Налог на торговлю

Содержание

Налогообложение ювелирных изделий

Налогообложение ювелирных изделий

Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

1. О перечне ювелирных изделий, признаваемых подакцизными товарами

Подпунктом 6 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) установлено, что ювелирные изделия признаются подакцизными товарами. Вместе с тем в данном подпункте конкретизировано понятие «ювелирные изделия для целей налогообложения акцизами».
В целях главы 22 «Акцизы» НК РФ ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Как следует из определения ювелирных изделий, каких-либо исключений для ювелирных изделий, изготавливаемых по заказам населения из материала заказчика (то есть из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или из лома таких изделий) Кодексом не предусмотрено.
Согласно главе 22 НК РФ не признаются ювелирными изделиями:
государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию;
предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении;
ювелирная галантерея;
изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.
Часто задается вопрос: какие изделия относятся к ювелирной галантерее?
В отраслевом стандарте ОСТ 117-3-003-95 «Ювелирная и металлическая галантерея» данный термин определен как «изделие культурно-бытового назначения, изготовленное из недрагоценных металлов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемое в качестве различных украшений и предметов быта».
При изготовлении изделий ювелирной галантереи допускается использование драгоценных металлов только в виде покрытий. Согласно вышеназванному ОСТу использование в изделиях ювелирной галантереи деталей из сплавов драгоценных металлов не допускается.
На практике у налогоплательщиков возникает ряд других вопросов по налогообложению изделий из драгоценных металлов. Наиболее часто задаются следующие вопросы.

Согласно определению ювелирных изделий, признаваемых в целях главы 22 «Акцизы» НК РФ подакцизными товарами, данному в подпункте 6 п. 1 ст. 181 НК РФ, часы наручные и карманные механические в золотых корпусах относятся для целей налогообложения акцизами к подакцизным товарам.

2. Признаются ли подакцизными товарами государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами или иными нормативными актами государств-участников СНГ?

В перечне изделий, не признаваемых в целях главы 22 «Акцизы» НК РФ подакцизными товарами, данные изделия отсутствуют. Следовательно, они подлежат налогообложению акцизами в общеустановленном порядке.

В целях главы 22 «Акцизы» НК РФ ювелирными изделиями признаны изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга. При этом в данной главе не предусмотрено исключение из перечня ювелирных изделий, признаваемых подакцизными, изделий, не прошедших клеймения государственным пробирным клеймом в инспекции пробирной палаты.
Следовательно, в соответствии со ст. 179 и 182 НК РФ организации или иные лица, осуществившие реализацию произведенных ими с использованием драгоценных металлов и их сплавов изделий, не прошедших клеймения государственным пробирным клеймом в инспекции пробирной палаты, являются налогоплательщиками акцизов в общеустановленном для производителей подакцизных товаров порядке.

Расходы, осуществляемые на клеймение ювелирных изделий, произведенных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, и (или) лома таких изделий, должны включаться в общие затраты на производство этих изделий (стоимость переработки).

Кодексом не предусмотрено увеличение налоговой базы при реализации (передаче) ювелирных изделий, произведенных налогоплательщиком по индивидуальным заказам населения из давальческого сырья заказчика с использованием собственных драгоценных металлов. Следовательно, в данном случае налоговая база определяется согласно п. 4 ст. 187 НК РФ.

2. Об определении налогоплательщиков акцизов по ювелирным изделиям

В отношении плательщиков акцизов по ювелирным изделиям следует руководствоваться следующим.
Согласно ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акцизов признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами в соответствии со ст. 182 НК РФ.
Вместе с тем в практической работе у налоговых органов и налогоплательщиков возникают вопросы, касающиеся налогоплательщиков акцизов, которые требуют разъяснений.
Так, часто задается вопрос об определении плательщика акцизов в случае, если организация имеет филиалы или иные обособленные подразделения.
Филиалы и обособленные подразделения юридических лиц — российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками. Вместе с тем согласно части второй ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят такие обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Одновременно ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Глава 22 «Акцизы» НК РФ устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами.
Таким образом, организация-налогоплательщик или ее филиал либо иное обособленное подразделение осуществляет уплату акцизов в порядке, установленном главой 22 «Акцизы» НК РФ. В частности, ст. 204 указанной главы НК РФ установлено, что акцизы уплачиваются по месту производства подакцизных товаров, в том числе и ювелирных изделий.
Нередко в отношении налогоплательщиков акцизов задаются следующие вопросы.

При определении налогоплательщика следует руководствоваться следующим.
Согласно ст. 179 НК РФ организации признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации организациями произведенных ими подакцизных товаров, а согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 — передача на территории Российской Федерации организациями произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов).
При этом данная норма законодательства применяется независимо от того, на каких производственных площадях и оборудовании (собственных или арендованных) осуществляется процесс производства подакцизного товара, а также (поскольку договорные отношения между хозяйствующими субъектами не могут вступать в противоречие с законодательными нормами, регламентирующими порядок исчисления и уплаты налогов) от того, на каких договорных условиях это оборудование обслуживается.
В связи с этим налогоплательщиком акцизов по ювелирным изделиям, изготовленным как из собственного, так и из давальческого сырья, независимо от того, кому принадлежит это сырье, а также производственные мощности и оборудование, на котором эти ювелирные изделия изготовлены, признается непосредственно производитель готовых ювелирных изделий, то есть арендатор производственных мощностей и оборудования.

2. Является ли налогоплательщиком акцизов организация розничной торговли, которая осуществляет по договору комиссии продажу конфискованных ювелирных изделий?

Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ у организаций розничной торговли и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных ювелирных изделий, ювелирных изделий, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, возникает объект налогообложения акцизами. Но они не будут являться налогоплательщиками акцизов только в случае, если переведены на уплату единого налога на вмененный доход, установленного и введенного в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

В главе 22 «Акцизы» НК РФ не предусмотрено норм, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты акцизов по ювелирным изделиям, производимым организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению ювелирных изделий, являются налогоплательщиками акцизов на общих основаниях, и уплата ими акцизов по ювелирным изделиям, произведенным как из собственного, так и из давальческого сырья, должна осуществляться в установленном НК РФ порядке.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. В то же время, как следует из ст. 3 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», такой вид деятельности, как «производство ювелирных изделий», не входит в определенный указанной статьей перечень видов деятельности, по которым может быть введена уплата единого налога.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ предусматривает лишь замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Таким образом, переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не предполагает освобождения этого предпринимателя от его обязанностей налогоплательщика акцизов по производимому им подакцизному товару, в том числе по ювелирным изделиям.

3. Об объектах налогообложения акцизами

Операции, признаваемые объектом налогообложения в отношении ювелирных изделий, можно разделить на две группы:
1) операции, совершаемые производителями ювелирных изделий:
— реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими ювелирных изделий, в том числе реализация предметов залога и передача ювелирных изделий по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В целях главы 22 «Акцизы» НК РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также их использование при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров;
— передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) ювелирных изделий собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
— передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими ювелирных изделий в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).
Обращаем внимание читателей на то, что согласно п. 3 ст. 39 НК РФ данная операция не признается реализацией. Однако для целей налогообложения акцизами она признается объектом налогообложения;
— передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею ювелирных изделий своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества).
Согласно п. 3 ст. 39 НК РФ эта операция не признается реализацией. Однако для целей налогообложения акцизами она признается объектом налогообложения;
2) операции, совершаемые иными лицами с ювелирными изделиями:
— ввоз ювелирных изделий на таможенную территорию Российской Федерации;
— первичная реализация ювелирных изделий, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории государств-участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);
— продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных ювелирных изделий, ювелирных изделий, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
В отношении определения объекта налогообложения задается вопрос: возникает ли объект налогообложения акцизами у организации, производящей ювелирные изделия и раздающей их бесплатно в целях рекламы своей продукции?
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 182 НК РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров, а операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения акцизами.
Следовательно, ювелирные изделия, розданные организацией в целях рекламы производимой ими продукции на безвозмездной основе (бесплатно), облагаются акцизами.

4. О налогообложении операций по реализации ювелирных изделий в государства-участники Содружества Независимых Государств

Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2001 года операции по реализации подакцизных товаров (в том числе и ювелирных изделий), помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации и вывозимых в государства-участники СНГ, выведены из-под налогообложения акцизами.
Однако в соответствии с п. 1 ст. 184 НК РФ из-под налогообложения данные операции выводятся только при условии представления в налоговый орган поручительства банка, предусмотренного ст. 74 НК РФ. Этой статьей установлено, что поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором, заключенным между налоговым органом и поручителем.
Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены п. 6 ст. 198 НК РФ, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им налога и (или) пени.
Указанные договора должны заключаться налоговыми органами с теми банками, в которых у налогоплательщиков открыт расчетный и (или) валютный счет.
При отсутствии поручительства банка налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации, а именно: в день отгрузки ювелирных изделий, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, налогоплательщик начисляет по этим изделиям сумму акциза по установленным налоговым ставкам; начисленная по таким изделиям сумма акциза уплачивается налогоплательщиком в бюджет в сроки согласно п. 4 ст. 204 НК РФ.
Сумма акциза, уплаченная налогоплательщиками (производителями подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья) в бюджет по подакцизным товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, подлежит возврату после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотренных п. 6 ст. 198 НК РФ.
Возврат акциза производится в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком указанных документов.
Согласно п. 6 ст. 198 НК РФ эти документы должны быть представлены в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров.
Таким образом, условием для освобождения от уплаты акцизов является соблюдение налогоплательщиком сроков представления документов в полном объеме.
Если документы представлены по истечении указанного срока, то у организации нет основания для освобождения от уплаты акцизов.
Вместе с тем обращаем внимание читателей на то, что данный режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывозимых в государства-участники СНГ, введен в действие с 1 июля 2001 года, за исключением операций по реализации подакцизных товаров, вывозимых в Кыргызскую Республику, Республику Армения и в Азербайджанскую Республику.
Во взаимной торговле подакцизными товарами с Кыргызской Республикой и Республикой Армения режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, аналогичный действующему со странами дальнего зарубежья, введен с 1 января 2001 года, а с Азербайджанской Республикой — с 1 апреля 2001 года.

5. О сроках и порядке уплаты акцизов

Датой (моментом) реализации, а следовательно, моментом начисления акцизов по ювелирным изделиям является день отгрузки (передачи) ювелирных изделий, включая произведенные из давальческого сырья.
Обращаем внимание читателей на то, что Федеральным законом от 07.08.2001 N 118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок уплаты акцизов в бюджет по ювелирным изделиям (п. 4 ст. 204 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают акцизы при реализации произведенных ими ювелирных изделий исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
Согласно п. 5 ст. 204 НК РФ акциз по ювелирным изделиям уплачивается по месту их производства.
Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Общие понятия торгового сбора

Торговый сбор – это обязательный платеж, который плательщик совершает в обмен на получение права заниматься торговой деятельностью. Такое определение можно дать согласно НК РФ.

Закон, предусматривающий оплату права на торговлю в виде сбора, был издан в 2015 году и дополнил Налоговый Кодекс статьями 411 и 412 НК РФ. Относительно сегодняшнего дня, согласно законодательству, он распространяется только на города, имеющие федеральное значение, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Условия оплаты сбора различаются в зависимости от системы, на которой находится плательщик. Как известно, их различают как:

Торговый сбор

  • общая
  • упрощенная
  • единоналожники
  • и другие

Часть систем вообще освобождается от данного платежа. Стоит отметить, что его называют именно сбором, а не налогом, так как ряд налогоплательщиков, опять же в зависимости от системы налогообложения, могут отнести его к расходам, чем уменьшают налогооблагаемую базу.

Проект предусматривает, что и остальные муниципалитеты смогут ввести сбор с торговли в других регионах, но до издания соответствующего закона федеральными органами власти.

Объекты и ставки налогообложения

Данный сбор взимается с расчетом площади или количества торговых точек.

В законе он именуется как «торговый объект». Под этим понятием подразумеваются стационарные точки, такие как магазины, палатки, киоски и т.д., также к ним относится торговля с передвижных объектов в виде автолавок.

Стоит отметить, что согласно законодательству торговой точкой, следовательно, и объектом налогообложения по данному сбору может выступать склад. Это возможно только в том случае, если с него производится отпуск товара. Но так как на сегодняшний день ставка для них не определена, данный вид торговли не облагается торговым сбором.

Пример расчета

В связи со всем вышеперечисленным остается неопределенным вопрос в отношении деятельности интернет-магазинов. Несмотря на то, что сбор с торговли действует уже 2 года, сегодня все еще не принято решение о том, что брать за объект налогообложения при работе с такими предпринимателями.

Размер торгового сбора зависит от величины ставки и количества налогооблагаемых объектов. И определяется путем умножения одного показателя на другой. По факту данный сбор на сегодняшний день действует только в Москве. Поэтому и ставки налога стоит учитывать в рамках данного муниципалитета. Величина ставки зависит от налогооблагаемого объекта.

Также на величину ставки влияет размещение объекта. В Москве было выделено 3 группы районов, которые имеют разные ставки торгового сбора. Изменение ставки наблюдается от центра к окраине, в сторону уменьшения. Ставка подлежит ежегодной индексации. Размер ее на плановый год можно узнать в органах ФНС.

Учет торгового сбора в бухгалтерии

Предприятия, являющиеся плательщиками торгового сбора, различаются между собой формой собственности и размерами. Большинство из них, согласно законодательству, обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет. В рамках этого важно отобразить торговый сбор проводками в бухучете.

Сделать это можно одним из трех способов:

Бухгалтерский учет

  • отнести к расходам, связанным с основной деятельностью
  • отнести к прочим расходам
  • создать отдельный субсчет

Какой из вышеприведенных вариантов более целесообразен, зависит от объема деятельности предприятия. Первый вариант возможен для лиц, которые планируют уменьшить сумму налогового платежа по финансовым результатам, уплачиваемого в бюджет города Москва. Но только в том случае, если сбор с торговли не превышает данный платеж.

Рассчитать возможность уменьшения налога очень просто, так как он платится ежеквартально в виде авансовых платежей. Для уплаты налога с положительного финансового результата крайняя дата установлена 28 число месяца, наступающего за кварталом, по которому ведутся расчеты. Следовательно, даже если плательщик совершил уплату сбора в крайний срок, у него есть возможность уменьшить сумму налога, отразить это документально и совершить платеж.

Пример отражения в бухучете

Для того чтобы детально разобраться в том, как отображать торговый сбор проводками в бухучете, рассмотрим примеры осуществления проводок. Для этого смоделируем ситуацию с компанией «Аврора», торговая площадь которой составила в целом 90 м2. Ставка налога с учетом размещения ее объекта составляет 1 200 руб. за 1 м2 до 50 и 50 руб. за каждый оставшийся метр. В таком случае величина сбора составила (50 х 1 200) + (40 х 50) = 62 000 руб.

Наиболее просто отражается сбор с торговли в случае, если плательщик получил отрицательный финансовый результат. В таком случае сумма отражается как расход по обычной деятельности. Выглядит это следующим образом.

Дт 44 Кт 68 сумма 62 000 руб. – сбор с торговли отнесен к основным расходам.

В случае если налог на прибыль превышает сумму сбора, то используются следующие проводки:

  1. Дт 76 Кт 68 сумма 62 000 руб. Начислен сбор с торговли.
  2. Дт 99 Кт 68 сумма 262 000 руб. Начислен налог на прибыль.
  3. Дт 68 Кт 51 сумма 62 000 руб. Оплачен сбор с торговли.
  4. Дт 68 Кт 76 сумма 62 000 руб. Расход, связанный с оплатой сбора, отображен.
  5. Дт 68 Кт 51 сумма 200 000 руб. Перевод средств в налоговую, авансовый платеж.

Обратите внимание, в примере приведены данные расчета и уплаты налога за один квартал. Но расчет возможности уменьшения налога на прибыль определяется по годовому значению.

Сбор с торговли введен с целью пополнения муниципальных бюджетов за счет средств, собранных с лиц, осуществляющих торговую деятельность. Помимо этого, закон позволяет органам власти через ФНС вести учет и контроль торговых точек в городе.

С целью снижения налоговой нагрузки предпринимателей, занимающихся торговлей, платеж был отнесен к сборам. Таким образом, он не только снижает количество уплачиваемых налогов, но и позволяет уменьшить их сумму. В частности, налог на прибыль. Это дает основание отнести его к расходам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *