК и ОКАТО) трудностей, скорее всего, не возникнет.

В поле 106 нужно указать основание платежа в виде двузначного кода:

— «ТП» — платежи текущего года;

— «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налога со стороны налогового органа;

— «ТР» — погашение задолженности по требованию об уплате налога со стороны налогового органа;

— «PC» — погашение рассроченной задолженности;

— «ОТ» — погашение отсроченной задолженности;

— «РТ» — погашение реструктурируемой задолженности;

— «ВУ» — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;

— «ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;

— «АП» — погашение задолженности по акту проверки;

— «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

В поле 107 указывается информация о налоговом периоде — так же в виде кода. Он состоит из трех частей, разделенных точками.

В первых двух знаках шифруется периодичность уплаты налога:

— «Д1» — платеж за 1-ю декаду месяца;

— «Д2» — платеж за 2-ю декаду месяца;

— «Д3» — платеж за 3-ю декаду месяца;

— «МС» — месячные платежи;

— «KB» — квартальные платежи;

— «ПЛ» — полугодовые платежи;

— «ГД» — годовые платежи.

Вторые два знака отводятся:

— по декадным и месячным платежам — под номер месяца текущего отчетного года (от 01 до 12);

— по квартальным платежам — под номер квартала (от «01» до «04»);

— по полугодовым платежам — под номер полугодия («01» или «02»).

При уплате налога один раз в год ставятся два нуля («00»).

В третьей части показателя указывается год, за который производится платеж. Например, платеж за III квартал 2003 года обозначается так: «КВ.03.2003».

При досрочной уплате налога в поле 107 указывается первый предстоящий налоговый период, за который должен уплачиваться налог. Если в ранее представленной декларации обнаружена ошибка и производится доплата налога за истекший налоговый период, в этом поле указывается период, за который доплачивается налог.

В некоторых случаях в поле 107 отражается не налоговый период, а конкретная дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ». Например, в платежке указывается срок, до которого налогоплательщик должен исполнить требования об уплате налога (подробнее см. в таблице).

Кроме того, конкретная дата указывается, если законодательство предусматривает по годовому платежу более одного срока уплаты налога и установлены конкретные даты уплаты налога для каждого срока. В этом случае в поле 107 вписывается соответствующая дата.

В поле 108 отражается номер документа, на основании которого производится платеж, а в поле 109 — его дата (подробнее см. в таблице).

В поле 110 указывается один из следующих типов платежа:

— «НС» — налог или сбор;

— «АВ» — авансовый платеж или предоплата (в том числе декадные платежи);

— «ПЕ» — пени;

— «ПЦ» — проценты (например, за отсрочку уплаты налога);

— «СА» — налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом;

— «АШ» — административные штрафы;

— «ИШ» — иные штрафы.

В поле «Назначение платежа» можно указать также другую дополнительную информацию, необходимую для идентификации платежа.

Примеры заполнения платежного поручения в различных ситуациях приведены на с. 52—54.

Кроме того, основные нормативные документы по правилам заполнения новых платежных поручений и образцы заполнения платежных поручений размещены на сайте МНС России (www.nalog.ru) в разделе «Налоговая отчетность». Также указанную информацию можно найти на сайтах управлений МНС России по субъектам РФ.

В заключение несколько слов об «обычных» расчетах — не связанных с перечислением обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В этом случае поля 101 и 104—110 не заполняются.

ЗАО «Трейдер» состоит на учете в ИМНС России по Центральному району г. Барнаула Алтайского края (код ОКАТО — 01401370000). Оно должно перечислить в бюджет НДС за май 2003 года в размере 25 000 руб. Налоговая декларация за этот месяц подписана генеральным директором и главным бухгалтером ЗАО 15 июня. Налог перечислен платежным поручением от 16.06.2003 № 255 (здесь и далее ИНН и КПП организации и налоговой инспекции, наименования банков и номера счетов, а также другие реквизиты — условные).

ЗАО «Трейдер» удержало из заработной платы работников за май 2003 года налог на доходы физических лиц в размере 10 000 руб. Деньги на выплату зарплаты получены в банке 5 июня 2003 года. Одновременно с этим организация представила в банк платежное поручение от 05.06.2003 № 241 на уплату налога.

ЗАО «Трейдер» недоплатило в бюджет НДС за май 2003 года в размере 5000 руб. В соответствии со статьей 69 НК РФ налоговая инспекция направила организации требование об уплате налога от 07.07.2003 № 1. Согласно требованию ЗАО до 14 июля 2003 года должно перечислить в бюджет недоимку в размере 5000 руб. Чтобы погасить долг перед бюджетом, ЗАО «Трейдер» представило в банк платежное поручение от 10.07.2003 № 300.

По итогам 1-го полугодия 2003 года ЗАО «Трейдер» должно доплатить в федеральный бюджет налог на прибыль в размере 7500 руб. Налоговая декларация за этот период подписана генеральным директором и главным бухгалтером ЗАО 20 июля 2003 года. Авансовый платеж перечислен платежным поручением от 25.07.2003 № 340.

ЗАО «Трейдер» обнаружило ошибку в декларации по налогу на прибыль, поданной за 2002 год. В результате ошибки была занижена налоговая база и образовалась недоимка за 2002 год в сумме 2400 руб. (в том числе в федеральный бюджет — 750 руб.). Ошибка была обнаружена 29 июня 2003 года. В тот же день была составлена и подписана уточненная налоговая декларация за 2002 год. Налог в федеральный бюджет доплачен платежным поручением от 30.06.2003 № 281.

>Перечислена в бюджет задолженность по налогам

Понятие кредиторской задолженности в бюджете и её отражение в учёте

Кредиторская задолженность — это обязательства (долги) юридического лица перед другими субъектами хозяйственной деятельности, кредитными организациями, бюджетом и внебюджетными фондами.

Она отражается в пассивах бухгалтерского баланса по строке 1520 и включает в себя расчёты:

  1. C покупателями;
  2. C поставщиками;
  3. C бюджетом;
  4. C внебюджетными фондами (по различным видам социального страхования);
  5. C работниками по заработной плате;
  6. C учредителями и участниками (по выплате дивидендов, процентов и других доходов);
  7. C подотчётными лицами;
  8. C кредиторами и дебиторами по прочим долгам (например, по полученным авансам в рамках договоров).

Кредиторская задолженность в бюджет включает в себя обязательства по налогам и сборам. При этом это может быть как просроченная кредиторская задолженность, так и текущая, срок уплаты, по которой ещё не наступил. Читайте тут, как списать кредиторскую задолженность.

Для отражения ситуации с уплатой налогов и сборов служит активно-пассивный счёт №68. По его кредиту учитывается начисленная и указанная в декларациях сумма налогов и сборов («долги» перед бюджетом). Например, проводка Дебет 99 Кредит 68 (далее — соответственно Д и К) означает, что начислен налог на прибыль. А Д 70 К 68 — налог на доходы физлиц (НДФЛ).

По дебету счёта отражаются уплаченные налоги и сборы (погашение задолженности). В частности, проводка Д 68 К 51 означает уплату какого-либо налога с расчётного счёта предприятия.

  • Кредитовое сальдо по итогам отчётного периода означает наличие задолженности юридического лица по налогам и сборам.
  • Дебетовое — указывает на долги бюджета перед предприятием (компанией) или — переплату по налоговым платежам.

Как погасить задолженность — корреспонденция счетов и проводки

Для более подробного учёта данный счёт подразделяется на субсчета по конкретным налогам. Здесь же учитываются пени и штрафы за их неуплату.

При этом нет никакой разницы в том, платит ли организация налоги за себя или выступает в качестве налогового агента (например, перечисляет НДФЛ за своих работников). Любая кредиторская задолженность по налоговым платежам отражается на этом счёте.

Данный счёт корреспондирует по дебету со следующими счетами:

  • 19 — НДС по купленным ценным товарам;
  • 50 — касса;
  • 51 (52) — расчётный (валютный) счёт;
  • 55 — спецсчёт в банке;
  • 66 (67) — расчёты по займам и кредитам (кратко- и долгосрочным).

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 — инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 — материалы;
  • 11 — животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 — покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) — основное (вспомогательные) производства;
  • 26 — расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 — обслуживающие производства;
  • 41 — товары;
  • 44 — расходы на продажу;
  • 51 (52) — расчётный (валютный) счёт;
  • 55 — спецсчёт в банке;
  • 70 (75) — расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 — продажи;
  • 91 — иные доходы и расходы;
  • 98 — будущие доходы;
  • 99 — прибыль и убытки.

Учёт отдельных налогов и сборов

Рассмотрим (не указывая подробности и все возможные случаи) основные проводки, используемые при учёте операций, связанных с начислением налогов и уплатой их в бюджет.

дебет и кредит

Расчет и уплата налога на прибыль – это обязанность каждой компании, которая работает по правилам общей системы налогообложения. То, как именно происходят эти действия, говорится в учетной политики для целей налогового учета. Однако сам факт начисления налога на прибыль и его последующая уплата находят свое отражение и в бухгалтерском учете. Как и любой факт хозяйственной деятельности фирмы, исполнение налоговых обязательств предполагает оформления определенных проводок.

Расчеты по налогу на прибыль в бухгалтерском учете находят свое отражение на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Вообще это стандартный счет, по субсчетам которого проводится большинство налогов компании, например, НДФЛ, удержанный из зарплаты работников налоговым агентом, НДС, «упрощенный» налог в рамках УСН и так далее. На отдельном субсчете «Налог на прибыль» к счету 68 делаются записи и по рассматриваемому нами налогу.

Нужно отметить, что счет 68 является активно-пассивным, что означает, что сальдо по нему нужно рассматривать в развернутом виде. По кредиту счета отражается задолженность перед бюджетом, по дебету — переплата по налогам.

Соответственно, начисление налога на прибыль отображается проводкой: дебет 99 «Прибыли и убытки» — кредит 68, субсчет «Налог на прибыль». Сумма данного начисления должна соответствовать расчетной сумме налога за соответствующий отчетный период, а сама проводка оформляется на последний день этого отчетного периода.

Напомним, что расчет налога на прибыль происходит нарастающим итогом, то есть каждый последующий отчетный период включает в себя данные по доходам и расходам с начала года. Такое положение дел может привести к тому, что, например, в первом квартале в декларации по налогу на прибыль у компании отражен определенный доход, но по итогам полугодия его сумма оказалась меньше, либо же компания и вовсе вышла в убыток. В этом случае ранее начисленный ранее в том же году аванс по налогу на прибыль нужно скорректировать. В учете оформляется следующая проводка:

Сторно Дебет 99 «Прибыли и убытки» — Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль» – на сумму излишне начисленного налога.

Уплата налога на прибыль в бюджет оформляется, как нетрудно догадаться, с использованием расчетного счета компании, следующей проводкой:

Дебет 68, субсчет «Налог на прибыль» — Кредит 51 «Расчетные счета» — перечислен в бюджет налог на прибыль. Сумма в данной проводке соответствует сумме фактического перечисления налога. При этом в силу различных обстоятельств она может отличаться от суммы начисленного налога, отраженного по кредиту счета 68.

Проводки по налогу на прибыль: ежеквартально и ежемесячно

Согласно статье 285 Налогового кодекса отчетным периодом по налогу на прибыль для большинства ситуаций является квартал, полугодие и 9 месяцев, а окончательный расчет по налогу происходит по году в целом. Исходя из этого постулата, бухгалтер будет оформлять проводки по налогу на прибыль ежеквартально. Те компании, которые обязаны рассчитываться по налогу по итогам месяца, будут проводить в своем учете ежемесячное начисление налога на прибыль. В этом и заключается разница между различными предусмотренными в отношении налога на прибыль отчетными периодами – условно говоря, месячными и квартальными.

Дата начисления и задолженность по налогу

Обратите внимание: поскольку проводка, согласно которой начислен налог на прибыль, оформляется последним числом отчетного периода, вплоть до даты оплаты налога у фирмы будет числиться задолженность по нему. Это вполне стандартная ситуация, даже с учетом того, что формально срок перечисления платежа в бюджет – до 28 числа месяца по окончании отчетного периода – может быть еще и не пропущен. Более того, в бухгалтерском балансе, подаваемом по итогам года на дату 31 декабря, задолженность по налогу в части платежа за последний отчетный период также не вызовет вопросов у контролеров.

Хуже, если случилась такая ситуация, что на счету компании на дату положенной уплаты недостаточно денег, чтобы перечислить в бюджет всю сумму налога, рассчитанную по итогам отчетного или налогового периода. Тогда у компании появится просроченная задолженность. В бухгалтерских записях она не будет чем-либо отличаться от обычной задолженности, фиксируемой на конец отчетного периода. Однако сопоставив предусмотренные налоговым законодательством сроки перечисления платежей с датами фактической их уплаты, и обнаружив такую просрочку, контролеры, к сожалению, в 100 процентах случаев используют свое право начислить компании пени. Напомним, рассчитываются пени, как 1/300 ключевой ставки за каждый день опоздания с платежом от суммы данной задолженности. А вот штраф при небольшой задержке с перечислением и добровольном погашением задолженности законодательством не предусмотрен.

Как гасится задолженность по бюджету?

Долг представляет собой обязательство организации перед иным субъектом хозяйствования, организацией, выдающей кредиты, и бюджетом. Он отображается в пассивах балансовой отчетности по строке 1520.

Для наиболее подробного учета подобный счет делится на субсчета по определенным налоговым вычетам. Здесь также формируются пени и штрафы за несвоевременную уплату.

При этом не имеется абсолютной разницы в том, оплачивает ли компания налоги за себя или выдвигается в качестве агента по налогам. Каждый долг по кредиторке по налоговым выплатам показывается на данном счете:

  • по дебету он может корреспондироваться с такими счетами: 19, 50, 51, 55, 66, 67;
  • по кредиту счет может быть отражен по подобным позициям: 08, 10, 11, 15, 20, 26, 29, 41, 44, 51, 55, 70, 90, 91, 98, 99.

Учет НДС по 19 счету является довольно сложным. Для учета подобного долга по покупаемым материалам и другой продукции, которая после показывается к вычету, изначально применяются счета 20, 23, 29.

Приведенная часть проводок показывает основные моменты начисления и списания долга. При признании, требовании или выплате каждой задолженности перед юридическими и физическими лицами считается важным ее тщательный учет и грамотное заполнение документов.

Не вовремя погашенная задолженность перед бюджетом по налогам ведет к последующему увеличению обязанности по кредиту в бюджет, что может обернуться для компании огромными рисками.

Возврат накопленного долга приводит к выводу значительной части оборотных средств, что может сказаться на состоянии компании в финансовом плане. Именно поэтому своевременное погашение долга должно являться первостепенной задачей бухгалтера.

Земельный налог

Перечисление в бюджет выплат по земельному налогу находится в зависимости от кадастровой цены на землю. Она определяется с помощью нахождения и использования участка. Именно из-за этого при учете такого налога вместе со счетом 68 применяются счета, которые учитывают расходы, понесенные на подобных земельных участках.

К примеру, у организаций, занимающихся сельским хозяйством – счет 20. Если земля не применяется в любом производстве, проводка осуществляется со счетом 91.

Д 20 (23, 91) К 68 — начисление земельного налога.

Д 68 К 51 — перечисление его в бюджетную сферу.

Госпошлина

Государственная пошлина начисляется в бюджет за осуществление различных операций, к примеру, за регистрирование собственности на основные средства, анализ дела в судебной инстанции, действия нотариуса. Подобный кредиторский долг будет учитываться на счете 68 вместе со счетами 91 и 08.

Д 08 (91) К 68 — начисление пошлины.

Д 99 К 68 — санкции за неполное начисление налоговых вычетов.

Д 68 К 51 — погашение кредиторского долга по санкциям.

Часто бывает так, что налоги, штрафы и пени организации погашаются несвоевременно или не в полной мере. Такое может осуществляться не только по виновности самой фирмы, но и по халатности инспекторов, в обязанности которых вмещается своевременное осуществление начислений. Во избежание подобных моментов необходимо на протяжении всего времени осуществлять мониторинг долгов по кредиту внутри организации своими силами.

Какими способами погашается долг по налогам?

Долг по налогам погашается следующими способами:

  • оплата в банковских отделениях с помощью кассы или банкомата с выдачей соответствующих квитанций, либо получением их в территориальном отделении налоговой службы;
  • перечисление денег через интернет-приложения банков, являющихся партнерами налогового органа;
  • с помощью сайта гос. услуг за счет онлайн-платежа картой банка;
  • за счет средств, находящихся на виртуальном кошельке.

Оплата представленными методами помогает быстро сэкономить время и произвести перевод денег по перечислению долга.

Погашенная задолженность по бюджету по налогам отражается проводкой по счету 68. По его кредиту показывается перечисленная и обозначенная в декларации стоимость налоговых выплат и сборов.

К примеру, проводка Д 99 К 68 обозначает, что налог на прибыль начисляется, а Д 70 К 68 отражает перечисление НДФЛ.

По дебету счета 68 указывается, что погашена задолженность по налогу на прибыль – проводка Д 68 К 51.

Таким образом, привлекаемые займы в оборотный фонд фирмы считаются временным явлением, которое помогает улучшить показатели финансового состояния организации. При этом, данные финансовые вложения в компанию не обязаны замораживаться на продолжительный срок и долговые обязательства компании должны погашаться в заранее продуманный срок. В противной ситуации появляется просроченный долг кредитора, который грозит штрафами и начислением пени.

Неоплаченные счета в организации могут привести к понижению его ликвидности. Наличие долга подобного вида означает незаконное удержание государственных средств и расход их на собственные нужды. Следовательно, подобную задолженность необходимо погашать в короткие сроки.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *