ГСМ по топливным картам

Бухучет

В бухучете ГСМ, приобретенные по топливной карте, оприходуйте на счет 10 «Материалы». Топливо принимайте к учету по фактической себестоимости (без НДС) (п. 5, 6 ПБУ 5/01). Сумму НДС, выделенного в счете-фактуре, отразите отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

В бухучете ГСМ оприходуйте в тот день, когда к организации перешло право собственности на топливо. Это связано с тем, что счет 10 «Материалы» предназначен для отражения информации о наличии материалов, принадлежащих организации на правах собственности (Инструкция к плану счетов). Дата перехода права собственности может быть предусмотрена в договоре (например, топливо может переходить в собственность к покупателю на дату оплаты ГСМ) (ст. 223 ГК РФ). Если особый порядок перехода права собственности договором не предусмотрен, то оно переходит к покупателю в момент фактического отпуска ГСМ потребителю (ст. 458 ГК РФ). То есть при заправке автомобиля.

Если право собственности на ГСМ переходит в момент оплаты, откройте к счету 10 субсчета «ГСМ в резервуарах поставщика» и «ГСМ в бензобаках автомобилей». На дату оплаты сделайте проводку:

Дебет 10 субсчет «ГСМ в резервуарах поставщика» Кредит 60

– приняты к учету ГСМ, право собственности на которые перешло к организации (на основании накладной).

По мере фактического отпуска ГСМ делайте записи:

Дебет 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей» Кредит 10 субсчет «ГСМ в резервуарах поставщика»

– оприходованы ГСМ, заправленные в бак автомобиля (на основании чеков АЗС).

Если топливо переходит в собственность организации в момент заправки, в бухучете на эту дату сделайте проводку:

Дебет 10-3 Кредит 60

– оприходованы ГСМ.

НДС можно принять к вычету только при поступлении счета-фактуры от поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример отражения в бухучете приобретения ГСМ по топливным картам. Право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки

4 июня ООО «Альфа» заключило с АЗС договор на обслуживание денежной топливной карты. В этот же день организация оплатила карту, стоимость которой составляет 118 руб. (в т. ч. НДС – 18 руб.). По договору плата за обслуживание карты не взимается, право собственности на ГСМ переходит к «Альфе» в момент заправки. Карта предназначена для заправки автомобиля КамАЗ-5320, который используется для доставки готовой продукции покупателям.

5 июня топливная карта была получена и передана водителю Ю.И. Колесову.

30 июня «Альфа» перечислила на карту аванс в сумме 5900 руб. (в т. ч. НДС – 900 руб.).

В бухучете организации сделаны следующие записи.

4 июня:

Дебет 60 Кредит 51
– 118 руб. – оплачена топливная карта;

Дебет 44 Кредит 60
– 100 руб. (118 руб. – 18 руб.) – отнесена на расходы стоимость карты;

Дебет 19 Кредит 60
– 18 руб. – отражен НДС со стоимости купленной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»
– 118 руб. – учтена топливная карта;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 18 руб. – принят к вычету входной НДС по приобретенной карте.

30 июня:

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
– 5900 руб. – перечислен аванс на карту.

В течение месяца (июля) Колесов получил по карте 380 литров дизельного топлива по цене 15 руб. за литр (в т. ч. НДС – 2,29 руб.):

  • 3 июля – 180 литров на сумму 2700 руб. (в т. ч. НДС – 412 руб.);
  • 17 июля – 200 литров на сумму 3000 руб. (в т. ч. НДС – 458 руб.).

Приобретение ГСМ бухгалтер «Альфы» отразил проводками.

3 июля:

Дебет 10-3 Кредит 60
– 2288 руб. (180 л × (15 руб. – 2,29 руб.)) – оприходованы ГСМ (на основании чеков АЗС);

Дебет 19 Кредит 60
– 412 руб. – учтен входной НДС по ГСМ.

17 июля:

Дебет 10-3 Кредит 60
– 2542 руб. (200 л × (15 руб. – 2,29 руб.)) – оприходованы ГСМ (на основании чеков АЗС);

Дебет 19 Кредит 60
– 458 руб. – учтен входной НДС по ГСМ.

По итогам месяца (31 июля) АЗС предоставила организации:

  • счет-фактуру;
  • акт приемки-передачи с указанием объема и стоимости фактически отпущенного топлива;
  • отчет по операциям с топливной картой.

В учете организации сделаны записи:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
– 5700 руб. (2288 руб. + 412 руб. + 2542 руб. + 458 руб.) – зачтен ранее перечисленный аванс;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 870 руб. (412 руб. + 458 руб.) – принят к вычету НДС по ГСМ (на основании счета-фактуры).

ОСНО

В зависимости от характера использования транспорта расходы на ГСМ включите в состав:

  • материальных расходов (при оказании автотранспортных услуг) (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253);
  • прочих расходов, связанных с производством и реализацией (при использовании автотранспорта для нужд организации) (подп. 11 и 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если НДС включен в цену и выделен в расчетных документах отдельной строкой, то сумму этого налога следует исключить (п. 1 ст. 170 НК РФ). НДС на основании счета-фактуры можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к материальным расходам, списывайте их с учетом метода оценки материалов, который применяет организация (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к прочим расходам, списывайте их по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170 НК РФ).

О применении норм расхода ГСМ при расчете налога на прибыль см. Как отразить в налоговом учете приобретение ГСМ за наличный расчет.

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных по топливной карте?

Включите стоимость ГСМ в расходы на дату принятия путевого листа к учету. А если расходы на топливо признаются прямыми, ГСМ – по мере реализации товаров (работ, услуг), в себестоимость которых они включены.

Даты списания ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Это объясняется тем, что основанием для списания ГСМ является правильно оформленный путевой лист. Именно этот документ подтверждает обоснованность списания ГСМ (письмо Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/117, п. 1 ст. 252 НК РФ). После того как путевой лист проведен по учету, стоимость израсходованных по нему ГСМ можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. К путевому листу должны быть приложены чеки АЗС.

При использовании топливных карт к моменту фактического получения ГСМ их стоимость уже оплачена покупателем. Поэтому такой порядок списания топлива распространяется как на организации, которые применяют метод начисления, так и на организации, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом. Данный вывод позволяют сделать положения пункта 2, подпункта 3 пункта 7 статьи 272, пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Однако из этого правила есть одно исключение. Если организация использует метод начисления и расходы на топливо признаются прямыми, ГСМ можно учесть по мере реализации товаров (работ, услуг), в себестоимость которых они включены (абз. 6 п. 1, абз. 2 и 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении приобретения и списания ГСМ по топливным картам. Право собственности на топливо переходит к организации в момент оплаты за ГСМ

4 июня ООО «Альфа» заключило с поставщиком ГСМ договор на обслуживание литровой топливной карты. В этот же день организация перечислила поставщику залоговую стоимость топливной карты – 100 руб. По договору право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент оплаты за топливо. Для оценки материалов в бухучете учетной политикой организации предусмотрен метод средней стоимости.

5 июня топливная карта была передана менеджеру А.С. Кондратьеву для заправки автомобиля, который используется в служебных целях.

30 июня «Альфа» перечислила на карту аванс в сумме 6800 руб. (в т. ч. НДС – 1036 руб.) за 400 литров бензина АИ-92 по цене 17 руб. за литр (в т. ч. НДС – 2,59 руб.). В этот же день поставщик выдал «Альфе» счет-фактуру и акт приемки-передачи ГСМ.

В учете организации сделаны следующие записи.

4 июня:

Дебет 60 Кредит 51
– 100 руб. – перечислена залоговая стоимость топливной карты;

Дебет 008
–100 руб. – оприходована карта, полученная в залог.

30 июня:

Дебет 60 Кредит 51
– 6800 руб. – перечислен аванс на топливную карту;

Дебет 10 субсчет «ГСМ в резервуарах поставщика» Кредит 60
– 5764 руб. (400 л × (17 руб. – 2,59 руб.)) – принят к учету бензин после перехода права собственности (на основании акта приемки-передачи);

Дебет 19 Кредит 60
– 1036 руб. (400 л × 2,59 руб.) – учтен входной НДС по приобретенному бензину;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1036 руб. – принят к вычету НДС по бензину (на основании счета-фактуры).

По итогам месяца (июля) поставщик выдал организации отчет об операциях по топливной карте. В нем отражены количество и стоимость бензина, отпущенного «Альфе»: 380 литров на сумму 6460 руб. (в т. ч. НДС – 984 руб.). Эти же данные подтверждены терминальными чеками, выданными на АЗС.

На дату каждой заправки бухгалтер «Альфы» делал проводку:

Дебет 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей» Кредит 10 субсчет «ГСМ в резервуарах поставщика»
– оприходован бензин, заправленный в бак автомобиля (на основании чека АЗС).

Учетной политикой организации предусмотрено ежемесячное составление путевых листов. Путевым листом за июль подтверждено, что весь полученный Кондратьевым бензин был израсходован. Фактический расход соответствует нормам, утвержденным руководителем организации. 31 июля бухгалтер «Альфы» рассчитал среднюю стоимость одного литра топлива. Исходя из расчета средняя стоимость литра бензина оказалась равной его покупной стоимости.

31 июля в учете сделана запись:

Дебет 26 Кредит 10 субсчет «ГСМ в бензобаках автомобилей»
– 5476 руб. (380 л × (17 руб. – 2,59 руб.)) – списан израсходованный бензин (на основании путевого листа).

При расчете налога на прибыль в июле бухгалтер включил эту сумму в состав прочих расходов.

После того как по топливной карте были выбраны оставшиеся 20 л бензина, договор на ее обслуживание был расторгнут. Поставщик вернул залоговую стоимость карты.

В учете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 51 Кредит 60
– 100 руб. – получена залоговая стоимость топливной карты;

Кредит 008
– 100 руб. – списана карта, ранее полученная в залог.

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на ГСМ одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то эту сумму нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на ГСМ, относящиеся к одному виду деятельности, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

К полученной доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости топливной карты и ГСМ. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (налог на прибыль рассчитывает ежемесячно) и платит НДС. В городе, где работает «Гермес», розничная торговля переведена на ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, распределяются пропорционально доле доходов, полученных от разных видов деятельности за каждый месяц отчетного (налогового) периода

4 мая «Гермес» заключил с АЗС договор на обслуживание литровой топливной карты. Стоимость карты – 118 руб. (в т. ч. НДС – 18 руб.). Право собственности на топливо переходит в момент заправки.

ГСМ приобретается для заправки автомобиля, который одновременно используется в двух видах деятельности.

В течение мая по топливной карте было получено 380 л бензина по цене 17 руб. за литр (в т. ч. НДС – 2,59 руб.). Данные о количестве и стоимости отпущенного топлива подтверждены отчетом поставщика, актом приема-передачи, терминальными чеками. По окончании месяца поставщик выставил «Гермесу» счет-фактуру на сумму 6460 руб. (в т. ч. НДС – 984 руб.).

По данным путевого листа во время поездок был израсходован весь приобретенный бензин.

Чтобы распределить расходы на приобретение топливной карты и ГСМ между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил выручку по оптовой торговле с общим объемом товарооборота.

Объемы доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности за май, составляют:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) – 26 000 000 руб.;
  • по розничной торговле – 12 000 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за май составила:
26 000 000 руб. : (26 000 000 руб. + 12 000 000 руб.) = 0,684.

Распределение расходов на приобретение топливной карты и ГСМ приведено в таблице.

Объект учета Расходы, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения
Топливная карта 68 руб. = (118 руб. – 18 руб.) × 0,684
ГСМ 3746 руб. = (6460 руб. – 984 руб.) × 0,684
Итого 3814 руб.

При расчете налога на прибыль в мае бухгалтер «Гермеса» учел:

  • расходы на приобретение топливной карты в сумме 68 руб.;
  • расходы на ГСМ в сумме 3746 руб.

Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам II квартала.

Приобретение ГСМ по безналичному расчету

В настоящее время многие топливные компании осуществляют реализацию топлива с заправочных станций как за наличный, так и безналичный расчет. Организации с большим парком автотранспортных средств выбирают последний вариант, так как при нем значительно упрощаются документооборот по приобретению ГСМ и расчеты с поставщиками. В статье уделено внимание особенностям безналичных расчетов, бухгалтерскому учету и налогообложению.

Безналичная форма расчетов за топливо имеет ряд преимуществ по сравнению с покупкой ГСМ за наличные. Во-первых, организации не нужно получать из банка денежные средства для работника и оформлять кассовые документы на их получение и выдачу. Во-вторых, такая форма расчетов позволяет автотранспортной компании контролировать использование средств на приобретение топлива. Меньше проблем и с возмещением НДС, так как поставщик вместе с документами на отпуск топлива выдает покупателю счет-фактуру, подтверждающую право налогоплательщика на вычет налога (п. 1 ст. 169 НК РФ). Наиболее распространенными на практике формами безналичных расчетов являются расчеты с поставщиком по талонам и топливным картам.

Приобретение ГСМ по талонам

Для приобретения ГСМ по талонам организация заключает с топливной компанией договор купли-продажи, которая обязуется заправлять автомобили заказчика через собственную сеть АЗС. В договоре указываются порядок расчетов (размер предоплаты), пункты заправки и иные существенные условия. При этом в связи с постоянным ростом цен стоимость топлива, как правило, в договоре не указывается, стороны согласуют ее в дополнительных соглашениях.

Талоны на бензин покупателем приходуются по накладной на ГСМ, а их выдача фиксируется в ведомости учета талонов, в которой расписываются водители при их получении. Выдачу талонов также следует отметить в разделе путевого листа «Движение горючего», в котором техник или начальник гаража обязан указать не только количество горючего, но и серии и номера талонов на топливо (п. 10.1 Порядка изготовления, учета, заполнения и обработки путевого листа грузового автомобиля) <1>. Если использованы не все выданные талоны, то в этом же разделе путевого листа следует указать количество сданных водителем неиспользованных талонов. Возникает вопрос: на каком счете бухгалтеру нужно учитывать талоны на топливо?

<1> Приложение N 7 к Инструкции Минтранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».

Ряд экспертов высказывают мнение, что в случае если право собственности на ГСМ переходит в момент приобретения талонов, имеющих стоимостное выражение, то их нужно учитывать на счете 10 «Материалы». Однако, как правило, в договорах с топливной компанией предусматривается переход права собственности на бензин в момент заправки транспортных средств, а не в момент передачи талонов. Поэтому такая ситуация на практике встречается нечасто. Кроме того, учитывать талоны на счете 10 некорректно с точки зрения п. 2 ПБУ 5/01: имущество, может учитываться в составе МПЗ в том случае, если оно используется в качестве сырья, материалов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг). Талоны в данном случае являются средством осуществления расчетов за приобретаемые материалы, не более.

По мнению автора, для учета талонов, в которых указаны количество бензина и его стоимость, согласно Плану счетов <2> целесообразно использовать субсчет 50-3 «Денежные документы», открытый к счету 50 «Касса». На этом субсчете талоны учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение, то есть по стоимости топлива, которое можно на них приобрести. До выдачи диспетчеру или непосредственно водителям такие документы можно хранить в кассе организации.

<2> Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению».

Аналитический учет талонов ведется по видам и количеству отпускаемого топлива.

Пример 1. ООО «Перевозчик» заключило с топливной компанией договор купли-продажи ГСМ. По условиям договора необходимо перечислить аванс в размере 30 000 руб., после чего покупателю выдаются талоны на заправку 20 л бензина марки А-80 (стоимостью 300 руб.). На месяц получено 100 талонов, из них в подотчет водителям выданы 75, из которых использованы только 50. На стоимость отпущенных ГСМ топливной компанией предоставлен акт и счет-фактура.

В бухгалтерском учете ООО «Перевозчик» будут сделаны следующие проводки.

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Произведена предоплата за талоны 60 51 30 000
Оприходованы топливные талоны 50-3 60 30 000
Выданы талоны водителям 71 50-3 22 500
Отражена стоимость топлива, залитого
в баки автомобилей
(300 руб. х 50 тал. х 100% / 118%) <*>
10 71 12 712
Отражена предъявленная поставщиком
сумма НДС со стоимости отпущенного
топлива
(300 руб. х 50 тал. х 18% / 118%) <**>
19 71 2 288
Принята к возмещению сумма НДС
поприобретенному топливу
68 19 2 288

<*> Талоны, которые не использованы водителями, учитываются в составе задолженности подотчетных лиц до момента их использования.
<**> Расчеты по талонам не освобождают АЗС от выдачи покупателю кассового чека. Эти чеки прилагаются к авансовому отчету водителя, который указывает в нем осуществленные расходы на приобретение бензина.

Нередко при расчетах за ГСМ используются талоны, в которых указывается только количество топлива, которое на них можно приобрести. В этом случае согласно Плану счетов их нужно учитывать на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке. Порядок бухгалтерского учета расчетов по таким талонам будет следующим.

Пример 2. Изменим условия предыдущего примера. Допустим, что ООО «Перевозчик» выданы талоны на приобретение 20 л бензина А-80, а их стоимость в условной оценке составляет 200 руб. Согласно отчету топливной компании за месяц залито в баки автомобилей 1000 л бензина на общую сумму 16 000 руб. (по 16 руб. за литр).

В бухгалтерском учете ООО «Перевозчик» будут сделаны следующие проводки.

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Произведена предоплата за талоны
на топливо
60 51 30 000
Оприходованы топливные талоны
(200 руб. х 100 шт.)
006 20 000
Выданы талоны водителям
(200 руб. х 75 шт.)
006 15 000
Отражена стоимость топлива, залитого
в баки автомобилей
(1000 л х 16 руб/л х 100% / 118%)
10 60 13 560
Отражена предъявленная поставщиком
сумма НДС со стоимости отпущенного
топлива
(1000 л х 16 руб/л х 100% / 118%)
19 60 2 440
Принята к возмещению сумма НДС
по приобретенному топливу
68 19 2 440

Приобретение ГСМ по топливным картам

Порядок расчетов по топливным картам с поставщиками ГСМ устанавливается в договоре. В нем стороны определяют лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за бензин и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов и т.д.).

Топливная карта позволяет фиксировать только количество и вид приобретенного топлива, а не его стоимость, при этом нередко многие топливные компании предоставляют ее бесплатно. Поэтому вряд ли есть смысл учитывать ее на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности», ведь она выдается водителям не на один раз, пользоваться ею приходится постоянно. В целях контроля и сохранности выданных карт организация может выдавать их водителям под роспись в ведомости учета приема и выдачи топливных карт. В ней фиксируются реквизиты топливной карты, дата ее выдачи (возврата), ФИО водителей.

Если за карту взимается плата, то фактические затраты на ее приобретение следует включить в стоимость приобретаемых материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 5/01) <3>. На практике многие предприятия учитывают такие затраты в составе прочих эксплуатационных расходов, применяя нормы п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 <4>. По мнению автора, такой поход нарушает общую методологию оценки активов организации, основной принцип которой — достоверная оценка приобретаемого имущества (п. 1 ст. 11 Закона 129-ФЗ) <5>. Аналогичный порядок следует применять и при налогообложении прибыли. Так как в ст. 264 НК РФ в числе прочих такие затраты не поименованы, поэтому согласно ст. 254 НК РФ их нужно учитывать в составе материальных расходов.

<3> Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
<4> Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
<5> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В бухгалтерском учете для отражения операций по приобретению ГСМ по топливным картам нет смысла использовать счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», так как ни деньги, ни денежные документы водителю не выдаются. Все расчеты по приобретению топлива учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Пример 3. Допустим, что ООО «Автоснаб» заключило с топливной компанией соглашение о заправке автомобилей на условиях безналичной оплаты. Для этого предприятие перечислило предоплату за ГСМ в размере 20 000 руб. и приобрело топливные карты в количестве 10 шт. стоимостью 500 руб. (в том числе НДС — 76 руб.). По акту топливной компании за месяц с АЗС отпущено:

  • 700 л бензина марки А-80 стоимостью 15 руб. за литр;
  • 400 л бензина марки А-92 — 17 руб. за литр.

Рассчитаем количество и стоимость бензина, залитого в баки автотранспортных средств. Количество бензина за месяц составит 1000 литров (700 + 400), а его стоимость — 17 300 руб. (700 л х 15 руб/л + 400 л х 17 руб/л).

В бухгалтерском учете ООО «Автоснаб» будут сделаны следующие проводки.

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Произведена предоплата за топливо
и приобретение топливных карт
60 51 20 000
Включены в стоимость МПЗ затраты
на приобретение топливных карт
(500 руб. х 10 шт. х 100% / 118%) <*>
10 60 4 237
Отражена предъявленная по приобретенной
топливной карте сумма НДС
(500 руб. х 10 шт. х 18% / 118%)
19 60 763
Отражена стоимость топлива, залитого
в баки автотранспортных средств
(17 300 руб. х 100% / 118%)
10 60 14 660
Отражена сумма НДС со стоимости
отпущенного топлива
(17 300 руб. х 18% /118%)
19 60 2 640
Принята к возмещению сумма НДС
по приобретенному бензину и топливным
картам (763 + 2640) руб.
68 19 3 403

<*> В связи с тем что темой статьи является учет расчетов по приобретению ГСМ, в примере рассматривается упрощенный вариант учета затрат, связанных с приобретением топлива, — на субсчете «Топливо» счета 10, без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Несмотря на то что такой порядок учета избавляет работника от обязанности составления авансового отчета, ему следует уделить внимание отчету о движении топлива (если в путевом листе недостаточно информации о приобретении и расходовании ГСМ). Такой отчет держателя топливной карты будет необходим при проведении сверки расчетов с топливной компанией по фактически отпущенному топливу.

В случае расхождений по вине поставщика необходимо уточнить сумму задолженности организации и отразить ее в учете (обязательство перед топливной компанией показывается исходя из количества топлива, залитого в бак, согласно отчету держателя карты). Если недостача топлива выявлена по вине водителя, то организация вправе принять решение о взыскании суммы недостачи топлива с виновного лица <6>.

<6> Трудовым кодексом установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя. Размер ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета (ст. 246 ТК РФ).

Отчет держателя топливной карты и акт о фактическом отпущенном количестве топлива являются теми документами, на основании которых в учете отражается приобретение топлива. Однако, как правило, эти документы представляются только по окончании месяца, когда производится сверка расчетов и выставляется счет на предоплату ГСМ за следующий месяц. Иными словами, данные о ежедневном количестве и стоимости приобретенного топлива к бухгалтеру попадают только по окончании месяца. Возникает вопрос: правомерно ли в этом случае учесть в составе МПЗ все топливо единовременно на отчетную дату?

Для ответа на этот вопрос обратимся к Закону N 129-ФЗ. Своевременная регистрация всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета — одно из основных требований Закона. Однако реализовать его можно на основании первичных учетных документов, которые должны быть составлены в момент совершения операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Следуя положениям законодательства, можно сделать вывод, что отчет держателя топливной карты и акт об отпущенном количестве ГСМ являются теми оправдательными документами, которые должны содержать информацию о ежедневном движении топлива в количественном и стоимостном выражении. На основании таких сведений бухгалтер должен «восстановить» в учете движение ГСМ по датам в хронологическом порядке за весь прошедший месяц.

Учитывая трудоемкость такого подхода, многие предприятия, приобретающие ГСМ по топливным картам, на практике пренебрегают требованиями Закона N 129-ФЗ, приходуя и списывая топливо двумя операциями по окончании месяца. Особенно такой порядок удобен, когда путевой лист, на основании которого списывается ГСМ, оформляется не ежедневно, а раз в месяц. С учетом последних разъяснений финансового ведомства такой порядок применим, если он позволяет организовать учет отработанного времени водителей и расхода ГСМ (Письмо Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77).

Однако применим ли он для транспортных предприятий, в которых водители работают в условиях ненормированного рабочего дня и за неделю (смену) могут сменить не один автомобиль? Очевидно, что таким вариантом учета ГСМ могут воспользоваться только небольшие транспортные фирмы. Крупным автохозяйствам следует вести оперативный учет приобретения ГСМ на основании представляемых поставщиком топлива отчетов об отпуске топлива. Только в этом случае предприятие будет обладать всей необходимой информацией о движении топлива.

В заключение напомним, что независимо от порядка расчетов за топливо организация должна учитывать ГСМ по фактическим затратам на его приобретение (п. 5 ПБУ 5/01). В них включаются суммы, уплачиваемые поставщику ГСМ, а также иные расходы, связанные с его приобретением (например, плата за обслуживание топливной карты, информационное сопровождение). Для целей налогообложения порядок оценки материально-производственных запасов аналогичен вышеизложенным правилам бухгалтерского учета: стоимость ГСМ определяется исходя из цены его приобретения (п. 2 ст. 254 НК РФ). В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 58-ФЗ, перечень затрат с 2005 г., которые можно учесть в стоимости ГСМ, является открытым. Иными словами, в стоимости топлива при налогообложении учитываются все затраты, связанные с его приобретением, при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ). Во избежание разногласий с налоговиками организации не стоит пренебрегать данными требованиями.

А.В.Авдеев

Эксперт журнала

«Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Особенности налогового учета дебиторской задолженности в 2006 году
Сложные моменты учета основных средств

Списание и продажа автомобиля: учет и оформление

О порядке списания полностью самортизированного ОС (автомобиля), учете и документальном оформлении его реализации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Волкова и Вячеслав Горностаев.

Фирма хочет продать принадлежащий ей полностью самортизированный автомобиль. Каков порядок списания при продаже данного основного средства? Какие документы и в каком порядке следует оформить? Какие следует сделать бухгалтерские проводки?

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм, но при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ. При этом можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 (см. также информацию Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания), и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов).

Стоимость объекта основных средств (далее — ОС), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случаях его продажи.

Решение о списании объекта ОС принимается созданной для этих целей комиссией и оформляется в акте на списание объекта ОС с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п.п. 77, 78 Методических указаний). За основу для разработки акта на списание автомобиля можно принять унифицированную форму № ОС-4а, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта ОС производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения (п. 80 Методических указаний). В учете делаются проводки:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации.

Нормы российского законодательства не предусматривают каких-либо особых правил перехода права собственности на автомобили и не требуют госрегистрации данного факта. В общем случае датой перехода права собственности на автомобиль, реализуемый по договору купли-продажи, будет дата его передачи покупателю. Стороны вправе определить в договоре и иной порядок перехода права собственности на автомобиль к покупателю (например, по факту его оплаты).

Передача объекта ОС в собственность других лиц оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС (п. 81 Методических указаний), на основании которого производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта ОС. За основу формы акта приема-передачи может быть взята унифицированная форма № ОС-1, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, в которой предусмотрены обязательные для заполнения поля «Организация-получатель» и «Организация-сдатчик». Если ОС передается физическому лицу, в указанную форму нужно внести соответствующие изменения.

Доходы и расходы от продажи ОС, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности, признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 «Прочие доходы и расходы» в том отчетном периоде, к которому они относятся, т. е. в периоде их продажи (п. 31 ПБУ 6/01):

Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— по цене реализации отражен доход от продажи автомобиля;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

— отражен НДС по реализованному объекту ОС (со стоимости реализации);

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость объекта ОС;

Дебет 99 «Прибыли и убытки» (Кредит 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов») Кредит 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» (99 «Прибыли и убытки»)

— выявлен финансовый результат (убыток или прибыль) от реализации объекта ОС.

Для целей подтверждения факта передачи товара покупателю продавец вправе потребовать с него расписку (п. 2 ст. 408 ГК РФ), требования к содержанию которой стороны определяют самостоятельно. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (техпаспорт, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *