Как рассчитать повышающий коэффициент

О повышающих коэффициентах к нормативам потребления коммунальных услуг

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2016 года N 26049-ОД/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее — постановление N 603) уточнен порядок применения повышающих коэффициентов к плате за коммунальную услугу в случаях отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно которому повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
В соответствии с последним абзацем пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее — Правил N 354), в редакции постановления N 603, в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, размер платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, энергоснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента в соответствии с формулой 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354, а при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду — в соответствии с формулой 23.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил N 354:
— при выходе из строя индивидуального (квартирного или комнатного) прибора учета, его утраты, либо истечения срока его эксплуатации, — в расчетные периоды, превышающие 3 месяца невосстановления работоспособности прибора учета (п.60 Правил N 354);
— при недопуске Исполнителя к прибору учета потребителя для целей проверки технического состояния прибора учета и (или) достоверности представленных сведений о показаниях приборов учета (п.61 Правил N 354).
При применении повышающих коэффициентов для определения размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном в пунктах 42, 60 и 60.1 Правил N 354, исполнителю коммунальных услуг необходимо учитывать следующие особенности:
— Правила N 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета горячей воды, при нецентрализованной системе теплоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирном доме (с применением пункта 54 Правил N 354), а также размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения в коммунальных квартирах, а также жилых домах, не оборудованных квартирными приборами учета воды, электрической энергии (с применением пункта 50 Правил N 354);
— повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению.
При этом в пункте 60 Правил N 354 предусмотрено применение повышающих коэффициентов в порядке их включения в состав нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами N 306 в период до 1 июля 2016 года. Соответственно определение исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 60 Правил N 354 возможно в случаях сохранения действия в период после 1 июля 2016 года таких нормативов потребления коммунальных услуг.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг с повышающими коэффициентами, принятые в соответствии с Правилами N 306 в период до 1 июля 2016 года, в части установления таких нормативов для собственников жилых домов, были приняты в соответствии с действующим законодательством и применяются до истечения срока, на который установлены нормативы.
Внесение изменений в данные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части установления нормативов потребления коммунальных услуг с повышающим коэффициентом для собственников помещений в многоквартирных домах, не требуется, так как применению подлежит размер повышающего коэффициента, прямо указанный в Правилах N 354. Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат применению в части, не противоречащей федеральному законодательству.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1038 от 18 ноября 2013 года (далее — Положение), Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Следует отметить, что письма Минстроя России с такими разъяснениями являются не нормативными правовыми актами, а изложением позиции Минстроя России по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
О.Н.Демченко

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

В каких случаях нужно применять повышающий коэффициент

С января 2018 года требования к использованию повышающего коэффициента на электроэнергию для населения Московской области и жителей других регионов не поменялись – при отсутствии счетчика стоимость КУ заметно возрастает в сравнении со стандартным нормативом. ПК применяется в двух основных ситуациях:

  • владелец помещения не установил индивидуального счетчика электроэнергии при существующей для этого возможности;
  • прибор учета вышел из строя, и он не был своевременно заменен новым.

Использование повышающего коэффициента на электроэнергию – это новая попытка стимулирования граждан к установке приборов учета со стороны государства для того, чтобы дальнейшие расчеты за услуги ЖКХ в городах осуществлялись именно по их показаниям. Это объясняется экономической невыгодностью оплаты по нормативу.

★ Подсказка! Чем полезна беспроводная система контроля и учета электроэнергии

Электросчетчик – собственность потребителя, поэтому именно он отвечает за его техническое состояние. Если заканчивается период эксплуатации ПУ или он по какой-то причине выходит из строя, то решает данные проблемы сам владелец помещения. Ему на это дается три месяца, по истечении которых в расчетах начинает использоваться ПК.

Электросчетчики не всегда находятся в общедомовых помещениях, и доступ к ним представителям УК или сетевой организации в таких случаях осуществляется только с ведома владельца помещения. Если исполнитель КУ 2 раза и более не допускается к прибору учета, то в формулах тоже начинает подставляться повышающий коэффициент. Эти и другие меры продолжают действовать так, как они прописаны в правительственном постановлении № 354 от 06.05.11.

Конечная цель использования повышающего коэффициента при подсчете платы за электроэнергию – стимулирование собственников помещений к сбережению энергии и рациональному расходованию энергетических и других ресурсов. В Школе руководителя в сфере ЖКХ на курсах управления МКД этот вопрос прорабатывается более детально.

ПК при отсутствии счетчика не будет применяться, если установить его технически невозможно. Этот факт требует подтверждения, для чего составляется соответствующий акт. Жильцы в такой ситуации продолжают оплачивать услугу по старому сценарию – с применением норматива и без подстановки в формулу повышающего коэффициента.

Размер повышающего коэффициента и расчет оплаты

Несмотря на повышение тарифов на электроэнергию с 1 июля 2018 года, размер используемого в расчетах по нормативам повышающего коэффициента остался тем же. В стандартных случаях отсутствия или неисправности электросчетчиков он составляет 1,5. Однако это не предельная величина.

Если потребитель несанкционированно подключается к электросети и достоверно определить объемы потребленного им ресурса невозможно, то может использоваться повышающий коэффициент, равный 10.

Потребление электрической энергии в обход счетчика сетевые организации считают более серьезным наказанием, поэтому и наказывают за него сильнее. Такого потребителя заставят оплатить весь похищенный ресурс. Подсчитывается его размер двумя способами:

  • переписываются все подключенные в обход счетчика электрические приборы, и количество потребленных киловатт-часов рассчитывается исходя из того, что они работали в круглосуточном режиме;
  • если мощность подключенных устройств определить невозможно, то используется стандартный норматив потребления электроэнергии, который умножается на повышающий коэффициент 10.

Кроме этого, ПК будет применяться в ситуациях, когда фиксируется несанкционированное вмешательство в работу электросчетчика. Объем коммунальной услуги здесь рассчитывается в зависимости от числа людей, живущих в квартире на постоянной или временной основе. Впрочем, управляющая компания не всегда располагает точной информацией о количестве жильцов. В таком случае расчеты производятся с учетом числа владельцев помещения. При использовании такой методики подсчитанная оплата заметно вырастет, что заставит нарушителей заниматься устранением проблем.

★ Подсказка! Как понять, что ИПУ неисправен и его показания нельзя брать в работу

В постановлении № 1498 подробно раскрывается то, что понимается под несанкционированным вмешательством в работу счетчика. Ранее сюда относились только отсутствующие контрольные пломбы и явные повреждения корпуса, дающие возможность вмешиваться в работу устройства. Теперь же нарушениями будут считаться трещины и отверстия, не предусмотренные производителем, а также неплотно прилегающее стекло индикатора. Все описанные признаки будут трактоваться как подтверждение неучтенного потребления электрической энергии с применением в отношении собственников помещений соответствующих санкций.

Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета в 2018 году

С 2018 года правила применения повышающего коэффициента на электроэнергию изменений не претерпели. В то же время плата для потребителей несколько увеличилась. Это связано с очередным повышением тарифов на электроэнергию, которое с одобрения правительства происходит каждое 1 июля и касается также воды.

Повышающий коэффициент, использующийся при отсутствии электросчетчика, не увеличивает объем предоставленных потребителям коммунальных услуг. Его применение направлено на побуждения граждан к тому, чтобы они устанавливали, своевременно ремонтировали и заменяли приборы учета.

Если исполнителем услуг выступает ресурсоснабжающая организация, то дополнительные средства от применения в расчетах повышающих коэффициентов идут в ее прибыль. Они расходуются в дальнейшем на ведение основной деятельности РСО. Такие доходы не принимаются в расчет при корректировке тарифов, утверждающихся на следующий год, а также не закладываются в долгосрочные планы работы сетевых организаций.

Управляющая компания тоже может выступать исполнителем услуги по электроснабжению собственников помещений. В таком случае средства от применения ПК формируют ее доходы. Они могут быть израсходованы, в том числе, на проведение мероприятий по энергосбережению.

Использование такого природного ресурса, как холодная вода обыденность для всех потребителей. Расход её увеличивается с каждым годом в разы. Для экономии этого ресурса Правительством РФ был разработан закон об обеспечении всех потребителей счётчиками холодной воды.

Закон вступил в силу в 2013 году, но обеспеченность приборами учёта возросла лишь на 15%. Некоторые потребители предпочитают рассчитываться за потреблённую воду по нормативу. Именно для граждан, не установивших водомеры, в 2015 году был введен повышающий коэффициент на водоснабжение

Обоснование применения повышающего коэффициента

По данным профильных комиссий при Правительстве РФ существующая социально-экономическая ситуация в каждом регионе подталкивает поставщиков холодной воды предпринимать меры к увеличению тарифов на свои услуги. Инфляционный рост экономики сказывается на составляющих тарифа на воду, хотя нагрузка по оплате коммунальных услуг у населения очень большая.

В себестоимости оплаты за холодную воду заложена статья расходов на модернизацию и текущего ремонта подающих сетей. Увеличение цен на металлургическую продукцию и электроэнергию влечёт за собой либо уменьшение объёмов проводимых работ на сетях холодного водоснабжения, либо увеличение тарифной сетки услуги водоснабжения.

Изношенность сетей и оборудования большинства предприятий не позволяет уменьшать количество ремонтных работ. Так как это скажется на качестве питьевой воды, которое влияет на здоровье граждан и должно соответствовать СанПин.

Большую роль в удельном весе стоимости услуги играет и количество потреблённой населением воды. Безучётное потребление ресурса очень влияет на экономические показатели себестоимость тарифа. Так как большее количество воды нуждается в больших количествах затрат на её добычу, приведению к соответствующим санитарным показателям и доставке потребителю.

Установив приборы учёта потребления холодной и горячей воды, граждане стремятся к экономии природного ресурса. Для покрытия неравномерного безучётного расхода воды по сравнению с количеством учтённого потребления в 2015году и был введён повышающий коэффициент для граждан, не имеющих индивидуальный прибор учёта в квартире.

Как происходит начисление за воду без счётчика

При отсутствии водомера на холодном и горячем водоснабжении расчёт ведётся по нормативу, рассчитанному согласно методическим указаниям, разработанным специальными комиссиями при Правительстве РФ.

Норматив потребления на воду умножается на количество зарегистрированных в квартире граждан и тариф, действующий в данном регионе. Далее эта цифра увеличивается на повышающий коэффициент, то есть на 50% или в 1,5 раза.

Существуют исключения в применении повышающего коэффициента. Заключаются они в том, что в квартире нет технической возможности для установки водомера или жильё признано аварийным. Факт невозможности установки или аварийности жилья должен быть зафиксирован актом, составленным специальной комиссией по инициативе жильца. Только в подтверждённых случаях обязательная надбавка на коммунальную услугу по обеспечению водоснабжением не применяется.

В случае каких – либо неисправностей, не ликвидированных в течение трёх месяцев со дня их обнаружения представителями водоканала или УК на системе водоснабжения, к нормативной оплате за воду добавиться и повышающий коэффициент.

Введение надбавки оправдано экономически, небрежное отношение со стороны потребителей к природным ресурсам обуславливает принятие таких мер, и каждый человек может для себя решить экономить ли ему воду, контролируя её расход по приборам учёта или принимать повышения оплаты, как должное мероприятие.

Что такое повышающий коэффициент и его применение при отсутствии приборов учета

Повышающий коэффициент – это некое числовое значение, на которое будет умножен тариф за предоставленную коммунальную услугу в случае несоблюдения требований нормативного акта, а именно отсутствие счетчика.

Значение коэффициента устанавливается в законодательном порядке и служит штрафной мерой для нарушающих выполнение актов об обязательной установке приборов учета.

Можно ли избежать повышения тарификации без установки счетчиков?

Можно, если применение приборов невозможно по причинам:

  • жилье признано аварийным или ветхим;
  • для установки требуется ремонт сетей;
  • трубы или проводка неисправны;
  • если окружающие условия не подходят для эксплуатации счетчика (влажность, температура, электромагнитное излучение).

Приборы учета применяются к коммунальным услугам:

  • горячее водоснабжение;
  • холодное водоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергия.

Счетчики фиксируют реальный расход вышеперечисленных категорий, оплата коммунальных услуг производится на основе этих данных.

До недавнего времени ставить счетчики было не очень выгодно, ведь по факту в квартире могло проживать большее количество человек, а плата взималась с прописанных по усредненному тарифу. С 2014 года на основании новых нормативных документов власти начали применять повышающие коэффициенты, если от проживающих не поступает точных данных.

Важно знать! Применение повышающего коэффициента возможно только к собственникам недвижимости. В других случаях ответственность несет муниципалитет или арендодатель.

Коэффициент начинает действовать:

  • если не установлены приборы фиксации потребления ХВС, ГВС, отопления, электричества;
  • если истекло 3 месяца с момента поломки прибора, он не был восстановлен или заменен;
  • или если собственник не подтверждает достоверность сведений и не допускает к осмотру специалиста ЖКХ.

Важно! Коэффициент начисляется с 2015 года, при этом неуклонно растет. Так, в 2015 году он составлял 1,1, а с 1 января 2017 года 1,6. Это значит, что на сегодняшний день доплата по действующему тарифу составляет 50%. При этом в 2018 году поднимать коэффициент не планируется. В платежном документе коэффициент РСО должна указать в отдельной строчке, а рядом обязательно указан базовый норматив.

Повышающий коэффициент на воду

При отсутствии приборов учета потребления воды, если есть техническая возможность их установки, снабжающие компании вправе взимать повышающий коэффициент.

Общедомовое потребление воды оплачивается согласно нормативам потребления.

ПК к водоотведению с июня 2016-го по текущий 2018-й год не применяется, согласно постановлению Правительства РФ №603. Таким образом, дополнительная плата может начисляться только на воду, горячую и холодную.

Как платят за воду с повышающим коэффициентом, можно понять самостоятельно. К сожалению, порой обывателю приходится перепроверять правильность расчетов УК.

⇒ Тариф на воду без счетчика — полезная информация в следующей статье.

ХВС

Плата за водоснабжение рассчитывается следующим образом: количество зарегистрированных жильцов умножается на норматив потребления холодной воды, ПК (1,5) и региональный тариф. Такой метод расчета актуален для ХВС.

ГВС

Как рассчитать оплату ГВС, зависит от способа, который применяет управляющая компания или РСО для тарификации потребления горячей воды – в кубических метрах или по двухкомпонентному тарифу – за холодную воду и тепловую энергию. В первом случае расчет производится так же, как и за ХВС.
Тарифы, действующие на два компонента ГВС, предполагают произведение расчета по другой формуле: объем воды по норме потребления умножается на компонент холодной воды, объем тепла, необходимый для поддержания температуры горячей воды. Все это умножается на ПК.

Таким образом, при подсчетах становится очевидно, что отсутствие индивидуальных приборов учета расхода воды ведет к значительному удорожанию коммунальных платежей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *