Ликвидационный баланс составляется для

Правила составления ликвидационного баланса.

Ликвидационный баланс – финансовый документ, но закон не предусматривает порядок составления ликвидационного баланса, лишь указывает на моменты, которые должны быть учтены.

  • Составление ликвидационного баланса – обязанность и полномочие ликвидационной комиссии, на которую возлагаются все полномочия по управлению организацией в период ликвидации.
  • Ликвидационный баланс утверждается учредителями на общем собрании, о чем должна быть отметка на самом документе, либо к балансу оформляется приложение о решении об утверждении.
  • В отношении организаций со специальным правовым положением ликвидационный баланс должен быть согласован. Например, ликвидационный баланс кредитных организаций должен быть согласован с Банком России.
  • В заголовке должно быть наименование документа «Ликвидационный баланс» и проставлена дата.
  • Ликвидационный баланс подписывает председатель ликвидационной комиссии.
  • Ликвидационные балансы, как и все документы, сформированные в процессе ликвидации, необходимо сдать в архив.

Ликвидационный баланс включается в комплект документов, представляемых в налоговую для регистрации организации в связи с ликвидацией.

Для регистрации ликвидации в налоговую инспекцию, как регистрирующий орган, подаются:

  • заявление, подписанное председателем ликвидационной комиссии. Подпись нотариально заверяется;
  • документ об оплате госпошлины – 800 рублей;
  • ликвидационный баланс;
  • документ о снятии учета в ПФР. Этот документ может быть запрошен налоговой инспекцией в ПФР по каналам межведомственного взаимодействия.

В промежуток времени до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации необходимо:

  • платить налоги и отчитываться в налоговую при ведении какой-то деятельности, например, продаже имущества;
  • сдавать нулевую отчетность, если деятельность свернута.

Промежуточный ликвидационный баланс и порядок его составления

Говоря о ликвидационном балансе (далее – ЛБ), в первую очередь нужно отметить, что это не один документ, а, как минимум, два – промежуточный и итоговый. «Как минимум» – потому, что промежуточный ЛБ при определенных условиях может составляться несколько раз.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ процесс ликвидации юридического лица начинается с публикации соответствующего объявления в СМИ. В объявлении, в частности, указывается и срок для предъявления кредиторами претензий к ликвидируемому предприятию. Указанный срок по закону должен быть не менее двух месяцев. В течение этого периода ликвидационная комиссия взыскивает дебиторскую задолженность и рассматривает получаемые требования кредиторов.

После завершения данных мероприятий и составляется промежуточный ЛБ. Конкретные временные рамки для его формирования ГК РФ не устанавливает. Главное – чтобы к этому моменту истек срок, установленный для предъявления претензий кредиторов. Также должны быть завершены все судебные разбирательства и закончены налоговые проверки. Промежуточный ЛБ содержит сведения об имуществе и других активах предприятия, а также о требованиях кредиторов (учитывая их рассмотрение ликвидационной комиссией).

На текущий момент законодательство не содержит каких-то специальных правил составления ЛБ (как промежуточного, так и итогового). Поэтому обычно его составляют на основе действующей формы бухгалтерского баланса с пометкой «ликвидационный баланс». Образец заполнения в 2017 г.

Промежуточный ЛБ утверждается собственниками предприятия и подписывается председателем ликвидационной комиссии, либо арбитражным управляющим в случае, если ликвидация осуществляется через банкротство.

Обязанность сдавать промежуточный ЛБ в налоговые органы в законе прямо не предусмотрена. Ликвидатор должен лишь уведомить регистрирующий орган об его составлении (п. 3 ст. 20 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001.).

Однако на практике этот документ обычно сдают в налоговые органы вместе с уведомлением по форме Р15001, т.к. в противном случае налоговые органы впоследствии не смогут проверить достоверность итогового ЛБ.

В большинстве случаев промежуточный ЛБ составляется один раз, но в некоторых случаях его приходится формировать два раза и даже более. Речь идет о ситуациях, когда после сдачи первого промежуточного баланса выявляются дополнительные претензии кредиторов либо доначисляются налоги по результатам проверки. Требования кредиторов в этом случае признаются не любые, а только подтвержденные решением арбитражного суда, либо признанные самой ликвидационной комиссией.

Итоговый ликвидационный баланс – должен быть нулевым, или нет?

Данный вопрос по сути сводится к тому, когда следует распределять среди собственников оставшееся после гашения всех долгов имущество – до ликвидации предприятия или после. Статья 63 ГК РФ однозначного ответа на этот вопрос не дает, поэтому возможны оба варианта, каждый из которых имеет свои недостатки.

Первый вариант заключается в том, что итоговый баланс сдается и предприятие ликвидируется только после полного распределения имущества. В этом случае ликвидация может затянуться на неопределенный срок. Это может произойти, например, если у организации есть «проблемная» дебиторская задолженность, или между учредителями возникли споры по поводу распределяемых объектов.

При втором варианте сдача итогового баланса и ликвидация предприятия осуществляется сразу после завершения расчетов по гашению задолженностей, а имущество распределяется между собственниками уже после ликвидации. Данный вариант не может быть использован, если у предприятия остаются в собственности объекты, облагаемые налогом на имущество или транспортным налогом. В данном случае задолженность предприятия по этим налогам будет начисляться до момента передачи имущества учредителям. Т.е. ликвидация до фактической передачи облагаемых объектов и гашения задолженности по налогам будет невозможна.

Таким образом, нет однозначного ответа на вопрос, должен ли быть нулевым итоговый ликвидационный баланс. Пример нулевого баланса по новой форме:

Выводы

При ликвидации предприятия составляются два ликвидационных баланса – промежуточный и итоговый. Промежуточный содержит информацию об имуществе и претензиях кредиторов. Итоговый составляется после гашения всех задолженностей и завершает процедуру ликвидации. Он может быть нулевым или содержать сведения об оставшихся активах, в зависимости от принятого решения по регламенту распределения этих активов между учредителями.

Автор статьи:

Елена Мамукова

Консультант Получить консультацию Актуальность статьи проверена:
13.06.2018

Прежде чем составлять годовую отчетность, следует выполнить обязательную операцию по реформации баланса. Здесь мы разберем, в чем сущность такой процедуры, какие проводки по бухучету сформировать и как реализована реформация баланса в 1С 8.3 на примере конфигурации «1С:Бухгалтерия ПРОФ», релиз 3.0.61.47.

Что понимается под «реформацией баланса»

Реформация баланса – это операция по списанию прибыли (либо убытка) по итогам финансового года, выполняющаяся в два этапа:

  1. Закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе всех субсчетов открытых в течение года и накопившихся на этих субсчетах сумм. В течение финансового года бухгалтерские проводки по 90 и 91 счетам формируются в разрезе субсчетов нарастающим итогом. Доходы и выручка от продажи отражается по дебету субсчетов 90.01 и 91.01. Расходы, себестоимость, управленческие и коммерческие расходы, НДС отражаются по кредиту субсчетов 90.02, 90.03, 90.07, 90.08, 91.02. Для ежемесячного определения финансового результата применяются счета 90.09 и 91.09. Закрытие счетов 90 и 91 при реформации баланса сводится к тому, что должны быть закрыты все без исключения субсчета на счетах 90 и 91.
  2. Закрывается счет 99 «Прибыли и убытки». На счете 99 в разрезе субсчетов также в течение года складывается финансовый результат, который по итогам года должен быть отнесен на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Закрытие счета 99 сначала происходит внутри субсчетов 99.01, 99.02 на счет 99.09. Затем счет 99.09 закрывается на 84.01 или 84.02 в зависимости от характера финрезультата – прибыли или убытка.

Реформация баланса проводится только после того, как в учете отражены все первичные хозяйственные операции. Дата проведения такой процедуры – 31 декабря.

Реализация реформации в 1С

В «1С:Бухгалтерии» реформация баланса проводится в рамках закрытия периода, в частности, декабря. В декабре при закрытии месяца становится доступен соответствующий раздел в меню «Операции–Закрытие периода–Регламентные операции–Реформация баланса». Вот как выглядит процесс перед закрытием месяца, но до проведения операции:

Реформация – крайняя операция в перечне операций закрытия декабря. Ее невозможно выполнить, пока осталась невыполненной хотя бы одна расположенная выше операция.

Для проведения реформации баланса выполним закрытие месяца, нажатием на одноименную кнопку:

В конфигурации запустится алгоритм расчета регламентных операций в последовательности, указанной на схеме. По мере выполнения каждой регламентной операции, она будет выделяться зеленым цветом с установкой флага «Проведен»–»V».

Результатом выполнения операции реформации являются сформированные бухгалтерские проводки. Увидеть и проверить их можно в текущем рабочем месте, используя команду «Показать проводки» из списка возможных действий, который открывается по нажатию правой кнопки мыши на строку «Реформация баланса»:

Результаты реализации реформации баланса

Проанализируем, какие именно проводки сформированы после реформации баланса. Все проводки делятся на два типа операций – реформация баланса и закрытие года, причем, располагаются проводки так – сначала реформация баланса, а потом – закрытие года, хотя по логике бухгалтерского учета последовательность действий происходит наоборот. Это связано с техникой реализацией реформации в ПП.

Итак, проводки при реформации баланса:

Проводки по закрытию года:

Логика проводок полностью соответствует принципу реформации, описанному в начале статьи.

Просмотр проводок через рабочее место закрытия периода не всегда удобен. Оперативный доступ к проводкам, сформированным регламентными операциями, можно также осуществить через соответствующий раздел в меню «Операции–Регламентные операции–Реформация баланса»:

Для удобства анализа в списке установлен отбор по виду операции.

Проверка корректности реформации баланса

Чтобы убедиться в корректности операции реформации сначала сформируем типовые бухгалтерские отчеты для счетов 90 и 91.

Конечное сальдо равно нулю для каждого субсчета счетов 90 и 91. Первый этап реформации выполнен правильно.

Проверим состояние счета 99. Используем для этого аналогичный типовой отчет «Анализ счета».

Конечное сальдо равно нулю для каждого субсчета счета 99.

В начале статьи упоминалось, что счет 99 закрывается на счет 84. Принцип закрытия зависит от характера финансового результата.

Если предприятие получает прибыль, то формируется проводка Д 99.09 – К 84.01.

Если предприятие получает убытки, то формируется проводка Д 84.02 – К 99.09.

Здесь получена прибыль, что наглядно демонстрирует анализ счета 84.

>Ликвидационный баланс (окончательный) в 2019 году

После составления окончательного ликвидационного баланса

После того как окончательный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица, принявшие решение о ликвидации. Для этого им необходимо оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Вместе с окончательным балансом ликвидационная комиссия передает в распоряжение учредителей (участников) всё оставшееся после расчетов с кредиторами имущество. Эти активы должны быть распределены между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале.

Как только все расчеты произведены, в налоговую инспекцию необходимо подать окончательный пакет документов для ликвидации:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженности (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *