Методика проверки транспортного налога

Особенности камеральной проверки по транспортному налогу

Камеральная проверка по транспортному налогу служит инструментом контроля правильности его исчисления и уплаты. Существует регламентированный перечень процедур и методик при проведении проверки, которым пользуются инспекторы.

Законодательные требования к методике проверок

Специфика контроля транспортного налога

Законодательные требования к методике проверок

Порядок проведения камеральной проверки по транспортному налогу, регламентируемый положениями ст. 88 НК РФ, состоит из ряда последовательных пунктов:

  1. Проверка осуществляется:
    • непосредственно в инспекции;
    • с использованием представленной налоговой отчетности и иных документов, переданных проверяющим.
  2. Никаких дополнительных распоряжений для реализации камеральной проверки не нужно, поскольку она выполняется в рамках исполнения текущих трудовых функций инспектора. Контролю подвергаются все декларации, переданные в органы ФНС.
  3. Период, который отводится представителям ФНС для проведения данной процедуры, может составлять не более трех месяцев с момента подачи отчета, хотя конкретный исполнитель может завершить ее и раньше.

На первом этапе сверяется соответствие даты подачи отчетности и отведенных для этого сроков и исследуются предписанные контрольные соотношения. Помимо этого, полученную информацию сопоставляют с данными, которые есть в наличии у инспекции.

ВАЖНО! Проверяющие в ходе камеральной проверки по транспортному налогу имеют право истребовать дополнительные бумаги.

Если по итогам описанных действий никаких ошибок не обнаружено, проверка завершается.

При этом никакого документа о ее окончании не составляется и плательщику не отправляют никаких оповещений.

Исходя из этого, если по завершении 3 месяцев никаких дополнительных запросов на пояснения от налоговиков не было получено, можно считать, что декларация прошла все контрольные процедуры.

Когда в ходе камеральной проверки по транспортному налогу обнаружатся несоответствия, налогоплательщику будет направлен запрос о необходимости дачи пояснений.

Если в итоге инспекторы придут к выводу о наличии нарушений, они составят акт по результатам проверки, после изучения которого будет вынесено решение о наказании.

Если плательщик с ним не согласится, он сможет обжаловать его в суде.

Специфика контроля транспортного налога

На технологии проверки декларации по транспортному налогу следует остановиться подробнее. Какие шаги предпримет контролер, получив отчетность?

Исходя из описанных выше процедур, сначала будет проведена проверка соблюдения срока подачи отчетности: для налога с транспорта срок сдачи — не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. После этого пересчитываются основные показатели и проверочные соотношения.

https://www.youtube.com/watch?v=Ke0TE8JFxkw

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Контрольные соотношения можно найти в письме ФНС от 07.04.2015 № БС-4-11/, они могут быть использованы плательщиком для самостоятельной предварительной сверки.

Наибольшее внимание проверяющие уделяют разделу 2 декларации «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству».

В первую очередь изучается налоговая база: данные по отчету сопоставляются со сведениями из ГИБДД.

Кроме того, пересчитывается срок нахождения автомобиля у пользователя в отчетном году.

Если в этой первоначально проверяемой информации ошибок нет, рассматриваются примененные ставки налога и использованные льготы. По освобождаемой от налогов части базы проверяющий может затребовать обосновывающие документы. Если ошибок не обнаружено, инспектор пересчитывает сумму налога.

В случае выявления расхождений со сведениями ГИБДД у плательщика запросят паспорт транспортного средства и техпаспорт. Если их данные совпадут с информацией в отчетности, инспектор начнет выяснять причину несоответствия в ГИБДД.

По дорогостоящим автомобилям, для которых используется повышающий коэффициент, будет сверена дата выпуска и наличие наименования транспортного средства в специализированном перечне.

ВАЖНО! Камеральные проверки осуществляются только в отношении юрлиц, т. к. налоговики сами производят расчет налога для физлиц, после чего высылают последним уведомления об уплате.

***

Камеральные проверки по налогу с автомобилей проводятся только в отношении организаций, предоставляющих декларации. При этом проверяются данные по объекту обложения, ставкам и размеру льгот.

В случае необходимости могут быть запрошены иные подтверждающие документы. На изучение всех материалов инспекторам отводится три месяца, по истечении которых никаких оповещений не высылается.

При обнаружении несоответствий потребуются пояснения со стороны плательщика, а при выявлении признаков правонарушения будет составлен акт.

Выездная налоговая проверка по транспортному налогу

Введение3

1 Теоретические аспекты выездной налоговой проверки по транспортному налогу5

1.1 Сущность выездных налоговых проверок5

1.2 Развитие и становление транспортного налога11

1.3 Элементы транспортного налога13

2. Анализ эффективности проведения выездных налоговых проверок по транспортному налогу в Республике Коми за 2006 – 2009 года16

3. Проблемы и направления совершенствования методики проведения выездных налоговых проверок21

Заключение28

Список использованных источников29

Введение

Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездные налоговые проверки являются одной из самых эффективных форм контроля, в ходе нее проверяется своевременность и правильность исчисления всех налогов, в том числе и транспортного. Данный налог является сравнительно новым для нашей страны, поэтому существует множество спорных вопросов и неясных моментов при исчислении этого налога. В связи с этим при проведении выездной налоговой проверки возникает множество проблем.

Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо рассмотреть все сложные моменты при исчислении транспортного налога, рассмотреть процедуру проведения выездной налоговой проверки по данному налогу и выявить спорные моменты, возникающие между налоговым инспектором и налогоплательщиком на стадии проверки.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение выездных налоговых проверок правильности исчисления и уплаты транспортного налога, а также проблемы, возникающие при ее проведении, и пути их решения.

Исходя из цели работы, были сформированы следующие задачи:

· Рассмотреть специфику транспортного налога;

· Рассмотреть методику проведения выездной налоговой проверки;

· Проанализировать эффективность проведения налоговых проверок в Республике Коми;

· Выявить проблемы при проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты транспортного налога и предложить пути их решения.

Объектом исследования данной курсовой работы является выездная налоговая проверка. Предметом – транспортный налог.

Методической основой данной курсовой работы стали такие методы осуществления анализа как горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ, теоретический анализ и синтез, были изучены теоретические аспекты исчисления и взимания транспортного налога, а также теоретические аспекты проведения выездной налоговой проверки.

При написании курсовой работы были использованы следующие нормативные акты: Налоговый Кодекс, Гражданский Кодекс, Письма Минфина, также были использованы периодическая литература, такая как «Налоговый вестник», «Экономика и жизнь», «Аудиторские ведомости», «Финансовая газета», «Проверка в компании», также использовались следующие статистические материалы: отчет 2-НК, отчет 1-НМ.

1 Теоретические аспекты выездной налоговой проверки по транспортному налогу

1.1Сущность выездных налоговых проверок

Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

При проведении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”, Законом Российской Федерации “О милиции”, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основанием для начала проверки является оформленное соответствующим образом решение руководителя налогового органа.

Решение руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления, которое помимо реквизитов, предусмотренных для решения о назначении проверки, должно содержать ссылку на обстоятельства, явившиеся основанием для повторной проверки.

При этом следует иметь в виду, что назначение выездных налоговых проверок филиалов или представительств (в НК РФ участниками налоговых правоотношений являются обособленные структурные подразделения) может проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора-организации), а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Запрещается назначение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в следующем порядке.

Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Форма указанного запроса приведена в приложении к настоящей Инструкции.

Основаниями для направления указанного мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:

· отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

· несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

· отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В случае если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств.

В установленном порядке производится снятие копий с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, истребование недостающих документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, проведение встречных проверок, допросы свидетелей и другие действия, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом “О налоговых органах Российской Федерации”, Законом Российской Федерации “О милиции” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непосредственно после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу служебные удостоверения, а также решение (постановление) руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Факт предъявления решения удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица на экземпляре данного решения после слов “С решением а проведение выездной налоговой проверки ознакомлен” с указанием соответствующей даты.

В случае отказа руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица от подписи на экземпляре решения о проведении проверки должностным лицом налогового органа конце указанного документа производится запись о том, что решение предъявлено указанным лицам и от подписи, удостоверяющей предъявление данного решения, эти лица отказались, заверенная подписью указанного должностного лица налогового органа.

Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки, аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/

Проверка продлевается, если:

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим.

В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции.

В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п.

3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:

  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

4.3 Транспортный налог. Тесты

4.3.1. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, вводя транспортный налог, определяют: а) ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу; б) ставку налога и форму отчетности по данному налогу; в) порядок и сроки его уплаты. 4.3.2.

Могут ли законы субъектов РФ предусматривать дополнительные льготы для транспортного налога: а) да; б) нет. 4.3.3. Налогоплательщики транспортного налога — это: а) лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения; б) юридические лица, на балансе которых числятся транспортные средства; в) лица, использующие в своей предпринимательской деятельности транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. 4.3.4. Объекты обложения транспортным налогом — это: а) промысловые морские и речные суда; б) самолеты и вертолеты санитарной авиации; в) воздушные транспортные средства; г) тракторы. 4.3.5. Налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как: а) объем двигателя в литрах; б) объем двигателя в кубических сантиметрах; в) мощность двигателя в лошадиных силах; г) мощность двигателя в киловаттах. 4.3.6. Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств налоговая база определяется как: а) мощность двигателя в лошадиных силах; б) валовая вместимость в литрах; в) валовая вместимость в регистровых тоннах. 4.3.7. Налоговая база по транспортному налогу организации, имеющей на балансе несколько автомобилей, определяется: а) отдельно по каждому транспортному средству; б) по совокупной мощности двигателей транспортных средств; в) по сумме мощностей двигателей транспортных средств. 4.3.8. Налоговый период для транспортного налога — это: а) месяц; б) квартал; в) календарный год. 4.3.9. Налоговые ставки транспортного налога могут быть изменены законами субъектов РФ по сравнению со ставками федерального закона: а) увеличены, но не более чем в 5 раз; б) уменьшены, но не более чем в 5 раз; в) в любой пропорции; г) увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. 4.3.10. Допускает ли региональный закон установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств: а) нет; б) да. 4.3.11. Допускается ли установление дифференцированных налоговых ставок, учитывающих срок полезного использования транспортных средств: а) нет; б) да. 4.3.12. Налогоплательщики транспортного налога: а) исчисляют сумму налога самостоятельно, если являются организациями; б) все категории налогоплательщиков исчисляют сумму налога самостоятельно; в) уплачивают сумму налога на основе налогового уведомления, если являются физическими лицами. 4.3.13. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с учета в течение налогового периода суммы налога исчисляются с учетом коэффициента: а) определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде; б) 1,5, если регистрация или снятие с регистрации было произведено во второй половине календарного года; в) порядок расчета которого определяется законами субъектов Российской Федерации; г) без учета срока использования, т. е. за полный год. 4.3.14. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах: а) в течение 10 дней после их регистрации или снятия с их регистрации; б) в течение 10 дней после их регистрации и в течение 5 дней после снятия с регистрации; в) в двухнедельный срок после их регистрации или снятия с регистрации; г) 1 раз в квартал; д) 1 раз в год. 4.3.15. Налогоплательщику — физическому лицу вручается налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога не позднее: а) 30 апреля года налогового периода; б) 1 июня года налогового периода; в) 1 октября года налогового периода. 4.3.16. Должна ли организация уплачивать налог по принадлежащему ей и зарегистрированному в ГИБДД автомобилю, если он находится на капитальном ремонте более 3 мес: а) да; б) нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *