Медикаменты в бухгалтерском учете

Содержание

Учет медицинских расходных материалов бюджетном учреждении

Данные материалы: шприцы одноразовые, иглы, катетеры, шпатели, бахилы, пеленки, перчатки, маски являются прочими материальными запасами.

Обязательные общие требования к учету материальных запасов в бухгалтерском учете организациями государственного сектора определены Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.

Расходные медицинские материалы: шприцы одноразовые, иглы, катетеры, шпатели, бахилы, пеленки, перчатки, маски в соответствии с инструкцией 174н учитывайте на счете 0.105.36.000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». Данные расходные материалы не могут быть отнесены к медикаментам в соответствии с приказом Минздрава СССР №747.

Следует учесть, что в пункте 118 Инструкции 157н аналитические коды счета 10500 «Материальные запасы» не содержат конкретных указаний на медицинские расходные материалы, а Инструкцией 157н предусмотрено, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета.

Так как группы аналитического учета материальных запасов нормативными документами не установлены, можно разработать их самостоятельно и закрепить в учетной политике учреждения. Такой порядок установлен в частях 3, 4 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Обоснование

1.ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 02.06.1987 № 747

«Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР» (с изменениями на 30 декабря 1987 года)

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
здравоохранения СССР
от 2 июня 1987 года N 747

ИНСТРУКЦИЯ
по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий
медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях
здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР*

(с изменениями на 30 декабря 1987 года)

1. Общие положения

1. Согласно настоящей инструкции в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения*, состоящих на Государственном бюджете СССР, учитываются:*
________________
* В дальнейшем лечебно-профилактические учреждения здравоохранения будут именоваться «учреждения».

медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;*

перевязочные средства — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно*.
________________
* В дальнейшем материальные ценности (медикаменты, перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара), перечисленные в п.1 настоящей инструкции, будут именоваться «лекарственные средства».»

2.Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как составить учетную политику для целей бухучета

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должны все учреждения независимо от типа.

Учетную политику формируют раздельно для целей бухучета и налогообложения. Смотрите подробнее Как составить учетную политику для целей налогообложения.

В этой рекомендации рассмотрим, как составить и утвердить учетную политику, как ее изменить и сколько хранить.

Для чего нужна учетная политика

Учетную политику для целей бухучета составляют, чтобы установить правила ведения бухучета в конкретном учреждении с учетом его специфики.

Формируйте ее исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и иных особенностей деятельности (ч. 2 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Учетную политику разработайте по учреждению в целом. Сделайте так, даже если у вас есть филиалы или представительства, так как их не относят к самостоятельным юрлицам (ст. 55 ГК РФ).

Что входит в состав учетной политики

В учетную политику включают:

– рабочий план счетов (в нем укажите счета учета, которые применяют учреждения);
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– порядок, как проводить инвентаризацию имущества и обязательств;
– порядок учета и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации. В том числе порядок и сроки передачи первичных документов по графику документооборота;
– формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым нет унифицированных форм;
– порядок, как проводить внутренний финансовый контроль;
– положение о том, какие резервы создавать, и методы их учета;
– другие решения, которые необходимы для организации и ведения бухучета.

Если бюджетные и автономные учреждения исполняют полномочия ПБС, то дополнительно указывают, как вести бюджетный учет по этим операциям.

Такие правила следуют из пункта 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2010 № 157н

Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению

118. В целях настоящей Инструкции на соответствующих аналитических счетах счета 10500 «Материальные запасы», содержащих аналитические коды вида синтетического счета учитываются следующие объекты материалов:

1″Медикаменты и перевязочные средства» — медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.

6″Прочие материальные запасы»: спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение; молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел независимо от их стоимости; приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота; посадочный материал; реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов; хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.);посуда; возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.) как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями; корма и фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуража для животных), семена, удобрения; книжная, иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности (бланков ценных бумаг, квитанционных книжек, голограмм, аттестатов, дипломов, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек (вкладышей к ним) и других бланков, изготовленных типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, учреждения, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, содержащей номер, серию, имеющих степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению (далее — бланки строгой отчетности);

запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря; материалы специального назначения; иные материальные запасы.

4.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.09.2014 № 02-07-05/45503

Об учете материальных запасов, относящихся к медикаментам и перевязочным средствам

Письмо Минфина России от 10.09.2014 № 02-07-05/45503

Об учете материальных запасов, относящихся к медикаментам и перевязочным средствам

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение с просьбой разъяснить порядок учета материальных запасов, относящихся к медикаментам и перевязочным средствам, и сообщает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (далее — Постановление 329) определено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. При этом в силу положений Постановления 329 в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и правомерности совершения фактов хозяйственной жизни, а также не осуществляется оценка решений судебных органов.
Единые требования к бухгалтерскому учету установлены Федеральным законом от 06.12.2011* № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ).

Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Закона 402-ФЗ бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом (фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования его деятельности, доходах, расходах), в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора материальных запасов в бухгалтерском учете определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция 157н).
При этом Инструкцией 157н предусмотрено, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета.

Согласно пункту 118 Инструкции 157н к группе 1 «Медикаменты и перевязочные средства» относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и иные аналогичные по своему функциональному назначению материальные запасы.
Кроме того, следует отметить, что из информации, указанной в обращении, не представляется возможным сделать выводы о корректности отнесения материальных запасов к соответствующим группам аналитического учета.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, медицинской помощи и медицинской реабилитации, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.05.2012 № 533 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства» является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Обращаем внимание, что Департамент направил обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации по принадлежности.

Учет медикаментов и расходных материалов

Поступление, расходование медикаментов, лекарственных средств, расходных материалов учитывается в составе МПЗ (ПБУ 5/01). Читайте также статью: → “Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)». Поступление на учет производится по стоимости затрат на приобретение. Источником для получения показателей служат накладные от поставщика. В учете используется счет 10.

Данные отражаются в разрезе номенклатуры. Для списания запасов в производство одним из способов требуется закрепление метода в учетной политике. Выбранный способ в отношении группы актива не меняется на протяжении всего времени ведения учета. Используемые способы списания МПЗ:

Метод Особенности применения Характеристика
По стоимости единицы Списание каждой единицы товара осуществляется самостоятельно от других поступлений Используется при наличии активов, учитываемых в особом порядке
ФИФО Списание осуществляется в порядке очередности, начиная со стоимости первых поступлений Наиболее часто используемый способ в учете
По средней стоимости Списание осуществляется по стоимости, определенной расчетным путем с учетом остатков на момент поступления на склад Применяется редко, но позволяет исключить учет в разрезе партий медикаментов

В учете медикаментов особое значение имеет списание просроченных лекарств. В организации назначается ответственное лицо, производящее выявление медикаментов, срок годности которых подходит к концу. Группа препаратов отражается в акте с указанием уникальных свойств лекарств – наименования, номера, серии, срока. В документе определяются дальнейшие действия с препаратом – возврат поставщику, утилизация.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет поступления оборудования

Организации медицинского профиля используют для оказания услуг оборудование, учитываемое в качестве инвентарного объекта. Номер присваивается при поступлении оборудования, прием на учет которого оформляется рядом документов.

Учетные документы Характеристика
Товарная накладная ТОРГ-12 По данным документа определяется поставщик, покупатель, наименование, стоимость и другая важная информация
Акт приемки-передачи ОС-1 Оформляется при оприходовании объекта. В акте устанавливаются данные амортизационной группы, инвентарного номера, срока использования, наличие драгметаллов, ответственное лицо
Карточка ОС-6 Данные в карточку переносятся из акта с последующим дополнением информации в течение эксплуатации

Предприятия, имеющие незначительное количество ОС на балансе, могут не вести карточки и вносить данные в журнале формы ОС-6Б.

Пример оприходования оборудования

Медицинский центр приобрел диагностическое оборудование стоимостью 625 000 рублей. При доставке произведены транспортные расходы в размере 5 300 рублей. Оборудование поступило в разобранном виде, что потребовало проведение монтажа стоимостью 7 000 рублей. В учете центра произведены записи:

  1. Отражено поступление оборудования к установке: Дт 07 Кт 60 на сумму 625 000 рублей;
  2. Отражена стоимость доставки: Дт 07 кт 76 на сумму 5 300 рублей;
  3. Произведена оплата поставщику за оборудование и доставку: Дт 60 Кт 51 на сумму 625 000 рублей;
  4. Произведена оплата услуг перевозчика: Дт 76 Кт 51 на сумму 5 300 рублей;
  5. Отражена стоимость монтажных работ: Дт 07 Кт 60 на сумму 7 000 рублей;
  6. Произведена оплата подрядчику: Дт 60 Кт 51 на сумму 7 000 рублей;
  7. Сформирована стоимость оборудования: Дт 07 Кт 08 на сумму 637 300 рублей;
  8. Отражена постановка основного средства на учет: Дт 01 Кт 08 на сумму 637 300 рублей. При постановке на учет определяется метод начисления амортизации. Выбранный метод не меняется в течение всего срока использования средства.

Амортизация медицинского оборудования

Отнесение стоимости оборудования к расходам производится равномерно в течение всего срока эксплуатации, установленного для группы ОС. Порядок определения амортизации установлен в ПБУ 6/01. Читайте также статью: → “Учет основных средств» (ПБУ 6/01)». При постановке на учет определяется норма отчислений, применяемая ежемесячно в последний день периода. Для учета данных используется счет 02, начисление по которому производится с месяца, следующего за месяцем постановки на учет.

Пример определения амортизации

Организация приобрела оборудование, первоначальная стоимость которого составила 325 000 рублей. Срок эксплуатации – 5 лет (60 месяцев). В учетной политике установлен линейный способ начисления амортизации. В учете организации производятся записи:

  1. Произведен расчет нормы амортизации в месяц: А = 1/60 х 100% = 1,67%;
  2. Определим сумму списания: А = 325 000 х 1,67% = 5 427,5 (рублей);
  3. Произведем запись в учете: Дт 02 Кт 01 на сумму 5 427,5 рублей;
  4. Отразим стоимость в расходах: Дт 20 Кт 02 на сумму 5 427,5 рублей.

Величина суммы последнего списания определяется остатком суммы. В связи с округлением показателя сумма может отличаться от величины ежемесячной нормы списания.

Налогообложение медицинских учреждений

Организации медицинского профиля имеют стандартные обязательства по уплате налогов. Некоммерческие предприятия, оказывающие медицинские услуги за плату, должны учитывать полученную от потребителей плату в составе выручки для налогообложения. Предприятия имеют возможность применять режимы ОСНО или УСН при ведении деятельности.

Система ЕНВД при ведении деятельности не применяется. Медицинские услуги не входят в состав бытовых видов, при оказании которых допускается применение ЕНВД. Выгодным вариантом налогообложения при оказании медицинских услуг является УСН при условии соответствия организации ограничениям, установленным для режима.

Положение ОСНО УСН
Уплата налогов организациями Налог на прибыль, НДС, имущество Единый налог
Уплата налогов ИП НДФЛ, НДС, имущество в качестве физлица Единый налог
Отчисления в фонды организациями Суммы, начисленные на заработную плату работников
Отчисления в фонды ИП В дополнение к суммам, начисленным на вознаграждения работников, отчисляются взносы на страхование предпринимателя

Учет медикаментов и перевязочных средств в бюджетных учреждениях

Для учета медикаментов в бюджетных учреждениях предназначен счет 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства».

На этом счете отражаются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара и тому подобное.

Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета медикаментов в учреждениях здравоохранения, является Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 года №747 (далее – Инструкция №747).

Согласно пункту 1 Инструкции №747, в лечебно — профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете, учитываются:

медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и тому подобное;

перевязочные средства — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и тому подобное;

вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и тому подобное;

тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

Поступление медикаментов в учреждения здравоохранения может осуществляться непосредственно через аптеки, являющиеся структурными подразделениями учреждения либо через аптечные склады поставщика.

Чаще всего поступление медикаментов в лечебно-профилактические учреждения организовано через аптечные склады (аптеки).

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена, в соответствии с пунктом 9 Инструкции №747, на заведующего аптекой или его заместителя. С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (пункт 8 Инструкции №747).

Пунктом 6 Инструкции №747 установлено, что в учреждениях здравоохранения ведется предметно-количественный учет следующих медикаментов:

«- ядовитых лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 июля 1968 года №523;

— наркотических лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30 декабря 1982 года №1311;

— этилового спирта;

— новых препаратов для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;

— дефицитных и дорогостоящих медикаментов и перевязочных средств по списку, утвержденному Минздравом СССР;

— тары, как порожней, так и занятой лекарственными средствами».

Предметно-количественный учет медикаментов ведется в Книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера.

Материально-ответственные лица ведут учет медикаментов по наименованиям, дозировке и количеству в Книге учета материальных ценностей (форма 0504042) или в Карточке учета материальных ценностей (форма 0504043). Формы этих регистров утверждены Приказом №123н.

Отпуск медикаментов из аптеки производится в размере, который определяется текущей потребностью в них:

· ядовитые — из расчета пятидневной нормы;

· наркотические – трехдневной нормы;

· остальные – десятидневной нормы.

В зависимости от масштаба учреждения отпуск медикаментов может осуществляться или через старшую медсестру учреждения, или через старших медсестер отделений, с которыми также заключаются договоры о материальной ответственности.

Отпуск медикаментов осуществляется на основании Требования-накладной (форма 0315006).

Для того, чтобы можно было определить общую стоимость отпущенных медикаментов, заведующий аптечным складом или лицо, на то уполномоченное, производит таксировку каждого Требования-накладной. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

Напоминаем, что согласно Инструкции №25н списание медикаментов может осуществляться:

— по средней фактической стоимости,

— по фактической стоимости каждой единицы.

В соответствии с требованиями пункта 21 Приказа №747, протаксированные Требования-накладные ежедневно регистрируются по порядку номеров в Книге учета протаксированных Требований-накладных (форма 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.

По окончании месяца в Книге учета подсчитывается итоговая сумма по каждой группе медикаментов, а также общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

Пунктами 24, 25 и 26 Приказа №747 определен порядок учета вспомогательных материалов и тары.

Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку.

Тара для целей учета подразделяется на возвратную (обменную) и не подлежащую возврату.

Возвратная (обменная) тара включается в отчет заведующего аптекой, по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации. Денежные средства, ранее уплаченные поставщикам за возвратную (обменную) тару, возвращаются учреждению и относятся на восстановление кассовых расходов.

Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

Лечебная минеральная вода отпускается в отделения (кабинеты) учреждения в обменной посуде — таре, а в Требованиях-накладных стоимость минеральной воды указывается без стоимости тары.

Если в учреждении обнаружена порча лекарственных средств, то составляется Акт на списание материальных запасов (форма 0504230), хранящихся в аптеке и пришедших в негодность, а также выясняются виновные в этом лица.

Пришедшие в негодность лекарственные средства подлежат уничтожению с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способы уничтожения за подписями всех членов комиссии.

Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств утверждена Приказом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2002 года №382 (далее – Инструкция №382).

В соответствии с положениями Инструкции №382, лекарственные средства, пришедшие в негодность, лекарственные средства с истекшим сроком годности и лекарственные средства, являющиеся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме. Продажа указанных лекарственных средств запрещается.

Уничтожение лекарственных средств проводится специально созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации комиссией по уничтожению лекарственных средств. Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению.

При уничтожении лекарственных средств комиссией по уничтожению лекарственных средств составляется акт, в котором указываются:

· дата и место уничтожения;

· место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

· основание для уничтожения;

· сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

· наименование производителя лекарственного средства;

· наименование владельца или собственника лекарственного средства;

· способ уничтожения.

Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Письме от 30 декабря 2005 года №01И-838/05 «О порядке уничтожения лекарственных средств» дает следующие разъяснения:

«…порядок уничтожения лекарственных средств определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2002 года №382 «Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств».

В соответствии с Инструкцией, утвержденной данным приказом, лекарственные средства, пришедшие в негодность, лекарственные средства с истекшим сроком годности и лекарственные средства, являющиеся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, подлежат уничтожению полностью. Ответственность за уничтожение лекарственных средств несут субъекты обращения лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Передача лекарственных средств для уничтожения на предприятия, имеющие соответствующую лицензию, осуществляется собственниками или владельцами данных препаратов. Уничтожение лекарственных средств осуществляется комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.»

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе медикаментов в денежном (суммовом) выражении форма 11-МЗ по группам медикаментов.

Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами напрямую из аптечных складов поставщиков, которые снабжают медикаментами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактические учреждения.

Лекарственные средства из аптечного склада получают материально-ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям.

Срок действия доверенности для этих целей устанавливается не более, чем на текущий квартал, а на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается на срок не более одного месяца.

Полученные из аптечного склада медикаменты хранятся в отделениях (кабинетах). Запрещается получение и хранение медикаментов в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности.

Запрещается выписывать лекарственные средства из аптечного склада по одной накладной для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую их фасовку, перемещение из одной посуды в другую и замену этикеток.

В соответствии с пунктом 40 Приказа №747, учет по приходу и расходу медикаментов, а также представление отчетности в учреждениях, где нет аптек, организуется в том же порядке, что и в учреждениях, имеющих в своем составе аптеки.

Ответственность за рациональное применение и учет медикаментов, создание соответствующих условий их хранения и обеспечение материально-ответственных лиц мерной тарой несет руководитель учреждения.

Следует несколько слов сказать об особенностях учета спирта, используемого в лечебных и фармацевтических организациях.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года №102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» с 1 января 2006 года из видов деятельности, подлежащих лицензированию, исключены:

— закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;

— экспорт алкогольной продукции;

— импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Из этого следует, что не подлежит лицензированию деятельность аптечных складов и аптек, осуществляющих закупку, хранение, фасовку и реализацию спирта этилового и фармакопейного.

В отношении фармакопейного спирта следует сказать что, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон №171-ФЗ), под действие данного закона не подпадает:

«…деятельность организаций, связанная с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти».

Так как фармакопейный этиловый спирт крепостью 70 и 40% включен в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, закупка, хранение, фасовка и реализация фармакопейного спирта не лицензируются.

Аптечные и медицинские учреждения не обязаны так же представлять в налоговые органы декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Но при этом ими должны быть выполнены определенные условия, предусмотренные подпунктом 3 статьи 1 Закона №171-ФЗ:

— деятельность аптечных и медицинских учреждений должна быть связана с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических или диагностических средств, содержащих этиловый спирт, при условии регистрации таких средств уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесения их в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

— деятельность аптечных учреждений должна быть связана с изготовлением спиртосодержащих средств по индивидуальным рецептам, в том числе изготовлением гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, при условии государственной регистрации таких средств в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Если деятельность аптечного или медицинского учреждения не подпадает под соответствующее освобождение от декларирования, но при этом объем используемого этилового спирта составляет менее 200 долларов в год, то декларация в налоговые органы также не представляется.

Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией №25н.

Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

Пример 1.

В аптеку областной клинической больницы за отчетный месяц получено медикаментов на сумму 590 000 рублей ( в том числе НДС -90 000 рублей).

Медикаменты приняты к учету заведующей аптекой Селезневой В.Н.

В течение месяца из аптеки выданы медикаменты в подотчет старшей медицинской сестре хирургического отделения Болдыревой Л.Р. на сумму 236 000 рублей.

Учреждение финансируется за счет госбюджета и предпринимательской деятельности не ведет.

На основании данных первичных документов будут произведены следующие бухгалтерские записи:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей

В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице.
Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост?
Как оформляется выбытие медикаментов?

21 марта 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — 5-дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
— потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
— имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица — старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) — отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) — отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Организация учета в медицинских учреждениях

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;
  • карточки ОС-6.

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Приобретение лекарственных средств у организаций оптовой торговли, их складской и бухгалтерский учет регламентируются целым рядом нормативных документов. Спецификой учета медикаментов является их большая номенклатура, а также необходимость вести предметно-количественный учет отдельных групп препаратов.

Приобретение лекарственных средств

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) к лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты. Лекарственными средствами, разрешенными к применению для лечения пациентов, являются средства, зарегистрированные в государственном реестре (ст. 33 Закона № 61-ФЗ).
Государственный реестр лекарственных средств содержит:

перечень препаратов, прошедших государственную регистрацию, а также фармацевтических субстанций, входящих в их состав,
наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое),
лекарственную форму с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества в потребительской упаковке и другие сведения.

Лекарственные препараты, за исключением изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны быть промаркированы должным образом.
Медицинские учреждения могут закупать лекарства у производителей, организаций оптовой торговли лекарственными средствами или аптек (п. 8 ст. 45, ст. 53 Закона № 61-ФЗ). Также медицинские учреждения могут получать лекарственные средства по централизованному снабжению.
Оптовая продажа лекарственных средств медицинским учреждениям осуществляется согласно Правилам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н (далее – Правила № 1222н). Оптовой торговле подлежат лекарственные средства, включенные в государственный реестр. Организация – оптовый продавец должна иметь лицензию на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»).
Деятельность по оптовой торговле лекарствами в настоящее время должна соответствовать Правилам надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 80 (далее – Правила № 80). Указанными правилами, в частности, установлена обязанность дистрибьютора (оптового продавца) удостовериться, что поставка лекарственных средств осуществляется только организациям, имеющим разрешение (лицензию) или иные законные основания для осуществления деятельности, относящейся к обращению лекарственных средств. То есть дистрибьютор обязан запросить у учреждения копию лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Оптовая продажа готовых лекарственных средств медицинскому учреждению производится на основании заключенного договора, согласно требованиям (заявкам) учреждения.
На отпускаемые лекарственные средства оформляется сопроводительный документ, содержащий следующую информацию (п. 8 Правил № 1222н):

1) о дате оформления сопроводительного документа;
2) наименовании лекарственного средства (международное непатентованное и торговое), сроке годности и номере серии;
3) производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя;
4) количестве упаковок;
5) поставщике и покупателе (ИНН, полное наименование, местонахождение);
6) должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Бухгалтерский учет в медицине — Фирстова С.Ю. — Учебное пособие

Описание: Учебное пособие «Бухгалтерский учет в медицине» представляет уникальную подборку актуализированной информации по бухгалтерскому учету в медицине. В ней отражена специфика отраслевых особенностей медицинских учреждений (лечебно-профилактических учреждений, диспансеров, лабораторий, государственной санитарно-эпидемиологической службы, аптек и др.). После каждой главы книги «Бухгалтерский учет в медицине» приведены примеры, которые наглядно показывают применение той или иной особенности бухучета в медицине на практике.
Общий порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения
1.1. Регистрация и лицензирование деятельности медицинских учреждений
1.2. Учетная политика в медицинских учреждениях
1.3. План счетов бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения
1.4. Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета
Учет нефинансовых активов
2.1. Учет основных средств и амортизации

  • 2.1.1. Учет движения основных средств и аренды помещения
  • 2.1.2. Учет спецодежды в медицинских учреждениях

2.2. Учет нематериальных активов
2.3. Учет материальных запасов

  • 2.3.1. Учет инвентаря и прочих материальных запасов
  • 2.3.2. Учет медикаментов и перевязочных средств в медицинских учреждениях
  • 2.3.3. Учет материалов на фармацевтических предприятиях
  • 2.3.4. Учет в столовых лечебных учреждений
  • 2.3.5. Учет ГСМ и путевых листов
  • 2.3.6. Проведение инвентаризации в учреждениях здравоохранения

Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета наличных денежных средств и кассовых операций
Учет бланков строгой отчетности
4.1. Учет бланков листов нетрудоспособности
4.2. Учет санаторно-курортных путевок
4.3. Учет родовых сертификатов
Учет расчетов с работниками учреждения
5.1. Учет расчетов по оплате труда

  • 5.1.1. Система оплаты труда медицинских работников
  • 5.1.2. Аттестация в медучреждениях

5.2. Особенности расчета отпускных медицинских работников
5.3. Учет расчетов с подотчетными лицами
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в медицинских организациях
6.1. Учет средств медицинского страхования в учреждениях здравоохранения
6.2. Учет платных медицинских услуг
6.3. Учет на станциях переливания крови
6.4. Учет деятельности врача общей практики
6.5. Учет в косметологических клиниках
6.6. Учет в аптечных и фармацевтических организациях
Налогообложение в медицинских организациях
7.1. Начисление и уплата НДС и акцизов в медицинских организациях
7.2. Специальные режимы налогообложения в учреждениях здравоохранения
Ответственность медицинских и фармацевтических работников
Литература
скачать книгу: Бухгалтерский учет в медицине — Фирстова С.Ю. (3.56 Мбайт)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *