Доставка персонала к месту работы и обратно

Доставка работников автобусом…

ЗАО на своих автобусах осуществляло доставку работников на строительные объекты.
Управление государственного автодорожного надзора в ходе проверки установило, что послерейсовый медицинский осмотр водителей автобусов не проводится. В результате ЗАО было выдано предписание по устранению выявленных нарушений.

ЗАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания незаконным.
При этом оно заявило, что перевозками пассажиров автобусами как видом деятельности не занимается, лицензии на это не имеет, поэтому послерейсовые проверки водителей проводить не обязано.

Суд установил, что согласно п. 1.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, его требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.

В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, определено, что пассажир — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Следовательно, перевозимые работники являются пассажирами, а ЗАО осуществляет специальный вид автобусных перевозок и на него распространяется действие Положения, определяющего основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.

На этом основании ФАС ВСО в Постановлении от 28.09.2012 N А33-2573/2012 в иске ЗАО отказал.

Другое ООО решило, что спокойнее и дешевле доставлять работников к месту работы и обратно, заказав перевозку автобусами у транспортной организации.

Однако налоговики установили, что предоставленным транспортом пользовались не только сотрудники ООО. На этом основании в возмещении НДС и в уменьшении базы по налогу на прибыль ООО было отказано.

Суд установил, что необходимость доставки работников к месту работы и обратно была обусловлена отсутствием у места расположения ООО маршрутов городского пассажирского транспорта. В коллективный трудовой договор ООО также было включено положение, что работникам общества предоставляется право бесплатного пользования автотранспортом предприятия для доставки к месту работы и обратно по установленным маршрутам.

Факты оказания услуг по перевозке работников общества подтверждены.
Суд решил, что данные затраты ООО на перевозку работников являются экономически обоснованными и документально подтвержденными расходами, связанными с производственной деятельностью.

Что касается доводов налоговиков, то суд решил, что заказом и потреблением транспортных услуг ООО реализовало принятую на себя коллективным договором обязанность по предоставлению работникам гарантий; оплата услуг осуществлялась исходя из почасовой работы автобуса, в связи с чем количество перевезенных работников и возможные случаи попутной перевозки сторонних лиц не имеют правового значения для настоящего спора (Постановление ФАС ЦО от 20.12.2011 N А14-12623/2010).

Не отстают от налоговиков и представители ПФР, требующие оплату аренды автобусов для проезда работников к месту работы включать в базу для начисления страховых взносов.
ООО заключило договор аренды транспортного средства с экипажем, согласно которому арендодатель принял на себя обязательства по предоставлению арендатору во временное владение и пользование автобус, в целях перевозки работников к месту работы.

Условиями договора определено, что автобус подается к 6 часам утра по определенному адресу и находится в распоряжении арендатора до 18 часов (с учетом внутрисменного перерыва в течение 3 часов).

Представители ПФР посчитали, что на суммы, затраченные на оплату аренды транспортных средств для доставки работников к месту их трудовой деятельности, следует начислять страховые взносы.

Однако суд установил, что произведенные обществом перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями этих договоров соответствующие положения не предусмотрены.

ФАС ЦО в Постановлении от 03.09.2012 N А14-8017/2011 решил, что, поскольку транспортные услуги оказывались не работникам, а самому работодателю и какие-либо выплаты работникам, связанные с их проездом к месту работы, не производились, оплата работодателем транспортным организациям стоимости услуг по доставке работников относится к расходам, связанным с организацией производственной деятельности, на которые страховые взносы не начисляются.

…на такси…

ЗАО за 3 года потратило на услуги такси более 1,2 млн. руб.
ИФНС потребовала исключить эту сумму из расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, поскольку в представленных обществом квитанциях на оплату пользования легковым такси не содержится обязательных реквизитов, таких как фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного на проведение расчетов, сведения о времени оказания услуг, что не дает возможности определить время оказания услуг и принадлежность лиц к проверяемому налогоплательщику. Отдельные квитанции не содержат подписей лиц от продавца и покупателя.
Суд установил, что договор об оказании транспортных услуг был заключен с транспортной организацией.

На каждую поездку оформлялась квитанция по согласованной форме, которая подписывалась представителем заказчика и скреплялась его штампом. По итогам месяца исполнитель представлял заказчику акт приемки оказанных услуг с приложением оригиналов квитанций. Квитанции содержат номер и дату документа, наименование поставщика и покупателя услуги, наименование услуги, количество мест, маршрут поездки, стоимость поездки, подписи ответственных лиц от поставщика и покупателя.

Из представленных квитанций следует, что одним из пунктов назначения маршрута поездки являлся фактический адрес ЗАО, остальные адреса носят повторяющийся характер.

Согласно положению ЗАО, учитывая отдаленность площадки от города и отсутствие общественного транспорта, компания предоставляла работнику такси для поездок на работу и домой. При оплате такси по безналичному расчету работник должен представить должным образом оформленную квитанцию. Каждый работник, не получающий компенсации транспортных расходов, получал 10 квитанций в месяц для осуществления поездок на работу и с работы.

Суд установил, что весь автотранспорт предоставлялся только для служебных заданий. Фактов использования такси в непроизводственных целях установлено не было. Доставка работников к месту работы и обратно на такси обусловлена технологическими особенностями производства, что подтверждается удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения ЗАО.

Доказательств того, что транспортные средства использовались не в производственных целях, инспекцией не представлено.

При таких обстоятельствах ФАС СЗО в Постановлении от 10.12.2013 N А13-6206/2012 признал данные расходы документально подтвержденными и экономически обоснованными.

В другом случае представители ПФР начислили страховые взносы на суммы проезда работников от места работы до дома в такси, несмотря на то что пользование услугами данного транспорта было обусловлено производственной необходимостью (работа в ночное время) и отсутствием служебного транспорта.

Суд установил, что оплату такси производил сам работодатель на основании заключенного им договора с транспортными предприятиями на основании актов выполненных услуг и реестра вызовов с указанием маршрута движения.

Суд решил, что данные перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями трудовых договоров соответствующие положения не предусмотрены.

Поскольку транспортные услуги оказывались не работникам, а самому работодателю и какие-либо выплаты работникам, связанные с их проездом к месту работы, не производились, оплата работодателем транспортным организациям стоимости услуг могла относиться к расходам, связанным с организацией производственной деятельности.

Кроме того, ПФР посчитал, что начислять взносы следует работникам, вызывавшим такси. В то время как такси доставляло сразу нескольких работников по нескольким адресам с выставлением одного счета за услуги.

Суд решил, что предложенный ПФР расчет дохода в натуральной форме не может быть признан достоверным доказательством получения дохода именно тем лицом, которое оформляло заявку на такси.

Арбитражный Суд Республики Карелия в решении от 11.03.2013 N А26-2680/2012 указал, что информация о цене поездки нескольких работников не может являться основанием для включения ее стоимости в базу для начисления страховых взносов работнику, указанному службой такси в качестве лица, осуществившего заявку на вызов автомобиля.

…и пешком

Сотрудник М., возвращаясь из командировки поездом, прибыл на вокзал.
Выйдя на платформу из вагона, М. поскользнулся, упал и сломал голень.
Его сын, находившийся на перроне, помог пострадавшему дойти до личного автомобиля и отвез в поликлинику.
Работодатель решил, что М. нарушил требования инструкции по безопасности. Это нарушение выразилось в перемещении по поверхности, покрытой наледью. Инструкцией было предписано за пределами здания при движении пешком ходить только при условии безопасности перехода.

Отделение ФСС отказалось признавать данный случай несчастным случаем на производстве. Отказ основан на том, что вокзал находится в черте города, а работодателем транспорт для доставки работника с вокзала не предоставлялся, поэтому полученная работником травма не связана с исполнением им трудовых обязанностей.

Однако Суд исходил из того, что для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением работником действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, а установление иных обстоятельств для признания такого случая страховым законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

ФАС МО в Постановлении от 23.01.2014 N А40-12523/13 отклонил довод ФСС о получении травмы работником после прибытия поезда, то есть после окончания командировки, поскольку полученная М. травма связана с исполнением им своих трудовых обязанностей, а событие произошло в рабочий день, в момент возвращения работника из служебной командировки.

Теги: работник , услуга , транспортный , работа , место , такси , суд , автобус , перевозка , договор> БЛОГ

Для начала давайте определимся с вариантами принадлежности транспортного средства

Мы можем приобрести транспорт на юридическое лицо, можем заключить договор с организацией, у которой берем машину в аренду, а можем заключить договор с работником об аренде его личного автомобиля. Это важно, потому что в гражданском праве есть понятие ответственности без вины. Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности в соответствии со статьей 1079 ГК РФ (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности.

Кроме того, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со Статьей 1068. ГК РФ. (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником).

Таким образом, если предприятие приобрело транспорт и передало его в управление работнику, то при ДТП, фирма, в лице своего директора делит всю ответственность с работником, управляющим транспортным средством.

Переложить ответственность на работника можно только в случае если вместе с трудовым договором предприятие заключило с ним договор аренды его личного автомобиля или дополнительное соглашение к трудовому договору о использовании личного автомобиля в служебных целях.

Многие горе-авторы пишут о том, что для компенсации затрат необходимо, что бы работник предоставлял чеки на бензин, иначе будут проблемы с налоговой. На самом деле единственный способ списать ГСМ – это путевой лист, но об этом мы поговорим попозже.

Теперь важно понять для чего мы используем транспорт

Есть два варианта: собственные нужды и для извлечения прибыли.

Если мы заключаем договора перевозки, осуществляем доставку людей или грузов, то это вариант «извлечение прибыли» и тут организация охраны труда в компании ничем не отличается от обычного автотранспортного предприятия. А именно, назначается работник ответственный за безопасность дорожного движения и ответственные за выпуск машин на линию (дежурные механики). Эти люди должны обладать соответствующей квалификацией.

Если же мы используем машины исключительно для собственных нужд, то нам нужно понять, кем является работник, управляющий автотранспортом.

Здесь тоже возможны два варианта. Водитель и обычный сотрудник.

Поскольку ничего не мешает назвать водителя в штатном расписании менеджером, то все упирается в определение его трудовой функции. Работник, который приходит на работу для того, что бы возить кого-то или чего-то, выполняет функционал водителя.

Водитель обязан проходить (В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ):

  • Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
  • Обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) медицинские осмотры;
  • Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

В свою очередь и юридические лица обязаны обеспечить требования указанные в законе «О безопасности дорожного движения»:

Статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ:

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;

обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;

организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Данное требование распространяется не только на компании, использующие служебный транспорт для извлечения прибыли, но и на тех, кто использует автомобили для собственных нужд. Такое мнение было высказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26.

  1. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Из вышесказанного следует, что если сотрудник возит только одного себя любимого (управление автомобилем не изменяет его трудовую функцию), то формально он не является водителем и медосмотры проходить не обязан. Также нет необходимости в полноценной службе эксплуатации транспорта (или еще хуже передаче всех полномочий специалисту по охране труда).

Получается, что для водителя обязанность управлять автомобилем может быть фактором, определяющим вредные условия труда. А менеджерам машина выдается как бонус или элемент статуса.

Но большинство компаний хотят списывать (принимать к учету) ГСМ

А мы с вами уже говорили, что единственный инструмент для списания ГСМ – это путевой лист. Не важно, оформлен он по типовой форме или утвержден приказом по предприятию, путевой лист будет действительным, если на нем указаны данные о прохождении медосмотров, стоит отметка дежурного механика об исправности ТС, указаны километраж и количество топлива в баке.

Если сотрудник приходит с утра на работу и берет со стоянки закрепленный за ним транспорт, то проблем не возникает. А если он ездит на служебном транспорте и по рабочим делам и после работы? Как тогда списать бензин, потраченный за выходные в поездке на дачу?

Тут рискует не только предприятие, но и сам сотрудник у которого могут найти прибыль (компания фактически компенсировала ему стоимость бензина) с которой не уплачен НДФЛ.

Опять же возникнут проблемы в случае ДТП в нерабочее время.

Выходом является каждый раз передавать транспорт в личное пользование, оформляя соответствующий акт, а утром принимать его обратно, но в силу трудозатратности данного процесса мы даже не будем его рассматривать.

Служебная перевозка сотрудников предприятия

Приказа Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…»

Кому устанавливать тахограф?

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств:

Категория М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

К категориям M2 или M3 относятся пассажирские автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства.

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

К категории N технического регламента относятся грузовые автомобили.

Важно то, что тахограф устанавливается на транспортные средства, которые осуществляют коммерческие перевозки пассажиров и грузов.

Коммерческие перевозки — это перевозки пассажиров или грузов колесно-транспортными средствами, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности (регламент Таможенного союза «О безопасности колесно-транспортных средств»).

Кому не устанавливать тахограф?

Следующие категории и виды транспортных средств тахографами не оснащаются:

Категория М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн и осуществляющие городские и пригородные РЕГУЛЯРНЫЕ перевозки.

Категория М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн и осуществляющие городские и пригородные РЕГУЛЯРНЫЕ перевозки.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Категория N1 — Транспортные средства (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Сюда же входят автомобили, допущенные к международным перевозкам и оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей, производящих международные автомобильные перевозки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *