Бухгалтерский учет в транспортной компании

Содержание

Организация бухгалтерского учета в транспортной компании: основные нюансы

Очень часто рассматриваемые компании входят в структуру Министерства транспорта. Подобные организации обязаны исполнять все важные нормы, установленные им. Для других фирм-перевозчиков эти указания являются чисто рекомендательными. Однако документооборот в них все равно должен включать учет всех расходов, связанных с эксплуатацией авто. Величина таких трат, вносимых в бухучет в транспортных компаниях, зависит от нескольких факторов:

· марки автомобилей;

· условий и срока их использования;

· норм отпуска на предприятии.

Для подобных расходов существуют специальные бухгалтерские проводки для транспортных компаний. Предлагаем рассмотреть параметры, которые влияют на затраты, более подробно.

Особенности бухгалтерского учета в транспортных компаниях, связанные с расходами на перевозки

К показателям, которые необходимо рассматривать при определении затрат, относятся:

· пробег авто;

· расход топлива;

· расход горюче-смазочных материалов;

· расход присадок и других рабочих жидкостей;

· текущий ремонт;

· капитальный ремонт.

Учет пробега осуществляется путем снятия главным бухгалтером транспортной компании Москвы данных одометра и указания их в путевых листах водителей. Нормы расхода ГСМ и бензина или дизельного топлива устанавливаются на основе тарифов, принятых самой компанией, или норм Министерства транспорта. Расход прочих материалов формируется из характеристик автомобилей, а затраты на ремонт списываются как фактические расходы в текущем периоде. Кроме того, для проведения капитального ремонта используются средства из резервов, которые может создавать главный бухгалтер транспортной компании.

Кроме перечисленных расходов, по которым существуют специально сформированные нормы, есть и дополнительные траты на совершение предрейсовых и периодических медосмотров, страхование авто и перевозимых грузов, оплату проезда по трассам и т.д. Они также должны быть включены в бухгалтерский и налоговый учет транспортных компаний.

Бухгалтерские услуги для транспортных компаний

К важным бухгалтерским услугам относится формирование разовых приказов транспортных предприятий, необходимых для обеспечения перечисленных параметров. Такие приказы устанавливают не только нормы расхода, но и перечень водителей, управляющих транспортными средствами организации, периодичность замены шин, состав комиссии по оценке состояния парка автомобилей и определению периодичности проведения ремонтных работ и т.д.

Подобные приказы и другие бухгалтерские документы для транспортных компаний подаются на проверку в налоговые службы с целью определения обоснованности их налогообложения. Именно поэтому сегодня нормирование транспортных трат проводится большинством фирм, занимающихся предоставлением услуг по грузовым и пассажирским перевозкам.

Как ведется бухгалтерия в транспортной компании: оформление перевозки грузов

Самая частая практика в работе предприятий-перевозчиков – доставка грузов разных габаритов по договорам транспортной экспедиции. Они включают в себя права собственности на грузы, пошлины и страховые полисы, маршрутные листы и документы по оформлению передачи грузов и их складского хранения. Бухгалтерский учет в транспортно-экспедиционных компаниях во многом зависит от определения порядка вознаграждения перевозчика, компенсации дополнительных затрат и других моментов, содержащихся в описанных договорах. При этом они могут являться как соглашениями между двумя посредниками, так и документами, подтверждающими самостоятельное предоставление услуг.

Ведение бухучета в транспортной компании, работающей на основании посреднических договоров

Если договор носит посреднический характер, организация ведет свою работу от имени и по поручениям клиентов. Это сказывается и на особенностях бухучета в транспортных компаниях. Когда предприятие получает груз, у него не появляется никакого дохода. К проводкам бухучета в транспортной компании в таком случае относятся:

· оплата стоимости услуг клиентом;

· принятие груза на хранение;

· оплата экспедитором хранения на территории склада;

· выручка организации;

· списание себестоимости поездки;

· компенсация затрат на складское хранение.

В итоге доходом фирмы, который будет отражен в бухгалтерском балансе транспортной компании, является вознаграждение, полученное от клиента. Необходимо помнить и то, что страхование, оплата аренды складских площадей, таможенные сборы и т.п. не являются затратами организации, а покрываются самим заказчиком, то есть не уменьшают налоговую базу предприятия-перевозчика.

Ведение бухгалтерского учета в транспортной компании, работающей на основании договоров об оказании услуг

Если работа организации основана на договоре об оказании услуг, в бухгалтерскую отчетность транспортной компании вносятся экспедиторские расписки, акты о предоставлении услуг, накладные и иные платежные документы, транспортные накладные, подтверждающие километраж поездки, бумаги, связанные со страхованием и приказы. В этом случае налоговая база формируется из всех доходов и затрат.

Также стоит знать, что бухгалтерский учет в транспортной компании ЕНВД отличается от ведения учета в рамках других систем налогообложения.

Бухгалтерские проводки по претензиям транспортным компаниям

Если при приемке груза клиентами были выявлены недостачи или порча имущества, они могут предъявлять перевозчикам претензии. Расчеты по ним отражаются не только в документообороте заказчиков, но и в бухучете в компании транспортных перевозок. Проводки отличаются в зависимости от рода претензии. Они могут быть связаны со следующими моментами:

· несоответствие тарифов организации договорам или выявление ошибок в выставленных счетах;

· недостача груза, превышающая допустимые суммы, приведенные в договорах;

· простои;

· начисление штрафов, пеней или неустоек за несоблюдение обязательств, предусмотренных договорами.

Если в транспортную компанию требуется бухгалтер, то чаще всего ищут специалиста, который знаком со спецификой таких проводок по претензиям.

Услуги бухгалтера в транспортных компаниях

Именно из-за множества нюансов в организации бухгалтерского учета в транспортно-экспедиторских компаниях руководители таких организаций часто вынуждены обращаться к аутсорсинговым фирмам. Их обслуживание включает в себя разработку учетной политики фирмы-перевозчика, грамотное составление налоговой и иной отчетности с последующим предоставлением в органы государственного контроля, подготовку и сдачу бухбаланса, проведение кадрового учета, разработку и оптимизацию системы налогообложения и т.д. Самое главное, что помимо организации бухучета в транспортных компаниях с нуля, высококвалифицированные специалисты аутсорсинговых агентств могут оказывать консультации клиентам перевозчиков по всем вопросам, касающимся действующего законодательства в транспортной сфере и его изменений, и разрешать любые спорные моменты. При этом деятельность таких фирм ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что обеспечивает все гарантии для логистических предприятий, желающих воспользоваться услугами по ведению бухучета в транспортных компаниях по перевозкам.

Нюансы учета в транспортной компании

Отраслевые нормы Минтранса являются обязательными к исполнению предприятиями, входящими в структуру министерства. Для остальных предприятий указания и нормы являются рекомендательными. Особенность документооборота состоит в необходимости вести учет нормируемых и текущих расходов транспортных средств. Величина и перечень расходов зависят от марки транспортного средства, условий эксплуатации, используемых предприятием норм отпуска.

Основные параметры при определении экономически обоснованных затрат:

Показатель Порядок использования
Пробег транспортного средства Учет ведется путем снятия показателя одометра с указанием данных в путевом листе
Норма расхода топлива Устанавливается на основании норм Минтранса или самостоятельно разработанных тарифов
Норма расхода ГСМ
Прочие расходные материалы – жидкости, присадки и прочие Устанавливаются предприятиями на основании технических характеристик транспортного средства
Расходы на текущий ремонт Затраты текущего ремонта списываются в размере фактических расходов
Расходы на средний и капитальный ремонт Списание производится в текущем периоде фактических затрат с использованием средств создаваемых резервов

Кроме нормируемых расходов, эксплуатация транспорта имеет дополнительные расходы по обеспечению предрейсовых медицинских осмотров, страхованию транспортного средства, оплате проезда большегрузного транспорта системы «Платон». Читайте также статью: → “Проводки по расходам: медосмотры».

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Обязательные приказы предприятия

Для обеспечения норм показателей предприятие должно издать приказы разового характера или при изменении условий эксплуатации. Стандартный перечень приказов, устанавливающих:

  • Перечень лиц, получающих транспортное средство на хранение.
  • Нормы расходования топлива, ГСМ и прочих жидкостей с указанием показателя на каждое транспортное средство.
  • Нормы расхода топлива, установленные для сезонной эксплуатации.
  • Нормы и периодичность замен шин.
  • Состав комиссии, отвечающей за оценку состояния транспорта, необходимость проведения ремонта, перечень заменяемых узлов. Комиссия рассчитывает периодичность проведения среднего и капитального видов ремонта.

Наличие приказов, устанавливающих нормы расходов, проверяется ИФНС как документы, позволяющие определить обоснованность налогообложения. Нормирование расходов применяется предприятиями, оказывающими транспортные услуги или имеющими транспортные средства для собственных перевозок грузов или работников.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Особенность оформления перевозки грузов

Перевозка грузов по договорам транспортной экспедиции используется в практике наиболее часто. По условиям соглашения одна сторона гарантирует осуществить перевозку груза другой стороны за вознаграждение, а также оказать дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, обеспечению складского хранения. Основные составляющие договора:

Положение Характеристика
Право собственности на груз Остается у собственника и не переходит к экспедитору при передаче груза
Страхование, таможенные пошлины Оплата осуществляется собственником груза или экспедитором
Маршрут Вырабатывается экспедитором по заказу клиента, согласовывается сторонами
Оформление передачи груза Осуществляется на основании экспедиторской записки
Складское хранение Обеспечивается экспедитором на основании складской расписки, оплачивается собственником или экспедитором

Условиям договора экспедиции оказывается особое внимание. От точного определения порядка назначения вознаграждения, компенсации дополнительных трат, документооборота зависят учет и налогообложение. Договор экспедиции может иметь двоякую форму – выступать посредническим соглашением или самостоятельным видом оказания услуг. Читайте также статью: → “Договор о материальной ответственности за транспортное средство».

Учет по посредническим договорам транспортной экспедиции

Основным условием посреднических транспортных услуг является оказание перевозки по поручению заказчика. От имени клиента компания оформляет дополнительные условия транспортировки – оплачивает сборы, пошлины, страховку, хранение груза. При получении груза у транспортного предприятия не возникает доход.

Суммы вознаграждения и дополнительных расходов предъявляются клиенту к оплате на основании отчета с приложением подтверждающих документов.

Пример записей в учете у экспедитора

Предприятие ООО «Транспорт» заключило договор с ООО «Кондитер» на осуществление перевозки товара. Стоимость договора составила 68 000 рублей при себестоимости 51 000 рублей. Заявленная клиентом оценка товара – 280 300 рублей. Эспедитор применяет в учете УСН. По условиям договора экспедитор обязан обеспечить складское хранение товара по доверенности до получения его конечным потребителем с оплатой по факту в сумме 5 000 рублей. В учете ООО «Транспорт» производятся записи:

  1. Клиентом произведена предоплата в полной сумме стоимости услуг: Дт 51 Кт 62 на сумму 68 000 рублей;
  2. Груз принят на ответственное хранение: Дт 002 на сумму 280 300 рублей;
  3. Экспедитором оплачена стоимость складского хранения: Дт 76 Кт 50 на сумму 5 000 рублей;
  4. Груз передан потребителю: Кт 002 на сумму 280 300 рублей;
  5. Отражена выручка от оказания услуг: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 68 000 рублей;
  6. Произведено списание себестоимости перевозки: Дт 90/2 Кт 20 на сумму 51 000 рублей;
  7. Произведена компенсация затрат по аренде склада: Дт 51 Кт 76 на сумму 5 000 рублей.

У экспедиторов отсутствует право собственности на груз. В учете предприятия перевозимый груз учитывается по дебету счета 002. При передаче груза получатель ТМЦ списываются со счета.

Учет по договору об оказании услуг

Учет по договорам, оформленных как соглашение об оказании услуг, имеет иной учет и налогообложение. В договоре указывается стоимость услуг транспортировки и могут быть внесены дополнительные услуги, предоставляемые самим экспедитором или с привлечением сторонних организаций.

Пример учета записей у перевозчика

Предприятие ООО «Грузовик» заключило договор на транспортировку негабаритного оборудования стоимостью 350 000 рублей с ООО «Родничок». Стоимость договора об оказании услуг составила 159 000 рублей, включая НДС. Общая сумма расходов составила 135 800 рублей. В сумму услуг включается обеспечение сопровождения негабаритного груза, оплата которого входит в стоимость услуг. В учете ООО «Грузовик» формируются записи:

  1. Оборудование принято на ответственное хранение: Дт 002 на сумму 350 000 рублей;
  2. Учтена оплата услуг по договору: Дт 51 Кт 62 на сумму 159 000 рублей;
  3. Отражена выручка от оказания услуг: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 159 000 рублей;
  4. Отражен НДС, начисленный потребителю: Дт 90/3 Кт 68/2 на сумму 24254,24 рублей;
  5. Учтены затраты, связанные с исполнением перевозки: Дт 20 Кт 10 (70, 69) на сумму 135 800 рублей;
  6. Произведено списание расходов в состав себестоимости: Дт 90/2 Кт 20 на сумму 135 800 рублей.

После передачи груза оборудование снимается с ответственного хранения кредитованием счета 002.

Отличия в учете разных систем налогообложения

Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.

Показатель ОСНО УСН ЕНВД
Ограничение по числу транспортных средств Без ограничения Без ограничения 20 единиц арендованных и собственных средств
Ограничение по выручке Отсутствует Имеется Отсутствует
Ограничение по численности Отсутствует Не более 100 человек общего состава Не более 100 человек общего состава
Периодичность отчетности по основному налогу Ежемесячно или ежеквартально Ежегодно Ежеквартально
Порядок расчета налога Доходы за минусом расходов В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств
Обязанность по уплате минимальной суммы налога Отсутствует Имеется для схемы «доходы минус расходы» Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима
Величина документооборота Максимальная Средняя Минимальная

Право на выбор системы налогообложения или его смену имеется у транспортного предприятия в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Как самостоятельно разработать нормы списания на топливо и иные расходные материалы для транспортных средств предприятия?

Разработка норм для внутреннего учета и нормирования расходов осуществляется исходя из технических параметров транспорта и порядка его эксплуатации. Для подтверждения верности нормирования предприятиями проводятся тестирующие пробеги с замером расходования. Для предупреждения проблем при проверке ИФНС нормативы должны быть приближены к установленными Минтрансом.

Вопрос №2. Может ли транспортное предприятие привлекать к оказанию перевозки иные организации?

Может, если по условию соглашения о транспортной экспедиции установлено право на привлечение третьих лиц. Договор носит явно выраженную форму посреднического соглашения. В счете-фактуре экспедитора указываются данные перевозчика.

Вопрос №3. Какое количество транспортных накладных оформляется для сопровождения транспортных перевозок?

Число документов определяется по величине участвующих в транспортировке сторон. Один экземпляр используется в учете заказчика услуг, второй подтверждает реализацию договора перевозчиком, третий применяется для удостоверения факта поставки груза.

Вопрос №4. Учитываются ли в числе транспортных средств, числящихся за предприятием для применения ЕНВД техника, не участвующая в деятельности в связи с осуществлением ремонта?

Учитывается. Определяющим показателем является право собственности или аренды.

Вопрос №5. Нужно ли учитывать транспортные средства предприятия как объект основных средств?

Учет транспортной техники в качестве основного средства осуществляется после постановки на учет по акту ОС-1. На основное средство оформляется карточка для учета дооборудования. В течение периода содержания средства на балансе начисляется амортизация.

Примеры проводок

Пример

Компания приобрела первую партию товаров у поставщика стоимостью 54 900 руб. (НДС 8374 руб.). Транспортировка осуществлялась продавцом, за счет покупателя. Ее стоимость составила 2500 руб. (НДС 381 руб.). Вторую партию товаров стоимостью 98 500 руб. (НДС 15025 руб.) доставляла транспортная компания, с которой был заключен договор на сумму 5800 руб. Данная партия реализовывалась в розницу. Транспортные расходы были учтены в торговых издержках.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
60.01 51 Оплачена первая партия товаров 54 900 Выписка банка
41.01 60.01 Поступление товаров 46 526 Требование-накладная
19.03 60.01 Учтен НДС 8374 Товарная накладная
68.02 19.03 НДС принят к вычету 8374 Счет-фактура
41.01 60.01 Доставка товаров 5800 Акт об оказании услуг, транспортная накладная
19.03 60.01 Учтен НДС 884 Акт об оказании услуг, транспортная накладная
68.02 19.03 НДС принят к вычету 884 Счет-фактура, транспортная накладная
60.01 51 Оплачена вторая партия товаров 98 500 Выписка банка
41.01 60.01 Поступление товаров 83 475 Требование-накладная
19.03 60.01 Учтен НДС 15 025 Товарная накладная
68.02 19.03 НДС принят к вычету 15 025 Счет-фактура
60.01 51 Оплачены услуги транспортной компании 5800 Выписка банка
44 60.01 Учтены транспортные расходы 5800 Транспортная накладная, акт об оказании услуг

Транспортная накладная составляется в трех экземплярах, если договор заключает сам продавец и товар отгружают со склада продавца, поставщика продавца или производителя. В двух – при заключении договора самим покупателем, когда товар вывозят собственными силами или, пользуясь услугами транспортной компании.

Широка страна моя родная… Много в ней не только лесов, полей и рек, но и продавцов и покупателей. Как быть, если продавец в Москве, а покупатель во Владивостоке? Впрочем, даже если брать соседние города, то товар между ними все равно сам собой не переместится, телепортация пока недоступна человечеству.

Не каждая организация располагает собственным парком авто на любой вкус. В таких ситуациях на помощь приходят автотранспортные предприятия, готовые доставить груз из заданной точки А в точку Б.

Между тем у бухгалтера своя задача – организовать учет в транспортном предприятии таким образом, чтобы соблюсти все нормы законодательства. А их немало!

1. Нормативные документы по перевозке грузов

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

Итак, идем по порядку.

1. Нормативные документы по перевозке грузов

Транспортная система грузоперевозок основывается на следующих нормативных документах Российского законодательства:

Гражданский кодекс РФ (часть 2, раздел IV, гл.40, 41) регламентирует:

  • общие положения о перевозках;
  • оформление договоров перевозки, фрахтования, между перевозчиками;
  • сроки подачи, доставки грузов;
  • ответственность перевозчика, возникающую на разных стадиях процесса транспортировки;
  • претензии и иски;
  • организация процесса транспортной экспедиции.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», раскрывает:

  • правила перевозок грузов;
  • меры государственного надзора;
  • виды перевозок;
  • определения массыи пломбирование грузов;
  • хранение грузови очистка транспортных средств перевозчиком;
  • особенности заключения, изменения условий договоров транспортировки;
  • ответственность грузоотправителей, грузополучателей;

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Данное постановление отражает следующие критерии организации грузоперевозок:

  • принципы заключения договора на перевозку грузов;
  • порядок предоставления транспортных средств и предъявления груза для перевозки;
  • определение массы допустимого груза;
  • порядок составления актов и оформление претензий.

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» излагает:

  • обеспечение безопасности перевозки грузов.

Лицензия – документ, предоставляющий разрешение на определенные виды деятельности. Данное разрешение выдает Министерство транспорта и связи через транспортные инспекции. Отдельные виды транспортных услуг предусматривают лицензирование:

  • перевозка особо опасных грузов;
  • международные перевозки грузов.

на остальные перевозки она не требуется.

Это не все нормативные документы по перевозке грузов, с которыми должен быть знаком бухгалтер транспортной организации. Существуют другие нормативные акты, более частного порядка, такие как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации автомобилей и их технического обслуживания и др.

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

Грузоперевозки представляют собой особый род взаимоотношений между получателем груза и отправителем, который нужно подтвердить документально. Для осуществления грузоперевозок на территории РФ нужно иметь определенный перечень документов, которые касаются как водителя, так и груза.

Документы водителя и авто:

  • водительское удостоверение определенной категории;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства и талон тех паспортана автотранспорт;
  • страховой полис ОСАГО владельца ТС;

Документы для перевозки груза автомобильным транспортом у перевозчика:

  • путевой лист, оформленный соответствующим образом. Он должен содержать в себе данные по гос. номеру автомобиля, километраж на начало пути, информацию о расходе ГСМ, дату выдачи бланка, реквизиты ТТН на груз, отметку о прохождении медосмотра;
  • копия трудового договора водителя (если он не владелец ТС);
  • сертификат качества товара (выдает грузоотправитель);
  • доверенность на управление транспортным средством, если водитель наемное лицо;
  • договор на оказание услуг транспортировки;
  • транспортная накладная если нет необходимости в товарно-транспортной.

Документы грузоотправителя:

  • товарно-транспортная накладная в 4-х экземплярах, которая обычно оформляется грузоотправителем, содержит в себе товарный и транспортный раздел;
  • дополнительные документы, если это продукты, алкоголь, животные.

Одним из наиболее важных документов, подтверждающим услуги перевозки, является транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это первичный документ, на основании которого перевозчик подтверждает практически все свои расходы, связанные с перевозкой. Это списание ГСМ, заработная плата водителя и текущий ремонт автомобиля. Ее составляют обязательно в трех экземплярах.

Наряду с этим документом действует товарно-транспортная накладная № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78)

Товарно-транспортная накладная используется, когда грузоотправитель может выступать и перевозчиком в одном лице. Когда перевозчик — отдельное юридическое лицо, применяется транспортная накладная, а грузоотправитель в этом случае оформляет накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, если работает с НДС. Оба документа не оформляются одновременно на одну перевозку.

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

Договор о перевозке груза представляет собой соглашение между грузоотправителем и перевозчиком. В нем оговариваются все необходимые условия (ГК РФ ч. 2, раздел IV. глава 40, ст. 785):

  1. в первую очередь, прописываются сведения о грузе (наименование, объем, суммарный вес и так далее), адрес, куда необходимо доставить груз;
  2. время, в течение которого перевозчик может выполнить услугу, возможно — с указанием промежуточных пунктов на пути следования;
  3. финансовое вознаграждение, сумма которого определяется индивидуально сторонами, должно быть прописано с учетом способа его оплаты;
  4. ответственность и обязательства каждой из сторон, прописанные конкретно, помогут избежать дальнейших споров в случае критической ситуации;
  5. другие условия договора, если в этом возникает потребность сторон;
  6. полные данные о реквизитах сторон и печати.

Компания, которая отправляет груз, должна его предоставить к назначенному времени, в соответствующей таре, или без, если этого не требуется. Водитель от грузоотправителя получает необходимые документы, перечисленные выше. После этого происходит погрузка, грузоотправитель должен проконтролировать это процесс, если это необходимо и оговорено соглашением. Это предотвратит недоразумения, если произойдет порча груза. А также позволит предъявлять финансовую компенсацию в соответствующих ситуациях.

Исполнитель, в свою очередь должен своевременно подать транспортное средство в пригодном для погрузки состоянии. Во время доставки, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, обязан доставить груз в срок и по указанному адресу.

Грузоперевозчик имеет право требовать необходимой отметки в сопроводительных документах груза и взыскание финансовых потерь при простое автомобиля по вине грузоотправителя. Эти ситуации тоже стоит заранее оговорить, заключая договор с перевозчиком на перевозку грузов.

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

Учет в транспортном предприятии зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим обзорно различные системы налогообложения, которые могу применяться:

Вид налогообложения ПСН ЕНВД УСН
Форма собственности ИП Организации и ИП Организации и ИП
Предел количества транспорта Нет 20 нет
Ограничения годовой выручке (в млн. руб.) 60 Нет 150
Ограничение по численности (чел.) 15 100 100
От чего зависит сумма налога Сумма потенциального дохода Количество автомобилей доходы или разница между доходами и расходами
Ставки налогов (%) 6 15 6 или 15 (возможны льготы)
Возможности уменьшить сумму налога Нет На суммы страховых взносов, пособий На суммы страховых взносов, пособий
Сопутствующие налоги Отсутствует НДС, НДФЛ Отсутствует налог на прибыль, НДС, НДФЛ Отсутствует налог на прибыль, НДС

В данной таблице не упомянута общая (стандартная) система налогообложения – ОСНО. Ее преимущество — отсутствие каких либо ограничений по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам. Однако и налоговая нагрузка здесь будет самой высокой.

В основном ОСНО применяют крупные предприятия, которые являются плательщиками НДС. Они сотрудничают с теми же, кто платит этот налог. Для предприятий, занимающихся грузоперевозками, причиной применения этой системы является наличие «входного» НДС.

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

Методы ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, оказывающей транспортные услуги, закрепляются в учетной политике. Себестоимость транспортных услуг зависит от состава затрат. Основные виды расходов, отражающие специфику деятельности:

  1. Амортизация основных фондов. Это распределение стоимости автомобилей, посредством ежемесячного списания на себестоимость услуг, в зависимости от установленных норм амортизации.
  2. ГСМ. В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенных всех видов топлива, расходуемого на нужды автотранспортного предприятия. ГСМ рассчитывается по нормам с учетом пробега автомобиля.
  3. Запасные части и ремонт. Стоимость всех расходуемых при ремонте и техническом обслуживании транспорта материалов. Сюда входит автомобильная резина, инструменты, приспособления, инвентарь и другие малоценные быстроизнашивающиеся предметы. Возможно списание этих затрат без создания резерва на ремонт.
  4. Расходы на оплату труда, в состав которых входит сумма начисленной заработной платы и отчисления на страховые взносы. Эти расходы могут быть прямыми, если заработная плата начисляется сотрудникам, которые непосредственно заняты оказанием услуг. Расходы могут быть косвенные, если оплачивается труд управленческого персонала организации.
  5. Страхование автотранспорта. Это может быть обязательная страховка ОСАГО, либо добровольное. Страхование риска утраты (гибели) и повреждения автомобиля производится по договору добровольного имущественного страхования (договору КАСКО).
  6. Прочие затраты, отражают суммы начисленных налогов (транспортный налог), платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, затраты на командировки, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, проценты за пользование кредитом и др.

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

Компании, оказывающие транспортные услуги, имеют на своем балансе или по договору аренды автомобили. Если вы арендуете автомобиль у физического лица, то прочитайте эту статью. Минтрансом установлено вести учет нормируемых и текущих расходов транспорта. От марки автомобиля и условий его эксплуатации зависит величина и перечень расходов компании.

Затраты должны быть экономически обоснованы по следующим параметрам:

Параметры Принцип определения
Пробег ТС Показания спидометра
Норма расхода ГСМ, прочих расходных материалов Нормы Минтранса или самостоятельно разработанные на предприятии.
Расходы на текущий ремонт Фактические расходы

На предприятии должны быть изданы приказы для контроля норм расхода вышеуказанных затрат. В приказах отражается перечень лиц, имеющих право на использование транспортных средств, нормы расхода топлива, ГСМ и прочих материалов; периодичность замены шин. Наличие приказов будет учитываться при проверке налоговой инспекцией в обосновании затрат.

Учет автомобильных перевозок принципиально не отличается по использованию счетов затрат от других отраслей. Формирование себестоимости происходит на счетах:

  • 20 “Основное производство” — те, что напрямую связаны с производственным процессом;
  • 26 “Общехозяйственные расходы”— те, что понесены в ходе управления работой компании и ее обслуживания.
20 / 26 10 списание ГСМ, з/частей, материалов
20 / 26 70 начисление заработной платы
20 / 26 69 отчисления во внебюджетные фонды
20 / 26 02,05 начисление амортизации основных средств, нематериальных активов
20 / 26 76,60 получены услуги (аренда, охрана, коммунальные платежи
20 / 26 71 командировочные расходы

В конце отчетного периода суммы, накопленные на счете 20,26 необходимо списать в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж»:

90-2 20 / 26 Списаны расходы на себестоимость услуг

Бухгалтерский учет перевозки грузов включает и проводки по НДС, если автотранспортное предприятие является налогоплательщиком НДС. Тогда в учете будут следующие записи:

19 60 выделен НДС при учете товаров, работ, услуг сторонних организаций
90-3 68 начислен НДС при реализации услуг

Учет в автотранспортном предприятии может происходить и с использованием счетов 23,25,29. Это характерно для предприятий со сложной структурой формирования затрат. Например, если есть расходы, которые невозможно распределить по видам услуг.

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

Транспортные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в зависимости от места их оказания, категории перевозчика. Исходя из условий договора, может быть разным и процент начисления НДС.

При применении общей системы налогообложения оказание услуги по перевозке (транспортировке), а также услуг, непосредственно связанных с перевозкой на территории РФ, признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Применяется общая ставка 18%. Более подробно о том, как определяется налоговая база по НДС, читайте в отдельной статье.

Есть условия, когда возможно начисление НДС по ставке 10%, этот льготный режим налогообложения (введен пп. 1 и 6 ст. 3 ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 НК РФ» от 06.04.2015 № 83-ФЗ) для авиаперевозчиков.

В этих случаях налогоплательщики имеют право уменьшить налогооблагаемую базу по НДС на сумму налога предъявленную поставщиками. Отражается налог на счете 19 с дальнейшим направлением к возмещению (проводка Дебет 68 – Кредит 19). Обязательным условием при использовании вычет по НДС является:

  • наличие и правильное заполнение счетов-фактур;
  • полученные ТМЦ (услуги, работы) участвуют в тех операциях, которые облагаются НДС;
  • товары, работы, услуги оприходованы покупателем.

Для НДС в транспортной организации иногда может применяться и ставка 0%. Эта ставка используется в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ. В частности, это перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом и международные перевозки товара.

Льготные условия по НДС распространяются и на перевозчиков, находящихся на упрощенных налоговых режимах. Так, в ст. 346.11 НК РФ указано отсутствие обязанности плательщиков УСН рассчитывать и уплачивать НДС.

Режим ЕНВД освобождает от обязательств по уплате НДС. Соблюдая требования подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а именно наличия в собственности не более 20 единиц техники, разрешает рассчитывать и уплачивать только единый налог на вмененный доход.

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

15 января 2018 года предприятие ООО «Мебель» заключило договор с ООО «Автомобиль» на осуществление перевозки товара. Стоимость договора составила 77 000 рублей при себестоимости затрат 62 000 руб. (ГСМ, заработная плата, з/части). По условиям договора он обязан обеспечить доставку товара в срок (до 20 января 2018 года) и по адресу, указанному в договоре на оказание услуг. В учете ООО «Транспорт» производятся записи:

Дебет 51 – Кредит 62 — на сумму 90 860 рублей — клиентом произведена оплата стоимости услуг

Дебет 62 – Кредит 90-1 — на сумму 90 860 рублей — отражена выручка от оказания услуг

Дебет 90-3 – Кредит 68 – на сумму 13 860 руб. – начислен НДС

Дебет 20 – Кредит 10, 70, 69 — на сумму 62 000 рублей — собраны затраты, возникшие при перевозке

Дебет 90-2 – Кредит 20 — на сумму 62 000 рублей — произведено списание себестоимости перевозки

Дебет 90-9 – Кредит 99 — на сумму 15 000 рублей – списан финансовый результат перевозки

Автор статьи: Евгения Стрелова, специалист по учету в сфере грузоперевозок, специально для нашего сайта.

К сожалению, все нюансы учета в автотранспортных предприятиях, которые занимаются перевозками грузов, невозможно осветить в одной статье. Предлагаем вам посмотреть запись мастер-класса «Учет в транспортном предприятии», который прошел 14 февраля 2018 года.

В нем на сквозном практическом примере были разобраны все тонкости учета в автотранспортном предприятии, в частности:

  • — приобретение и аренда автотранспорта;
  • — услуги топливных компаний и автосервисов;
  • — нормы ГСМ;
  • — подготовка к рейсу водителя, медосмотры;
  • — примеры документов по перевозке;
  • — транспортные и товарно-транспортные накладные;
  • — транспортный налог и платежи за загрязнение;
  • — отчетность автотранспортного предприятия и др.

Учет в транспортном предприятии: особенности услуг по перевозке грузов

Какие оформляются документы при получении услуги?

Давайте сначала начнём с того, какие виды услуг существуют. В зависимости от сферы деятельности услуги подразделяются на группы:

  • Транспортно-экспедиционного характера;
  • Аудиторские;
  • По аренде, например транспорта, помещений, объектов основных средств и материально — производственных запасов (МПЗ) и другие;
  • Связи, к ним относятся почтовые услуги, а также телефонные и телеграфные, услуги по предоставлению интернета, и другие;
  • Услуги здравоохранения, это услуги медицинских работников в поликлиниках, больницах, клиниках и других подобных учреждениях;
  • Услуги в сфере торговли (услуги специалистов по выкладке товара, консультационные услуги по товару и другие);
  • Услуги образования;
  • Юридические услуги;
  • И другие.

В случае их предоставления организации (фирмы, компании), всегда выступают две стороны:

  • Заказчик (потребитель);
  • Продавец.

Основной документ, который предоставляется при их получении, является — акт выполненных (оказанных) работ (услуг) и второй документ – это счёт-фактура, она оформляется организациями — плательщиками НДС, в основном это фирмы (компании) находящиеся на общей системе налогообложения (ОСНО).

Бухгалтерские проводки при получении услуги

Если услуги поступила раньше чем оплата, то сначала отражаются взаимоотношения с продавцом по полученным затратам, указанным в акте. По дебету счёта указывается затратный счёт, а по кредиту счет 60 субсчёт 01, который в бухгалтерском плане счетов называется «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

При получении (поступлении) разных услуг, указывается по дебету не всегда один тот же счёт учёта, формируются такие проводки по услугам, например:

  • При транспортных затратах — счёт учёта может быть разный, это может быть:

— Сч. 26, при получении транспортом поставщика канцелярских принадлежностей для офисных работников;

— Сч. 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» при перевозке транспортом сторонней организации реализованного товара контрагенту;

— Сч. 44.02 «Коммерческие расходы в организациях, осуществляющих промышленную или иную производственную деятельность» при перевозке транспортной организацией продукции собственного производства;

  • Сч. 26, отражается при отправке корреспонденции, при использовании линии интернет;
  • При аудиторских — по дебету указывается сч. 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • Сч. 26, выбирается при получении юридических услуг и консультаций;
  • Сч. 23 «Вспомогательное производство», сч. 20 «Основное производство», сч. 26 » Общехозяйственные расходы» при аренде помещений, складов, зданий, а также оборудования, основных средств;
  • Сч. 08 «Капитальные вложения» при получении оформленной сметы, составленной для строительства объекта основного средства (магазина, склада).
  • И другие.

При выборе счёта затрат необходимо учитывать «на что пошли данные услуги», на содержание управленческого аппарата, то выбираем счёт 26 «Общехозяйственные расходы»; на производство продукции, то выбираем счёт 20 «Основное производство»; на деятельность вспомогательного производства, то выбираем счёт 23 «Вспомогательное производство» или счёт 25 «Общепроизводственные расходы».

При разнесении акта выполненных (оказанных) работ (услуг)и счёт-фактуры, полученных от контрагента (поставщика услуг), не забывайте учитывать отдельно сумму НДС на счёте 19 «Налог на добавленную стоимость», для дальнейшего возмещения данных сумм из Федерального бюджета Российской Федерации.

При осуществлении оплаты услуг на расчётный счёт производятся на счетах бухгалтерского учёта записи по дебету счета 60.01 и по кредиту счёта 51 » Расчётный счёт». После этого взаимные обязательства считаются закрытыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *