Льготы по уплате госпошлины

Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:

  • 1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;
  • 1.1) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года, — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений;
  • 2) Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • 3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
  • 4) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;
  • 5) Центральный банк Российской Федерации — при обращении за совершением установленных настоящей главой юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;
  • 6) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
  • 7) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации;
  • 8) государственные и муниципальные музеи, негосударственные музеи федерального значения, государственные и муниципальные архивы, библиотеки, иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей, в том числе при продлении срока временного вывоза культурных ценностей;
  • 9) физические лица — авторы культурных ценностей — за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей;
  • 10) органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций;
  • 11) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • 12) физические лица — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой.

Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, в отношении совершения действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является лицом, относящимся к любой из категорий, указанных в настоящем подпункте;

13) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

14) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на неё, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является инвалидом, обучающимся организации, осуществляющей образовательную деятельность, — за совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса.

Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом;

15) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

16) физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, — за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации;

17) физические лица — за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве;

18) некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, — за предоставление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций.

2. Основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в подпунктах 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, является удостоверение установленного образца.

Льготы, предусмотренные подпунктом 14 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от её уплаты, или вместе с указанным документом.

Основанием для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом 15 пункта 1 настоящей статьи, является документ, выданный в установленном порядке.

3. Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

  • 1) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию;
  • 2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;
  • 2.1) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и прибывшему на территорию инновационного центра «Сколково»;
  • 2.2) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
  • 2.3) за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
  • 3) за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;
  • 4) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;
  • 4.1) за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
  • 4.2) за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;
  • 4.3) за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
  • 4.4) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства Российской Федерации;
  • 4.5) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьёй 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • 5) за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;
  • 6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;
  • 7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • 8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество;
  • 8.1) за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;
  • 8.2) за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
  • 9) за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  • 10) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);
  • 10.1) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);
  • 10.2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;
  • 10.3) — 10.4) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);
  • 10.5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;
  • 10.6) — 10.7) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);
  • 10.8) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;
  • 10.9) — 10.10) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);
  • 11) за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;
  • 12) за проставление апостиля на истребуемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям физических лиц, проживающих за пределами территории Российской Федерации;
  • 13) за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на государственную регистрацию до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • 14) за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • 15) за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных для подтверждения государственной регистрации до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • 16) за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • 17) за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • 18) за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • 19) за выдачу разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения по заявлениям, поданным до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также по заявлениям, поданным после дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», на основании экспертиз, проведенных до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • 20) за государственную регистрацию юридических лиц, созданных FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями (в том числе Российским футбольным союзом), Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, производителями медиаинформации FIFA, вещателями FIFA, коммерческими партнерами FIFA, контрагентами FIFA, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • 21) за аккредитацию филиалов иностранных организаций, созданных на территории Российской Федерации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, производителями медиаинформации FIFA, вещателями FIFA, коммерческими партнерами FIFA, контрагентами FIFA, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • 22) за выдачу приглашения иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно;
  • 23) за выдачу визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или за продление срока действия этой визы в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно;
  • 23.1) — 23.4) утратили силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 30.11.2016 N 404-ФЗ;
  • 24) за совершение юридически значимых действий, указанных в статье 333.33 настоящего Кодекса, в случае, если такие действия совершаются в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»;
  • 25) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним;
  • 26) — 27) утратили силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 29.11.2014 N 381-ФЗ;
  • 28) утратил силу с 1 мая 2015 года. — Федеральный закон от 29.11.2014 N 381-ФЗ;
  • 29) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), лицам, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имевшим на момент подачи заявления о выдаче такого документа действительный паспорт гражданина Украины для выезда за границу и первично обращающимся за получением паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
  • 30) за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства лицам, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имевшим на момент подачи заявления о выдаче таких документов действительные водительские удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на транспортные средства, выданные на территории Украины, и первично обращающимся за получением национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
  • 31) утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 157-ФЗ (ред. 30.11.2016);
  • 32) за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

4. Утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 221-ФЗ.

Льготы, предусмотренные налоговым законодательством

Для лиц, обладающих специальным статусом

От уплаты государственной пошлины в суды освобождаются:

  • лица, являющиеся героями Советского Союза, героями Российской Федерации (награжденные медалью «Золотая Звезда»), полными кавалерами ордена Славы (I, II и III степеней);
  • лица, являющиеся инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концентрационных лагерей и мест насильственного содержания, основанных фашистами (и их союзниками), а также военнопленные, бывшие в плену в период Великой Отечественной войны.

При подаче исковых заявлений

Истцы при подаче заявлений по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, мировым судьям, Верховному Суду Российской Федерации согласно гражданско-процессуальному законодательству РФ и законодательству об административном судопроизводстве:

  • о взыскании заработной платы, пособий и иных требований, вытекающих из трудовых отношений;
  • о взыскании алиментов;
  • о компенсации вреда, который наступил вследствие увечья или другого повреждения здоровья;
  • о компенсации вреда, вызванного смертью кормильца;
  • о компенсации материального и (или) морального вреда, наступившего в результате преступления;
  • о компенсации материального и (или) морального вреда, наступившего в результате уголовного преследования по предмету нарушения прав и свобод;
  • об удочерении и (или) усыновлении ребенка;
  • об защите прав и детей;
  • об обеспечении законных интересов и прав инвалидов при заявлении иска неимущественного характера.

В иных случаях

Кроме того, освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции закреплено в следующих случаях:

  • при выдаче документов организациям и физическим лицам по гражданским делам о взыскании алиментов на нетрудоспособных членов семьи и уголовным делам;
  • для сторон в процессе при подаче ими апелляционных либо кассационных жалоб по гражданским делам о разводах;
  • при поступлении в суд от физических лиц и организаций заявления об отсрочке исполнения вынесенного решения, об изменении способа (порядка) исполнения, о новом производстве по делу в связи с заново открывшимися обстоятельствами, о повороте исполнения решения суда, о пересмотре заочного решения судебным органом, его вынесшим;
  • при подаче административного иска, заявления об обжаловании действий (или бездействия) пристава-исполнителя, жалобы по делу об административном правонарушении. При подаче частной жалобы на определение суда (в числе прочего, об обеспечении иска, о замене одной формы обеспечения другой, об использовании средств первоначальной защиты по административному иску, об отказе в суммировании или снижении размера штрафа, назначенного судом);
  • при подаче в суд физическими лицами жалоб по уголовным делам в порядке кассации, оспаривающим правомерность компенсации имущественного вреда, полученного в результате преступления;
  • по вопросам применения законов о восстановлении в правах жертв политических репрессий — для реабилитированных лиц, а также лиц, признанных государством пострадавшими от политических репрессий (исключение — споры между данными лицами и их наследниками);
  • при подаче заявлений о несогласии с отказом в оформлении прошения о признании граждан вынужденными переселенцами и беженцами;
  • по делам административного судопроизводства о госпитализации лица в психиатрическое медицинское учреждение без добровольного согласия и (или) психиатрическом обследовании в недобровольном порядке — для административных истцов;
  • по искам о предоставлении права автору использования результата своей умственной деятельности, монопольное право на который находится у иного лица.

Прокуроры являются теми, кто освобождается от уплаты госпошлины в суд, если обращаются с заявлениями об охране прав, законных интересов и свобод граждан, интересов Российской Федерации в целом, субъектов РФ и муниципальных образований в частности.

При подаче прошения о проверке приговора, вступившего в законную силу, постановления, определения, решения суда от уплаты госпошлины освобождается Уполномоченный по правам человека в РФ.

Если в качестве истца (в т.ч. административного) или ответчика выступает государственный орган (федеральные министерства, службы, агентства), орган местного самоуправления, то госпошлина ими не оплачивается.

По искам в интересах потребителей, которые предъявляются специальными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления либо объединениями потребителей — государственная пошлина также не оплачивается.

Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска

Согласно ч. 2, 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, при рассмотрении административных и гражданских дел в судах от государственной пошлины при сумме иска до одного миллиона рублей освобождаются:

  • истцы по делам, основанием для которых является нарушение прав потребителей;
  • общественные организации и объединения инвалидов;
  • ветераны боевых действий, военной службы по делам о защите своих прав;
  • пенсионеры по делам материального характера к Пенсионному фонду Российской Федерации и негосударственным пенсионным фондам.

При цене иска, выходящей за рамки 1 000 000 рублей, данные плательщики оплачивают государственную пошлину с суммы, которая превышает один миллион рублей.

Следует подчеркнуть, что во исполнение требований ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суд вправе освободить плательщика от уплаты государственной пошлины, уменьшить её размер или предоставить отсрочку (рассрочку) в её оплате, основываясь на материальном положении плательщика.

Сколько стоит оформление наследства у нотариуса

На то, сколько берет нотариус за оформление наследства, влияет количество вступивших в наследство. Когда наследников несколько, госпошлину должен заплатить каждый из них (ст.333.25 НК). Подробнее о дополнительных расходах и о том, сколько стоит вступить в наследство, читайте .

Первым этапом принятия наследства является написание заявления о вступлении в наследство. Делается это после кончины наследодатели при открытии нотариусом наследственного дела. Тогда же рассчитывается стоимость оформления наследства у нотариуса. На данном этапе наследникам нужно оплатить тарифы нотариуса при оформлении наследства за подтверждение подлинности подписей наследников.

Не все услуги нотариуса платные. Если вначале, перед тем, как вступать в права наследования, наследник хочет только проконсультироваться, он может получить бесплатную консультацию нотариуса по наследству. Сделать это можно на сайтах бесплатной юридической помощи или по телефону.

На то, сколько стоят услуги нотариуса при оформлении наследства, влияет две составляющих:

  1. Госпошлина, размер которой указывается в Налоговом кодексе (статья 333.24);
  2. Плата за услуги правового, а также технического характера (размеры платы определяются в регионах по решению нотариальных палат субъектов Российской Федерации).

В качестве примера можно привести расценки нотариуса при оформлении наследства в Москве и Московской области. За вступление в наследство придётся отдать за услуги нотариуса 900 рублей. Эта сумма складывается из госпошлины в размере 100 рублей и 800 рублей за услуги технического и консультационного характера. Размеры тарифов могут быть разными и зависят от региона, в котором открывается наследственное дело.

Стоимость свидетельства, подтверждающего права на наследство

Важно учитывать стоимость услуг нотариуса при оформлении наследства. Большего всего расходов приходится на то, чтобы получить свидетельство о праве на наследство. Нотариус выдает этот документ только после того, как ему будет предоставлен полный комплект необходимых бумаг: справка из БТИ на недвижимое имущество, отчет об оценке недвижимого имущества, кадастровый паспорт. Плата за услуги, предоставляемые нотариусом, зависит от проведенной специалистом оценки наследства для нотариуса.

Размер госпошлины, которую нужно заплатить в случае получения свидетельства на наследство должен быть определен только в процентном соотношении к цене наследуемого имущества чем больше стоимость недвижимости, тем будет больше размер госпошлины, которую нужно оплатить. Госпошлина является только одной частью от тарифа нотариусов при оформлении наследства. Вторую часть тарифа составляет плата за услуги правого характера и технические услуги. Данная часть тарифа напрямую зависит от сложности наследственного дела, но она не должна превышать:

  • 3 тысячи рублей на каждый отдельный объект наследуемого имущества;
  • 5 тысяч рублей на каждый наследуемый объект недвижимости;
  • 100 рублей на пенсию наследодателя;
  • 1000 рублей на разного рода денежные сбережения.

Цены на оформление наследства у нотариуса

Госпошлина Если наследников несколько, то стоимость свидетельства о праве на наследство в соответствии с законодательством рассчитывается соизмеримо с долей наследуемого имущества для каждого из наследников. То есть госпошлина наследника не должна превышать в процентном соотношении стоимости наследуемой им части имущества.

Стоимость оформления наследства после смерти у нотариуса различна, но при выдаче свидетельства тариф не будет зависеть от оснований наследования. То есть, когда к наследованию по завещанию будут призваны лица, которые имеют права на плату тарифа с пониженной ставкой (0,3%), им потребуется привести доказательства их родственной связи со скончавшимся. Нотариусы не всегда предупреждают наследников об этом факте, так как при наследовании имущества по завещанию в доказательстве родства не всегда есть необходимость. Чтобы сэкономить средства при визите к нотариусу все же нужно взять с собой документы, которые подтвердят родство со скончавшимся. Так можно будет сэкономить средства, оплатив только часть от стоимости госпошлины. Оплату за технические и правовые консультационные услуги все равно придётся оплачивать полностью. Больше о стоимости вступления в наследство у нотариуса узнайте в статье https://nasledstvo.today/4182-stoimost-vstupleniya-v-nasledstvo-u-notariusa-dlya-raznyh-kategorii-naslednikov.

Стоимость вступления в наследство в случае кончины одного из супругов

На случай кончины одного из супругов второму придется нести дополнительные расходы, связанные со вступлением в наследство. Пережившему супругу нужно будет оплатить расходы, которые связаны с выделением супружеской доли на все имущество, нажитое в браке. О наследовании совместно нажитого имущества супругов читайте . За заявление с просьбой выделить супружескую долю нужно заплатить 900 рублей. Свидетельство о праве собственности на совместное имущество будет стоить 200 рублей. Оплата за технические и правовые консультационные услуги составит 100 рублей на имущество и не менее 3000 рублей на недвижимое имущество.

Уплата госпошлины при наличии двух документов с различными отчетами по оценке имущества

Основанием для расчета госпошлины является стоимость недвижимости, которую установил специалист в ходе процедуры оценки. Допустимо для предоставления в целях расчета тарифа документов с указанием различных видов оценки (кадастровой, инвентаризационной), при которых оценочная стоимость имущества будет ниже, чем рыночная.

Льготы при оплате услуг по вступлению в наследство

Налоговый кодекс предусматривает наличие льгот на некоторые категории наследства (статья 333.38).

Налоговое законодательство (ст. 333.38 НК РФ) содержит категории имущества, при получении в наследство которых госпошлина не взимается. К ним относятся:

Дополнительно Также не будут оплачивать госпошлину:

  • участники ВОВ;
  • герои России и Советского союза;
  • граждане со званием кавалера ордена Славы.
  • любые объекты недвижимости, где наследники проживали вместе с наследодателем;
  • авторские вознаграждения, а также пенсии и вклады в банках;
  • имущество лиц, которые при жизни были подвергнуты политическим репрессиям;
  • страховые суммы, которые платят по договорам личного и имущественного страхования;
  • суммы, которые полагаются на случай гибели застрахованного за счет средств работодателя лица от несчастного случая, который произошёл по месту его работы;
  • средства, которые причитаются военнослужащим, застрахованным по обязательному личному страхованию и погибшим при исполнении.

К лицам, освобождаемым от уплаты налогов на наследуемое имущество, относятся:

  • наследники, возраст которых на момент открытия наследства, менее 18 лет;
  • люди с психическими расстройствами;
  • инвалиды 1 и 2 групп.

Как оплачивается госпошлина

Госпошлина оплачивается на месте у нотариуса. После оплаты последний выдаёт наследнику соответствующую квитанцию и свидетельство на наследство.
В случае выполнения нотариусом дополнительных действий по просьбе наследников (сбор документов для оформления наследства; консультация по вопросам наследования) оплатить их придётся отдельно. Цена услуг зависит от объёма работы и конкретной нотариальной конторы.

Пример расчёта госпошлины

Чаще всего в наследственное имущество попадают:

  • квартира;
  • земельный участок с постройками;
  • автомобиль;
  • банковские вклады.

Рассчитаем госпошлину при вступлении в наследство на квартиру и другую недвижимость.

Пример 1: муж завещал всё своё имущество (квартиру и дачу) супруге, которая совместно проживала с ним в завещанной квартире. Кадастровая стоимость квартиры – 1 000 000, дачи – 500 000.

Госпошлина составит: 1 500 рублей (0,3% от 500 000). Госпошлина на квартиру не будет взиматься, так как супруги проживали в ней совместно де смерти наследодателя. Для переоформления права собственности на недвижимость супруге придётся также оплатить госпошлину в Росреестре: 2 000 рублей на квартиру и 350 рублей на дачу с земельным участком. Итого оформление наследственного имущества обойдётся в 3 850 рублей.

Пример 2: единственным наследником по закону квартиры и дачи умершего является его сын, проживающий со своей семьёй отдельно.

Стоимость всего переоформления имущества для наследника составит: 4 500 (0,3% от 1 500 000) + 2 000 + 350 (госпошлина за оформления права собственности в реестре) = 6 850.

Пример 3: умерший завещал всё своё имущество внучке, проживающей в другом городе.

Переоформление имущества для неё обойдётся в 11 350 рублей: 9 000 (госпошлина нотариусу) + 2 000 + 350 (госпошлина в Росреестр).

Комментарий к статье 105 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды существенно сокращены и установлены ст. 333.37 НК РФ. В соответствии с указанной статьей от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

При применении подп. 1 п. 1 ст. 333.37 арбитражным судам следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом <1>.

<1> Там же. П. 20.

В судебной практике возникал вопрос: освобождаются ли вышеуказанные субъекты от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым ими были поданы иски (заявления) в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также освобождаются ли данные органы от уплаты государственной пошлины по названным делам при подаче заявлений о выдаче документов, указанных в подп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ? ВАС РФ ответил на данный вопрос положительно, поскольку указанные субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом <1>.

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117. П. 1.

При участии названных субъектов в делах, рассматриваемых арбитражными судами, в качестве ответчиков необходимо учитывать, что НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений <1>.

<1> Там же. П. 2.

В судебной практике также возникал вопрос: освобождаются ли государственные и муниципальные учреждения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами? В соответствии с п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117 гл. 25.3 НК РФ не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что, если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Помимо названных субъектов от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при определенных условиях освобождаются: 1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и 2) истцы — инвалиды I и II группы. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, данные плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн. рублей. В случае если цена иска превышает 1 млн. рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. рублей.

При применении ст. 333.37 НК РФ в судебной практике возникает немало вопросов.

Так, по одному из дел судом сделан следующий вывод: предоставление льгот по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов, действующим законодательством не предусмотрено. ООО обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию о взыскании задолженности по договору. Определением арбитражного суда исковое заявление оставлено без движения (в соответствии со ст. 128 АПК РФ) в связи с неуплатой государственной пошлины. Постановлением апелляционной инстанции определение оставлено без изменения. Проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов. ООО создано городским отделением областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов в целях создания рабочих мест для инвалидов, удовлетворения общественных потребностей, получения прибыли и обеспечения социальных и экономических интересов городского общества инвалидов. Поскольку ООО является самостоятельным хозяйственным обществом, имеющим целью получение прибыли, а не общественной организацией, учреждением или объединением инвалидов, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что оно не попадает в перечень лиц, освобожденных от уплаты госпошлины. Исходя из изложенного суд кассационной инстанции оставил судебные акты без изменения <1>.

<1> Информация об основных подходах к рассмотрению ФАС Уральского округа споров, связанных с применением АПК РФ (документ опубликован не был).

2. Помимо полного освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 2 ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

В соответствии со ст. 333.41 НК РФ может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины. Согласно указанной норме отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка. Согласно ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена на срок до одного года. В пределах указанного срока отсрочка может быть предоставлена неоднократно, при этом сроки приостановления производства по делу не приостанавливают срок, на который предоставлена отсрочка <1>.

<1> См. подробнее п. п. 20, 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117.

Отсрочка уплаты государственной пошлины означает перенос даты ее уплаты на иную, более позднюю дату (например, до рассмотрения дела судом кассационной инстанции). Рассрочка уплаты государственной пошлины означает предоставление возможности уплатить сумму государственной пошлины в течение определенного периода времени частями.

Имущественное положение плательщика, не позволяющее своевременно и в полном объеме уплатить государственную пошлину, подлежит доказыванию заявителем. При этом можно руководствоваться разъяснениями, данными в отношении прежнего законодательства о государственной пошлине. Так, согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» к документам, устанавливающим имущественное положение, относятся:

1) подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);

2) подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

При доказанности объективных оснований для уменьшения размера государственной пошлины, предоставления отсрочки или рассрочки арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *