Налог на пользователей автомобильных дорог

Налог на пользователей автомобильных дорог: бухгалтерский и налоговый аспекты

При проведении проверок по налогу на пользователей автомобильных дорог налоговые инспектора обращают особое внимание на следующие вопросы:

  • раздельный учет затрат (для определения фактов реализации не выше себестоимости) и раздельное определение налога по каждому виду деятельности;
  • правильное определение налогооблагаемого оборота (в том числе рыночных цен) при реализации продукции (работ, услуг) не выше себестоимости.

Начисление данного налога осуществляется в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” (далее — Инструкция). Налог уплачивают все организации, являющиеся юридическими лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759–1 “О дорожных фондах в Российской Федерации”, налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.

Пример 1

Предприятие занимается производством продукции и реализацией товара. Товар был приобретен по цене 300 руб., в том числе НДС — 50 руб., а реализован по цене 350 руб., в том числе НДС — 58,33 руб. Собственная продукция была реализована по цене 160 руб. с учетом НДС — 26,67 руб., себестоимость продукции — 77 руб.

Для упрощения примем, что вся продукция изготовлена и реализована в одном отчетном периоде.

При реализации произведенной продукции объектом налогообложения является выручка. Бухгалтерские проводки будут следующие.

  • Д-т сч. 20 — К-т сч. 10 (70, 68,69 и др.) — 77 руб.— списаны фактические затраты на себестоимость продукции;
  • Д-т сч. 62 — К-т сч. 46 — 160 руб.— реализована продукция;
  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 62 — 160 руб.— оплачено за реализованную продукцию;
  • Д-т сч 46 — К-т сч. 68 — 26,67 руб.— начислен НДС, подлежащий получению (полученный) от покупателя.

Рассчитаем налог на пользователей автодорог:
(160 —26,67) х 2,5 % = 3,33 руб.

  • Д-т сч. 26 — К-т сч. 67 — 3,33 руб.— начислен налог на пользователей автодорог;
  • Д-т сч. 20 — К-т сч. 26 — 3,33 руб.— списаны на себестоимость общехозяйственные расходы;
  • Д-т сч. 40 — К-т сч. 20 — 80,33 руб.— списана себестоимость готовой продукции (77 + 3,33);
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 40 — 80,33 руб.— списана себестоимость реализованной продукции;
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 80 — 53 руб.— выявлен финансовый результат от реализации (160 — 26,67 — 80,33).

При торговой деятельности объектом налогообложения является сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров.

  • Д-т сч. 60 — К-т сч. 51 — 300 руб.— предоплата за товар;
  • Д-т сч. 41 — К-т сч. 60 — 250 руб.— получен товар от поставщиков;
  • Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — 50 руб.— НДС за полученный товар (для оптовой торговли);
  • Д-т сч. 62 — К-т сч. 46 — 350 руб.— реализован товар;
  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 62 — 350 руб.— поступила оплата за товар;
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 41 — 250 руб.— списан реализованный товар по покупным ценам;
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 68 — 58,33 руб.— начислен НДС по реализации.

Рассчитаем налог на пользователей автодорог согласно Инструкции: х 2,5 % = 1,04 руб.

  • Д-т сч. 44 — К-т сч. 67 — 1,04 руб.— начислен налог на пользователей автодорог;
  • Д-т сч. 44 — К-т сч. 70 (68, 69 и др.) — 30 руб.— сформированы издержки обращения;
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 44 — 31,04 руб.— списаны издержки обращения (1,04 + 30);
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 80 — 10,63 руб.— выявлен финансовый результат от реализации (350 — 250 — 58,33 — 31,04)

Предприятие должно вести раздельный учет по каждому виду деятельности, так как на них распространяются различные льготы по налогу.

Неиспользование данного положения может повлечь за собой не только увеличение налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог, но и искусственное занижение платежа по налогу на прибыль путем завышения себестоимости работ.

Пример 2

Предприятие, выполняющее строительные работы, передает часть заказов субподрядным организациям. От заказчика за выполненные работы получено 12 000 тыс. руб., в том числе НДС — 2000 тыс. руб. Субподрядным организациям передано 9000 тыс. руб., в том числе НДС — 1500 тыс. руб. за выполненные работы.

При расчете налога предприятию следует воспользоваться п. 21.8 Инструкции, где указано, что налог уплачивается исходя из суммы выручки, полученной от выполнения работ собственными силами. Таким образом, проводки в бухгалтерском учете будут следующими:

  • Д-т сч. 20 (субсчета 20–1 “Субподрядные работы”) — К-т сч. 60 — 7500 тыс. руб.— приняты субподрядные работы;
  • Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — 1500 тыс. руб.— начислен НДС по субподрядным работам;
  • Д-т сч. 62 — К-т сч. 46 — 12 000 тыс. руб.— сданы работы заказчику;
  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 62 — 12 000 тыс. руб.— заказчиком оплачены выполненные работы;
  • Д-т сч. 60 — К-т сч. 51 — 9000 тыс. руб.— оплачены субподрядные работы (7500 тыс. + 1500 тыс.);
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 68 — 2000 тыс. руб.— начислен НДС по выполненным работам;
  • Д-т сч. 68 — К-т сч. 19
  • 1500 тыс. руб.— зачет НДС по субподрядным работам.

Рассчитаем налог на пользователей автодорог:

х 2,5 % = 62,5 тыс. руб.

  • Д-т сч. 26 — К-т сч. 67 — 62,5 тыс. руб.— начислен налог на пользователей автодорог.

Для уплаты налогов, в том числе и налога на пользователей автодорог, необходимо правильно определить учетную политику предприятия, принимаемую на год.

Если, согласно учетной политике, предприятие определяет реализацию для целей налогообложения по оплате, то для него возникают определенные трудности.

Так, начисление налога и соответственно отнесение его суммы на себестоимость происходит в тот отчетный период, когда происходит оплата. Это может привести к несоразмерному увеличению затрат и к реализации продукции не выше себестоимости.

Пример 3

Предприятие в феврале реализовало продукцию на сумму 6 млн. руб., в том числе НДС — 1 млн. руб. Оплата за данную продукцию поступила в апреле. В апреле была отгружена и оплачена продукция на сумму 12 тыс. руб., в том числе НДС — 2 тыс. руб., с себестоимостью 4 тыс. руб. Рыночная цена аналогичной продукции — 14 тыс. руб.

В учете операции за апрель отражаются так:

  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 62 — 6 000 000 руб.— получена выручка от реализации продукции, произведенной в феврале;
  • Д-т сч. 62 — К-т сч. 46 — 12 000 руб.— реализована продукция, произведенная в апреле;
  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 62 — 12 000 руб.— получена оплата за продукцию, произведенную в апреле;
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 68 — 2000 руб.— начислен НДС.

Определим сумму налога на пользователей автодорог с оборотов по реализации продукции, изготовленной в феврале: (6000000 — 1000000) х 2,5 % = 125000 руб.

Рассчитаем налог на пользователей автодорог с оборотов по реализации продукции, изготовленной в апреле: (12 000 — 2000) х 2,5 % = 250 руб.

  • Д-т сч.

    Налог на пользователей автомобильных дорог

    26 — К-т сч. 67 — 125 250 руб.— начислен налог на пользователей автодорог(125 000 + 250);

  • Д-т сч. 20 — К-т сч. 26 — 125 250 руб.— списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции;
  • Д-т сч. 40 — К-т сч. 20 — 129 250 руб.— списана себестоимость продукции (4000 + 125 000 + 250);
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 40 — 129 250 руб.— списана себестоимость готовой продукции;
  • Д-т сч. 80 — К-т сч. 46 — 115 250 руб.— получен финансовый результат — убыток (12 000 — 129 250 — 2000).

В данном случае произошла реализация продукции не выше себестоимости в результате отнесения на себестоимость суммы налога на пользователей автодорог, начисленного с суммы оборота по реализации продукции, произведенной в феврале. Для расчета налога необходимо воспользоваться п. 17 Инструкции.

В сложившейся ситуации, когда рыночные цены на аналогичную продукцию не выше себестоимости, для целей налогообложения следует принимать фактическую цену реализации продукции и доначисление налога не производить.

При реализации не выше себестоимости следует особое внимание уделять определению цены продукции, учитываемой для целей налогообложения.

Так, при реализации не выше себестоимости для целей налогообложения следует применять рыночные цены, сложившиеся на момент реализации, но не выше фактической себестоимости. Если данное положение не выполняется (рыночные цены не выше себестоимости), то для целей налогообложения применяются фактические цены реализации товаров, продукции. Обратим внимание читателей, что это положение не действует для работ и услуг (см. п. 17 Инструкции), а применяется только по отношению к товарам и продукции. При реализации работ и услуг по цене не выше себестоимости, в том случае, если рыночные цены не выше себестоимости, для целей налогообложения применяется фактическая себестоимость.

Если организация произвела обмен товарами, то выручка от реализации определяется исходя из договорной цены товаров, но не ниже рыночных цен.

Пример 4

Предприятие реализовало продукцию на сумму 300 000 руб. (допустим, что данная продукция не облагается НДС). Себестоимость продукции — 350 000 руб. Рыночные цены на продукцию — 400 000 руб. Для расчета налога необходимо учитывать рыночную стоимость.

Отразим эти операции на счетах бухгалтерского учета:

  • Д-т сч. 62 — К-т сч. 46 — 300 000 руб.— реализована продукция;
  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 62 — 300 000 руб.— получена оплата за реализованную продукцию;

Рассчитаем налог на пользователей автомобильных дорог: 300 000 х 2,5 % = 7500 руб.

Дополнительная сумма налога на пользователей автомобильных дорог по продукции, реализованной не выше себестоимости: (400000 — 300000) х x 2,5 % = 2500 руб.

  • Д-т сч. 26 — К-т сч. 67 — 10 000 руб.— начислен налог на пользователей автомобильных дорог (7500 +2500) (Следует отметить, что сотрудники Госналогслужбы по вопросу отражения в бухгалтерском учете доначисленных сумм данного налога в результате реализации не выше себестоимости высказывали и иную точку зрения: они считают, что указанные суммы должны начисляться за счет собственных средств и отражаться на счете 81.);
  • Д-т сч. 20 — К-т сч. 26 — 10 000 руб.— списание общехозяйственных расходов на себестоимость продукции;
  • Д-т сч. 40 — К-т сч. 20 — 360 000 руб.— произведена продукция;
  • Д-т сч. 46 — К-т сч. 40 — 360 000 руб. — списана себестоимость готовой продукции (350000 +10000);
  • Д-т сч. 80 — К-т сч. 46 — 60 000 руб.— выявлен финансовый результат — убыток.

Распределение суммы налога между федеральными и территориальным дорожными фондами.

Законом РФ от 26 марта 1998 года № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” установлено, что в 1998 году средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог зачисляются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 0,5 процента, а в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации — по ставке 2,0 процента (ст. 78). Закон вступил в силу со дня его опубликования, то есть с 30 марта 1998 г.

Затем вышло совместное Письмо Госналогслужбы РФ от 3 апреля 1998 г. № АП-6–07/219, Минфина РФ от 3 апреля 1998 г. № 16н, Федеральной дорожной службы от 1 апреля 1998 г. № ФДС-14/939, Центрального банка России от 1 апреля 1998 г. № 201-у “О порядке перечисления налога на пользователей автомобильных дорог, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и прочих поступлений в дорожные фонды”, согласно которому перечисление налога на пользователей автомобильных дорог осуществляется по данным ставкам (п. 1), но только начиная с 1 апреля 1998 г., то есть начиная со II квартала 1998 г.

Таким образом, зачисление уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог за март месяц и 1 квартал 1998 года производится по ставке 1,25 процента в Федеральный дорожный фонд и по ставке 1,25 процента — в территориальный дорожный фонд. За II квартал 1998 года зачисление производится по ставке 0,5 процента в Федеральный дорожный фонд и по ставке 2,0 процента — в территориальный дорожный фонд.

С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru

Copyright © 1994-2016 ООО «К-Пресс»

>С какой даты отменен налог на пользователей автодорог?

Налог на пользователей автомобильных дорог в соответствии с Законом РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 25.07.2002) «О дорожных фондах в Российской Федерации» уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Ставка налога на пользователей автомобильных дорог установлена в размере:

— 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

— 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности без налога с продаж, налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин.

Сумма налога полностью зачисляется в Территориальный дорожный фонд для целевого финансирования.

Уплату налога налогоплательщики производят ежемесячно на основании итогов реализации продукции (работ и услуг) и продажи товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца. Налогоплательщики, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа не более 2 000 рублей, а также субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», уплату налога производят один раз в квартал в соответствии с поданными декларациями в 5-дневный срок со дня подачи декларации за квартал и в 10-дневный срок по истечении срока, установленного для подачи декларации за год.

Ежеквартально по месту своего нахождения налогоплательщик представляет налоговым органам декларацию суммы налога на пользователей автомобильных дорог по форме, приведенной в Приложении 2 к Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», в срок, установленный для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.

Первичный документ Корреспондирующие счета
Д К
Справка бухгалтерии об определении налоговой базы, декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог Начислен налог на пользователей автомобильных дорог 20, 25, 26, 44 68-4*
Выписка банка с расчетного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по налогу 68-4*

* Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Налог с продаж

Еще одним косвенным налогом, увеличивающим цену товара который оплачивает конечный потребитель, является налог с продаж. Это региональный налог установленный главой 27 Налогового кодекса Рф. Налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. , ,,

Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Цель введения налога с продажи обеспечить местные бюджеты устойчивыми финансовыми средствами, так как этот вид налогов рассматривается в системе местного налогообложения как наиболее стабильный и имеющий тенденцию к росту.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет.

По сути, налог с продаж является налогом на наличные (и приравненные к нему) расчеты между продавцом и покупателем независимо от того, кто выступает покупателем товаров (работ, услуг): население или организация. К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, перечислениям с банковских счетов по поручениям физических лиц (кроме предпринимателей без образования юридического лица, участвующих в сделках по покупке товаров, работ и услуг), а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). При этом объект налогообложения возникает у всех организаций, реализующих что-либо за наличный расчет.

Освобождаются от налогообложения в соответствии со статьей 350 НК РФ операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

— хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

— детской одежды и обуви;

— лекарств, протезно-ортопедических изделий;

— жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

— зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

— путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

— товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;

— учебной и научной книжной продукции;

— периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

— услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;

— услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

— услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

— услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;

— ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

— услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.

При определении налогооблагаемой базы в стоимость товаров (работ, услуг) включают НДС и акцизы для подакцизных товаров.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 процентов.

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого отчетного периода умножением облагаемого оборота на ставку налога. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций в случае, если он осуществляет операции, подлежащие налогообложению и операции, не подлежащие налогообложению. При отсутствии раздельного учета налог исчисляется с общей суммы реализации.

Если учет товаров осуществляется по покупным ценам (например, в оптовой торговле), то величина налога с продаж определяется умножением облагаемого оборота на 5 (при ставке налога 5%) и делением итога на 100%. При этом облагаемый оборот определяется суммированием покупной стоимости, оптовой наценки и налога на добавленную стоимость. Сумма налога с продаж включается в цену реализации товаров. Следует учитывать, что в оптовой торговле налог с продаж исчисляется только от стоимости товаров, реализованных за наличный расчет.

Пример. С оптового склада реализованы товары за наличный расчет. Учтенная стоимость этих товаров составляет 5 000руб., оптовая наценка — 15%, НДС-20%.

Облагаемый оборот определяется следующим образом:

5 000 + (5 000 ´ /5 :100) + (5 750´ 20:100) =

5 000 +750 + 1 150 = 6 900руб.

Сумма налога с продаж: 6 900 ´ 5• .• 100 = 345 руб.

Продажная стоимость товаров будет равна 1 449 руб. (1 380 + 69).

Предприятия, ведущие учет товаров в продажных ценах (предприятия розничной торговли), исчисляют налог с продаж по расчетной ставке 4,76% от облагаемого оборота.

Пример. В .отчетном периоде в магазине реализовано товаров, облагаемых налогом с продаж, на сумму 50 000 руб.

Сумма налога составит: 50 000 х 5 :100 = 2 500 руб.

Учет налога с продаж, который исчислен по реализованным товарам и подлежит перечислению в бюджет, осуществляется по кредиту счета 68, «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» на отдельном субсчете, например, на субсчете 90-6 «Налог с продаж».

Первичный документ

Налог на пользователей автомобильных дорог: послесловие

Как известно, с 1 января 2003 года налог на пользователей автомобильных дорог отменен. Однако проблемы, связанные с уплатой этого налога, все еще остаются для налогоплательщиков актуальными. И это связано не только с необходимостью завершения расчетов с бюджетом по этому налогу за 2002 год, но и с проверками правильности исчисления и уплаты налога за прошедшие периоды. Подготовиться к спорам, которые могут возникнуть в ходе таких проверок, нашим читателям поможет предлагаемая статья М.С. Мухина, начальника отдела документальных проверок Главного управления ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу.

Налог на пользователей автомобильных дорог, введенный в отечественную систему налогов и сборов с 1 января 1992 года (статья 5 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации»), традиционно воспринимался налогоплательщиками и работниками налоговых органов как один из простейших налогов. Решение о прекращении взимания налога на пользователей автомобильных дорог с 1 января 2003 года (статья 5 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», далее — закон № 118-ФЗ) широко комментировалось в средствах массовой информации как необходимая для совершенствования налоговой системы отмена «оборотных налогов».

Однако, как показывает практика, проблем с исчислением и уплатой налога на пользователей автомобильных дорог более чем достаточно. Причиной тому является неурегулированность правовой основы данного налога. Статья 5 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее — закон о дорожных фондах) не только находится в явном несоответствии с целым рядом положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, но и грешит значительным количеством технических и смысловых дефектов.

В качестве примера последних можно привести абзац первый вышеназванной статьи, в котором в числе налогоплательщиков налога на пользователей автомобильных дорог названы «предприниматели, являющиеся юридическими лицами». Характерно, что эта абсурдная формулировка не изменялась на протяжении более чем десяти лет существования закона.

Ниже приводится анализ наиболее существенных проблем, связанных с исчислением налога на пользователей автомобильных дорог.

1. Методы учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления налога на пользователей автомобильных дорог

Выбор метода учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения традиционно являлся одним из ключевых моментов формирования налогоплательщиком приказа об учетной политике.

До недавнего времени мало кто сомневался в том, что метод учета выручки является единым для всех налогов, у которых образующим элементом объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Впервые этот тезис был подвергнут сомнению на массовом уровне в 2001 году, когда была введена в действие глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость».

Статья 167 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая способы определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, более чем зримо отличалась от пресловутой «отгрузки — оплаты».

В связи с этим уже тогда наиболее дальновидные налогоплательщики выделяли в приказах об учетной политике положения, касающиеся непосредственно НДС. С введением в действие с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» отпали последние сомнения в том, что метод учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) должен определяться индивидуально по отношению к каждому налогу.

Однако если в отношении налога на прибыль и НДС законодатель прямо определил методику признания доходов (выручки), либо оговорил право налогоплательщика на выбор одной из имеющихся методик, то в отношении налога на пользователей автомобильных дорог обозначился явный правовой вакуум.

Ни статья 5 Закона о дорожных фондах, ни какая-либо иная норма законодательства о налогах и сборах никогда не наделяла налогоплательщика правом на выбор метода учета налоговой базы.

В связи с этим очевидной становилась и правовая несостоятельность пункта 27 инструкции МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», допускающего для налогоплательщика подобный выбор.

Мнения специалистов, обративших внимание на это обстоятельство, разделились.

Первые квалифицировали его как неустранимую неясность, подлежавшую толкованию в пользу налогоплательщиков.

Вторые указывали на то, что эта неясность разрешается посредством пункта 1 статьи 54 НК РФ, согласно которому налоговая база исчисляется налогоплательщиками — организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета.

В отсутствие специальной нормы, детально регулирующей методику исчисления налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог, подлежала применению данная норма, носящая общий характер.

Применительно к 2002 году некоторую ясность в порядок формирования налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог внес Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 110-ФЗ).

Полная четкость, однако, в данном законе отсутствует. Так, в первых двух абзацах статьи 4 законодатель, устанавливая срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, исходит из принципиальной возможности определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) как по мере их отгрузки (выполнения, оказания), так и по мере поступления денежных средств.

Однако далее, в абзаце третьем этой же статьи указывается, что для налогоплательщиков, определяющих выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база определяется с учетом сумм дебиторской задолженности за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года.

2. Сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог

Проблема отсутствия в законе о дорожных фондах срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог неоднократно поднималась как в публикациях, так и в судебных спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами.

До 1 января 2001 года этот вопрос решался при помощи пункта 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 № 2235-1). Однако с 1 января 2001 года действие данного постановления на 2001 и 2002 годы было приостановлено Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2001 год» и «О федеральном бюджете на 2002 год».

Отсутствие у налога на пользователей автомобильных дорог такого существенного элемента как срок уплаты МНС России официально признало только спустя полтора года, после того как это случилось — в письме от 17.07.2002 № 03-2-06/2/1794/24-щ187 «О сроках уплаты налога на пользователей автомобильных дорог».

Тем не менее, данное обстоятельство не помешало главному налоговому органу страны заявить о возможности начисления пени на сумму задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Каким образом это заявление соотносится с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени начисляются в случае нарушения срока уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, разбираться, очевидно, придется арбитражным судам.

Многие специалисты видели выход из сложившейся ситуации в установлении срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в 2001 и 2002 годах законами субъектов Российской Федерации, ссылаясь на то, что с 1 января 2001 года вся сумма данного налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты Российской Федерации (статья 4 от Закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ). Арбитражные суды также нередко указывали на необходимость решения этой проблемы именно таким способом.

Между тем, сторонники данной точки зрения не учитывали весьма существенное обстоятельство. Законодатели значительного числа субъектов Российской Федерации оказались попросту не готовы к тому, что установление срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог с августа 2000 года является их непосредственной обязанностью. В результате 2001 год многие регионы встретили без этого элемента налога.

Налогоплательщики же тех субъектов Российской Федерации, где законодатели проявили должную расторопность, по сути, оказались в дискриминационном положении по отношению к другим налогоплательщикам.

Представляется, что такая ситуация свидетельствует о нарушении принципа всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), тем более, если учитывать, что налог на пользователей автомобильных дорог статьей 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — закон об основах налоговой системы) отнесен к федеральным налогам, отличительной особенностью которых является взимание на всей территории Российской Федерации.

В некоторой степени решению описанной проблемы способствовало установление единых сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год (статьи 4 и 16 закона № 110-ФЗ).

Тем не менее, обоснованность взимания данного налога в 2001 году, как и прежде, вызывает множество вопросов.

3. Ответственность за нарушение срока представления в налоговый орган декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог

Статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации, применяется налоговыми органами достаточно широко.

Большинство споров, связанных с применением данной статьи, главным образом, связано с вопросом о том, можно ли рассматривать в качестве налоговых деклараций так называемые промежуточные расчеты (в частности, расчеты по единому социальному налогу).

Между тем, налоговыми органами зачастую упускаются из виду два весьма существенных для правильного производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства.

Во-первых, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Иными словами, данная норма носит отсылочный характер, в связи с чем обязанность представлять налоговые декларации не является для налогоплательщика безусловной, а зависит от наличия прямого на то указания в акте законодательства о налогах и сборах.

Во-вторых, состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, образует непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Даже поверхностное рассмотрение статьи 5 закона о дорожных фондах позволяет убедиться в том, что ни срок представления декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, ни сама обязанность представлять такую декларацию в налоговый орган, в ней не установлены. Не установлены они и другими федеральными законодательными актами. Законы же субъектов Российской Федерации не могут восполнять данный пробел, не говоря уже об инструкциях МНС России.

В подтверждение данного обстоятельства свидетельствует и судебно-арбитражная практика.

В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 19.03.2002 по делу № А05-12344/01-671/13 указал на недопустимость установления срока представления декларации по плате за загрязнение окружающей природной среды ведомственным правовым актом.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что непредставление налогоплательщиками в налоговые органы декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог не образует налогового правонарушения, в связи с чем применение в подобных ситуациях налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, представляется недопустимым.

4. К вопросу о правомерности взимания налога на пользователей автомобильных дорог после 31 августа 2002 года

Закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ был воспринят многими специалистами как разрешение назревших проблем с порядком определения налоговой базы и сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

Вместе с тем, данный закон вызвал весьма оживленные дискуссии относительно правомерности взимания указанного налога после 31 августа 2002 года.

Целый ряд специалистов высказали мнение о том, что с указанной даты взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств должно быть прекращено.

Данное мнение базируется на том, что статья 2 закона № 110-ФЗ, исключившая из статьи 19 закона об основах налоговой системы упоминание о налогах, зачисляемых в дорожные фонды, введена в действие не с 1 января 2003 года (что выглядело бы вполне логичным), а с 31 августа 2002 года.

МНС России изложило свое отношение к данной проблеме достаточно быстро, издав письмо от 10.09.2002 № ВГ-6-03/1385@ «О налоге на пользователей автомобильных дорог».

Настаивая в данном письме на сохранении за налогоплательщиками обязанности уплачивать после 31 августа 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог, МНС России сослалось на то, что статья 5 закона о дорожных фондах сохраняет свое действие до конца текущего года, а также на недопустимость внесения изменений в законодательство о налогах и сборах в течение текущего финансового года без внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете на текущий финансовый год.

Оппоненты МНС России, критикуя позицию налогового министерства, в качестве основного довода приводят ссылку на последний абзац статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — закон № 147-ФЗ), согласно которому впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, не установленные статьями 19, 20 и 21 закона об основах налоговой системы, не взимаются.

Данная норма, действительно, не учтена в письме МНС России и серьезных контраргументов против ссылок на нее главный налоговый орган страны в своем письме, к сожалению, не привел.

Тем не менее, позиция сторонников отмены налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств до окончания 2002 года, несмотря на изложенное, не выглядит бесспорной.

Само по себе отсутствие того или иного федерального налога в перечне налогов не лишает взимание этого налога правового основания при условии установления налога соответствующим федеральным законом. Что касается последнего абзаца статьи 2 закона № 147-ФЗ, то данная норма нуждается в более глубоком анализе.

Оговаривая недопустимость взимания налогов, не предусмотренных единым перечнем, законодатель указал, что такой запрет действует только до введения в действие статей 13, 14 и 15 НК РФ.

Таким образом, решение вопроса о правомерности взимания налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств зависит от того, введены ли в действие статьи 13, 14 и 15 НК РФ.

Любопытно, что различные издательства в публикуемых ими текстах части первой НК РФ приводят комментарии о введении в действие этих статей Кодекса, весьма расходящиеся между собой.

Между тем, существует точка зрения, что статьи 13, 14 и 15 НК РФ следует считать действующими, в связи с чем статья 2 Закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ не препятствует взиманию налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств после 31 августа 2002 года.

В пользу необходимости уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств после 31 августа 2002 года свидетельствует и абзац первый пункт 5 статьи 3 НК РФ, согласно которому федеральные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются Кодексом.

Согласно статье 32-1 закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ до признания утратившим силу закона об основах налоговой системы ссылки в пункте 5 статьи 3 НК РФ на положения части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на закон об основах налоговой системы и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Учитывая, что закон об основах налоговой системы не устанавливает порядок отмены налогов, можно считать, что под отменой федерального налога следует понимать признание утратившим силу того федерального закона, которым этот налог был введен.

Так как статьи 5 и 6 Закона о дорожных фондах сохраняют свое действие до конца 2002 года, установленные этими статьями налоги также являются действующими до 1 января 2003 года.

5. Налог на пользователей автомобильных дорог и единый налог на вмененный доход

Мало кто возьмется спорить с тем, что налоги, наименования которых вынесены в подзаголовок, являются несовместимыми в принципе.

Налог на пользователей автомобильных дорог традиционно входил в перечень налогов, уплата которых заменялась уплатой единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД).

Однако введение в действие с 31 августа 2002 года закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ заставляет по-новому оценить эту ситуацию.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с плательщиков ЕНВД не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона об основах налоговой системы (за определенными исключениями).

Как отмечено выше, с 31 августа 2002 года из статьи 19 указанного закона исключено упоминание о налогах зачисляемых в дорожные фонды, включая налог на пользователей автомобильных дорог.

Таким образом, начиная с указанной даты, субъекты ЕНВД обязаны уплачивать этот налог.

Трудно предположить, что законодатель сознательно исключил налог на пользователей автомобильных дорог из системы налогов и сборов, не дождавшись окончания 2002 года.

Скорее всего, мы имеем дело с уже привычным браком в работе отечественных законодателей.

Тем не менее, общий вывод для плательщиков ЕНВД остается неутешительным: налог на пользователей автомобильных дорог после 31 августа 2002 года они уплачивать обязаны.

* * *

Заканчивая эту статью, хочется отметить, что выше приведен далеко не исчерпывающий перечень проблем, связанных с исчислением и уплатой налога на пользователей автомобильных дорог.

К сожалению, на протяжении одиннадцати лет (с 1992 по 2002 год) законодателю не удалось решить достаточно простую задачу надлежащего правового регулирования так называемого «оборотного налога».

В течение всего периода существования данного налога налогоплательщики, налоговые органы и арбитражные суды были вынуждены искать выходы из самых запутанных ситуаций.

В связи с этим отмена налога на пользователей автомобильных дорог с 1 января 2003 года не только станет очередным шагом в осуществлении налоговой реформы, но и (хотя бы в некоторой степени) облегчит жизнь участникам налоговых правоотношений.

На завершающем этапе существования налога на пользователей автомобильных дорог налогоплательщикам следует проявить максимальную осмотрительность.

В частности, формируя налоговую базу по итогам 2002 года, необходимо четко определить размер дебиторской задолженности за товары (работы, услуги).

При этом следует учитывать, что принципиальным условием включения стоимости реализуемых товаров в налоговую базу 2002 года является не их отгрузка сама по себе, а переход права собственности на эти товары к покупателям до 1 января 2003 года.

С учетом наличия у налогоплательщиков права устанавливать в договоре особый момент передачи права собственности на товары, данное обстоятельство оставляет некоторые возможности для оптимизации налогообложения.

Что касается самого болезненного вопроса — сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год, то, учитывая сложившуюся практику работы налоговых органов, налогоплательщикам едва ли следует рассчитывать на возврат уплаченных сумм без вмешательства арбитражного суда.

В связи с этим наиболее прагматичным для налогоплательщиков представляется не попытка изъять из бюджета ранее уплаченные суммы, а защита себя от требований уплатить пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в период отсутствия законодательно установленных сроков уплаты налога.

С какой даты отменен налог на пользователей автодорог?

Журнал «Спутник главбуха»

Дата отмены налога — вопрос не праздный. От ответа на него зависит, нужно ли было платить налог на пользователей автодорог в сентябре — декабре 2002 года. Споры между налоговиками и налогоплательщиками неоднократно решались в арбитражных судах с переменным успехом. Появившееся в начале 2004 года решение Конституционного суда отвечает: налог нужно было заплатить. Как же быть тем, кто этого не сделал?

ВАРИАНТ 1

При проверке доначислят не только налог и пени, но штраф по статье 122 Налогового кодекса

Комментирует В.В. Соколов,
ведущий специалист юридического отдела УМНС России по Новосибирской области

Конституционный суд Определением от 5 февраля 2004 года № 69-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» окончательно разрешил споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. Своим решением КС фактически подтвердил необходимость уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за период с сентября по декабрь 2002 года. Поэтому в ходе выездных проверок налоговые органы будут взыскивать с организаций суммы неуплаченного ими налога на пользователей автомобильных дорог за сентябрь — декабрь 2002 года. Причем, начислят не только налог и пени, а еще и штраф по статье 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога.

ВАРИАНТ 2

При проверке доначислят не только налог и пени, но штраф по статье 122 Налогового кодекса

Разъясняет С.В. Нихаев,
руководитель отдела аудита ЗАО «Консультационная группа «Баланс»

Определение Конституционного Суда РФ № 69-О поставило точку в возможности организациям исключать из налоговой базы по налогу на пользователей автодорог выручку, начисленную после 30 августа 2002 года. До появления этого Определения часть налогоплательщиков получила возможность с помощью судов уменьшить налоговые платежи. Теперь организациям, не оплатившим до настоящего момента налог на пользователей автодорог, придется доплатить налог и пени. Налогоплательщики, у которых налоговые органы обнаружат занижение налоговой базы по налогу, кроме сумм налога и пени, вынуждены будут заплатить штраф.

Решение

Организациям, не заплатившим до настоящего момента налог на пользователей автодорог, необходимо подать уточненную декларацию и уплатить и налог, и пени, не дожидаясь проверки. Это позволит избежать штрафа. А вот организациям, которые выиграли споры в арбитражном суде, можно не торопиться. Для того чтобы заставить вас уплатить налог, налоговая инспекция должна подать соответствующую жалобу в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций или заявление в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре состоявшихся судебных актов по делу в порядке надзора.

Региональное приложение к журналу «Главбух»
«Спутник главбуха» (Новосибирск и Новосибирская область) №11, 2004

6.2. Налог на пользователей автомобильных дорог

Экономическая сущность. Налог на пользователей автодорог — один из основных источников, формирующих территориальные дорожные фонды. Главным его предназначением является пополнение дорожных фондов с целью финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Величина налога на пользователей автомобильных дорог не зависит от грузоподъемности автомобилей, находящихся в собственности или в аренде у организации, а учитывает главным образом интенсивность использования автодорог в прямой зависимости от объемов произведенной и реализованной продукции.

Законодательная база. Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» с последующими редакциями и дополнениями; инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»; Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1008 «О федеральном дорожном фонде Российской Федерации».

Более конкретно плательщики, льготы, ставки и сроки уплаты прописаны в законах субъектов Федерации о территориальных дорожных фондах.

Налогоплательщики. Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являются следующие экономические субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России:

предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству;

предприятия с иностранными инвестициями;

международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства;

иностранные юридические лица;

филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения являются:

выручка, полученная от реализации продукции, работ и услуг для организаций, производящих продукцию, выполняющих работы, оказывающих услуги (за вычетом НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин);

разница между ценой реализации и ценой приобретения товаров для организаций, осуществляющих продажу товаров (из выручки от реализации товаров исключаются НДС, налог с продаж, экспортные пошлины).

Объект налогообложения для иных видов деятельности отражен в табл. 6.1.

Налоговая база. Налоговой базой по данному налогу является денежное выражение выручки от реализации продукции или разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При смешанном виде деятельности расчет ведется по каждому из них раздельно. Сумма налога включается в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).

Налоговая ставка. Ставка налога установлена в размере:

1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

1 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабжен- ческо-сбытовой и торговой деятельности.

Законодательным (представительным) органам субъектов РФ с учетом местных условий предоставлено право повышать или понижать ставку налога.

Налоговый период. Налогоплательщики, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа не более 2 тыс. руб., а также субъекты малого предпринимательства уплату налога производят один раз в квартал в соответствии с поданными декларациями в пятидневный срок по истечении срока, установленного для подачи квартальной отчетности.

Налогоплательщики, на которых не распространяются вышеуказанные условия, уплачивают налог ежемесячно на основании итогов реализации продукции и продажи товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца.

Налоговые льготы. От уплаты налога освобождаются:

1) колхозы, совхозы, крестьянские фермерские хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 % и более (удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший год);

организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования;

иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ, определяемых Правительством Российской Федерации;

профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

объекты малого предпринимательства (юридические лица), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации предоставлено право с учетом местных условий освобождать отдельные категории организаций от уплаты налога.

Технология расчета. Сумму налога можно рассчитать следующим образом:

Сумма налога = Ставка налога 1 % • Облагаемый оборот.

Пример. Расчет налога на пользователей автомобильных дорог торговым предприятием.

Торговой организацией в I квартале 2001 г. была приобретена партия компьютеров по цене 120000 руб. (включая НДС — 20000 руб.). Услуги транспортных организаций по доставке компьютеров на склад составили 6000 руб. (в том числе НДС — 1000 руб.), платежи за аренду склада 12000 руб. (в том числе НДС — 2000 руб.). Итого расходы по приобретенным компьютерам, оплате транспортных расходов, оплате за аревду складского помещения с НДС составили 138000 руб. (120000 + 6000 + 12000). За покупку компьютеров, оплату транспортных услуг и аревды склада из бюджета возмещается НДС — 23000 руб.

В соответствии с договором поставки компьютеры были реализованы в I квартале 2001 г. по цене 150000 руб. (в том числе НДС — 25000 руб.).

Исчисляем торговую надбавку, предварительно очистив выручку и стоимость закупки от НДС: (150000 руб. — 15000 руб. • 16,67 %) — (120000 руб. — — 120000 руб. • 16,67%) = 25000 руб.

Начисленный налог за I квартал составит 250 руб. (25000 руб. • 1 %). Отметим, что суммы произведенных затрат не участвовали в расчетах.

Усложним пример условием, что во II квартале 2001 г. организация приобрела партию комплектующих по цене 90000 руб. (включая НДС — 15000 руб.) и произвела производственную сборку принтеров.

Услуги транспортных организаций по доставке на склад составили 6000 руб., а платежи за аревду склада — 9000 руб. (все цифры с НДС).

В соответствии с договором поставки принтеры были реализованы во II квартале 2001 г. по цене 120000 рублей (в том числе НДС — 20000 руб.).

Очистим выручку от реализации принтеров от НДС, что составит 100000 руб. (120000 руб. — 120000 руб. • 16,67%).

Налог на пользователей автомобильных дорог начисляется исходя из фактической цены реализации в сумме 1000 руб. (100000 руб. • 1%).

Таким образом, за первое полугодие 2001 г. налог на пользователей автомобильных дорог, подлежащий перечислению в дорожный фонд и отражаемый в расчете, представляемом в налоговую инспекцию, состав-ляет 1250 руб.

Последние дни в нашей стране, с точки зрения новостей, проходят достаточно насыщенно. Причем одним из событий, к которым приковано наибольшее внимание, являются забастовки дальнобойщиков из-за желания властей ввести плату за проезд по дорогам государственного значения.

Федеральные трассы являются главными транспортными артериями нашей страны, за счет которых производится не только перевозка пассажиров, но и транспортировка грузов, в том числе и первой необходимости. Поэтому сегодня поговорим о том, что представляет собой налог на проезд по главным дорогам нашей страны, и почему он так возмутил дальнобойщиков по всей стране, заставив тех обратить свои грузовики на Москву.

В чем суть налога, или как все начиналось

С 15 ноября 2015 года на территории России было введено два новых типа сборов, которые вызвали серьезное возмущение у дальнобойщиков. К ним относятся:

  1. Налог за пользование федеральными трассами.
  2. Налог за проезд по региональным дорогам.

Если во втором случае размер платы установят непосредственно региональные власти, то суммы, которые придется уплачивать за проезд королям дорог в первом случае, уже ясны. Платить придется 3,09 рубля за 1 километр, уплатить его будет необходимо из расчета километража, который будет показан при помощи специальных устройств, установленных в каждом авто. Причины, которые толкнули власти на подобный шаг, предельно ясны: за 2016 год эта мера дополнительно сможет принести в дорожный фонд государства до 40 миллиардов рублей. Об этом сообщил глава Росавтодора Р. Старовойт.

Читайте также: Сроки сдачи отчетности по торговому сбору

По словам руководителя ведомства, данный сбор позволяет Росавтодору в первую очередь заботиться о качестве покрытия для легковых автомобилей. Именно большегрузные фуры, по его мнению, наносят трассам наибольший ущерб, ввиду чего они и будут вынуждены его компенсировать, исходя из ставки 3,09 руб./км. Вместе с тем подобный шаг неминуемо вызовет рост цен на абсолютно все товары, которые поставляются в те или иные города автомобильным транспортом.

Дальнобойщики не станут платить налог из собственного кармана, повысив цены на перевозки для получателей груза. Последние, в свою очередь, будут компенсировать убытки за счет конечного покупателя, что неминуемо приведет к росту цен. Росавтодор убеждает, что данная инициатива не заставит покупателей переплачивать более чем 1%. Непосредственно водители и компании-перевозчики убеждены, что минимальный скачок цен составит от 6 до 8%. Данные цифры далеко не окончательны и могут меняться, в зависимости от аппетитов властей субъектов федерации, которые будут устанавливать региональный транспортный налог самостоятельно. В итоге за инициативы ведомства вновь придется расплачиваться конечному потребителю.

Собственно, идея введения регионального налога также принадлежала Старовойту. Еще рассказывая об эффективности введения платы за проезд по трассам федерального значения, он утверждал, что теперь дальнобойщики будут значительно реже пользоваться государственными дорогами, отдавая предпочтение второму типу. Разумеется, регионы прислушались к главе Росавтодора, ведь никому не хочется тратить лишние деньги из бюджета на ремонт дорог, да и сладкие цифры приятно греют ухо местным чиновникам. Поэтому гайки для перевозчиков были закручены окончательно.

Более того, по словам Старовойта, изначально размер налога должен был находиться на отметке 3,73 рубля за 1 километр, однако все же он был пересмотрен в сторону уменьшения и после консультаций с Минтрансом и с Минэкономразвития. В дальнейшем, по заверению главы Росавтодора, снижать его было попросту бессмысленно, ввиду чего и приняли именно такое решение.

Читайте также: Какие налоги обязательны к уплате пенсионерами

Дальнобойщики не согласны платить

Однако подобные инициативы чиновников, дальнобойщики восприняли в штыки. Сразу же после вынесения решения о введении налога, которое сразу же окрестили «Законом Ротенберга», транспортники начали выражать собственный протест, считая, что малый и средний бизнес из-за этого попросту умрет.

Основные требования водителей следующие:

  • отключение системы «Платон», которая и является яблоком раздора;
  • запрет на ее использование до 2019 года;
  • введение ее в тестовом режиме, сроком на 1 год.

Первые итоги забастовки были получены практически сразу. Правительство пошло навстречу перевозчикам, снизив тариф за въезд на трассы федерального значения в два раза – до 1,53 руб./км. Однако действие данной меры будет кратковременным. Уже с марта следующего года и до декабря 2019 цены на проезд вернутся к первоначальной стоимости, а спустя 3 года, вероятно, вновь будут повышены. Чиновники заявили, что данный шаг позволит дальнобойщикам и компаниям, занимающимся частными перевозками, перестроить свой бизнес и подготовиться к переходу на оплату 3,08 руб./км.

Однако подобные «поблажки» водителей не удовлетворили. Они убеждены, что это вызовет очередной существенный скачок цен, из-за чего пострадают простые россияне, в том числе и они сами, вместе со своими семьями. Таким образом, на 11 ноября были запланированы протестные движения более чем в 15 городах в различных частях РФ, начиная от столицы и заканчивая населенными пунктами Сибири. В итоге подобные акции провели перевозчики более чем в 40 регионах.

Резко по этому поводу высказался представитель Профсоюза водителей-профессионалов А. Котов. Он убежден, что данная мера является ни чем иным, как самым обыкновенным побором, вводить которые неприемлемо. Тем более в кризис. Возможное влияние «Платон» на водителей он привел на примере перевозчиков молока и молочной продукции. На сегодняшний день потребление этих товаров на территории РФ снизилось более чем на 20%. Производители и перевозчики уже не могут сохранять нынешние цены на прежнем уровне, поскольку это приводит их к убыткам. Значит, рост цен вынудит россиян покупать еще меньше продукта, что приведет к банкротству целого ряда подобных предприятий. Что касается непосредственно дальнобойщиков – «Закон Ротенберга» вынудит малые и средние компании попросту закрыться, в связи с неликвидностью. Это приведет к смерти конкуренции и появлению монополий со стороны перевозчиков, которые таким образом смогут диктовать собственные условия предприятиям и пунктам реализации конечной продукции. Это будет приводить и к дальнейшим скачкам цен на самые различные товары.

Следовательно, дальнобойщики упорно отказываются воспринимать систему «Платон», и поэтому в самых различных городах проходят волнения. Более того, последние новости сообщают, что водители 12-тонных авто со всех уголков России движутся в Москву для проведения масштабной забастовки в столице. Если требования водителей не будут выполнены – они угрожают перекрыть МКАД, что приведет к транспортному коллапсу в столице.

Читайте также: Сколько налогов платит работодатель за каждого работника

Буквально на днях появилась информация о том, самый большой протест может быть отменен, однако сами дальнобойщики утверждают, что это неправда, и продолжают свое движение из различных городов РФ. Однако все же кое-кому, судя по всему, доехать не суждено. К примеру, в Дагестане сотрудники ГИБДД разворачивают все фуры в обратном направлении, утверждая, что они едут на забастовку. Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других городах РФ, однако многие машины все же пробираются в столицу с намерением бастовать на МКАД.

30 ноября транспортный комитет Госдумы выступил с заявлением, что регионального налога все-таки не будет. Однако «Платон» продолжит свою работу на Федеральных трассах, что никоим образом не удовлетворяет бастующих. Они намерены добиваться правды и отстаивать свою позицию, даже если для этого придется перекрыть МКАД и идти на другие радикальные шаги, ведь «закон Ротенберга» может привести к росту цен в магазинах, а самих перевозчиков оставить без работы. На сегодняшний день никакого «света в конце тоннеля» пока не наблюдается. Перевозчики настроены радикально, чиновники не желают отступать от своего. Поэтому ситуация остается достаточно напряженной. Переговоры идут, но чем все закончится – пока предположить сложно.

Налог на пользователей автомобильных дорог

Налог на пользователей автомобильных дорог в соответствии с Законом РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 25.07.2002) «О дорожных фондах в Российской Федерации» уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Ставка налога на пользователей автомобильных дорог установлена в размере:

  • — 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
  • — 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности без налога с продаж, налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин.

Сумма налога полностью зачисляется в Территориальный дорожный фонд для целевого финансирования.

Уплату налога налогоплательщики производят ежемесячно на основании итогов реализации продукции (работ и услуг) и продажи товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца. Налогоплательщики, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа не более 2 000 рублей, а также субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», уплату налога производят один раз в квартал в соответствии с поданными декларациями в 5-дневный срок со дня подачи декларации за квартал и в 10-дневный срок по истечении срока, установленного для подачи декларации за год.

Ежеквартально по месту своего нахождения налогоплательщик представляет налоговым органам декларацию суммы налога на пользователей автомобильных дорог по форме, приведенной в Приложении 2 к Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», в срок, установленный для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.

Первичный документ

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — федеральный налог, взимавшийся по Закону об основах налоговой системы, один из налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, платежи по которым зачислялись в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами РФ о дорожных фондах. Основные правила взимания были приведены в ст. 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ». Налогоплательщики — предприятия, организации, учреждения, предприниматели, не являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные обособленные подразделения организаций, предприятий и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (порядок уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов в связи с введением НК определен в письме МНС от 2 марта 1999 г.№ВГ-6-18/151).

Объект налогообложения — выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налоговая ставка — 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); 2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчислялся отдельно по каждому виду деятельности. Средства налога зачислялись: в Федеральный дорожный фонд РФ по ставке 0,5%; в территориальные дорожные фонды по ставке 2%. Налог перечислялся каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов. Налоговые льготы. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ с учетом местных условий могли повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога. От уплаты налога освобождались: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимавшиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составлял 70 и более процентов; предприятия, осуществлявшие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являвшихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством РФ), в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности; иностранные и российские юридические лица, привлекавшиеся на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществлявшихся за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставлявшихся международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными и российскими юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления; профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования (перечень юридических лиц, которые освобождались от уплаты налога, определялся Правительством РФ); органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ; плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).

От уплаты налога освобождались российские юридические лица и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции, заключенным сторонами в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции, при предусмотренной указанными соглашениями реализации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции собственностью инвесторов. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу указанного Федерального закона, применялись условия исчисления и уплаты налога, установленные указанными соглашениями. Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включали в налоговую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации РФ, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка РФ). Указанные организации не включали в налогооблагаемую базу при исчислении налога доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Порядок применения налога на пользователей автомобильных дорог был установлен в письме ГНС от 21 декабря 1992 г. № ВГ-6-15/448. Данный налог был отменен в связи с введением с 1 января 2003 г. транспортного налога. Статья 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ» была исключена Федеральным законом от 24 июля 2002 г.№110-ФЗ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Налог на пользователей автодорог

Налог на пользователей автодорог установлен Законом РФ от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в РФ» (статья 5 Закона). Инструкция Государственной Налоговой Службы от 15 мая 1995 года №30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» в главе 2 разъясняет порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

Плательщиками налога на пользователей автодорог являются:

предприятия, организации, учреждения;

предприниматели, являющиеся юридическими лицами;

предприятия с иностранными инвестициями и международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через иностранные представительства; иностранные юридические лица;

филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчётный счёт.

Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При осуществлении плательщиками налога обмена товарами, продукцией (работами, услугами) выручка от реализации продукции (работ, услуг) и продажные цены для целей налогообложения определяются исходя из цен товаров, продукции (работ, услуг), но не ниже рыночных цен, обмениваемых товаров, продукции (работ, услуг), сложившихся на момент совершения сделки (в том числе и на биржах). Под ними понимаются цены, сложившиеся в регионе на момент реализации товаров, продукции (работ, услуг) при совершении сделки. Под регионом понимается сфера обращения товаров, продукции (работ, услуг) в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя, приобрести товары на ближайшей по отношению к покупателю территории.

Налогооблагаемая база определяется после исключения налога на добавленную стоимость, акциза (по организациям — изготовителям подакцизных товаров), налога на реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим ГСМ), экспортных пошлин (по организациям, осуществляющих экспортную деятельность), лицензионных сборов за производство, разлив и хранение алкогольной продукции, сумм установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприёмники и телевизоры.

Ставки налога следующие:

  • 2,5 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
  • 2,5 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Средства, полученные вследствие взимания данного налога, зачисляются:

в Федеральный дорожный фонд РФ по ставке 0,5 %;

в территориальные дорожные фонды по ставке 2,0 %.

Законодательным (представительным) органам субъектов РФ с учётом местных условий предоставлено право повышать или понижать ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 % от ставки федерального налога.

Особенности налогообложения некоторых субъектов.

Бюджетные и некоммерческие организации, реализующие продукцию (работы, услуги) и осуществляющие продажу товаров, уплачивают налог от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Ломбарды уплачивают налог от выручки, полученной от реализации услуг, которая включает:

суммы, полученные от проведения оценки и хранения имущества, принятого в залог;

суммы (проценты), полученные от предоставления краткосрочных кредитов, обеспеченных залогом движимого имущества граждан, предназначенного для личного потребления.

Организации, уставной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества, в том числе по договору лизинга (кроме имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности), уплачивают налог от арендной платы, полученной от реализации этих услуг.

Организации, предоставляющие посреднические услуги, уплачивают налог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг.

Биржи уплачивают налог от выручки, полученной в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, стоимости информационно — коммерческих и других платных услуг.

Коммерческие организации (предприятия), учредителями которых являются религиозные организации (объединения), уплачивают налог от выручки от реализации продукции (работ, услуг) и от разницы между покупной и продажной ценами товаров. Из налогооблагаемой базы у указанных организаций исключаются отчисления на благотворительные и культурно — просветительские цели.

Угледобывающие и углеперерабатывающие организации уплачивают налог от выручки, полученной от реализации продукции, исчисленной исходя из цен предприятия (за исключением дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценой).

Строительные, проектные, научно — исследовательские, опытно — конструкторские организации уплачивают налог от суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ собственными силами.

Организации трубопроводного транспорта уплачивают налог от суммы разницы между продажной и покупной ценами газа.

Банки и другие кредитные учреждения уплачивают налог от выручки, полученной от реализации услуг.

Страховые организации уплачивают налог от выручки, полученной от реализации услуг. Под суммой реализуемых услуг понимается сумма, полученная от реализации страховых услуг.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, полученные в рамках совместной деятельности, облагаются налогом в установленном порядке по данным отдельного (обособленного) баланса участника совместной деятельности, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участниками договора.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды в дополнение к установленному порядку уплачивают налог от доходов в виде разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных, вознаграждений, с другой стороны.

Для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путевки путем приобретения услуг (проживание, питание, экскурсионное обслуживание и т.д.) в местах пребывания и транспортных услуг по отправке и возвращению туристов, объектом обложения налогом является выручка от реализации продукции (работ, услуг). Под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) у таких организаций принимается сумма превышения средств, полученных от туристов для оплаты оказанных туристических услуг, над средствами, перечисленными третьим лицам за оказанные туристам услуги. Для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся только продажей путевок, объектом обложения является сумма разницы между продажной и покупной ценами путевок.

Если выручка от реализации продукции (работ, услуг) получена в иностранной валюте, то для целей налогообложения она пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на день поступления средств на валютный счёт или в кассу организации. Исчисление налога производится по каждому виду деятельности отдельно.

От налога освобождаются:

колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов;

предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга, являющихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования, в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности;

иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально — экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ, уполномоченными им органами государственного управления;

профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ;

субъекты малого предпринимательства (юридические лица), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

российские юридические лица и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции;

плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).

Налог, подлежащий уплате, определяется плательщиками самостоятельно на основании данных бухгалтерского учёта. Уплачивается ежемесячно за истекший месяц не позднее 15 числа следующего месяца. Если по отчётным данным за последний квартал плательщик налога имел размер среднемесячного платежа не более 2 тысяч рублей, а также, если он является субъектом малого предпринимательства (юридическое лицо), не перешедшим на упрощённую систему налогообложения, то он уплачивает налог один раз в квартал по квартальным расчётам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *