Контролируемые сделки

Содержание

Критерии контролируемых сделок 2017

Актуально на: 23 июня 2017 г.

Мы рассказывали в нашей консультации о том, кто такие взаимозависимые лица в соответствии с НК РФ. Сделки между такими лицами в общем случае признаются контролируемыми.

Признание сделок контролируемыми не только обуславливает повышенное внимание к ним со стороны ФНС, но и особый порядок их налогообложения, а также обложения операций с участием таких лиц.

К примеру, налоговый учет процентов по долговым обязательствам зависит от того, займы по контролируемым сделкам это или нет. О критериях контролируемых сделок 2017 расскажем в этом материале.

Всегда ли взаимозависимость=контролируемость?

В соответствии с НК РФ все контролируемые сделки являются сделками между взаимозависимыми лицами. Но не всегда справедливо обратное: не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Как правило, необходимо выполнение определенных условий.

В то же время, и круг взаимозависимых лиц с точки зрения оценки их контролируемости не ограничен только ст. 105.1 НК РФ. Кроме указанных там лиц к взаимозависимым могут быть отнесены и иные.

А следовательно, и сделки между ними могут быть признаны контролируемыми. К сделкам между взаимозависимыми лицами, которые при определенных условиях могут быть признаны контролируемыми, относятся также, к примеру (п.

1, 5, 7 ст. 105.14):

  • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Контролируемые сделки: критерии

Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

Обстоятельство, при котором сделка между российскими взаимозависимыми лицами признается контролируемыми Дополнительное условие для признания сделки контролируемой
Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в %, и предметом сделки является облагаемое по установленной в % ставке НДПИ добытое полезное ископаемое Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее эти спецрежимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет ставку налога на прибыль 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ («сколковцы»), при этом другая сторона (или стороны) таких льгот не имеют Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает спецльготы по налогу на прибыль в соответствующем субъекте РФ, при этом другая сторона (или стороны) сделки не является резидентом таких зон
Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям: — одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (к примеру, оператором нового морского месторождения углеводородного сырья), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при расчете налога на прибыль в соответствии со ст. 275.2 НК РФ; — любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является таковым, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта и применяет в соответствии со ст. 284.3, 284.3-1 НК РФ любую из указанных ниже налоговых ставок по налогу на прибыль: — зачисляемому в федеральный бюджет — 0%; — зачисляемому в бюджет субъекта РФ — любую пониженную ставку
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, который указан в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и который применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ

Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Контролируемые сделки

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Контролируемые сделки

Согласно установленным налоговым нормам, контролируемыми сделками между лицами являются сделки между взаимозависимыми сторонами, с учетом их особенностей и порядка проведения.

Контролируемые сделки взаимозависимых лиц являются единственным видом сделок, стоимость и ценообразование которых могут проверить налоговые органы и сравнить с текущим положением рыночных цен.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами являются правомерным методом налогового контроля, который позволяет получить требуемые и необходимые сведения о текущем финансовом состоянии той или иной организации, о ее налогообложении и о соблюдении руководством всех установленных налоговых норм.

Непосредственным предметом данных сделок взаимозависимых лиц может являться как продажа определенных товаров, так и оказание работ или услуг.

При этом данные услуги или поставка товаров всегда определяются конкретной денежной суммой, которая и формирует общую цену договора.

Данные сделки физических или юридических лиц всегда несут за собой определенные правовые последствия, определение которых дано в НК РФ. Помимо этого, они требуют соблюдения множества условий и своевременного представления необходимой отчетности. Главным критерием данных сделок является ценообразование. Оно может быть осуществлено одним из методов, утвержденным налоговым законодательством РФ.

Сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами

В соответствии с положениями действующего НК РФ, к сделкам между взаимозависимыми лицами могут быть приравнены следующие:

  • совокупность сделок, в роли предмета которых выступает реализация определенных товаров, оказание услуг, либо выполнение работ, которые совершаются с участием лиц посредников, не являющихся взаимозависимыми. При этом наличие третьих лиц не будет приниматься в расчет налоговыми органами при условии, что данные лица не выполняют никаких дополнительных требований и функций, а также не принимают на себя абсолютно никаких рисков и не используют собственные активы и методы для проведения данной совокупности сделок;
  • сделки, в понятие и определение которых входит внешняя торговля товарами мировой биржи;
  • сделки между взаимозависимыми лицами, при которых у одного из данных лиц местом проживания или регистрации является территория, которая включена в специальный список, утвержденный Министерством Финансов РФ.

Сделка взаимозависимых лиц, местом регистрации или проживания которых является РФ, будет правомерно признана контролируемой при выполнении хотя бы одного из следующего списка условий:

  • общая сумма и сведения о доходах по данным сделкам, проведенным в определенный отчетный период, не превышает 1 млрд. рублей;
  • одна из сторон данной сделки между взаимозависимыми лицами является законным налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых. При этом в понятие и определение предмета данной сделки должно входить добытое ранее полезное ископаемое;
  • одна, либо обе стороны данной сделки являются законными налогоплательщиками, которые применяют специальный режим и методы налогообложения – единый налог на вмененный доход и т.д.;
  • одна, либо обе стороны данной сделки были освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль организации;
  • хотя бы одна из данных сторон сделки между взаимозависимыми лицами является законным резидентом особой экономической зоны, в которой установленный налоговый режим предусматривает специальные льготы в отношении налога на прибыль организации.

Обстоятельства для признания сделки контролируемой

Положения действующего налогового законодательства РФ устанавливают определенные условия, ответственность и обстоятельства, при которых конкретная правовая сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой.

Основным обстоятельством, при соблюдении которого признание сделки контролируемой становится возможным, является критерий о том, что полученные результаты и методы хотя бы одной стороны данных правоотношений должны оказать влияние и определенные последствия на общую систему налогообложения. То есть, хотя бы одна из сторон, либо сразу обе, должны учесть доходы или расходы. Результатом данного действия становится увеличение, либо уменьшение текущей налоговой базы.

Помимо этого, важный критерий также заключается и в самих лицах, принимающих участие в данной сделке, которые являются взаимозависимыми. Данные лица должны полностью отвечать и соответствовать требованиям, установленным ст.105 НК РФ.

Помимо взаимозависимых лиц, существует и иные обстоятельства для того, чтобы признание тех или иных сделок контролируемыми было правомерным. Сюда относятся и обстоятельства самой сделки, особенности и предмета и стоимости, в также выполнение иных требований, которые были предусмотрены для данной процедуры.

Сделки, не признаваемые контролируемыми

Налоговое законодательство РФ устанавливает определенный список сделок между лицами, признание которых контролируемыми невозможно по причине определенных обстоятельств.

Не могут быть признаны контролируемыми следующие приравненные сделки:

  • сторонами которых являются участники консолидированной группы налогоплательщиков. При этом исключение будут составлять те сделки, в предмет и определение которых входит полезное ископаемое, добытое ранее, которые является непосредственным предметом налогообложения;
  • сторонами которой являются лица, которые удовлетворяют абсолютно всем указанным требованиям: их регистрация была осуществлена в одном субъекте РФ и они не имеют дополнительных обособленных подразделений на других территориях, они не наделены обязанностью по обязательной уплате налога на прибыль в других регионах РФ. Помимо этого, у данных лиц не должно иметься никаких финансовых убытков, в том числе и за прошедшие налоговые периоды. У них также не должны иметься основные признаки, сведения, обстоятельства и условия для признания совершаемых ими сделок контролируемыми.

Отсутствие правовых оснований для признания сделки тех или иных лиц контролируемой означает, что на ни в коем случае не может быть признана таковой даже в том случае, если один критерий, либо несколько подходят для осуществления данной процедуры.

Предмет контролируемых сделок

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами, как и любые другие, должны содержать в себе такой критерий и определение, как предмет. Именно на предмет направлены все последствия сделки, ее признаки, а также ответственность сторон и иные сведения.

Предмет контролируемой сделки между лицами всегда выражается в одном из трех основных видах: покупка или поставка определенных товаров, выполнение работ, либо оказание услуг.

В дальнейшем критерий предмета определяет ценообразование, устанавливает определенный порядок признания лиц взаимозависимыми и т.д.

Предмет контролируемой сделки указывает в соответствующих документах, на основании данных, представленных в существующей бухгалтерской отчетности.

Сведения о предмете сделки обязательно должны быть представлены в уведомлении о контролируемых сделках.

Эти сведения должны содержать его основные признаки, определение, ценообразование и необходимое пояснение. Помимо этого, в документе должна быть кратко описана суть предмета, его виды, требование, способы передачи и т.д.

Предмет также требует указания времени и места его отгрузки, если речь идет о конкретном товаре, и точное место совершения сделки – адрес доставки, разгрузки и иные сведения. Если предметом сделки является оказание определенных услуг, указывается место потребления результатов данных услуг, а также иные важные сведения, например, последствия их некачественного выполнения, признаки, ценообразование и т.д.

Особенности признания сделок контролируемыми

Процедура признания тех или иных сделок контролируемыми содержит свои этапы, порядок, нюансы, последствия и иные особенности. Только признание сделки между лицами контролируемой дает налоговому органу законное право по проверке ее цены и ее сравнения с действующими рыночными ценами.

Контролируемые сделки представляют собой сделки между взаимозависимыми сторонами, а также приравненные к ним сделки.

Основной механизм контролируемых сделок направлен на то, чтобы компании и организации не смогли самостоятельно манипулировать ценами.

Последствия таких манипуляций нередко направлены на вывод налоговой базы из России в оффшорные страны, либо на получение дополнительных льготных условий, потому что за данные манипуляции не предусмотрена никакая ответственность.

Так, например, трансфертные цены, которые являются внутренними значениями, часто используются крупнейшими холдингами и корпорациями в целях уменьшения налога на прибыль. То есть, общая прибыль группы лиц может быть распределена так, что основная ее часть будет переведена в государство с меньшими налогами.

Правовые операции между взаимозависимыми лицами

В 2011-м году Федеральным законом в Налоговый кодекс были внесены определенные изменения, касающиеся контроля и обложения налогами некоторых видов сделок. В частности, были изменены принципы для определения цены товаров с целью дальнейшего налогообложения в сделках, которые законом определены как контролируемые.

Законодательно был расширен и перечень лиц, относящихся к категории взаимозависимых, а также изменены основы для определения применяемых в контролируемых сделках ценовых соответствий и порядок контроля за осуществлением.

В принятом законе описан также порядок определения участия — прямого или косвенного — владения долями во взаимозависимых компаниях и установлены особенности для определения контролируемого действия физических или юридических лиц.

Что такое контролируемые сделки

Контролируемые – сделки, заключаемые между взаимозависимыми физическими и юридическими лицами, когда особенности существующих между ними отношений могут оказывать влияние как на результаты и условия юридических актов, ими совершаемых ими, так и на экономические итоги их деятельности. Для того, чтобы определить взаимозависимость между лицами, для начала нужно определиться со степенью их влияния.

Налоговый Кодекс в перечне определил следующие категории для взаимозависимых лиц:

  • организации — если одна из организаций прямо или косвенно участвует в другой и ее доля участия составляет более двадцати пяти процентов;
  • физические лица и организации — если физические лица прямо или косвенно участвуют в таких организациях и доля их участия составляет более двадцати пяти процентов;
  • организации и лица – если лица имеют полномочия по назначению или избранию единоличных исполнительных органов этих организаций;
  • организации и лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа;
  • организации — если полномочия единолично руководящего исполнительного органа должно осуществлять одно и то же лицо;
  • физические лица — если одно подчиняется другому по должностному положению;
  • физическое лицо и его супруг (супруга), а также родители и дети, братья и сестры, опекун и подопечный.

Статьей 105.

2 Налоговый Кодекс РФ устанавливает и порядок для определения частей прямого или косвенного участия организаций или же физических лиц в других организациях: долевой частью для косвенного участия компании «А» в компании «Б» признается принадлежащее непосредственно этой организации количество акций в общем числе голосующих акций организации «Б» или же принадлежащая непосредственно одной организации доля в уставном капитале другой. В случае невозможности точного определения долей они рассчитываются пропорционально количеству участников одной организации в другой.

Взаимозависимые лица, совершающие контролируемые сделки, для целей налогообложения должны использовать те методы для определения доходов, которые определил Налоговый Кодекс. Это следующие методы:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • затратный метод;
  • метод цены последующей реализации товаров, услуг или работ;
  • способ распределения прибыли от операций;
  • метод сопоставимой рентабельности.

Налоговый Кодекс РФ к понятию «контролируемые сделки» приравнивает совокупность правомерных действий по реализации товаров, услуг или работ, совершаемых и с участием посредников, и непосредственно между взаимозависимыми лицами.

В итоге получается, что перепродажа товаров, услуг или работ взаимозависимому лицу – это контролируемая сделка, даже если никаких операций напрямую такие лица не проводили между собой.

Например, продажа арендного бизнеса между взаимозависимыми лицами напрямую или его перепродажа через посредника подлежат налогообложению как контролируемые сделки.

Пример

Для того, чтобы более полно представить, что собой представляет контролируемая сделка, можно рассмотреть следующий пример.

Компания «Х» производит определенную бытовую технику и затем реализует ее зависимым лицам, причем, как самостоятельно, так и через независимых посредников – компании «У», «Z» и «Q».

При этом, компания «У» не только перепродает технику, но и организует различные рекламные акции, а также осуществляет другие маркетинговые мероприятия для увеличения объемов продаж продукции фирмы «Х». Кроме того, она принимает на себя все риски, связанные с ремонтом техники.

Компания «Z» в свою очередь владеет собственными складами, на которых и хранится вся техника. С компанией «Q» же резидентом производителем заключен агентский договор. Согласно нему «Х» должен передавать «Q» товары, предназначенные на реализацию.

При этом покупатели, будучи взаимозависимыми с «Х» компанией, забирают технику непосредственно из складов «Q».

Компания «Х» самостоятельно осуществляет свои рекламные акции, к тому же она лично отвечает за ремонт произведенной бытовой техники, то есть «Q» не исполняет в сделке дополнительных функций, помимо продажи: она не принимает на себя никакие риски и фактически не использует активы для организации реализации.

В этом конкретном случае каждая сделка «Х» по продаже техники – это сделка между взаимозависимыми лицами, совершенная с привлечением независимого посредника «Q». Такая сделка должна относиться к категории контролируемых, а каждая сделка с «У» или «Z» – не подлежит налоговому контролю как контролируемая сделка.

Налогообложение

Если организации проводят контролируемые сделки, то они должны направлять в налоговые органы уведомление по форме, для заполнения которой федеральным органом исполнительной власти установлен определенный порядок.

При этом, ведомость нужно представлять не позднее двадцатого мая следующего за отчетным года. Порядок заполнения должен соответствовать форме, которую определил кодекс.

В уведомление нужно вносить следующую данные:

  • тот календарный год, за который были представлены сведения о контролируемых сделках, осуществленных налогоплательщиком;
  • предметы контролируемых юридических актов;
  • сведения об участниках контролируемых правовых действий;
  • полное наименование организации;
  • ФИО (по паспорту) индивидуального предпринимателя, а также его идентификационный номер;
  • ФИО, а также гражданство физ. лица, не считающегося индивидуальным предпринимателем;
  • полученный налогоплательщиком идентификационный номер;
  • суммы всех полученных доходов и произведенных расходов в контролируемых сделках с выделением в отдельную графу сумм доходов и расходов по тем правовым операциям, цены в которых подлежат обязательному регулированию.

Соответственно для контролируемых правовых действий установлен и другой вид налоговых проверок, которые осуществляет ФНС России.

Контролируемая сделка, в том числе и по недвижимому имуществу, подлежит обязательному контролю на предмет соответствия цен на основании уведомления о контролируемых юридических актах, поданного самим налогоплательщиком, так и по основанию извещений территориальных налоговых органов, которые в ходе камеральных или выездных проверок выявили факты совершения контролируемой сделки, которую не содержит уведомление.

Не контролируемые сделки

Налоговый кодекс не относит к правовым операциям между взаимозависимыми лицами указанные сделки:

  • если сторонами являются участники одной консолидированной подгруппы налогоплательщиков, которая была образована в соответствии с действующим законом;
  • если сторонами являются лица, зарегистрированные в одном и том же российском субъекте и одновременно не имеющие обособленных подразделений на территории других субъектов или за пределами РФ;
  • если указанные лица не выплачивают налога на прибыль в бюджет другого субъекта Российской Федерации;
  • когда данные лица не имеют убытков, в том числе и убытков за прошлые периоды, переносимые на будущий налоговый период, которые при исчислении налога принимаются на прибыль организаций;
  • если отсутствуют обстоятельства, требуемые для отнесения совершаемой данными лицами сделки в категорию контролируемой.

Контролируемые сделки — между взаимозависимыми лицами

Контролируемые сделки, заключаемые между взаимозависимыми лицами считаются таковыми, если соответствуют указанным условиям.

Когда одна из сторон в таких сделках не является налоговым резидентом РФ, к примеру, при сделках с иностранной организацией-учредителем, а также когда сделка, в том числе и с недвижимым имуществом, совершена между взаимозависимыми лицами зарегистрированными на территории РФ, но при наличии даже одного из указанных обстоятельств:

  • когда сумма доходов в сделках, совершаемых между взаимозависимыми лицами за один календарный год переваливает за предел в один миллиард рублей;
  • если одна из сторон является налогоплательщиком по режиму НДПИ, исчисляемого по процентной ставке, а предмет сделки — добытое полезное ископаемое, подлежащее налоговому контролю для указанной стороны по процентной ставке НДПИ, при добыче и переработке которого налогообложение осуществляется по процентной налоговой ставке: такие сделки Налоговый кодекс признает контролируемыми, когда общая сумма доходов по ним между указанными субъектами за один календарный год превышает шестьдесят миллионов рублей;
  • если даже одна сторона в сделках — налогоплательщик, применяющий один специальные налоговые способы контроля — ЕСХН или ЕНВД: такие сделки законом признаются как контролируемые — совершаемые между взаимозависимыми субъектами, если сумма доходов, подлежащих обязательному налоговому контролю в таких сделках за календарный год превышает сто миллионов рублей и т. д.

Контролируемые сделки, совершаемые с недвижимым имуществом

С целью осуществления более эффективного контроля за контролируемыми правовыми операциями с недвижимым имуществом, был законодательно определен их перечень:

  • сделки, совершаемые клиентами кредитных или банковских организаций — когда хотя бы один из участников клиент;
  • в результате банковского кредитования был осуществлен переход права собственности недвижимого имущества;
  • сумма сделки с недвижимым имуществом при этом должна быть равна или больше трех миллионов рублей или же эквивалентной трем миллионам рублей сумме в иностранной валюте.

Подлежащие налогообложению как контролируемые — это сделки, совершаемые с недвижимым имуществом по следующим операциям:

  • купле или продаже недвижимого имущества, в том числе и с использованием банковского кредита;
  • обмену;
  • дарению недвижимого имущества;
  • наследованию;
  • внесению недвижимого имущества в уставной капитал конкретного юридического лица;
  • при соглашении участников общей собственности установить или перераспределить доли в праве собственности на недвижимость;
  • другие виды сложных правовых операций, которые содержат в своей сути возможность перехода прав на собственность любого недвижимого имущества, к примеру, аренда или рента с последующим правом выкупа и прочие.

Таким образом, в обязательном порядке в уполномоченный орган необходимо направлять уведомление в тех случаях, когда кредитные компании и их клиенты выступают сторонами по контролируемым правовым операциям с недвижимым имуществом либо когда в соответствии с действующим законодательством России из представленных клиентом кредитной компании документов становится известно, что совершенная им сделка с недвижимым имуществом может быть отнесена к разряду клиентских операций, проводимых между взаимозависимыми сторонами.

Правила составления

Акт является официальным юридическим документом, поэтому правильность его составления является обязательным условием. Вне зависимости от вида документа, он должен соответствовать следующим аспектам:

  1. Формирование происходит посредством специально созванной комиссии. Она должна составлять минимум 2 человека. Ее собирают заблаговременно по такому случаю, либо в случае выявления нарушения зафиксированных норм. Комиссия может быть временной (состав участников меняется), либо постоянной на усмотрение обеих сторон. Акт должен быть завизирован каждым членом комиссии.
  2. Существует разработанная специальная форма, в соответствии с которой оформляется акт. Рекомендуется составлять на официальном бланке предприятия при наличии.
  3. Отображение даты, когда составлялся документ. При необходимости проведения дополнительных исследований и проверок все даты мероприятий также отображаются в документальном виде.
  4. В первой части документа обязательно фиксируется основание для составления.
  5. Поименно состав комиссии, занимающейся принятием и составлением акта.
  6. Основная часть развернутая и должна содержать перечень всех проведенных мероприятий и промежуточный итог в виде указания состояния, в котором находится объект на сегодняшний день.
  7. Заключительная часть состоит из завершающих выводов по факту проведенных проверочных мероприятий, подведение итогов, формирующихся комиссией.
  8. Все умозаключения могут быть представлены в виде таблиц, списков и других графических форматов.
  9. Количество экземпляров должно быть изготовлено в соответствии с количеством участвующих сторон. Дополнительное условие может быть прописано в заключенном договоре.
  10. С содержанием договора и акта должна ознакомиться каждая сторона во избежание последующих претензий и разбирательств.
  11. В обязательном порядке акт визируется с каждой стороны, что будет служить доказательством ознакомления с документом.
  12. В заключении документ скрепляется печатью исполняющей организации.

Важно принять во внимание, что после подписания документа, при возникновении претензий и разбирательств в судебном порядке, акт может выступать в качестве документального подтверждения правоты одной из сторон.

Образец

На практике составление акта является прерогативой исполнителя и направляется заказчику для проверки и взаимного подписания. В документе обязательно фиксируется весь перечень проделанных работ и итоговая стоимость. Допускается составление в произвольной форме, если не произведены монтажные работы. В нем должны отображаться следующие сведения:

  1. Полное название документа без сокращений.
  2. Присвоенный номер и когда был создан.
  3. Определение документа, выступающего в виде основания для составления (договор и его номер).
  4. Перечень проделанных работ.
  5. Полная стоимость с включением НДС.
  6. Банковские реквизиты каждой стороны.
  7. Визы и печать обоих предприятий.

Рекомендуется обращать внимание на составленный договор. Иногда одна из сторон прописывает составление акта в качестве обязательного условия заключения сделки.

Для составления документа без ошибок рекомендуется обратить внимание на готовую составленную форму в качестве примера. Его можно скачать ниже.

Составление комиссионного акта является обязательным условием для грамотного завершения работ. Он выступает подтверждением отсутствия взаимных претензий у участников, правильность принятия объекта в эксплуатацию, и фиксирует недочеты, надлежащие к исправлению.

Некоторые компании или заказчики фиксируют в договоре в качестве обязательного требования заключение акт приемки или сдачи, отображающие полную информацию о проделанной работе, а также возникновение иных претензий по отношению к исполнителю.

Подписание документа означает соглашение и отсутствие претензий с какой-либо стороны. В случае судебного разбирательства документ можно использовать в качестве доказательства правоты одного из участников.

Статья 105.18 НК РФ: симметричные корректировки

В.Г. Акимова,
партнер, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп»

Возможность проведения симметричных корректировок налоговых обязательств контрагентов по сделке – одна из основных новаций российского трансфертного законодательства.
Несмотря на то что на практике проблемы применения симметричных корректировок могут возникнуть далеко не в самой ближайшей перспективе, налогоплательщику, на наш взгляд, будет полезно уже сегодня знать об основных правилах их проведения и существующих в законе противоречиях в нормативных положениях, которыми регулируются такие корректировки.
Это необходимо как для налогового планирования сделок с взаимозависимыми лицами, так и для прогнозирования и снижения налоговых рисков по таким сделкам. В этом поможет статья налогового юриста В. Воинова.

В.В. Воинов,
ведущий юрист «Пепеляев Групп»

Симметричная корректировка – один из новейших инструментов налогового администрирования, введенных в налоговые правоотношения с целью преодоления ситуаций двойного налогообложения. Автор статьи комментирует основные аспекты их применения

В большинстве случаев получение одной из сторон гражданско-правовой сделки дохода в определенном размере влечет признание у другой стороны сделки расхода, например, при исчислении налога на прибыль. Следовательно, увеличение доходов одной стороны сделки при исчислении ее налогов без соответствующего увеличения расходов другой стороны сделки приводит к ситуации двойного налогообложения, что явно несправедливо с точки зрения экономического основания взимания налогов.

Кто вправе рассчитывать на проведение симметричной корректировки?

Отметим, что не во всех случаях доначисления налогов одной стороне сделки другая сторона может рассчитывать на симметричную корректировку.
Очевидное ограничение прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 105.18 НК РФ: на симметричную корректировку могут рассчитывать только российские организации-налогоплательщики. Таким образом, иностранные организации, ведущие деятельность на территории РФ через постоянное представительство и уплачивающие российские налоги, и физические лица – налоговые резиденты РФ, также уплачивающие российский налог на доходы физических лиц, права на симметричную корректировку не имеют.
Проведение такой корректировки невозможно, когда налоговый орган доначисляет налог без определения цены в конкретной сделке. Такие ситуации возникают, когда налоговые органы применяют метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ) или метод распределения прибыли (ст. 105.13 НК РФ), так как они могут применяться без непосредственного расчета рыночных цен.
Симметричные корректировки требуют применения другой стороной сделки тех рыночных цен, на основании которых первой стороне сделки были доначислены налоги. Соответственно, если в ходе проверки не устанавливались конкретные рыночные цены в конкретных сделках, то и основания для проведения симметричной корректировки отсутствуют.

В большинстве случаев получение одной из сторон гражданско-правовой сделки дохода в определенном размере влечет признание у другой стороны сделки расхода, например, при исчислении налога на прибыль. Следовательно, увеличение доходов одной стороны сделки при исчислении ее налогов без соответствующего увеличения расходов другой стороны сделки приводит к ситуации двойного налогообложения, что явно несправедливо с точки зрения экономического основания взимания налогов.

Суть симметричных корректировок
Если по итогам налоговой проверки ФНС России доначислила одной из сторон сделки налоги исходя из рыночных цен, другая сторона сделки вправе применить те же рыночные цены при определении своих налоговых обязательств.

Возникновение права на симметричную корректировку

В соответствии с пунктом 2 статьи 105.18 НК РФ право на проведение симметричной корректировки другой стороной контролируемой сделки возникает исключительно в случае, когда решение о доначислении налога исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки, в отношении которого вынесено решение о доначислении налога в части недоимки, указанной в этом решении.

Отметим, что в данном случае, во-первых, идет речь об исполнении решения в отношении недоимки, но не пеней и санкций.

Во-вторых, с точки зрения НК РФ не принципиально, каким образом исполнено решение о доначислении налогов: добровольно лицом, которому доначислен налог, или в результате обращения налогового органа в суд.

И наконец, право на проведение симметричной корректировки другой стороной сделки отсутствует в том случае, когда первая сторона сделки в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ самостоятельно доплатила налоги, скорректировав свои налоговые обязательства на основе применения рыночных цен, но без изменения цен, согласованных сторонами сделки.

Документом, подтверждающим право на применение симметричной корректировки, должно служить направляемое налогоплательщику уведомление ФНС России. Форму уведомления предстоит утвердить ФНС России по согласованию с Минфином России. Уведомление передается налогоплательщику (направляется иным способом, предусмотренным законом) в течение одного месяца с момента возникновения у налогоплательщика такого права. Поскольку нормы НК РФ не содержат специального указания, скорее всего, в качестве такого момента следует рассматривать исполнение одной стороной сделки решения о доначислении в части погашения недоимки.

Установленные правила судебного обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки (п. 4 ст. 105.18 НК РФ), не поддаются однозначному толкованию. При таком обжаловании месячный срок для направления уведомления о возможности симметричных корректировок увеличивается до шести месяцев, если указанным пунктом не предусмотрено иное.

Однако в этом же пункте указано, что при получении ФНС России информации о судебном обжаловании решения о доначислении налога течение срока направления налогоплательщику уведомления о возможности симметричных корректировок приостанавливается до момента вступления в силу соответствующего судебного акта. То есть возникает неопределенность с последствиями судебного обжалования решения о доначислении налогов в отношении сроков направления уведомления о возможности симметричной корректировки.

Закон не предусматривает ответственности налоговых органов за нарушение срока направления уведомления, но в то же время предоставляет стороне сделки, обладающей информацией об исполнении другой стороной сделки решения о доначислении налога, право обратиться в ФНС России за получением такого уведомления. Соответствующее заявление подлежит рассмотрению в течение 15 дней. По истечении указанного срока ФНС России должна либо вынести решение о выдаче уведомления о возможности симметричной корректировки, либо мотивированно отказать в выдаче такого уведомления, либо проинформировать налогоплательщика о приостановлении течения срока для выдачи уведомления.

Механизм проведения симметричной корректировки

Закон специально отмечает, что применение симметричных корректировок не требует корректировки регистров налогового учета и первичных документов (п. 2 ст. 105.18 НК РФ). Другими словами, симметричные корректировки будут отражаться только в налоговых декларациях налогоплательщика, имеющего право на их проведение.

Вероятно, самый сложный вопрос, возникающий при проведении корректировок, – в налоговой декларации какого налогового периода следует отразить симметричные корректировки?

Действительно, закон содержит указание лишь на то, что корректировки могут быть учтены в налоговых декларациях, представленных по итогам того налогового периода, в котором были проведены соответствующие корректировки, но не определяет периода их проведения.

Возможно как минимум два подхода.

1. Симметричная корректировка должна быть проведена в том периоде, в котором были первоначально отражены результаты сделок, цены по которым «скорректированы» налоговым органом. При таком подходе необходимо подать уточненную налоговую декларацию за указанный налоговый период.

Косвенно этот подход можно обосновать пунктом 9 статьи 105 НК РФ.

Однако для налогоплательщика, проводящего симметричную корректировку, применение такого подхода может привести к неблагоприятным последствиям в виде возможного пропуска сроков, установленных статьями 78 и 79 НК РФ для возврата (зачета) налогов, право на возврат которых подтверждается уточненной декларацией.

2. Преодолеть эти неблагоприятные последствия можно, применив на практике иной подход, исключающий необходимость представления уточненной налоговой декларации при проведении корректировок.

Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ, представление уточненных налоговых деклараций предусмотрено для случаев обнаружения налогоплательщиком в ранее поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также иных ошибок, в том числе не приводящих к занижению суммы налога. В качестве альтернативы представления налоговой декларации налогоплательщик имеет право провести в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога с учетом ошибок (искажений), которые относятся к прошлым налоговым периодам, но только в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).

В большинстве случаев изначальное неприменение рыночных цен в сделке, повлекшее доначисление налогов одной из сторон сделки, как раз и означает, что другая сторона сделки, также изначально применявшая «нерыночные» цены, уплатила налог в завышенном размере. Подтвердим этот вывод конкретным примером.

Продавец продал покупателю товар стоимостью 100 руб. Он отразил в своих доходах эту сумму, а покупатель ту же самую сумму признал в расходах. По итогам проверки ФНС России установлено, что рыночная стоимость товара составила 120 руб. Таким образом, применение этой стоимости при определении доходов продавца приводит к доначислению ему налога в размере 4 руб. , а также соответствующих пеней и, возможно, санкций. При этом применение рыночной стоимости приобретенного товара при определении расходов покупателя означает, что покупатель, если он платит налог на прибыль также по ставке 20%, в той же самой сумме (4 руб.) переплатил налог, который подлежит возврату по итогам проведения симметричной корректировки.

Следовательно, применяя второй подход, налогоплательщик может провести корректировки в том налоговом периоде, в котором он получил уведомление о возможности проведения симметричной корректировки, – «момент, в котором налогоплательщик выявил ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам» в терминологии абзаца третьего пункта 1 статьи 81 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *