Максимальный срок командировки

Ограничения по сроку командировки – максимальная продолжительность, расчет командировочных дней по ТК РФ

Для выполнения определенного производственного задания работодатель может отправить сотрудника в командировку.

Под данным мероприятием принято понимать поездку трудящегося в другую местность на определенный срок для достижения установленных руководством целей.

Важно учесть, что стать командировочным специалистом могут только работники, которые не относятся к категории исключений.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

— если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Трудовым законодательством определена четкая технология оформления командировки. Выделен перечень документов, который должен быть составлен в обязательном порядке. Также есть бумаги, считающиеся необязательными.

Отдельные требования выдвигаются к определению продолжительности мероприятия.

Установлены ли ограничения по длительности?

На длительность служебной поездки оказывают влияние несколько факторов. На срок командировки могут повлиять:

  • особенности профессиональной деятельности предприятия-работодателя;
  • расстояние между местностью, в которой находится постоянное место работы сотрудника и местностью отправления (удаленность населенного пункта);
  • характеристики и уровень сложности работ и задач, подлежащих выполнению в командировке и др.

Следует учесть, что в трудовой документации, действующей на территории РФ, нет информации по поводу ограничений длительности рабочей поездки.

При этом важно помнить, что командировка не может иметь статус бессрочной. Продолжительность мероприятия определяется руководством организации-работодателя с учетом определенных правил.

Максимальная продолжительность по ТК РФ

Основные сведения о командировке отражены в Трудовом Кодексе РФ. В частности, данной теме уделена 166 статья ТК РФ.

Ранее максимальная длительность рабочей поездки определялась Приказом №62, который был принят еще в Советском Союзе.

Согласно нормативному акту, работодатель был вправе отправить трудящегося в командировку на срок не более, чем на 40 дней.

Специалисты, деятельность которых связана со строительными и монтажными работами, могли находиться в командировке год.

Указанная документация давно устарела и утратила свою силу.

В настоящий момент времени конкретных отметок, касающихся продолжительности командировок и ограничений по их сроку, не установлено.

В каждом случае все индивидуально. На данный показатель влияет непосредственным образом цель поездки и удаленность региона, в который отправляется сотрудник от места его постоянной работы.

Решение о длительности рабочей поездки принимается работодателем самостоятельно.

Важно учесть, что слишком длительная командировка может вызвать интерес у специалистов, контролирующих деятельность компании, к примеру, налоговых.

Незаконный перевод трудящегося на работу в другую местность считается грубым нарушением, за которое руководство фирмы может понести соответствующее наказание.

Именно поэтому к определению продолжительности рабочей поездки работодателю необходимо подойти с особым вниманием. Сроки должны быть обоснованными.

Минимальная длительность также не ограничена, поездка может быть оформлена и на один день — об однодневных командировках.

Как считать командировочные дни для оплаты?

Согласно действующему трудовому законодательству, каждый день командировки подлежит обязательной оплате. Для того чтобы определить итоговое количество времени, подлежащего оплате, необходимо обратить внимание на день отъезда и приезда.

Важно отметить, что день командировки – это сутки, на протяжении которых трудящийся находился в поездке.

Не имеет значения, что конкретно делал в это время работник – пребывал в командировочной местности или находился в пути.

К дням командировки также прибавляется дата отъезда и приезда.

При этом такие дни оплачиваются в полном объеме, вне зависимости от того, какова была их продолжительность.

К примеру, даже при условии, что выезд в поездку был осуществлен в 21:00, этот день должен быть полностью оплачен работодателем.

Аналогичным образом обстоит ситуация с приездом.

Если трудящийся вернулся из рабочей поездки в 02:00, утром того же дня он не должен выходить на работу, потому как этот день является командировочным и подлежит полноценной оплате.

Учитывается ли время в пути (отъезд и приезд) в выходной?

Ранее было указано, что день отъезда и приезда оплачивается на общих основаниях. Могут возникать ситуации, при которых дни в пути выпадают на выходные дни. Как происходит оплата в этом случае?

Для получения ответа на этот вопрос необходимо проанализировать информацию из письма Министерства труда и соцзащиты РФ №14-2-337. В нормативном акте указано, что:

  • день отъезда или приезда оплачивается в любом случае, даже если выпадает на выходной или праздничный календарный день;
  • оплата за выходные дни производится в двойном объеме. Допускается обычный вариант оплаты с предоставлением дополнительного дня отдыха – отгула.

Таким образом, дни в пути – отъезд и возвращение из служебной поездки, также входят в командировочный срок и подлежат оплате, причем в двойном размере.

Пример расчета

Предполагается, что сотрудник компании «Вымпел», инженер Миронов А.А. отправился в командировку. Дата отъезда – 2 декабря 2018 года.

Не считая этого дня, в поездке он находился полных 5 суток – с 3 по 7 декабря. Назад специалист выехал 7 числа, время прибытия – 8 декабря, 03:00.

Днями, проведенными в командировке, считаются также дни отъезда и приезда. Следовательно, в приведенном примере таковыми считаются дни с воскресенья по субботу.

На основании этого можно сделать вывод, что работодатель обязан оплатить сотруднику 7 командировочных дней.

Выводы

В настоящее время в трудовой документации нет информации, касающейся продолжительности командировок. Исходя из этого можно сказать, что никаких ограничений по длительности и сроку поездок нет.

Длительность рабочей поездки в каждом случае определяется руководителем предприятия. В процессе принятия решения он учитывает цель мероприятия, удаленность региона, в который будет отправлен сотрудник.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

— если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Практика показывает, что нередко помимо оплаты самих работ подрядчики требуют от заказчика возмещать им расходы, понесенные при исполнении договора подряда. Как правило, речь идет о расходах на проезд и проживание работников подрядчика или исполнителя, которые работают на территории заказчика. Законом это не запрещено, но, для того чтобы исключить негативные последствия таких действий для обеих сторон, важно правильно составить договор и определить его цену. В противном случае как заказчик, так и подрядчик могут «пострадать» при налогообложении.

Основные положения

Во многих случаях компенсируемыми расходами, на которых настаивает подрядчик, являются расходы, связанные с командированием его сотрудников. В связи с этим возникает вопрос, может ли заказчик компенсировать командировочные расходы организации-подрядчика без ущерба для себя? Ответим сразу, что обязанность по такой компенсации в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) не возникает, так как в трудовом законодательстве предусмотрено компенсирование расходов на проезд и проживание только «своим» работникам, отправленным в командировку (ст. 166, 168 ТК РФ).

Поэтому если организация как принимающая сторона компенсирует проезд и проживание «чужим» работникам, в том числе иностранных организаций, то данная компенсация является правом этой организации, а не обязанностью.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций является полученная налогоплательщиком прибыль. При этом в целях применения главы 25 НК РФ прибылью признаются для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документально подтвержденными являются затраты, подтвержденные документами:

оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы; косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при включении тех или иных затрат в состав расходов в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций решающее значение имеет их экономическая обоснованность, непосредственная взаимосвязь с деятельностью, направленной на получение прибыли, и их документальное подтверждение.

Расходы на командировки своих и «чужих» работников

На основании п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности:

на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; на наем жилого помещения, при этом подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные или полевое довольствие; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Отметим, что согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

Статьей 56 ТК РФ установлено, что трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Таким образом, в командировку могут направляться только работники организации, которые состоят с ней в трудовых отношениях. Это подтверждается также и нормой п. 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.08 г. № 749.

Следовательно, организация не вправе учесть затраты на выплату компенсации расходов по проезду и проживанию «чужих» работников в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций в качестве командировочных расходов. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 16.10.07 г. № 03-03-06/1/723, в котором разъяснено, что в соответствии с положениями ст. 166–168 ТК РФ и ст. 255 НК РФ российская организация вправе возмещать затраты по командировкам только в отношении штатных работников, с которыми организация заключила трудовые договоры.

Данный вывод поддерживает и УФНС России по городу Москве в письме от 29.12.08 г. № 19–12/121858, где указано также и на то, что если сотрудники головной иностранной организации не являются работниками российской организации, и расходы на их командировки в Российскую Федерацию непосредственно не связаны с деятельностью российской организации, направленной на получение доходов, то такие расходы не учитываются ею при формировании налогооблагаемой прибыли.

На то, что такие затраты не могут быть учтены, как командировочные расходы, указывают также суды, в частности, в постановлениях ФАС Уральского округа от 19.01.09 г. № Ф09-10311/08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 1.10.07 г. № А05-5368/2006–26 и др. В первом из них отмечено, что затраты налогоплательщика, связанные с проездом и проживанием аудиторов — сотрудников контрагента соответствуют критериям, установленным в п.п. 17, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Во втором разъяснено, что если между организациями заключен договор по оказанию консультационных услуг на территории заказчика, при этом договором предусмотрено, что заказчик обязан компенсировать контрагенту расходы на командировку (проезд, проживание, суточные), и данные расходы фактически произведены, документально подтверждены и экономически обоснованы, то они учитываются заказчиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п.п. 15 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что расходы по проезду и проживанию лиц, не являющихся работниками организации, рассматриваются как обоснованные, если такие расходы предусмотрены договором и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. При этом необходимо учитывать и иные критерии, установленные в п. 1 ст. 252 НК РФ, — экономическую обоснованность и документальное подтверждение. Кроме того, указанные расходы следует рассматривать не в качестве расходов на командировки, а как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), относящиеся к прочим расходам.

Договор подряда

Как было упомянуто, возможность учесть компенсационные суммы для целей налогообложения зависит от договорных отношений. Напомним, что в соответствии со ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика (например, командировочных расходов организации-подрядчика, связанных с выполнением работ), а также причитающееся ему вознаграждение. При этом стороны должны учитывать, что цена договора может быть:

фиксированной, в которой учтены все расходы подрядчика, включая запланированные расходы на командирование работников; плавающей, которая состоит из двух частей: вознаграждения по оплате стоимости работ и компенсационной суммы расходов, определяемой по факту и подтверждаемой документально.

В первом варианте сумма, полученная подрядчиком от заказчика, представляет собой выручку от выполнения работ, при этом подрядчик-плательщик НДС обязан предъявить заказчику сумму НДС, выставив ему соответствующий счет-фактуру. У заказчика, оплатившего работы подрядчика, вся сумма по договору включается в состав затрат, а НДС принимается к вычету в полном объеме.

Недостаток данного варианта состоит в том, что запланированная сумма командировочных расходов, включенная в установленную цену договора, может оказаться значительно меньше фактической, и соответственно подрядчик получит меньший доход, чем ожидал.

Второй вариант более выгодный, так как позволяет подрядчику учесть свои расходы в размере фактических затрат. Поскольку компенсационные выплаты квалифицируются в качестве составляющей цены договора, то как подрядчик, так и заказчик не несут финансовых потерь в отношении ни прибыли, ни НДС.

У подрядчика обе полученные суммы являются доходом, с которого он платит НДС в общем порядке, а заказчик учитывает эти суммы в качестве расходов, при этом он получает вычет по НДС в полном объеме.

Если подрядчик — иностранная организация

Если организация сотрудничает с иностранным подрядчиком, то имеет смысл обратить внимание на письмо Минфина России от 2.05.12 г. № 03-07-08/125, где сказано, что в соответствии с положениями ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, работ, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные работы у иностранного лица. При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации работ с учетом налога на добавленную стоимость.

С учетом того что российская организация оплачивает иностранной стоимость работ с учетом расходов, связанных с проездом и проживанием сотрудников иностранной организации, российской организации — налоговому агенту в налоговую базу по НДС следует включать все суммы денежных средств, перечисляемых иностранной организации.

Иначе говоря, российская организация как заказчик должна удержать НДС из суммы компенсации иностранной организации — подрядчика.

Если в договоре содержится условие о том, что заказчик компенсирует подрядчику расходы по командированию работников сверх цены договора, то это связано с повышенными рисками для обеих сторон, ведь согласно ст. 41 НК РФ данная сумма не может рассматриваться доходом подрядчика, следовательно, в составе выручки у него будет учтена лишь сумма вознаграждения по договору.

Кроме того, в главе 21 НК РФ нет ответа на вопрос о том, должен ли подрядчик начислять НДС с суммы полученной компенсации.

В то же время, по мнению контролирующих органов, денежные средства, полученные подрядчиком в качестве компенсации своих командировочных расходов, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ облагаются НДС, при этом исчисляется налог исходя из его расчетной ставки (письма Минфина России от 15.08.12 г. № 03-07-11/300, от 22.04.15 г. № 03-07-11/22989).

В случае если подрядчик исчисляет НДС с суммы полученной компенсации, то он вправе воспользоваться вычетом по командировочным расходам.

Несмотря на то что в составе расходов заказчик может учесть всю сумму, заплаченную по договору, у него «теряется» НДС с перечисленной суммы компенсации, так как при получении этой суммы подрядчик оформляет счет-фактуру в одном экземпляре. Следовательно, основание для получения вычета у заказчика отсутствует.

Компенсационные выплаты физическому лицу

Когда командировочные расходы возмещаются не организации, а физическому лицу, то сумма компенсации не может быть учтена в расходах заказчика. Кроме того, неясно, будет ли заказчик являться налоговым агентом по НДФЛ. Отметим, что Верховный суд Российской Федерации придерживается позиции, согласно которой оплата организацией товаров, работ, услуг (например, аренды жилья) за физическое лицо сама по себе не означает, что она должна удержать налог. Если организация осуществляет такую оплату в своих интересах, то у физического лица отсутствует личный доход, подлежащий налогообложению в соответствии с п.п. 1–2 п. 2 ст. 211 НК РФ. Такая точка зрения изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденном Президиумом ВС РФ 21.10.15 г. С данной позицией согласилась ФНС России (письмо от 3.11.15 г. № СА-4-7/19206@).

Минфин России в письме от 15.09.14 г. № 03-04-06/46030, № 03-04-06/46035 высказал мнение о том, что при оплате организацией за физических лиц, приглашенных для участия в различных мероприятиях, стоимости проезда к месту их проведения и проживания в этом месте, если такая оплата производится в интересах указанных лиц, последние получают доход в натуральной форме, облагаемый налогом. Организация в этом случае является налоговым агентом.

Однако позднее в письме от 19.11.15 г. № 03-04-06/67038 Минфин России изложил иную точку зрения, согласно которой независимо от того, была ли осуществлена оплата за физическое лицо в его интересах или нет, стоимость проезда к месту проведения мероприятий и проживания в этом месте является его доходом, полученным в натуральной форме, с которого организация должна удержать НДФЛ.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что наиболее выгодным и безопасным с точки зрения налогообложения является вариант, когда в договоре цена формируется из двух составляющих: самого вознаграждения и компенсационной выплаты, определяемой исходя из фактических расходов на основании соответствующих документов. Кроме того, в договоре должен быть предусмотрен порядок определения окончательной цены, в противном случае не исключены претензии со стороны налоговых органов.

>Продолжительность командировки не должна превышать

Продолжительность командировки не должна превышать

от 3 июля 2007 г. N 20-12/062183

Порядок направления сотрудников в командировку регулируется Инструкцией о служебных командировках в пределах СССР, утвержденной Минфином СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 (далее — Инструкция).

При этом в п.

4 Инструкции установлено, что срок командировки работников определяется руководителями объединений, предприятий, учреждений, организаций.

Данный срок не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути.

Следовательно, направление работника в другую местность на срок более 40 дней рассматривается в качестве временного перевода работника на работу в другую местность (изменение места работы).

На основании п.

6 Инструкции фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с пребыванием работника организации вне места основной работы более 40 дней, не могут быть квалифицированы как командировочные расходы.

гражданской службы РФ

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Если в командировку направлен иностранец, временно пребывающий в России, срок командировки не должен превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу (п. 1 постановления Правительства РФ от 17 февраля 2007 г.

№ 97).

Ситуация: каков максимальный срок загранкомандировки

Работа некоторых категорий персонала связана с постоянными разъездами.

К ним относятся курьеры, экспедиторы, водители, проводники и т.

д. Поездки таких сотрудников командировками не признаются (ст.

166 ТК РФ).

– территориальная удаленность от фирмы;

– наличие хотя бы одного стационарно оборудованного рабочего места.

Считаю что служебная поездка и есть командировка — чуть выше смотрите 40 дней максимум, а иначе — структурное подразделение — возникновение рабочиъх мест — я так думаю.

Объясните пожайлуста.

Надо ехать в в Волгоградскую область (сразу в 5 городков) на 45 дней с дорогой. В отделе кадров говорят,что это возможно если это не в одном налоговом округе (если в разных налоговых округах то насколько угодно).

Что входит в налоговый округ? И чем это черевато?

Сколько раз в году можно отправлять работника по приказу в служебную командировку и на сколько дней?

Требуется ли согласие работника?

При этом указанные лица должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку (ст.ст. 259, 264 ТК РФ). В остальных случаях получать согласие работника при направлении его в служебную не требуется.

На основании вышеизложенного трудовое законодательство не устанавливает ограничений по периодичности направления работника в служебные командировки.

По общему правилу срок командировки не может превышать 40 дней.

8.1. Длительность командировки

Трудовой кодекс РФ не определяет длительность служебной командировки, поэтому срок командировки может быть любым. Организация может определить такой срок самостоятельно внутренними нормативными документами.

Более того, здесь еще стоит упомянуть о налоговых последствиях длительных. Дело в том, что некоторые налоговики на местах считают, что служебная командировка любого работника в производственных целях на срок более одного месяца означает, что у предприятия возникает обособленное подразделение в месте, по месту нахождения которого оно обязано встать на налоговый учет.

Именно такого мнения придерживаются и налоговые органы.

Одним из обоснований того, что организация создала рабочее место, может являться договор аренды нежилого помещения места, куда командированы работники. Об этом свидетельствует и арбитражная практика.

В качестве примера можно привести Постановления ФАС Московского округа от 5 декабря 2003 г.

по делу N КА-А41/9770-03.

По итогам проверки налоговый орган оштрафовал организацию за то, что она работала без постановки на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения.

проводились командировочными работниками, и подало исковое заявление в арбитражный суд. Арбитражный суд при рассмотрении данного дела согласился с доводами налогового органа и в исковом заявлении обществу отказал.

В вынесенном решении было указано, что организация арендовала нежилое помещение в месте командировки, которое использовалось для размещения канцелярии. Таким образом, для канцелярии были созданы рабочие места, подконтрольные предприятию.

Подтверждением этого служат договоры аренды, заключенные с Комитетом по управлению имуществом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *