Ликвидационный баланс как составить

Ликвидационный баланс. Окончательные расчеты с учредителями

Ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами Цель такого баланса — отразить информацию об активах, которые остались у компании после погашения долгов и получения дебиторской задолженности, но до расчетов с собственниками.

Имущество, оставшееся после удовлетворения их требований, передается собственникам компании (п. п. 5 и 7 ст. 63 ГК РФ).

Это распределение производится на основании ст. 58 Закона N 14-ФЗ. Она тоже устанавливает специальную очередность, а именно:

— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной ранее, но не выплаченной части прибыли (в балансе эта задолженность отражается по счету 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Дивиденды»);

— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Окончательный ликвидационный баланс представляется собственникам после завершения всех ликвидационных операций (реализации имущества, истребования дебиторской задолженности, погашения кредиторской задолженности).

В этом последнем балансе собственники видят объем и состав имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами и подлежащего распределению между собственниками.

Этот баланс им нужен для принятия решения о том, какое именно имущество кому будет передаваться (если на балансе есть не только деньги, но и неденежные активы тоже).

Бухгалтерская отчетность

Письмом ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101 было обращено внимание на то, что организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана сдавать бухгалтерскую отчетность в общем порядке. Каких-то особых требований к форме и содержанию отчетности ликвидируемой организации не предъявляется, кроме заключительной бухгалтерской отчетности.

Статья 17 Закона о бухгалтерском учете обязывает составлять последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

При этом указано, что последняя отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Таким образом, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основе утвержденного ликвидационного баланса и сведений о фактах хозяйственной жизни за период с даты утверждения данного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица.

Подавать ликвидационный баланс в инспекцию не требуется (см. Письмо Минфина России от 04.03.2015 N 03-02-07/1/11378).

После продажи имущества и окончательного расчета с кредиторами ликвидационная комиссия составляет баланс, на основании которого принимается решение о распределении оставшегося имущества компании между собственниками.

Рассмотрим эту ситуацию на примерах.

Пример

ООО приняло решение о ликвидации.

Ликвидационный баланс на момент закрытия фирмы выглядит так:

Актив

Пассив

Наименование статьи баланса

Сумма (руб.)

Наименование статьи баланса

Сумма (руб.)

Основные средства

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

100 000

Запасы

60 000

Добавочный капитал (без переоценки)

70 000

НДС по приобретенным ценностям

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

(110 000)

Дебиторская задолженность

Заемные средства

Денежные средства и денежные эквиваленты

Баланс

60 000

Баланс

60 000

В бухгалтерском учете баланс будет закрыт следующими проводками:

Дебет 83 Кредит 80

— 70 000 руб. — добавочный капитал присоединен к уставному капиталу;

Дебет 80 Кредит 84

— 110 000 руб. — списан убыток;

Дебет 80 Кредит 75

— 60 000 руб. — имущество распределено между учредителями;

Дебет 75 Кредит 10

— 60 000 руб. — имущество получено учредителями.

Пример

В ООО два участника, доли каждого из которых в уставном капитале составляют 30% (юрлицо) и 70% (физлицо).

Размер уставного капитала — 100 000 руб.

Согласно ликвидационному балансу нераспределенная прибыль общества составляет 1 000 000 руб. Кредиторской задолженности нет, она погашена.

Итого пассивов — 1 100 000 руб. (100 000 + 1 000 000).

То есть все пассивы представлены собственным капиталом.

Активы — денежные средства на расчетном счете в сумме 1 100 000 руб.

При выплатах участникам ООО выступает налоговым агентом.

С 01.01.2015г. подлежат удержанию и перечислению в бюджет налоги по ставке 13%: у юрлица — налог на прибыль в сумме 42 900 руб. ((1 100 000 руб. x 30% руб.) x 13%), у физлица — НДФЛ в сумме 100 100 руб. (1 100 000 руб. x 70% x 13%).

В этой ситуации бухгалтер ООО применит проводки:

Дебет 80 Кредит 75

— 100 000 руб. — списан уставный капитал;

Дебет 84 Кредит 75

— 1 000 000 руб. — распределена прибыль;

Дебет 75 Кредит 68

— 143 000 руб. (42 900 + 100 100) — удержаны налоги из доходов участников;

Дебет 68 Кредит 51

— 143 000 руб. — перечислены удержанные налоги;

Дебет 75 Кредит 51

— 957 000 руб. (1 100 000 — 143 000) — произведены выплаты участникам.

Остатки в балансе на дату ликвидации будут нулевыми.

Ликвидация предприятия – процесс трудоёмкий и затратный. Ситуация несколько упрощается, если учредитель у общества один. Значительно снижается документооборот. Также отпадает необходимость проводить общие собрания и оформлять протоколы.

Условия

Ликвидация ООО может быть 3-ёх различных видов:

добровольная учредитель сам принял решение, что предприятие больше функционировать не будет. Для такой ликвидации есть несколько причин. Например, предприятие создавалось для выполнения определённого вида
реорганизация то есть прекращение деятельности одного предприятия посредством слияния с другими
принудительная это ликвидация по решению суда. Фактически – это банкротство общества

Для ликвидации предприятия существует несколько условий:

  • истечение срока, на который данное предприятия создавалось;
  • цель, для которой создавалось предприятие, достигнута.

Эти условия можно отнести как к добровольной ликвидации, так и к реорганизации. Принудительное прекращение деятельности возможно при наличии следующих условий:

  • общество осуществляло свою деятельность без необходимых разрешительных документов;
  • общество осуществляло деятельность, которая запрещена законодательством или с многократными нарушениями законов;
  • общество действовало в противоречие своему уставу;
  • регистрация самого общества, как юридического лица, признана недействительной;
  • общество отвечает признакам финансовой несостоятельности.

Порядок

Чтобы общество с единственным участником прекратило свою деятельность на законных основаниях, необходимо соблюсти определённый порядок.

Ликвидировать ООО с единственным участником намного проще, чем когда учредителей 2-ое и больше. Нет необходимости проводить общие собрания и голосования.

Порядок прекращения деятельности ООО следующий:

  • единственный участник должен оформить решение о ликвидации ООО. В этом документе должна содержаться следующая информация:
    • порядковый номер решения единственного участника;
    • дата и место принятия решения;
    • утверждение желания учредителя прекратить деятельность данного ООО;
    • назначение члена (или членов) ликвидационной комиссии. О каждом члене необходимо указать полностью ФИО, паспортные данные и должность в комиссии;
    • подпись единственного участника с расшифровкой и указанием должности.
  • на основании решения о ликвидации, необходимо заполнить форму Р15001 и форму Р15002. Форма Р15001 уведомляет налоговую инспекцию о том, что данное юридическое лицо будет ликвидировано, а форма Р15002 о назначении ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего (в случае банкротства общества). Оба этих документа должны быть заверены у нотариуса. В каждом из этих документов есть графа «подпись заявителя». При добровольном прекращении деятельности. Здесь должна стоять подпись единственного учредителя;
  • теперь все эти документы необходимо передать в ФНС по месту регистрации общества. Инспектор регистрирует эти документы, и только после этого можно начинать фактический процесс ликвидации. Документы должны быть поданы в 3-ёхдневный срок с момента принятия решения участника о ликвидации;
  • необходимо уведомить ПФР и другие внебюджетные фонды;
  • затем нужно публично объявить о прекращении деятельности общества. Делается это с помощью специального издания «Вестник государственной регистрации». Это еженедельное издание, в котором публикуются сведения о закрывающихся фирмах.

Публичное оповещение необходимо для того чтобы в течение 2-ух месяцев (этот срок учредитель может увеличить, но не уменьшить) кредиторы могли предъявить свои требования ликвидируемому предприятию.

Если этого не сделать, то долги перед таким контрагентом «сгорают». Однако он может обжаловать срок в суде, представив доказательства того, что он не был должным образом уведомлён о ликвидации общества.

Поэтому рекомендуется разослать своим контрагентам письменные уведомления о предстоящем прекращении деятельности.

Уведомление оформляется в свободной форме. Главное – оно должно быть письменным и подписано единственным участником ООО:

  • составление промежуточного ликвидационного баланса. Этот документ составляется через 2 месяца после публичного оповещения. Здесь отражаются все долги фирмы перед кредиторами (включая государство), наличие денежных средств в безналичной и наличной форме, а также нематериальных активов. О том что такой баланс составлен, необходимо уведомить ФНС по форме Р15003. Этот документ подписывается учредителем и заверяется у нотариуса;

  • если у предприятия ест долги. То их необходимо погасить в кротчайшие сроки. Делается это за счёт средств и имущества общества. Долги погашаются не только перед контрагентами, но и перед сотрудниками и государством. Пока не будут погашены все долги, предприятие не будет ликвидировано;
  • составление ликвидационного баланса. О составлении этого документа также нужно уведомить налоговиков по той же форме З15003. Этот документ также подписывается учредителем и заверяется у нотариуса;
  • подаётся в ФНС заявление о ликвидации по форме Р16001. Этот документ также заверяется нотариусом. Сдаётся это заявление в налоговую инспекцию только после того, как заявитель оплати государственную пошлину в размере 800 рублей. Документ об оплате прикладывается к заявлению;
  • внесение сведений о прекращении деятельности данного общества в ЕГРЮЛ и выдача заявителю соответствующей выписки.

Образец заявления в ПФР о ликвидации ООО вы можете посмотреть в статье: заявление о ликвидации ООО.

Способы ликвидации ООО с долгами рассматриваются на этой странице.

С долгами

Перед тем как полностью прекратить свою деятельность, ООО должно погасить все долги, включая долги по заработной плате и налогам. Делается это за счёт собственных средств.

Если их не хватило, то имущество общества реализуется с публичных торгов. Полученная сумма будет направлена на погашение долгов. Если же и этих средств не хватит, то предприятие можно ликвидировать только путём банкротства.

Долги погашаются в порядке очерёдности, которая представлена в п. 1 ст. 64 ГК РФ:

  1. Первая очередь – это выплаты компенсационного характера, имеющие отношение к:
    • Нанесению вреда жизни и здоровью работников;
    • Моральному ущербу;
    • Нарушению безопасности при строительстве или эксплуатации знаний, приведших к разрушению или повреждению этих объектов.
  2. Вторая очередь – это выплата долгов по заработной плате сотрудников, а также вознаграждений авторам по авторским договорам;
  3. Расчёты с кредиторами;
  4. Расчёты по налогам и сборам, пеням и штрафам перед ФНС, ПФР и внебюджетными фондами;
  5. Остальные долги.

Если и этих средств не хватает, то единственный участник общества привлекается к ответственности. Но, в ООО он отвечает по долгам общества только размером своего вклада в уставный капитал общества, то есть всем уставным капиталом.

Но, уставный капитал уже был пущен на погашение долгов перед кредиторами, а отвечать своим имуществом по долгам общества, единственный участник не обязан.

Если арбитражный управляющий, который назначается судом для ведения процедуры банкротства, не изыщет оптимальных путей для погашения долгов, вся непогашенная задолженность будет списана. Исключение – будет установлен факт фиктивного и преднамеренного банкротства!

При нехватке средств на погашение долгов, процедура банкротства будет проходить по упрощённой схеме, и займёт меньше времени, чем обычное банкротство.

Ликвидация ООО с единственным участником проходит по «упрощённой» схеме, так как отсутствует необходимость собраний и получения согласия всех учредителей. Это значительно сокращает документооборот и экономит время.

Про сведения о ликвидации юридического лица рассказывается в статье: ликвидация юридического лица.

Порядок ликвидации юридического лица вы можете .

Ликвидация филиала бюджетного учреждения описывается в этой статье.

>Ликвидационный баланс (окончательный) в 2019 году

После составления окончательного ликвидационного баланса

После того как окончательный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица, принявшие решение о ликвидации. Для этого им необходимо оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Вместе с окончательным балансом ликвидационная комиссия передает в распоряжение учредителей (участников) всё оставшееся после расчетов с кредиторами имущество. Эти активы должны быть распределены между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале.

Как только все расчеты произведены, в налоговую инспекцию необходимо подать окончательный пакет документов для ликвидации:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженности (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *