Косвенный реэкспорт

Последствия незаконного перемещения товаров на территории РФ

Организации, которые покупают на территории России материалы и основные средства зарубежного происхождения, должны иметь в виду следующее. Если российский поставщик ввозил импортную продукцию с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), то есть не растаможил и не уплатил таможенные платежи, а организация приобрела такую продукцию, то она будет нести ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов. Кроме этого, на нее может быть возложена административная ответственность в виде внушительной суммы штрафа, вплоть до конфискации предметов административного правонарушения. О том, как обезопасить себя от подобных неприятностей, и пойдет речь далее.

Последствия незаконного перемещения товаров.

В соответствии ТК ТС все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Нахождение под таможенным контролем считается с момента пересечения границы при их прибытии и до момента выпуска для свободного обращения. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами до их выпуска в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. Совершение действий по ввозу товаров с нарушением порядка, установленного ТК ТС, считается незаконным перемещением.

Исходя из положений, указанных в ст. 81 ТК ТС, при таком перемещении товаров через таможенную границу и, в частности, при их ввозе, ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства. То есть организация, приобретающая на внутреннем рынке товар, может нести такую же ответственность, как если бы она сама выступала декларантом. Правда, в п. 2 указанной статьи есть оговорка, что у приобретателей товаров ответственность наступает в том случае, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Однако арбитражная практика показывает, что не всегда предприятию удается доказать свое незнание.

Итак, если организация приобрела на внутреннем рынке импортный товар, то каким образом она может попасть в поле зрения таможенных органов?

В соответствии с ТК ТС после выпуска таможенные органы в течение 3 лет (ст. 99 ТК ТС) вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В целях осуществления такой проверки таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, — также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.

Каковы полномочия таможенных органов при обнаружении незаконно ввезенных товаров у лиц, которые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности приобрели эти товары на таможенной территории РФ?

Во-первых, на такие товары налагается арест либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Таким образом, они рассматриваются для таможенных целей как находящиеся под таможенным контролем (ст. 96 ТК ТС).

Во-вторых, покупатели импортных товаров вправе уплатить таможенные платежи и выполнить таможенное оформление в упрощенном порядке. Если уплата платежей осуществляется не позднее пяти дней со дня обнаружения товаров (либо она обеспечивается), то товары не изымаются, а пени не начисляются. После этого товары будут рассматриваться как выпущенные для свободного обращения, что не препятствует таможенным органам совершать необходимые действия по выявлению лиц, участвовавших в их незаконном перемещении через таможенную границу.

В-третьих, если лицо, приобретшее незаконно ввезенные товары, отказалось от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций, то взыскание пошлин и налогов производится за счет товаров, в отношении которых эти пошлины и налоги не уплачены (ст. 91 ТК ТС).

Кроме этого, таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1 КоАП РФ. Эта статья гласит, что приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу РФ и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 1/2 до 3-кратного размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Арбитражная практика

Обратимся к арбитражной практике, которая, надо сказать, складывается неоднозначно. Приведем примеры Постановлений не в пользу налогоплательщиков, обращая ваше внимание на доводы судей.

В Постановлении от 27.11.2006 № КА-А40/11491-06 ФАС МО установил, что наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, таможенным органом доказано, поскольку общество имело возможность и обязано было проверить, был ли декларирован товар, так как в силу таможенного законодательства товар, не прошедший таможенную очистку, не может поступать в свободное обращение и реализовываться. Приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением импортного имущества, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, что свидетельствует о его вине в форме неосторожности. Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС МО от 16.11.2006 № КА-А40/11169-06.

В другом Постановлении этот же ФАС МО (см. Постановление от 02.02.2006 № КА-А41/13852-05), оценивая имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что факт незаконного перемещения товара, приобретенного обществом у импортера, доказан — общество не воспользовалось возможностью проверить факт таможенного оформления приобретаемого товара.

Теперь предлагаем ознакомиться с Постановлениями, в которых суды поддержали добросовестных приобретателей.

Например, Постановлением ФАС УО от 10.10.2006 № Ф09-8940/06-С1 отменено Решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции, которые при вынесении решения о доказанности состава вменяемого предприятию административного правонарушения руководствовались сведениями, полученными таможней из ГНИВЦ ФТС. Эти сведения указывали на то, что транспортное средство в свободное обращение на таможенной территории РФ не выпускалось и доплата таможенных платежей не производилась. Однако само по себе сообщение указанного государственного органа не свидетельствует и не доказывает того, что предприятие знало или должно было знать о незаконности ввоза, так как в момент ввоза транспортного средства не было участником таможенных отношений по поводу этого имущества.

Поскольку предприятие приобрело автобус в ходе оборота на территории РФ и использовало при перевозках ПТС без указания в нем о каких-либо таможенных ограничениях, оснований полагать, что оно осуществляло незаконное пользование данным транспортным средством, не имеется.

Аналогичная ситуация рассматривалась судом в 2008 г., и своего мнения ФАС УО не изменил (см. Постановление от 21.01.2008 № Ф09-11341/07-С1).

Тот же арбитражный суд поддержал общество, которое приобрело у предпринимателя товар, не прошедший таможенное оформление (Постановление от 26.02.2008 № Ф09-646/08-С1). Таможней не были представлены доказательства того, что общество в момент приобретения товара знало или каким-либо образом должно было узнать об этом, поскольку условия договора не обязывают предпринимателя передать обществу документы, подтверждающие законность перемещения товара на территорию РФ и уплату таможенных платежей. Оно приобретало товар у предпринимателя в ходе оборота на территории РФ на законных основаниях и использовало его без каких-либо таможенных ограничений, следовательно, осуществляло законное использование данного товара, в том числе и его перевозку.

Итак, добросовестный приобретатель во избежание конфискации товара и уплаты пошлин и налогов недобросовестного импортера должен доказать, что он:

— не мог влиять на соблюдение требуемых таможенных формальностей, поскольку не был в тот период участником каких-либо отношений, включая таможенные, по поводу такого имущества;

— не знал и не должен был знать о незаконности ввоза;

— проявил должную заботу и осмотрительность.

Что касается последнего пункта, то с 10.02.2008 действует Приказ ФТС России № 1347, в соответствии с которым таможенный орган обязан представлять по письменным запросам таких лиц сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, по установленной форме. Запрос можно сделать в любую таможню. В случае использования информационных ресурсов таможни, в которую поступил запрос заинтересованного лица, сведения представляются не позднее 5 рабочих дней. Если используются информационные ресурсы иных таможенных органов — не позднее 10 рабочих дней. При необходимости таможня может запросить у инициатора запроса дополнительные сведения для уточнения указанной в запросе информации (которые он должен представить не позднее 10 дней). В этом случае срок подачи сведений лицу исчисляется со дня получения таможенным органом дополнительных сведений.

Относительно договора купли-продажи товара импортного происхождения, можно отметить, что условие о передаче продавцом покупателю документов, подтверждающих законность перемещения товара на территорию РФ и уплату таможенных пошлин и налогов, не является обязательным, и исходя из судебной практики, отсутствие данного условия не свидетельствует о непроявленной покупателем должной заботы и осмотрительности.

Однако, присутствие в договоре положений о том, что продавец гарантирует прохождение товаром таможенной очистки и уплату таможенных пошлин и налогов, будет свидетельствовать в пользу покупателя, хоть и не будет являться доказательством проявления достаточной заботы и осмотрительности.

В качестве гарантии покупателя, договором могут быть предусмотрены различные виды ответственности продавца, в случае предъявления к покупателю таможенными органами требований и применения таможенными органами санкций, в отношении приобретенного покупателем товара.

Пакет документов, перечень и содержание

В зависимости от того таможенного режима, под который помещается нужный товар, мы, как декларант, обязаны предоставить самые разнообразные документы и сведения. Перечень всех необходимых документов строго определен приказом ФТС России со всеми дополнениями и изменениями. Разрешительные документы включают:

  • сертификат качества на продукт или товар (экологический и фитосанитарный сертификат)
  • заключение государственного эксперта-геммолога
  • контракт
  • дополнительное соглашение
  • спецификацию
  • сертификат происхождения товара или продукта
  • оригиналы инвойса
  • карточку аккредитации товара в таможенном органе
  • транспортную накладную
  • справку о декларирование валютных ценностей.

В случае, если же реэкспорт через границу осуществляет автомобильный транспорт, необходимы сведения на автомобиль и водителя, а именно: техпаспорт транспортного средства, свидетельство-разрешение на право международных перевозок строго под таможенным обеспечением и паспорт водителя.

Кроме всего вышеперечисленного, несомненно, обязательным и самым важным является документальное подтверждение перечисления оплаты обязательных таможенных платежей, принятых под определенный режим. Если хотите знать полный перечень необходимых документов, вы можете позвонить или же подъехать в наш офис, где наши специалисты по ВЭД всё подробно и доступно вам расскажут.

>Как получить более подробную информацию?>
Блог

31 Август 2018

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ БЕЗ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЛИ КОСВЕННЫЙ РЕЭКСПОРТ

Долгое время все внешнеэкономические отношения с зарубежными партнерами носили либо экспортный, либо импортный характер. При вступлении России во Всемирную Торговую организацию (ВТО) изменился сам подход к внешнеэкономической деятельности. Для оптимизации своих затрат, участники ВЭД стали использовать таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, вывозятся с этой территории с целью последующей перепродажи. Такой вид внешнеэкономической деятельности и называется реэкспортом.
Реэкспорт делится на две основные группы:
— прямой реэкспорт предполагает, что товар завозится на территорию страны-резидента;
— косвенный реэкспорт предполагает, что товар не завозится на территорию страны-резидента, а напрямую отправляется к третьему лицу, минуя пересечения границы страны-резидента.
В рамках данной статьи рассмотрим в чем заключается преимущество косвенного реэкспорта, уделим особое внимание вопросам бухгалтерского учета, валютного регулирования и контроля операций.
Преимущества косвенного реэкспорта
Преимущества использования режима косвенного реэкспорта очевидны по нескольким показателям.
1. У участников внешнеэкономической деятельности, применяющих косвенный
реэкспорт наблюдается значительное снижение расходов на транспортировку товара покупателю, что в свою очередь приводит к сокращению издержек с последующим снижением цены товара. Данный фактор является конкурентным преимуществом для компании, которая собирается выводить товар на международный рынок.
2. Продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим

лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации не является и, соответственно, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Согласно пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации товаров установлен в статье 147 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
• товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается или транспортируется;
• товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;
Если товары согласно заключенному между сторонами договору передаются от продавца к покупателю не на территории РФ, ни одно из условий, поименованных в п. 1 ст. 147 НК РФ, не выполняется, следовательно, местом реализации товаров территория РФ не признается и у российской организации-продавца не возникает обязанности по начислению и уплате НДС в российский бюджет в связи с осуществлением анализируемой сделки.
3. При косвенном реэкспорте, валютные операции в рамках сделок между
резидентами и нерезидентами, предусматривающие приобретение резидентами у нерезидентов товаров за пределами территории Российской Федерации и/или продажу указанных товаров другим нерезидентам без их ввоза на территорию Российской Федерации, осуществляются без постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
С 1 марта 2018 года, с момента вступления в силу утвержденной Центральным Банком России Инструкции от 16.08.2017 г № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция), вместо требования об оформлении паспорта сделки в банках действует порядок постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
Обязанность по постановке контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров распространяется на валютные операции, осуществленные между резидентом и нерезидентом, связанные с расчетами через счета резидентов по договорам (в том числе агентским, договорам комиссии, поручения), предусматривающим при осуществлении внешнеторговой деятельности (п. 4.1, 4.1.1, 5.1 Инструкции). В пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» четко определено, что относиться к внешнеторговой деятельности — это импорт и (или) экспорт товаров, информации и интеллектуальной собственности. В свою очередь, под импортом товаров понимается ввоз товара в РФ без обязательства об обратном вывозе, под экспортом товаров — вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе (пп. 10, 28 ст. 2 названного Закона).

4. Операции косвенного реэкспорта не подпадают под действие ст. 19 Федеральным
законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее — Закон о валютном регулировании). Требования данной статьи распространяется на внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Валютный контроль при косвенном реэкспорте
При совершении такого рода сделки при заключении внешнеторгового контракта следует учесть, что согласно пп. 2. п. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании получение на валютные счета компании валютной выручки, а также ее расходование признаются валютными операциями со всеми вытекающими последствиями.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентом. Основным документом, подтверждающим сделку в случае реэкспорта, может быть отнесен контракт или договор поставки, а также органы валютного контроля (Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации) и агенты валютного контроля (уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов перечисленные в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.
Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
В случае ненадлежащего оформления документов для предстоящей сделки банк может отказать в проведении валютных операций.
Документы, связанные с проведение валютных операций должны представляться в уполномоченный банк при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте.

Сроки представления документов, связанных с проведением валютных операций (пунктами 2.1, 2.5 Инструкции)

Случай-основание

Сроки представления документов

При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет

Не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении

При списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте

Одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты необходимо представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций

Бухгалтерский учет реэкспортных товаров
Перед организациями, реализующими товарно- материальные ценности в режиме косвенного реэкспорта, стоит ряд задач организации бухгалтерского учета реэкспортных товаров:
• контроль за движением товаров от иностранного поставщика до места хранения товаров на территории склада за пределами Российской Федерации;
• уведомление о точном местонахождении товаров по направлениям их движения и местам хранения;
• контроль за количественной и качественной сохранностью товаров;
• учет накладных расходов по реэкспортным операциям.
Материально-производственные запасы (МПЗ) согласно п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов» (далее- ПБУ 5/01) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
На счетах 41 «Товары» и 10 «Материалы» согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и Инструкция по его применению, (утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н.) формируется стоимость материально производственных запасов.
По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все расходы по заготовке и доставке товаров, включаемые в их фактическую себестоимость,
В дебет счета 41 «Товары» списывается сформированная фактическая себестоимость товаров.
Бухгалтерский учет реэкспортных товаров зависит от вида реализуемых ценностей.
Чтобы обеспечить оперативный контроль за движением товаров, предназначенных для реализации без завоза их на территорию Российской Федерации, организации ведут их синтетический учет.
К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
• «Реэкспортные товары в пути»;
• «Реэкспортные товары на складах и переработке за границей»;
• «Реэкспортные товары для реализации в страны СНГ»;
• «Импортные товары в пути в РФ».
В ситуация, когда на внутренний рынок необходимо будет поставить товары, предназначенные первоначально для реализации с применением режима косвенного реэкспорта в учете в рамках счета 41 «Товары», товар необходимо переквалифицировать. На товар, предназначенный ранее для применения режима реэкспорта, необходимо будет предоставить документы подтверждающие, что товар предназначен для реализации на территории Российской Федерации, таким документом выступает Инвойс (Invoice) производителя, в котором должно быть указано, что товар предназначен для реализации в России. Организации-импортеру в данном случае следует обратиться к производителю с просьбой переквалифицировать поставленный товар и внести изменения в первичные документы, т.е. инвойс в котором будет указано место реализации товаров.
В целях правильного отражения реэкспортных товаров в бухгалтерском учете российским организациям необходимо четко отслеживать, каким образом во внешнеторговом контракте предусмотрен переход права собственности на эти товары, обеспечить контроль за движением товаров, а также предусмотреть возможность реализации этих товаров на внутреннем рынке.
Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Глухова Н.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *