Налог на ндпи

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог па добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен в действие в 2002 г. гл. 26 НК РФ. Размеры поступлений от НДПИ в федеральный бюджет весьма значительны и занимают второе место после НДС. Это обусловлено тем, что добывающие отрасли составляют в экономике России существенную долю.

Следует отметить, что НДПИ выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Так, для поддержки нефтедобывающей отрасли и стимулирования освоения новых провинций, использования новых технологий для повышения нефтеотдачи пластов в традиционных регионах добычи нефти были введены нулевые налоговые ставки.

Существующий порядок исчисления НДПИ в нефтегазодобыче учитывает условия разработки месторождений полезных ископаемых — добыча полезных ископаемых может осуществляться и из низкодебитных и высокообводненных нефтяных скважин с применением прогрессивных методов добычи. Недропользование — объективно постадийный (при воспроизводстве минерально-сырьевой базы) и поэтапный (при разработке месторождений) процесс, включающий региональные геологические исследования, поиски, оценку, разведку, опытно-промышленную эксплуатацию, доразведку, промышленную добычу полезных ископаемых. Финансово-экономические показатели освоения месторождения изменяются в процессе эксплуатации. Максимальные затраты недропользователь несет на начальном этапе освоения месторождения и завершающем этапе поддержания падающей добычи. Поэтому необходимы экономические стимулы на этих этапах жизненного цикла нефтедобывающего предприятия. В противном случае освоение и разработка новых месторождений либо становятся неэффективными, либо сопряжены с большими финансовыми рисками. В связи с этим платежи при пользовании недрами должны быть разными на каждой стадии воспроизводства минерально-сырьевой базы и на каждом этапе разработки месторождения, что, естественно, невозможно при установлении твердой ставки налога. Поэтому введены корректирующие коэффициенты к ставке НДПИ в зависимости от условий добычи нефти.

ИЗ ИСТОРИИ

Правовую природу НДПИ относят к таким доходным источникам бюджета, как регалии. Изначально регалии определялись как казенные (государственные) предприятия, к которым относились и так называемые горные регалии, включающие добычу полезных ископаемых. Постепенно горные регалии, не устраняя частного пользования недрами, приобрели исключительно фискальное значение.

Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства, так называемым регалиям в широком смысле, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким как право творить суд, устанавливать ответственность за правонарушения и т.д. В узком смысле слова регалии — это такие права частноправового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе нрав, которые лежат в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на правах публичной власти, регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут принадлежать не только государству, но и частным лицам .

Во Франции и в Пруссии уже в XIX в. существовал НДПИ. Во Франции он назывался «постоянный налог» и «пропорциональный». При этом постоянный налог взимался с площади, занимаемой недропользователем, а пропорциональный — с дохода от добычи полезных ископаемых. Причем оценка дохода производилась особыми комитетами на основании правил, изданных в 1874 г. В Пруссии согласно горному уставу 1865 г. горные промыслы были обложены 2%-м налогом с валового дохода, который оценивался ежегодно.

В Англии «регальное право было постепенно сведено к полицейскому наблюдению за работами в рудниках и к обложению горного промысла подоходным налогом на общем основании, принимая, однако, во внимание, что горный промысел по характеру своему неизбежно хищнический: добываемые продукты не нарастают вновь, и эксплуатируемая площадь из года в год истощается до полного обесценивания, так что в состав дохода непременно входит и часть капитала» .

В советский период право природопользования являлось социалистическим, т.е. производным от права государственной собственности на недра, и осуществлялось через систему государственных народно-хозяйственных планов. Пользование объектами природы, в том числе недрами, являлось бесплатным.

Реформы конца 1980-х — начала 1990-х гг. радикально меняли государственную и налоговую политики в сфере недропользования. В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г., после того как был принят Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». При этом платежи, связанные с использованием природных ресурсов, так же как и в советское время, были неощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства.

До 2001 г. налоговая система включала в себя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также многочисленные платежи за природные ресурсы, установленные Законом РФ «О недрах» и включенные в налоговую систему. При этом важнейшие положения налогообложения недропользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении платежей, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, налоговые льготы устанавливались межведомственными инструкциями. По плате за пользование недрами ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение платежей в бюджет не только в денежной форме, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми .

НДПИ закрепил основные элементы налогообложения. Причем понятие «полезное ископаемое», применяемое в НК РФ, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании. Понятие «полезное ископаемое», используемое в законодательстве о налогах и сборах, шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Нельзя не отметить, что НДПИ довольно часто применяется в мировой практике в территориально небольших странах, в которых природные различия месторождений незначительны, в то время как Россия имеет огромную территорию и месторождения очень сильно различаются между собой.

НДПИ по экономической сущности представляет собой механизм изъятия абсолютной ренты, порождаемой недропользованием в тех странах и в том случае, если рентабельность подавляющего числа предприятий добывающей отрасли выше рентабельности предприятий других отраслей производства в данной конкретной стране.

Использование же ренты на природные ресурсы, в частности на добычу полезных ископаемых, как налогооблагаемой базы имеет следующие преимущества: 1) облегчается начисление налогов (оценить ренту легче, чем доходы);

2) налогообложение становится более справедливым, так как рента — это непроизводственный доход; 3) налог на ренту меньше искажает экономику, так как налогом облагается сверхприбыль, а не труд.

НДПИ относится к категории оборотных налогов, поскольку уплачивается с объема добытого полезного ископаемого вне связи с рентабельностью предприятия.

Таким образом, установление и введение в действие с 1 января 2002 г. НДПИ упорядочило систему налогообложения природных ресурсов в России, были законодательно разделены налоги и многочисленные неналоговые платежи за пользование природными ресурсами, регулируемые не законодательством о налогах и сборах, а законодательством о природопользовании. НДПИ реализовал рентный принцип налогообложения в этой сфере .

Налогоплательщиками НДПИ в ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Пользователи недр определяются в соответствии с Законом РФ «О недрах».

НК РФ в ст. 336 определяет в качестве объекта НДПИ следующие полезные ископаемые:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых па основании международного договора), на участке недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

При этом не признаются объектом налогообложения НДПИ:

  • 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся па государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  • 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • 6) метан угольных пластов.

Налоговая база НДПИ количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база по НДПИ в соответствии со ст. 338 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Полезным ископаемым в соответствии с п. 1 ст. 337 Н К РФ признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. З ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

При определении добытого полезного ископаемого ключевым моментом является то, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, соответствующая стандарту качества. Кроме того, полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок) .

Используемое в законодательстве о налогах и сборах понятие «полезное ископаемое» шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Это объясняется тем, что из одного добытого минерала может быть произведено несколько видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Перечень полезных ископаемых, которые учитываются на государственном балансе, определяется Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2012 № 265. При этом в целях налогообложения в НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

Добытое полезное ископаемое — полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории РФ, признаваемое объектом налогообложения по НДПИ.

Группировка добытых полезных ископаемых по видам приведена в п. 2 ст. 337 НК РФ. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в п. 1 ст. 337 НК РФ.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

При определении единицы измерения количества добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что если, например, оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 т, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах. Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.

В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и изменяется только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи.

НК РФ в ст. 340 устанавливает, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет первый способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства — участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Третий способ оценки используется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. При этом способе расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налоговый период НДПИ, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства, установлен как календарный месяц.

Налоговые ставки по НДПИ определены в ст. 342 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ. Сумма НДПИ по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии со ст. 343 НК РФ по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

Сроки уплаты НДПИ. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо отметить, что обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков НДПИ возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  • Озеров И. X. Основы финансовой науки М., 1999. Вып. 1. С. 100.
  • Налоговое право : учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. М. : Юристъ, 2005. С. 295.
  • Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. : Статут, 2004. С. 244.
  • Моисеенко М. Л. Финансово-правовое регулирование федеральных налогов и сборов, специальных налоговых режимов : учеб, пособие / под ред. И. И. Кучерова. М.: ВПІА Минфина России, 2012.
  • Моисеенко М. Л. Правовые проблемы налогообложения природной ренты // Финансовое право. 2012. № 1.
  • Моисеенко М. А. Правовые проблемы налогообложения нефтедобычи в России // Финансовое право. 2010. № 1.

Что нужно знать ↑

Налоговый кодекс определяет налоговую базу по НДПИ как стоимость извлеченных природных ресурсов.

Законодатель также дал налогоплательщику возможность определять, каким именно образом будет происходить исчисление количества извлеченных природных ресурсов.

На основании ст.339 НК РФ у налогоплательщиков есть два способа для осуществления расчетов. Прямой метод подразумевает использование специальных измерительных устройств.

Косвенное определение происходит тогда, когда нельзя использовать прямой метод. Расчет происходит на основании ведомостей о содержании добытых природных ресурсов в общей массе извлекаемых полезных ископаемых.

Чтобы определиться с нужным вариантом, необходимо учитывать технологический процесс добычи природных ресурсов. Однако использование прямого метода позволит избежать ошибок.

На практике допускается использование только одного из методов расчета. Изменить способ расчетов, возможно, только в том случае, если будут внесены поправки в проект по разработке месторождений, который применяется к полезным ископаемым.

Как правило, проектная документация редактируется в результате изменения технологического процесса добычи.

После того как был утвержден способ расчетов, необходимо определить стоимость извлеченных полезных ископаемых.

Сделать это можно следующим образом:

  • на основании имеющихся рыночных цен;
  • по расчетной стоимости;
  • на основании рыночных цен без учета субсидий по компенсации разницы между оптовой и расчетной стоимостью.

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Расчет суммы налога

Чтобы произвести правильные расчеты нужно определить налоговую базу, ставку налога и осуществить расчет суммы НДПИ.

Для этого можно использовать следующую формулу:

Пример. Допустим, что предприятие извлекло 800 тонн сырья, которое содержит 200 тонн камнесамоцветного сырья. Впоследствии 10 т. минерального сырья предприятие использовало на собственный производственный цикл.

Остаток сырья был использован следующим образом:

600 т. – прошли весь технологический процесс, в результате чего из них было добыто 150 т. полезных ископаемых, часть которых была продана:

• 50 т. – по цене 2,4 тыс. руб. за 1 т.;
• 60 т. – по цене 2,5 тыс. руб. за 1 т.

190 т. – завершение технологического процесса было запланировано на будущий налоговый период.

Налоговая ставка по камнесамоцветному сырью – 6,5%.

На основании ст.338 НК РФ определение налоговой базы происходит по стоимости добытых природных ресурсов.

В свою очередь, стоимость извлеченных природных ресурсов исчисляется как произведение количества извлеченного сырья (ст.339 НК РФ), и стоимости единицы извлеченных природных ресурсов (ст.340 НК РФ).

Расчет стоимости реализованных природных ресурсов без НДС:

2400×100/118=2034 руб./т;

2500×100/118=2119 руб./т.

Доход от продажи природных ресурсов составит:

50×2034+60×2119=228840 руб.

Средневзвешенная цена единицы продажи полезного ископаемого составит:

228840/(50+60)=2080 руб.

Обычно количество реализованных природных ресурсов не соответствует количеству извлеченных. Одной из причин является наличие нереализованных остатков добытого сырья как вначале, так и в конце налогового периода.

Для исчисления налога неважно, когда именно были добыты природные ресурсы, реализованные в текущем отчетном периоде.

В случае отчуждения природных ресурсов их стоимость должна учитываться при определении дохода согласно с требованиями ст.340 НК РФ.

Все об адвалорной ставке НДПИ читайте в статье: ставка НДПИ.

Сколько составляет НДПИ на нефть, .

При этом неважно, произошла ли продажа всего объема извлеченных природных ресурсов в отчетном периоде.

Потому что расчет налоговой базы производится исходя из общего количества добытых полезных ископаемых.

Исчисление налога происходит в отношении всех природных ресурсов, прошедших технологический процесс, и доставленных до склада кондиционной продукции.

Исчисление налога также происходит по отношению к тем природным ресурсам, что содержатся в минеральном сырье, которое было использовано на собственный производственный цикл до момента окончания комплекса технологических процессов.

Стоимость добытых предприятием 200 тонн природных ресурсов, будет равна:

200×2080=416 тыс. руб.

При ставке НДПИ в размере 6,5%, сумма налога составит:

416000×6,5/100=27040 руб.

Пример. Организация занимается добычей комплексной руды. За отчетный период было извлечено 3 тонны.

По результатам химического анализа, в составе руды находится:

Количество в % Элемент
40% Молибден
15% Медь
3% Серебро

Исходя из этого количество полезных компонентов, что находятся в руде, для целей налогообложения составляет:

Количество в тоннах Элемент
1,2 т. (3х40%) Молибден
0,45 т. (3х15%) Медь
0,09 т. (3х3%) Серебро

Количество добытых природных ресурсов, классифицируемых на основании ст.337 НК РФ как полезные компоненты, определяется как количество компонентов руды в чистом виде.

Стоит отметить, что во время разработки месторождения обычно учитывается весь технологический процесс, что предусмотрен в проекте, включая совокупность операций, позволяющих довести извлеченное сырье до нужных стандартов качества.

Технологический цикл обычно включает:

  1. Подготовительные работы с сырьем.
  2. Отделение дополнительных компонентов.
  3. Процессы, которые облегчают транспортировку продукции.
  4. Операции, направленные на получение кондиционного товара.
  5. Прочие действия, предусмотренные проектной документацией.

В случае возникновения разногласий по вопросу начисления НДПИ, ФНС может направить запрос в горный
надзор о выдаче заключения, на основании которого можно будет установить соответствие используемого для извлечения природных ресурсов технологического процесса, что отображен в проекте.

Пример. Организация занимается добычей природного газа. Допустим, что за отчетный период было извлечено 90 тыс. м³ газа.

Добыча сырья распределяется следующим образом:

  • 60 тыс. т. – извлечено в одном регионе РФ;
  • 30 тыс. т. – добыто в другом регионе страны;

Совокупный размер налога, который нужно уплатить составляет 13230 руб. Доля природных ресурсов, добытых в разных регионах, будет 2/3 и 1/3 соответственно.

Поэтому по месту расположения первого участка нужно уплатить 8820 руб. (13230×2/3), по месту нахождения второго участка необходимо уплатить 4410 руб. (13230×1/3).

При возникновении вопросов по дополнительным расчетам сумм налога или при заполнении декларации можно просмотреть Порядок или Алгоритм заполнения.

Оплата налога в 2019 году ↑

Вид платежа Распределение в %
Системные платежи за пользование недрами 40% – федеральный бюджет;
60% – региональный бюджет.
Платежи за извлечение общераспространенных природных ресурсов 100% – региональный бюджет
Во время добычи природных ресурсов на континентальном шельфе и за пределами РФ 100% – федеральный бюджет

Таким образом, оплата НДПИ в 2019 году не только обеспечит наполнение бюджета субъекта РФ, но, и как минимум на 1/3 наполнит федеральные бюджеты.

По какому порядку исчислять

Налогообложение полезных ископаемых регулируется нормами Налогового кодекса, в частности, этому вопросу посвящена гл.26 НК РФ. Порядок исчисления налогов непосредственно прописан в ст.343 НК РФ.

Расчет суммы НДПИ происходит по соответствующей налоговой ставке в отношении каждого извлеченного вида полезных ископаемых.

Налог уплачивается по месту расположения используемых участков. Если же добыча природных ресурсов происходит за пределами России, тогда уплата НДПИ происходит по месту нахождения предприятия.

При наличии нескольких участков, оплата налога производиться пропорционально частям добытых природных ресурсов.

Если плательщик налога использует налоговое удержание (ст.343.1 НК РФ), тогда расчет суммы НДПИ по углю производится по тем участкам, где происходила его добыча с учетом уменьшения суммы налога на величину налогового удержания.

Налоговый вычет рассчитывается предприятием самостоятельно, с учетом коэффициента Кт, размер которого не должен превышать 0,3.

Перечень расходов на обеспечение безопасности во время извлечения угля организация тоже должна определить самостоятельно.

Что касается общего перечня таких расходов, то он утвержден постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 455.

Срок уплаты НДПИ в бюджет

Наступает срок уплаты НДПИ не позднее 25-го числа месяца, который наступает за прошедшим отчетным периодом.

КБК

Ниже в таблицах будут приведены справочники кодов бюджетной классификации на 2019 год.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ):

Наименование платежа Код перечисления налога
Нефть 182 1 07 01011 01 1000 110
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья 182 1 07 01012 01 1000 110
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья 182 1 07 01013 01 1000 110
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 182 1 07 01020 01 1000 110
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) 182 1 07 01030 01 1000 110
Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе России, в исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории России 182 1 07 01050 01 1000 110
Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов 182 1 07 01050 01 1000 110
Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля 182 1 07 01050 01 1000 110

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:

Наименование платежа Код перечисления налога
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 182 1 07 04020 01 1000 110
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 182 1 07 04030 01 1000 110

Сбор за пользование объектами животного мира:

Наименование платежа Код перечисления налога
Сбор за пользование объектами животного мира 182 1 07 04010 01 1000 110

Водный налог:

Наименование платежа Код перечисления налога
Водный налог 182 1 07 03000 01 1000 110

Платежи за пользование недрами:

Наименование платежа Код перечисления налога
Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории РФ 182 1 12 02030 01 1000 120
Регулярные платежи за пользование недрами (ренталс) при пользовании недрами на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ 182 1 12 02080 01 1000 120

Платежи за пользование природными ресурсами:

Наименование платежа Код перечисления налога
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 048 1 12 01010 01 0000 120
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами 048 1 12 01020 01 0000 120
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 048 1 12 01030 01 0000 120
Плата за размещение отходов производства и потребления 048 1 12 01040 01 0000 120
Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду 048 1 12 01050 01 0000 120
Плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям 076 1 12 03000 01 0000 120
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 052 1 12 05010 01 0000 120
Доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученной от победителя конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка 076 1 12 06000 01 0000 120

Порядок заполнения налоговой декларации по НДПИ ↑

Обязанность по представлению декларации появляется с периода, в котором началась добыча природных ресурсов. Налоговым периодом считается календарный месяц.

Поэтому сроки сдачи декларации наступают не позже последнего числа месяца, что следует за прошедшим отчетным периодом.

Заполненная декларация до 2011 года подавалась согласно с приказом Минфина РФ от 29.12.2006 № 185н, но этот документ утратил силу.

Если предприятие не осуществляло деятельность по добыче природных ресурсов, тогда нужно подать нулевую декларацию. Допускается отправление в налоговую нулевой декларации в электронном виде.

Состав

Бланк декларации включает:

  1. Титульный лист.
  2. Раздел 1 «Сумма налога, которая подлежит уплате…».
  3. Раздел 2 «Ведомости, которые служат основанием для расчета и уплаты НДПИ, за исключением угля».
  4. Раздел 3 «Определение стоимости единицы извлеченного полезного ископаемого на основании расчетной стоимости».

Титул

Основные пункты раздела:

  • ИНН, КПП;
  • № котировки;
  • налоговый период (кодировка);
  • отчетный год;
  • представляется в налоговый орган (кодировка);
  • по месту нахождения (учета) (кодировка);
  • кодировка вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД;
  • форма реорганизации (ликвидации) (кодировка);
  • ИНН/КПП реорганизованной организации;
  • № контактного телефона;
  • на страницах, с приложением подтверждающих документов или их копий на листах;
  • достоверность и полноту сведений, отображенных на этой странице, подтверждаю;
  • налогоплательщик, представитель налогоплательщика;
  • заполняется работником налогового органа;
  • дата и подпись;
  • наименование документа, который подтверждает полномочия представителя;
  • ИНН, КПП.

Раздел 1

Основные пункты раздела:

  • кодировка бюджетной классификации (010);
  • кодировка по ОКАТО (020);
  • сумма НДПИ, которая подлежит уплате…(030);
  • достоверность и полноту сведений, отображенных на этой странице, подтверждаю;
  • дата и подпись.

Раздел 2

Основные пункты раздела:

  • кодировка вида добытых природных ресурсов (010);
  • кодировка бюджетной классификации (020);
  • кодировка единицы измерения количества извлеченного полезного ископаемого по ОКЕИ (030);
  • кодировка по ОКАТО/ серия, номер, вид лицензии;
  • кодировка основания для обложения налогом;
  • количество добытых природных ресурсов, которые подлежат налогообложению;
  • значение показателя;
  • стоимость единицы извлеченных природных ресурсов (040);
  • процент содержания химически чистого драгоценного металла в извлеченных природных ресурсах (050);
  • количество реализованного добытого полезного ископаемого (060);
  • доход от продажи добытых природных ресурсов (070);
  • налоговая база (080);
  • сумма налогового удержания (085);
  • сумма исчисленного НДПИ (090);

Раздел 3

Основные пункты раздела:

Определение общей суммы издержек по извлечению природных ресурсов.

  • прямые издержки по добыче полезных ископаемых… (010);
  • остаток незаконченного производства… (020, 030);
  • сумма прямых издержек, которые относятся к извлеченным природным ресурсам (040);
  • внереализационные расходы, что относятся к добытым полезным ископаемым (050);
  • непрямые издержки, которые относятся к извлеченным природным ресурсам (060);
  • побочные расходы, что связаны с добычей полезных ископаемых (070);
  • общая сумма прямых издержек, понесенных в отчетном периоде (080);
  • сумма непрямых расходов, которые относятся к добытым природным ресурсам (090);
  • общая сумма расходов по извлечению полезных ископаемых (100);

Определение суммы издержек по отдельным добытым природным ресурсам.

  • кодировка единицы измерения количества по ОКЕИ (110);
  • кодировка извлеченного полезного ископаемого;
  • количество добытых природных ресурсов;
  • доля извлеченного полезного ископаемого в общем количестве добытого сырья;
  • сумма издержек по добыче природных ресурсов;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *