Как проводится вводный инструктаж

Программа инструктажа

Водный инструктаж по охране труда является неотъемлемой частью процедуры трудоустройства. Кроме этого, вводному обучению подвергаются не только сотрудники, принятые на работу на постоянной основе, но и лица, поступившие на предприятие на временной основе, например, командированные или проходящие практику. Программа инструктажа должна включать в себя следующие пункты:

  • Основополагающую информацию о самой организации;
  • Основные специфические производственные особенности;
  • Базовые положения законодательства в части охраны труда;
  • Сведения о компенсациях и льготах;
  • Ознакомление с правилами внутреннего распорядка предприятия и предусмотренные меры ответственности за отступление от правил;
  • Организационные моменты по соблюдению техники безопасности на предприятии;
  • Общие сведения о правилах поведения служащих на территории работодателя, в отдельных помещениях, производственных цехах, складских и иных помещениях;
  • Месторасположение основных помещений на территории;
  • Ознакомление с подробным перечнем вредоносных факторов производственного характера, имеющихся в отдельно взятом учреждении;
  • Имеющиеся ресурсы для предупреждения несчастных случаев, заболеваний, связанных с производственной деятельностью, детальная информация о наличие средств индивидуальной защиты, расположении ограждений, предупреждающих плакатов;
  • Основная информация касательно индивидуальной и производственной санитарии;
  • Ознакомление со способами предотвращения чрезвычайных ситуаций, таких как аварии, взрывы, пожары;
  • Инструкции к действиям служащих при наступлении чрезвычайной ситуации;
  • Методика оказания первой помощи пострадавшим до прибытия врача.

Для проведения обучения по технике безопасности и охраны труда могут быть использованы макеты помещений, модели оборудования, видеофильмы, изображения, плакаты, стенды и любые виды печатной информации.

Обратите внимание! Обычно вводный инструктаж проводится индивидуально с каждым отдельным работником, но запрета на организацию группового занятия по технике безопасности и охране труда в законодательных актах нет.

Например, вводный инструктаж может быть проведен группе студентов, прибывших для прохождения практики на предприятии. По окончанию ознакомления работников с обязательными инструкциями в рамках вводного инструктажа, в специальный журнал вносится соответствующая запись.

инструктирующий

Смотреть что такое «инструктирующий» в других словарях:

  • указывающий — показывающий, свидетельствующий; указующий, приказывающий, удостоверяющий, предписывающий, доказывающий, предначертывающий, демонстрирующий, устанавливающий, определяющий, повелевающий, подтверждающий, ссылающийся, отмечающий, инструктирующий,… … Словарь синонимов

  • инструкти́вный — ая, ое. Содержащий в себе руководящие указания, инструктирующий. Инструктивная беседа. Инструктивные указания … Малый академический словарь

  • ИНСТРУКТИВНЫЙ — ИНСТРУКТИВНЫЙ, инструктивная, инструктивное (книжн.). Содержащий в себе руководящие указания, инструктирующий; совершаемый с целью инструктирования. Инструктивная беседа. Инструктивное письмо. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Quake II — Разработчик id Software Издатель Activision Дата выпуска … Википедия

  • Проклятые земли: Затерянные в астрале — Проклятые земли: Затерянные в астрале … Википедия

  • наставляющий — прил., кол во синонимов: 22 • вразумляющий (13) • жучащий (20) • инструктирующий (3) … Словарь синонимов

  • предписывающий — прил., кол во синонимов: 18 • велящий (4) • диктующий (7) • директивный (10) • … Словарь синонимов

  • инструктивный — ая, ое; вен, вна, вно. 1. Содержащий в себе руководящие указания, инструктирующий. И ая беседа. Его указания всегда инструктивны. 2. Дающий положительный результат, результативный. И ая работа. ◁ Инструктивно, нареч. (2 зн.). И. поработать.… … Энциклопедический словарь

  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте — журнал инструктажа, в котором указываются: дата проведения, тема и вид инструктажа (первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый); Ф. И. О. и год рождения инструктируемого. Инструктируемый и инструктирующий ставят свою подпись. На обложке… … Российская энциклопедия по охране труда

  • инструктивный — ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. инструктивно, инструктивность 1) Содержащий в себе руководящие указания, инструктирующий. И ая беседа. Его указания всегда инструктивны. 2) Дающий положительный результат, результативный. И ая работа … Словарь многих выражений

Раздел № 10. Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажа.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

10.1 Организация и структура вводного инструктажа.

На уроке по изучению приёмов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Учащиеся при этом располагаются у рабочего мастера ( стоят или сидят на скамейках) таким образом, чтобы каждому из них было чётко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер . На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционная карта, плакаты, образцы, схемы, таблицы- все необходимое для инструктирования. Должно быть обеспеченно хорошее освещение рабочего места и всего, что на нём расположено. Для вводного инструктажа на уроках при изучении прёмво и операций характерна следующая типовая последовательность:

— сообщение темы и цели урока (этап целевой установки);

— проверка знаний и умений учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока ( этап актуализации);

-объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы; разбор документов письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно-производственным работам;

-объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности труда;

-пробное выполнение учащимися приёмов и способов выполнения изучаемой операции, показанных мастером;

-выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.

Применительно к этой типовой структуре содержания вводного инструктажа рассмотри организацию и методику его проведения.

Тему урока мастер обычно объявляет устно и записывает на доске. Очень важно правильно раскрыть учащимся цель урока, т.е. дать им целевую устанвку на урок.

Любой процесс обучения характерен тем, что учащиеся, как правило, эффективно воспринимают и усваивают новое тогда, когда это новое опирается на раенее усвоенное, является его продолжением и развитием, когда в сознании учащихся «наводятся мостики» между тем, что они знают и умеют, и тем, что им предстоит узнать и освоить. Такой этап включения знакомого, изученного в процессе усвоения нового называют актуализацией. На уроках производственного обучения актуализация знаний и опыта учащихся обычно проводится путём опроса учащихся обычно проводится путём опроса учащихся в начале вводного инструктажа по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения, хотя могут применяться и другие способы актуализации: повторение мастером необходимых теоретических сведений, демонстрация кинофрагментов, проведение предварительных упражнений, разбор выполненных домашних заданий и т.п.


Создание ориентировочной основы действия учащихся . На уроках по изучению приёмов и операций это обеспечивается прежде всего путём личного показа и объяснения мастером приёмов и способов выполнения изучаемой на уроке операции или её части. При изучении операций, особенно первых, процесс обучения строится по II типу ориентировки, репродуктивно, по принципу «делай, как я» . И это вполне закономерно, ибо на каждом уроке перед учащимися стоит задача освоить что-то новое, субъективно для них неизвестное. На изучение операций учебными программами отводится, как правило, минимальное количество времени, поэтому на 1 тип ориентировки (методом «проб и ошибок», самообучением), на III тип ( » подумай и сделай сам») в этих условиях не применим.

10.2.Организация текущего инструктирования.

Руководство учебно-производственной деятельности учащихся в процессе упражнений, формирование у них профессиональных умений и навыков мастер осуществляет путём их текущего инструктирования. Это основная форма обучающей деятельности мастера производственного обучения . Основные цели текущего инструктирования учащихся мастером в процессе упражнений в выполнении операции. Опытный мастер так сроит свою деятельность, чтобы не столько исправлять, сколько предупреждать ошибки, недостатки и затруднения учащихся.

Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся. При каждом обходе рабочих мест мастер следит за работой всех учащихся, даёт им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания. Исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе, независимо от цели обхода. Но у каждого учащегося обязательно проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. Такая плановая организация обучающей деятельности мастера обеспечивает возможность дойти до каждого ученика, что невозможно, если наблюдать за всеми учащимися вообще, в целом.

Количество обходов, их конкретные цели зависят от содержания выполняемых работ, организации учебно-производственного процесса. Период обучения, особенностей учебной группы, опыта мастера. В определении конкретных целей обходов рабочих мест начинающему мастеру поможет анализ типичных ошибок, недостатков и затруднений учащихся, характерных для упражнений в выполнении операций.

Кроме целевых обходов возможны и другие варианты форм организации текущего индивидуального инструктирования учащихся мастером: мастер наблюдает за группой со своего рабочего места и даёт указания учащемуся, совершающему ошибки, испытывающему затруднения или нуждающемуся в помощи; мастер инструктирует учащегося по его просьбе; учащиеся сами подходят к мастеру, и он инструктирует их на своём рабочем месте. Однако наиболее предпочтительной и рациональной формой организации текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся.

10.3 Заключительный инструктаж.

Обязательным структурным элементом урока производственного обучения является заключительный инструктаж. Он обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа- на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.

Проводя заключительный инструктаж, следует исходить из следующих посылок: заключительный инструктаж- это составная часть урока, его содержание, организация и методика проведения должны вносить своё вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения; заключительный инструктаж-это коллективная форма работы мастера с учащимися, чем активнее мастер вовлекает учащихся в его проведение, тем эффективнее он проходит. Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие правила рекомендации: на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нём что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;

Вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока; широко привлекать их к самостоятельному анализу выполняемых учебно-производственных работ; умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации группы на лучшие учебно-производственные успехи; широко практиковать сравнение работ, выполняемых учащимися, с образцами-эталонами ( но не сравнивать и не противопоставлять учащихся друг другу); Анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать.

1. Виды инструктажей, их характеристика, методика проведения и оформления

Введение

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических и лечебно — профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.

С вопросами охраны труда неразрывно связанно и решение вопросов охраны природы.

Сложность стоящих перед охраной труда задач требует использования достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда.

Так как главным объектом охраны труда является человек в процессе труда, то при разработке требований производственной санитарии используются результаты исследований ряда медицинских и биологических дисциплин.

Особо тесная связь существует между охраной труда, научной организацией труда, эргономикой, инженерной психологией и технической эстетикой.

Успех в решении проблем охраны труда в большой степени зависит от качества подготовки специалистов в этой области, от их умения принимать правильные решения в сложных и изменчивых условиях современного производства.

Согласно нормативным документам существуют четыре основных вида инструктажей: вводный, первичный (первичный на рабочем месте), повторный и целевой. Ниже рассмотрим особенности каждого из них.

Вводный инструктаж.

Водный инструктаж, как правило, осуществляется по утверждённой работодателем программе с фиксированием результатов в журнале. Такой инструктаж обычно проводят:

· с каждым из работников, включая руководителя, которых принимают или переводят на новое место работы;

· с учащимися и проходящими практику;

· с работниками, командированными в организацию другими работодателями;

· с другими лицами, которые участвуют в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж.

Проводить первичный инструктаж на рабочем месте имеет право только непосредственный руководитель, который до начала самостоятельной деятельности работника прошёл обучение и проверку знаний по охране труда.

На рабочем месте первичный инструктаж проводится:

1. со всеми вновь принятыми работниками, которые выполняют обязанности на условиях:

· заключённого на неопределенный срок трудового договора;

· работы на дому;

· заключённого срочного трудового договора (в том числе и на период выполнения сезонных работ или на срок до двух месяцев);

· совместительства;

2. с переведенными из другого структурного подразделения работниками;

3. с работниками, которым поручено выполнение новой для них работы;

4. с лицами, деятельность которых не связанна с организацией трудовых отношений:

· командированные работники сторонних организаций;

· учащиеся образовательных учреждений, которые проходят производственную практику;

· работники сторонних организаций, которые выполняют работы на выделенном участке;

· другие лица, участвующие в производственной деятельности.

Работники, освобождаемые от первичного инструктажа

От первичного инструктажа на рабочем месте освобождаются работники, работа которых не связанна с обслуживанием, эксплуатацией, испытанием, ремонтом и наладкой оборудования, применением и хранением сырья и материалов, а также не связана с использованием электрифицированного или другого инструмента. Разумеется, оформлять проведение первичного инструктажа на рабочем месте лучше для всех работников. Но, если в организации есть работники, освобождаемые от первичного инструктажа на рабочем месте, то перечень их должностей должен быть утверждён заранее.

Программа первичного инструктажа, утверждённая работодателем, включает в себя:

· ознакомление работников с имеющимися вредными или опасными производственными факторами;

· изучение требований охраны труда, которые содержатся в инструкциях по охране труда, локальных нормативных актах организации, эксплуатационной и технической документации, а также применение безопасных приемов и методов выполнения работ.

Как правило, проводит инструктаж и проверяет знания работника один и тот же человек. Проверка проходит устно, факт проведения инструктажа и проверки знаний регистрируется в журнале или наряде-допуске на производство работ. Факт проведения инструктажа подтверждается собственноручной подписью работника и лица, проводившее его, и указывается дата его проведения.

Внеплановый инструктаж

Для оформления внепланового инструктажа издаётся приказ или распоряжение, в котором должны быть указаны сотрудники, с которыми он будет проводиться, причина проведения такого инструктажа, его программа и ответственные лица.

Внеплановый инструктаж проводится непосредственно руководителем работ в следующих случаях:

· при внесении изменений или введении в действие новых нормативных правовых актов или инструкций по охране труда;

· при модернизации или замене оборудования, инструмента или приспособлений;

· при изменении технологических процессов;

· по требованию должностных лиц органов государственного контроля и надзора;

· при нарушении работниками требований охраны труда;

· при перерыве в работе (по решению работодателя; более 30 календарных дней для работ во вредных условиях труда; более двух месяцев).

Целевой инструктаж

Целевой инструктаж по охране труда, как правило, оформляется приказом о проведении работ с оформлением наряда-допуска для лиц, которые участвуют в работе.

Целевой инструктаж по охране труда осуществляется при:

· выполнении разовых работ;

· ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

· производстве работ, на которые оформляются разрешение, наряд-допуск или иные специальные документы;

· проведении массовых мероприятий в организации.

Когда проводится вводный инструктаж по ОТ (охране труда) в организации

Порядок проведения вводного инструктажа по охране труда в компании описывается в соответствующей программе, которая утверждается руководителем предприятия, согласно абз. 2 п. 2.1.2 порядка обучения, утвержденного постановлением Минобразования и Минтруда от 13.01.2003 № 1/29 (далее по тексту — Порядок обучения).

Вводный инструктаж проводится 1 раз:

  • при приеме на работу и восстановлении после увольнения;
  • допуске к производству командированных на предприятие лиц;
  • допуске работников контрагентов (подрядчиков, исполнителей, поставщиков оборудования и др.), направленных для выполнения определенного объема работы на производственном участке;
  • прохождении производственной практики учащимися из образовательных учреждений.

Без вводного инструктажа по охране труда ни один сотрудник не может быть допущен к выполнению своих обязанностей, связанных с производственной деятельностью компании (абз. 1 п. 2.1.2 Порядка обучения).

Во время проведения данного инструктажа сотрудников ознакомляют:

  • с перечнем имеющихся на предприятии опасных факторов;
  • требованиями ОТ, которые содержатся в локальных актах предприятия, соответствующих инструкциях и техдокументации;
  • возможностью применения безопасных методов работы.

Каждый факт проведения вводного инструктажа по охране труда регистрируется в соответствующем журнале с указанием даты и подписями инструктируемого сотрудника и специалиста, который инструктировал (абз. 5 п. 2.1.3 Порядка обучения). О проведении данного инструктажа также делается запись в контрольном листке или ином документе о приеме на работу.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Инструкция по проведению вводного инструктажа по охране труда образца 2017-2018 годов

Указанная инструкция должна разрабатываться согласно установленным госстандартам и нормам, в т. ч. ГОСТ 12.0.004-2015, с учетом требований, изложенных в Порядке обучения. В ней должны быть отражены обобщенные положения ОТ, содержащиеся в российском законодательстве, правила пожарной безопасности, сведения о вредных факторах на производстве и средствах защиты, а также сценарии поведения при наступлении несчастного случая на производстве.

При подготовке инструкции за основу берется принятая на предприятии программа проведения вводного инструктажа, разработанная с учетом специфики производственной деятельности. В отличие от программы, в которой отражаются обобщенные вопросы, в инструкции конкретизируется необходимая для донесения персоналу информация.

При разработке документа следует осветить все важные моменты ОТ, с которыми должны в обязательном порядке быть ознакомлены при введении в курс дела новые сотрудники и другие привлеченные к производственному процессу лица:

  • общую информацию о предприятии и характерные особенности производственной специфики;
  • ключевые сведения об ОТ в российском законодательстве;
  • особенности организации работы по охране труда на предприятии;
  • перечень опасных (вредных) факторов на производстве;
  • вопросы пожаро- и электробезопасности;
  • перечень средств индивидуальной защиты, применяемых на производстве;
  • правила поведения сотрудников на производстве;
  • правила работы с инструментами;
  • основы гигиены (санитарии) на рабочем месте;
  • вопросы профилактики и расследования аварий, травм, несчастных случаев на производстве;
  • вопросы профилактики возникновения профессиональных заболеваний;
  • порядок возмещения вреда в случае его получения сотрудниками на производстве;
  • оказание неотложной помощи при возникновении экстренных ситуаций на производстве.

Примерное содержание вводного инструктажа по ОТ, пример текста

Каждое предприятие с учетом своей специфики должно самостоятельно разработать инструкцию для проведения вводного инструктажа новичков. Собственную инструкцию предприятие может разработать на основе традиционной (общей для предприятий), включив в нее раскрывающие специфику производственного процесса разделы.

Представим примерное содержание вводного инструктажа. Так, он может включать в себя следующие разделы:

  1. Цель и задачи проведения вводного инструктажа.
  2. Используемые основные термины.
  3. Основы законодательства по ОТ.
  4. Средства индивидуальной защиты.
  5. ОТ женщин.
  6. ОТ молодых специалистов.
  7. Порядок действий при наступлении несчастного случая.
  8. Контроль за соблюдением норм ОТ.
  9. Ответственность за невыполнение установленных требований по ОТ.
  10. Обозначение опасных зон и производственных участков.
  11. Правила безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.
  12. Меры безопасности при обращении с опасными жидкостями.
  13. Меры безопасности на высотных работах.
  14. Правила пожарной безопасности.
  15. Правила электробезопасности.
  16. Особенности безопасной работы с инструментами и оборудованием.
  17. Санитарно-гигиенические нормы.
  18. Шум, электромагнитные излучения, освещение, производственный микроклимат.
  19. Вредные вещества на производстве.
  20. Заключительные моменты.

Итак, вводный инструктаж по охране труда должен проводиться на каждом предприятии единожды для всех новых сотрудников и прочих привлеченных к производственному процессу лиц. Без его проведения допуск к выполнению функциональных обязанностей невозможен. Проводится инструктаж инженером по ОТ или специально уполномоченным на это сотрудником (либо привлеченным лицом или организацией). Для проведения разрабатывается инструкция в соответствии с Порядком обучения, Трудовым кодексом, актуальными госстандартами и иными нормативно-правовыми актами. Один из вариантов вводного инструктажа вы можете найти на нашем сайте.

Инструктажи по охране труда

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится до начала работы руководителем подразделения или по его поручению мастером:

  • Со всеми поступающими на работу в подразделение, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретае­мых ими за свой счет.
  • С работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы.
  • С командированными работниками сторонних организаций, обу­чающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж по охране труда проводится по разработанным и утверж­денным программам инструктажа на рабочем месте с использовани­ем инструкций по охране труда с целью получения конкретных знаний для безопасного выполнения производственного задания.

Программа инструктажа предусматривает:

  • Общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке работы.
  • Ознакомление с устройством оборудования, а также с опасными зонами оборудования и их ограждениями.
  • Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудова­ния, пусковых приборов, заземляющих устройств, инструмента, при­способлений).
  • Порядок применения предохранительных приспособлений.
  • Требования к спецодежде, спецобуви и другим средствами индивидуальной защиты.
  • Случаи производственного травматизма и их причины.
  • Требования безопасности к электрооборудованию, осветитель­ным приборам.
  • Правила безопасности при выполнении работ совместно несколькими рабочими.
  • Меры оказания первой помощи при несчастных случаях, личную гигиену рабочего.
  • Ответственность рабочих за нарушение правил безопасности груда.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). Данный инструктаж проводится с каждым работником индивиду­ально с показом безопасных приемов труда.

Вновь принятый работник проходит стажировку от 2 до 14 смен под наблюдением руководителя подразделения (мастера) или опытного работника. Затем руководитель подразделения проверяет работу вновь принятого работника и как усвоены требования инструкции по охране труда и осуществляет допуск к самостоятельной работе (ставит свою подпись в журнале инструктажей).

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, стажировки и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *