Бухгалтерский учет ломбардов

Правила «О порядке реализации невостребованного имущества»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение «О порядке реализации невостребованного имущества», разработано в соответствии действующим Гражданским законодательством РФ, Федеральным законом от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах».

1.2. Положение устанавливает общий порядок обращения взыскания на невостребованное имущество и порядок реализации его реализации ООО «___________________» (далее – Ломбард).

2.Оформление отношений займа.

2.1. Отношения между Ломбардом и Заемщиком, связанные с предоставлением денежного займа под залог движимого имущества, регулируются между сторонами на основании:

  • Залогового билета;
  • Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах»

3. Обращение взыскания на имущество должника.

3.1. Если сумма займа не была погашена Заемщиком в срок, установленный в Залоговом билете, то Ломбард не вправе обратить взыскание на заложенное имущество в течение льготного месячного срока, равного одному месяцу.

3.2. Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в Залоговом билете.

3.3. В случае, если Заемщик, по истечении установленного льготного месячного срока, не исполнил обязательство по возврату займа и уплате процентов, то заложенное имущество считается невостребованным.

3.4. Ломбард вправе обратить взыскание только на невостребованное имущество.

3.5. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке без совершения исполнительной надписи нотариуса.

4. Реализация невостребованного имущества Ломбардом.

4.1. Реализация невостребованного имущества, на которое обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов.

4.2. Продажа невостребованного имущества производится исключительно с публичных торгов (аукциона), в случае, если сумма оценки невостребованного имущества превышает 30 000 (тридцать тысяч) тысяч рублей.

4.3. Во всех иных случаях форма и порядок реализации невостребованного имущества определяются решением ломбарда, либо путем заключения договора купли-продажи имущества с любым покупателем.

4.4. Публичные торги (аукцион), по продаже невостребованного имущества проводятся в форме открытого аукциона, в котором может участвовать любое лицо.

4.5. Организатором торгов выступает Ломбард. Расходы, связанные с проведением торгов (аукциона), несет Ломбард.

5. Общие положения о торгах.

5.1. Извещение о проведении публичных торгов (аукциона), должно быть сделано ломбардом не менее чем за тридцать дней до их проведения, путем опубликования соответствующего сообщения в сети интернет на официальном сайте Ломбарда –www.________________. Торги проводятся каждые рабочие вторник, среду, четверг и пятницу.

Торги проводятся в случае, если ломбарда имеется в наличии имущество невостребованное залогодателями подлежащее реализации.

Ломбард обязан информировать всех желающих о торгах и соответствующих лотах по телефону: ______________.

5.2. Извещение должно содержать, во всяком случае, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, об определении победителя торгов, а также сведения о начальной цене и порядке ее изменения.

5.3. Если иное не предусмотрено в извещении о проведении торгов, ломбард, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за 7 (семь дней) дня до наступления даты его проведения, путем опубликования извещения об отмене аукциона тем же способом, что и было объявлено о проведении публичных торгов.

5.4. Если иное не предусмотрено в извещении о проведении торгов, задаток участниками торгов не вносится.

5.5. В случае если в извещении о проведении торгов указано на необходимость внесения задатка, участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом — победителем торгов, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

5.6. Начальной ценой невостребованной вещи (лота) является сумма ее оценки, указанная в залоговом билете.

5.7. Шаг аукциона устанавливается в интервале от 1 до 2 процентов от оценочной стоимости имущества, и устанавливается решением Генерального директора Ломбарда. Шаг аукциона может меняться, о чем делается устное объявление аукциониста перед началом аукциона или перед началом торгов по конкретному лоту.

5.8. Регистрация участников торгов проходит за день до их проведения.

Участие в торгах.

5.9. К участию в торгах допускаются физические и юридические лица, подавшие в установленном порядке не позднее, чем за 1 (один) календарный день до даты проведения торгов, заявку по форме, установленной ломбардом, с приложением требуемых для участия в торгах документов, указанных в п.5.10. настоящего положения.

5.10. Претендент на участие в торгах должен предоставить ломбарду:

  • паспорт (для физических лиц);
  • нотариально удостоверенное согласие супруга/супруги на совершение сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации (для физических лиц);
  • удостоверенные копии: свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, Свидетельство о постановке на налоговый учет по месту регистрации юридического лица, учредительных документов Претендента и изменений в них, если таковые имеются; документ, подтверждающий полномочия Претендента, либо его представителя (выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, протокол о назначении единоличного исполнительного органа, доверенность, приказ о вступлении в должность, контракт на Руководителя юридического лица);
  • надлежащим образом оформленное письменное решение органа управления Претендента — юридического лица, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами Претендента либо законодательством Российской Федерации;

5.11. Сведения о лицах, подавших заявки на участие в аукционе, не подлежат оглашению.

5.12. По истечении установленного в информационном сообщении срока, прием заявок и задатка прекращается.

5.13. Крайний срок внесения задатка, если необходимость его внесения установлена в извещении о проведении торгов — последний день приема заявок.

5.14. Заявителю может быть отказано в участии на аукционе, если он:

  • не может быть признан покупателем в соответствии с действующим законодательством;
  • не оформил в срок соответствующих документов согласно п.5.9.–-5.10. настоящего положения;
  • победил на предыдущем аукционе и отказался от подписания протокола о его результатах, отказался от заключения договора купли — продажи имущества или не оплатил приобретенное имущество, в установленном порядке.

5.15. Лицам, допущенным к участию на аукционе выдается билет участника торгов, включающий в себя: номер, под которым покупатель примет участие в торгах, основную информацию о проведении аукциона (время, место, дата).

5.16. Билет участника торгов выдается покупателю на основании полученных от него заявки и задатка, (в случае если необходимость внесения задатка установлена в извещении о проведении торгов).

5.17. Покупатель (заявитель) получает статус участника торгов с момента выдачи ему билета. В процессе подготовки и проведения торгов покупатели могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) в соответствии с действующим законодательством.

5.18. Представители покупателей подтверждают свои полномочия путем предъявления аукционной комиссии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юридического лица) и паспорта (для физического лица), а в предусмотренном законом случаях и надлежаще оформленной доверенности.

5.19. Победителем торгов признается Участник, предложивший наибольшую цену за лот, но не ниже начальной цены лота.

Признание торгов несостоявшимися и проведение повторных торгов.

5.20. Торги признаются несостоявшимися в случаях:

  • если на них не подано ни одной заявки;
  • если на торги явилось менее двух покупателей (участников);
  • если после объявления начальной цены лота никто из участников торгов не изъявил желания приобрести его по этой цене;
  • если покупатель в течение 5 банковского дня с даты заключения договора купли-продажи не внесет полностью сумму, оговоренную в договоре купли-продажи;

5.21. В случае объявления торгов несостоявшимися ломбард вправе при проведении повторных торгов снизить начальную цену вещи, но не более чем на десять процентов ниже начальной цены на предыдущих торгах.

5.22. Повторные торги могут проводиться путем публичного предложения, в котором должны быть указаны все существенные условия предложения: наименование имущества, цена имущества, срок внесения оплаты, место и условия совершения оплаты за приобретаемое имущество.

5.23. Публичное предложение должно быть опубликовано на официальном сайте Ломбарда – www.____________.

Ломбард обязан информировать всех желающих о торгах, публичных предложениях и соответствующих лотах по телефону: _____________

5.24. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение 3 лет со дня их проведения.

5.25. К нарушениям, являющимся основанием обращения заинтересованного лица в суд с иском о признании торгов недействительными, относятся следующие:

  • незаконный отказ в участии на аукционе;
  • продажа имущества лицу, не имевшему права участвовать в торгах;
  • проведение торгов ранее предусмотренных сроков;
  • отсутствие надлежащего оповещения о торгах;

5.26. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

6. Аукционная комиссия.

6.1. Представителем ломбарда на торгах является аукционная комиссия.

6.2. Аукционная комиссия ломбарда во главе с председателем создается приказом директора ломбарда специально для проведения аукционов в составе не менее 2 человек.

6.3. Председателем аукционной является лицо, определенное решение управляющего органа Ломбарда.

6.4. Аукционная комиссия:

  • организует публикацию информационного сообщения о проведении торгов;
  • организует публикацию информационного сообщения о проведении торгов в форме публичного предложения;
  • организует проведение аукциона;
  • организует оформление результатов аукциона;
  • решает другие вопросы в пределах своей компетенции.

7. Порядок проведения аукциона.

7.1. Участники аукциона регистрируются в протоколе регистрации участников аукциона, им выдается один трафарет с порядковым номером участника.

7.2. Ломбард по требованию участника торгов, обязан выдать ему Аукционный бюллетень, содержащий перечень выставленного на торги имущества с указанием аукционных лотов, начальной цены, а также другую информацию в случае необходимости.

7.3. Аукцион проводит аукционист. Аукционистом выступает директор ломбарда или иное уполномоченное им лицо, в том числе и из числа членов аукционной комиссии.

7.4. Торги по конкретному лоту начинаются с оглашения аукционистом номера лота, наименования, краткой характеристики и начальной цены лота, шага аукциона.

7.5. В процессе торгов аукционист называет цену, а покупатели сообщают о готовности купить лот по данной цене поднятием трафарета. После объявления очередной цены аукционист называет аукционный номер покупателя, который, с точки зрения аукциониста, первым поднял свой трафарет. После этого аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона. При отсутствии покупателей, готовых купить лот (вещь) по данной цене, аукционист повторяет цену до трех раз.

7.6. Торги завершаются объявлением аукциониста, когда после троекратного объявления очередной цены ни один из покупателей не поднял трафарет. Победителем аукциона становится покупатель, аукционный номер которого был назван последним.

7.7. По завершению торгов аукционист объявляет о продаже лота (вещи), называет продажную цену и аукционный номер победителя.

7.8. Если после троекратного объявления начальной цены лота ни один из покупателей не поднял трафарет, лот снимается с торгов и аукцион по данному лоту признается несостоявшимся.

>Каким образом ломбард реализует невостребованное имущество?

Какие договора могут заключаться между ломбардом и его посетителями?

Если говорить коротко, то суть ломбардной деятельность можно считать предоставлением денежных сумм под залог какого-либо имущества. Имущество это должно обладать определенной материальной ценностью.

Также законом предусматривается (как возможное направление работы) хранение вещей, которые оставляют клиента. За это взимается определенная плата. В зависимости от того, какой конкретно деятельности придерживается данный ломбард касательно вещей и ценностей, принимаемых в залог от получателей денежных средств, возможно применение самых разнообразных вариантов – бытовой техники, ювелирных украшений, меховых изделий и многого другого. При этом стороны, которыми собственно являются ломбард и лицо, пришедшее к нему за получением денежных средств, осуществляют подписание договора – соглашения о займе. Он должен содержать все главные условия сделки, которую совершили стороны.

Заемщиком должен быть получен от ломбарда не только экземпляр заключенного договора, но и так называемый залоговый билет, который должен содержать условия о возврате предмета, вещи или ценности, которые были переданы в залог за вырученные денежные средства. При этом Федеральным законом №196-ФЗ от 19-го июля 2007-го «О ломбардах» предусмотрено, что максимальный срок, в течение которого выдавшая заем организация обязана осуществлять хранение залогового имущества, не может превышать один год. И все же, если договорные условия между заемщиком и заимодавцем говорят о других временных ограничениях для данного периода, то срок возникновения у заемщика обязательства по выкупу своего имущества может наступить и намного раньше.

Кроме того, помимо заключения договора займа между лицом и ломбардом, Федеральным законом №196-ФЗ от 19-го июля 2007-го года «О ломбардах» предусмотрена возможность заключать также и договор хранения. В таком случае гражданин отдает на хранение в указанное учреждение принадлежащее ему имущество или ценность. Учреждение, принимающее вещь на хранение, взимает за это соответствующую плату. Оформляя отношения подобного рода, гражданин, оставивший принадлежащую ему вещь на хранение, по аналогии с договором займа должен будет получить копию такого договора, а также так называемую сохранную квитанцию. В ней будут содержаться главные условия заключенного договора.

Что называют невостребованной вещью и каков льготный срок для обращения за ней?

В случае же, если заемщиком не предъявляются собственные права на вещь, предмет либо ценность, после погашения всех имеющихся у него обязательств перед ломбардом и забора ее из временного хранения, это имущество может официально стать невостребованным. Это положение равнозначно относится и для заключения между физическим лицом и ломбардом договора займа, и при заключении между ними договора хранения. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что для того, чтобы вещь была признана невостребованной, необходимо соблюсти некоторые условия. Кроме вышесказанного, надо отметить, что Федеральным законом №196-ФЗ от 19-го июля 2007-го года «О ломбардах» установлены определенные отличия в порядке обращения с предметами до признания их невостребованными. В данном случае все зависит от того, находятся ли они в залоге по договору, либо они просто предмет хранения.

Так, 11-й и 12-й статьями данного нормативно-правового акта вводится такое понятие, как льготный срок, являющийся периодом времени после окончания того срока, который был отведен физическому лицу для погашения собственных обязательств. Пока не истечет этот срок, у ломбарда нет права передать вещь на реализацию и выручку за нее денежных средств. Если вещь является залоговой, срок этот будет составлять не менее месяца. Если вещь оставлена на хранение – два месяца.

Несмотря на это, договорные условия, которые заключили гражданин и организация, пройдут автоматическое пролонгирование на данный срок. К примеру, если гражданин получил от ломбарда заем, исходя из двухпроцентной месячной ставки, то в течение месяца, который является льготным сроком, с него будет осуществляться взимание той же процентной ставки – если он обратится за принадлежащим ему имуществом либо ценностью. Если по договору хранения плата за оставленный предмет составляла 1000 рублей в месяц, два месяца, являющиеся льготным сроком, должны оплачиваться при обращении за сохраняемым предметом по такой же ставке. При этом законодателем четко предусмотрено, что требования, которые предъявляются к владельцу касательно льготного срока, не должны ухудшаться по сравнению с условиями первоначального договора.

Каким образом происходит процедура взыскания на невостребованное имущество?

После того, как льготный срок, который собственнику предмета, вещи либо ценности отвело законодательство для его возврата, завершился, это имущество может называться невостребованным. Так как ломбард – это, в первую очередь, организация, предмет деятельности которой – это наличные деньги, ему по определению не очень интересно содержать на своем балансе какие-либо материальные ценности. В данном случае после того, как вещь признана невостребованной, его главная задача заключена в том, чтобы провести ее реализацию и выручить за нее денежные средства.

Исходя из тех положений, которые прописаны в законодательных актах, обращение взыскания на находящееся в распоряжение организации имущество необходимо проводить после того, как получена исполнительная нотариальная подпись – она подтверждает, что совершение данных действий легитимно. При этом стоит учитывать, что по законодательству возможно наложение такого взыскания и без нотариального заверения его легитимности в том случае, если данную возможность предусматривает договор займа либо хранения, который заключили подписавшие его стороны. Множество ломбардов отлично пользуется этим законодательным положением – они вписывают в такие договоры нужные пункты, с помощью которых их действия по наложению взыскания становятся легитимными.

Невостребованная вещь, исходя из положений 13-й статьи Федерального закона №196-ФЗ от 19-го июля 2007-го года «О ломбардах», может быть продана любым методом – как захочет данная организация. К примеру, ею могут быть размещены объявления о продаже такого предмета либо ценности посредством собственного официального сайта либо в ломбардном помещении. Возможна подача соответствующего объявления в специализированные средства массовой информации либо может быть применен другой удобный для нее способ. Несмотря на это, если существует фиксация определенных ограничений касательно вариантов продажи невостребованной вещи в договоре займа либо хранения, который заключили между собой ломбард и владелец вещи, то их необходимо соблюдать при ее продаже.

Например, если договор дает возможность продать вещи только посредством размещения объявления о реализации невостребованного имущества в ломбардном помещении, иные методы ее реализации в таком случае будут признаны нелегитимными. Если же ломбардом будут использованы такие варианты реализации невостребованной вещи, у ее владельца есть право на судебное обращение с целью защиты своих прав.

При этом, выбирая способ реализации невостребованной вещи, стоит помнить, что если стоимость реализуемого товара будет выше тридцати тысяч рублей, то по законодательству ее будут продавать на публичных торгах. Иной способ реализации подобных предметов по закону просто отсутствует. Несмотря на это, реализация имущества на публичных торгах возможна и для вещей или предметов, стоимость которых ниже вышеупомянутой суммы.

Если после первого этапа публичных торгов выставленную на реализацию вещь, предмет либо ценность, продать не удалось, у ломбарда есть право на организацию второго этапа торгов. Цена на реализуемый товар может быть снижена с целью привлечения покупателей. Необходимо, однако, принимать во внимание тот факт, что степень свободы ценовой политики организации в данном случае четко регулируется нынешним законодательством: так, во втором пункте 13-й статьи Федерального закона № 196-ФЗ от 19-го июля 2007-го года «О ломбардах» установлено, что максимальный размер скидки от первоначальной цены в ходе подобных торгов не может превышать 10% стоимости реализуемой вещи.

Каким образом распределяются денежные средства, вырученные от продажи невостребованного имущества?

После того, как состоялась продажа, вырученные средства распределяются в зависимости от того, каково их соотношение с суммой долга заемщика либо лица, которое оставило вещь на хранение. Так, если полученные от продажи подобного товара денежные средства равняются либо меньше величины долговых обязательств гражданина, заключившего договор с ломбардом, последний целиком забирает себе вырученные денежные средства. Обязательства заемщика или лица, которое оставило вещь на хранение, в таком случае считаются погашенными – даже если фактически вырученные денежные средства гораздо меньше данных обязательств.

Если же вырученные денежные средства, полученные от реализации невостребованного товара, превышают размер финансовых обязательств заемщика либо лица, которое оставило вещь на хранение, то последнему должны отдать часть денежных средств от продажи. Эта часть, в свою очередь будет определяться исходя из соотношения между оценкой стоимости реализованной вещи при выставлении ее на торги и настоящей ценой, которую смог получить ломбард после ее реализации. Денежная сумма, причитающаяся собственнику товара, будет являться разницей между величиной его долговых обязательств перед организацией и тем из значений, которое является максимальным: ценой продажи принадлежащей ему вещи либо суммой ее оценки.

Вместе с тем, исходя из положений действующего законодательства, ломбард хоть и обязан возвратить собственнику оставшиеся денежные средства, вырученные от продажи его вещи, заниматься проведением розыскных мероприятий собственника организация вовсе не обязана. Возвратить ему денежные средства она должна лишь в случае его самостоятельного обращения за причитающейся ему суммой, и притом подобное обращение должно быть проведено в срок, не превышающий трех лет со дня продажи невостребованной им вещи. При этом если за указанные срок он не составил обращение за причитающейся ему выплатой, все эти деньги становятся полной собственностью ломбардного учреждения.

Ломбарды ведут деятельность по осуществлению кредитования населения под залог движимого имущества , а также предоставляют услуги по хранению ценных вещей граждан. Деятельность ломбардов весьма специфична, поэтому и система учета и налогообложения в таких организациях имеет ряд особенностей.

консультант аудиторской фирмы МКПЦН
http://www.mkpcn.ru/
Мария Кузнецова

На основании статьи 17 Закона №158-ФЗ от 25.09.98 “О лицензировании отдельных видов деятельности” деятельность ломбардов подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года №1014, утвердившим Положение о лицензировании деятельности ломбардов. Согласно указанному положению лицензирующим органом за рассмотрение заявления взимается плата в размере 300 руб. и лицензионный сбор – 1000 руб. Лицензия выдается на 3 года, если соискатель в заявлении не укажет меньший срок. Операция по приобретению лицензии в регистрах бухгалтерского учета отражается следующим образом.

Дебет 31 (97) Кредит 76

1300 – приняты к учету в составе расходов будущих периодов затраты по приобретению лицензии, выданной на 3 года

Дебет 76 Кредит 51

1300 – перечислена плата за рассмотрение лицензии

Дебет 31 (97) Кредит 76

36,11 (1300: 36 месяцев) – на себестоимость услуг отнесена часть затрат по приобретению лицензии, приходящаяся на отчетный месяц

Выдача кредита под залог ценных вещей оформляется бланком строгой отчетности “ Залоговый билет” (форма БО-7), выписываемым в трех экземплярах (утвержден письмом МФ РФ от 20.04.95 №16-00-30-33). Поэтому ломбарды могут на основании п.1 Перечня организаций, которые могут осуществлять расчеты с населением без применения ККМ, утвержденного Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.93 №745, рассчитываясь с населением, не применять ККМ. При этом необходимо вести учет бланков строгой отчетности на счете 006 в условной оценке, а также в журнале учета бланков строгой отчетности.

Согласно статье 358 Гражданского кодекса РФ право собственности на предмет залога к ломбарду не переходит, поэтому наличие движение залогового имущества отражается на счете 002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение”.

Рассмотрим примеры отражения в учете хозяйственных операций по кредитованию населения, а также порядок их налогообложения.

Ломбард выдал гражданину кредит в размере 50000 руб. на 1 месяц под залог ювелирного изделия, оцененного ломбардом в 55000 руб. Проценты за пользование кредитом установлены в размере 22% за месяц. По истечении месяца гражданин погасил сумму предоставленного кредита и начисленных процентов В целях налогообложения выручка определяется ломбардом “по оплате”.

Сначала рассмотрим ситуацию, когда клиентом возвращается выданный ломбардом кредит и погашаются проценты

Дебет 002

55000 – в залог принято ювелирное изделие.

Кредит 006

1- клиенту выдан залоговый билет

Дебет 76 Кредит 50

50000 – гражданину выдан кредит

Дебет 62 Кредит 46 (90-1)

11000 (50000 * 22%) – по истечении месяца, на который выдан кредит, начислена плата за пользование кредитом

Дебет 50 Кредит 76

50000 – оприходована возвращенная гражданином сумма кредита

Дебет 50 Кредит 62

11000 – гражданин погасил задолженность по процентам

Кредит 002

55000 – возвращено полученное в залог ювелирное изделие

Дебет 20 Кредит 67 (68)

110 (11000 * 1%) – начислен налог на пользователей автомобильных дорог

Дебет 46 (90-2) Кредит 20

110 – списаны расходы на оказание услуг

Дебет 46 (90-9) Кредит 80 (99)

10890 (11000 -110) – полученная прибыль отнесена на финансовые результаты

Дебет 81(99) Кредит 68

3811,5(10890 *35%) – начислен налог на прибыль

Операции по кредитованию населения и полученный от них в виде процентов доход не подлежит обложению НДС согласно пп.5 и пп.15 п.3 ст.149 НК РФ, а также налогом с продаж – согласно п.3 ст.20 Закона РФ от 27.12.91 №2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ”. Что касается вступающей в силу с 01.01.02 главы 27 НК “Налог с продаж”, то там сохраняется существующая ныне льгота для кредитных организаций (п.1 ст.350).

При осуществлении операций по кредитованию необходимо учитывать положения пп.1п.1 и пп.1 п.2 ст.212 НК РФ, в соответствии с которыми, в случае представления заемных средств под процент, размер которого не превышает ? ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату получения заемных средств, ломбарду необходимо исчислить и удержать с заемщика налог на доходы физических лиц исходя из суммы материальной выгоды и налоговой ставки в размере 35%, а при невозможности удержания налога – в месячный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту учета ломбарда о невозможности удержания и сумме задолженности клиента по налогу на доходы.

В данной ситуации возникающая материальная выгода облагается ЕСН в соответствии с п.4 ст.237 только если заемщик является работником ломбарда.

На практике не редки случаи, когда гражданин не погашает кредит, проценты по нему, и переданная в залог вещь остается невостребованной. В этой ситуации по истечении месяца после окончания срока договора на сновании исполнительной надписи нотариуса ломбард продает залоговую вещь. В бухгалтерском учете эти операции будут отражаться следующим образом.

Воспользуемся данными вышеприведенного примера.

Кредит 002

55000 – отражено выбытие принятого в залог ювелирного изделия

Дебет 50 Кредит 76

88200 – отражено поступление денежных средств за реализованное ювелирное изделие, продажная цена которого составила 70000 + 14000 (НДС) +4200 (налог с продаж)

Данный порядок начисления НДС – с продажной стоимости предмета залога- отражает позицию налоговых органов, неоднократно высказываемую в ответах на частные запросы, которые считают, что начислять НДС следует со всей суммы выручки от реализации залогового имущества, куда включается сумма превышения над обязательством клиента, которая будет ему возвращена после погашения его задолженности. По нашему мнению, это не совсем верно, ведь возвращаемая клиенту сумма не является выручкой за услугу ломбарда. Ломбард является плательщиком НДС только с выручки за свои услуги (например, за хранение вещей или оценку имущества)

Действительно, в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ в объект налогообложения включается реализация предметов залога. Но при этом плательщиком НДС при реализации товаров может являться только их собственник, так как реализация – это передача права собственности на товары (п.1 ст.39 НК РФ). Поскольку право собственности к покупателю залогового имущества переходит от физического лица, а не от ломбарда, то оно и может являться налогоплательщиком. А согласно ст.143 НК РФ физические лица, не являющиеся предпринимателями, в принципе не являются плательщиками НДС. Обязанности по начислению залогодержателем НДС при реализации им от своего имени имущества залогодателя налоговым законодательством не определено.

Однако, если ломбард по вопросу начисления НДС будет придерживаться позиции, противоположной налоговым органам, при возникновении спорной ситуации свою правоту придется доказывать в судебном порядке.

Дебет 76 Кредит 62

11000 – погашена задолженность гражданина по процентам

Дебет 76 Кредит 50

9000 (70000-50000-11000) – гражданину возвращены денежные средства в сумме, превышающей его задолженность по кредиту и начисленным процентам.

В соответствии с п.2 ст.226 и пп.1 п.4 ст.228 при получении физическим лицом доход от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности налог на доходы физических лиц не удерживается, если источником дохода выступало физическое лицо, не являющееся налоговым агентом. С 01 января 2002 года согласно Закону от 29.11.01 №158-ФЗ вступает в силу новая редакция пункта 1 ст.228 НК РФ, в соответствии с которой физические лица самостоятельно производят исчисление и уплату налога исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, не зависимо от того, является ли источник выплаты такого дохода налоговым агентом. Отметим, что и до вступления в силу указанного закона налоговые органы придерживались такой же позиции, которая была высказана в п.1 р.VI Методических рекомендаций о порядке применения главы 23 “Налог на доходы физических лиц”, утвержденных приказом МНС России от 29.11.00 №БГ-3-08/73. При этом ломбарду не позднее 1 апреля следующего года необходимо подать сведения по форме 2-НДФЛ в налоговый орган, в котором ломбард состоит на учете.

Если причитающаяся разница не будет возвращена клиенту, по истечении срока исковой давности (3 года) она подлежит зачислению во внереализационный доход ломбарда и облагается налогом на прибыль. Данный порядок сохранится и в 2002 году (пп.18 ст.250 НК РФ).

Если сумма задолженности клиента превышает сумму выручки, полученной от реализации залоговой вещи, то в учете необходимо сделать следующие записи.

Дебет 50 Кредит 76

60480 – поступила выручка за реализованный предмет залога в размере 48000 +9600 (НДС) + 2880 (налог с продаж)

Дебет 80 Кредит 46

11000 – списан на финансовый результат убыток в размере неполученных процентов в том отчетном периоде, в котором произошла реализация залогового имущества

Дебет 80 Кредит 76

2000 (50000-48000) – списан убыток в части задолженности по кредиту, не покрытой суммой выручки от реализации предмета залога

Налоговые органы считают, что полученные в данной ситуации убытки являются убытками от внереализационных операций, и поэтому убытки от продажи вещей, залог которых оформлен одним залоговым билетом, необходимо, по их мнению, учитывать для целей налогообложения в пределах внереализационного дохода от продажи других вещей, залог которых оформлен тем же залоговым билетом. Данная позиция неоднократно высказывалась при ответах на частные запросы, а также на страницах периодических изданий.

Похожая ситуация, когда налоговым органом не были приняты в целях налогообложения убытки по отдельным внереализационным операциям, рассматривалась Президумом ВАС РФ (Постановление от 12.09.00 №8497/99), при этом решение было принято в пользу налогоплательщика на том основании, что финансовый результат определяется в целом по всем операциям за отчетный период.

Поэтому если все-таки ломбард учитывает при налогообложении убытки, возникшие при недостаточности выручки от реализации залогового имущества для покрытия задолженности залогодателя, при возникновении разногласий с налоговыми органами рекомендуем отстаивать свою позицию в суде.

Кроме того, мы считаем, что у ломбардов, исчисляющих выручку для целей налогообложения “по отгрузке”, убыток в сумме неполученных процентов (в нашем примере — 11000), то есть неполученной выручки, является убытком по основной деятельности, а не убытком от внереализационных операций по реализации имущества, и поэтому он должен уменьшать налогооблагаемую прибыль как убыток от реализации. Что касается ломбардов, исчисляющих выручку “по оплате”, то у них для целей налогообложения убытка не возникает, так как сумма выручки по данным бухгалтерского учета будет корректироваться на сумму неоплаченной выручки, а убыток по данным бухгалтерского учета будет фактически являться неполученным доходом.

Учитывая, что в соответствии с п.5 ст. 358 ГК РФ после реализации залогового имущества требования к должнику погашаются независимо от суммы, вырученной от продажи данного имущества, и ломбард не может предъявить никаких требований к клиенту, по нашему мнению, сумма убытка в части невозвращенного клиентом кредита должна уменьшать налогооблагаемую прибыль как убыток от списания долгов, нереальных для взыскания.

Плата за оказанные ломбардом услуги по хранению ценных вещей и по оценке имущества включается в состав выручки от оказания данных услуг и облагается НДС, а также в случае наличной оплаты и налогом с продаж в общеустановленном порядке.

Напомним, что в соответствии с п.4 ст.149 НК РФ при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций ломбард обязан вести раздельный учет таких операций.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Ростовщичество в современных условиях: бухучет и налогообложение в ломбардах

В условиях финансового кризиса и снижения ликвидности финансового сектора среди предпринимателей, вероятно, найдутся те, кто пожелает быстро и без высоких бюрократических барьеров выдавать свободные средства в заем. Речь пойдет о ломбардах. В статье мы попытаемся разобраться с правовой основой, а также особенностями бухгалтерского и налогового учета деятельности ломбардов.

По оценкам экспертов, сегодня ломбарды достигли высоких показателей по объемам микрокредитования населения, не уступая при этом банковскому сектору. Такие результаты объясняются легко, ведь у ломбардов достаточно либеральные условия, позволяющие получить деньги под залог без поручителей и справок о доходах. При этом сегодняшние ставки процентов по ломбардным кредитам на уровне 10-25% в месяц уже не кажутся такими высокими. Если еще в недавнем прошлом немногочисленными клиентами услуг ломбардов являлись либо криминальная среда, сбывающая краденые вещи, либо находящиеся на грани выживания старики, то сегодня ломбарды привлекают к себе и средний класс предпринимателей.

Все изменил финансовый кризис. Банки ухудшили условия кредитования, сделав кредиты дорогими, а их получение почти невозможным. Поэтому в целях пополнения оборотных средств и недопущения задержек с выплатой зарплаты, многие предприниматели вспомнили о ломбардах. Финансовые трудности заставляют людей нести в ломбарды не только драгоценности и бытовую технику. Увеличилось количество тех, кто отдает в залог автомобили и квартиры.

Правовая основа деятельности ломбардов

Итак, что же такое «ломбард»?

Ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды могут также оказывать консультационные и информационные услуги.

Важно отметить, что им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме вышеуказанных.

Правовое регулирование деятельности ломбардов на сегодняшний день осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом, а также Законом от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон).

Несмотря на то, что ломбард осуществляет отдельные банковские операции, а также является профессиональным хранителем и несет повышенную ответственность за сохранность вещей поклажедателя — действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности ломбардов.

Бухгалтерский учет в ломбардах

Учетная политика. При формировании учетной политики ломбарда важно отметить, что проценты, получаемые за предоставление краткосрочных кредитов, и средства за оказание услуг по хранению и оценке движимого имущества являются для ломбардов доходами от обычных видов деятельности (ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. N 32н).

Оформляем «первичку». Прием и оценка сдаваемых на хранение вещей оформляются именной сохранной квитанцией, а в случае кредитования граждан – залоговым билетом. Формы бланков строгой отчетности, используемые в деятельности ломбардов, утверждены приказом Минфина от 14 января 2008 года N 3н, который вступил в силу с 24 февраля 2008 года (см. письмо Минфина от 25.03.2008 N 03-01-15/3-82). Соответственно, денежные расчеты по займам ломбард вправе осуществлять без применения ККТ (письмо Минфина от 20.02.2008 N 03-01-15/1-38).

Оприходуем заложенное имущество. Важно учесть, что в соответствии с пунктом 3 статьи 358 ГК РФ «ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами», то есть право собственности на предметы залога к нему не переходит. Поэтому на основании пункта 2 статьи 8 Закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, находящееся в ломбарде, но не являющееся его собственностью, учитывается обособленно от собственного имущества ломбарда.

Для обобщения информации о товарно-материальных ценностях и имуществе поклажедателя, принятых на ответственное хранение, Планом счетов предусмотрен забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Аналитический учет по этому счету следует вести в разрезе каждого залогового билета и сохранной квитанции.

Счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам). На данном счете учитывается согласованная сторонами стоимость заложенного имущества, полученного от физического лица.

Если в гарантии не указана сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.

Суммы обеспечений, учтенные на счете 008, списываются по мере погашения задолженности.

Аналитический учет по счету 008 ведется по каждому полученному обеспечению.

Учитываем краткосрочные кредиты. Краткосрочный кредит, выданный физическому лицу, включается в состав финансовых вложений организации и отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» (п.2 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»).

Итак, рассмотрим на примере, как операция по предоставлению займа ломбардом будет отражена на счетах бухгалтерского учета.

Примеры приведены без учета проводок по начислению налогов.

ПРИМЕР

ООО «Ломбард» предоставило физическому лицу заем в размере 3000 руб. сроком на 30 дней с уплатой процентов из расчета 1% за каждый день пользования денежными средствами.

Договор заключен под залог ювелирных изделий, которые оценены сторонами в размере 10 000 руб. Заем был возвращен физическим лицом в установленный срок.

ДЕБЕТ 58-3 КРЕДИТ 50

— 3000 руб. — отражена сумма займа, выданная физическому лицу;

ДЕБЕТ 008

— 10 000 руб. — получено обеспечение в виде залога ювелирных изделий;

ДЕБЕТ 76-5 КРЕДИТ 90-1

— 900 руб. (3000 руб. x 1% x 30 дней) — отражена сумма процентов, причитающихся к получению.

После возвращения кредита:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 58-3

— 3000 руб. — возвращены заемные средства;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 76-5

— 900 руб. — получена сумма процентов по займу от физического лица;

КРЕДИТ 008

— 10 000 руб. — обеспечение заемных обязательств списано по мере погашения займа.

Усложним условия предыдущего примера и рассмотрим ситуацию, что бывает довольно часто, когда гражданин не смог выкупить сданное под залог ювелирное изделие в установленный договором срок.

ПРИМЕР

ООО «Ломбард» предоставило физическому лицу заем в размере 3000 руб. сроком на 30 дней с уплатой процентов из расчета 1% за каждый день пользования денежными средствами. Услуги хранения за весь период составили 6% от суммы оценки предмета залога.

Договор заключен под залог ювелирных изделий, которые оценены сторонами в размере 10 000 руб.

Заем не был возвращен физическим лицом в установленный срок. По истечении двух месяцев после истечения срока возврата займа предмет залога был реализован за 11 000 руб. Из полученных средств ломбард погасил задолженность физического лица и возвратил ему оставшуюся сумму.

ДЕБЕТ 58-3 КРЕДИТ 50

— 3000 руб. — отражена сумма займа, выданная физическому лицу;

ДЕБЕТ 002

— 10 000 руб. — получены на хранение ювелирные изделия;

ДЕБЕТ 008

— 10 000 руб. — получено обеспечение в виде залога ювелирных изделий;

ДЕБЕТ 76-5 КРЕДИТ 90-1

— 2700 руб. (3000 руб. x 1% x 90 дней) — отражена сумма процентов, причитающихся к получению;

ДЕБЕТ 76-5 КРЕДИТ 90-1

— 600 руб. (10 000 руб. х 6%) — отражена сумма услуг хранения вещей.

После реализации ювелирных изделий:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62

— 11 000 руб. — поступили в кассу денежные средства за проданные ювелирные изделия;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 58-3

— 3000 руб. — требования ломбарда к заемщику погашены (в части суммы займа);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-5

— 3300 руб. (2700 руб. + 600 руб.) — требования ломбарда к заемщику и поклажедателю погашены (в части суммы процентов по займу и услуг хранения);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-5

— 4700 руб. (11 000 – 3000 – 2700 – 600) — отражена задолженность ломбарда перед заемщиком (поклажедателем) в части разницы между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика (поклажедателя);

ДЕБЕТ 76-5 КРЕДИТ 50

— 4700 руб. — разница между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика (поклажедателя) выплачена последнему;

КРЕДИТ 002

— 10 000 руб. — списана стоимость реализованных предметов хранения;

КРЕДИТ 008

— 10 000 руб. — обеспечение заемных обязательств списано по мере реализации предметов залога.

Продаем заложенное имущество. Если сумма оценки невостребованной вещи превышает 30 000 рублей, ее реализация осуществляется только путем продажи с публичных торгов. В остальных случаях форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.

Важно отметить, что при продаже заложенного имущества ломбард не получает выручки (не соблюдаются положения пункта 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), а отражает кредиторскую задолженность перед залогодателем за проданное имущество.

При этом после продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения.

Если после продажи невостребованной вещи сумма, вырученная от ее реализации, оказалась выше суммы обязательств заемщика перед ломбардом и выше суммы оценки вещи, то ломбард обязан возвратить заемщику разницу между суммой выручки и суммой обязательств.

А в случае, когда вырученная от реализации сумма «покрывает» обязательства заемщика, но ниже суммы оценки вещи заемщику нужно вернуть разницу между суммой оценки и суммой обязательств.

ПРИМЕР

Воспользуемся условиями предыдущего примера. Если бы ломбард продал заложенную вещь, скажем, за 9000 руб., то в этом случае выплате заемщику (поклажедателю) подлежало бы 3700 руб. (10 000 — 3000 — 2700 — 600).

Соответственно, убыток ломбарда в таком случае составит 1000 руб. (9000 — 3000 — 2700 — 600 — 3700). Особую значимость в этой связи приобретает правильность оценки предмета залога.

Наконец, необходимо отметить, что сумма, оставшаяся после реализации предмета залога и удовлетворения требований ломбарда, остается кредиторской задолженностью ломбарда вплоть до момента возврата ее залогодателю. Если в течение 3-х лет со дня продажи невостребованной вещи заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда. Списанную таким образом кредиторскую задолженность перед заемщиком или поклажедателем по истечении срока исковой давности ломбард на основании п.8 ПБУ 9/99 зачислит в состав прочих доходов.

«Запретные» спецрежимы

Сразу отметим, что ломбарды не имеют права на применение «упрощенки». Это следует из пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса. Что касается другого спецрежима – в виде ЕНВД – то здесь вопрос гораздо сложнее.

С одной стороны, по прочтении статьи 346.27 НК РФ становится очевидно, что услуги по приему от граждан имущества в залог и на хранение под ЕНВД не подпадают. Дело в том, что «бытовые услуги», под которые можно было бы подвести деятельность ростовщиков, определяются в данной статье как:

платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов (в редакции Закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ).

С другой стороны, если ломбард продавал в розницу заложенные, но не выкупленные владельцами вещи, то этот вид деятельности Минфин мог квалифицировать как розничную торговлю, подпадающую под ЕНВД (письма от 21 марта 2006 г. N 03-11-04/3/142, от 5 мая 2006 г. N 03-11-04/3/242).

Почему мог? А потому что с 1 января 2008 года вступил в силу Закон от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах». До этого момента операции по залогу вещей в ломбарде регулировались статьей 358 Гражданского кодекса. Нормой указанной статьи ломбардам разрешалось при объявлении торгов несостоявшимися приобрести заложенное, но невыкупленное имущество и зачесть задолженность залогодателя в счет цены покупки. И в этом случае ломбард становился собственником упомянутого имущества, согласно пункту 4 статьи 350 ГК РФ. Потому Минфин разъяснял, что реализация имущества, перешедшего в собственность ломбарда и происходящая через объект организации торговли, принадлежащий ломбарду или используемый им на иных правовых основаниях (аренда, пользование и т.д.), подпадает под налогообложение в виде ЕНВД.

Однако после вступления в силу Закона N 196-ФЗ вышеприведенные разъяснения Минфина относительно возможности применения ломбардами ЕНВД стали не актуальны. Дело в том, что и сегодняшняя редакция вышеназванной статьи 358 ГК РФ, и нормы статьи 13 Закона N 196-ФЗ уже не предусматривают возможности приобретения в собственность заложенного имущества в случае объявления торгов несостоявшимися. Более того, норма статьи 2 Закона N 196-ФЗ вообще запрещает заниматься ломбардам иными видами деятельности, в том числе и розничной торговлей. Таким образом, единственное, что остается ломбардам – это довольствоваться радостями общей системы налогообложения.

Налог на прибыль

Распределяем доходы…

В налоговом учете ломбарды должны признавать доходы в виде процентов, полученных по договорам кредита и займа, в составе внереализационных. Такова официальная позиция Минфина, выраженная в письме от 5 июня 2008 года N 03-03-06/4/41.

Однако в то же время предоставление займа под залог имущества для ломбардов является основным видом деятельности. Поэтому в бухучете проценты, получаемые за предоставление в пользование денежных средств, напротив, являются для ростовщиков выручкой от реализации и отражаются в составе доходов от обычных видов деятельности.

Иные доходы, получаемые ломбардом от основных видов деятельности, например, выручка от хранения вещей граждан, в том числе предметов залога, или выручка от консультационных и информационных услуг, будут являться для целей исчисления налога на прибыль доходами от реализации.

Продали с убытком…

Еще один немаловажный вопрос – как учесть убыток от продажи заложенного имущества (когда поступления от реализации невостребованной вещи ниже, чем образовавшаяся задолженность по займу)?

Отвечая на него, необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах» после продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения.

Учитывая, что ломбард не вправе требовать от должника оставшуюся сумму долга в случаях, если выручки от реализации заложенного имущества недостаточно для полного погашения требований ломбарда к залогодателю, обязательство залогодателя перед залогодержателем можно считать прекращенным вследствие невозможности его исполнения (п.1 ст.416 ГК РФ). В целях исчисления налога на прибыль такие долги признаются безнадежными и учитываются в составе внереализационных расходов (пп.2 п.2 ст.265 и п.2 ст.266 НК РФ). Списать их нужно на дату прекращения действия договора о залоге при условии, что они соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ (абз.2 п.8 ст.272 НК РФ).

Если ломбард принял решение создать резерв по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов учитываются в составе внереализационных расходов в суммах, не покрытых за счет средств такого резерва (пп.2 п.2 ст.265 НК РФ).

Расходы на страховку перестали быть спорными

Известно, что ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки. Об этом говорится в статье 6 Закона N 196-ФЗ. При этом заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.

Может ли ломбард учесть расходы на страхование предметов залога, ссылаясь на пункт 1 статьи 263 НК РФ?

Рассматривая данный вопрос для отношений, возникших до 1 января 2009 года, необходимо сказать, что ситуация с налоговым учетом расходов на страхование предметов залога была довольно таки спорной. Причем однозначной позиции не наблюдалось и у самих налоговых органов.

Согласно официальной точке зрения, выраженной, например, в письме УМНС по г. Москве от 23 сентября 2003 года N 26-12/52309, ломбард может учитывать расходы на добровольное страхование предметов залога. Другие, напротив, считают, что перечень расходов по добровольным видам страхования, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, определен в пункте 1 статьи 263 НК РФ и является закрытым. Учет расходов ломбардов по страхованию принятого от граждан имущества для целей налогообложения указанным перечнем не предусмотрен.

По нашему мнению, у ломбарда есть основания не согласиться с последними, ведь есть возможность применения подпункта 7 пункта 1 статьи 263 НК РФ, которым предусмотрен учет расходов на добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. При этом понятие «использование имущества налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода» законодательно не определено. И в данном случае можно сослаться на пункт 7 статьи 3 НК РФ, который предусматривает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

И коль уж мы начали рассуждать о добровольном характере страхования предметов залога, то отметим, что согласно пункту 4 статьи 3 Закона от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами. В отношении обязательного страхования ломбардами предметов залога такой закон пока не принят. Поэтому и полагаем, что такое страхование с точки зрения Закона N 4015-1 является больше добровольным, нежели обязательным. Конечно, не исключаем, что с данным мнением о добровольном характере страхования предметов залога можно поспорить, учитывая положения Закона N 196-ФЗ, а также требования статьи 358 ГК РФ. Но согласимся, что от этого аргументы в пользу включения в расходы затрат на страхование имущества, принятого в залог, становятся более надежными, ведь статьей 263 НК РФ не конкретизируется перечень обязательных видов страхования для включения страховых премий в расходы при исчислении налога на прибыль.

Наконец, отметим, что с 1 января 2009 года данный вопрос разрешился в пользу налогоплательщиков окончательно, поскольку Законом от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ в статью 263 НК РФ был включен пункт 10, а перечень расходов на добровольное страхование дополнен, соответственно, расходами на «другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности».

Налог на добавленную стоимость

В свете применения ломбардами общей системы налогообложения интересно рассмотреть особенности исчисления НДС. Ведь ломбарды получают выручку как облагаемую, так и не облагаемую этим налогом.

Объектом налогообложения по НДС для ломбардов будут являться реализация услуг по хранению вещей, в том числе предметов залога, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Что касается финансовых услуг ломбардов, то согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ стоимость таких услуг, то есть проценты, которые ломбард получает с выданных займов гражданам, НДС не облагаются. Поэтому если ломбард осуществляет операции, подпадающие и не подпадающие под налогообложение НДС, то, согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ, он обязан вести их раздельный учет. Для этого необходимо открыть субсчета по соответствующим счетам учета доходов и расходов ломбарда, выделять соответствующие доходы отдельной строкой в первичных документах и регистрах и т.д.

Продали заложенное имущество: платить ли НДС?

Главный вопрос, который возникает у ломбарда при исчислении НДС – облагается ли этим налогом реализация невостребованных предметов залога?

Отвечая на него, обратимся к статье 2 Закона N 196-ФЗ, которой предусмотрено, что ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами. Следовательно, реализация ломбардом заложенного имущества граждан не может рассматриваться как реализация им товара ввиду того, что ломбард не имеет права собственности на заложенное имущество. Ведь пунктом 1 статьи 39 НК РФ определено, что под реализацией товаров понимается передача на возмездной основе права собственности на товары. Данный вывод поддерживается и судами (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 9 февраля 2007 г. N А65-13250/2006-СА1-29).

Также следует иметь в виду, что целью реализации заложенного имущества является не получение ломбардом дохода, а погашение требований ломбарда к залогодателю. И даже если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом окажется ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, то ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю указанную разницу (п.4 ст.13 Закона N 196-ФЗ).

При этом нельзя не учитывать и положения подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, в котором сказано, что НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного и новации, а также передача имущественных прав. Необходимо иметь в виду, что при реализации не выкупленного (невостребованного) имущества (в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита или не востребования переданного на хранения имущества) ломбарды выступают в качестве посредника, действующего от имени своего клиента на основании права, данного статьей 358 ГК РФ, а также статьями 10-13 Закона N 196-ФЗ.

При этом особенности налогообложения НДС операций при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров регулируются статьей 156 НК РФ. Налоговая база по таким договорам определяется как сумма дохода, полученная посредником в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В аналогичном порядке определяется налоговая база при реализации залогодержателем предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю.

Получается, что при реализации ломбардом заложенного имущества обложению НДС подлежит та часть денежных сумм, которая является разницей между суммой дохода, полученного ломбардом, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, и только в том случае, если вернуть эту разницу не представляется возможным.

Ломбард освободят от НДС при малой выручке

Нельзя не сказать и о том, что ломбард может быть освобожден от обязанностей налогоплательщика НДС согласно статье 145 НК РФ. Это возможно при условии, что за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей. В таком случае ломбард должен представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение.

Налог на доходы физических лиц

Немало волнует предпринимателей, содержащих ломбарды, вопрос о том, являются ли они налоговыми агентами по отношению к физическим лицам – залогодателям, не востребовавшим свое имущество.

Как следует из пункта 2 статьи 226 НК РФ, организации в отношении доходов, полученных гражданами от реализации имущества, налоговыми агентами не являются. Этот вывод в полной мере относится и к реализации заложенного имущества ломбардами. Ведь, как мы уже упоминали, ломбард, реализуя имущество физического лица, выступает лишь посредником, право собственности на заложенное имущество к нему не переходит. Следовательно, удерживать НДФЛ и представлять сведения об этих доходах в налоговую инспекцию в такой ситуации не нужно.

Тем не менее, налоговые органы порой считают, что на ломбарды распространяются требования статьи 230 НК РФ, которая предписывает представлять сведения по форме 2-НДФЛ в налоговую инспекцию. Однако практика арбитражных судов по данному вопросу на стороне ломбардов (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2004 г. N А33-6391/04-С3-Ф02-4871/04-С1).

В конечном итоге право ломбардов не представлять сведения по форме 2-НДФЛ признали и в Минфине (письмо от 14 мая 2005 г. N 03-05-01-04/133).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *