Аренда муниципального имущества

Аренда — это услуга? Ошибочное толкование налоговых органов.

Курица – не птица, аренда – не услуга

Налоговики продолжают настаивать на том, что предоставление имущества в аренду – не что иное, как услуга. Но если раньше они делали это, чтобы доначислить налог на пользователей автодорог, то теперь – чтобы оштрафовать фирму за неприменение ККМ.

По закону о контрольно-кассовой технике все фирмы, которые продают товары, оказывают услуги или выполняют работы за наличные, обязаны применять кассовый аппарат. При этом не имеет значения, кто выступает покупателем – гражданин или другая компания.

Но фирмам, которые за свои товары или услуги получают наличные раз в месяц или того реже, покупать ККМ невыгодно. А если речь идет о вносимой наличными арендной плате – то и незачем.

Странное мнение

Налоговики, впрочем, считают, что, передавая во временное пользование помещение, оборудование и другое имущество, фирма оказывает услугу. И, получая за нее наличные, она должна использовать в расчетах ККМ.

Так думают не только в МНС, но и в Минфине. Это нам подтвердила Галина Баринова, главный специалист отдела методологии производственного и налогового учета финансового министерства.

Правда, официальных разъяснений ни Минфин, ни МНС пока не издавали. Несмотря на это инспекторы на местах полностью в курсе министерских настроений. И не только их строго придерживаются, но даже берутся растолковывать в своих письмах. Так, например, поступили налоговики из подмосковного УМНС (письмо от 2 марта 2004 г. № 25-14/4571-68/Г767).

Странные доводы…

Чтобы обосновать свою позицию, чиновники приводят сразу несколько аргументов. Прежде всего они ссылаются на пункт 5 статьи 38 Налогового кодекса, в котором определено понятие услуги. Это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления.

Почему чиновники считают это определение доказательством того, что аренда – услуга, непонятно. Опираясь на него, можно прийти к прямо противоположному выводу. Дело в том, что предоставление в аренду чего бы то ни было назвать деятельностью как совершением определенных действий довольно сложно. Арендодатель никаких действий не совершает, он лишь позволяет арендатору пользоваться имуществом. Кроме того, результат аренды трудно признать нематериальным: арендатор получает конкретное имущество, хоть и на время.

Доказать наличие какой-то деятельности при аренде чиновники пытаются и с помощью другого аргумента – ссылки на Гражданский кодекс. Обратиться к нему они вправе, ведь Налоговый кодекс понятие «аренда» не раскрывает. А статья 606 Гражданского кодекса говорит, что по договору аренды одна фирма передает другой за определенную плату какое-либо имущество на время. Такую передачу чиновники расценивают как «определенные действия» арендодателя и приравнивают договор аренды к договору возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК).

При этом их совершенно не смущает, что статьи 606 и 779 находятся в разных главах Гражданского кодекса, которые регулируют совершенно разные отношения. Статья 606 принадлежит главе 34 «Аренда», статья 779 – главе 39 «Возмездное оказание услуг». То есть законодатели изначально разделили аренду и возмездные услуги как различные понятия.

Последним аргументом чиновников стал Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (постановление Госстандарта от 28 июня 1993 г. № 163). Там аренда указана как услуга. Но и этот довод не выдерживает никакой критики: задачи, для решения которых предназначен классификатор, никак не связаны с вопросами налогообложения.

Подтверждение тому, что аренда – не услуга, можно найти и в частных нормах Налогового кодекса. На это обратил внимание Дмитрий Новиков, заместитель генерального директора ООО «Аудиторская фирма “Стимул”».

«Так, в статье 208 Налоговый кодекс рассматривает доход от аренды и вознаграждение за услуги как отдельные составляющие доходов граждан, – отмечает он. – А статьи 146, 249, 346.15 различают доходы от реализации услуг и имущественных прав. Аренда же предполагает именно передачу имущественных прав – прав владения и пользования имуществом (ст. 606 ГК). То есть, согласно Налоговому кодексу, аренда не является разновидностью услуги».

Получается, что как с точки зрения гражданского, так и с точки зрения налогового законодательства аренду нельзя признать услугой.

…которые судей вряд ли убедят

За неприменение ККМ налоговики попытаются оштрафовать фирму на сумму от 30 до 40 тысяч рублей (ст. 14.5 КоАП). Впрочем, для того, чтобы взыскать этот штраф, инспекторам придется обратиться в суд. Там в доказательство своей правоты они, возможно, приведут постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 января 2002 г. № КА-А40/7866-01, в котором арбитры отнесли аренду к услугам. В этом удивительном деле судьи посчитали, что «действие по предоставлению помещения в аренду не имеет материального выражения, а право на использование помещения реализуется в процессе пользования помещением».

Однако с тех пор все изменилось: сейчас судьи полностью поддерживают арендодателей. Например, уже 18 марта 2003 года в том же Федеральном арбитражном суде Московского округа изменили свое мнение. В постановлении № КА-А40/1361-03 арбитры четко указывают, что «признакам услуги, установленным в пункте 5 статьи 38 Налогового кодекса, предоставление имущества в аренду не соответствует». При этом они добавили, что «из норм гражданского законодательства тоже нельзя сделать вывод об относимости аренды к деятельности по оказанию услуг».

В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2003 г. № А56-5644/03 вообще сказано, что расчет наличными деньгами за аренду помещений не подпадает под действие закона о ККМ. Тем самым они не только решили, что аренда не услуга, но и установили, что арендодатель не обязан обзаводиться кассовым аппаратом.

Высший Арбитражный Суд уже тоже высказался по этому вопросу. В постановлениях от 22 июля 2003 г. № 3089/03 и № 11668/01 он указал, что доход от сдачи имущества в аренду не признается выручкой от реализации товаров, работ или услуг. Фактически высший суд признал, что аренда ни тем, ни другим, ни третьим не является.

С двух сторон

Отсутствие у арендодателя ККМ станет причиной проблем не только с проверяющими, но и с арендаторами. Дело в том, что без кассового чека налоговики не дадут им принять к вычету НДС, заплаченный вам в составе арендной платы. Конечно, далеко не каждый из арендаторов, не получив кассового чека, бросится подыскивать себе другое помещение у более сговорчивой фирмы. Но и такое может быть.

Поэтому, оценив обстановку, решите, что обойдется дешевле: потеря арендаторов плюс судебные разбирательства с налоговиками или покупка ККМ.

Материал предоставлен журналом , №6 2004 г

Предмет договора аренды

. По общему правилу единственным существенным условием договора аренды, вытекающим из закона, является его предмет (п. 3 ст. 607 ГК, п. 1 ст. 432 ГК), а именно: в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду*(180).

При отсутствии этих данных в договоре условие считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор считается незаключенным.
Какими признаками должен обладать предмет договора аренды?
Прежде всего это должна быть вещь (ст. 607 ГК). Из этого факта следуют как минимум два вывода.
Во-первых, предметом договора аренды не может быть субъект права как явление, противоположное объекту права. Эту очевидную истину приходится говорить уже потому, что в последнее время в отечественной юридической литературе можно встретить обсуждение проблем аренды персонала*(181). Иначе как к условным к данным терминам относиться нельзя; если на практике заключаются договоры аренды спортсменов, то данные сделки должны признаваться ничтожными, поскольку физические лица (игроки) являются субъектами гражданских прав и ни при каких условиях не могут признаваться объектами гражданско-правовых сделок*(182).
Во-вторых, нематериальные разновидности имущества (имущественные права и обязанности, в том числе выраженные в ценных бумагах, информация, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг) не могут быть предметом договора аренды*(183). Передача прав на их временное использование за плату осуществляется на основе лицензионных договоров, договоров доверительного управления имуществом и иных соглашений, не относящихся к разновидностям договора аренды*(184). Пожалуй, единственным исключением является включение нематериальных объектов имущества в предмет аренды в случае, когда они входят в состав имущественного комплекса (ст. 656 ГК).
Далее, в силу прямого указания ст. 607 ГК предметом договора аренды может быть только непотребляемая вещь. Непотребляемость — это свойство вещи, которое позволяет ей не терять назначения (исчезать, перерабатываться) в процессе однократного использования. Соответственно потребляемые вещи (топливо, краска, иные отделочные материалы, продукты питания и т.п.) не могут сдаваться в аренду, поскольку пользование ими соединено с их уничтожением, тогда как после истечения срока договора именно полученные от арендодателя вещи подлежат возврату ему. Потребляемые вещи могут быть переданы на основании иных видов договоров — займа, кредита, комиссии, в которых возвращаются не те же предметы, а аналогичные — в том же количестве*(185).
Необходимость возврата именно арендованной вещи обусловлена таким ее свойством, как индивидуальная определенность, т.е. возможность выделения конкретной вещи из числа подобных. Данные, позволяющие точно описать имущество, подлежащее сдаче в аренду, могут уточняться по различным критериям: наименованию, месту нахождения, назначению, границам, габаритам, цвету, модели, форме, материалу, степени износа, графическому обозначению на плане местности и т.п. Степень индивидуализации предмета аренды зависит от его назначения, а также воли и желания сторон. В ряде случаев, когда предметом сделки выступает наиболее ценное имущество (недвижимость, транспортные средства), закон предъявляет повышенные требования к способам индивидуализации (использование условных, инвентарных, регистрационных и (или) кадастровых номеров). Вещи, определенные родовыми признаками, не могут быть предметом договора аренды, так как после передачи они обезличиваются, смешиваясь с имуществом пользователя и становясь в результате объектами его права собственности.

Понятие вещи как объекта аренды ставит вопрос о том, может ли быть арендованной часть вещи. С одной стороны, ст. 607 ГК и судебная практика исходят из отрицательного ответа на этот вопрос. Так, по одному из дел было признано, что договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды. Суд сделал правильный вывод о том, что передача вещи в аренду всегда влечет временное отчуждение собственником права пользования этой вещью, чего не было в ходе исполнения спорного договора (п. 1 Обзора об аренде). С другой стороны, в настоящее время данная позиция не вполне согласуется с некоторыми нормами российского законодательства. Так, в п. 2-3 ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп.)*(186) допускается возможность сдачи в аренду части земельного участка, помещения, т.е. части вещи. Эти нормы, на наш взгляд, противоречат самой концепции права аренды, предметом которого может быть именно вещь, а не выделенная часть в ней. De lege ferenda правильнее было бы говорить в таких случаях о сдаче в аренду всего земельного участка или иного объекта недвижимости (т.е. всей вещи), хотя и с определенным (ограниченным) по договору порядком владения и (или) пользования вещью со стороны арендатора. Например, если юридическое лицо снимает для своего сотрудника «угол в коммунальной комнате», то объектом аренды должна считаться именно комната. Другое дело, что по этому договору права арендатора будут ограничены правом других арендаторов (множественность лиц на стороне арендатора) или самого арендодателя на пользование той же самой вещью — комнатой. Все возможные конфликтные вопросы такого «общежития» должны разрешаться в соглашении о порядке совместного использования вещи в рамках договора аренды*(187).
Наконец, следует помнить, что в аренду могут быть сданы лишь вещи, оборот которых не ограничен (в части передачи вещей в пользование) или не запрещен. Соответствующие ограничения (запреты) могут быть установлены лишь федеральным законом (ст. 129, п. 1 ст. 607 ГК). Например, запрещается сдача в аренду земельных участков, изъятых из оборота (п. 2 ст. 22, п. 4 ст. 27 ЗК), магистральных железнодорожных линий, объектов локомотивного и вагонного хозяйства (п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»). Ограниченные в обороте вещи могут быть сданы в аренду, но при условии соблюдения установленных ограничений. Например, сдача в аренду оружия возможна лишь лицу, имеющему соответствующее разрешение. Мотивы ввода подобных ограничений и запретов понятны: обеспечение безопасности общества, обороноспособности государства, здоровья населения*(188). Особняком в этом ряду стоит запрет на сдачу жилых помещений в аренду гражданам. Такие помещения могут быть сданы им только в социальный или коммерческий наем. Договоры аренды жилых помещений, заключенные с гражданами, ничтожны на основании ст. 168 ГК*(189). Этот запрет основан, по-видимому, на желании законодателя предоставить большую защиту нанимателям жилья по сравнению с обычными арендаторами. В то же время аренда жилых помещений юридическими лицами (например, для предоставления их своим работникам) закону не противоречит.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (п. 2 ст. 607 ГК). Эти особенности, не будучи ограничением или запретом, основаны на невозобновляемости многих природных объектов, их существенном значении для публичного интереса и, следовательно, необходимости специальных норм по их рациональному использованию. Например, при сдаче в аренду земельных участков должно соблюдаться их целевое назначение (ст. 42 ЗК).

§ 4. Запрет на залог отдельных видов имущества

Как уже отмечалось выше, в соответствии с п. 2 ст. 336 ГК РФ «залог отдельных видов имущества… может быть законом запрещен или ограничен».

Запрет на залог определенных видов имущества должен быть обоснован теми или иными юридическими, экономическими или политическими причинами.

К случаям, когда закон прямо запрещает залог отдельных видов имущества, относятся и случаи, указанные в ст.

6 Закона об ипотеке. Согласно положениям указанной статьи не допускается ипотека имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена. Разумеется, как и п. 1 ст. 63 Закона об ипотеке, эта норма также касается только того имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности.

Положение, запрещающее ипотеку имущества, в отношении которого приватизация запрещена, легко объяснить, поскольку такое имущество фактически представляет собой (во всяком случае, на данный момент времени) имущество, изъятое из оборота.

Запрет на залог имущества, подлежащего обязательной приватизации, напротив, объяснить можно, только исходя из норм приватизационного законодательства.

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными указанным Законом. В п. 1 ст. 13 предусмотрено, что приватизация государственного и муниципального имущества возможна только одним из следующих способов:

«1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2)

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3)

продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4)

продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5)

продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6)

продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7)

продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8)

продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9)

внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10)

продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления».

Как очевидно следует из этого перечня способов приватизации государственного и муниципального имущества, в случае, если бы залог такого имущества был бы возможен, то в силу Закона о приватизации его отчуждение в частную собственность физических и юридических лиц, с одной стороны, не могло бы быть осуществлено в порядке обращения на него взыскания (в судебном или внесудебном порядке) и в результате последующей реализации в соответствии с общими правилами гражданского законодательства о порядке обращения взыскания и реализации заложенного имущества. В этом случае залогодержатель тем более был бы лишен права оставить такое имущество за собой, поскольку эти правила противоречат вышеприведенным нормам Закона о приватизации. С другой стороны, отчуждение заложенного государственного и муниципального имущества, подлежащего приватизации, не могло бы быть осуществлено и в порядке норм Закона о приватизации, так как эти правила не соответствуют правилам Гражданского кодекса РФ и Закона об ипотеке о порядке обращения взыскания на заложенное имущество. Как видно, формулируя положения Закона об ипотеке, законодатель данную коллизию разрешил путем введения запрета на ипотеку государственного и муниципального недвижимого имущества, подлежащего обязательной приватизации.

Любопытно, однако, что подобного запрета формально законодатель не устанавливает в отношении движимого государственного и муниципального имущества, подлежащего приватизации. Тем не менее, как представляется, и в отношении такого движимого имущества его залог следует признать невозможным, поскольку в случае обращения на него взыскания будут нарушены императивные нормы российского приватизационного законодательства о порядке отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность при его приватизации.

Соображениями подобного рода, хотя и не абсолютно идентичными, видимо, следует объяснить установленный п. 1 ст. 63 Закона об ипотеке запрет на ипотеку земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, указанных в п. 1 ст. 62.1 этого Закона. Согласно же п. 1 ст. 62.1 предметом залога по договору об ипотеке могут быть земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если такие земельные участки предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Хотя п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), гарантируя право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, устанавливает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, однако одновременно Кодекс устанавливает специальные императивные правила об отчуждении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

Следствием этих специальных правил и является, по существу, установленный Законом об ипотеке общий запрет на ипотеку государственных и муниципальных земельных участков.

Во-первых, в ряде случаев российское законодательство закрепляет за строго определенными лицами право на приобретение государственных и муниципальных земельных участков в собственность.

Так, например, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на их приватизацию (абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ), а религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно (абз. 3 п. 1 ст. 36 ЗК РФ). В силу п. 5 ст. 20 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их однократно бесплатно в собственность.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования до вступления в силу Земельного кодекса РФ, но которым такие участки в силу п. 1 ст. 20 ЗК РФ более на таком праве предоставляться не могут, вправе до 1 января 2008 г. по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Очевидно, что во всех указанных и иных случаях, когда законодатель признает за участниками оборота право на приобретение земельных участков, собственники этих участков (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) должны обеспечить, чтобы соответствующие участки на момент реализации участниками оборота этого права были свободны от таких обременений, как ипотека. По существу, данная правовая позиция вытекает из нормы п. 1 ст. 460 ГК РФ, обязывающей продавца передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

Правовой гарантией в данной ситуации служит введенный законодателем общий запрет на ипотеку государственных и муниципальных земель.

Во-вторых, российским законодательством также предусмотрено в определенных ситуациях право участников оборота на пользование государственными или муниципальными земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования. В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ «в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления».

Однако действующее гражданское законодательство не предусматривает возможность ипотеки собственником земельного участка, переданного им другому лицу на праве постоянного бессрочного пользования. Кроме того, если бы ипотека подобных участков была бы разрешена, то при переходе их в частные руки вследствие обращения на них взыскания и реализации в установленном порядке лица, имевшие на эти участки право постоянного (бессрочного) пользования, это право неизбежно бы утратили. В силу п. 1 ст. 268 ГК РФ каким-либо субъектам гражданского оборота на праве постоянного (бессрочного) пользования могут принадлежать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Следовательно, прекращение права государственной или муниципальной собственности на земельный участок в результате отчуждения его в частную собственность влечет и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, на котором этот участок был предоставлен какому-либо лицу.

В-третьих, Земельный кодекс РФ устанавливает специальные правила о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для определенных целей. Так, например, ст. 30 ЗК РФ регламентирует общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ст. 30.1 определяет особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а ст. 30.2 — особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен ст. 34 ЗК РФ.

Как уже отмечалось выше, в силу императивного характера правил российского земельного законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных земельных участков гражданам и юридическим лицам в частную собственность ипотеку таких земельных участков также следует признать невозможной, поскольку в случае обращения на них взыскания и реализации их как предметов ипотеки будут нарушены эти императивные нормы законодательства.

На этом основании может быть сделан один общий вывод, согласно которому недопустим залог такого имущества, отчуждение которого допускается в силу императивных норм закона только в таком порядке и такими способами, которые не согласуются с установленными гражданским законодательством порядком и способами реализации такого имущества при его залоге.

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны во исполнение Плана мероприятий на 2000 год по реализации Программы приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999 — 2000 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2000 года N 482, в соответствии Гражданским кодексом Республики Казахстан, другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан и регламентируют особенности передачи в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации.

2. Настоящие Правила определяют порядок предоставления в имущественный наем государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации.

3. Предоставление в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, производится на тендерной основе, за исключением случаев:

1) предоставления в имущественный наем стратегически важных объектов республиканских государственных предприятий, осуществляемого на основании отдельных решений Правительства Республики Казахстан;

2) предоставления помещений площадью до 100 кв. м, оборудования балансовой стоимостью не более 150-кратного минимального расчетного показателя и помещений учебных заведений и научных организаций на срок не более одного месяца для проведения курсовых занятий, конференций, семинаров, концертов и спортивных мероприятий, осуществляемого с письменного согласия уполномоченного органа или его территориальных подразделений по представлению органов государственного управления.

Примечание

3-1. Плата за пользование нанятым имуществом производится деньгами.

Расчетные ставки арендной платы определяются с учетом региональных условий и утверждаются наймодателем по согласованию с уполномоченным органом или его территориальными подразделениями.

Примечание

4. Предоставление в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, осуществляется без права последующего выкупа.

2. Наймодатель

5. При передаче в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских государственных предприятий, в том числе объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, в качестве наймодателя выступают республиканские государственные предприятия.

6. Решение о передаче в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении республиканского государственного предприятия, на срок до трех лет, принимается им самостоятельно.

Передача в имущественный наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении республиканского государственного предприятия, на срок свыше трех лет, а также имущества, находящегося в оперативном управлении республиканского государственного предприятия, может осуществляться предприятием только после согласования с органом государственного управления и письменного согласия уполномоченного органа.

Примечание

7. Наймодатель осуществляет следующие функции:

1) принимает решение о передаче имущества в имущественный наем и о проведении тендера;

2) определяет дату и место проведения тендера, его условия, а также критерии выбора победителя тендера;

3) утверждает тендерную документацию;

4) формирует тендерную комиссию;

5) принимает гарантийные взносы;

6) утверждает протоколы заседания тендерной комиссии;

7) обеспечивает заключение договора имущественного найма с победителем тендера;

8) по окончании тендера возвращает участникам тендера гарантийные взносы, за исключением случаев, установленных законодательными актами;

9) иные функции необходимые для проведения тендера.

8. В качестве организатора тендера выступает тендерная комиссия, либо по поручению наймодателя — организатор тендера.

9. Тендерная комиссия формируется из представителей наймодателя и уполномоченного органа или его территориальных подразделений. В состав тендерной комиссии также могут быть включены представители органа государственного управления наймодателя и иных заинтересованных организаций.

Примечание

10. Тендерная комиссия осуществляет следующие функции:

1) подготавливает тендерную документацию и другие необходимые документы для объявления тендера;

2) проводит ознакомление участников тендера с тендерной документацией и объектом тендера;

3) осуществляет публикацию извещения о проведении тендера;

4) производит прием, регистрацию и хранение представленных заявок;

5) готовит протокол об окончании приема и регистрации заявок;

6) в случае необходимости привлекает специалистов и экспертов по подготовке тендерной и другой необходимой документации, проведению работ по сбору и анализу заявок;

7) оформляет протокол заседания тендерной комиссии, содержащий заключение, определяющее победителя тендера или иное решение по итогам тендера.

11. Решения тендерной комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, при равенстве голосов — голос председателя тендерной комиссии является решающим.

12. Заседания тендерной комиссии являются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 членов тендерной комиссии.

13. В случае определения наймодателем организатора тендера, он выполняет часть функций тендерной комиссии, указанных в подпунктах 1), 2), 3) и 6) пункта 10 настоящих Правил.

3. Тендерная документация

14. Конкретный порядок, состав и условия подготовки тендерной документации определяет наймодатель.

15. Извещение о проведении тендера должно быть опубликовано в средствах массовой информации организатором тендера не менее чем за 15 дней до проведения тендера.

16. Извещение о проведении тендера должно содержать:

1) наименование наймодателя;

2) срок имущественного найма и размер стартовой ставки арендной платы (которая не может быть ниже расчетной ставки, утвержденной наймодателем в соответствии с пунктом 3-1 настоящих Правил);

Примечание

3) условия тендера и критерии выбора победителя;

4) краткую характеристику объекта тендера;

5) сведения о порядке оформления участия в тендере;

6) перечень документов, необходимых для участия в тендере;

7) срок заключения договора имущественного найма;

8) адрес, сроки и условия получения тендерной документации и ознакомления с объектом тендера;

9) сведения о дате, времени и месте проведения тендера;

10) дату и время начала и окончания приема заявок.

17. Тендерная документация представляется в комплекте по письменному запросу участника тендера в порядке, определяемом тендерной комиссией.

18. Тендерная документация должна содержать следующие основные разделы:

1) сведения об объекте тендера;

2) требования по содержанию заявки и представляемых вместе с ней документов;

3) условия и порядок проведения тендера;

4) критерии выбора победителя тендера;

5) проект договора имущественного найма;

6) форма заявки на участие в тендере.

4. Заявка на участие в тендере

19. Лицо, изъявившее желание принять участие в тендере, вправе производить осмотр объекта тендера, а также получать информацию об условиях и порядке проведения тендера.

20. Лицо, изъявившее желание принять участие в тендере, должно представить тендерной комиссии следующие документы:

1) заявку на участие в тендере, содержащую согласие претендента на участие в тендере и его обязательства по выполнению условий тендера и заключению договора имущественного найма;

2) нотариально заверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц);

3) копию платежного поручения, подтверждающего перечисление гарантийного взноса;

4) свои предложения по условиям тендера в запечатанном конверте;

5) иные документы, указанные в информационном сообщении.

21. Заявка должна быть подготовлена в соответствии с требованиями и условиями, определенными в тендерной документации. Заявки принимаются в двойных конвертах. Во внешнем конверте должны содержаться:

1) собственно заявка;

2) нотариально заверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц);

3) копия платежного поручения, подтверждающего перечисление гарантийного взноса;

4) иные документы, указанные в информационном сообщении.

Во внутреннем конверте должны содержаться собственно предложения претендента.

Внутренний конверт на момент подачи заявки должен быть закрыт и опечатан претендентом.

22. При приеме заявки тендерная комиссия проверяет наличие необходимых документов, за исключением содержащихся во внутреннем конверте. В случае, если документы не соответствуют требованиям, указанным в пункте 21 настоящих Правил, тендерная комиссия в тот же день письменно уведомляет претендента об отказе в приеме и регистрации заявки с указанием причины отказа.

23. При наличии всех необходимых документов тендерная комиссия обязана зарегистрировать заявку с указанием даты и часа приема. При этом внутренний конверт не распечатывается.

24. Лицо, изъявившее желание принять участие в тендере, после регистрации его заявки становится участником тендера.

25. Участник тендера вправе бесплатно получать дополнительные сведения, уточнения по выносимому на тендер объекту.

26. В день окончания приема и регистрации заявок тендерная комиссия подписывает протокол об окончании приема и регистрации заявок.

Протокол об окончании приема и регистрации заявок должен содержать следующие сведения:

1) сведения об объекте тендера;

2) количество и перечень зарегистрированных заявок;

3) количество и перечень отозванных заявок (в случае их наличия).

5. Процедура тендера

27. Если на момент окончания срока приема заявок (за исключением второго и последующих тендеров) зарегистрировано не более одной заявки, тендер признается несостоявшимся.

28. В день проведения тендера, на заседании тендерная комиссия вскрывает конверты с предложениями участников тендера и оглашает их предложения.

Перед вскрытием конвертов комиссия проверяет их целостность, что фиксируется в протоколе заседания тендерной комиссии.

При вскрытии конвертов и оглашении предложений имеют право присутствовать участники тендера или их надлежащим образом уполномоченные представители.

29. Тендерная комиссия проверяет соответствие представленных предложений требованиям, содержащимся в тендерной документации. В случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям, содержащимся в тендерной документации, указанные предложения не подлежат дальнейшему рассмотрению и лицо, подавшее такую заявку, утрачивает статус участника тендера, что фиксируется в протоколе заседания тендерной комиссии.

30. После вскрытия конвертов и оглашения предложений тендерная комиссия удаляется на совещание для обсуждения и оценки предложений.

Участники тендера (их представители) не имеют права присутствовать при обсуждении и оценке предложений.

31. Победителем тендера признается участник тендера, предложивший наибольшую плату за пользование объектом тендера, взявший на себя обязательства по выполнению других условий тендера и предложения которого отвечают всем требованиям, содержащимся в тендерной документации.

6. Оформление результатов тендера

32. Заключение тендерной комиссии, определяющее победителя тендера или иное решение по итогам тендера, оформляется протоколом, подписываемым членами тендерной комиссии и утверждаемым наймодателем.

Протокол, определяющий победителя тендера, подписывается также лицом, выигравшим тендер.

33. В протоколе должны содержаться:

1)сведения об объекте тендера;

2) сведения о победителе тендера или иное решение по итогам тендера с указанием причины отсутствия победителя;

3) условия, на которых победитель выиграл тендер.

34. Тендерная комиссия письменно извещает участников о результатах тендера.

35. После подведения итогов тендера участникам тендера, не ставшими победителями, гарантийный взнос возвращается.

36. На основании протокола о результатах тендера, победитель обязан заключить договор имущественного найма на условиях, отвечающих предложениям победителя тендера.

37. Победителю тендера сумма внесенного гарантийного взноса засчитывается в счет платы за пользование объектом тендера по заключенному договору имущественного найма.

38. Гарантийный взнос не возвращается победителю тендера в случае отказа победителя заключить договор имущественного найма объекта тендера на условиях, отвечающих предложениям победителя тендера.

39. В случае отказа победителя заключить договор имущественного найма объекта тендера на условиях, отвечающих предложениям победителя тендера, наймодатель вправе определить победителя из числа оставшихся участников тендера (если число оставшихся не менее 2-х), либо принять решение о проведении нового тендера.

7. Содержание договора имущественного найма

40. Договор имущественного найма должен быть подписан сторонами в срок, указанный в извещении о проведении тендера.

41. Договор имущественного найма обязательно должен содержать следующие положения:

1) данные о технических характеристиках объекта, передаваемого в имущественный наем;

2) срок предоставления нанимателю сданного внаем имущества;

3) порядок и сроки внесения платы за пользование нанятым имуществом;

4) обязанности нанимателя:

содержать объект в надлежащем порядке, не совершать действий, способных вызвать повреждение объекта или расположенных в нем инженерных коммуникаций, а также производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию нанятого имущества;

Примечание

в случае повреждения объекта по своей вине, обеспечить его ремонт за свой счет;

не осуществлять без предварительного письменного разрешения наймодателя перепланировки или переоборудования объекта, расположенных в нем сетей и коммуникаций;

допускать на объект и на прилегающий к нему земельный участок представителей наймодателя, служб санитарного надзора и других государственных органов, контролирующих соблюдение законодательства и иных норм, касающихся порядка использования и эксплуатации зданий, в установленные ими сроки устранять зафиксированные нарушения;

сдавать объект в поднаем только с согласия наймодателя;

не допускать передачи своих прав и обязанностей по договору имущественного найма другому лицу (перенаем), а также не отдавать эти права в залог и не вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ, акционерных обществ или взноса в производственный кооператив;

5) основания и условия досрочного расторжения договора.

42. При передаче в имущественный наем памятников архитектуры, истории и культуры в договор имущественного найма дополнительно включаются положения, направленные на сохранность объекта как памятника архитектуры, истории и культуры.

43. Договор заключается в соответствии с действующим законодательством на момент его заключения и может отражать особенности заключаемой сделки, не противоречащие законодательству.

44. За нарушение условий договора имущественного найма стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан и договором.

8. Заключительные положения

45. Вопросы, неурегулированные настоящими Правилами, регулируются законодательством Республики Казахстан.

46. Споры, возникающие при передаче объекта в имущественный наем, рассматриваются по взаимному согласию сторон или в порядке, установленном законодательством.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *