Что проверяют пожарники при проверке

На что обращает внимание пожарный инспектор

Пожарный инспектор, как специалист техники безопасности, имеет свои особенности работы, которые характеризируют его деятельность. Подобные факторы сосредоточенны в сфере рассмотрения определенных пунктов, которые свойственны соблюдению правил безопасности, в частности предотвращения опасности возникновения пожара.

Итак, на что обращает внимание пожарный инспектор при проверке:

• Проверка планов эвакуации. Каждое общественное учреждение обязано иметь соответствующие подробные планы эвакуации на случай возникновения пожароопасных ситуаций, которые помогут сотрудникам беспрепятственно выйти из здания. В случае отсутсвия планов эвакуации администрация организации может быть подвержена штрафным санкциям.

• Проверка имеющейся пожарной сигнализации. Именно она должна сообщать всем находящимся в здании людям о соответствующей пожарной опасности и вынудить их покинуть помещения до возникновения несчастных случаев. Отсутствие данной системы безопасности также карается штрафными санкциями.

• Наличие специальной инструкции по пожарной безопасности, которую должны внимательно прочесть и подписать все сотрудники предприятия. В ней должно быть освещено все нюансы обращения с электрическими предметами, приборами и другими автоматизированными средствами, которые могут вызывать замыкания в электросети и привести к возникновению пожара.

• Проверка имеющихся средств для первичного тушения пожара, в которые входят песок, лопаты, топор, огнетушители с указанным сроком годности. Стоит отметить, что подобный комплект должен быть практически на всех этажах здания и гарантирует отсутствие несчастных случаев, если его вовремя использовать.

• Наличие внутренних пожарных кранов и их комплектацию пожарными рукавами. Они должны не иметь никаких выраженных признаков дефектов или деформаций, которые впоследствии смогут привести к возникновению несчастных случаев. Стоит отметить, что изгибы и другие негативные элементы состояния пожарного рукава способны оборвать его под высоким давлением воды.

• Проверка специальной пропитки всех имеющихся оконных проемов, дверей и стеллажей. Их деревянная основа не должна гореть, тем самым помогая предотвратить возникновения пожароопасных ситуаций. Кроме этого, они не должны под воздействием высоких температур выделять опасные токсины или неприятный запах, который сможет пагубно воздействовать на человеческий организм.

• Наличие непредвиденных препятствий на эвакуационном пути. К ним можно отнести разнообразные решетки, складируемые стройматериалы, мусор, который не пресекает доступ к аварийному выходу. В случае возникновения реальной опасности все они смогут препятствовать нормальному прохождению сотрудников общественной организации к безопасному выходу, который также должен быть оснащен специальной светящейся вывеской.

• Просмотр планировки здания и отсутствие каких-либо вмешательств в нее со стороны администрации. В случае их наличия и несогласованности с надлежащими инстанциями предполагается наложение штрафных санкций.

• Наличие таких аксессуаров системы пожарной безопасности, как электрические фонари или аварийного освещения. С их помощью сотрудники или посетители общественного здания смогут беспрепятственно найти необходимый пожарный выход и проследовать к нему. Стоит отметить, что освещение зачастую не предусмотрено в зданиях без дополнительного государственного финансирования.

• Проверка наличия специально оборудованных помещений для курения и наличие там урн и пепельниц. Согласно законодательству, подобные места для отдыха сотрудников должны быть у каждого общественного учреждения.

• В случае специально установленных противопожарных дверей, обязательно проверить всю документацию, подтверждающую их качество и надежность. В случае невыполнения ими своих непосредственных функций и возникновения несчастного случая ответственность будет нести администрация и пожарный инспектор, который проводил соответствующую проверку.

• Проверка имеющихся табличек с необходимой фамилией того, кто ответственный за пожарную безопасность. Именно этот человек обязан проводить контроль за соблюдением всех основных правил техники безопасности и проверку после окончания рабочего дня отключение электрических приборов.

• Использование разнообразных каминов, чайников и других предметов в не отведенных для этого местах. Стоит отметить, что подобные аксессуары категорически запрещены в общественных зданиях, которые характеризируются наличием большого количества макулатуры, таких как библиотеки или специализированные архивы.

• Проверка проводки, а именно наличие скруток, дефектов или деформаций, которые способны стать непосредственным источником короткого замыкания, а тем самым, и возгорания. Все признаки постороннего вмешательства в работоспособность электрических сетей, без ведома пожарной инспекции, должны тщательно документироваться и являются основой для штрафных санкций.

Эти пункты являются основными этапами деятельности пожарного инспектора, от исполнения которых непосредственно зависит пожарная безопасность проверяемого объекта.

Необходимая документация при проверке

• Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации.

• Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей.

• Приказ о назначении ответственного лица за первичные средства пожаротушения.

• Приказ о назначении ответственного лица за проведение пожароопасных работ.

• Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.

• Приказ о определении и оборудовании мест для курения.

• Приказ о порядке обесточивания электрооборудования.

• Приказ о порядке осмотра и закрытия помещений.

• Приказ о порядке уборки горючих отходов и пыли.

• Журнал учета проверок контролирующими органами.

• Журнал проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

• Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.

• Эксплуатационный паспорт огнетушителя.

• Журнал ТО огнетушителей.

• Журнал учета первичных средств пожаротушения.

• Журнал учета пожарных кранов.

• Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов.

• Инструкция для ответственного за пожарную безопасность помещения.

• Инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии.

• Инструкция по техническому обслуживанию огнетушителей.

• Инструкция по эксплуатации пожарного водопровода.

• Памятка сроки проверки и перезарядки огнетушителей.

• Нормы пожарной безопасности обучение мерам пожарной безопасности работников.

• Нормы оснащения помещений переносными огнетушителями.

• Акт проверки огнезащитной пропитки.

• Заявка на перезарядку огнетушителей.

• Порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара.

• Порядок закрытия производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

• План противопожарных мероприятий на год.

• Журнал отработки плана эвакуации.

Полный комплект необходимых документов (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте. Потратив совсем немного времени, Вы получите готовые документы по пожарной безопасности.

Пожарный контроль

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок осуществления государственного пожарного надзора в РФ, является Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре», которым утверждено Положение о государственном пожарном надзоре (далее — Положение).

Положение определяет, что должностные лица органов государственного пожарного надзора, в целях обеспечения пожарной безопасности в РФ, контролируют соблюдение требований пожарной безопасности. Причем делают они это строго в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п. 8 Положения проверить у вас пожарную безопасность вправе только:

  • главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;
  • заместители главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору;
  • государственные инспекторы РФ по пожарному надзору;
  • главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;
  • государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору;
  • главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители;
  • государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору;
  • главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;
  • государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору.

Как правило, предпринимателям приходится иметь дело с сотрудниками низшего звена государственной противопожарной службы — главными государственными инспекторами городов (районов) по пожарному надзору, их заместителями, а также с рядовыми государственными инспекторами городов (районов) по пожарному надзору.

Это как раз тот случай, когда «незнание закона не освобождает от ответственности». Суд не принимает во внимание, что предприниматель «не знал» правила пожарной безопасности или ему «никто не подсказал», что нужно делать.

Фрагмент документа. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г.)

Вопрос 14. Кто (арендодатель или арендатор) является субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при условии, что вопрос о том, на ком лежит обязанность обеспечения правил пожарной безопасности, сторонами в договоре аренды не урегулирован?

(…) Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. (…)

Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.

Общий перечень документов, которые необходимо знать и соблюдать каждому предпринимателю, включает следующие основные нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности);
  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (далее — Правила);
  • Приказ МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)»;
  • Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)»;
  • Приказ МЧС России от 16 марта 2007 г. N 141 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности»;
  • строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные Постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. N 18-7.

Предпринимателю достаточно изучить данные документы, чтобы не допустить грубых нарушений правил пожарной безопасности, которые повлекут административную или даже уголовную ответственность. Естественно, что существует еще целый ряд ГОСТов, СНиПов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере пожарной безопасности. Но они направлены уже на конкретные виды деятельности (работа с электроприборами, строительство, работа с детьми и т.д.).

Какими же документами руководствуются сами контролеры? Список документов следующий:

  • Приказ МЧС России от 1 октября 2007 г. N 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» (далее — Административный регламент) <1>;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Закон N 134-ФЗ).

<1> Данный Административный регламент введен в действие с 1 января 2008 г.

В целях самозащиты от возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц органов противопожарной службы каждому предпринимателю следует ознакомиться с этими актами.

Порядок проведения мероприятий по надзору

Согласно п. 19 Административного регламента мероприятия по пожарному контролю могут быть плановыми и внеплановыми. При этом в силу ст. 3 Закона N 134-ФЗ при проведении любой проверки действует презумпция добросовестности предпринимателя в исполнении указанных правил. Значит, государственный инспектор противопожарной службы может вменить в вину предпринимателю только те нарушения, которые были выявлены, зафиксированы и доказаны в установленном порядке.

Плановые проверки в отношении предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в два года. При этом плановое мероприятие будет проведено лишь спустя три года с момента регистрации гражданина в качестве предпринимателя.

Пожарные инспекторы вправе проводить внеплановые проверки при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • истечение срока исполнения законного предписания органов государственного пожарного надзора по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности или по снятию с производства продукции, которая не соответствует требованиям законодательства;
  • получение от организаций, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, фирм и индивидуальных предпринимателей;
  • обращение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) предпринимателя. Например, жалобщики могут указать, что данный предприниматель не выполняет требования пожарной безопасности. При этом пожарные инспекторы, в отличие от трудовых, не рассматривают анонимные обращения. Жалобы «без подписи» не могут стать обоснованной причиной внеплановой проверки;
  • письменное обращение предпринимателя о проведении в отношении его мероприятия по надзору.

Процедура проведения проверки такова:

  1. Мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся на основании распоряжения начальника органа государственного пожарного надзора (далее — ГПН).

В данном распоряжении указываются (см. пример 1):

  • номер и дата распоряжения;
  • наименование органа ГПН;
  • Ф.И.О. и должность лица (лиц) органа ГПН, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору;
  • Ф.И.О. проверяемого предпринимателя;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • правовые основания проведения мероприятия по надзору, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания ревизии.

Пожарный инспектор одновременно со служебным удостоверением предъявляет проверяемому предпринимателю данное распоряжение или его копию, заверенную печатью.

  1. Плановое мероприятие по пожарному надзору предусматривает, что пожарный инспектор может проверять соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
  • выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;
  • состояние эвакуационных путей и выходов;
  • наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
  • наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;
  • готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;
  • создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
  • наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников мерам пожарной безопасности;
  • наличие лицензии у предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;
  • наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
  1. Продолжительность мероприятия по надзору не должна превышать один месяц.

Если же пожарный инспектор представит руководителю органа ГПН (его заместителю) мотивированное предложение о необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий, то срок проверки может быть продлен. Но максимальный период продления составляет один месяц.

  1. Пожарная проверка начинается в момент предъявления должностным лицом органа ГПН предпринимателю либо его представителям распоряжения о проведении проверки (заверенной печатью копии) и служебного удостоверения. Проверка должна быть начата в срок, указанный в распоряжении.

Обратите внимание, что проводить проверку вправе только те должностные лица, которые указаны в распоряжении (заверенной печатью копии).

  1. При проведении мероприятий по надзору должностное лицо органа ГПН не вправе:
  • проверять выполнение предпринимателем обязательных требований, не относящихся к пожарному надзору.

Пример 1. Инспектор органа ГПН проверял деятельность кафе, принадлежащего индивидуальному предпринимателю. Контролер заметил отдельные нарушения санитарного законодательства (несоблюдение правил стерилизации посуды, грязь на столе у повара и т.д.). Однако инспектор не может призвать предпринимателя к тому, чтобы тот устранил данные нарушения. Поэтому ревизор был вынужден проинформировать об этом государственный орган, уполномоченный контролировать соблюдение санитарного законодательства и защиты прав потребителей;

  • проводить плановые проверки в отсутствие предпринимателя либо его представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не связаны с объектом проверки, а также изымать у предпринимателя оригиналы любых проверяемых документов;
  • требовать у предпринимателя образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию о предпринимателе, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проверки (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ);
  • превышать сроки проведения проверки.

  1. При проведении проверки должностное лицо органа ГПН вправе:
  • проводить визуальный осмотр объектов предпринимателя с целью оценки соответствия данных объектов требованиям пожарной безопасности.

Визуальный осмотр объектов осуществляется в присутствии предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица. В ходе осмотра фиксируются общая характеристика пожарной опасности объекта и факты нарушений требований пожарной безопасности. Результаты осмотра отражаются в акте проверки;

  • анализировать полученные в ходе проверки от предпринимателя документы;
  • проводить исследования, экспертизы, набирать образцы (пробы), необходимые для заключения о соответствии объектов предпринимателя требованиям пожарной безопасности;
  • проверять у предпринимателя и его представителей уровень знаний требований пожарной безопасности.
  1. Пожарный инспектор может обнаружить в ходе проверки, что производимые (реализуемые) предпринимателем товары и (или) оказываемые им услуги не отвечают требованиям пожарной безопасности. А также причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу граждан и юридических лиц (потребителей). Тогда контролер выдает предпринимателю предписание о снятии с производства, прекращении выпуска и приостановлении реализации товаров (работ, услуг).

Основание для выдачи такого предписания должно быть зафиксировано в акте проверки. Вместе с вручением предписания в отношении предпринимателя возбуждается дело об административном правонарушении.

При невыполнении индивидуальным предпринимателем указанного предписания в отношении его возбуждается дело об административном правонарушении. Таким образом, предприниматель может понести административную ответственность дважды: первый раз за выявленные при проверке нарушения, второй — за неисполнение предписания.

Предписание будет действовать пока предприниматель не осуществит предложенные в нем мероприятия. После этого инспектор, вручивший предписание, или вышестоящий контролер отметит в предписании, что требования выполнены.

По правилам инспектор может проверять выполнение предписания в течение двух месяцев с момента окончания срока, установленного в нем.

  1. Наконец, результаты проверки сводятся в специальный акт (в двух экземплярах). Его составляет пожарный инспектор. В акте проверки в обязательном порядке указываются следующие данные:
  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа ГПН;
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
  • Ф.И.О. и должность лица, проводившего проверку;
  • Ф.И.О. предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении проверки;
  • наименование и адрес местонахождения проверяемых объектов;
  • дата, время и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  • перечень документов, составленных при проверке;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись инспектора органов ГПН, осуществившего проверку.

Пожарный инспектор, проводивший проверку, заверяет акт своей должностной печатью. Кроме того, к данному документу прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается предпринимателю или его представителю под расписку либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности инспектор возбуждает и рассматривает в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении и выдает ему предписание либо по устранению нарушений требований пожарной безопасности, либо по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

При этом срок проведения внеплановой проверки предпринимателя с целью контроля за выполнением предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности устанавливается государственным инспектором органов ГПН самостоятельно с учетом характера выявленных нарушений.

Права предпринимателя до и после проверки

Законодательство защищает интересы предпринимателей при проведении проверок государственными органами.

Фрагмент документа. Пункт 1 ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

Кстати, если инспектор причинит вред предпринимателю неправомерными действиями или бездействием при проведении проверки и неправомерность будет доказана предпринимателем в судебном порядке, то орган ГПН, проводивший проверку предпринимателя, обязан будет возместить причиненный предпринимателю вред.

Пример 2. Пожарный инспектор при проведении проверки индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по ремонту автомобилей, ошибочно приостановил его деятельность из-за якобы имеющихся нарушений правил пожарной безопасности. Предприниматель обратился в суд, где доказал, что фактических нарушений правил не было. В результате с органа ГПН была взыскана сумма ущерба в пользу предпринимателя в виде упущенной выгоды (т.е. доходов, которые предприниматель мог бы получить, если бы его деятельность не была приостановлена, но не получил).

Фрагмент документа. Статья 16 Гражданского кодекса РФ

Предприниматель вправе обжаловать действия (бездействие) государственного инспектора органов ГПН либо путем подачи жалобы в вышестоящий орган ГПН (т.е. в административном порядке), либо через суд.

Как следует из вышеприведенной ст. 16 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), предприниматель, обращаясь в суд, вправе требовать не только восстановления своего нарушенного права, но и возмещения убытков, причиненных ему незаконными действиями (бездействием) должностных лиц органов ГПН. Предприниматель может также требовать от органов ГПН возмещения морального вреда. Но это возможно лишь в случае привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде ареста или исправительных работ. Это подтверждает и судебная практика.

Фрагмент документа. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 31-В05-5

(…) Так, в соответствии с абзацем 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. (…)

Однако в настоящее время административное законодательство не предусматривает таких мер административного наказания, как арест или исправительные работы, за нарушение правил пожарной безопасности, поэтому вопрос о возмещении предпринимателю морального вреда будет решаться в каждом конкретном случае судом.

Как обжаловать действия (бездействие) в административном порядке?

  1. Предприниматель подает жалобу в произвольной форме на имя вышестоящего должностного лица органа ГПН.
  2. В жалобе нужно указать:
  • наименование органа ГПН, в который направляется жалоба;
  • Ф.И.О. должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;
  • свои Ф.И.О.;
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • суть жалобы.

После этого предприниматель ставит личную подпись и указывает дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов предприниматель может прилагать к своей жалобе документы и материалы либо их копии (например, копию предписания инспектора органа ГПН о приостановлении деятельности предпринимателя, копию заключения экспертизы об отсутствии нарушений, указанных в предписании, копии актов проверок предпринимателя и т.д.).

  1. Органы ГПН и должностные лица, получившие жалобу от предпринимателя:
  • обязаны объективно, всесторонне и своевременно рассмотреть жалобу, в случае необходимости — с участием предпринимателя, направившего жалобу, или его законного представителя;
  • вправе запросить необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  • должны по результатам рассмотрения жалобы принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов предпринимателя, и дать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

Руководитель (заместитель руководителя) органа ГПН или уполномоченное на то должностное лицо подписывает ответ на жалобу и направляет на почтовый адрес предпринимателя, указанный в жалобе.

  1. Жалоба предпринимателя, поступившая в орган ГПН, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

В исключительных случаях руководитель (заместитель руководителя) органа ГПН либо уполномоченное на то должностное лицо могут продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней. При этом орган ГПН должен уведомить предпринимателя об увеличении срока рассмотрения.

  1. Если предприниматель задал в жалобе вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, то руководитель органа ГПН может прекратить переписку с жалобщиком. Но это возможно, если указанная жалоба и прочие были направлены в один и тот же орган ГПН. Пожарная служба должна уведомить предпринимателя о данном решении.

Кстати, Административный регламент содержит ряд положений, исключающих возможность рассмотрения анонимных жалоб на действия органов ГПН, а также предписывающих предпринимателю соблюдать определенные правила при написании жалобы.

Фрагмент документа. Абзацы 10, 11, 12 п. 96 Административного регламента (утв. Приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. N 517)

Судебный порядок обжалования

Судебное обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН производится по двум основным направлениям:

  1. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц по вопросам, не связанным с привлечением предпринимателя к административной ответственности.

Предприниматель может обжаловать действия (бездействие) пожарных инспекторов по этому направлению, если проверяющие нарушают закон, а обращения предпринимателя в вышестоящие органы ГПН не дали результата. Либо если предприниматель желает, в обход вышестоящих органов, решить вопрос в судебном порядке.

Пример 3. Пожарный инспектор по причине личных неприязненных отношений с предпринимателем поставил себе цель любым способом добиться привлечения последнего к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности. Поэтому он приходит с проверкой в производственные помещения предпринимателя ежемесячно, без распоряжения о проведении проверки, в целях что-нибудь «накопать», хотя законных оснований для этого у него нет. По факту каждого посещения он составляет предписания, которые предприниматель не считает нужным выполнять. Это приводит к тому, что предприниматель регулярно и неправомерно привлекается к административной ответственности.

В данном случае обжалование будет осуществляться по правилам административного судопроизводства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ). То есть предприниматель будет подавать в суд жалобу на действия должностного лица или исковое заявление.

  1. Обжалование действий (бездействия) должностного лица органов ГПН, связанных с привлечением предпринимателя к административной ответственности.

Здесь имеются в виду случаи, когда предприниматель привлекается органами ГПН к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности. При этом предприниматель, получивший решение о применении к нему мер административной ответственности (предупреждение, штраф, приостановление деятельности и т.д.), в установленный законом срок обращается в арбитражный суд для обжалования данного постановления. Само обжалование также происходит по правилам арбитражного судопроизводства.

В этом случае предпринимателю как никогда нужна будет помощь квалифицированного юриста или адвоката, поскольку если жалоба вышестоящему должностному лицу органа ГПН пишется в произвольной форме (с соблюдением требований об обязательности включения в нее тех сведений, которые предусмотрены п. 95 Административного регламента), то жалоба на действия должностного лица или исковое заявление, подаваемые в арбитражный суд, должны строго отвечать требованиям, предусмотренным АПК РФ, и здесь без профессиональной юридической помощи предпринимателю будет не просто.

Ответственность за нарушения пожарной безопасности

В первую очередь речь идет об административной ответственности, предусмотренной ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно данной статье за нарушение установленных законодательством правил и норм пожарной безопасности предпринимателя ждет предупреждение, либо штраф в размере до двух тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если предприниматель допускает подобные нарушения в условиях особого противопожарного режима, его ждет наказание в виде штрафа в размере до трех тысяч рублей.

Фрагмент документа. Статья 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Если нарушения, допущенные предпринимателем, повлекли возникновение пожара, но без причинения тяжкого вреда здоровью человека, наказанием для него будет штраф в размере до четырех тысяч рублей.

Фрагмент документа. Пункт 4 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522)

Квалифицирующими признаками тяжести вреда, причиненного здоровью человека, являются:

а) в отношении тяжкого вреда:

вред, опасный для жизни человека;

потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом функций;

прерывание беременности;

психическое расстройство;

заболевание наркоманией либо токсикоманией;

неизгладимое обезображивание лица;

значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

полная утрата профессиональной трудоспособности (…).

Предпринимателю, который без сертификата соответствия продает товары или оказывает услуги, подлежащие обязательной сертификации в области пожарной безопасности, грозит штраф в размере до двух тысяч рублей.

Если предприниматель без соответствующего разрешения перекроет проезды к зданиям и сооружениям, установленные для пожарных машин и техники, то ему грозит штраф в размере до одной тысячи рублей.

Кроме того, предприниматель, допускающий по роду своей профессиональной деятельности нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в силу ст. 8.32 КоАП РФ может быть оштрафован на сумму до трех тысяч рублей. Аналогичные нарушения, допущенные предпринимателем на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте, влекут штраф в размере до двух тысяч рублей.

Если же в результате допущенных предпринимателем нарушений правил пожарной безопасности пострадало имущество граждан или юридических лиц, а также причинен вред жизни и здоровью человека, данный предприниматель подлежит гражданско-правовой (возмещение убытков и морального вреда) или даже уголовной ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Однако на сегодняшний день законодательство не предусматривает норм прямого действия, непосредственно устанавливающих уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, поэтому указанная ответственность реализуется опосредованно по правилам, установленным Уголовным и Гражданским кодексами.

Любой предприниматель может стать объектом проверки органами государственного пожарного надзора, и ни один из них при этом не вправе рассчитывать на какое-либо снисхождение со стороны представителей данных органов в случае выявления нарушений законодательства о пожарной безопасности. Однако знание своих прав даже тогда, когда отдельные нарушения имеют место, позволит предпринимателю защитить свое право на объективное рассмотрение дела и справедливое наказание в рамках закона. Именно тогда предпринимателю удастся избежать произвола со стороны контролирующих органов ГПН, что в конечном итоге обеспечит не только справедливость и законность их действий, но и известную долю уважения к такому хозяйствующему субъекту, который знает свои права и умеет их защищать.

П.В.Гулидов

Юрист частной практики,

основатель

«Юридического кабинета Павла Гулидова»

Целью данного проекта является повышение противопожарной защиты учреждений массового пребывания людей Мурманской области посредством самоконтроля, повышения уровня сознательности населения в вопросах пожарной безопасности, формирования чувства личной ответственности руководителей участвующих в проекте объектов. На протяжении всей акции северяне будут выбирать наиболее безопасный, по их мнению, объект. Для этого в сети Интернет запущен сайт пожарныйконтроль.рф / firecontrol51.ru, где можно оставить свой голос за один из представленных объектов. Руководители же самостоятельно проверят себя по специально созданному чек-листу. Акция будет проводиться 4 раза в год, и каждый раз для участия будут выбираться новые объекты. Помимо повышения уровня пожарной безопасности в торговых центрах региона, акция поможет наладить тесное и эффективное взаимодействие между гражданами, предпринимателями и государственными структурами для того, чтобы максимально соблюдать правила пожарной безопасности и сделать из этого полезную практику. Безопасность – дело общее!

01.Основания для проведения внеплановой проверки пожарной безопасности

Основной нормативный документ, на основании которого Вас может посетить инспектор Государственного пожарного надзора (ОНД), является:

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. В этом федеральном законе четко прописаны все нюансы проверок, и все без исключения надзорные органы обязаны четко соблюдать каждую его статью.

Помимо вышеуказанного Федерального закона инспектор Государственного пожарного надзора (ОНД) руководствуется Приказом от 01.10.2007 № 517 “Об утверждении административного регламента министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности”

В Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ о внеплановой проверке сказано в статье 10. Организация и проведение внеплановой проверки.

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

К пожарному надзору тут в большей степени относится только соблюдение обязательных требований (конктретно требований пожарной безопасности) и выполнение предписаний.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Здесь все должно быть понятно, смотрите срок устранения нарушений, и по его окончанию ждите инспектора

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

В данном пункте появилось одно особенное нововведение, информации от органов государственной власти. Это значит, что инспектор обнаружив на объекте который он не проверяет какое-нибудь нарушение (отсутствие пожарное сигнализации), может придя в отдел, написать рапорт по поводу обнаруженного нарушения и потом после его утверждения у начальника, согласовать с прокуратурой и провести внеплановую проверку. Только по тем основаниям которые указаны ниже.

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах “а” и “б” пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2010 N 66-ФЗ)

Расскажу в кратце все процедуру до п. 10. Инспектор подает заявление + приложения к нему в виде распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения. Заявление рассматривается в день поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Теперь, если прокуратура согласует проведение внеплановой выездной проверки, то инспектор имеет право ее провести, если же нет, то нет.

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Все выделять не буду, просто прочитаейте п. 12 внимательно. Скажу лишь, что если у вас произойдет пожар и в нем пострадают или погибнут люди, то внеплановая проверка вам обеспечена. Или вы будите совершать нарушения правил пожарной безопасности прямо перед инспектором, то он может проверить вашу организацию немедленно.

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, и внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В п. 16 сказано, что до начала проведения внеплановой выездной проверки Вас должны уведомить не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Еще один пункт, который нужно подробно прочитать!

Согласно статьи 13 Федерального закона срок проведения внеплановой проверки (документарной и (или) выездной) не может привышать 20 рабочих дней.

Статья 15 Федерального закона Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом “б” пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *