Доходы от источников за пределами российской федерации

Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации

12

Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

2.1. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации

1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

в Российской Федерации акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации;

иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

6.1) вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;

9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

9.1) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

2. Для целей настоящей главы не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.

Это положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:

1) поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), находящихся на территории Российской Федерации;

2) утратил силу с 1 января 2012 г.;

3) товар не продается через обособленное подразделение иностранной организации в Российской Федерации.

В случае, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, доходом, полученным от источников в Российской Федерации, в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, относящаяся к деятельности физического лица в Российской Федерации.

При последующей реализации товара, приобретенного физическим лицом по внешнеторговым операциям, предусмотренным настоящим пунктом, к доходам такого физического лица, полученным от источников в Российской Федерации, относятся доходы от любой продажи этого товара, включая его перепродажу или залог, с находящихся на территории Российской Федерации, принадлежащих этому физическому лицу, арендуемых или используемых им складов либо других мест нахождения и хранения такого товара, за исключением его продажи за пределами Российской Федерации с таможенных складов.

3. Для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренныхподпунктом 2 пункта 1

настоящей статьи;

3) доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций;

прав требования к иностранной организации, за исключением прав требования, указанных в четвертом абзаце подпункта 5 пункта 1 настоящей статьи;

иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки), за исключением предусмотренныхподпунктом 8 пункта 1 настоящей статьи;

8.1) суммы прибыли контролируемой иностранной компании, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом, — для физических лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролирующими лицами этой компании;

9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.

4. Если положения настоящего Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. В аналогичном порядке определяется доля указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доля, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

5. В целях настоящей главы доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

Налоговая база

1. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 275 настоящего Кодекса.

3. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В отношении доходов от долевого участия в организации налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 настоящего Кодекса, не применяются.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено настоящей главой.

У налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном настоящей главой.

При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не подлежат уменьшению на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 настоящего Кодекса, доходы контролирующего лица в виде сумм прибыли контролируемой этим лицом иностранной компании.

4. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 настоящего Кодекса, не применяются.

5. Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218 — 221 настоящего Кодекса) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

Абзац второй исключен.

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;

абзац четвертый утратил силу;

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 настоящего Кодекса;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса;

в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения размеров, указанных в статье 214.2.1 настоящего Кодекса.

3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

4. Утратил силу с 1 января 2015 г.

5. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

6. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1настоящего Кодекса.

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

3. В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

4. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 настоящего Кодекса.

Водный налог

Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Декларирование расходов государственных служащих как эффективная мера борьбы с коррупцией

Саидов Мансур Хусаинович
студент 2-ого курса магистратуры
Чеченского государственного университета
E-mail: msaidov5@mvd.ru

Аннотация. В данной статье подробно анализируется Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также дается оценка эффективности его применения и качественных характер теста и содержания данного нормативно-правового акта.

Ключевые слова: декларирование доходов, коррупция, государственный служащий, декларирование расходов.

В декабре 2012 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан закон о контроле за расходами чиновников. В первой статье прямо указывается, что целью принятия подобного закона является борьба с коррупцией. Общественная дискуссия на данную тему началась уже довольно давно и принятие данного закона выглядело вынужденной мерой, на которую государство пошло с целью удовлетворения потребности гражданского общества.

Тем не менее, в содержании и сути данного закона все обстоит несколько не так, как ожидалось. Речь идет далеко не о предоставлении всеми государственными и муниципальными служащими сведений о своих расходах за каждый предыдущий год. Согласно ст.3, чиновники «обязаны ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки».

Далее, напрашивается вопрос — если чиновник не обязан априори ежегодно декларировать свои расходы (в отличие от доходов), а обязан предоставлять данные сведения только в указанном в статье 3 случае, какие существуют механизмы подтверждения обоснованности непредоставления подобных сведений? Юридически — никаких. Если чиновник не декларирует свои расходы за прошедший календарный год, соответственно, они не превышают его совокупные доходы за прошедшие три года. Однако подобный вывод основывается лишь на том обстоятельстве, что государственный служащий свои расходы не задекларировал. Соответственно, государство обладает такой степенью доверия по отношению к собственному управленческому аппарату, что ежегодно в обязательном порядке требует от своих служащих достоверных сведений об их доходах, но оставляет право выбора, руководствуясь собственной совестью, высвечивать ли им свои расходы или целесообразнее будет о них промолчать.

Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами государственных и муниципальных служащих является достаточная информация о том, что данным лицом (супругом или несовершеннолетними детьми) в течение отчетного периода совершены сделки на общую сумму, превышающую общий доход чиновника и членов его семьи за три последних года, предшествующих отчетному периоду. В данном случае законодатель прибегает к весьма расплывчатым формулировкам, не разъясняя, что может являться «достаточной информацией», а что не может быть признано таковой и по каким критерием. Далее обозначен круг субъектов, которые в письменном виде имеют возможность данную информацию предоставить. К их числу относятся: правоохранительные органы, постоянно действующие руководящие органы политических партий и общественных организаций (при том общероссийских), Общественная палата РФ и вновь общероссийские СМИ.

Особо подчеркивается отдельной частью статьи тот факт, что информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами чиновников.

Спустя два года после подписания Закона, в декларациях, предоставляемых служащими многих министерств и ведомств, столбец, предназначенный для отчета о расходах, так и не появился. Некоторые депутаты и сенаторы считают, что в их отношении действуют иные федеральные законы, в которых информации об обязательном декларировании расходов не содержится. Несмотря на президентский указ № 613, посвященный вопросам противодействия коррупции, в котором речь идет именно о порядке публикации подобных деклараций.

Таким образом, общественность получила отнюдь не то, чего она хотела. Механизм, в случае применения которого возможно получить сведения о расходах государственных и муниципальных служащих, существует, однако существует масса препятствий, стоящих на пути его воплощения. Как показывает практика, спустя несколько лет после вступления закона в силу, результатов он не дал, гораздо более популярной и обсуждаемой стала тема декларирования доходов чиновников в связи с тем, что в данной норме гораздо меньше возможностей избежать ее применения, вернее, их вероятность вообще исключена.

Однако, по мнению многих экспертов, в том числе председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, обязательное декларирование расходов на 70% является эффективной мерой борьбы с коррупцией во властных структурах.

Литература:

  1. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6953.
  2. Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 (ред. от 15.07.2015) «Вопросы противодействия коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2013, N 28, ст. 3813.
  3. Ниненко И.С. Декларации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера публичных должностных лиц. Применение в России и в мире // Под редакцией: Е. Г. Ясин Кн. 1. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.

Форма 3-НДФЛ

В 2018 году налогоплательщики заполняют декларацию, либо если они хотят возместить переплаченные налоги из государственного бюджета (получить налоговый вычет), либо если у них имеются задолженности перед налоговой инспекцией.

А иногда документ оформляется и подается на проверку для того, чтобы физическое лицо могло отчитаться о внеплановой прибыли (например, при продаже недвижимости или получении дохода с помощью инвестиционного счета).

Следует отметить, что Федеральная налоговая служба для декларации утвердила специальную форму — 3-НДФЛ, последние правки в которую были внесены 25 октября 2017 года. Документ, подтверждающий правомерность данного бланка, — приказ ММВ-7-11/522.

Как составить

Процесс заполнения налоговой декларации может происходить по-разному, причем каждый налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать, каким из нижепредложенных вариантов ему воспользоваться:

  • Оформить на бумажном носителе. Первый способ — это внести данные от руки в форму 3-НДФЛ, которую можно скачать по приведенной выше ссылке. В этом случае налогоплательщику необходимо определиться, какие страницы бланка он должен заполнить, и вписать в них достоверные сведения без ошибок.
  • Оформить на компьютере. Налоговым законодательством утверждено специально разработанное программное обеспечение для заполнения декларации 3-НДФЛ, которое можно или скачать, или вписать в него информацию в онлайн-режиме. После того как в программу будет полностью внесена вся требуемая информация, ее нужно переслать на проверку в налоговую службу.

Если же у физического лица, которому необходимо оформить форму 3-НДФЛ, возникают какие-либо затруднения относительно данного вопроса, рекомендуем задать их налоговому инспектору, работающему в инспекции по месту его регистрации.

Классификация страниц

Бланк налоговой декларации начинается с титульной страницы, в которую должны быть внесены основные сведения о заявителе на вычет, затем идут разделы один и два, предназначенные для внесения всевозможных расчетных значений, имеющих отношение к налогооблагаемой базе, а за этими страницами уже следует лист А, посвященный информации о доходах.

Все эти листы должны быть заполнены физическим лицом в любом случае, независимо от того, для каких целей оно подает декларацию (если прибыль налогоплательщика поступает со стороны иностранных государств, то нужно оформить лист Б).

Далее следуют страницы, обозначенные следующими буквами русского алфавита:

  1. «В» — лист, необходимый для письменной отчетности о прибыли физических лиц, занимающихся особым родом деятельности, к которой относятся такие профессии, как предприниматели, руководители фермерских хозяйств, частные адвокаты и нотариусы, а также некоторые другие.

  2. «Г» — на данной странице в соответствующих пунктах отображаются доходы, с которых по закону не снимается НДФЛ. Например, это единоразовая материальная помощь, выдаваемая налогоплательщику за рождение сына либо дочери, компенсации, предоставляемые со стороны руководителей в сторону бывших сотрудников, являющихся инвалидами, подарки, доставшиеся от предпринимателей или предприятий, а также некоторые другие виды прибыли.

  3. «Д1» и «Д2» — оба листа предназначены для указания сведений, касающихся финансовых операций с имуществом. Только лист Д1 заполняется, если речь идет о покупке налогоплательщиком земельного участка, дома, квартиры или комнаты (или же вложении денежных средств в строительство перечисленных объектов недвижимости), а лист Д2, если им была осуществлена сделка по продаже имущества.

  4. «Е1» — эта страница включена в форму 3-НДФЛ для того, чтобы физические лица могли претендовать на стандартные налоговые скидки (это денежные компенсации, которые предоставляются льготным категориям граждан илиродителям в качестве помощи в обеспечении детей) либо социальные вычеты (возмещение налога за расходы, связанные с оплатой медицинских процедур и покупкой медикаментов, с выплатами за обучение, а также со взносами благотворительного, пенсионного и страхового характера).

  5. «Е2» — лист с подобным обозначением нужен для физических лиц, заявляющих на сокращение налоговой базы согласно подпунктам 1.4 и 1.5, которые входят в состав статьи 219 Налогового кодекса. То есть это всевозможные налоговые скидки, которые выдаются инвесторам, переплатившим НДФЛ.

  6. «Ж» — такую страницу обязаны заполнять те налогоплательщики, которые по закону имеют право на получение профессиональной налоговой компенсации. К данной категории физических лиц относятся не только индивидуальные предприниматели и лица, получающие прибыль в результате выполнения гражданско-правовых заданий, зафиксированных в специальных договорах, но и налогоплательщики, чей доход связан с объектами авторского права, а также частные юристы.

  7. «З» — этот лист занимает сразу несколько страниц бланка 3-НДФЛ и посвящен доходам, связанным с осуществлением различных имущественных сделок с помощью ценных бумаг, а также прибыли, которая поступает налогоплательщикам от операций с производными финансовыми инструментами (соглашение, фиксирующее права, касающиеся базового актива).

  8. «И» — данная страница необходима для проведения расчетных операций налогооблагаемой базы по прибыли, поступившей физическим лицам, которые принимают участие в инвестиционных товариществах.

Как правильно составить декларацию

Если декларация заполняется на бумажном носителе, то обязательно скрепите листы, тем самым исключив потерю одного или нескольких из них. Скрепление должно быть сделано в тех местах страниц, где нет никакой информации или изображений. Помимо этого, важен формат и цвет печати. Пользуйтесь только черным или синим цветом и ни в коем случае не печатайте одновременно несколько страниц на одном листе.

Также в процессе заполнения налоговой декларации стоит учитывать, что вся указанная информация должна иметь документальное подтверждение. То есть написанные на титульной странице паспортные сведения должны полностью соответствовать данным, отображенным в приложенной к форме 3-НДФЛ копии паспорта, сумма расходов — размеру, указанному в платежной документации, и так далее.

Кроме этого, если заявитель на вычет сомневается в своих правах на уменьшение налогооблагаемой базы, для прояснения ситуации рекомендуем ознакомиться с 218-221 статьями Налогового кодекса. Также очень важно соблюсти срок подачи на рассмотрение бланка 3-НДФЛ и не забыть о таком понятии, как срок давности вычета.

Внимание! Если в декларацию вносит информацию налогоплательщик, получающий прибыль не в России, а с помощью других государств, то переводить иностранную валюту в рубли необходимо согласно курсу, установленному Центральным Банком.

Чем отличается декларация о доходах 2018 года

Актуальный бланк декларации о доходах утвержден налоговиками в Приказе № ММВ-7-11/671 от 24.12.14 г. Документ неоднократно подвергался редактированию в связи с внесением поправок в налоговое законодательство РФ, однако продолжает применяться в 2018 году. В этом же Приказе содержатся правила формирования отчета по всем разделам. Что конкретно обновилось в 3-НДФЛ?

Прежде всего, учтены корректировки, внесенные в НК РФ Законами № 317-ФЗ от 23.11.15 г., № 327-ФЗ от 28.11.15 г., № 32-ФЗ от 15.02.16 г. В связи с этим поменялись нормы налогообложения тех граждан, которые получают прибыль в виде дивидендов от зарубежных контролируемых компаний (п. 66 стат. 217 НК). Кроме того, учтены изменения по вычетам для родителей детей-инвалидов – при повышении с 3000 руб. до 6000 руб. и 12000 руб. (подп. 4 п. 1 стат. 218); по увеличению максимального лимита в 350000 руб. вместо 280000 руб. при предоставлении сотрудникам стандартных детских вычетов (стат. 218). И наконец уточнены особенности налогообложения операций на инвестиционных индивидуальных счетах (стат. 214.9, 219.1).

Декларация о доходах физических лиц подается теми налогоплательщиками, которые указаны в стат. 227, 227.1, 228 (п. 1) НК. В первую очередь, это предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, также это лица, продавшие собственное имущество. Кроме того, подать 3-НДФЛ обязаны частнопрактикующие специалисты и работники, получившие доходы в рамках трудовых и/или гражданско-правовых взаимоотношений с предприятиями, не являющимися налоговыми агентами.

Кто сдает декларацию 3-НДФЛ:

  • Лица, зарегистрированные в общем порядке как индивидуальные предприниматели и ведущие деятельность на ОСНО.

  • ИП на спецрежимах при получении доходов, которые не относятся к вмененной или упрощенной деятельности, или при утрате основания для использования такого режима.

  • Ряд государственных служащих, включая работников МВД (Указ № 557 от 01.07.14 г., Указ № 1574 от 29.12.14 г., Приказ № 875 от 31.10.13 г.). Это же требование распространяется на членов семей госслужащих.

  • Иностранцы, ведущие деятельность в РФ на основании оформленного в соответствии с законодательными требованиями патента.

  • Частнопрактикующие лица – нотариусы, адвокаты, детективы и т.д.

  • Физлица, получившие от неналоговых агентов доходы (как от организаций, так и от других физлиц). Обязанность по подаче отчетности возникает у стороны, получившей доход, только после уведомления работодателем. То есть, сторона, выплатившая доход физлицу, обязана в письменной форме уведомить о невозможности удержания подоходного налога не только территориальное подразделение ИФНС, но и самого гражданина. Если человек никаких извещений не получал, то и подавать 3-НДФЛ он не должен.

  • Физлица, продавшие собственность, которая находилась во владении меньше 3 лет. К примеру, представить декларацию о доходах необходимо при продаже автомобиля, квартиры, дома, гаража и т.д. Но, если гражданин владел объектом больше 3 лет, представлять декларацию в налоговую инспекцию не нужно.

  • Физлица, получившие выигрыш от игры в лотерею, казино, тотализатор, прочие рисковые развлекательные мероприятия.

  • Физлица, предоставляющие личное имущество в аренду.

  • Физлица, получающие за рубежом доход. Исключение – госслужащие-резиденты РФ, работающие за границей.

  • Законные правопреемники (наследники) авторов, получающие доход от подобных произведений.

  • Физлица, получившие в дар имущество, ценные бумаги и иные объекты от граждан, не являющихся их родственниками или ИП.

  • Прочие лица в соответствии с законодательными нормами.

Обратите внимание! Не обязаны подавать декларацию трудоустроенные граждане, за них эти действия выполняет работодатель путем предоставления в ИФНС формы 2-НДФЛ о доходах и вычетах персонала.

Добровольным правом предоставлять 3-НДФЛ обладают граждане в случае заявления социального, имущественного, профессионального вычетов или при предоставлении работодателем стандартных вычетов в меньшем, чем положено по закону размере (п. 2 стат. 229 НК). Кроме того, если физлицо сменило статус нерезидента на резидента, вернуть излишне удержанный работодателем подоходный налог также поможет подача декларации. При этом сумма переплаты обычно бывает достаточно весомой, поскольку ставка меняется с 30 % на 13. А значит, для возврата разницы необходимо предоставить в налоговые органы 3-НДФЛ и подтверждающую документацию (п. 1.1 стат. 231).

Срок подачи декларации о доходах

Какой срок подачи декларации о доходах? Для ответа обратимся к положениям стат. 229. Здесь утверждено, что при подаче формы лицами, которые обязаны это сделать, общий срок представления установлен до 30 апреля календарного года, следующего за отчетным (п. 1 стат. 229). Если же деятельность физлица (ИП или частнопрактикующего гражданина) прекращается ранее завершения налогового периода, отчитаться необходимо в течение 5-ти дней с даты прекращения (п. 3 стат. 229). Для иностранцев срок продлен до 1 мес.

Соответственно, декларация о доходах за 2018 год подается до 30.04.19 г., за 2017 год – до 03.05.18 г. с учетом переноса праздников и выходных дней. Для налогоплательщиков, которые не обязаны, но желают сдать ф. 3-НДФЛ, жестких ограничений по сроку не существует. Подача декларации по адресу проживания физлица возможна в любой момент по завершении налогового периода, но не позднее, чем через 3 года (п. 7 стат. 78 НК). К примеру, в 2018 г. отчитаться нужно за 2015, 2016 и 2017 года; а в 2017 году – за 2014, 2015 и 2016 гг. Далее рассмотрим, как заполнить декларацию о доходах на основании актуальных нормативных требований.

Как правильно заполнить декларацию о доходах

Способов подачи декларации существует несколько. Можно лично посетить ИФНС или направить документацию почтовым ценным письмом с обязательным вложением описи. Или же подать данные через официального представителя с предварительным нотариальным заверением полномочий последнего. Наконец, можно воспользоваться преимуществами интернета и подать форму через ТКС.

Чтобы корректно заполнить декларацию о доходах за 2018 год или за 2017, для начала требуется скачать актуальный бланк – типовая форма (КНД 1151020) и образец заполнения представлены в конец нашей статьи. Документ, а также регламент внесения данных и формат представления отчета в электронном виде утверждены Приказом № ММВ-7-11/671@ от 24.12.14 г. Разберемся в основных правилах заполнения декларации.

Требования к составлению 3-НДФЛ:

  • Документ разрешается заполнить на компьютере или «от руки». Можно применять ПО, предусматривающее вывод на печатную форму двумерных кодов. При этом используются чернила черного или синего цвета.

  • Запрещается деформация листов формы и наличие исправлений.

  • Данные к внесению в отчет берутся из выдаваемых налоговыми агентами справок о доходах, имеющихся у налогоплательщика платежных и расчетных документов и пр.

  • Для каждого показателя отведено отдельное поле/строка.

  • Денежные значения вносятся в рублях с копейками, кроме пересчитываемых по курсу валюты сумм.

  • Значения НДФЛ подлежат округлению по правилам математики – копейки свыше 50 округляются до целого рубля, меньше – отбрасываются.

  • Доходы и расходы, подлежащие пересчету в российские рубли, исчисляются по официальному курсу на фактическую дату извлечения дохода либо осуществления расхода.

  • Все показатели вносятся слева направо.

  • При отсутствии показателя указывается прочерк.

  • При подаче в ИФНС подтверждающих документов рекомендуется дополнительно составить реестр подаваемых форм – письменно и в произвольной форме.

  • Если декларацию предоставляет официальный представитель налогоплательщика, следует приложить копию подтверждающего его полномочия документа, к примеру, нотариальной доверенности.

Образец заполнения декларации о доходах

Этот отчетный документ включает в себя множество разделов и листов. Но заполнять их все налогоплательщику не нужно, в ИФНС подаются только те страницы, в которых отражается информация по доходам, расходам и суммам налога. В частности, все физлица без исключений обязаны предоставить следующие листы:

  • Титульник формы – здесь вносятся данные о периоде подачи данных, физлице, налоговом органе, уполномоченном представителе (при его наличии).

  • Раздел 1 – здесь отображаются данные по рассчитанному к перечислению в бюджет или возврату подоходному налогу за период.

  • Раздел 2 – здесь выполняется расчет налогооблагаемой базы и самого налога по применяемой тарифной ставке.

Кроме того, декларация имеет в своем составе листы А-Г, Д1 и Д2, а также Е1 и Е2 и листы Ж-И. Все они применяются в целях начисления налогооблагаемой базы по НДФЛ – заполняются только по необходимости. К примеру, при продаже физлицом жилья (в собственности меньше 3 лет) им формируются, кроме обязательных страниц, еще и листы А и Д2. А если одновременно в этом же налоговом периоде человек приобрел новое жилье или построил дом, требуется дополнительно подать лист Д1, кроме упомянутых листов Д2 и А, а также разделов 1, 2 и титульника.

>Декларация о доходах физических лиц 2018

Что такое 3-НДФЛ

Согласно законодательным российским нормам любой полученный гражданином доход подлежит налоговому декларированию. Сделать это нужно посредством подачи в налоговые органы декларации о доходах ф. 3-НДФЛ. Если же организация извлекает прибыль, декларация о доходах в 2018 году не сдается, а заполняется отчетность по финансовым результатам деятельности юрлица.

Одновременно с 3-НДФЛ гражданин предоставляет документацию, подтверждающую фактически полученные доходы и расходы. Для этого прикладываются справки ф. 2-НДФЛ, кассовые чеки, платежные квитанции, ордера, договора и т.д. Перечень лиц, сдающих декларацию, можно условно поделить на 2 группы: тех, кто обязан это делать, и тех, кто не обязан, но вправе добровольно подать отчет для подтверждения вычетов, возврата излишне удержанного подоходного налога, применения льгот и т.д.

ИФНС 3-НДФЛ

Если гражданин официально трудоустроен и не занимается предпринимательским бизнесом, подавать 3-НДФЛ ему не нужно. Сведения о его доходах предоставляет работодатель. Но декларация потребуется в следующих ситуациях (стат. 227, 227.1, 228 НК):

  • При создании предпринимательства и возникновении соответствующих доходов от такой деятельности, осуществляемой на ОСНО.
  • Если физлицо трудится в качестве самозанятого или частнопрактикующего специалиста.
  • При получении выигрышей от участия в азартных играх, розыгрышах, лотереях и т.д.
  • При извлечении дохода от авторских вознаграждений, выплаченных наследникам законных авторов.
  • При извлечении доходов в различных эквивалентах (натуральных и/или денежных) от других лиц, не зарегистрированных в статусе ИП.
  • При получении доходов от реализации имущественных объектов, бывших в собственности более 3 лет (п. 17.1 стат. 217).
  • При получении доходов от сдачи по договорам аренды транспорта, имущества и т.д.
  • При получении физлицами, гражданами России, доходов за рубежом.
  • При получении вознаграждения от тех лиц, которые не признаются налоговыми агентами по НДФЛ.
  • Прочие случаи по законодательству РФ.

Обязательно декларирование доходов физических лиц за 2017 год путем подачи декларации в 2018 году для следующих категорий граждан:

  • ИП на ОСНО.
  • ИП на вмененке при совершении операций, не попадающих под данный спецрежим.
  • ИП на УСН при утрате законного основания для дальнейшего применения этого спецрежима.
  • Нотариусов, адвокатов, детективов, занятых в частном порядке.
  • Физлиц, получивших доходы от реализации собственного имущества, бывшего во владении менее 3 лет.

По какому сроку требуется подать декларацию о доходах физических лиц, зависит от того, необходимость это для налогоплательщика или право. Во втором случае на законодательном уровне крайняя дата подачи никак не регулируется, отчитаться за 2017 год можно в любое время, начиная с 2018 г. Но при этом нужно помнить, что существует такое понятие как исковая давность в 3 года, а значит, к примеру, в 2018 г. получится предоставить данные за 2017, 2016, 2015 гг., но не за более ранние периоды.

Если же 3-НДФЛ требуется представить в обязательном, а не добровольном порядке? Поскольку по стат. 216 НК налоговым периодом по подоходному налогу является год (календарный), сдача отчета поквартально не выполняется, а срок представления документа за год установлен до 30-го апреля года следующего (п. 1 стат. 229). Таким образом, отчитаться за 2017 год следует не позже 03.05.18 г. При этом дата сдвинута из-за переноса выходных дней и майских праздников.

Как же правильно сформировать 3-НДФЛ за 2017 год? Какой бланк требуется использовать? В настоящее время форма утверждена ФНС в Приказе № ММВ-7-11/671@ от 24.12.14 г. (в ред. от 10.10.16 г.). Но чиновники 15.12.17 г. утвердили новый бланк (Приказ ФНС № ММВ-7-11/822 от 25.10.17 г.), появление которого обусловлено внесением множества поправок в Налоговый Кодекс.

Проект уже прошел одобрение, приказ вот-вот вступит в законную силу (на это нужно 2 месяца). Следовательно, отчитываться по доходам за 2017 г. налогоплательщикам придется по новой форме. Также скорректирован порядок заполнения отчета и электронный регламент сдачи.

Какие страницы в 3-НДФЛ изменятся:

  • Титульник формы – удалена строка с данными об адресе налогоплательщика.
  • Лист Д1 – по рассчитываемым имущественным вычетам в части строительства нового жилья или покупки недвижимых объектов. Добавлена строка с данными об объекте (код).
  • Лист Е1 – по расчету социальных и стандартных вычетов по подоходному налогу.
  • Лист З – по расчету дохода, попадающего под налогообложение НДФЛ, от операций с ценными бумагами и/или ПФИ (производные фининструменты).
  • Лист И – по расчету дохода, попадающего под налогообложение НДФЛ, от участия в товариществах инвестиционного вида.
  • Иные нововведения, включая добавление листа К по расчетам доходов, возникающим от реализации недвижимых имущественных объектов.

Чтобы не пропустить обновления, предпринимателям рекомендуется изучать вопросы в видеошколе Налогопедии и других бухгалтерских интернет-ресурсов. Что касается 1С, разработчики уверяют, что все законодательные изменения будут вовремя отражены в отчетных формах программы сразу же после официального принятия соответствующего приказа ФНС.

Пример заполненного образца декларации о доходах

В связи с тем, что официально новый бланк еще не утвержден, мы не можем привести форму 3-НДФЛ, которая планируется для сдачи отчетности в 2018 г. Поэтому рассмотрим пример заполнения старого бланка в ред. Приказа № ММВ-7-11/671@ от 10.10.16 г. При внесении сведений можно руководствоваться положениями Инструкции за предыдущие периоды – период действия регламента заполнения пока не ограничен.

Образец составления декларации 3-НДФЛ по старой форме – можно скачать здесь:

(Образец заполнения) Форма 3-НДФЛ

Вывод – мы рассмотрели, какой бланк будет действовать для отчетности физлиц по доходам в 2018 году. С учетом того, что чиновники уже утвердили редакцию нового Приказа № ММВ-7-11/671@, можно с полной уверенностью сказать, что отчитываться по ф. 3-НДФЛ за 2017 г. всем налогоплательщикам придется по новой форме. Однако поскольку ФНС несколько запоздала с разработкой обновлений в декларацию, на данный момент ознакомиться полностью с обновленным отчетом не получится. Для понимания алгоритма заполнения формы мы выложили старый бланк.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *