Как перевыставить транспортные услуги другой организации

Нужна ли ТТН при доставке товара своими силами?

Налоговые органы при проведении проверок до 25 июля 2011 года требовали от налогоплательщиков ТТН даже в случаях, когда налогоплательщики не являлись заказчиками перевозки или перевозка осуществлялась собственным транспортом.

Судебная практика по вопросу необходимости наличия ТТН у покупателя при доставке товара силами поставщика (или собственным транспортом) до декабря 2010 года была противоречивой. Ситуация прояснилась, когда Высший Арбитражный Суд РФ постановил, что ТТН по форме 1-Т служит документом для учета работ на автомобильном транспорте. Так как налогоплательщик не являлся заказчиком по договору перевозки грузов, то для принятия товара к учету и применения вычета по НДС достаточно ТОРГ-12.

Аналогичную позицию позднее занял Минфин России. Он разъяснил, что если организация не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН по форме 1-Т либо ТОРГ-12.

Таким образом, если сторона договора поставки не привлекает перевозчика, ТТН может не быть. Однако необходимо помнить, что в случае признания контрагента недобросовестным налоговый орган всегда будет требовать подтверждения реальности поставки и только ТОРГ-12 будет недостаточно.

Новая транспортная накладная

Ситуация изменилась 15 апреля 2011 года, когда были утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки), в которых содержится новая форма транспортной накладной (ТН) и четко регулируется, что ТН подтверждает заключение договора перевозки.

Они вступили в силу с 25 июля 2011 года. С этого момента ТТН по форме 1-Т не применяется для целей оформления договоров перевозки.

Новая транспортная накладная не содержит товарного раздела, перечня и стоимости товара. Вместо этого указывается наименование груза, его количество, масса (грузовые места) и ценность.

Новая накладная предназначена исключительно для оформления услуг по перевозке грузов силами привлеченных перевозчиков. Факт передачи товара, как и ранее, фиксируется накладной по форме ТОРГ-12.

Однако с принятием Правил перевозки стороны могут применять ТТН по форме 1-Т для перевозки товара собственным автотранспортом. Минфин также разъяснил, что в случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и накладная не составляется. А затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание. Так как ТТН по форме 1-Т содержит товарный раздел и стоимость переданного водителю для перевозки товара, использование ТТН по форме 1-Т при перевозках собственным автотранспортом позволит подтвердить факт передачи товара водителю и суть поручения на перевозку. Если товар будет утерян водителем, данная накладная будет служить основанием для привлечения его к ответственности.

Как подтвердить реальность доставки с помощью новой накладной?

Новая транспортная накладная применяется только в отношениях по перевозке силами привлеченных перевозчиков. Несмотря на это налоговые органы, если контрагент будет признан недобросовестным, скорее всего признают налоговую выгоду необоснованной при отсутствии накладной даже в случае перевозки товара собственным транспортом.

Как же обосновать реальность доставки товара и правильно оформить транспортные документы?

При поставке товара существуют следующие варианты взаимодействия контрагентов:

  • доставка товара своим транспортом и своими силами;
  • доставка товара силами привлеченного перевозчика;
  • доставка товара с помощью экспедитора.

Комплект документов у сторон зависит от того, на ком лежит обязанность по доставке товара.

Обратим внимание, что реальность поставки необходимо подтверждать как покупателю, так и поставщику.

Доставка товара осуществляется своим транспортом и своими силами

В данном случае сторонний перевозчик не привлекается, договор перевозки не заключается. Не оформляется и транспортная накладная.

Лицо, на котором лежит обязанность по доставке, имеет в собственности или аренде транспортные средства и штат своих или привлеченных водителей. Стороне, осуществляющей доставку товара и использующей свои транспортные средства, необходимо списывать горюче-смазочные материалы (ГСМ).

В связи с этим комплект документов у поставщика и покупателя будет зависеть от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Обязанность по доставке лежит на поставщике

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы товарно-материальные ценности (ТМЦ), путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

ТТН по форме 1-Т (или по своей форме) может оформляться по желанию стороны и не является обязательной. ТТН по форме 1-Т является дополнительным доказательством реальности операции по поставке товара.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя поставщика, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

ТТН может оформляться по желанию стороны и не является обязательной.

В случае если покупатель не является грузополучателем (товар следует сразу покупателю (грузополучателю)), то путевого листа у покупателя не будет. В данной ситуации рекомендуем оформлять ТТН по форме 1-Т.

Обязанность по доставке лежит на покупателе

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на водителя на получение ТМЦ, путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя покупателя, доверенность на водителя покупателя, которому были переданы ТМЦ.

Водитель должен иметь путевой лист. Из путевого листа покупателю (и поставщику) будет ясно, чей водитель доставляет (получает) ему (у него) груз и привлекал ли поставщик (покупатель) перевозчика.

Путевой лист рекомендуем оформлять и при использовании водителем своего транспорта, даже если стоимость ГСМ закладывается в заработную плату водителя.

Товарно-транспортная накладная

ТТН по форме 1-Т по возможности рекомендуем оформлять в целях удобства передачи ТМЦ водителю для перевозки и минимизации налоговых рисков неподтверждения реальности поставки.

Доставка товара осуществляется силами привлеченного перевозчика

В данном случае лицо, на котором лежит обязанность по доставке, привлекает стороннюю организацию для осуществления перевозки.

Отношения по перевозке оформляются договором перевозки. Согласно п. 6 Правил перевозки, транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Таким образом, договора перевозки в виде единого документа может и не быть.

Помимо единого документа, договор перевозки может быть оформлен заказом на перевозку и транспортной накладной. При наличии рамочного договора перевозки заказчик для выполнения каждой конкретной перевозки подает перевозчику заявку на перевозку. Разницы между заявкой и заказом нет.

В рассматриваемом случае рекомендуемый комплект документов у поставщика и покупателя также будет зависеть от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, договор перевозки (может не быть), заказ или заявку на перевозку, транспортную накладную, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ.

Оформлять одновременно и ТТН по форме 1-Т, и транспортную накладную не требуется. Если товары на учет принимаются по ТОРГ-12, то ТТН по форме 1-Т не требуется. Для учета расходов по перевозке достаточно транспортной накладной.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, транспортную накладную, копию путевого листа на водителя, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

В случае если покупатель не является грузополучателем, то транспортной накладной и путевого листа у него не будет. Тогда рекомендуем запрашивать у поставщика копию ТН, подтверждающей, что товар доставлен грузополучателю.

В комплект документов у покупателя входят: договор поставки, ТОРГ-12, договор перевозки (может не быть), заказ или заявка на перевозку, транспортная накладная, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

В комплект документов у поставщика входят: договор поставки, ТОРГ-12, транспортная накладная, копия путевого листа на водителя перевозчика, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

Обращаем ваше внимание, что налоговые органы считают обязательным наличие транспортной накладной и у поставщика, и у покупателя в любом случае при перевозке товара автотранспортом. Так как ТТН (по форме 1-Т) оформлялась в 4 экземплярах, то у грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика должны быть экземпляры накладной в обязательном порядке.

В следующей статье мы расскажем о порядке оформления новой транспортной накладной.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Транспортирование товаров

Транспортирование — один из факторов, влияющих на со­храняемость. По сути, транспортирование — это хранение това­ров только в пути.

К хранению этот фактор близок по условиям внешней среды: показателями климатического (температура, ОВВ, воздухообмен и освещенность) и санитарно-гигиениче­ского режимов.

Различия между ними обусловлены характером возникающих нагрузок:

статических — при хранении и преоб­ладающих

динамических нагрузок с кратковременными стати­ческими нагрузками (во время стоянок) — при транспортиро­вании.

Такой характер нагрузки обусловливает различия в высоте и способах размещения товаров в пути и в хранилище.

Так, при транспортировании высота укладки товаров должна быть мень­ше, чем при хранении, что снижает разрушительное воздейст­вие динамических нагрузок, особенно на нижние слои товар­ной массы. При транспортировании укладка товаров в таре должна быть плотной, компактной, чтобы предупредить верти­кальное перемещение товаров в пути, завал штабелей и падение ящиков при резком торможении транспортного средства. Для предупреждения этого применяют дополнительные меры: уста­навливают распорки между штабелем и стенкой транспортного средства, связывают ящики и т. п.

Кроме того, сроки перевозки товаров должны быть значи­тельно меньше сроков годности и хранения, чтобы дать воз­можность получателю груза реализовать, а потребителю ис­пользовать товары до окончания этих сроков.

Критерии выбора Транспорта

  1. Сроки перевозки являются первым критерием выбора вида транспорта и транспортных средств.

  2. транс­портные тарифы. Мы его рассматривать не будем, так как он не является предметом рассмотрения товароведения.

  3. Наличие определенной транспортной инфраструктуры — путей, дорог, станций, портов и т. п.

Основное назначение транспортирования — перемещение то­варов по всем звеньям технологического цикла товародвижения от изготовителя до потребителя, а также обеспечение сохраняе­мости перевозимых грузов.

В зависимости от применяемых транспортных средств раз­личают следующие виды транспорта:

автомобильный,

воздуш­ный,

железнодорожный,

водный (речной и морской) и

гуже­вой.

Они отличаются скоростью движения, стоимостью перево­зок, грузоподъемностью и др. Каждый из указанных видов транспорта имеет свои достоинства и недостатки по указанным критериям и показателям1.

Хранение товаров

Хранение — этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого — обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.

Конечный результат эффективного хранения товаров — со­хранение их без потерь или с минимальными потерями в тече­ние заранее обусловленного срока.

Показателями сохраняемо­сти служат

выход стандартной продукции,

размер потерь и

сро­ки хранения.

Выход стандартной продукции и потери связаны обратно пропорциональной зависимостью. Чем выше потери, тем мень­ше выход стандартной продукции. Оба показателя сохраняемо­сти зависят от условий и сроков хранения.

Условия хранения товаров

Условия хранения — совокупность внешних воздействий ок­ружающей среды, обусловленных режимом хранения и разме­щением товаров в хранилище.

Режим хранения — совокупность климатических и санитар­но-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров. Можно выделить

климатический и

санитарно-гигие­нический режимы хранения.

Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.

Температура хранения — температура воздуха в хранилище.

Классификация товаров по термическому состоянию и требованиям к оптимальному температурному режиму

Термиче­ское состоя­ние товаров

Диапазон температур,с

Группы товаров

Заморо­женные

—10..:—12

Мясо, рыба, масло сливочное, животные жиры, замороженные яичные продукты

— 18…—20

Мясо, рыба, плоды и овощи, масло сли­вочное, яичные продукты, мороженое

—23 ..—25

Мясо, рыба, плоды и овощи

—28…—30

То же

Переохла­жденные

—7„.—10 —2…—5

Соленая рыба, сырокопченые колбасы, животные жиры, отдельные холодоустой­чивые виды и сорта плодов и овощей, варено-копченые колбасы, маргарин

Охлажден­ные

‘ -1…1

Отдельные виды и сорта плодов и ово­щей, квашеные овощи, яйца

Молочные товары, охлажденные мясо и рыба, торты и пирожные с кремом и фруктовой отделкой

Умерен­ные

Не выше 10…12

Напитки алкогольные и безалкогольные, кроме водок, пиво (не ниже 2 °С)

Широкого диапазона температур

—30…+30

Хлебобулочные изделия, сухие бакалей­ные товары (мука, крупа, сахар, мака­ронные изделия), спирт, водка (не ниже температуры замерзания), большинство непродовольственных товаров

Широкого диапазона положи­тельных температур

Консервы, жидкие парфюмерно-космети­ческие средства, вино, ликеро-наливоч- ные изделия, варенье, джемы, повидло

Растительные масла, большинство кон­дитерских изделий

Относительная влажность воздуха (ОВВ) — показатель, ха­рактеризующий степень насыщенности воздуха водяными па­рами.

Классификация товаров по влажности и требованиям к оптимальному влажностному режиму

Группировка това­ров по влажности

Диапазон ОВВ, %

Группа товаров

Сухие

Не выше 65

Бакалейные товары: мука, крупа, соль, сахар, макаронные изделия, пряности; сухофрукты; большинст­во непродовольственных товаров

Умеренные

Кондитерские товары, вина, кофе, чай (не более 70%)

75—80

Фруктово-ягодные изделия, масло сливочное, маргарин

Не выше 75

Консервы

Влажные

Молочные товары, мясо, рыба, ты­квенные овощи, лук, чеснок, лике- ро-наливом ные изделия, вина, яйца и яйцепродукты

Повышенной влажности

Большинство видов плодов и ово­щей, замороженные плоды, овощи, мясо, рыба, квашеные овощи

Воздухообмен — показатель режима, характеризующий ин­тенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде.

Естественный воздухообмен осуществляется за счет разницы удельного веса холодного и теплого воздуха. Хо­лодный воздух — более тяжелый и перемещается вниз, вытес­няя теплый, более легкий воздух. Естественными могут быть и циркуляция, и вентиляция.

Принудительный воздухообмен осуществляется путем подачи и/или обмена воздуха в складе вентиляторами.

По направленности воздушного потока по отношению к то­варной массе различают общеобменный и активный воздухооб­мен.

При общеобменном воздухообмене (вентиляции или циркуляции) воздух перемещается лишь в свободном от груза пространстве склада.

Активный воздухообмен — обмен воздуха путем его побудительной подачи через товарную массу.

Газовый состав воздуха — показатель режима, характеризую­щий состав газов в окружающей среде. Он обусловлен тремя группами компонентов:

1) основные газы — кислород, азот и углекислый газ;

2) инертные газы — водород, гелий, аргон и др.;

3) вредные газообразные примеси — окислы азота, серы, а также озон, аммиак, фреон и др.

Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты, включаю­щим ряд единичных показателей.

Чистота — состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышаю­щими установленных норм.

Чистота определяется двумя группами показателей.

По природе загрязнения: минерального, органического, микробиоло­гического или биологического.

По местонахождению загрязнения: воздух, пол, стены, потолок, оборудование, механизмы, товары, тара в хра­нилищах или транспортных средствах.

Размещение товаров относится к наиболее значимым факто­рам, определяющим условия хранения, и характеризуется пока­зателями загрузки складов:

площадью и

коэффициентом за­грузки,

высотой размещения.

При размещении товаров на хранение необходимо руковод­ствоваться определенными правилами, основанными на прин­ципах совместимости, безопасности и эффективности

1. Правила товарного соседства устанавливают требования к совместному хранению товаров с одинаковым режимом хране­ния, а также с приемлемыми друг для друга сорбционными свойствами. Эти правила основаны на принципе совместимо­сти разных товаров — при хранении товары не оказывают друг на друга вредного воздействия.

2. Рациональное использование складских площадей предполагает оптимальную их загрузку с учетом минимально допустимых расстояний товаров от стен, потолка, охлаждающих и отопи­тельных приборов. Загрузка складов определяется площадью, объемом или коэффициентом загрузки.

Площадь загрузки — полезная площадь склада, занятая това­ром.

Объем загрузки — объем склада, который занимает товар. Остающееся при этом на складе свободное от груза пространст­во представляет собой аэропространство склада.

Коэффициент загрузки — относительный показатель, кото­рый рассчитывается как отношение объема загрузки к общему объему склада. Для многих пищевых продуктов оптимальным считается коэффициент загрузки в пределах 70—80%. Следует отметить, что для многих товаров, в том числе и непродоволь­ственных, отсутствуют рекомендации по оптимальным коэф­фициентам загрузки складов.

3. обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ правило позволяющее снизить нерациональные затраты тяжелого ручного труда, заменив его механизирован­ным трудом. Следствие этого — уменьшение затрат на погрузку и разгрузку товаров, которые являются частью общих затрат на хранение. Соблюдение правил охраны труда при погрузочно- разгрузочных работах и эксплуатации хранилищ позволяет обеспечить в полной мере реализацию принципа безопасности для людей и товаров.

Для механизации работ на складе должны быть

А. оставлены грузовые проезды, предназначенные для передвижения погруз­чиков, тележек и других механизмов. При их использовании, как правило, оставляют центральный грузовой проезд шириной не менее 1—1,5 м и боковые проходы или проезды шириной 0,7—1 м в зависимости от используемых средств механизации.

Б. Кроме того, должна соблюдаться предельная высота загруз­ки, которая ограничивается разрешительной способностью по- грузочно-разгрузочных механизмов (обычно 2,8—4,5 м), а так­же обеспечивает устойчивость штабеля.

Методы хранения товаров

Метод хранения — совокупность технологических опера­ций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигие­нического режимов, а также способов их размещения и обра­ботки.

Назначением данных методов является сохранение потреби­тельских свойств товаров без потерь или с минимальными по­терями в течение обусловленных сроков.

В зависимости от характера и направленности технологиче­ских операций различают три группы методов хранения:

>Агентские услуги

Таможенная очистка

Предоставляем полный комплекс агентских услуг, по перевозке и таможенной очистке Вашего груза.

Сопроводим вашу внешнеэкономическую сделку

Осуществляем полный цикл аутсорсинга ВЭД, поможем подобрать код ВЭД, приобретем товар и доставим его в РФ. Возьмем ваши риски на себя. Отчитаемся обо всех затратах агента. Финансово сопроводим сделку в полном соответствии законодательству.

Сотрудники нашей компании полностью заменят Вам отделы ВЭД и международной логистики. В нашем лице Вы приобретете опытного бизнес-партнера с наработанными технологиями в сфере внешнеэкономической деятельности.

Преимущества оформления импорта через ВЭД агента:

  • Высокая скорость реализации проекта по импорту товара
  • Минимум вашего участия в организации ввоза товара
  • Отсутствие валютных операций и отчетности по ним
  • При использовании данной схемы ваша компания не является импортером, не регистрируется на таможне, не заключает договор с поставщиком, т.е. ваша компания не ведет внешнеэкономическую деятельность.

Мы реализуем импортные и экспортные поставки «под ключ». Наши специалисты организуют весь процесс международной логистики включая таможенное оформления товара.
Вознаграждение торгового представителя составляет процент от суммы торговой операции. На размер этого процента влияют следующие факторы:

  • Стоимость импортируемого товара;
  • Периодичность осуществления поставок;
  • Сложность выполняемых в процессе импорта работ.

Мы отчитываемся перед нашими клиентами, по всем понесенным затратам, подкрепляя отчет счет-фактурами и другой необходимой документацией. Таким образом, сводится к нулю возможность дополнительно заработать на Ваших деньгах. Кроме того, при повторных обращениях к специалистам нашей компании. Вы имеете возможность получить скидку нашего постоянного клиента.

Что такое транспортные расходы?

Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, если они имеют:

  • документальное оформление;
  • экономическое обоснование.

Таким образом, для отображения транспортных издержек в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль важно иметь их реальное подтверждение на бумаге.

Об особенностях налогового учета транспортных расходов читайте в материале «Транспортные расходы при исчислении налога на прибыль».

Самым распространенным видом транспортных услуг является доставка товара от поставщика к покупателю. Сторона, на которую ложатся сами расходы, определяется условиями договоров купли-продажи. Расходы могут быть понесены:

  • продавцом товара;
  • покупателем.

При этом транспортировка может производиться следующими лицами:

  • самим продавцом;
  • покупателем с использованием собственного автотранспорта;
  • сторонней компанией, с которой заключает договор или продавец, или покупатель.

Рассмотрим особенности документального оформления расходов на доставку, осуществляемую продавцом и покупателем при самостоятельной перевозке грузов или с привлечением посредника.

О классификации транспортных расходов в целях налогового учета см. материал «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».

Какие документы необходимо иметь при доставке товара?

Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:

  • счет-фактуру (исключение — применение спецрежима);
  • товарную накладную по форме ТОРГ-12;
  • прочие товарно-транспортные документы — товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).

ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.

ТН (приложение 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:

  • о сторонах сделки;
  • перевозимых ТМЦ;
  • дополнительных документах;
  • транспортном средстве, осуществляющем доставку;
  • пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • дате доставки груза;
  • прочие данные.

При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.

Скачать форму транспортной накладной

Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ. ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:

  • номер ТТН;
  • дату ее составления;
  • информацию о товаре;
  • реквизиты участников сделки;
  • прочие данные, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Скачать форму 1-Т

Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?

Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:

  • Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю.
  • Поставщик заключает договор с перевозчиком, который транспортирует товар до места назначения.

Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:

  1. Поставщик может не выделять в договоре отдельно стоимость доставки, закладывая ее в цену товара (первый случай).
  2. Поставщик вправе прописать в договоре стоимость доставки (второй случай).

В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:

  • В первом случае поставщик составляет только путевой лист, который будет подтверждать факт доставки и расходы на нее.
  • Во втором случае ему необходимо выставить в адрес покупателя товарно-транспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН).

Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:

  • Поставщик может выписать ТТН в 4 экземплярах. При этом один экземпляр остается у поставщика, три остальных передаются посреднику, осуществляющему транспортировку. Посредник, осуществив доставку, передает 3 экземпляра ТТН покупателю, который проставляет на них свою подпись. Один экземпляр остается у покупателя. На основании 2 оставшихся посредник составляет акт об оказанных услугах. При этом один из экземпляров ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается продавцу.
  • Если поставщик вместо ТТН решил оформить ТН, потребуется сделать три экземпляра этого документа: один предназначается перевозчику, второй — продавцу, третий — покупателю. Подтверждением факта оказания транспортной услуги для поставщика может служить ТН, подписанная покупателем и перевозчиком.

О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».

Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?

Следует отметить, что при самостоятельной транспортировке товара покупателем со склада продавца ТН и ТТН не составляются. А обоснованием понесенных покупателем расходов будут служить оформленные им путевые листы (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123).

Если покупатель заключает договор с посредником, то его действия должны быть следующими:

  • Можно оформить ТТН в 4 экземплярах, где покупатель заполняет только транспортный раздел. После этого указанные документы передаются перевозчику для заполнения поставщиком товарного раздела. Заполнив ТТН, поставщик передает 3 экземпляра перевозчику. Приняв груз, покупатель оставляет себе один экземпляр, а остальные 2 вручает перевозчику, на основании которых тот составляет акт.
  • Если покупатель составляет ТН, то он должен указать себя в качестве грузополучателя и грузоотправителя. Оформляется такая ТН в 2 экземплярах — один остается у покупателя, другой передается транспортной организации.

Документальное подтверждение расходов по международным перевозкам имеет свои особенности. О них — в наших материалах:

  • «Ст. 165 НК РФ: вопросы и ответы»;
  • «Включение в таможенную стоимость транспортных расходов».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *