Инвентаризация источников выбросов

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и их источников — систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Результатом проведенной инвентаризации является отчет по инвентаризации (бланк формы N 1-воздух), утвержденный руководителем предприятия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Следует отметить, что инвентаризация ВЗВ является одним из этапов разработки и согласования проекта ПДВ.

Основные нормативные правовые акты:

1) Федеральный закон от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

2) Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333);

3) Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР.

Инвентаризация проводится как инструментальным (замеры показателей выбросов от стационарных источников выбросов), так и расчетным методом — для неорганизованных источников выбросов либо для тех организованных источников, инструментальный замер от которых проводить нецелесообразно либо невозможно

Срок действия результатов инвентаризации выбросов

Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет.

Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов), а именно:

1. не были учтены все источники выброса ЗВ в атмосферу;

2. не были учтены все загрязняющие вещества в выбросах источников;

3. не были учтены все режимы работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

4. на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

Этапы проведения инвентаризации

1. Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

2. Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

3. Кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферы (ИЗА);

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия.

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 — цех N 1, источник N 1);

4. Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

5. Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферу;

6. Определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

Данная процедура также именуется как замеры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

7. Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать нестационарность выбросов, возможную годовую изменчивость выбросов и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения — летний период и т.д.

Содержание отчета по инвентаризации

Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия» должен включать следующие разделы (Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух):

— Титульный лист;

— Сведения о разработчике и список исполнителей;

— Реферат;

Введение.

Раздел 1. Общие сведения о предприятии.

Раздел 2. Краткое описание технологического процесса (с учетом его нестационарности).

Раздел 3. Характеристика пылегазоочистного оборудования и оценка его эффективности.

Раздел 4. Описание проведенных работ по инвентаризации с указанием нормативно-методических документов и перечня использованных методик выполнения измерений загрязняющих веществ и расчетного определения выбросов.

Приложение 1. Карта-схема территории предприятия (в масштабе) с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Приложение 2. Характеристики источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию, содержащее следующие таблицы:

— Таблица 1. Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ).

— Таблица 2. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА).

— Таблица 3. Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

— Таблица 4. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (т/год), их очистка и утилизация (в целом по предприятию).

Приложение 3. Результаты определения выбросов расчетными (балансовыми) методами.

Приложение 4. Результаты инструментального определения характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Приложение 5. Таблица «Режимы ИЗА и его временные характеристики».

Приложение 6. Таблицы учета нестационарности выбросов.

Приложение 7 (справочное). Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации и составления отчета.

Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).

Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферу и их источников в Москве, Московской области и Казани. Ждем вашего звонка.

Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух. Акт инвентаризации выбросов

Инвентаризация выбросов предприятий в атмосферный воздух

В одной статье трудно передать все нюансы процесса инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, но изложенное, надеюсь, позволят представить весь процесс.

Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица (природопользователи) осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в числе прочего обязаны:

  • вести учет в области охраны атмосферного воздуха;
  • проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – инвентаризация выбросов).

Данные обязанности заключаются в подготовке акта инвентаризации выбросов, в соответствии с постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г. № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

В указанном постановлении приводятся как инструктивные требования, так и формы заполняемых таблиц и картосхем.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится:

для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов в срок не позднее чем через два года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования;

для действующих стационарных источников выбросов один раз в:

4 года для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных к 1-й категории;

5 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных ко 2-й или 3-й категории;

6 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных к 4-й категории;

10 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных к 5-й категории.

Об указанных категориях поговорим ниже.

Прежде чем заказывать работы по инвентаризации выбросов каждому руководителю предприятия или организации надо выяснить с исполнителем работ один важный вопрос: следует ли проводить инвентаризацию расчетными методами или привлекать для этого специально аккредитованные лаборатории по проведению инструментальных замеров. От этого зависит стоимость работ по инвентаризации выбросов – расчетным методом, естественно, дешевле.

На этот вопрос ответят, прежде всего, специалисты по учету выбросов, но и сам предприниматель может знать, что более дешевым расчетным методом определяются выбросы по утвержденным в Республике Беларусь методикам. Что же это за методики?

Методики утверждаются техническими нормативными правовыми актами (технические кодексы установившейся практики – ТКП), а иногда и специальными постановлениями Минприроды. В частности постановление Минприроды от 28 мая 2002 г. № 11 «Об утверждении руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» содержит методику расчета выбросов от использования лакокрасочных материалов.

По состоянию на начало 2013 года, кроме упомянутой, есть методики по расчетам выбросов от:

  • сжигания топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт;
  • того же в котлах теплопроизводительностью более 25 МВт;
  • сварки, резки, механической обработки металлов;
  • производства металлопокрытий гальваническим способом;
  • механических транспортных средств в населенных пунктах;
  • производства и переработки изделий из пластмасс;
  • солеотвалов при производстве калийных удобрений;
  • объектов магистральных трубопроводов;
  • объектов газораспределительных систем;
  • животноводческих комплексов, звероферм и птицефабрик;
  • предприятий железнодорожного транспорта;
  • объектов выброса стойких органических загрязнителей;
  • объектов выброса тяжелых металлов;
  • объектов нефтедобычи и газопереработки;
  • объектов предприятий нефтехимической отрасли;
  • предприятий по производству цемента и извести.

В дополнение к указанным постановлениям и ТКП выпускаются инструктивные письма, имеющие юридическую силу, упрощающие или конкретизирующие расчеты. Так, для отопительного оборудования мощностью до 100 кВт, при отсутствии на них ГОСТ, СТБ, ТУ (бытовые отопительные печи, «буржуйки», иные нестандартные отопительные устройства), допускается производить расчеты максимальных и валовых выбросов загрязняющих веществ в соответствии с Приложением «А» к инструктивному письму Минприроды областным комитетам природных ресурсов и охраны окружающей среды от 23.11.2006 № 12-03/3652, где даны упрощающие таблицы для разных видов топлива.

Конечно, не все процессы по указанным выше объектам и технологиям отражены в методиках, например, при производстве и переработке изделий из пластмасс резка оргстекла лазерной установкой не рассчитывается, а требует инструментального замера.

Эти вопросы решаются при заказе работ. Требуются предварительные исследования производственного процесса специалистами, которым заказан акт инвентаризации выбросов.

При расчетах или замерах следует учитывать сам предмет учета – это источники выбросов. Источники выбросов бывают организованные (дымовые трубы, газоотводы, вентиляционные выходы), неорганизованные (открытые площадки или помещения с выбросом через открытые окна и двери), а также мобильные источники (транспортные средства и другие активно передвигаемые установки).

Инвентаризация выбросов не производится для мобильных источников, но производится для мест их тяготения (гаражи, депо, стоянки и др.).

Акт инвентаризации выбросов составляется для источников выбросов от производственной площадки природопользователя, включающей как открытые участки, так и здания, сооружения. Для пространственно разделенных промплощадок составляются отдельные акты инвентаризации выбросов.

При инвентаризации выбросов на площадке, кроме источников выбросов, отмечаются источники выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Источники выделения выбросов это конкретные аппараты, станки и установки, от которых производится выделение тех или иных загрязняющих веществ, а источники выбросов, это каналы поступления в атмосферу всех загрязняющих веществ от всех учтенных источников выделения. Например, в цеху установлено 10 станков разного технологического цикла, и все они выбрасывают различные загрязняющие вещества, при этом вся смесь веществ вытягивается через одно вентиляционное отверстие. В данном случае на предприятии есть 10 источников выделения и один источник выбросов. Именно этот один источник выбросов подлежит учету, где должны быть рассчитаны все количества поступления в атмосферу каждого из зарегистрированных загрязняющих веществ (тонн в год). В случае неорганизованного источника выбросов все источники выделения учитываются как составляющие одного источника выбросов.

Загрязняющие вещества! Что это такое?

Вопрос не праздный, так как в нормативных документах Минздрава и Минприроды существуют перечни загрязняющих веществ, где приводятся их коды (единая кодификация), формулы, классы опасности, а главное предельно допустимые их концентрации (ПДК), в том числе разовые, среднесуточные и среднегодовые. Есть различные классы опасности загрязняющих веществ от 1 (самые опасные) до 4 (наименее опасные). Классы опасности устанавливаются санитарными правилами Минздрава. Некоторые из несущественно опасных веществ могут не иметь разовой или иной предельной концентрации в атмосферном воздухе. Для ряда веществ при этом устанавливаются ориентировочно безопасные уровни воздействия(ОБУВ). Кого обув, зачем обув?

При значительных выбросах загрязняющих веществ инвентаризация устанавливает уровни превышения ПДК или ОБУВ.

Постановлением Минприроды от 29 мая 2009 г. № 31 определен перечень загрязняющих веществ и объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются или не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ. По итогам предварительного ознакомления с технологическими процессами предприятия следует определить заранее, понадобится ли разработка специальных документов (журналов предельно допустимых выбросов – ПОД) для предприятия. В ином случае возможно дополнительное соглашение о разработке журналов ПОД.

Необходимость получения разрешений на выбросы и установление нормативов допустимых выбросов определяется категорией того или иного предприятия, которая приводится в прилагаемом к акту инвентаризации выбросов расчете. Категория объекта воздействия, то есть самого предприятия (от 1, наиболее опасной, до 5), определяется расчетным методом по формулам из вышеназванного постановления Минприроды от 29.05.2009 N 30. Для небольших предприятий категории 5 или для средних предприятий категории 4, которые при этой категории выбрасывают не более 0,1 тонны всех загрязняющих веществ в год, не требуется запрашивать и получать специальные разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

Предприятиям до 5 категории и до 4 категории с выбросами ниже 0,1 тонны в год требуется вести журналы выбросов согласно постановлению Минприроды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды».

Есть вещества, загрязняющие атмосферный воздух, но не включенные в перечень загрязняющих. Их наличие вызывает вопросы у природоохранных органов.

Для определения ПДК и ОБУВ веществ, не включенных в перечень вышеуказанного постановления Минприроды, следует обращаться к постановлению Минздрава республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 186 «Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 июня 2009 г. № 75 «Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения»

Используется также постановление Главного врача Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 53, которым утверждаются Санитарные правила: СанПиН РБ № 11-19-94 «Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ».

Для таких вышеуказанных веществ (при подозрении на их значимость) производятся расчеты критерия значимости по формулам, данным в вышеназванном постановлении Минприроды от 29 мая 2009 г. № 31.

А теперь вернемся к содержанию акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – Акт).

Прежде всего, вышеназванной инструкцией Минприроды предусмотрен перечень предварительной информации о предприятии, которая отражается в Акте.

Итак, предприятие – заказчик работ по инвентаризации выбросов согласно введенным нормам Инструкции Минприроды должно:

— произвести наладку систем вентиляции и газоочистных установок с оформлением их паспортов;

— оборудовать места отбора проб в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов (исполнитель, при выполнении инструментальных замеров должен иметь доступ к вентиляционным трубопроводам, где сверлятся отверстия для забора проб);

— подготовить справку о методах эксплуатации и управления технологическими процессами, применяемых технологиях с указанием для основного технологического оборудования. К справке прилагаются: диаграммы технологического процесса и чертежи основных единиц оборудования (при необходимости), химические реакции, происходящие в технологическом процессе (если таковые имеют место), порядок пуска и вывода из эксплуатации технологического оборудования, другая сопроводительная документация, необходимая для объяснения всех аспектов деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (прежде всего регламент работы предприятия: часов в рабочий день, количество смен и т.п.);

— дать краткое описание технологического процесса, технологии и оборудования, являющихся источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также подготовить данные о годовом производстве продукции, материалов;

— запросить письмом в Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды (Телефон: +375 17 267 31 40) сведения (справку, карту) о приземных концентрациях загрязняющих веществ в месте расположения предприятия (при этом следует учитывать, что нужно письмо на бумажном носителе, на бланке и за подписью руководителя предприятия). Данный вопрос требует особого обсуждения (ниже).

— подготовить данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать), по форме, согласно таблице инструкции, при этом:

— разработчиками Акта указываются отношение веществ к опасным веществам и тип опасности в соответствии с пунктом 1 приложения 1 к Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/138);

— заказчиком (предприятием) указываются реквизиты технического нормативного правового акта, в соответствии с которым изготовлены топливо, сырье и вещество (то есть ГОСТ-ы и ТУ, присутствующие на упаковке используемых материалов, для этого в Акте предусмотрена специальная таблица, заверяемая подписями руководителей предприятия);

— также заказчиком указываются качественные характеристики топлива, сырья и веществ, необходимые для проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Особо следует остановиться на картосхемах производственных площадок, источников выбросов, санитарно-защитных зон предприятия.

Картосхемы размещения производственной площадки природопользователя:

  • схема самой площадки с источниками выбросов и местами расположения технологического оборудования в масштабе 1:500 (по необходимости, для мелких предприятий в качестве необязательного, но желательного дополнения дается более подробная немасштабная схема площадки);
  • ситуационная картосхема площадки с прилегающими территориями и обозначением соседних предприятий, зон жилой застройки и отдыха, масштаба от 1:1000 до 1:5000.

При предоставлении необходимых данных схемы выполняет разработчик Акта. Обязательно обозначение санитарно-защитной зоны.

Отдельно прикладывается картосхема приземистых концентраций загрязняющих веществ, либо это справка как это описано далее.

А теперь о приземных концентрациях загрязняющих веществ. Прежде всего, надо определиться с масштабом загрязнений. Если предприятие относится к 5 категории или 4 к категории, но которое не выбрасывает более 0,1 тонн в год загрязняющих веществ, то достаточно только запросить справку о приземных концентрациях этих веществ по имеющимся мониторинговым данным. В частности, это касается предприятий, арендующих небольшую площадь у основного землепользователя, а тем более часть производственного здания. Если же выбросы превышают указанный уровень категории, то следует составить карту распространения вокруг предприятия загрязняющих веществ, на основе данных Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга состояния окружающей среды. Параметры карты изложены в Инструкции, утвержденной Минприроды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г. № 42 По вопросу предоставления специализированной экологической информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и расчетных метеохарактеристиках обращаться по тел. (+375 17) 267 12 61, факс (017) 263 65 60. Примерная форма заявки прилагается ниже.

Справки по запросам прилагаются к Акту, как и справки о техпроцессе.

Далее приводятся те разделы Акта и формы таблиц, которые заполняются при непосредственном участии заказчика, а также форма заявки на выдачу разрешения на выбросы, определенная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г. № 42.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕ

N п/п

Наименование данных

Данные на дату составления акта инвентаризации

Полное наименование природопользователя в соответствии с уставом, количество филиалов

Наименование вышестоящей организации

Орган управления

Форма собственности

Учетный номер плательщика

Место нахождения производственной площадки

Почтовый адрес природопользователя

Электронный адрес природопользователя

Телефон, факс приемной

Руководство:

фамилия, имя, отчество
руководителя

телефон, факс руководителя

фамилия, имя, отчество
главного инженера

телефон, факс

Фамилия, имя, отчество лица,
ответственного за охрану
окружающей среды

телефон, факс

Номер и дата свидетельства об экологической сертификации

Код

по ОКПО

по ОКЮЛП

органа управления по ОКОГУ

основного вида экономической деятельности по ОКЭД

территории по СОАТО

формы собственности по ОКФС

организационно правовой формы по ОКОПФ

Введение

составляет разработчик при участии и под контролем заказчика

Содержание и состав введения, в полном соответствии с Инструкцией Минприроды, включают:

сведения об объеме проекта по инвентаризации, включая количество его книг, число страниц, количество схем, таблиц;

данные по результатам инвентаризации, включая:

количество и место нахождения производственных площадок;

краткую характеристику прилегающей к производственной площадке территорий в границах зоны воздействия источников выбросов природопользователя (промышленная, сельскохозяйственная, жилая, общественно-деловая, рекреационная);

количество источников выбросов, в том числе организованных, неорганизованных, а также оснащенных газоочистными установками;

количество загрязняющих веществ, валовой выброс всех загрязняющих веществ;

размеры санитарно-защитной зоны и зоны воздействия источников выбросов природопользователя;

категорию объекта воздействия на атмосферный воздух.

перечень основных технических нормативных правовых актов, на основании которых проведена инвентаризация;

дату и номер договора, на основании которого проведена инвентаризация;

информацию о наличии у природопользователя системы управления окружающей средой.

Краткое описание технологического процесса, технологии и оборудования, являющегося источниками выделений загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источниками выбросов

составляют разработчик и заказчик

Состав данного раздела акта:

перечень основной выпускаемой продукции;

описание технологии и оборудования, эксплуатация которого приводит к выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с указанием условий его эксплуатации;

технологические и другие изменения в составе сырья и материалов, приводящие к изменению состава и (или) количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Исполнителем работ в описание также добавляется информация содержащая перечень источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов.

Нижеприведенная информация, согласно нормативным документам, заверяется подписями и печатями природопользователя.

По данным заказчика:

Данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать)

№ п,п Наименование топлива, сырья, вспомогательного материала, вещества или препарата Тип опасности топлива Объем на хранении, условия хранения (в бочках, емкостях (тип), подземное/ надземное размещение, внутри/ снаружи помещений и т.д. Годовой исполь-зуемый объем, т Характер использования Реквизиты технического нормативного правового акта Качественные характеристики топлива, сырья и веществ Приме- чания
1 2 3 4 5 6 7 8 9

и далее до конца (линовка через 16 пунктов) ________________________________ ___________ _____________________ (должность ответственного лица (подпись) (инициалы, фамилия) природопользователя)

Составляется разработчиком:

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

(наименование разработчика)

(наименование природопользователя)

(должность) (подпись) (инициалы)

(должность) (подпись) (инициалы)

«___» ___________ 20__ г.

«___» ___________ 20__ г.

М.П.

М.П.

ПЕРЕЧЕНЬ

источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов

N
п/п

Наименование производства, цеха, участка

Источники выделения загрязняющих веществ

Источники выбросов

Перечень загрязняющих веществ

Метод определения

наименование

количество

коэффициент загрузки оборудования (графа 5 / графа 4)

номер источника, вентиляционной системы

наименование

наименование газоочистной установки, количество ступеней очистки

всего

из них одновременно работающих

и далее до конца (линовка через 16 пунктов)

Начальник цеха, участка ____________ _________________________

Пример заполнения отчета о результатах инвентаризации выбросов

Первый этап любой воздухоохранной деятельности на предприятии — инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В апреле 2019 г. начнет действовать новый порядок инвентаризации выбросов. В статье попробуем разобраться, чем «новая» инвентаризация будет отличаться от «старой», и на конкретных примерах покажем, как заполнить таблицы отчета о результатах инвентаризации выбросов.

Инвентаризация выбросов проводится согласно требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 22. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

В соответствии с п. 6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 (далее — Правила), в случае, если реконструкция, модернизация установки очистки газа (далее — газоочистная установка, ГОУ), изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и (или) ГОУ приводит к изменению состава, объема и (или) массы выбросов, должны проводиться корректировка данных инвентаризации, а также внесение изменений в паспорт ГОУ.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок), утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 и вступит в силу 26.04.2019.

Данные инвентаризации выбросов на объекте ОНВ станут основой для выполнения следующих видов работ:

• постановка объекта ОНВ на государственный учет;

• оформление программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК);

• составление плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;

• проведение расчета рассеивания веществ в атмосферном воздухе (для различных целей);

• подача заявки на получение комплексного экологического разрешения;

• представление декларации о воздействии на окружающую среду и др.

Оформление результатов инвентаризации выбросов

В приложениях № 1–3 • к Порядку содержатся образцы таблиц, которые входят в состав отчета о результатах инвентаризации выбросов, в приложении № 4 — рекомендуемый образец содержания отчета.

В ходе инвентаризации выбросов при определении качественных и количественных показателей выбросов должны быть выявлены, учтены и проанализированы изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества (далее — нестационарность выбросов).

Для ИЗАВ, выбросы которых изменяются в течение года, сезона, месяца, недели, суток, производственной смены, выявляются факторы нестационарности:

• характеристики и расход сырья или топлива;

• загруженность, продолжительность и одновременность работы оборудования и устройств, являющихся частями технологического процесса.

По каждому ИЗАВ отдельно описываются режимы и время его работы, при необходимости — расход сырья, материалов или топлива. Данные о режимах работы ИЗАВ при нестационарности выбросов оформляются в виде таблицы № 1.1.

Рассмотрим пример заполнения таблицы № 1.1 для котельной, работающей на разных видах топлива (Пример 1 ).

Таблицы № 1.2 и 1.3 заполняются при необходимости более детального учета нестационарности выбросов во времени для объектов ОНВ с существенными изменениями работы ИВ и ИЗАВ. При этом данные о времени начала и продолжительности стадии определяются на основании документации, регламентирующей порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, и графику работы производства; данные о концентрации загрязняющего вещества (мг/м3) и максимальных значений выбросов (г/с) на каждой стадии выбираются по результатам инвентаризации выбросов.

Для учета одновременности работы оборудования рассчитывается коэффициент одновременности, который учитывается при проведении расчета рассеивания веществ.

Рассмотрим примеры заполнения таблиц № 1.2 (Пример 2 ) и 1.3 (Пример 3 ) для котельной, которая в обычном режиме работает на природном газе, а в случае нехватки мощности — с подключением дизель-генераторных установок (2 шт., каждая из которых не работает одновременно с другой).

Здесь и далее выделено автором.

Подробнее см.: Ламихова М. Паспортизация ГОУ по новым правилам: что изменилось? // Справочник эколога. 2018. № 9. С. 26–35 (profiz.ru/eco/9_2018/pasport_GOU_new) (прим. редакции).

Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — это обязательная процедура для ОНВОС 1, 2 ,3 ,4 категорий, т.е. для всех объектов негативного воздействия! Инвентаризация проводится с целью:

выявления и учета всех источников загрязнения атмосферного воздуха (АВ) на предприятии, определения количественных и качественных показателей выбросов вредных загрязняющих веществ (ВЗВ) в АВ.

Это очень важно! Неправильно проведенная инвентаризация влечет подачу недостоверных сведений при постановке на учет объекта негативного воздействия на ОС или проведении актуализации сведений об ОНВОС. От полученной категории ОНВОС зависит и комплект документов, необходимый для соблюдения природоохранного законодательства.

Проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Инвентаризация проводится в соответствии:

Данное пособие предназначено прежде всего для разработчиков томов ПДВ. Но на предприятии ответственные должностные должны знать: — за результат инвентаризации ответственность несет только предприятие; — в случае изменения технологического процесса, в результате которого произошло изменение выбросов ВЗВ в АВ ( появились новые источники или загрязняющие вещества), изменения в оснащении ГОУ, изменения объемов производства — необходимо проведение корректировки инвентаризации выбросов ВЗВ в АВ; — в случае выявления неучтенных ранее источников и выбросов ВЗВ в АВ, также необходима корректировка инвентаризации; — в случае проведения реконструкции ГОУ, в результате чего произошли изменения по выбросам от ГОУ.

Корректировка инвентаризации проводится в течении одного года с даты возникновения изменений ( см. выше.) Предприятие может решить провести новую инвентаризацию.

Не забываем, что после инвентаризации (корректировки) необходима актуализация ОНВОС.

С 26.04.2019 г. вступит в силу:

Согласно указанного Порядка инвентаризация на объектах ОНВОС проводится на еще не введенном в эксплуатацию объекте — в течении 2-ух лет после получения разрешения на ввод в эксплуатацию. В данном случае есть нюанс. Поставить на учет ОНВОС вы должны в течение полугода с момента начала эксплуатации объекта и на этот момент — инвентаризация у объекта должна быть.

В ходе инвентаризации в обязательном порядке проводится и этап, заключающийся в обследовании ГОУ в рамках требований соблюдения правил эксплуатации установок очистки газа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *