Договор без срока окончания

Срок действия договора

Срок действия договора (ст.425 ГК) — это предельная продолжительность существования договорных обязательств во времени от момента их возникновения до момента прекращения. Срок действия договора определяется соглашением сторон, а в определенных случаях — законом. Обычно, по сроку действия договоры принято делить на:
1) долгосрочные — более 1 года;
2) годовые;
3) краткосрочные (обычно на несколько месяцев);
4) на неопределенные срок;
5) разовые — по которым осуществляется разовое исполнение.
Обычно договоры, заключенные на неопределенный срок, не принято соотносить со срочными договорами. Так, если законом установлены определенные требования к договору в зависимости от его срока, то такие требования, как правило, не распространяются на договоры, заключенные на неопределенный срок. Так согласно п. 11. Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.02.2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: «договор аренды здания, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, так как согласно п.2 ст.651 ГК государственной регистрации подлежит договор аренды здания, заключенный только на срок не менее одного года».
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Стороны могут своим соглашением установить, что условия заключенного договора применяются и к их отношениям, возникшим до заключения этого договора. Обычно такое соглашение включается в договор в
качестве его условия.
Гарантией соблюдения договорных обязательств является то, что истечение срока договора не влечет прекращение обязательств, если только законом или самим договором не установлено, что истечение срока договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до исполнения сторонами всех предусмотренных в нем условий.
Еще более сильной гарантией является императивная но своему характеру норма, содержащаяся в п.4 ст.425 ГК: окончание срока договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Т.е., даже если условия договора и допускают прекращение неисполненных обязательств с истечением срока, то прекращение таких обязательств не освобождает от ответственности за их неисполнение.
Можно выделить два специфических с точки зрения заключения договора:
1) публичный договор;
2) договор присоединения;
Публичным договором (п.1 ст.426 ГК) признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Смысл публичного договора заключается в ограничении свободы договора для стороны, которая продает товары, оказывает услуги или выполняет работы, поскольку она является профессионалом — предпринимателем, поскольку на другой стороне, как правило, находится, непрофессионал — потребитель, который.

По этой причине коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение кому-либо при заключении публичного договора, кроме случаев, прямо предусмотренных законом и иными правовыми актами. Фактически, предприниматель ограничен в свободе заключать договор потому, что он предлагает публичную оферту (т.е. по сути, ограничение свободы договора отсутствует, поскольку определяющим является именно характер деятельности, предполагающей публичное предложение).
Сказанное распространяется на ограничение договора, связанное с его содержанием, поскольку цена и иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Так, существуют льготы для пенсионеров, школьников, сгудентов, касающиеся проезда на транспорте. Важно помнить,
что, во-первых, такие льготы могут предоставляться только на основании законов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и, во-вторых, предприниматель может, но не обязан предоставлять такие льготы.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Если такая возможность у коммерческой организации имеется, но она все же уклоняется от заключения договора, то применяются положения п.4 ст.445 ГК: лицо, которому было отказано в заключение публичного договора, может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, при этом коммерческая организация должна возместить другой стороне причиненные этим убытки, вызванные необоснованным уклонением от заключения договора.
Пункт 55 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1.07.96 г. № 6/8, дает некоторые разъяснения, касающиеся публичного договора. Так, при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги, лежит на коммерческой организации. Т.е. отказ от заключения публичного договора коммерческой организацией возможен, но при этом она должна доказать не имела возможности его исполнить.
Кроме того, в указанном постановлении учтены положения ст.446 ГК, согласно которым разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда, причем независимо от согласия на это коммерческой организации. При этом, безусловно, наличие разногласий не повлияет на условия, установленные императивными нормами закона и иных правовых актов.
Поскольку публичные договоры в значительном объеме заключаются и исполняются одновременно (без отсрочки), то и совершаются, в основном, устно. Поэтому в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Такие правила и определяют условия публичного договора. Издание таких правил продиктовано и необходимостью защиты так называемой слабой стороны в договоре — непрофессионала, который не только основывает свой выбор на информации продавца (исполнителя), но и заключает договор на предлагаемых предпринимателем условиях, который и подходит к их формированию профессионально, с учетом своего опыта. Т.е. такие правила устраняют перекос условий в пользу одной из сторон, тем самым, способствуя стабильности оборота, защищая того, на ком собственно и держится этот оборот — потребителя товаров, работ и услуг. Поэтому такие правила и распространены в сфере потребительского рынка. Издание правил санкционировано Законом РФ «О защите прав потребителей», стать-

ями 26 и 38 которого предусмотрено утверждение Правительством РФ правил отдельных видов договоров купли — продажи, а также правил продажи отдельных видов товаров, правил бытового и иных видов обслуживания потребителей. Речь идет о многочисленных правилах торговли и продажи (комиссионная торговля, продажа алкогольной и иной продукции, торговли и продовольственными и не продовольственными товарами), правилах вьтолнения работ и оказания услуг (перевозка, медицинские, образовательные услуги, услуги технического обслуживания и ремонта автотранспорта, услуг связи, бытовой подряд и т.п.)
Условия договора, не соответствующие требованиям установленным ст.426 ГК и обязательным для сторон правилам, утвержденным Правительством РФ в соответствии с федеральными законами, являются ничтожными.
Статья 428 ГК определяет договором присоединения как договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Это означает, что сторона может заключить такой договор только, если согласится на все предложенные условия, а вовсе не то, что новая сторона может присоединиться к уже существующему договору с участием других лиц (как это встречается в международной практике, где договора открыты для подписания новыми государствами, т.е. принятия ими международных правил поведения) — речь идет об особенностях заключения и специфике подобного рода договора. Его особенности, определяются порядком заключения:
• во-первых, условия договора определяет только одна сторона, и,следовательно, она предлагает заключить договор на этих условиях, другая- в выработке условий не участвует;
• во-вторых, другая сторона может либо полностью согласится, иподписать предложенную ей стандартную форму, либо не заключать договор вообще — не допускается каких-либо дополнений или обсуждения любого из предложенных условий.
И поскольку вторая сторона в таком договоре защищена в меньшей степени и возможно ущемление ее интересов, смысл регулирования сводится к тому, что присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но:
• лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорамтакого вида;
• исключает или ограничивает ответственность другой стороны занарушение обязательств;
• содержит другие явно обременительные для присоединившейсястороны условия, которые она, руководствуясь своими разумно понимаемыми интересами, не приняла бы при наличии у нее возможности участво-
вать в определении условий договора.
При этом для предъявления подобного иска достаточно любого из приведенного выше основания. Т.е. сторона, которой заключение договора присоединением в целом выгодно, может в последствии требовать изменить его условия.
Эти основания изменения или расторжения договора применяются, только если заключение договора присоединившейся стороной не связано с осуществлением ею предпринимательской деятельности. Для стороны, присоединившейся к договору в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (сфера гражданского оборота, в которой действуют два профессионала), требование об изменении или расторжении договора по вышеназванным основаниям не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Договоры присоединения распространены в банковских, биржевых операциях, бытовом подряде и других видах деятельности, где существует организованный рынок, однородная деятельность. Конструкция договора присоединения воссоздается и в примерных условиях договора (ст.427 ГК), когда стороны принимают и руководствуются такого рода выработанными и опубликованными условиями для договоров определенного вида.
Договоры присоединения могут часто существовать как публичные договоры. Купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, страхование по страховому полису. Не обязательно, что каждый публичный договор является договором присоединения, поскольку для публичного договора характерно, не совершенно идентичные условия, а единые критерии, по которым формируются условия — можно купить один батон хлеба, а можно — два, соответственно и условие о цене будет другим, в то время как условия договора, например, банковского вклада не зависят от первоначального взноса (речь идет о конкретном договоре присоединения, а не о выборе вида вклада).

Срок действия соглашений

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.
Соглашение действует в отношении:
— всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
— работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
— органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. 3 и 4 ст. 34 ТК РФ.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Исполнение служебных обязанностей после окончания контракта

Военнослужащие, как и гражданские работники, могут привлекаться к сверхурочной службе. Однако, сверхурочная служба должна носить эпизодический характер, а не регулярный. Однако в каждом воинском подразделении в обязательном порядке должен вестись соответствующий Журнал учета служебного времени, которое сверх установленного военнослужащий потратил на несение службы.
В соответствии с Приложением N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы
ПОРЯДОК УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУТОК ОТДЫХА
1. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется — сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
3. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
4. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган).
5. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках — 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
То есть вы обязаны, пока не уволены, нести службу. За часы переработки вы получите дополнительные дни отдыха.

Служба после окончания контракта

Дмитрий

Ваш дополнительный вопрос получен и рассмотрен.
Контракт заключен на три года. Но у Вас, как у военнослужащего могут быть определенные обязанности по порядку увольнения со службы в связи с истечением срока действия указанного контракта.
Например: на кануне увольнения Вам выдали обходной лист, Вы должны были сдать материальные средства, вооружение, документацию, пр. В противном случае Вас могут уволить по инициативе командования за неисполнение Вами условий контракта.
В первоначальном варианте своего вопроса Вы сообщили, что 20 ноября 2017 года у Вас закончился контракт. Соответственно, в этот день Вас должны были полностью рассчитать по денежному довольствию, а командование обязано было ознакомить Вас с оригиналом приказа об увольнении, а также вручить Вам копию или выписку лично.
Но, в случае, если Вы уверены, что приказ о Вашем увольнении в связи с истечением срока действия контракта издан, то Вас не держит никакая выписка и никакой обходной лист.
Согласно требований статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 — военнослужащий, который уволен с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона.

По моему подойдет как раз для Вашего случая:
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 11 июня 2009 г. N А72-7337/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-15», г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 по делу N А72-7337/2008,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-15», г. Ульяновск, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению — детский сад комбинированного вида N 45 «Журавлик», г. Димитровград, с участием третьих лиц: Управления по размещению муниципального заказа администрации города Димитровград, общества с ограниченной ответственностью «Мелекесссельхозстрой», с. Верхний Мелекесс, об изменении существенных условий договора,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-15» (далее — ООО «СМУ-15») обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида N 45 «Журавлик» города Димитровград Ульяновской области (далее — МДОУ N 45 «Журавлик») об изменении условий муниципального контракта от 19.05.2008 N 327.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление по размещению муниципального заказа Администрации города Димитровграда Ульяновской области и общество с ограниченной ответственностью «Мелекессельхозстрой» (далее — ООО «Мелекессельхозстрой»).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.12.2008 по делу N А72-7337/2008 в иске отказано. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по результатам рассмотрения дела судебные акты и принять новое решение об удовлетворении иска. Считают, что судом первой инстанции не рассмотрено заявление истца о фальсификации доказательств, апелляционный суд не дал оценки доводам истца о нарушении судом первой инстанции требований статьей 170, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для изменения условий муниципального контракта считает противоречащим пункту 1 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 АПК РФ, представителя не направил. Представитель ответчика поддержал принятые по делу судебные акты, заявил, что на момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт от 19.05.2008 N 327 расторгнут судом.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 АПК РФ, представителей в судебное заседание не направили.
От истца поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2009 по делу N А32-1082/2009. Рассмотрев данное ходатайство, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, так как в силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность судебного акта по имеющимся в деле доказательствам, и не наделен правом оценки доказательств, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Кроме этого, рассмотренный Арбитражным судом Краснодарского края спор не касается прав и обязанностей лиц, участвующих в рассмотрении дела N А72-7337/2008, и выводы суда об установленных им обстоятельствах не имеют преюдициального характера для рассмотрения настоящего дела в силу статьи 69 АПК РФ. Решения арбитражных судов не отнесены законодателем к нормативным правовым актам, применяемым при рассмотрении дела (статья 13 АПК РФ).
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец признан победителем состоявшегося 29.04.2008 аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции здания МДОУ N 45 «Журавлик» со строительством пристроя. По результатам аукциона стороны заключили муниципальный контракт от 19.05.2008 N 327. Пунктом 3.1 контракта определен срок начала выполнения подрядных работ в один день со дня подписания контракта, срок окончания работ — 15.10.2008.
В основание иска об изменении условий договора истец положил обстоятельства, связанные с существенным, по его мнению, нарушением ответчиком условий договора, выразившихся в отсутствии в переданной ему проектно-сметной документации конфигурации теневых навесов, облицовки фасада здания профнастилом, отсутствии электрических розеток, отсутствии планировки малых архитектурных форм, неисполнением требований о передаче документации на выполнение данных работ, а также учинением ответчиком препятствий в производстве работ путем прекращения допуска работников истца на объект. Поскольку, по мнению истца, данные нарушения условий договора ответчиком привели к срыву сроков окончания строительства, он просит, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ изменить условия пункта 3.1 контракта, изложив его следующим образом: «Срок окончания работ в течение 22 рабочих дней после передачи всей измененной и согласованной проектной документации и допуска подрядчика на объект».
Суд первой инстанции установил, что истец приступил к исполнению предусмотренных контрактом работ и, по состоянию на 26.08.2008, выполнил работы стоимостью 3308960 руб. 70 коп. В установленный договором срок (15.10.2008) работы не были завершены.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Данной нормой закона установлен запрет на изменение при заключении и исполнении контракта его условий, перечисленных законодателем, в одностороннем порядке и по соглашению сторон. В том числе это касается изменения условий, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе (часть 3 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Как установлено апелляционным судом, согласованный в контракте от 19.05.2008 срок выполнения работ соответствует сроку, указанному в аукционной документации. Данное обстоятельство основано на имеющихся в деле доказательствах (л.д. 119-133 т. 2).
Следовательно, в силу пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ стороны не вправе в одностороннем порядке либо своим соглашением изменить согласованный контрактом срок исполнения работ.
Однако, отсутствие у сторон договора права изменять муниципальный контракт в одностороннем порядке либо по соглашению не лишает сторону по договору защищать свои нарушенные права предусмотренными гражданским законодательством способами (статья 12 ГК РФ), в случае нарушения их стороной в договоре, в том числе и путем требования в судебном порядке изменения договора при существенном нарушении его условий другой стороной, как это предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ.
Такое право возникает, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, только при существенном нарушении условий договора контрагентом.
Суды первой и апелляционной инстанций не дали оценки доводам истца о наличии существенных нарушений условий контракта со стороны ответчика, выразившихся в неполном предоставлении проектно-сметной документации и учинением препятствий в производстве работ. Факт нарушения либо факт отсутствия нарушений ответчиком условий договора, и существенности таких условий, судами не установлен.
Однако это не привело к принятию неправильного судебного акта.
К существенным нарушениям договора, согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, относятся такие нарушения, которые влекут для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что могла рассчитывать при заключении договора. Следовательно, и изменения судом в заключенный договор могут быть внесены только в том случае, если сохранение договора в существующем виде, с учетом нарушения его условий ответчиком, неизбежно повлечет для истца значительный ущерб, а изменение договора позволит избежать наступления таких последствий.
Истец просит изменить согласованный сторонами срок окончания подрядных работ, мотивируя это невозможностью исполнения договора в согласованный срок в результате действий заказчика, не передавшего ему в полном объеме необходимую для производства работ проектно-сметную документацию и препятствующему в допуске работников на строительную площадку.
Истец не указал, какой именно ущерб причинен ему в результате данных действий ответчика, значительность такого ущерба, и не мотивировал возможность предотвращения либо минимизации такого ущерба предлагаемыми им изменениями в договоре, а следовательно — не доказал обстоятельства, положенные им в основание иска.
К предусмотренным законом и договором нарушениям срока окончания подрядных работ относятся возмещение убытков, причиненных заказчику нарушением срока окончания работ (статья 708, 405 ГК РФ), включая уплату договорной неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 5.4 контракта, возможность отказа заказчика от исполнения договора (статья 715 ГК РФ). Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда (просрочка кредитора), как правильно указал апелляционный суд, в соответствии со статьей 719 ГК РФ влечет возникновение права подрядчика приостановить начатую работу. В силу статей 405, 406 ГК РФ должник не считается просрочившим при наличии просрочки кредитора, а напротив, вправе требовать возмещения убытков, вызванных просрочкой кредитора. Следовательно, просрочка ответчика, о которой истец заявил в обоснование иска, в силу закона не может повлечь предусмотренной статьями 708, 405 ГК РФ и договором ответственности истца. Согласованный контрактом срок исполнения работ соответственно сдвигается на время просрочки кредитора, что не требует внесения изменений в условия договора, и не влечет возможности отказа заказчика от исполнения по мотивам, указанным в статье 715 ГК РФ.
Таким образом, заявленные истцом требования не могут быть удовлетворены вне зависимости от того, имел ли место факт нарушения ответчиком условий договора. Отсутствие такого факта влечет обязанность истца завершить выполнение подрядных работ в установленные договором сроки, наличие такого обстоятельства влечет правомерность приостановления подрядчиком исполнения работ и соответственно — перенос конечного срока исполнения работ на время просрочки ответчика, что исключает возможность причинения подрядчику существенного ущерба в смысле подпункта 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, а следовательно — и изменения договора по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 того же пункта ст. 450 ГК РФ.
С учетом изложенного доводы истца о неправомерном отказе в удовлетворении его заявления о фальсификации представленных ответчиком доказательств не имеют значения для рассмотрения спора в силу части 3 статьи 288 АПК РФ.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судебная коллегия не находит.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на истца, которому была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 по делу N А72-7337/2008 оставить в силе, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-15», г. Ульяновск, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист в соответствии с постановлением суда кассационной инстанции.

Был заключен контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В апреле 2017 года контрагент не приступил к исполнению контракта. Указанный в контракте срок его действия на сегодняшний день истек.
Можно ли в такой ситуации увеличить срок действия контракта, заключив дополнительное соглашение? Могут ли обязательства контрагента по контракту быть исполнены за пределами срока действия контракта?

1 июня 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключить дополнительное соглашение о продлении срока действия контракта стороны не вправе. Само по себе истечение указанного в контракте срока действия контракта не препятствует исполнению предусмотренных контрактом обязательств и принятию такого исполнения заказчиком.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Следовательно, условие о сроке исполнения обязательств контрагента может быть изменено только в установленных законом случаях. Возможность изменения сроков исполнения контракта Закон N 44-ФЗ предусматривает лишь при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится. Поэтому в приведенной ситуации предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств контрагентом изменен быть не может.
Срок исполнения обязательств по контракту не тождественен сроку действия контракта. Указывать в контракте срок его действия положения Закона N 44-ФЗ не требуют. Однако, учитывая упомянутый выше запрет, установленный ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а также то, что этот закон не предусматривает возможности изменения условия о сроке действия контракта, заключить соглашение об изменении такого срока стороны также не вправе.
Однако вышеизложенное не означает, что контракт не может быть исполнен по истечении указанного в нем срока действия. Сам по себе факт истечения предусмотренного контрактом срока его действия не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает оказание услуг и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. В связи с этим заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами указанного в контракте срока действия (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175).
В заключение напомним, что в случае нарушения контрагентом предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) заказчик формально в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ обязан направить подрядчику требование об уплате пени.
Также рекомендуем Вам ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Штрафные санкции по контракту по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Оплата работ после истечения срока действия контракта

ВажноУменьшение цены контракта с сохранением объема оказываемых услуг возможно только по соглашению сторон, иное ее изменение в ходе исполнения контракта допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом № 94-ФЗ (включая упомянутые выше), когда изменяется объем указанных услуг. Рассматриваемая ситуация ни к одному из таких случаев не относится.Таким образом, исполнитель, надлежаще выполнивший все обязательства по контракту, вправе рассчитывать на получение всей оговоренной суммы.Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает обязательность уплаты полной цены контракта, если услуги оказаны в меньшем, чем предусмотрено контрактом, объеме. По смыслу норм гражданского законодательства, в частности положений п.
1 ст. 423, п. 1 ст. 779, ст. 781 ГК РФ, применение которых возможно в силу указаний ч. 1 ст.
Вопрос: Надо ли в 2016 году заключать допсоглашение или расторгать контракт на оказание услуг связи со сроком действия до 31.12.2015 г. при условии, что не выбрана вся сумма контакта? Ответ: Нет, заключать дополнительное соглашение о расторжении контракта или об изменении суммы контракта не надо. При закупке оказании услуг местной связи Вы установили начальную (максимальную) цену контракта исходя из лимита денежных средств отпущенных на эти цели. В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) т.к.

Если срок действия контракта истек а договор исполнен не полностью

Расторгать договор, если он уже прекратил действие, бессмысленно — смотрите, например, постановление Третьего ААС от 26.11.2012 N 03АП-4355/12, постановление Девятого ААС от 09.11.2012 N 09АП-31697/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 по делу N А33-910/2010, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2009 по делу N А28-13776/2008-392/17, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2010 N А63-18488/2009 (определением ВАС РФ от 01.10.2010 N ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-6114/08-С5, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу N А75-6516/2009 (определением ВАС РФ от 12.07.2010 N ВАС-8771/10 в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано). К сожалению, п. 3 ст.
Отсюда следует, что договор подряда считается прекращенным по истечении предусмотренного в нем конечного срока выполнения работы (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 13.02.2002 № 7223/98, ФАС Уральского округа от 23.12.2010 № Ф09-10272/10-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2001 № А19-12505/00-35-Ф02-814/01-С2, ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 по делу № А56-32219/2008 и от 28.08.2008 № А56-9516/2005 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.04.2009 № 15523/08; в передаче последнего дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано)).К этой точке зрения примыкает позиция, высказанная в п. 2 письма ВАС РФ от 10.08.1994 № С1-7/ОП-555, изданного еще до вступления в силу части первой ГК РФ.

ИнфоПри этом ФАС Центрального округа в постановлении от 02.08.2012 N Ф10-2675/12 дополнительно отметил, что нормы Закона N 94-ФЗ также не предусматривают право государственного заказчика требовать от поставщика исполнения обязательств по государственному контракту в натуре после истечения срока действия договора. По нашему мнению вторая позиция представляется более обоснованной нормами закона. Однако, как видим, во-первых, практика по данному вопросу не единообразна.
Во-вторых, заметим, что в любом случае решение вопроса зависит от содержания договора — сочтет ли суд, что они требуют от поставщика исполнения обязанностей по поставке после окончания срока действия договора, или нет. Соответственно, решение по конкретному делу будет зависеть от позиции арбитражного суда и его оценки содержания конкретного контракта.
ВниманиеЗакона № 94-ФЗ, обязательственные правоотношения между заказчиком и исполнителем основываются на принципах возмездности, эквивалентности (установленной договором) суммы оплаты объему оказанных услуг. Поэтому, учитывая, что цена по контракту определяется за весь объем услуг, уплата полной цены за услуги, оказанные не в полном объеме, должна рассматриваться как неосновательное обогащение исполнителя (ст. 1102 ГК РФ).Соответственно, если услуги оказаны в меньшем объеме, чем определен контрактом, оплата должна быть произведена в размере, пропорциональном объему фактически оказанных услуг. Однако одновременно следует учитывать, что в соответствии с положениями п.
2 ст.
В нем говорится: если работа окончательно не выполнена подрядчиком в установленный договором срок, а заказчик не утратил интерес к ее выполнению данным подрядчиком, договор действует до окончательного выполнения всей работы. Если же интерес заказчика утрачен и он после истечения срока выполнения работы предъявляет подрядчику требование о возмещении понесенных им убытков, вызванных этим нарушением, то договор подряда следует считать прекращенным. Данная позиция принимается некоторыми арбитражными судами и в настоящее время (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2011 № А60-40968/2010).
На наш взгляд, эта позиция не противоречит п. 3 ст. 425 ГК РФ при ее толковании со второй точки зрения.
Также и ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Такое же мнение высказано и в письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 N Д28и-1331 «Об определении начальной (максимальной) цены контракта, если объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно и оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта».
Закона № 94-ФЗ.Таким образом, к контракту применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено самим Законом № 94-ФЗ.В связи с этим следует учитывать, что возможность расторжения договора, то есть прекращения обязательств, вытекающих из него (п. 2 ст. 453 ГК РФ), установлена только в отношении фактически действующего договора. Расторгать договор, если он уже прекратил действие, бессмысленно (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу № А75-6516/2009 (определением ВАС РФ от 12.07.2010 № ВАС-8771/10 в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано)).Поскольку Законом № 94-ФЗ никаких особых условий относительно срока действия контракта и вытекающих из него обязательств не установлено, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.Согласно п. 1 ст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *