ЕНВД транспортные услуги

ЕНВД для грузоперевозок в Российской Федерации

Применять единый налог на вменённый доход могут индивидуальные предприниматели или организации, осуществляющие автоперевозки и имеющие в своём ведении (собственность или аренда) не более 20 транспортных средств, используемых по целевому назначению (п.2 ст.346.26 НК РФ). Необходимо чётко понимать, что данный вид налогообложения может распространяться лишь на предоставление услуги по транспортировке груза на возмездной основе.

Для того, чтобы перейти на ЕНВД, индивидуальным предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту жительства, а организациям – по месту нахождения организации. На основании Письма ФНС России от 10.06.16 № СД-4-3/10366@ позволяет предпринимателям оценить возможность своего перехода на ведение деятельности, позволяющей применять ЕНВД. В письме дано разъяснение налоговыми органами о том, кто может воспользоваться данной системой налогообложения. Если у предпринимателя или организации на праве собственности или другом праве (пользования, владения и (или) распоряжения) находится не более 20 транспортных средств, то в данном случае вполне уместно применение системы налогообложения ЕНВД. Читайте также статью: → «Особенности уплаты ЕНВД: крайние сроки и штрафные санкции»

В соответствие со ст.346.27 НК под транспортными средствами подразумеваются:

  • автобусы;
  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили.

К транспортным средствам не относятся:

  • прицепы;
  • полуприцепы;
  • прицепы-роспуски.

В случае, если у предпринимателя или организации на праве собственности или другом праве (пользования, владения и (или) распоряжения) находится более 20 транспортных средств, то в данном случае ЕНВД применять нельзя. Об этом даёт разъяснение Минфин России в своём Письме от 06.07.2015 г. № 03-11-11/38756.

В случае, если транспортные средства находятся в ремонте, в запасе и т.д., т.е. не участвуют в принесении дохода – такие транспортные средства не участвуют в расчёте ЕНВД (п.20 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённых Приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91н).

Расчет налога ЕНВД для грузоперевозок

Для проведения расчёта ЕНВД для грузоперевозок необходимо определить:

  • Объект налогообложения – вменённый доход налогоплательщика
  • Налоговую базу – величина вменённого налога.
  • Физический показатель – количество автотранспортных средств, используемых для перевозки груза.
  • Базовая доходность – 6000 рублей.

Для начала необходимо определить налоговую базу за отчётный период:

Налоговая база по ЕНВД за отчётный период = Базовая доходность за месяц (6000,00) * ( Физический показатель за 1 месяц квартала + Физический показатель за 2 месяц квартала + Физический показатель за 3 месяц квартала )

Если муниципальными образованиями не применяется пониженная ставка ЕНВД, то используется налоговая ставка ЕНВД 15%.

После расчёта налоговой базы ЕНВД можно получить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по следующей формуле:

ЕНВД = Налоговая база по ЕНВД за квартал * 15% — Страховые взносы

Индивидуальные предприниматели или организации вправе уменьшать налоговые выплаты на сумму страховых взносов (ст.346.32 НК РФ):

Налогоплательщики
Индивидуальные предприниматели · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления может оказаться больше 50% уплаченного налога.

· При уплате страховых взносов на себя (нет сотрудников по найму) – уменьшить сумму ЕНВД на выплаты ОПС и ОМС без 50% порога.

Юридические лица · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления не может оказаться больше 50% уплаченного налога.

Уплату налога необходимо производить до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом (ст.346.30 НК РФ):

Налоговый период Срок уплаты ЕНВД
1 квартал до 25 апреля
2 квартал до 25 июля
3 квартал до 25 октября
4 квартал до 25 января

Использование онлайн-касс

Онлайн-кассы, несомненно, займут достойное место в ведении бизнеса. Данное нововведение позволит налоговым органам в режиме online получать актуальную информацию о совершённой торговой операции. Для онлайн-кассы требуется несколько иное оснащение:

  • нет необходимости в ЭКЛЗ;
  • нет нужды в фискальной памяти;
  • обязателен фискальный накопитель.

Фискальный накопитель представляет из себя сменный блок, который служит хранилищем, защитой, передатчиком информации в налоговые органы. После того, как фискальный накопитель будет заполнен – его придётся заменить. Каждый экземпляр в обязательном порядке необходимо регистрировать в ИФНС электронно. Читайте также статью: → «Переход с ЕНВД на УСН в 2018: особенности процедуры и необходимая документация»

Разработчики онлайн-касс заявляют о несомненных преимуществах их использования:

  • налоговые органы в режиме онлайн видят деятельность организации или индивидуального предпринимателя и, если актуальная информация подаётся достоверно – вероятность проведения проверок сведена к минимуму;
  • онлайн-кассы по совокупным затратам на приобретение и обслуживание имеют преимущество перед ККТ, использующейся в настоящее время.

Когда отменят спецрежим?

Для предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в соответствие с ЕНВД, спец.режим будет отменён 30 июня 2017 года. Именно с 01 июля 2018 года они будут обязаны начать использовать онлайн-кассы.

До 01 июля 2018 года налогоплательщики ЕНВД имеют право по своей инициативе начать работу с онлайн-кассами – никаких санкций налоговыми органами в отношении данной инициативы применяться не будет.

Срок Пояснение
До 01 июля 2018 г. Добровольное использование онлайн-кассы
С 01 июля 2018 г. Обязательное использование онлайн-кассы

Прежде, чем начать использовать онлайн-кассу, предпринимателям необходимо провести подготовительные работы:

  • приобрести непосредственно кассовое оборудование;
  • организовать подключение кассы к сети «Интернет»;
  • определить с оператором фискальных данных и оформить с ним договорные отношения (в кассе указывается указать IP оператора);
  • осуществить регистрацию онлайн-кассы в ИФНС и получить карточку регистрации.

После проведённой подготовительной работы онлайн-касса будет готова к использованию.

За несоблюдение законодательства и отсутствие онлайн-кассы предусмотрены значительные штрафы (для юридических лиц не менее 30000 рублей, для физических лиц не менее 10000 рублей).

Распространённые ошибки ведения ЕНВД

В таблице рассмотрены распространённые ошибки ведения ЕНВД:

Типичные ошибки Пояснение
Неверно определён срок начала хозяйственной деятельности Заявление в налоговую инспекцию необходимо подавать в течение 5 дней с момента начала деятельности, попадающей под ЕНВД. В случае подачи заявления в более ранний срок – предпринимателям придётся производить уплату налога за тот период, когда фактически деятельность не велась. Дату первого хозяйственного факта можно считать началом деятельности и лишь от него вести 5-дневный отчёт, когда необходимо подать заявление в налоговые органы.
Грузоперевозчики учитывают в качестве физического показателя весь автотранспорт В качестве физического показателя необходимо учитывать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении дохода. Те транспортные средства, которые на момент расчёта налога находились на ремонте, на консервации и т.д. в качестве физического показателя не учитываются. Следствием этой ошибки является неверный расчёт налоговой базы.
Неверный расчёт для уменьшения суммы ЕНВД Индивидуальные предприниматели, работающие самостоятельно, имеют право уменьшить ЕНВД на фиксированные взносы, оплаченные за себя. Но если индивидуальный предприниматель нанимает работников, то это право утрачивается, но при этом размер налога возможно уменьшить за счёт страховых выплат на сотрудников даже если эти выплаты превысили 50% суммы налога.

Юридические лица так же могут уменьшить размер ЕНВД за счёт страховых выплат на сотрудников, но не более, чем на 50%.

Отсутствие деятельности при применении ЕНВД ЕНВД – это налог, который не зависит от полученного дохода, поэтому даже при фактическом отсутствии деятельности компании или предпринимателя налог все равно придётся платить. Этим и объясняется отсутствие смысла переходить на ЕНВД заранее. Если деятельность, попадающая под ЕНВД по какой-либо причине будет приостановлена, то лучше сняться с учёта в налоговой инспекции. В этом случае налог будет начислен на то количество дней квартала, когда деятельность велась.

Вопросы и ответы

Вопрос №1. Я являюсь индивидуальным предпринимателем и веду деятельность, связанную с грузоперевозками. В ближайшее время планирую прекратить данный вид деятельности. Какие шаги мне необходимо предпринять?

Ответ: Вам необходимо написать заявление в налоговый орган, сообщив о своём намерении. Заявление необходимо предоставить не позднее пяти дней с момента прекращения деятельности. Дата, указанная Вами в документе, будет считаться датой снятия с налогового учёта.

Вопрос №2. Наша организация планирует открыть деятельность, позволяющую использовать ЕНВД в качестве системы налогообложения. Должны ли мы вести бухгалтерский учёт в данном случае?

Ответ: Ведение деятельности, попадающей под ЕНВД, не освобождает Вашу организацию от ведения бухгалтерского учёта и предоставления бухгалтерской отчётности.

Вопрос №3. Наше предприятие планирует завершить деятельность, позволяющую применять ЕНВД, и перейти на УСН. Возможно ли этот переход осуществить в середине года или ждать его окончания?

Ответ: В случае, если Ваша организация прекратила деятельность, попадающую под ЕНВД, Вы вправе перейти на УСН с того месяца, когда были приостановлены обязательства по уплате ЕНВД.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Справка

Вопрос: В 2007-2009 годах я, будучи индивидуальным предпринимателем, занимался сдачей в аренду грузовых автомобилей с экипажем. С доходов от сдачи в аренду транспортных средств я исчислял и уплачивал налог по упрощенной системе налогообложения (которую применял с момента регистрации в качестве ИП). При этом я руководствовался письмами Вашего ведомства — от 10 июля 2007 г. N 03-11-05/147, от 30 октября 2008 г. N 03-11-05/265, от 30 июня 2009 г. N 03-11-09/229, в которых сказано:

Согласно статье 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Исходя из этого предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем, независимо от условий оплаты по данному договору, не может рассматриваться в качестве деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов, и, соответственно, такая деятельность не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход и должна облагаться в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Однако в письме от 25 февраля 2010 г. N 03-11-11/33 Ваше мнение неожиданно изменилось:

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, владельцы автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, предоставляющие их юридическим лицам по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств с предоставлением услуг по управлению, заключенным в соответствии со статьей 632 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

Прошу разъяснить:

1. Каким из мнений Минфина (старым или новым) необходимо руководствоваться налогоплательщикам (в т.ч. мне)?

2. Какую систему налогообложения (ЕНВД или УСН) я всё-таки был обязан применять в 2007 — 2009 годах по сдаче в аренду транспортных средств с экипажем?

3. Обязан ли я подать в ИФНС декларации по ЕНВД за 2007 — 2009 годы, «обнулить» декларации по УСН и повлекут ли данные действия применение ко мне ст. 75, 119, 122 НК РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо от 27.05.2010 г. о порядке налогообложения предпринимательской деятельности по сдаче в аренду грузовых автомобилей с экипажем, на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Пунктом 1 статьи 786 ГК РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

В соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Таким образом, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортных средств с экипажем является самостоятельным видом предпринимательской деятельности. Налогообложение указанной деятельности должно осуществляться в рамках иных режимов налогообложения.

В то же время налоговые органы в ходе проведения мероприятий налогового контроля вправе проверять фактический характер осуществляемой налогоплательщиком предпринимательской деятельности на предмет ее соответствия заключенным договорам о предоставлении в аренду автотранспортных средств с экипажем.

Одновременно сообщаем, что распространение положений, содержащихся в письмах Департамента, предоставленных по запросам конкретных налогоплательщиков, в т.ч. опубликованных в средствах массовой информации, на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента.

Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 июля 2010 г. N 03-11-11/204

Текст письма официально опубликован не был

Вопрос от читателя Клерк.Ру Андрея (г. Санкт-Петербург)

Наша компания занимается грузоперевозками и мы являемся экспедиторами. У нас случился конфликт с налоговой инспекцией по оформлению договора. У меня вот какой вопрос. Скажите, пожалуйста чем отличается договор где мы выступаем в качестве перевозчика и где мы выступаем в качестве экспедитора и отличается ли система налогообложения в том и другом случае?

Перевозка грузов осуществляется на основании договоров, заключаемых в соответствии с положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Что же касается договора транспортной экспедиции, то гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ определяет его как самостоятельный гражданско-правовой договор.

Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Таким образом, сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Клиентом может быть любое лицо (физическое или юридическое), а экспедитором — только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель

Как установлено п. 2 ст. 801 ГК РФ, в соответствии с договором обязанности экспедитора могут исполняться также перевозчиком. Большинство цивилистов усматривают в данном случае конструкцию смешанного договора, к которому наряду с нормами, регулирующими транспортно-экспедиционную деятельность, применяются нормы о грузовых перевозках.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Таким образом, систему налогообложения в виде ЕНВД следует применять в отношении деятельности, осуществляемой исключительно в рамках договоров перевозки грузов. Кроме того, из официальных разъяснений следует, что на уплату ЕНВД можно переводить только те автотранспортные услуги по перевозке грузов, которые поименованы в ОКУН в подгруппе 022500 «Услуги грузового автомобильного транспорта» под кодами с 022501 по 022516 (Письма от 25.02.2010 N 03-11-11/33, от 28.07.2006 N 03-11-05/190, от 20.06.2006 N 03-11-04/3/299). Отмечу, что в ОКУН транспортно-экспедиционные услуги предусмотрены отдельной подгруппой «Услуги транспортной экспедиции» (код 023000).

Налогоплательщики, оказывающие в рамках одного договора услуги по перевозке грузов и экспедиторские услуги, должны применять так называемую смешанную систему налогообложения, то есть помимо уплаты ЕНВД должны уплачивать налоги в соответствии с общеустановленной или упрощенной системой налогообложения. Такой же вывод содержит, к примеру, Письмо Минфина от 02.12.2008 N 03-11-04/3/541.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Торговля автомобилями

Разделом VI Правил торговли (Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Правила продажи некоторых товаров») регулируются особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Связано это обособленное положение, скорее всего со сложностью этого вида товара, его высокой стоимостью, особенностями оформления купли-продажи.

В соответствие с Правилами продажи автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним должны пройти предпродажную подготовку. Виды и объем предпродажной подготовки определяются изготовителями этого вида продукции. Проведя подготовку, продавец должен сделать отметку в сервисной книжке на товар или в другом заменяющем ее документе.

Предлагаемый к продаже товар демонстрируется продавцом покупателю, при такой демонстрации должен быть обеспечен свободный доступ к нему покупателя.

Товар передается покупателю вместе и одновременно с установленным изготовителем комплектом принадлежностей и документами, в том числе сервисной книжкой (или заменяющим ее документом), документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или на номерной агрегат. Перечисленные документы необходимы для государственной регистрации транспортного средства и номерного агрегата в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

В случае утраты покупателем документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, в обязанность продавца входит по заявления владельца и при предъявлении им паспорта или документа заменяющего выдать новый документ, на котором ставится пометка «дубликат» и указываются серия, номер и дата ранее выданного документа.

Продавец или иное лицо, осуществляющее продажу при передаче товара должен проверить в присутствии покупателя качество выполненной предпродажной подготовке товара, его комплектность.

Вместе с товаром покупателю передается товарный чек. В нем указывается наименование товара и продавца, марка товара, наименование его агрегатов, дата продажи и цена товара, а кроме того подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Обратите внимание!

Выдача товарного чека при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов обязательна. Иногда продавец выдает вместо товарного чека, кассовый чек. В том случае если он содержит в себе все реквизиты товарного чека, то может использоваться для подтверждения наименования, количества и цены приобретенных по договору розничной купли — продажи товаров. Но этого может оказаться недостаточным. Желательно составлять в таких случаях акт, в котором были бы зафиксированы номенклатура, количество товаров и цели их приобретения.

Обратите внимание!

Автомобили, мототехника, прицепы и номерные агрегаты к ним включены в Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Исключение составляют товары, предназначенные для использования ивалидами, прогулочные суда и плавсредства.

В Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, также включены автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

Однако необходимо отметить, что в случае обнаружения в указанных товарах существенных недостатков покупатель вправе предъявить требование об их замене. Например, в Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению при обнаружении существенных недостатков, включены автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, сельскохозяйственные тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы.

Кроме того, вместо предъявления требований о замене товара потребитель имеет право отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за транспортное средство денежной суммы.

Подробнее ознакомиться с особенностями договорных отношений в торговле автомобилями и правилами торговли, Вы можете в книгах авторов ЗАО «BKR Интерком-Аудит»: «Автомобиль от производства до списания», «Оптовая и розничная торговля» и «Правила торговли. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *