Владимир Путин проводит в России тихую налоговую революцию. Фирмы однодневки уходят в прошлое
Тихая налоговая революция в России. Помойки все
Эта схема ухода от налогов возникла сразу, как возникла новая, постперестроечная Россия. Схема незамысловатая, но чрезвычайно эффективна. Может быть применена в любой организации. Часть денег вместо того, чтобы направляться на реальные расходы, отправляется на помойку – организацию, которая реальную деятельность не ведёт, налогов не платит, но выдаёт документы на расходы, и возвращает деньги наличными, за вычетом определённого процента. С этой схемой боролись долго и упорно. Но побороть никак не могли. И вот, наконец, добороли. Схема быстро уходит из нашей жизни. Похоже, что текущий год будет последним по массовому использовании в Российском бизнесе.
Часть 1. Теория
Для начала немного арифметики, для тех кто не в курсе. Кто в курсе, могут пропустить.
Допустим Ваша компания занимается строительством. Вы подписались сделать работ на 100 000 руб из материалов заказчика. Рабочим Вы при этом заплатили на руки 30 000 руб. У Вас общая система налогообложения, то есть Вы работаете с НДС. Соответственно, Вы должны будете заплатить налогов:
НДС 18% : 100 000 / 118 * 18 = 15 254
Подоходный налог 13% : 30 000 / 87 * 13 =4482
Пенсионный 28% + Соцстрах 2.9% + Несчастный случай 0.2% = 31.1% : 30 000 / 87 * 100 * 31.1/ 100 = 10 724
Итого налогов до налога на прибыль: 30 461
Прибыль у вас получится : 100 000 – 30 000 – 30 461 = 39 538
Затем Вы должны заплатить налог на прибыль 20%, и налог на дивиденды 9%, если хотите получить эти деньги себе в использование : 39 538.86 * 29 / 100 = 11 466
Итого на руки, как владелец компании получите 39 538 – 11 466 = 28 072
И 41 927 заплатите государству. Запомним эту цифру. 41% от выручки, в данном случае.
Теперь посмотрим альтернативную схему. Вы 100% выручки отправите на помойку. И помойка даст Вам документы на эти расходы. Например, что помойка выступила субподрядчиком, и выполнила работы за 100 000 руб. А Вам вернет наличными, за вычетом определённого процента. В лучшие времена это было 4-6%. Возьмем для расчета 5%, т.е. 5 000 руб. Из этих денег Вы заплатите своим рабочим 30 000 руб. И все. Больше никаких налогов. В результате вместо 41 942 государству, Вы заплатите 5 000 помойке. Эти деньги поделит меж собой банк, который наличку выдаёт, и держатель помойки. А на руки получите не 28 072, а 65 000 руб. Бинго. Схема описана в простой интерпретации с максимальным выигрышем. В реальной жизни все немного сложнее, и выигрыш меньше, но тоже значителен. Интересующимся гугл в помощь.
Данная простая и незамысловатый схема порождает сразу несколько проблем
Проблема 1. Налоги. Бизнес работает, но налоги не платит. Для того, чтобы налоги хоть как – то получать, государство начинает пускаться во все тяжкие. Начинает ставки налога повышать. Начинает вводить новые налоги и сборы, которые проще собирать. Заводит армии контроллеров, кошмарит бизнес, но это все помогает мало (об этом ниже), пока схема может использоваться.
Проблема 2. Воровство в госструктурах. Самый простой вариант – госорганизация платит помойке за услугу, которую реально не получает. А получает назад деньги за вычетом процентов директор и аффилированные с ним лица.
Проблема 3. Конкурентная среда.
В самом деле. Разница в платеже составляет 5% против 41%. Используя схему с помойкой, я могу снизить цену на работу на 30%. При такой цене мой конкурент уже ничего практически не зарабатывает, а я зарабатываю больше, чем он с полной ценой. 35 000 против 28 072. Соответственно, если кто-то в отрасли использует помойку, то Все остальные вынуждены помойки использовать, иначе они просто вылетят с рынка.
Проблема 4. Коррупция и беспредел органов и спецслужб.
Так как схема с помойкам активно используется бизнесом, и она проста и очевидна, но при этом незаконна, то у любых силовых и проверяющих органов получается простой повод к бизнесу докапываться и получать оттуда всякие ништяки. Начиная с самых банальных – получить взятку за «правильный» акт по результатам проверки, заканчивая простой возможностью все руководство бизнеса отправить в КПЗ за «мошеннические действия и не оплату налогов в крупных размерах», а бизнес при этом приватизировать.
Проблема 5. Сложности с администрированием инвестиций.
Инвесторы, когда вкладывают деньги, хотят иметь защиту от недобросовестных партнёров и директоров. Государство для этого создаёт специальное законодательство о предприятиях. Однако возможность нормально пользоваться законодательством для защиты сильно снижается при использовании помоек. Например, Вы с партнёром решили инвестировать в завод по выпуску пластиковых окон. Скинулись по 1 млн.руб, открыли ООО, внесли деньги в уставной капитал. Но Ваше ООО использует схему с помойкой. В этом случае официальной прибыли у Вас просто нет. Если при этом предприятием управляет партнёр (Вы так договорились), и через год после начала работы он решит не заплатить Вам Вашу долю из прибыли, то Вы не сможете пойти в суд. Официально прибыли нет – нет предмета спора.
Проблема 6. Сложности с получением банковских кредитов.
При использовании помоек отчётность организации сильно искажается. Прежде всего, пропадает официальная прибыль, на предприятии мало сотрудников, предприятие не платит налоги. У банка возникают большие сложности с оценкой финансового состояния организации, и, соответственно, с принятием решения о выдаче кредита. Как мы видим, использование помоек приносит государству и бизнесу много проблем.
Но может быть бизнес от этого много выигрывает столько, что это компенсирует ему проблемы?
Нет, не выигрывает. Когда помойкой пользуются избранные организации, а остальные платят налоги, то те организации, которые помойками пользуются сильно выигрывают. Но, как только помойками начинают пользоваться все, выигрывших не остается. Все имеют возможность экономить на налогах, и все, пользуясь этим снижают цены. В конце концов уровень цен в отрасли снижается, пока отраслевая норма рентабельности капитала не станет соответствовать бизнес-рискам. Это похоже на ситуацию с обочиной. Пока обочиной пользуются для обгона некоторые автомобили, то они выигрывают в скорости. Когда обочиной начинают пользоваться все, то все проигрывают в скорости, и еще получают пропыленные, грязные автомобили.
Единственное в чем возможно выигрывает бизнес – это упрощение возможности людей увольнять, когда это необходимо. Это совсем просто, когда люди вообще не оформлены, не сложно, когда люди оформлены официально на маленькую заработную плату, а остальное платится в конверте. В кризисные времена возможность быстро и без дополнительных затрат действительно помогает бизнесу выжить. Но другая сторона: описанные выше сложности с инвестициями, кредитами. Отдельного упоминания стоят сложности с учётом. По сути сейчас в бизнесе часто параллельно ведут два учёта. Один «для налоговой», другой «реальные данные». Ну а вышеописанные проблемы с силовиками дают такой минус, что можно точно сказать, что бизнес от помоек больше проигрывает, чем выигрывает.
Может быть от помоек выигрывают простые люди? Ведь за счет помоек цены на товары выигрывают?
Действительно, это так. За счет помоек цены снижаются. В этом простые люди выигрывают. Но при этом государство получает меньше денег (по сути, сами люди через налоги на товары и услуги, которые они потребляют платят меньше). И, соответственно, имеет меньше возможности ремонтировать и создавать общую инфраструктуру и поддерживать общие бесплатные сервисы (медицину, образование). При этом выигрывают те, у кого больше доходы (они больше покупают продуктов и услуг), а проигрывают те, у которых доходы меньше (они сильнее зависят от качества бесплатных общественных сервисов). Для социально – ориентированного государства, коим является Россия такое положение дел скорее минус.
Что государство? Государство проигрывает во всех аспектах. Получает меньше денег – это мы упоминали раньше. Имеет плохую конкурентную среду, не комфортную для бизнеса. Это влияет на активность бизнеса, и влияет сильно. Очень большое количество предпринимателей свернули бизнес в России, а еще большее его не начали, особенно в период после 2008 г. по той причине, что в предпринимательской среде была сильная депрессия из-за случаев отъема или разрушения бизнеса. Не того бизнеса, который появился за счет дележа советской собственности, а того, который был с нуля создан уже в новые времена. То, что было на слуху: «Евросеть», «Арбат-престиж». И еще много каких бизнесов, о которых в газетах не писали, но в предпринимательской среде активно обсуждали. Можно как угодно относиться к владельцам – либералы они там или с какими закидонами люди. Но факт отжима, или разрушения бизнеса сильно угнетает желание других бизнесменов вкладываться. И самое главное, что действительно, защищаться сложно. Потому как помойки. Это как проститутки. Пока они вне закона у них нет возможности получать легальную защиту у полиции, и они вынуждены терпеть сутенеров.
Так кто-же от всего этого выигрывал?
Очевидно, что те, кто бизнес помоек содержал. Банки, которые обеспечивали наличку. Во вторых – воры и коррупционеры. У них была простая возможность выводить госденьги (да и не только гос, и бизнес от этого страдал). Ну, и, от этого выигрывали, тривиально, жулики и бандиты в погонах и без. Потому, что там где вода мутная, хищникам раздолье.
Часть 2. История
Боролось ли государство с помойками? Конечно боролось. Но на начальном этапе борьба напоминала борьбу «пчелы против меда». Сначала, в 90-е года пчелами были олигархи и иже с ним. Они сильно влияли на власть, и они же активно использовали схемы с помойками. И всякие другие. Поэтому в 90 все никаких вообще ужесточений не случилось.
После прихода Путина началась настоящая борьба, но очень долго с переменным успехом.
Первое, что сделал ВВ – это вступил в деловые соглашения с крупным бизнесом, государственным и негосударственным. Залог был простой: ребята, платите налоги, и Вам дадут спокойно работать. Кто согласился – тот и сегодня является олигархом (ну, если не разорился по рыночным причинам). Кто не согласился – поехал жить в Израиль, или в другие снежные края. Причем подход там был достаточно интересный. Налоговые органы просто устанавливали уровень налогов, которые в итоге должен заплатить крупный бизнес. Для крупных компаний индивидуально. Даже соглашения с ними на эту тему заключали.
Почему крупный бизнес это смог легко перенести? Во первых, в основном у нас весь крупный бизнес – сырьевой. А там маржи при продаже сырья на внешние рынки достаточно, чтобы и налоги заплатить. Помог еще и рост цен с начала 2000 г. Во вторых крупный бизнес имеет преимущества перед средним и мелким за счет эффекта масштаба. Поэтому они даже если платят налоги, то за счет имеющегося запаса эффективности способны с средним и мелким бизнесом конкурировать. Одновременно с этим в крупных бизнесах такие схемы организовывать сложнее, чем в средних и мелких. Требуется участие большего количества лиц. они активно кредитуются в банках, им нужна нормальная отчетность на рынке акций и т.д. (крупный бизнес – это Газпром, Лукойл, Норильский никель и т.д. – первые 500 рейтинга эксперта)
Что происходило со всеми остальными
Работа велась по нескольким направлениям:
1. Борьба с фирмами однодневками. Так официально назвали помойки. Для их выявления и борьбы с ни ними налоговые органы пытались вводить специальные критерии таких фирм. Типа таких: (Критериев самостоятельной оценки, которые применяют налоговые инспекции в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок):
– отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
– отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
– отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
– отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
И далее пытались в судах доказывать, что оплаты, проведенные на такие фирмы являются притворными, и поэтому расходы не могут быть зачтены. На эту тему было несколько судов. И даже несколько компаний пострадали. Но это была капля в море и существенно на ситуацию никак не повлияло. Потому как судебная перспектива была сложная. Доказать, что фирма реально не вела деятельности – очень сложно. Даже если в ней 2 сотрудника, и большие обороты. Понятно, что те, кто такие фирмы держали, быстро стали предоставлять фирмы, у которых признаки фирм однодневок закрыты. Реальны офисы, реальные директора, реальные сотрудники получающие реальную з.п. Все это сделало услуги помоек несколько дороже, и только.
При этом борьба с однодневками дала возможность вымогать деньги сотрудникам налоговой инспекции. Приходят они на проверку в бизнес, у которого обороты десятки миллиардов рублей. Находят помойки (это не сложно). И говорят: мы можем копать по ним, и если докопаем – заплатите очень много (тут все просто, если признают платежи в адрес помоек судом как платежи в адрес однодневок, вы просто со всех этих платежей заплатите 18% НДС). А можем не копать, если договоримся. Естественно, коммерсанты договаривались.
В этом направлении также работали правоохранительные органы. Время от времени на ТВ мелькали сюжеты о том, что «накрыли очередную банду обналичивающих, изъяли 100500 печатей». Однако самая главная проблема такой борьбы, что их чаще всего накрывали не для того, чтобы закрыть, а для того, чтобы взять под свою крышу, и стричь с этого купоны.
2. Другое направление борьбы – это закрытие банков, которые занимались выдачей наличных денег для помоек. В этом плане были достигнуты действительно большие успехи. Один из самых одиозных закрытых банков, например, который этим занимался – это Мастер банк. Если помните, даже был убит один из начальников отдела центрбанка. Наверняка это было связано с этой темой. Особенно гайки начали закручивать – когда пришла Набиулина. Тема начала зажиматься, процент по работе с помойкой начал расти. Но вот незадача. Подоспел Сбербанк со своей отличной карточной системой, и возможностью снимать большие суммы частным лицам без процентов прямо со своих карточек. И за ним подтянулись и другие банки. И тема помоек воспряла духом.
3. Третье направление – это подход, который описан выше по отношению к большому бизнесу. Налоговая просто собирала руководителей компаний, и озвучивала им минимальные параметры платежей по отраслям «чтобы к Вам не придирались». К нормальному налоговому администрированию это отношения не имеет, но определенный эффект имело. Например, сейчас в Москве все знают, что по серой схеме надо оформлять сотрудников на з.п. не менее 15 тыс, тогда не будут придираться. Все понимают, что это не реальная з.п., но такая установка.
Все описанные выше меры постепенно затрудняли работу помоек, но её не устранили. Те, кто занимались однодневками, отвечали на вызовы. Делали цепочки из нескольких фирм. Использовали иностранных граждан для учредителей и директоров фирм. И прочее.
И вот, наконец, мы подступили к описанию меры, которая начала радикально влиять на рынок однодневок. Налоговая запустила специальную информационною систему электронной регистрации счетов фактур (расчета НДС). Произошло это с начала прошлого года, но весь прошлый год система работала в тестовом режиме, а жесткие меры не предпринимались по результатам её работы.
Суть системы очень простая. Когда мне поступает документ от контрагента о том, он оказал мне услугу (счет-фактура), я регистрирую её в специальной программе, откуда она поступает на сервер. При этом поставщик услуги тоже должен этот документ зарегистрировать, и от него информация тоже поступит на сервер. А сервер сравнит информацию от меня и от моего поставщика. Если информация сойдется – тогда все ОК. А если нет – то есть я зарегистрирую, а мой поставщик нет – то тогда поставщик мухлюет. А если мой поставщик зарегистрирует этот документ, то автоматически ему начисляться НДС, который он должен в бюджет по окончании квартала оплатить. И если он не оплатил, то налоговая сразу это видит, и предпринимает меры.
Какие меры? Тут очень тонко
Ну, во первых, конечно к той компании, которая не заплатила. То есть, если раньше однодневки могли по году жить, то теперь максимум три месяца. Причем, если налоговая видит, что фирма не отразила продажи нескольким компаниям, то она сразу понимает, что это однодневка. И может к ней различные меры применять, например, заблокировать просто счета. Но налоговая придумала еще лучше вариант. Она помечает платежи в адрес таких фирм как подозрительные, и передает информацию по закрытым каналам через мониторинг банкам. А банки уже лютуют. Например, просто закрывают счет той компании, которая платит в адрес однодневки, потому как финмониторинга они боятся больше, чем оттока клиентов. Или в начале предупреждает (так делает Сбербанк).
Еще налоговая посылает письмо счастья той компании, которая показала у себя документ от помойки. Типа «уважаемый налогоплательщик, Ваше документы на такие-то платежи не подтверждены контрагентами, пожалуйста представьте разъяснения».
К чему это привело?
В начале этого года посыпались вопросы от близких и дальних знакомых, бизнесом занимающихся. Типа «слушай, а у тебя нет канала, а то мой сдулся». И народ просто в легком недоумении (это те, кто за темой не следил). Причем закрываются каналы, как правило, с потерей денег. У меня знакомы 450 тыс. на этом потерял. Народ еще не допер, что тема кончилась. Но что делать, не понимает. Да, еще есть те, у которых каналы работают. Но выглядит это, видимо, так.
У меня есть знакомы бухгалтер, который 6 месяцев назад устроился в фирму, которая оказывает услуги фирм однодневок. Проработал 5 месяцев – и к ним пришел ФСБ. Промариновали его 6 часов. Он рядовой сотрудник – его отпустили. НО! Перед тем, как отпускать предложили всей конторе продолжать работать, как работают, сдавая ФСБ при этом клиентов из госконтор. Мой знакомый тут же срулил из этой конторы. Побухал, успокоился, и пошел устраиваться на новую работу через две недели. Типа «бухгалтером, вести несколько юридических лиц». Приходит на собеседование – и тут «всем сидеть, ФСБ». «Только бы не те же самые» – только и пронеслось у него в голове. Вот так-то так.
Итого: тема с помойками закрывается, и видимо очень скоро. Кто еще продолжает этим пользоваться – глубоко задумайтесь над рисками. Потому как просто в конце года Вам может прийти письмо счастья, и Вас попросят тупо НДС доплатить. Или вдруг к Вам крепкие мужчины пожалую, и зададут вопросы «а не занимаетесь ли Вы тут финансированием терроризма».
Внешнее проявление этой темы – префицит бюджета за первый квартал, не очень ожидаемый. При этом Путин прямым текстом сказал «улучшение собираемости налогов», хотя Медведев сказал типа «больше собрали с сырьевых ресурсов». Сырьевые ресурсы – наверно это есть, но «улучшение собираемости налогов» – это точно. И дальше будет больше. Это точно поможет преодолеть государству кризис, вызванный дефицитом бюджета за прошедшие года санкций. Но есть проблема. Улучшение собираемости налогов неминуемо вызовет повышение цен. Вспомните начало статьи, для того, чтобы заплатить больше налогов у бизнеса, который использовал помойки, просто нет вариантов – кроме как поднять цены. А поднятие цен в ситуации, когда рынок в России только-только какие-то признаки промышленного роста начала подавать – чревато откладыванием этого роста на неопределённое время. Что тут можно сделать?
Ну а теперь пофантазируем
Что бы могло сделать государство в данной ситуации. В ситуации, когда все готово к тому, чтобы весь средний бизнес перешел в основном в работе «по белому»?
Контрольным выстрелом в голову фирмам одноднедневок могло бы быть снижение налоговых ставок. Представьте себе программу: все по 13%.
13% подоходный (сейчас такой)
13% НДС (вместо 18)
13% пенсионный (вместо 26)
13% налог на прибыль компаний (вместо 20)
13% налог на дивиденды (вместо 9%)
Вот такой бы шаг мог бы вызвать цепную реакцию перехода бизнеса на работу в белую. При этом поступления наверняка сильно бы выросли (как это было с подоходным). А Россия сразу бы в рейтинге стран, привлекательных для бизнеса, переместилась бы в первые строчки всех рейтингов. Потому как общая эффективная ставка налога у нас стала бы не высокой. Одновременно бы все те негативы, которые описаны выше от схемы с помойками полностью бы перестали работать.
Тут затруднением являются поступления от большого бизнеса и государственных организаций. Они сейчас платят полные налоги. Но это проблему можно было бы решить. Собрать их всех вместе у Путина, и Путин бы просто попросил их некоторое время, пока сбор налогов с остального бизнеса не вырастет достаточно, платить специальный налог на «доминирующее положение на рынке». Думаю, не найдется желающих возразить. При этом программа «все по 13%» могла бы оказать просто чудодейственное влияние на запуск нового цикла роста в России, что никак пока не получается сделать нашему правительству.
P.S. Для тех, кто разбирается в теме хорошо:
– в статье специально расчеты сделаны упрощенно, не нужно указывать на мелкие нестыковки, это не принципиально для данных рассуждений, пожалуйста, не делайте на эту тему комментариев.
– в статье не затронуты темы отмывки контрабандных товаров, предъявления НДС государству, для которых тоже используются однодневки; темы не затронуты специально, чтобы не расширять сильно границы статьи; и да, система электронных НДС тоже сведет эти темы близко к нулю.
– в статье не затронута тема малого бизнеса, работа его по упрощенной системе; да, работу с однодневками этим убрали, но зато отрезали малый бизнес от оказания услуг большому бизнесу, потому как «без НДС». А те, кто с большим бизнесом продолжают работать – на 100% работают с помойками.
Источник
Еще 7 шагов в борьбе с обналом и фирмами-однодневками
Нет сомнений, что президент Путин начал «крестовый поход» против коррупции!
Налогообложение уходит в цифру: Путин обсудил с Мишустиным модернизацию ФНС
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…
На минувшей неделе мы объявили сбор информации от народных корреспондентов в лице наших читателей о случаях беспредела, с которым им пришлось столкнуться в ИФНС, ПФР и иже с ними.
Сегодня — обзор поступившей нам информации.
НДС-декларация, вычеты, допросы
Многие читатели нашего сайта жалуются на беспредел налоговиков в отношении деклараций по НДС.
Отказ в приеме декларации по НДС по надуманной причине — это хит последнего времени.
Напомним, подробно об этом явлении мы рассказывали в статье «Что делать, если вам отказывают в приеме декларации по НДС». Наши читатели жалуются, что налоговики блокируют счета якобы из-за несданной декларации по НДС, которая фактически сдана. Просто инспекторам не понравились контрагенты, по счетам-фактурам которых заявлен вычет по НДС. Подозрительно! Вычет убрать, декларацию уточнить! Вот сейчас у нас беспредел)) заблокировала ИФНС счет наш по причине задолженности по отчетности. А у нас задолженности нет. А прямо нам сказали: вы работали с недобросовестным контрагентом по их мнению, поэтому у вас блокировка. Уберите вычеты по нему, мы вам откроем счет. Вот так. с декабря по сей день бодаемся.
— Аноним, Казань
Кроме того в последнее время участились допросы руководителей компаний в ИФНС. Налоговики, порой применяя методы морального давления, убеждают директоров сдать уточненную декларацию без лишнего, с их точки зрения, вычета. Вызвали директора на допрос, он пришёл с юристом. В начале беседы начали выгонять юриста из кабинета. Угрожали директору уголовным делом, заставляли сдать уточненку по НДС, чтобы она была «нулевая».
— Аноним, Вологда
Напомним, недавно мы пересказывали историю нашей читательницы, на практике столкнувшейся в допросом в московской ИФНС № 4. С ее слов, моральное давление, хамство и бесцеремонность — методы, которыми пользуются фискалы. Женщина советуют брать с собой юриста.
Что касается настоятельной рекомендации налоговиков, выраженной в категорической форме, об уменьшении вычета по НДС, то это в настоящее время тоже классика жанра.
Беспредел процветает… Знакомого бухгалтера шатражировали бесконечными запросами, встречными проверками за то, что молодой бизнес (менее полгода) понёс расходы на становление производства (купили станок). Реализации пока не достаточно. НДС К возмещению. Пригрозили не оставить в покое, если не подадут уточненка с начисленным НДС к уплате.
И придумали норму вычета не более 90%, которая не имеет законного основания, закидывают бесконечными требованиями и встречками, угрозами выездных проверок во всех направлениях.
После сдачи декларации по НДС с превышением показателя к уплате с нормой вычета свыше 90%директора как свидетеля при неосторожном выборе контрагентов вызывают, затем следует команда на уточнённую декларации на суммы НДС, о которой договорились в налоговой как «свидетель»
— Аноним, Москва
Безопасная доля вычетов по НДС за 3 квартал 2017: проверьте свой регион
Все хорошо
Между тем есть и такие счастливчики, которые за долгие годы в ИФНС, ПФР и прочих подобных «конторах» сталкиваются только с доброжелательностью и лояльностью сотрудников. ИП с 2007 года. Первые годы ходил в ИФНС и ПФР в полной боевой экипировке, готовясь к встрече с «беспредельщиками», «тупыми налоговиками», хамству и ругани. Отчетности у ИПшников тогда было на порядок больше, чем сейчас — декларации УСН ежеквартально, среднесписочная с нулем, заверение КУДиР, РСВ-2, персучет за себя с полным набором АДВ/СЗВ. Но вместо этого все время попадались вежливые тетеньки, еще и помогали на месте исправлять ошибки в отчетах, давали советы, прощали мелкие грешки.
В 2012 году забыл уведомить ПФР об открытии расчетного счета, тогда еще надо было самому уведомлять, и штраф за просрочку 5 тыс. руб. Пошел каяться с конфетами — говорят ничего сделать не можем, вот прошитый прошнурованный пронумерованный журнал о приеме уведомлений, жди штраф (конфеты, правда, оприходовали). Ждал-ждал, нет штрафа! Простили, нарушив свои же регламенты.
Весь прошлый год страна стояла на ушах с передачей сальдо расчетов по взносам из ПФР в ФНС, тоже сидел ждал приключений. Смотрю в личный кабинет — уже полгода висит приличная переплата по фиксированным взносам за ИП (десятки тысяч рублей), хотя платил всегда копейка в копейку. Подожду еще и подам заявление на возврат — профит!
Теперь вот пару лет читаю разные истории о зверствах банков с блокировкой счетов, жду, когда же долбанет по мне, случай классический — безналичная выручка, перевод с р/с ИП на личную карту физлица, снятие нала. Вместо того, чтобы запрашивать документы по сделкам, блокировать карты и счета, банк звонит и предлагает бесплатно карту с генератором одноразовых паролей для подтверждения операций (на общих основаниях она стоит 1000 руб.), мол, нам нравится ваш бизнес и движения по счету. Спрашиваю, какой бизнес, я мелкий ИП. Отвечают, ну у нас несколько другие критерии, размер не играет такого уж значения.
Граждане, что же это такое происходит? Я живу в параллельной реальности?
— Аноним, Саратов
Рассказывайте свои ситуации в комментариях.
Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».
Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.
Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.
Главное — реальность сделок
ФНС назвала четкие основания, при которых возможны налоговые претензии к предприятию. Главное из них — нереальность исполнения сделки контрагентом первого звена, то есть именно тем контрагентом, с которым у предприятия заключен договор. Территориальные инспекции ФНС теперь станут уделять особое внимание сбору доказательств, опровергающих реальность спорной сделки: для этого нужно, например, доказать, что обязательство по сделке исполнено другим лицом, а не тем, которое является стороной договора, или выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.
В письме также отмечается, что исполнение сделки иным лицом (не тем, с кем заключен договор) ограничивает право предприятия на учет расходов по этой сделке. Но передача исполнения обязательств по сделке не вызовет подозрений, если такая возможность изначально предусмотрена договором либо допускается законом.
«Есть определенные Гражданским кодексом РФ случаи, которые предусматривают передачу прав по сделке без согласия партнера, например цессия», — поясняет руководитель налоговой практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова. Кроме того, привлечение третьих лиц можно предусмотреть заранее в договоре. Но в любом случае передача прав по сделке должна иметь ясную бизнес-цель, предупреждает юрист.
«Если на расчетный счет контрагента первого звена поступают денежные средства от продажи стройматериалов, а расходуются со счета средства на закупку постельного белья, возникают обоснованные сомнения в том, что контрагент передал исполнение по сделке надлежащему лицу. Внимание будут обращать и на условия договора. В соответствии с некоторыми договорами контрагент первого звена обязан оказать услуги лично. Это исключает передачу исполнения третьему лицу», — добавляет директор группы налоговых споров КПМГ в России и СНГ Антон Зыков.
По словам руководителя группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александра Ерасова, негативным последствием использования новых правил станет существенное увеличение сумм доначислений по налогу на прибыль. «До сих пор при реальных сделках налог на прибыль доначислялся только на сумму превышения стоимости товара по сравнению с рыночной ценой. Теперь расходы будут в полном объеме исключаться при расчете налога на прибыль», — считает Ерасов.
Доказать умысел
Налоговое ведомство подчеркивает, что в ходе проверок следует собирать доказательства умышленных действий руководителей и учредителей компании, нацеленных на уход от налогов.
Для доказательств умысла в действиях руководителей и учредителей налоговые инспекторы прежде всего должны выявить схему уклонения от налогов. Некоторые из этих схем указаны в письме ФНС. Это, в частности, «дробление» бизнеса для применения льготных налоговых режимов малого бизнеса и использование трансграничных операций с применением «транзитных» компаний.
Данный перечень не является исчерпывающим. «В зависимости от характера хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также конкретных обстоятельств осуществляемых им операций (сделок) налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий могут устанавливаться иные обстоятельства», — предупреждает партнер TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.
«Если налоговый орган сможет доказать умысел в действиях налогоплательщика, то сумма штрафа будет рассчитываться исходя из 40% от суммы неуплаченных налогов. Это существенный минус для бизнеса», — полагает Леоненкова. При неуплате налога вследствие ошибки размер штрафа в два раза меньше (20%), напоминает она.
Хорошая новость — в письме указано, что участие аффилированных лиц в сделке само по себе не является доказательством незаконной схемы. Ранее ФНС придерживалась мнения, что участие в сделке аффилированных лиц является важным доказательством ее незаконности. По мнению Агабаляна, если этот подход будет реализован на практике, то произойдет поворот в практике взаимодействия налоговых органов и бизнеса. Участие аффилированных лиц в числе контрагентов до сих пор практически всегда рассматривалось налоговиками как «отягчающее обстоятельство».
Доказывая умысел на неуплату налога, инспекции опирались в основном на аффилированность организаций, участвующих в сделках, подтверждает Зыков. Но проблема заключается в том, что при определении круга аффилированных лиц налоговые органы иногда выходили далеко за пределы закона. Это приводило к штрафам даже в тех случаях, когда у сделки была ясно обозначена деловая цель. «В нашей практике был случай, когда контрагенты были признаны аффилированными на том лишь основании, что ранее между ними были заключены долгосрочные договоры займа и договоры аренды», — рассказывает Зыков. Отказ от такой практики положительно повлияет на взаимодействие бизнеса и налоговых органов, считает юрист.
«Не давайте пистолет налоговому инспектору!… Он и так уже член ОПС.»
Как бесчинствует ИФНС № 29 – может убедится каждый желающий. Придите в ближайший четверг (13.09.2018) к зданию налоговой по адресу: Москва, Мичуринский проспект д. 27 корп. 1.
Всем известно что в настоящее время компания может сдать декларацию НДС только в электронном виде. Налоговая таким образом стремиться облегчить жизнь и себе и, возможно, налогоплательщикам. Платят за такое «облегчение» естественно налогоплательщики из своего кармана.
Однако такое положение дел, позволяет налоговым совершать поразительные по дерзости и цинизму нарушение прав налогоплательщиков.
Более 2000 компаний парализовала своей незаконной деятельностью налоговая № 29 по городу Москве в августе 2018 года.
Немножко теории: когда компания сдает НДС декларацию по интернету, компания пользуется услугами уполномоченных компаний-операторов. Естественно оплачивая услуги таких компании. В момент когда компания желает отправить отчёт по интернет, компания-оператор проверяет отчетность на предмет соответствия представленной отчетности стандартам , по которым это отчётность формируются и сдается.
Если отчетность содержит какие-либо внутренние противоречия, и форма отчётности не соответствуют требованиям законодательства, компания оператор сообщает об этом налогоплательщику. Какую ошибочную отчётность налогоплательщик просто не сможет отправить в ИФНС интернет.
Как дело обстоит на практике. Если по каким-то причинам налоговая хочет организовать давление на компанию, налоговая просто незаконно отказывает компании в приеме декларации НДС которая соответствует требованиям законодательства.
При этом, налоговая ПРЯМО нарушает свой же Административный регламент ФНС, а также приказ Минфина России от 02.07.2012 №99н….
Так как декларация не считается принятой, следующий шаг от ИФНС № 29 – «блокировка» расчётного счёта! Как вам поворот?
«Маразм крепчал!»… Дальше — больше!
Налогоплательщика сами идут или их приглашают в ИФНС. Зачем?! На каком основании?!…
А приглашаю граждан-налогоплательщиков, на заседание «тройки НКВД»! Ах извините, чуть ошибся: Тоже 4-ре буквы. «Тройки ИФНС» — правда налоговая «называет» это комиссией. В комиссии в налоговой тоже 3 человека.
Хотя в протокол вписывают еще и «мёртвых душ» – каких-то представителей каких-то отделов, секретарей…(прилагаем).
Странно что охранников пока не вписывают. Но м.б. они просто оставляют резерв!
И это не просто комиссия… А некая комиссия «по разрешению нештатных ситуаций в электронном документообороте». Помнится, тройки НКВД тоже разрешали нештатные ситуации…
Что интересно: заместитель начальника ИФНС № 29 — гражданин Фитин Николай Алексеевич – Председатель комиссии — отказался назвать документ, которым таковая комиссия образована. То есть ни приказа о комиссии, ни состава комиссии, ни графика работы – ничего нет. Комиссия эта – чистой воды беззаконие и произвол.
Со слов всё того же заместителя начальника – Фитина Н.А – в ИФНС № 29 в состав комиссии входит 18 человек!!!
18 инспекторов ИФНС – должностных лиц организуют ПРЕСТУПНОЕ СООБЩЕСТВО! Почему преступное?! Да потому что действуют они сообща, незаконно, с особой дерзостью и цинизмом прикрываясь должностным положением!
Куда смотрит УСБ, МВД, Прокуратура?! Когда в крупнейшей по штату Федеральной службе сформировалось и уже больше месяца действует преступное сообщество.
А Счётная палата – куда расходуются средства бюджета в рамках ИФНС?!
Комиссия работает каждый четверг с начала августа и принимает каждый рабочий до 150 компаний!
Фото списка компаний в само организовавшейся очереди (от 06.09.18) прилагаем. И это только в ИФНС № 29. А только по Москве налоговых более 30-ти.
Думаете это всё? Думаете своими заседаниями это «преступное сообщество» ограничивается?
Разбираемся дальше.
На комиссию приглашают только одного директора. Юристов, адвокатов – не пускают! Так и говорят: «Мы приглашаем только директора!» — то есть нормы законодательства РФ о представительстве, о презумпции невиновности ИФНС № 29 в своей деятельности игнорирует. Чем Вам не признак ОПС?!
А вот как ведут беседу с директором компании – ну разве что пока пальцы не ломают… А психологическому прессингу со стороны всё того же заместителя начальника ИФНС № 29 – гражданина Фитина Н.А. – позавидовали бы и следователи НКВД из 37 года.
Но и этим не заканчивается произвол и беспредел в ИФНС № 29.
А знаете ли вы, какие заманчивые предложения делает директорам всё тот же гражданин Фитин Н.А.?! Можно предположить, что даже Владимир Владимирович поучился бы таким агентурным подходам. А разве у ИФНС уже есть право ведения ОРД?!..
А знаете ли вы ГДЕ происходит такой произвол и беспредел? В каких кабинетах и рекреациях. Это ещё более интересно.
НО об этом в нашей следующей истории.