Блокировка счетов налоговой инспекцией

Содержание

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Использование вышеназванного ограничения прав организации на распоряжение денежными средствами в каждой из перечисленных здесь ситуаций рассматривается в качестве обеспечительной меры.

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

  • по правилам действующего законодательства, налогоплательщик не исполнил в срок обязанность по сдаче «нулевой» декларации;
  • в текущем налоговом периоде выявлен факт непредставления налоговых деклараций по тем налогам, которые организация была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.

Отметим, что с 1 января 2015 года возможность вынесения решения о приостановлении по данной причине будет ограничена трехлетним сроком, который исчисляется со дня истечения 10 рабочих дней, следующих за датой окончания установленного для представления декларации срока (подп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)). В настоящее время каких-либо ограничений срока, в течение которого представители налоговых органов вправе принять соответствующее решение, Налоговым кодексом не предусмотрено.

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

  • заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства;
  • неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях;
  • непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов).

Приостановление не может применяться и к счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

  • требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

  • государственной пошлины;
  • налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;
  • налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;
  • страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;
  • страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

  • для оплаты банковской комиссии;
  • по платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;
  • по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;
  • по оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.

Допускается приостановление операций и переводов:

  • по счетам ликвидируемой организации;
  • по счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;
  • по банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.

При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

  • ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;
  • ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;
  • о приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.

В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой — третьей очередям и поименованных в абзацах втором — четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

>Приостановление операций по счету: что делать?

Рекомендуем онлайн-курсы для бухгалтеров – по направлениям НДС, налог на прибыль, УСН. Документ об обучении по итогам тестирования.

В каких случаях могут заблокировать расчетный счет

Банковский счет может быть заморожен в следующих случаях:

  1. Организация или ИП не заплатили налоги, штрафы, пени, проценты согласно требованию об уплате (пп. 1, 8 ст. 69, п. 2 ст. 76 НК РФ).
  2. В течение 10 рабочих дней со дня окончания срока организация не представила налоговую декларацию (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Налогоплательщик не передал налоговому органу квитанцию о приеме документов в электронном виде. Срок блокировки по истечении 10 дней со дня истечения срока передачи таких документов — 6 дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
  4. В качестве обеспечения исполнения решения налогового органа по итогам камеральной или выездной проверок (п. 1 ст. 76, п. 10.2 ст. 101 НК РФ). Арест вводится только после вынесения решения о привлечении организации к ответственности (п. 10 ст. 101 НК РФ).
  5. Если налоговый агент опоздал больше чем на 10 дней со сдачей нового расчета по НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Иных оснований для блокировки счетов Налоговым кодексом не предусмотрено. То есть, если не представлена в срок бухгалтерская отчетность или расчет авансового платежа по налогу ИФНС блокировать счета не имеет права (Письма Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324).

Правила, установленные ст. 76 НК РФ, касаются не только налогоплательщиков-организаций, а распространяются еще и на:

  • налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;
  • индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов.

Обратите внимание, когда компания, чьи банковские счета заблокировали налоговики, прекратила свое существование в связи с реорганизацией, блокировочное решение переходит на счета ее правопреемника (Письмо ФНС от 02.09.2016 № ЕД-4-8/16327).

Выплата зарплаты с заблокированного счета

Так как выплата зарплаты и уплата налогов и взносов относятся к третьей очереди, банк выполнит то поручение, которое поступит к нему раньше (Письма Минфина России от 15.12.2014 № 03-02-08/64580, от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070). Правда, некоторые суды считают, что очередность списания денег со счета не учитывается при наличии решения инспекторов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (например, Постановление ФАС Центрального округа от 21.09.2009 № Ф10-3848/09). Ранее Минфин был против выплаты зарплаты с заблокированного счета (Письмо Минфина России от 07.07.2011 № 03-02-07/1-229).

В ряде случаев проблем с перечислением заработной платы с заблокированного счета не возникнет вовсе. Перечислим их:

  • зарплата выплачивается из незаблокированного остатка на счете;
  • операция совершается по исполнительному документу (долги по зарплате взысканы по суду);
  • расчеты с работниками при ликвидации организации (Письмо Минфина России от 08.04.2011 № 03-02-07/1-112).

Еще одна категория платежей, которые в сознании неразрывно связаны с заработной платой — суммы социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком). Несмотря на то, что социальные пособия выплачивают из средств ФСС РФ, эти суммы никаким приоритетом в случае приостановления операций не пользуются. Таким образом, выплата пособий при блокировке также может быть приостановлена до ее отмены (Письмо Минфина России от 11.09.2012 № 03-02-07/1-221).

Другие платежи

Обратите внимание, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, не распространяется на ряд платежей. Проще говоря, даже если счет заблокирован с него можно списать:

  • денежные средства в счет уплаты страховых взносов. Это прямо предусмотрено нормой п. 1 ст. 76 НК РФ и подтверждено позицией Минфина России, выраженной в Письме от 20.02.2012 03-02-07/1-41.
  • налоги по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина РФ от 01.08.2011 № 03-02-07/1-270);
  • платежи по текущим требованиям кредиторов, имеющим приоритет в очередности удовлетворения по отношению к требованиям об уплате налогов.

В последнем случае речь идет в частности о платежах первой, второй и третьей очереди, указанных в абз. 2 — 4 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве». К ним относятся:

  • требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника и др.

Приостановление операций по счетам. Ситуации из практики

Налоговая заблокировала счет ошибочно, ошибку подтвердили, но в течение 4-х дней счет оставался заблокированным. Как можно наказать ИФНС за такие действия?

При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета со дня получения банком решения о блокировке до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Для того, чтобы их взыскать, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление, к которому рекомендуется приложить расчет процентов.

Имеет ли право налоговая инспекция блокировать транзитный счет?

Транзитный валютный счет не является счетом в понимании ст. 11 НК РФ. Данный счет имеет целевое назначение, так как открывается для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01).
Таким образом, НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 НК РФ, в том числе по транзитным валютным счетам (Письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).

Что предпринять, чтобы «освободить» счета

Порядок действий организации для разблокировки счета зависит от того, по какой причине проверяющие решили заморозить операции компании.

Компания не представила декларацию

В этом случае компании нужно:

  • — если декларация не была представлена — представить ее в ИФНС;
  • — если декларация была представлена — представить в ИФНС документы, подтверждающие ее представление (например, опись вложения в ценное письмо, если декларация отправлена по почте).

Решение об отмене приостановления операций по счетам ИФНС должна принять не позднее, чем на следующий день после того, как вы это сделаете (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Компания не исполнила требование об уплате налогов, пеней, штрафов

Нужно внести оплату и представить в инспекцию исполненное поручение на оплату (выписку банка) (п. 2 ст. 76 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если заблокировано несколько счетов и общий остаток на них больше суммы, указанной в решении о блокировке, тогда можно разблокировать некоторые из этих счетов, представив в ИФНС:

  1. заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке. В нем надо указать счета, которые вы просите разблокировать, и счета, на которых достаточно денег для исполнения требования;
  2. выписки банков, подтверждающие остаток на счетах.

Решение об отмене блокировки примут не позднее чем на второй рабочий день со дня получения этих документов (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Компания не отправила квитанцию о получении документов от налоговиков в установленный срок

Чтобы счет разблокировали, необходимо отправить в налоговую инспекцию указанную квитанцию. Тогда не позднее, чем на следующий рабочий день после того, как вы это сделаете, ИФНС должна принять решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Либо исполнить требование, которое поступило от инспекции, — представить документы, пояснения, явиться в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548). На следующий рабочий день после осуществления этих действий контролеры примут решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Операции по счетам приостановлены в рамках обеспечения исполнения решения по итогам проверки

В этом случае нужно оплатить недоимку (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ). Либо нужно представить заявление в инспекцию с просьбой заменить эту меру обеспечения на банковскую гарантию или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Тогда счет разблокируют одновременно с принятием решения о замене обеспечительных мер (п. 9.1 ст. 76 НК РФ). Если заморожены несколько счетов компании, то она может поступить так, как было описано выше в подобной ситуации. Другим способом прекращения действия блокировки счета является отмена в установленном порядке собственно решения по проверке.

Незаконная блокировка счета

Если же счет заблокирован без вины организации (а такое тоже бывает), нужно представить доказательства ее отсутствия. В таком качестве могут выступить, в частности:

  • платежные поручения, выписки со счета, подтверждающие факт уплаты налога;
  • декларации с отметкой о принятии налоговым органом либо квитанции и описи вложения с указанием даты отправки и штампом почтового отделения или с приложением квитанции, подтверждающей сдачу декларации по электронным каналам связи;
  • акт сверки с налоговым органом, подтверждающий факт отсутствия у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.

Не более чем через день после того, как налогоплательщик представит все необходимые документы, инспекция обязана принять решение об отмене блокировки его счетов (п. 8 ст. 76 НК РФ).

По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры исполнения решения в виде блокировки счета могут быть заменены на:

  • банковскую гарантию (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • залог ценных бумаг (подп. 2 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • поручительство третьего лица (подп. 3 п. 11 ст. 101 НК РФ).

В случаях, когда разногласия с проверяющими не удается урегулировать полюбовно, налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган (в течение трех месяцев со дня получения решения инспекции) или в суд. При благополучном для компании исходе дела решение арбитров исполняется немедленно (п. 7 ст. 201 АПК РФ). При обращении в суд можно подать одновременно с заявлением о признании решения недействительным ходатайство о приостановлении действия такого решения.

В ч. 1 ст. 90 АПК РФ указано, что по заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Этот исполнительный лист налогоплательщик передает в банк, который обязан возобновить расходные операции по счету. Действие обеспечительной меры длится обычно до принятия решения по делу.

Это позволит компании распоряжаться счетом в обычном порядке, с тем, чтобы не допустить приостановление предпринимательской деятельности организации, убытков либо штрафных санкций за неисполнение своих обязательств перед контрагентами.

Налоговая заблокировала счет: причины и следствия

Право ФНС России заблокировать расчетный счет организации определено в статье 76 Налогового кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень причин, по которым банковские операции могут быть временно приостановлены:

  • юрлицо опоздало с предоставлением налоговой декларации в ФНС на 10 рабочих дней со дня окончания срока ее подачи (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • налоговый агент не представил расчет по форме 6-НДФЛ в ФНС в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока его подачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик не исполнил требование налоговой службы об уплате налога, страховых взносов, пени или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик, который в силу требований НК РФ обязан представлять отчетность в электронном виде, не передал в налоговую службу электронную квитанцию о приеме документа, полученного от ФНС в электронной форме в срок 6 дней с даты его получения (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как следует из письма Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548, в число таких документов входят требования о представлении документов и о представлении пояснений, а также уведомления о вызове представителей организации в налоговую инспекцию.

Кроме того, операции по счету могут приостановить по причинам, указанным в пункте 10 статьи 101 НК РФ. Если в ФНС решат, что организация не исполняет решение, которое было принято по результатам камеральной или выездной проверки, по причине того, что совокупная стоимость его имущества по данным бухгалтерского учета меньше суммы недоимки, пеней и штрафов. Однако, в этом случае перед блокировкой счета орган ФНС должен вынести решение об обеспечительных мерах в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) всего имущества такого юрлица.

Сразу надо сказать, что Пенсионный фонд, ФСС и Росстат не имеют права блокировать банковские счета организаций и ИП. Равно, как и ФНС во всех остальных случаях нарушений налогового законодательства, таких как несвоевременное предоставление авансовых расчетов или бухгалтерского баланса. Нет права примеять эту меру и при непредоставлении расчета по страховым взносам. Правда, этот момент чиновники намерены изменить в ближайшем будущем: соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении.

Рассмотрим, как разблокировать счет в банке, заблокированный налоговой, у организации или ИП в разных ситуациях подробнее.

Блокировка расчетного счета за неисполнение требований налоговиков об уплате налога или страховых взносов

Эта причина предусмотрена пунктом 2 статьи 76 НК РФ, в котором сказано, что ФНС может ограничить банковские операции должника только в пределах суммы недоимки, требование об уплате которой ему было выставлено. Блокируются все банковские счета и с них списываются средства до полного погашения недоимки. В случае наличия остатков средств на нескольких заблокированных счетах допустимый лимит может быть превышен.

Пример : У организации возникла недоимка по налогу на прибыль в сумме 5 тысяч рублей, ей было выставлено требование на оплату 7 тысяч рублей с учетом пени. Был заблокирован расчетный счет налоговой, не один, а операции по всем банковским счетам этой организации, которых было три. На каждом из них был остаток в сумме 10 тысяч рублей. Таким образом, под арестом у ФНС оказались не 7 тысяч рублей, заявленные в требовании, а 21 тысяча рублей. Решить эту ситуацию можно только путем направления письменного заявления в ФНС до того момента, как недоимка будет списана со счетов в тройном размере.

Блокировка расчетного счета за несвоевременное представление декларации

Если налогоплательщик задержался со сдачей любой из деклараций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, более чем на 10 дней, ФНС имеет право ограничить все операции по его банковским счетам. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 76 НК РФ, а также пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ. Это право у налоговиков есть только в отношении непредоставления налоговых деклараций, опоздание со всеми остальными отчетами к таким последствиям не приводит. Счет блокируется полностью, его владелец не может им распоряжаться в полной мере. Закон разрешает исключительно проводить платежи, связанные с трудовыми отношениями и уплатой налогов и сборов. Данные о таких платежах и их очередности приведены в таблице.

Платеж

Очередность платежа

По исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о взыскании алиментов

Первая очередь

По исполнительным документам о выплате выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности

Вторая очередь

По перечислению зарплаты работникам (а равно получение наличных денег для ее выдачи)

Третья очередь

По поручениям ИФНС на перечисление в бюджет задолженности по налогам и сборам и поручениям ПФР или ФСС на перечисление страховых взносов

По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (например, о возмещении материального ущерба)

Четвертая очередь

По уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней за их несвоевременную уплату и штрафов за нарушение налогового законодательства и законодательства об обязательном социальном страховании

Пятая очередь

Блокировка расчетного счета при отсутствии квитанции о приеме налогоплательщиком электронных документов от ФНС

Возможность ограничить операции в банке в случае непредставления в ФНС электронной квитанции о получении документов или требований действует с 1 января 2015 года. Соответствующие требования предусмотрены в статье 23 НК РФ. Налогоплательщики в шестидневный срок обязаны подтверждать получение от ФНС документов, высылаемых в их адрес. Электронная квитанция может быть отправлена в налоговую через телекоммуникационные каналы связи при получении следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в орган ФНС.

ФНС блокирует счет при непредставлении квитанции в течение 6 дней, однако, решение может быть вынесено в течение 10 дней после истечения этого срока. Поэтому у налогоплательщику остается время исправить оплошность и не допустить блокировку. Счет блокируется полностью. Допускаются обязательные платежи в такой же очередности, как при блокировке за отсутствие декларации.

Как разблокировать расчетный счет, заблокированный налоговой инспекцией

Действовать в случае приостановления операций по банковским счетам нужно оперативно, поскольку отсутствие возможности полноценно использовать финансовые ресурсы парализует хозяйственную деятельность организации или предпринимателя. Среди юристов и налоговых агентов распространена страшилка о том, что снять ограничения очень сложно и без помощи специалистов не обойтись. На деле все обстоит довольно просто. Важно адекватно отреагировать на ситуацию и действовать последовательно и без паники.

Схема действий в каждой из причин введения ограничений похожая. Потому что включает всего три важных шага. Результат прямо зависит от скорости и точности исполнения всех действий.

Шаг 1. Выяснение причины, по которой были введены ограничительные меры

В отделении банка, в котором открыт расчетный счет, нужно выяснить на основании какого именно решения ФНС были приостановлены операции. Работники кредитной организации должны сообщить дату и номер этого документа. После этого нужно подъехать в орган ФНС и по реквизитам решения уточнить, кем и за что оно было вынесено. Чаще всего решение доходит до адресата по специализированным каналам связи немного позже, чем в банк. Выяснение причины таких мер позволит сократить время на решение проблемы.

Шаг 2. Устранение причины

Когда причина, по которой наступили столь неприятные последствия, известна, нужно ее быстрее устранить. Если существовала недоимка по налогу, ее нужно погасить. Если была задержка с декларацией, отчет необходимо направить в ФНС. При отсутствии электронной квитанции, ее необходимо передать, одновременно исполнив все требования из документа, которого она касалась. Об устранении причин обязательно необходимо как можно скорее известить ФНС.

Если ограничительные меры связаны с несдачей отчета или сдачей его в неправильном формате (на бумаге вместо ТКС), то нужно оформить подключение к одному из спецоператоров связи для сдачи отчетности электронно.

Шаг 3. Информирование ФНС об устранении нарушения

Обычно разблокировка происходит в течение суток после того как инспекция получит деньги в бюджет либо требуемые отчеты или документы. Для гарантии можно обменяться с ФНС электронными документами (например, есть личный ключ или организация пользуется услугами специальных посредников) и проинформировать инспекцию о том, что нарушение устранено. Статьей 76 НК РФ установлены такие максимальные сроки снятия ареста со счетов налогоплательщика:

  • при недоимке — на следующий рабочий день после получения выписки банка об уплате налога и пеней по требованию;
  • при отсутствии декларации — на следующий рабочий день после предоставления декларации или расчета 6-НДФЛ либо документов, подтверждающих их подачу ранее по срокам;
  • при отсутствии квитанции о приеме электронных документов — на следующий рабочий день после передачи квитанции в ФНС и представления истребованных документов.

До введения специализированных каналов электронной связи разблокировка счетов занимала больше времени, потому что решение ФНС в банк о снятии ограничений доставлялось курьерами. Сейчас в отношениях ФНС с банками налогоплательщики не задействованы и обмен данными занимает считанные минуты. Кстати, если финмониторинг банка заблокировал счет юридического лица по другим причинам, например за подозрение в отмывании денег или финансировании терроризма, эта инструкция не поможет и алгоритм действий будет другим.

Правила блокировки и разблокировки счетов

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 10 марта 2017 г.

Содержание журнала № 6 за 2017 г.Н.А. Мацепуро,
старший юрист Налоговики могут приостановить операции по банковским счетам организаций и ИП, чтобы обеспечить исполнение решения о взыскании налога (сбора, страхового взноса, пеней, штрафа), решения по итогам проверки, а также еще в нескольких случаях. Блокировка счета может парализовать работу компании (ИП), поэтому нужно знать порядок ее применения и свои права, чтобы суметь их отстоять.

Кому и когда могут заблокировать счет

Заморозка счета может применяться к любым организациям и предпринимателям, но только в нескольких случаях, перечисленных в НК РФ (потому в иных ситуациях замораживать счета контролеры не вправе)пп. 1, 2, 3, 3.2, 11 ст. 76, подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

Внимание

В случае незаконности решения о взыскании (например, оно вынесено позже 2 месяцев по истечении срока уплаты налога, указанного в требовании) незаконным является и решение о блокировке счетов, поскольку последнее выносится для обеспечения исполнения первогоп. 3 ст. 46, п. 1 ст. 76 НК РФ.

Вот эти случаи:

•неисполнение требования об уплате налога (сбора, страхового взноса, пеней, штрафа) в указанный в нем срок (минимум 8 рабочих дней с даты получения требованияп. 4 ст. 69 НК РФ). Отметим, что ограничений по сумме недоимки нет. Поэтому блокировка возможна даже при копеечном долге. А если вы не исполнили требование, потому что его не получили, при этом ИФНС предприняла все меры по направлению его вам, это не влечет незаконности решений о взыскании и блокировке счетаПостановление АС ДВО от 07.07.2015 № Ф03-2465/2015;

•непредставление налоговой декларации или расчета 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока для их представления. Также счет могут заблокировать, если вы подадите декларацию (расчет) по устаревшей формеподп. 3 п. 28 Административного регламента, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н; Постановление ФАС МО от 23.10.2013 № А40-169729/12. А вот за непредставление в ИФНС других расчетов, бухотчетности и иных документов счет не блокируютПисьма ФНС от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663; Минфина от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556, от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590; п. 17 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57;

•необходимость обеспечить исполнение организацией или ИП решения по проверке (о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности). Но только если непринятие обеспечительных мер может затруднить в дальнейшем исполнение этого решения (например, фирма уже в ходе проверки стала передавать активы своим учредителям);

•необеспечение возможности получать от ИФНС документы в электронном виде через оператора (то есть отсутствие соответствующего договора с оператором и электронной подписи)Письмо ФНС от 29.06.2016 № ЕД-4-15/11597@;

•непередача в ИФНС через оператора в течение 6 рабочих дней квитанции о приеме от нее в электронном виде:

—требования о представлении документов;

—требования о представлении пояснений;

—уведомления о вызове в ИФНС.

В двух последних случаях блокировка может грозить лишь тем, кто обязан отчитываться в электронной форме. А это, напомнимп. 5.1 ст. 23, п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ:

•плательщики НДС, налоговые агенты по НДС и те, кто, не являясь таковым, выставил счет-фактуру с НДС;

•те, у кого среднесписочная численность работников за прошлый год составила более 100 человек (вновь созданные организации с такой численностью работников).

Если же вы добровольно сдаете отчетность в ИФНС в электронной форме, блокировка не применима.

Какие счета могут заблокировать

Если у налоговиков появились основания для блокировки, то они могут заморозить сразу все счета (и рублевые, и валютные, и электронные). Например, если у фирмы два счета и она не исполнила требование об уплате налога в сумме 15 000 руб., то каждый из ее счетов заморозят на 15 000 руб.

Заметьте, что заблокированы будут и банковские карты, которые выданы на основании договора банковского счетап. 2 ст. 11 НК РФ; п. 1.12 Положения, утв. ЦБ 24.12.2004 № 266-П.

ИФНС обязана вручить вам под расписку либо отправить по ТКС или по почте копии решений о блокировке и о ее отмене не позднее чем на следующий рабочий день после принятия решения.

Сроки блокировки и ее отменып. 6 ст. 6.1, пп. 1, 2, 3—4, 8, 9.1 ст. 76, пп. 10, 11 ст. 101 НК РФ — ниже.

Основания блокировки Организации (ИП), к которым применима блокировка Срок принятия решения о блокировке Срок принятия решения об отмене блокировки
Неисполнение требования об уплате налога Любые После вынесения решения о взыскании налога и до окончания срока бесспорного взыскания налога (он определяется отдельно в каждой конкретной ситуации) Не позднее чем на следующий рабочий день после получения ИФНС электронного уведомления банка об исполнении инкассоп. 17 приложения № 4 к Положению, утв. ЦБ 29.06.2012 № 384-П. Если же инкассо исполнено, а счет не разблокирован, представьте в ИФНС банковскую выписку
Непредставление декларации или расчета 6-НДФЛ В течение 3 лет со дня истечения 10-днев­ного срока по окончании срока представления декларации (расчета 6-НДФЛ) Не позднее чем на следующий рабочий день после представления вами декларации (расчета 6-НДФЛ). А если эта отчетность уже представлялась вами по почте — почтовой квитанции и описи вложения в ценное письмо
Необеспечение электронного документооборота с ИФНС Те, которые обязаны отчитываться в электронной форме В течение 10 рабочих дней со дня установления налоговым органом факта необеспечения электронного документооборота Не позднее чем на следующий рабочий день после представления вами документов, подтверждающих возможность получения от ИФНС документов в электронной форме (в частности, договора с оператором электронного документооборота)
Непередача квитанции о приеме электронного требования или уведомления В течение 10 рабочих дней со дня истечения 6-днев­него срока для передачи квитанции Не позднее чем на следующий рабочий день после:
•дня передачи в ИФНС квитанции о получении от нее требования или уведомления;
•дня исполнения обязанности, предписанной в требовании или уведомлении (представления документов (пояснений) или явки в ИФНС)
Необходимость обеспечить исполнение решения по проверке Те, у которых стоимость имущества меньше общей суммы доначислений по решению по проверке После вынесения решения по проверке и после применения обеспечительной меры в виде запрета на отчуждение имущества (при его наличии) •не позднее чем на следующий рабочий день после получения от вас банковской выписки об уплате недоимки (пеней, штрафа), указанной в решении по проверке;
•в день замены обеспечительной меры по вашему заявлению (в частности, на банковскую гарантию или поручительство третьего лица)

Какие платежи возможны с замороженного счета

Заморозка операций по счетам действует с момента получения банком от ИФНС решения о блокировке и до тех пор, пока от нее же не придет решение об отмене этой блокировки (она направляет это решение не позднее чем на следующий день после его принятия)пп. 4, 7 ст. 76 НК РФ. При этом в зависимости от основания блокировки счета операции по нему ИФНС может приостановитьПисьмо Минфина от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167:

•либо частично, то есть на определенную сумму:

Основание блокировки Блокируемая сумма
Неисполнение требования об уплате налога Сумма недоимки
Необходимость обеспечить исполнение решения по проверке Сумма разницы между суммой доначислений по результатам проверки и стоимостью имущества, на которое наложен запрет на отчуждение

•либо полностью (при блокировке по остальным основаниям).

Блокировка счета не препятствует некоторым платежампп. 1, 2 ст. 76 НК РФ; п. 2 ст. 855 ГК РФ.

Ситуация 1. Счет заблокирован полностью или частично для обеспечения исполнения решения по проверке.

В этом случае будут возможны следующие платежи в порядке очередностиПисьма Минфина от 06.07.2015 № 03-02-07/1/38928, от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070, от 21.02.2014 № 03-02-07/1/7393 (п. 2).

Очередность Платежи
Первая По исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о взыскании алиментов
Вторая По исполнительным документам о выплате выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности
Третья По платежным поручениям на перечисление зарплаты работникам по трудовым договорам (по документам на получение наличных для ее выдачи)
По инкассовым поручениям ИФНС на перечисление в бюджет налогов (сборов, взносов, налоговых пеней и штрафов) и поручениям ФСС на уплату взносов «на травматизм» (пеней, штрафов)
Четвертая По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований
Пятая По платежным поручениям на уплату налогов (сборов, взносов (кроме взносов «на травматизм»), налоговых пеней и штрафов)

Соответственно, при отсутствии в банке исполнительных документов или при достаточности средств на счете для их исполнения у вас сохраняется возможность перечислять с него зарплату (третья очередь) и налоги (пятая очередь).

Внимание

Если на незаконно заблокированных счетах средств не было, то проценты за незаконную блокировку вам не положены.

Ситуация 2. Счет заблокирован частично (из-за неисполнения требования об уплате налога) и на нем есть средства.

Тогда деньгами на счете свыше заблокированной суммы вы вправе распоряжаться по своему усмотрению. То есть можете совершать любые платежи, в том числе рассчитываться с контрагентами.

Ситуация 3. Счет заблокирован частично (из-за неисполнения требования об уплате налога) и на нем нет средств свыше замороженной суммы.

Опять применяется очередность платежей. То есть сначала банк проведет платежи по исполнительным документам первой и второй очереди (при их наличии), затем зарплатные платежки (если они поступили в банк раньше инкассо ИФНСПисьмо Минфина от 07.04.2014 № 03-02-07/1/15404), а затем уже сами инкассовые поручения. Ну а после исполнения инкассо и до отмены блокировки по счету будут возможны платежи первой — пятой очереди.

Какие еще есть последствия блокировки счета

Если счета вам заблокируют, то вы не сможете открыть другой счет, в том числе в другом банке, а также вклад или депозитп. 12 ст. 76 НК РФ. Причем ИП не сможет это сделать, даже если новый счет, вклад или депозит не планируется использовать в предпринимательских целяхПисьма Минфина от 14.06.2016 № 03-02-07/1/36400, от 29.05.2015 № 03-02-07/1/31260.

Когда можно разблокировать отдельные счета

Это возможно, когда счета заблокированы частично и общий остаток на них больше суммы, указанной в решении о блокировкеп. 9 ст. 76, п. 10 ст. 101 НК РФ. Причем это целесообразно, только когда блокировкой обеспечено исполнение решения по проверке. Ведь если счет блокируется из-за неисполнения требования об уплате налога, налог быстро спишут на основании инкассо. И тогда блокировку должны снять сразу со всех счетов.

Подробнее о том, когда и как можно взыскать убытки с ИФНС, написано:

2015, № 19, с. 21

Для отмены блокировки отдельных счетов нужно подать в ИФНС заявление об отмене приостановления операций по ним, одновременно указав в нем счета, на которых достаточно средств для исполнения решения по проверке. К этому заявлению надо приложить банковские выписки, подтверждающие остатки средств на счетах.

В течение 2 рабочих дней после получения от вас заявления ИФНС должна принять решение об отмене блокировки по соответствующим счетам полностью или частично. Например, если на двух имеющихся у вас счетах остатки 50 000 и 40 000 руб., а сумма, на которую приостановлены операции по решению ИФНС, — 70 000 руб., то любой из этих счетов можно разблокировать частично, на сумму 20 000 руб. (50 000 руб. + 40 000 руб. – 70 000 руб.).

Как отвечает ИФНС за «блокировочные» нарушения

Во-первых, организации (ИП) полагаются проценты за незаконную блокировку счета либо опоздание ИФНС с его разблокировкойпп. 9.2, 9.3 ст. 76 НК РФ. К примеру, решение о блокировке незаконно, если принято раньше истечения срока исполнения требования об уплате налога или вынесения решения о взыскании. Либо принято за неподачу декларации, которую вы не должны были представлять.

Проценты рассчитываются по формулеп. 9.2 ст. 76 НК РФ:

Во-вторых, если вы понесли убытки из-за незаконной блокировки (просрочки разблокировки) счета, то вы вправе требовать от ИФНС их возмещенияп. 1 ст. 35, пп. 2, 3 ст. 103 НК РФ; статьи 15, 1064, 1069 ГК РФ. Однако, как показывает практика, случаи взыскания убытков с ИФНС крайне редки.

Например, это получилось у одного ИП. Из-за незаконной блокировки счета он не смог вовремя вернуть заем, и ему удалось взыскать с государства 30 100 руб. убытков: расходы на уплату штрафа по договору займа — 10 000 руб., проценты за пользование займом — 20 000 руб., комиссию банка за помещение платежного поручения ИП на возврат займа в картотеку — 100 руб.Решение АС Омской области от 18.03.2015 № А46-10038/2014 (Внимание! PDF-формат)

* * *

Если счет заблокирован неправомерно, сначала обратитесь в саму инспекцию, написав письмо на имя ее руководителя. Ведь причина может быть совсем простой, к примеру: технический сбой в программе, неправильное (или с задержкой) разнесение в ней сведений инспектором, утеря декларации. Также в ИФНС могли не увидеть ваш платеж, поскольку он только-только был произведен либо попал в невыясненные из-за ошибок в платежке. Если общение с инспекцией результата не даст, тогда жалуйтесь в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Блокировка счета

Приостановить операции по банковским счетам могут:

  • налоговая инспекция;
  • таможенные органы.

Ситуация: вправе ли сотрудники налоговой инспекции или таможенной службы заблокировать расчетный счет организации, если она признана банкротом?

Нет, не вправе.

Банк, получив из налоговой инспекции решение о приостановлении операций по счетам организации, признанной банкротом, должен сообщить о невозможности его исполнения.

С даты, когда арбитражный суд принял решение о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства, снимаются ранее наложенные ограничения на распоряжение ее имуществом (в т. ч. денежными средствами на банковских счетах). При этом не допускается наложение новых ограничений на распоряжение имуществом организации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Данное правило в полной мере относится к денежным средствам, находящимся на банковском счете организации.

Аналогичного мнения придерживаются контролирующие ведомства (письмо Минфина России от 16 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-514, п. 7 письма УФНС России по г. Москве от 2 апреля 2003 г. № 11-15/17644). Поддерживает его и арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 6615/07, ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. № Ф09-8801/08-С3, Московского округа от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1365-08, Центрального округа от 28 ноября 2008 г. № А35-2700/08-С8). Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении других ведомств (например, таможенных органов).

Ситуация: можно ли перевести деньги с заблокированного счета организации на ее же счет, но в другом банке?

Нет, нельзя.

Получив из налоговой инспекции (таможенного органа) решение о приостановлении операций по счету, банк обязан прекратить все расходные операции по этому счету. Исключение из данного правила составляют платежи, на которые блокировка счета не распространяется. Перевод денежных средств на другой счет в этом перечне не поименован. Это следует из пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Блокировка счета налоговой инспекцией

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по счету в двух случаях:

  • если организация не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • если организация не представила налоговую декларацию в установленный срок.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 76 НК РФ). Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх этих сумм, организация вправе использовать по своему усмотрению (письма Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-02-07/1-268, от 21 июня 2007 г. № 03-02-07/1-304).

Если же блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, на сумму блокировки никаких ограничений нет. И организация не вправе осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 17 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-182.

Подробнее о том, как и в каких случаях налоговая инспекция вправе заблокировать счет организации, см. В каких случаях могут быть приостановлены операции по банковскому счету.

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. Если после принятия решения о приостановлении операций у организации изменились наименование и (или) реквизиты счета, по которому действует приостановление, полученное решение банк все равно исполнит. Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Отмена блокировки

Основанием для отмены блокировки счета является:

  • решение налоговой инспекции;
  • решение суда;
  • решение иного ведомства в соответствии с нормами федерального законодательства.

Если отмена приостановления операций по счетам осуществляется на основании иных федеральных законов, а не Налогового кодекса РФ (например, на основании абз. 4 п. 1 ст. 63, абз. 5 п. 1 ст. 94 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ), решения налоговой инспекции об отмене блокировки счета не требуется.

Это следует из положений пунктов 8 и 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли банк разблокировать счет организации, получив от ее представителя лишь копию решения налоговой инспекции (таможенной службы) об отмене приостановления операций по счетам?

Нет, не может.

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам и до получения решения налоговой инспекции (таможенного органа) об отмене приостановления операций по счетам (п. 7 ст. 76 НК РФ, п. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). При этом решение об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция (таможенный орган) вручает представителю банка под расписку или направляет в банк в электронном виде (иным способом, позволяющим убедиться в дате его получения) (п. 4 ст. 76 НК РФ, п. 6 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Из этого следует, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, полученная организацией в налоговой инспекции (таможенном органе), не является основанием для отмены банком решения о блокировке счета. Действие решения налоговой инспекции (таможенного органа) о приостановлении операций сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации.

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 30 марта 2007 г. № 03-02-07/1-150, от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-266. Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении таможенных органов.

Разблокировка счета

Если операции на расчетном счете были приостановлены из-за неисполнения требования налоговой инспекции о перечислении обязательных платежей, решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий) о взыскании платежей (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, то решение о разблокировке инспекторы оформляют новым документом (решением) в срок не позднее одного дня после представления декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, отменить свое решение о блокировке счета налоговая инспекция может, если на заблокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении. В этом случае организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. В этом заявлении нужно указать реквизиты счетов, на которых достаточно средств для взыскания налога. В двухдневный срок со дня его получения инспекция принимает решение об отмене блокировки в части суммы, сверх указанной в решении о блокировке.

При отсутствии документов, подтверждающих наличие средств на указанных в заявлении счетах, налоговая инспекция может самостоятельно направить в банк запрос об остатках средств. Банк обязан дать ответ в электронном виде не позднее дня, следующего за днем получения такого запроса. После получения от банка соответствующей информации инспекция в течение двух дней принимает решение и отменяет блокировку.

Такое основание предусмотрено в пункте 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Форма решения об отмене приостановления операций по счетам утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662.

Не позднее, чем на следующий день после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция должна направить его в банк (передать представителю банка под расписку) (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Ситуация: как можно отменить решение налоговой инспекции о приостановлении операций на банковских счетах организации, если суд его признал недействительным?

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам организации до момента отмены такого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не урегулирован вопрос об отмене решения налоговой инспекции о приостановлении операций на счетах, если такое решение признано судом недействительным. Вместе с тем, в своих действиях налоговые инспекции должны руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами, в частности Арбитражным процессуальным кодексом РФ (п. 3 ст. 30 НК РФ).

Вступившие в силу решения арбитражного суда являются обязательными для исполнения на всей территории России (п. 1 ст. 16 АПК РФ).

Поэтому, если суд признал решение о приостановлении операций по счетам недействительным, представьте в налоговую инспекцию судебное решение, вступившее в силу. И тогда есть все основания полагать, что решение о приостановлении операций по счету отменят в кратчайшие сроки.

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 14 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-484.

За неправомерную блокировку счета налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Ситуация: какая налоговая инспекция примет решение разблокировать банковские счета организации, если она изменила свое местонахождение за то время, пока был заморожен счет?

Если организация после приостановления операций по счетам меняет местонахождение и становится на учет по новому адресу, отменять блокировку счета должна новая инспекция.

Связано это с тем, что приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам организации до момента отмены такого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ ничего не сказано о том, что принять решение об отмене приостановления операций по счетам должна именно та налоговая инспекция, которая его выдала. Однако территориальные налоговые инспекции составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства (п. 1 ст. 30 НК РФ). Поэтому само по себе изменение местонахождения организации не может повлиять на состояние ее правоотношений с налоговыми органами. И если какие-то действия (события) начались, когда плательщик состоял на учете в одной инспекции, а заканчиваются после его перехода в другую инспекцию, то действует следующее правило. Решение по существу возникшей проблемы принимает первая инспекция, а исполняет это решение вторая. Такой вывод позволяет сделать письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отменять решение о блокировке счета должна налоговая инспекция по новому местонахождению организации.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-484.

Ситуация: может ли сотрудник организации по доверенности, выданной банком, получить в налоговой инспекции оригинал решения о разблокировке счета, чтобы принести его в банк и ускорить процесс разблокировки?

Да, может.

Решение о приостановлении операций по банковским счетам организации принимает руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции (таможенного органа). Об этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ и пункте 2 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ. Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам организации до момента получения им решения об отмене такого приостановления (п. 7 ст. 76 НК РФ, п. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Решение об отмене приостановления операций по счетам в банке налоговая инспекция (таможенный орган) вручает представителю банка под расписку или направляет в банк в электронном виде (иным способом, позволяющим убедиться в дате его получения) (п. 4 ст. 76 НК РФ, п. 6 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Банк вправе выдать доверенность сотруднику организации (п. 1 ст. 185 ГК РФ). В таком случае сотрудник организации будет являться представителем банка. Данный вывод позволяет сделать пункт 1 статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому при наличии доверенности от банка на получение в налоговой инспекции (таможенном органе) оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам в банке сотрудник организации вправе получить в налоговой инспекции (таможенном органе) оригинал такого решения. Получив данный документ (решение) от сотрудника организации (уполномоченного представителя банка), банк на законных основаниях разблокирует счет.

При этом следует учитывать, что выдача доверенностей на получение решения о разблокировке счета является правом, а не обязанностью банка. Поэтому организация может получить такой документ, только если банк пойдет ей навстречу в этом вопросе.

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 16 января 2008 г. № 03-02-07/1-16.

Следует отметить, что ранее финансовое ведомство занимало прямо противоположную позицию (письмо Минфина России от 9 октября 2007 г. № 03-02-07/1-434). При этом Минфин России, ссылаясь на главу 4 Налогового кодекса РФ, указывал, что «представитель банка» – это непременно его сотрудник, причем руководитель или иное должностное лицо. То есть ранее финансовое ведомство отрицало практику, когда представитель организации, желая ускорить разблокировку счетов, сам едет в инспекцию за решением, получив в банке соответствующую доверенность.

Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении таможенных органов.

Блокировка счета таможенным органом

Приостановить операции по счету таможенные органы вправе, если организация не уплатила (уплатила не в полной сумме) таможенные платежи, пени и (или) проценты (подп. 5 п. 1 ст. 31, ст. 34 НК РФ, п. 1 и 5 ст. 153 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Так как блокировка счета вызвана взысканием задолженности, расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам (п. 3 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Решение о приостановлении операций по счету принимает начальник (заместитель начальника) таможенного органа (п. 2 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, приказ ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635). Оно может быть оформлено на бумажном носителе или в электронном виде и должно быть передано представителю банка не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия. Решение на бумажном носителе передается представителю банка под расписку или направляется почтовым отправлением с уведомлением. Такой порядок следует из пункта 5 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ и пункта 2 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

При наличии информации о счетах организации в разных банках таможенный орган направляет решение о приостановлении операций по счетам в каждый известный ему банк (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635).

Форма решения о приостановлении операций по счетам для направления на бумажном носителе приведена в приложении 1 к приказу ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

Форму решения о приостановлении операций по счетам для направления в электронном виде должен установить Банк России (п. 7 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). В настоящее время она не утверждена.

Одновременно с передачей решения о блокировке счета в банк таможенный орган уведомляет организацию о принятии решения. Копия решения о приостановлении операций по счетам передается организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 11 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до дня получения банком решения об отмене такого приостановления (п. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Дата и время получения банком решения о приостановлении операций указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения. В случае направления решения в электронном виде порядок определения даты и времени его получения должен установить Банк России. Об этом сказано в пункте 15 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ и пункте 2 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

Основанием для отмены блокировки счета являются:

  • Решение таможенного органа об отмене приостановления операций по счетам (п. 16–18 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ);
  • решение суда (п. 2 ст. 37 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Получив из таможенного органа копию решения о приостановлении операций по счету, организация может:

  • согласиться с решением таможенного органа;
  • обжаловать решение таможенного органа (если, по мнению организации, решение о приостановлении операций по счету является неправомерным) (п. 2 ст. 37 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Если организация согласится с решением о приостановлении операций по счетам, то будет произведено принудительное взыскание. Не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения таможенным органом документов, подтверждающих данный факт, выносится решение об отмене приостановления операций по счетам. Это следует из пункта 4 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Кроме того, отменить свое решение о блокировке счета таможенный орган может, если на заблокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении. В этом случае организация вправе обратиться в таможенный орган с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. В этом заявлении нужно указать реквизиты счетов, на которых достаточно средств для взыскания задолженности.

Таможенный орган в течение дня, следующего за днем получения такого заявления, должен направить в указанный организацией банк запрос об остатках денежных средств на ее счетах. Если таможенный орган получит из этого банка информацию о том, что средств на соответствующем счете достаточно для исполнения решения о взыскании, в течение двух рабочих дней будет принято решение об отмене приостановления операций по счетам.

Об этом сказано в пунктах 16 и 17 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Решение об отмене приостановления операций по счетам может быть оформлено на бумажном носителе или в электронном виде и должно быть передано представителю банка не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия. Такой порядок следует из пункта 6 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ и пункта 2 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

Форма решения об отмене приостановления операций по счетам на бумажном носителе приведена в приложении 2 к приказу ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

Форму решения об отмене приостановления операций по счетам для направления в электронном виде должен установить Банк России (п. 7 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). В настоящее время она не утверждена.

Одновременно с передачей решения об отмене блокировки счета в банк таможенный орган уведомляет организацию о принятии решения. Копия решения об отмене приостановления операций по счетам передается организации (под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения) (п. 11 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Обжалование блокировки счета

Обжаловать решение таможенного органа о приостановлении операций по счетам организация может:

  • в вышестоящем таможенном органе;
  • в арбитражном суде.

При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Основание – статьи 37 и 38 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Организация может подать жалобу как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и таможенный орган, который принял обжалуемое решение. Последний в пятидневный срок направит указанную жалобу вместе с подтверждающими документами в вышестоящий таможенный орган. Такой порядок установлен в статье 38 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента, когда организация узнала, что ее счет заблокирован (т. е. с даты получения уведомления о блокировке счета из таможенного органа) (ст. 40 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Жалобу на решение таможенного органа составьте в письменном виде в произвольной форме. Такой документ должен содержать данные, указанные в статье 42 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ:

  • наименование таможенного органа, вынесшего решение;
  • наименование организации и ее местонахождение;
  • сущность обжалуемого решения.

Таможенный орган должен рассмотреть жалобу в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) таможенного органа вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в статье 47 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган должен принять одно из следующих решений:

  • признать правомерным решение таможенного органа о приостановлении операций по счетам и оставить жалобу без удовлетворения;
  • признать неправомерным решение таможенного органа о приостановлении операций по счетам и принять решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

Такие виды решений предусмотрены в пункте 3 статьи 48 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

О принятом решении таможенный орган, рассматривающий жалобу, должен сообщить организации в письменной форме в течение месяца со дня принятия жалобы (п. 7 ст. 48 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Порядок обжалования решения таможенного органа в судебном порядке аналогичен порядку обжалования в суде решений налоговой инспекции.

Порядок блокировки счетов

Возможность блокировать счета налогоплательщиков позволяет налоговикам оперативно контролировать своевременность подачи организациями и предпринимателями налоговой отчетности. Кроме того, такая возможность стимулирует добросовестных налогоплательщиков исполнять свои обязанности и избегать таких нарушений. Налоговики отмечают, что в случае задержки отчета более, чем на 10 дней, счет может заблокирован, как это предусмотрено в Налоговом кодексе.

Введение предварительного информирования налогоплательщика о предстоящем приостановлении операций по его счетам, как считают в ФНС, может значительно ухудшить налоговую дисциплину. Уведомительный порядок будет затягивать срок блокировки счетов и недобросовестные налогоплательщики смогут воспользоваться этим для вывода своих средств на счета контрагентов. Такая ситуация может серьезно сказаться на исполнении ими обязательств по уплате налогов.

Кроме того, ФНС утверждает, что информирование нарушителей о введении против них предупредительных мер, сократит повышение налоговой грамотности. Так как, обязанность соблюдать сроки представления отчетов не будет важна для налогоплательщиков, и фактически будет возложена на органы ФНС. В свою очередь, это может привести к дополнительной загрузке на специалистов налоговой службы, а также к дополнительным затратам из бюджета.

Предупреждений не будет

ФНС России резюмировала, что из анализа правовых норм других отраслей обязанность письменного информирования виновных лиц о последствиях установленного нарушения не предусмотрена. В связи с этим и для предотвращения лишних споров и судебных разбирательств с налогоплательщиками налоговые органы не будут ставить свое право на блокировку счетов нарушителей в зависимость от факта предварительного оповещения налогоплательщиков.

Примечательно, что всего месяц назад, когда ФНС в аналогичном письме разъяснила отдельные положения нового Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, вступившего в силу 1 июля 2016 года, служба высказывала другие позиции. С этой даты территориальные налоговые органы получили право на вынесение решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, которые в соответствии с требованиями статьи 80 Налогового кодекса обязаны представлять декларации в электронной форме, в случае отсутствия от них электронных квитанций на получение уведомления или требования от ФНС. В этом случае налоговики сочли необходимым уведомление налогоплательщиков и даже привели в письме образец соответствующего информационного письма.

ИФНС счет заблокировала, а требование не прислала: правомерны ли действия налоговой?

Цитата (stella2018):Правомерны ли действия ИФНС? Добрый день! Основания блокировки счета перечислены в ст.76 НК РФ:
3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:
1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации — в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом; 1.1) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота — в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности; (пп. 1.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган — в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.
….
3.2. Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.
Пока можете проверить, все ли декларации и расчеты за истекшие периоды у Вас сданы в налоговую (в частности, 6-нфдл и расчет по страховым взносам)? Были ли по ТКС отправлены в налоговую квитанции о приеме требований от налоговой или уведомлений о вызове в инспекцию?
Цитата (stella2018):Дозвониться до приемной нереально(((Тогда надо ноги в руки и лично ехать в налоговую разбираться, в чем проблема.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *