Автомобиль в бухгалтерском учете

Организация приобрела автомобиль: бухгалтерский и налоговый учет

ИА ГАРАНТ

Организация приобрела газель у взаимозависимой компании за 50 000 руб., в том числе НДС 18%. Организация применяет общий режим налогообложения, ПБУ 18/02 не применяется. Как списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо ли платить налог на имущество и транспортный налог?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском учете подержанный автомобиль стоимостью свыше 40 000 руб. учитывается в составе основных средств в общеустановленном порядке. Амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету.

В целях налогообложения прибыли автомобиль не является амортизируемым имуществом, его стоимость учитывается в составе материальных расходов одним из способов, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Налогом на имущество автомобиль облагается в общеустановленном порядке. При этом факт его приобретения у взаимозависимого лица исключает возможность воспользоваться льготой, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ.
Транспортный налог уплачивается в общеустановленном порядке. Субъектом РФ, на территории которого зарегистрирован автомобиль, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете приобретенный автомобиль, бывший в эксплуатации, учитывается в составе основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), а именно:

  • предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

  • предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • не предполагается его последующая перепродажа;

  • способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее — МПЗ) (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации приобретенный организацией автомобиль соответствует вышеперечисленным условиям и его стоимость без НДС превышает 40 000 руб. (50 000 руб. — НДС 18% = 42 372 руб.), поэтому подлежит отражению в составе основных средств, а расходы на его приобретение учитываются в порядке, установленном ПБУ 6/01.

Приобретенный за плату автомобиль принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется из фактических затрат организации на его приобретение (за исключением НДС). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности, суммы, уплачиваемые (подлежащие уплате) в соответствии с договором продавцу (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. 24 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Это правило распространяется и на приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации.

Затраты на покупку автомобиля отражаются

по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем (в момент принятия объекта к бухгалтерскому учету) списываются на счёт 01 «Основные средства»:

Дебет 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60
— отражена первоначальная стоимость приобретенного автомобиля;

Дебет 01 Кредит 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств»
— автомобиль введен в эксплуатацию.

При этом правилами бухгалтерского учета момент принятия автомобиля к учету в качестве основного средства не ставится в зависимость от факта регистрации транспортных средств в ГИБДД, поскольку такая регистрация не подтверждает готовность автомобиля к эксплуатации. Исходя из положений ст. 130 ГК РФ, автотранспортное средство является движимой вещью. В соответствии с п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на транспортные средства законодательством не установлена. А постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регулирует только порядок регистрации самого автотранспортного средства в госорганах.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

Начисление амортизации по объектам ОС, бывшим в употреблении, производится в общеустановленном порядке начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется в соответствии с п. 19 ПБУ 6/01 с учетом срока полезного использования объекта ОС.

Срок полезного использования автомобиля (как нового, так и бывшего в употреблении) определяется организацией самостоятельно исходя из (п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний):

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).

Порядок определения срока полезного использования при принятии основных средств к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Заметим, что с 01.01.2017 в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, были внесены изменения. В частности, исключено положение о возможности ее использования для целей бухгалтерского учета (п. 1 Изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640)).

Таким образом, организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства, руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77).

Соответственно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету, и до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета начисляется амортизация:

Дебет 26, (44) Кредит 02
— начислена амортизация за соответствующий месяц.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежат вычету при одновременном выполнении следующих условий:

  • приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС, или для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);

  • товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);

  • имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры продавца (п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

Каких-либо особенностей для принятия к вычету сумм НДС при приобретении имущества, бывшего в употреблении, нормами НК РФ не предусмотрено.

Соответственно, право на вычет НДС по автомобилю, приобретенному для производственной деятельности, возникает у организации в том налоговом периоде, в котором автомобиль принят к бухгалтерскому учету на основании соответствующих первичных документов, при наличии счета-фактуры продавца (письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/244).

Налог на прибыль

В налоговом учете автомобиль признается амортизируемым имуществом, если одновременно отвечает следующим условиям (п. 1 ст. 256 НК РФ):

  • находится у налогоплательщика на праве собственности;

  • используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

  • срок полезного использования составляет более 12 месяцев;

  • первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (стоимостный критерий в размере 100 000 руб. действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 на основании п.п. 7, 8 ст. 2, части 4, 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).

Первоначальная стоимость основного средства вне зависимости от того, является оно новым или бывшим в эксплуатации, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Наличие взаимозависимости с продавцом не влияет на порядок определения его первоначальной стоимости.

Срок полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства в целях налогообложения определяется с учетом положений п.п. 1, 7 и 12 ст. 258 НК РФ, устанавливающих возможность определения срока полезного использования для подержанного объекта с учетом его срока использования у предыдущего собственника.

Поскольку стоимость имущества является одним из обязательных признаков амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль, полагаем, что в рассматриваемой ситуации автомобиль, имеющий первоначальную стоимость менее 100 000 руб., не является амортизируемым имуществом, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации.

Затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к материальным расходам. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. При этом налогоплательщик вправе выбрать порядок списания стоимости имущества, не признаваемого для целей налогообложения амортизируемым, а именно:

  • учитывать в расходах единовременно на дату ввода актива в эксплуатацию;

  • учитывать в течение нескольких отчетных периодов в самостоятельно определенном организацией порядке, причем такой порядок должен быть разработан с учетом экономически обоснованных показателей, в частности с учетом срока использования имущества.

Применяемый порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации стоимость автомобиля учитывается в составе материальных расходов одним из способов, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отметим, что официальные разъяснения применительно к рассматриваемой ситуации отсутствуют*(1). Полагаем, что косвенно о возможности учета приобретенного организацией имущества в составе материальных расходов свидетельствуют разъяснения Минфина России, представленные в письме от 09.02.11 N 03-03-06/2/29.

Кроме того, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2017 N Ф02-7680/16 судьи также пришли к выводу, что одним из обязательных признаков амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль является то, что стоимость данного имущества на момент его принятия налогоплательщиком к учету составляет более установленного лимита. При таких обстоятельствах сами по себе ссылки на положения пунктов 1, 5, 7 ст. 258 НК РФ, определяющие порядок исчисления срока полезного использования амортизируемого имущества, не подтверждают, что спорное имущество является амортизируемым.

Налог на имущество организаций

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ признаются налогоплательщиками налога (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Приобретенный организацией автомобиль, учитываемый на балансе организации в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, на основании п. 1 ст. 374 НК РФ признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций.

Особенности налогообложения для имущества, бывшего в употреблении, не определены. Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ.

При этом организация не сможет воспользоваться предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ льготой, на основании которой движимое имущество (в том числе автомобиль), принятое на учет организацией с 2013 года и учтенное в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество организаций, поскольку указанная льгота не распространяется на случаи приобретения таких объектов у взаимозависимых лиц (смотрите, например, письмо Минфина России от 30.08.2017 N 03-05-05-01/55522).

Соответственно, приобретенный автомобиль подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Транспортный налог

Транспортный налог в соответствии с гл. 28 НК РФ устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).

На основании ст. 358 НК РФ приобретенный организацией автомобиль, зарегистрированный в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, является объектом налогообложения по транспортному налогу, вне зависимости от того, является ли он новым или бывшим в употреблении (смотрите также письмо Минфина РФ от 08.09.2011 N 03-05-04-04/10).

Наличие взамозависимости с продавцом транспортного средства или срок использования автомобиля у прежнего владельца не влияют на определение наличия объекта налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства (ТС) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Законами субъектов РФ ставки налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Таким образом, при определении ставки транспортного налога по приобретенному подержанному автомобилю необходимо руководствоваться соответствующим законом субъекта, на территории которого он зарегистрирован (смотрите также письма Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-06-04/484, от 04.10.2013 N 03-05-06-04/41282). Заметим, в частности, что установленные на территории города Москвы ставки налога в настоящее время не дифференцируются в зависимости от года выпуска автомобиля (Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге»).

Также следует учитывать, что установленные в п. 1 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога, помимо мощности двигателя, дифференцируются в зависимости от типа транспортного средства (например легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и т.д.) (письмо ФНС России от 02.06.2016 N БС-3-11/2508@).

Согласно разъяснениям финансового ведомства категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании его типа и назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства (далее — ПТС) на основании одобрения его типа. При этом основным показателем для целей обложения транспортным налогом принимается тип транспортного средства, указанный в ПТС, так как автотранспортные средства, имеющие одну и ту же категорию, могут иметь разный тип в зависимости от назначения (легковой, грузовой автомобиль или автобус) (смотрите, например, письма Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1).

При отсутствии в паспорте транспортного средства сведений о его типе или при разногласии с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств» (письмо Минфина РФ от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В случае получения имущества в результате реорганизации основное средство, бывшее в употреблении, по мнению уполномоченных органов, из состава амортизируемого имущества новым собственником не исключается вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования и стоимости (письма Минфина России от 12.05.2005 N 07-05-06/138, от 01.04.2008 N 03-03-06/1/241, УФНС России по г. Москве от 26.04.2010 N 16-15/043777@).

>Выбытие автотранспортных средств style=»visibility:hidden;font-size:0;margin:0;»> Выбытие автотранспортных средств

Экономико-правовой бюллетень, N 8, 2007 год
О.А.Антошина

Списание транспортных средств в связи с их полным износом

В соответствии с п.77 Методических указаний по учету ОС для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которых в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.
Пришедшие в негодность транспортные средства списываются по акту по форме N ОС-4а.
В акте на списание основных средств должны содержаться данные, характеризующие объект основных средств: дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации; проведенные переоценки, ремонты; причины выбытия с их обоснованием; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации. На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
При списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Акт на списание основных средств может выступать не только как документ бухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.
В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет

Расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета являются операционными расходами (п.11 ПБУ 10/99). Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» целесообразно открывать отдельный субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого следует переносить стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумму накопленной амортизации.
Остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01 / «Выбытие основных средств» в дебет счета 91/2 «Прочие расходы». В данном случае остаточная стоимость оборудования равна нулю, так как амортизация по нему начислена полностью.
Расходы, связанные с ликвидацией транспортного средства, списываются в дебет счета 91/2 в корреспонденции со счетом 23 «Вспомогательные производства».
Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Такой порядок учета материальных ценностей, полученных в результате списания основных средств, установлен п.54 Положения по ведению бухгалтерского учета.
Принятие к учету пригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлолома отражается по дебету счета 10 «Материалы», в корреспонденции с кредитом счета 91/1 «Прочие доходы».
Пример. Организация в июле 2007 года ликвидирует транспортное средство, амортизация по которому начислена полностью, первоначальной стоимостью 270 000 руб. Работы по демонтажу и вывозу отходов осуществлялись силами вспомогательного производства. Расходы цеха вспомогательного производства составили 18 000 руб. При разборке оприходованы годные запасные части по рыночной стоимости 11 600 руб., а также металлолом по стоимости 800 руб.
В приведенной ниже таблице бухгалтерских проводок использованы следующие наименования субсчетов: 01/1 «Основные средства в эксплуатации»; 01/2 «Выбытие основных средств».

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Списана первоначальная стоимость ликвидируемого ТС

270 000

Списана сумма начисленной амортизации

270 000

Отражены расходы вспомогательного производства по разборке ТС

18 000

Оприходованы запасные части, полученные при разборке ТС

11 600

Оприходован полученный при разборке ТС металлолом

Списано сальдо прочих доходов и расходов (18 000 — 11 600 — 800)

5 600

Налоговый учет

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (подп.8 п.1 ст.265 НК РФ).
Во многих случаях при ликвидации объектов основных средств получают запасные части, материалы, металлолом и другие материалы. Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, признаются внереализационными доходами (п.13 ст.250 НК РФ).
Дата признания доходов и расходов от ликвидации основного средства зависит от того, какой метод выбран организацией — метод начисления или кассовый метод. Организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления, стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства, признает внереализационным доходом на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества (подп.8 п.4 ст.271 НК РФ). При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества (п.2 ст.273 НК РФ).
Как правило, в результате ликвидации основных средств организации получают убыток. Сумма убытка может быть учтена при налогообложении прибыли того периода, в котором убыток получен.
Воспользуемся данными примера, приведенного выше, и определим сумму внереализационного расхода и сумму дохода, которые будут учитываться в целях налогообложения прибыли: внереализационный расход — расходы по демонтажу основного средства в сумме 18 000 руб., внереализационный доход — стоимость оприходованных запасных частей и металлолома в сумме 12 400 руб.

Автомобиль, который побывал в дтп и стал непригодным к дальнейшей эксплуатации, организация списывает с баланса

Автомобиль, побывавший в аварии и признанный непригодным для дальнейшей эксплуатации, списывается с баланса организации по акту формы N ОС-4а (утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7), в котором указываются техническое состояние и причина ликвидации автотранспортного средства, первоначальная стоимость, сумма износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта, результат от ликвидации.
Акт по форме N ОС-4а составляет постоянно действующая на предприятии комиссия, утвержденная приказом руководителя. В состав комиссии входят главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, ответственные за сохранность основных средств. Акт утверждает руководитель организации. При ликвидации автотранспортного средства в бухгалтерии должны быть документы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывоз на свалку и т.п.). Данные результатов списания бухгалтер вносит в инвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств, при этом инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся отдельно от остальных. Срок их хранения устанавливает руководство.
Кроме того, при списании автотранспортного средства и снятии его с учета (при условии, что виновником ДТП не является организация) договор обязательного страхования автогражданской ответственности прекращается, а страхователь имеет право потребовать от страховщика выплату части страховой премии за неистекший срок договора страхования (пункты 33, 34 Постановления Правительства РФ N 263).
Если в результате ликвидации автомобиля остаются запчасти, пригодные к дальнейшему употреблению, то их необходимо оприходовать по рыночным ценам и сдать на склад. При этом оформляется приходный ордер по форме N М-4.
После списания автомобиля с баланса его необходимо снять с учета в органах ГИБДД. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственники должны зарегистрировать свои автотранспортные средства в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти дней с момента приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Организации, владеющие транспортными средствами, должны снять их с учета в случае изменения места своей регистрации, перед продажей автомобиля, в случае его списания (утилизации), а также в других случаях, когда в соответствии с законодательством прекращается право собственности организации на транспортное средство. Если организация не снимет списанный автомобиль с учета в органах ГИБДД, то она на основании ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога.
Расходы, связанные с выбытием автомобиля, относятся к чрезвычайным (п.13 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета некомпенсируемые расходы на ликвидацию транспортных средств включаются в состав внереализационных расходов (подп.8 п.1 ст.265 НК РФ).

В результате списания автотранспортного средства с баланса могут образоваться доходы в виде запасных частей, пригодных для дальнейшего использования, стоимости металлолома и пр. Согласно п.31 ПБУ 6/01 эти доходы должны отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы от списания объектов основных средств зачисляются на счет прибылей и убытков в составе операционных доходов. Стоимость деталей со списанного автомобиля, которые пригодны для дальнейшего использования, включается в состав внереализационных доходов (п.13 ст.250 НК РФ). Датой признания дохода является дата, указанная на акте на списание автомобиля (подп.8 п.4 ст.271 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, датой признания дохода является день поступления материалов от списания основного средства (п.2 ст.273 НК РФ).
Пунктом 2 ст.171 НК РФ предусмотрено право организации на вычет в отношении основного средства, которое будет участвовать в операциях, признаваемых объектами обложения НДС. Однако списанный автомобиль не используется в производственных целях, поэтому сумму НДС, ранее принятого к вычету при приобретении транспортного средства, необходимо восстановить в части, относящейся к его остаточной стоимости.
Планом счетов выбытие основных средств рекомендовано отражать с использованием специального субсчета «Выбытие основных средств», открываемого к балансовому счету 01 «Основные средства». Списание автотранспортного средства с баланса отражается следующими проводками:
Дебет 01 — Кредит 01/»Выбытие основных средств» — cписана первоначальная стоимость автотранспортного cредства;
Дебет 02 — Кредит 01/»Выбытие основных средств» — списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91 — Кредит 01/»Выбытие основных средств» — остаточная стоимость автомобиля списана на убытки организации;
Дебет 10/5 — Кредит 91 — оприходованы запасные части, пригодные для использования;
Дебет 76 — Кредит 91 — начислено страховое возмещение;
Дебет 51 — Кредит 76 — получена компенсация;
Дебет 91 — Кредит 68 — восстановлен НДС с остаточной стоимости автомобиля.

Продажа автотранспорта

В случае продажи автотранспортного средства порядок его бухгалтерского учета будет аналогичен вышеизложенному. Отличие в том, что происходит реализация имущества и, как следствие, у организации возникает налогооблагаемый доход.
Денежные поступления от продажи объектов основных средств признаются в учете операционным доходом (п.7 ПБУ 9/99). При этом выручка от продажи автомобиля определяется в размере, установленном сторонами в договоре (п.30 ПБУ 6/01). Согласно Плану счетов поступление выручки от продажи объектов основных средств отражается по кредиту счета 91/»Прочие доходы» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Расходы в виде остаточной стоимости амортизируемого имущества и иные связанные с продажей затраты списываются в дебет счета 91/»Прочие расходы».
При налогообложении доходов от продажи автотранспортного средства бухгалтеру следует обратить внимание на следующие моменты:
— налоговые обязательства по НДС перед бюджетом зависят от формирования первоначальной стоимости транспортного средства — c НДС или без учета налога;
— правила расчета налоговой базы по прибыли определяются тем, какой результат получен при реализации имущества — прибыль или убыток.
При этом порядок расчета НДС при реализации транспортных средств актуален как для организаций, находящихся на традиционной системе налогообложения, так и для «спецрежимников».

Налог на добавленную стоимость

Автотранспортные предприятия, которые применяет специальный налоговый режим в виде ЕНВД, не являются плательщиками НДС (п.4 ст.346.26, п.2 ст.346.11 НК РФ). Однако они уплачивают его поставщикам при приобретении объектов ОС и иного имущества. Организация, применяющая спецрежим, обязана включить НДС в их первоначальную стоимость.
Это объясняется тем, что в общем случае сумма НДС, предъявленная поставщиком, исключается из первоначальной стоимости ОС (п.8 ПБУ 6/01). Однако сделать это можно только тогда, когда налог возмещается из бюджета. При применении специального налогового режима сумма предъявленного поставщиком налога из бюджета не возмещается, так как, находясь на «вмененке», организация не является плательщиком НДС. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении ОС лицами, не являющимися плательщиками НДС, учитываются в стоимости такого имущества (подп.3 п.2 ст.170 НК РФ).
Реализация автотранспортного средства не подпадает под «вмененку», так как перечнем видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, деятельность, связанная с операциями по реализации объектов ОС, не предусмотрена. Поэтому продажа автомобиля подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-11-05/122). В этом случае налоговая база определяется как разница между продажной ценой с учетом НДС и остаточной стоимостью по данным бухгалтерского учета (п.3 ст.154 НК РФ). Налог рассчитывается по ставке 18/118.
Возникает вопрос: какую остаточную стоимость следует учесть при расчете налога — сформированную по данным бухгалтерского или налогового учета?
Следуя формулировке Налогового кодекса, логично предположить, что речь в данном случае идет о бухгалтерской остаточной стоимости, так как она должна применяться при исчислении НДС с учетом переоценок (в целях налогообложения амортизируемое имущество не переоценивается). Кроме того, в ст.154 НК РФ нет прямого указания на главу 25 НК РФ, нормами которой следовало бы руководствоваться в данной ситуации. Это дает право утверждать, что при расчете НДС учитывается остаточная стоимость, сформированная по правилам бухгалтерского учета.
Пример. ООО «ТРЕК» находится на «вмененке». Общество приняло решение о продаже автотранспортного средства, договорная стоимость реализации которого равна 250 000 руб. Его первоначальная стоимость в бухгалтерском учете с учетом налога составляет 354 000 руб. (в том числе НДС — 54 000 руб.), а сумма начисленной амортизации на момент выбытия — 140 000 руб.
Рассчитаем НДС в соответствии с правилами, установленными п.3 ст.154 НК РФ.
Остаточная стоимость автомобиля на момент продажи будет равна 214 000 руб. (354 000 — 140 000).
Превышение цены реализации, включающей в себя НДС, над остаточной стоимостью основных средств составит 36 000 руб. (250 000 — 214 000).
С полученной разницы бухгалтеру необходимо начислить НДС в сумме 5492 руб. (36 000 руб. x 18/118).
Следует обратить внимание на оформление счета-фактуры, который в данном случае должен выставить покупателю продавец автомобиля.
Налоговики считают, что в графе 1 счета-фактуры делается пометка «С межценовой разницы», в графе 5 отражается межценовая разница с учетом НДС, в графе 7 — ставка НДС — 18/118, в графе 8 — сумма налога, исчисленная в указанном порядке (письма МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, УМНС России по г.Москве от 12.10.2004 N 24-11/65554, от 11.05.2004 N 24-11/31157).
В бухгалтерском учете ООО «ТРЕК» будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Признан операционный доход от продажи автотранспортного
средства

62

91/1

250 000

Начислен НДС от реализации ОС

5 492

Поступила оплата от покупателя

250 000

Списана первоначальная стоимость автотранспортного средства

354 000

Списана сумма начисленной амортизации

140 000

Отражена остаточная стоимость автотранспортного средства

214 000

Определен финансовый результат от реализации автомобиля
(250 000 — 5492 — 214 000) руб.

91/9

99

30 508

Если первоначальная стоимость автомобиля сформирована без учета НДС, налоговая база определяется в соответствии с п.1 ст.254 НК РФ, т.е. это цена реализации без учета НДС. По условиям примера сумма налога к уплате в бюджет, рассчитанная в общеустановленном порядке, составит 38 136 руб. (250 000 руб. x 18/118). Нетрудно заметить, что в этой ситуации налоговые обязательства налогоплательщика перед бюджетом существенно возрастают по сравнению с суммой НДС, исчисленной с разницы доходов от реализации и остаточной стоимости (5492 руб.).
Отметим, что у налогоплательщиков, находящихся на «вмененке», обязательства по начислению НДС в бюджет могут и не возникнуть, если остаточная стоимость превысит цену реализации, т.е. если в результате продажи транспортного средства налогоплательщик получит убыток. Налоговая база для расчета НДС при таких условиях попросту отсутствует (п.3 ст.154 НК РФ).
При этом счет-фактуру, по мнению автора, организации необходимо выписать даже с «нулевым» НДС, так как обязанность оформления счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, распространяется на всех налогоплательщиков (п.4 ст.169 НК РФ). В отличие от НДС, порядок учета убытка, полученного от реализации имущества, при налогообложении прибыли имеет свои особенности.

Для целей налогообложения прибыли при реализации автотранспортного средства организация вправе уменьшить доходы от данной операции на его остаточную стоимость (подп.1 п.1 ст.268 НК РФ). Однако при расчете налога на прибыль остаточная стоимость должна определяться по правилам главы 25 НК РФ, а не по данным бухгалтерского учета. В случае если в результате реализации транспортного средства получена прибыль, особых проблем у бухгалтера не возникает: налог рассчитывается со всей суммы полученной прибыли.
Ситуация меняется, если в результате продажи получен убыток. Он учитывается в особом порядке, установленном п.3 ст.268 НК РФ. Убыток от реализации транспортного средства принимается в уменьшение полученных доходов равномерно в течение последующих отчетных (налоговых) периодов. При этом срок списания убытка определяется как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
В бухгалтерском учете полученный от продажи автомобиля убыток учитывается при определении финансового результата единовременно. Данное различие между бухгалтерским и налоговым учетом является причиной возникновения временной вычитаемой разницы (п.11 ПБУ 18/02). Она формирует в учете отложенный налоговый актив (ОНА), который в дальнейшем будет погашаться по мере списания убытка.
Пример. В июне 2006 года ООО «ТРЕК» реализовало транспортное средство по цене 70 000 руб. (в том числе НДС — 10 678 руб.), первоначальная стоимость которого составляет 300 000 руб., установленный срок полезного использования автомобиля и в бухгалтерском, и в налоговом учете равен шести годам (72 мес.). За три года эксплуатации автомобиля начислена амортизация в размере 150 000 руб. Организация находится на традиционной системе налогообложения.
Убыток от реализации транспортного средства составит 90 678 руб. (70 000 — 10 678 — 150 000), ОНА, начисленный с этого убытка, — 21 763 руб. (90 678 руб. x 24%). Отложенный налог будет списан в течение 36 мес. (72 — 36).
В бухгалтерском учете ООО «ТРЕК» будут сделаны следующие проводки:

Покупка автомобиля

Покупка автомобиля

Покупка автотранспортных средств (и новых, и бывших в употреблении) осуществляется по договору купли-продажи. Первоначальная стоимость при этом формируется из следующих элементов:
1) сумма, фактически уплаченная поставщику (продавцу) по договору;
2) сумма оплаты консультационных и информационных услуг, связанных с приобретением автотранспортного средства;
3) государственные пошлины, связанные с оформлением документов, подтверждающих право организации на автотранспортное средство. К таким расходам относится, например, плата за регистрацию автомобиля в ГИБДД: за проведение технического осмотра, получение свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта транспортного средства, номерных знаков;
4) таможенные пошлины и таможенные сборы (уплачиваются, если автотранспортное средство ввозится организацией на территорию России);
5) сумма вознаграждения, уплаченная посреднической организации;
6) фактические затраты организации на доставку приобретенного автотранспорта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
7) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением автотранспортного средства.
Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 в фактические затраты на приобретение основных средств не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств. Например, договором купли-продажи может быть предусмотрено участие представителя покупателя в отгрузке автомобилей с завода-изготовителя. Предприятие-покупатель направляет на завод-изготовитель начальника технического отдела. Его командировочные расходы следует включить в первоначальную стоимость полученных автомобилей.
В бухгалтерском учете информация о первоначальной стоимости объекта основного средства отражается на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств». Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается в дебет балансового счета 01 «Основные средства».
ПРИМЕР

ЗАО «Сатурн» в марте месяце приобрело по договору купли-продажи грузовой автомобиль стоимостью 1180000 рублей, в том числе НДС — 180000 рублей. По условиям договора транспортные расходы по доставке автомобиля несет предприятие-покупатель. Автомобиль был доставлен железнодорожным транспортом. Железнодорожный тариф составил 35400 рублей, НДС на железнодорожный тариф — 5400 руб. При регистрации автомобиля в органах ГИБДД предприятие уплатило госпошлину в размере 600 рублей. Сформируем первоначальную стоимость грузового автомобиля. В нее войдут следующие расходы, произведенные ЗАО «Сатурн»:
1) оплата поставщику — 1000000 рублей;
2) железнодорожный тариф — 30000 рублей;
3) госпошлина — 600 рублей;
Итого первоначальная стоимость грузового автомобиля составит 1030600 руб.
31 марта автомобиль был введен в эксплуатацию в составе основных средств ЗАО «Сатурн».
Бухгалтер ЗАО «Сатурн» сделает в марте следующие проводки:
ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60
— 1000000 руб. — стоимость грузового автомобиля без НДС;
ДЕБЕТ 19-1 «НДС при приобретении основных средств» КРЕДИТ 60
— 180000 руб. — НДС, предъявленный поставщиком грузового автомобиля;
ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60
— 30000 руб. — железнодорожный тариф;
ДЕБЕТ 19-1 КРЕДИТ 60
— 5400 руб. — НДС, предъявленный железной дорогой;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
— 600 руб. — перечислена госпошлина;
ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 68
— 600 руб. — сумма госпошлины включена в затраты на приобретение автомобиля;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08-4
— 1030600 — отражена в учете первоначальная стоимость грузового автомобиля после ввода его в эксплуатацию;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19-1
— 180000 руб. — налоговый вычет НДС, предъявленного поставщиком. Этот вычет уменьшает НДС, подлежащий перечислению в бюджет, только после принятия грузового автомобиля к учету в составе основных средств и при наличии счета-фактуры поставщика;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19-1
— 5400 руб. — налоговый вычет НДС, предъявленного железной дорогой. Данный вычет также применяется после принятия грузового автомобиля к учету в составе основных средств и при наличии счета-фактуры от организации-перевозчика;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60
— 1180000 руб. — оплачен счет поставщика грузового автомобиля;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60
— 30000 руб. — оплачен железнодорожный тариф с НДС.

Согласно правилам, установленным статьями 171 и 172 НК РФ, для предъявления к налоговому вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при приобретении автотранспортных средств, необходимо выполнение следующих условий:
— автотранспортное средство принято к учету на балансовом счете 01 «Основные средства», что подтверждается соответствующими первичными документами (накладной на получение автомобиля, актом приемки-передачи основного средства формы ОС-1, приказом руководителя на ввод в эксплуатацию транспортного средства);
— автотранспортное средство будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС;
— имеются в наличии счета-фактуры, предъявленные поставщиками;
— счета-фактуры поставщиков зарегистрированы в книге покупок.
Если автомобиль ввозится на таможенную территорию России, то для получения налогового вычета НДС необходим также документ, подтверждающий фактическую уплату суммы налога.
Если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то НДС по приобретенным автотранспортным средствам не принимается к налоговому вычету. Пункт 8 ПБУ 6/01 позволяет включать в первоначальную стоимость основного средства невозмещаемые налоги. Поэтому организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, включает сумму «входного» НДС в первоначальную стоимость основного средства.
Как отразить в бухгалтерском учете приобретение автомобиля в таком случае, рассмотрим на примере.
ПРИМЕР

Предприятие ООО «Север» применяет упрощенную систему налогообложения. Предприятие приобрело грузовой автомобиль стоимостью 236000 руб., в том числе НДС 36000 руб. При постановке на учет автомобиля в ГИБДД ООО «Север» уплатило госпошлину в размере 600 рублей. Бухгалтер ООО «Север» сделает в учете следующие записи:
ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 60
— 200000 руб. — цена автомобиля без НДС по договору купли-продажи;
ДЕБЕТ 19-1 КРЕДИТ 60
— 36000 руб. — НДС, предъявленный поставщиком автомобиля;
ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 19-1
— 36000 руб. — сумма предъявленного поставщиком НДС отражена в составе затрат на приобретение объектов основных средств;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
— 600 руб. — перечислена госпошлина за регистрацию автомобиля;
ДЕБЕТ 08-4 КРЕДИТ 68

Можно ли вернуть ндс с покупки автомобиля

Главная » Покупка автомобиля » Можно ли вернуть НДС с покупки автомобиля Всем доброго времени суток. Рад снова видеть вас на страницах моего блога. Сегодня мы поговорим с вами о том можно ли вернуть НДС с покупки автомобиля.

Я думаю, многие из вас знают, что можно без особых проблем вернуть налог на добавленную стоимость при покупке недвижимости и уже не раз задавались вопросом: а возможно ли такое при покупке авто. Всё-таки можно или нет? Итак, давайте рассуждать логически.

С покупкой жилья и так все понятно: при покупке недвижимости, налогоплательщик может вернуть 13% от стоимости приобретенной квартиры или дома. Многие из вас так уже наверняка делали. Юридически грамотного населения в нашей стране все больше и больше, что, кстати, очень радует! И тут ключевое слово налогоплательщик, т.е. тот, кто платит налоги, а тот, кто не платит, налоги из бюджета себе вернуть не может.

В случае обнаружения во время проверки в документах неточности или даже машинальной описки налоговый орган имеет право отказать в возмещении суммы налога указанной в данном документе. Адрес, выбитый на счетах, должен совпадать с юридическим адресом фирмы, который и будут запрашивать при проверке налоговики.

Также должны совпадать номера в накладных и платежных документах, название организаций ответственных за отправку грузов и т.п.

  • Рекомендуется вести учет НДС раздельно по продукции, которая облагается налогом, что не облагается и облагается налогом в 0%. Это важно, потому что возврат налога напрямую связан с деятельностью, ее видами и льготами. Если учет налогов ведется в общем потоке, то рассчитывать на возврат отдельной суммы будет очень сложно и провал в таком деле более чем гарантирован.

Возмещение ндс: условия и порядок возврата налога из бюджета

Если сумма, указанная на возврат, составляет от четверти до одного миллиона рублей, то такое финансовое преступление относится к ряду тяжких и суд при их рассмотрении практикует выносить реальные сроки наказания (до 10 лет лишения свободы). Внимание Поэтому, чтобы не попасть в руки мошенников ознакомьтесь со всеми нюансами данного вопроса и прочтите литературу на тему НДС возмещение для чайников, чтобы понять с чего нужно начать и как обойти всевозможные подводные камни. Вычет ндс при покупке автомобиля юридическим лицом

  • НДС возмещение физическим лицам возможно лишь в случае покупки за рубежом продуктов питания по принципу taxfree при возвращении в Россию.

Важно! Все счета-фактуры и первичные документы должны быть оформлены правильно, а у компании не должно быть недоплаченных налогов. В противном случае сумму возмещения направят на погашение налоговой задолженности. Правильно разобраться во всех вопросах возврата НДС за приобретенный автомобиль помогут квалифицированные юристы, специализирующиеся в налоговых правоотношениях. Они подготовят нужные документы и сделают все необходимое для получения причитающихся юридическому лицу денег. ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Любого предпринимателя или общественную организацию, которые занимаются продажами или экспортом товаров интересует вопрос НДС возмещение из бюджета. Если сумма уплаченного НДС больше чем при реализации товара, то государство обязуется возместить разницу из бюджета. Давайте рассмотрим пошагово все действия, которые нужно предпринять, чтобы рассчитывать на возврат оговоренной суммы. Содержание:

  • 1 Правила возмещения НДС по законодательству РФ
    • 1.1 Важная информация
    • 1.2 Каким образом можно повысить вероятность возврата НДС
    • 1.3 Порядок подачи заявления для крупных налогоплательщиков
    • 1.4 Какое наказание ожидает обманщиков
    • 1.5 Рекомендации, которых следует придерживаться

Вся процедура возмещения НДС расписана в статье 176 НК РФ.

Начисление амортизации по грузовому автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете

При начислении амортизации по грузовому автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете. использовать данные о пробеге автомобиля не нужно.

С 2018 года учреждения могут начислять амортизацию тремя способами:

– линейным методом;
– методом уменьшаемого остатка;
– пропорционально объему продукции.

В налоговом учете бюджетных учреждений амортизацию по автомобилю, который приобрели и используете в платной деятельности, начисляйте по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса. В налоговом учете амортизацию можно начислять одним из двух способов:

— линейным;

— нелинейным.

Подробный порядок начисления амортизации приведен ниже в рекомендациях «Системы Госфинансы».

Обоснование
Как начислить амортизацию по автомобилю учреждения

С 2018 года учреждения могут начислять амортизацию тремя способами, а не одним. В рекомендации расскажем на примере автомобиля, каким способом амортизировать движимое имущество и как отразить амортизацию в бухучете. Также смотрите, когда начислять амортизацию в налоговом учете.

Автомобили, которые соответствуют критериям актива, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию (п. 32 Федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н, п. 84 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Когда начать и прекратить амортизацию

Начисляйте амортизацию с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль приняли к учету в качестве основного средства. В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности учреждения и не приостанавливайте, даже если автомобиль в работе не используете (например, ремонтируете).

Прекратите начислять амортизацию с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость.

Об этом сказано в пунктах 33, 34 Стандарта «Основные средства», пунктах 85–87 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Способ амортизации

В бухучете амортизацию начисляют тремя способами:
– линейным методом;
– методом уменьшаемого остатка;
– пропорционально объему продукции.

Учреждение вправе выбрать способ амортизации по отдельным объектам или группам основных средств. Главное условие – выбранный метод выгоден учреждению или отражает полезный потенциал актива.

Об этом сказано в пункте 36 Стандарта «Основные средства».

Автомобиль амортизируется быстрее в первые годы использования, а в последующие – растут затраты на его ремонт. Поэтому в бухучете амортизацию автомобиля выгоднее начислять способом уменьшаемого остатка. Пропишите метод в учетной политике и закрепите коэффициент ускорения к норме амортизации. Коэффициент не должен превышать 3 (п. 36 Стандарта «Основные средства»).

Срок полезного использования

Срок полезного использования определяйте исходя из периода, в течение которого планируете получать доходы или полезный потенциал от автомобиля. Подробнее в рекомендации. Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Если автомобиль получили безвозмездно от других учреждений, оставшийся срок его полезного использования определяйте с учетом срока фактической эксплуатации объекта и ранее начисленной амортизации.

Это установлено в пункте 35 Стандарта «Основные средства».

Бухучет

Порядок отражения в бухучете начисленной амортизации по автомобилю зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Амортизацию начисляйте проводкой:

Дебет счета Кредит счета
1. Начислена амортизация по автомобилю 0.109.Х0.271<2> 0.104.Х5.410

Х – аналитический код группы синтетического счета объекта учета.

<2> Если в учетной политике закрепили, что расходы не формируют себестоимость готовой продукции, работ или услуг, то списывайте их на счет 0.401.20.271.

Такой порядок установлен в пункте 26 Инструкции № 174н.

Подробнее о том, как начислить и отразить в бухучете амортизацию, см. Как начислить амортизацию основных средств в бухучете.

Если учреждение провело реконструкцию (модернизацию) автомобиля, то меняется его первоначальная стоимость, а в некоторых случаях и срок полезного использования. Эти изменения могут повлечь за собой изменение суммы ежемесячных амортизационных отчислений. Подробнее о том, как рассчитать амортизацию после реконструкции (модернизации)

 Как провести, отразить в бухучете и при налогообложении реконструкцию основных средств;

 Как провести, отразить в бухучете и при налогообложении модернизацию основных средств.

Налог на прибыль

В налоговом учете бюджетных и автономных учреждений амортизацию по автомобилю, который приобрели и используете в платной деятельности, начисляйте по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса.

Амортизацию не начисляйте, если автомобиль приобрели или получили в рамках целевого финансирования (бюджетного финансирования).

В налоговом учете амортизацию можно начислять одним из двух способов:

 линейным;

 нелинейным.

С начала очередного налогового периода учреждение вправе изменить выбранный метод начисления амортизации. При этом перейти с нелинейного на линейный метод можно не раньше чем через пять лет после начала его применения.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 259 Налогового кодекса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *