Аренда муниципального имущества НДС

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Елены (г. Железногорск-Илимский)

Физическое лицо арендует муниципальное имущество, находящееся в казне муниципального образования. Кто в данной ситуации будет плательщиком НДС? Может ли физическое лицо быть налоговым агентом в данной ситуации?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 3 ст. 161 НК РФ определено, что при предоставлении на территории РФ органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

Никаких оговорок о том, что обязанности налоговых агентов выполняют лишь организации, указанная норма не содержит. Следовательно, физическое лицо (независимо от регистрации в качестве ИП) в данной ситуации является налоговым агентом. Поэтому оно обязано исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

При аренде федерального имущества, имущества субъекта РФ или муниципального имущества у органов государственной власти и/или органов местного самоуправления арендатор признается налоговым агентом по НДС согласно абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ. Он определяет налоговую базу по НДС в момент оплаты аренды, т.к. данной статьей прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог из средств, уплачиваемых арендодателю (см. также письмо ФНС России от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5402), отдельно по каждому арендованному объекту имущества и исходя из суммы арендной платы с учетом налога. При этом сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118, которая указывается в счете-фактуре (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Исчисление НДС в качестве агента производят российские организации вне зависимости от того, являются ли они сами плательщиками НДС.

Для расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом:

  • налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих работ (услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при определении налоговой базы расходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического осуществления расходов (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-07-08/303);
  • налог рассчитывается с применением расчетной ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Независимо от условий заключенного договора неисполнение обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает налогового агента от обязанности исчислить и уплатить налог в бюджет (постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11).

На исчисленную сумму налога налоговый агент должен составить счет-фактуру в общеустановленном порядке (п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ), который выписывается не позднее пяти календарных дней, считая со дня предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ) (п. 3 ст. 168 НК РФ, письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@). Счет-фактура налогового агента составляется в одном экземпляре и регистрируется в книге продаж. Далее, в момент вычета НДС, этот счет-фактура регистрируется в книге покупок.

Если аренда муниципального имущества является безвозмездной, то арендатор (налоговый агент) должен исчислить и уплатить в бюджет НДС по ставке 18/118, приняв за налоговую базу сумму арендной платы, исчисленной исходя из рыночных цен, с учетом налога (письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-07-11/100).

Уплату налога следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (письмо Минфина России от 07.07.2009 № 03-07-14/64).

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные налоговыми агентами, подлежат вычету. По мнению ФНС России (письма от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@ и от 14.09.2009 № 3-1-11/730), право налогового агента на вычет сумм НДС, уплаченных в бюджет при аренде государственного (муниципального) имущества, возникает в периоде, следующем за периодом представления декларации НДС, в которой отражена исчисленная сумма налога. Такой порядок заявления налоговых вычетов предусмотрен контрольным соотношением 1.1 (приложение к письму ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@ «О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»).

Однако ВАС РФ установил, что право на возмещение из бюджета НДС возникает в том налоговом периоде, в котором сумма налога на добавленную стоимость, удержанная налоговым агентом со своего контрагента согласно выставленному счету-фактуре, фактически перечислена в бюджет (см. определение ВАС РФ от 12.03.2009 № 17002/08). Аналогичную позицию поддерживает и Минфин России (письмо Минфина России от 26.01.2015 № 03-07-11/2136).

Следует учитывать, что право заявлять налоговый вычет в течение трех лет в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ на налоговых агентов не распространяется (письмо Минфина России от 17.11.2016 № 03-07-08/67622). В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Кодекса.

Для бухгалтерского учета расчетов по НДС налоговым агентом в плане счетов «1С:Бухгалтерии 8» предусмотрены специальные счета 68.32 «НДС при исполнении обязанностей налогового агента» и 76.НА «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента».

Надо ли платить НДС при аренде муниципального имущества. Я ИП УСН

Roman 17.03.2018 21:49

Есть вот такое письмо ФНС от 14 декабря 2017 г. N СД-4-3/25449@, чтобы не искать текст приведу его здесь:
«Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными обращениями территориальных налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества сообщает следующее.
Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение.
В силу положений статей 214, 215 и 296 Гражданского кодекса за государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Учитывая изложенное, при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом.
Аналогичный вывод следует из Определений Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 309-КГ17-16472, от 27 сентября 2017 г. N 301-КГ17-13104, от 26 марта 2015 г. N 310-КГ15-1150.
Данная позиция согласована с Минфином России.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.»
Исходя из этого, как бы это прискорбно не было, платить все же придется.

Ответить

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу. Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества. Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.

Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Необходимость платить НДС и налог на прибыль, при получении арендной платы, за сданное в аренду помещение.

Да, платите.

Доходом для целей налога на прибыль признают экономическую выгоду (п. 1 ст. 41 НК РФ). Учреждение получает за аренду деньги – это признается доходом.

В закрытом перечне доходов, которые не облагают налогом на прибыль, таких сумм нет (ст. 251 НК РФ).

Реализация услуг является объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализацией услуг признают возмездное или безвозмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Услугой для целей налогообложения признают любую деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). К услуге для целей НДС относят и передачу имущества в аренду (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Виды услуг, реализация которых не является объектом обложения НДС, приведены в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Перечень объектов обложения НДС, которые освобождены от налога, приведен в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

В перечнях указаны лишь случаи, когда:

 в аренду предоставляются жилые помещения в жилищном фонде всех форм собственности;

 арендатором помещения является иностранный гражданин или иностранная организация, которые состоят на налоговом учете в России.

В этих случаях арендная плата НДС не облагается. В других случаях нужно платить НДС.

Образовательное учреждение может использовать нулевую ставку по налогу на прибыль или освобождение от обязанностей налогоплательщика. В этом случае НДС и налог на прибыль платить не нужно.

Обоснование
Налог на прибыль

Доходы от сдачи в аренду закрепленного за учреждениями имущества

Бюджетные и автономные учреждения при расчете налога на прибыль суммы арендной платы должны включить в состав:

 доходов от реализации, если сдача имущества в аренду отнесена к основным видам деятельности (ст. 249 НК);

 внереализационных доходов, если вид деятельности по сдаче имущества в аренду не является основным (п. 4 ст. 250 НК).

Ситуация: к каким доходам при расчете налога на прибыль отнести арендную плату – к выручке от реализации или к внереализационным доходам

Если имущество сдается в аренду на систематической основе, то к доходам от реализации. В противном случае отразите арендные платежи в составе внереализационных доходов. Давайте разбираться.

Доход от сдачи имущества в аренду является внереализационным, если не относится к доходам от реализации (п. 4 ст. 250 НК). Критерий для отнесения арендной платы к выручке от реализации Налоговым кодексом не предусмотрен. Однако он содержит условие для включения расходов, связанных со сдачей имущества в аренду, в расходы от реализации. Так, если учреждение сдает имущество в аренду на систематической основе, расходы по такой деятельности связаны с реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 265 НК). Соответственно, и доходы от нее нужно признать в составе выручки от реализации.

Понятие систематичности используется в значении, применяемом в пункте 3 статьи 120 Налогового кодекса, – два раза и более в течение календарного года. Такой подход к применению понятия «систематичность» был закреплен в пункте 2 раздела 4 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса (утв. приказом МНС от 20.12.2002 № БГ-3-02/729). На сегодняшний день этот документ утратил силу (приказ ФНС от 21.04.2005 № САЭ-3-02/173). Однако предложенное толкование понятия «систематичность» сохраняет свою актуальность, что подтверждается представителями налогового ведомства (см., например, письмо УМНС по Московской области от 25.03.2004 № 04-23/03451) и арбитражными судами (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.10.2005 № А28-4710/2005-34/29).

Дата признания доходов

Метод начисления

Если учреждение использует метод начисления и передача имущества в аренду – основной вид деятельности, то доход признайте на дату реализации услуги. По общему правилу это последний день месяца. Составлять акт при этом не обязательно. Факт поступления денег от арендатора на момент признания дохода не влияет. Такой вывод позволяет сделать пункт 3 статьи 271 Налогового кодекса. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина от 27.05.2015 № 03-03-06/1/30408 и от 06.10.2008 № 03-03-06/1/559.

Ситуация: когда бюджетному (автономному) учреждению при расчете налога на прибыль учесть в доходах сумму арендной платы. Сдача имущества в аренду – основной вид деятельности. Учреждение применяет метод начисления, актов об оказании услуг ежемесячно не составляет

По общему правилу арендную плату нужно учитывать в доходах на последний день каждого месяца. Но так как бюджетные и автономные учреждения платят налог поквартально, то и доход можно признавать на последний день каждого квартала (а не каждого месяца).

Давайте рассмотрим данный вопрос подробнее.

При методе начисления доходы признают в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место. Если же договор относится к нескольким периодам, то доходы между ними нужно распределить с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

При этом доход признается на дату реализации этой услуги. А по общему правилу датой фактического оказания услуг по аренде является день подписания ежемесячного акта. Об этом сказано в статье 271 Налогового кодекса.

Но ведь законодательство не обязывает арендодателя выставлять акты об оказании услуг по договору аренды. Как быть, если учреждение ежемесячно акты не составляет?

Для целей налогообложения аренда – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения (п. 5 ст. 38 НК). И в рамках договора арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) в течение всего срока действия договора.

Поэтому если актов нет, то арендодатель должен определять базу по налогу на прибыль (в т. ч. доходы) по итогам каждого отчетного (налогового) периода, то есть поквартально (п. 1 ст. 54, п. 2 ст. 286 НК).

Если учреждение использует метод начисления и деятельность по передаче имущества в аренду носит побочный характер, то датой признания дохода от аренды будет:

 либо дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

 либо дата предъявления арендодателю документов, служащих основанием для расчетов;

 либо последний день отчетного или налогового периода.

Эти варианты предусмотрены в подпункте 3 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса. Аналогичной позиции придерживается и Минфин в письме от 04.03.2008 № 03-03-06/1/139.

Если по договору аренды предусмотрен аванс, то доходы учитывайте так. Начисление дохода от аренды при методе начисления не зависит от факта оплаты, поэтому полученный от арендатора аванс включать в состав налоговых доходов не нужно (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК). В доходы включите ту часть аванса, которая относится к уже оказанной услуге.

Кассовый метод

Если учреждение применяет кассовый метод, то доходы от сдачи имущества в аренду нужно отразить в том отчетном периоде, в котором фактически поступит оплата за оказанные услуги (п. 2 ст. 273 НК).

Если в счет арендной платы получен аванс, то его сумму также отнесите на увеличение налогооблагаемой прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК, п. 8 письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98).

НДС

Бюджетные и автономные учреждения

Если арендодателем является бюджетное или автономное учреждение, с доходов в виде арендной платы оно должно начислить и уплатить НДС в общем порядке. Дело в том, что предоставление имущества в аренду с точки зрения главы 21 Налогового кодекса рассматривается как оказание возмездных услуг, являющееся объектом обложения НДС. Никаких особенностей для бюджетных и автономных учреждений нет.

Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса и подтверждено письмом Минфина от 07.07.2016 № 03-07-14/39827.

Исключение составляют лишь случаи, когда:

 в аренду предоставляются жилые помещения в жилищном фонде всех форм собственности;

 арендатором помещения является иностранный гражданин или иностранная организация, которые состоят на налоговом учете в России.

В этих случаях арендная плата НДС не облагается.

При этом исключение в отношении обложения НДС договоров аренды с иностранными гражданами или организациями применяется, если законодательством иностранного государства-арендатора:

 либо установлен аналогичный взаимный порядок в отношении граждан России и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве;

 либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) России.

Об этом сказано в пункте 1 и подпункте 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

Так, совместным приказом МИД и Минфина от 08.05.2007 № 6498/40н утвержден перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяется освобождение от НДС при предоставлении им в аренду помещений. Этот перечень не содержит каких-либо ограничений, связанных с соответствующей нормой иностранного государства, к гражданам и организациям нашей страны.

Ситуация: может ли бюджетное (автономное) учреждение использовать льготу по НДС при предоставлении в аренду служебных (офисных) помещений постоянному представительству австрийской организации

Да, может.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяется льгота по НДС при сдаче им помещений в аренду, утвержден приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 № 6498/40н. Австрия в этот список включена. В нем также установлены виды помещений, при сдаче в аренду которых применяется льгота, – это служебные (офисные) и жилые помещения.

Поэтому учреждение, которое предоставляет в аренду служебные (офисные) помещения иностранной организации, аккредитованной в России и являющейся резидентом Австрии, НДС на сумму арендной платы не начисляет (п. 1 ст. 149 НК РФ).

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление платных образовательных услуг

Льгота по налогу на прибыль

Условия применения

Учреждения, которые ведут платную образовательную деятельность по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 № 917, вправе применять ставку налога на прибыль 0 процентов (п. 1 ст. 284.1 НК РФ). Но для этого должны быть соблюдены следующие условия:

 учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством России;

 доходы учреждения за налоговый период от образовательной деятельности, родительской платы, а также от выполнения НИОКР, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, составляют не менее 90 процентов его доходов, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом субсидии, предоставленные государственным (муниципальным) учреждениям, при определении предельного размера, дающего право на применение нулевой ставки, не учитываются (письмо Минфина России от 29 апреля 2011 № 03-03-06/4/40). И есть особенности в том случае, когда учреждение наряду с образовательной деятельностью оказывает медуслуги или занимается соцобслуживанием;

 в штате учреждения непрерывно (по состоянию на любую дату в течение всего налогового периода) числятся не менее 15 сотрудников.

Это следует из положений пункта 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ.

Если указанные условия будут соблюдены в течение всего налогового периода, применять ставку 0 процентов можно ко всей налоговой базе (кроме доходов от отдельных видов долговых обязательств и в виде дивидендов) (п. 2 ст. 284.1 НК РФ).

Если хотя бы одно из необходимых условий не соблюдается, налог придется пересчитать по ставке 20 процентов. Сделать это нужно с начала налогового периода, в котором было нарушение. На сумму восстановленного налога также нужно начислить пени. Их начисляйте со дня, следующего за сроком внесения авансового платежа за соответствующие отчетные периоды. Об этом сказано в пункте 4 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ. После нарушения льготу вы сможете заявить только через пять лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Чтобы получить льготу, подайте в налоговую инспекцию по месту учета заявление вместе с лицензией. Сделать это нужно не позже чем за месяц до года, в котором планируется применять льготу (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

В дальнейшем подтверждать право на применение льготы нужно ежегодно. Для этого подайте в инспекцию сведения (по установленной форме):

 о доле доходов от льготируемой образовательной деятельности;

 численности основного персонала (педагогических работников).

Сведения подавайте после окончания налогового периода вместе с декларацией по налогу на прибыль.

Об этом сказано в пункте 6 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если сведения поданы несвоевременно (т. е. не одновременно с декларацией), образовательное учреждение потеряет право на применение нулевой ставки (абз. 5 п. 6 ст. 284.1 НК РФ).

В таком случае налог за отчетный год придется восстановить (пересчитать по ставке 20%) и уплатить в бюджет. К тому же с учреждения взыщут пени за неуплату авансовых платежей.

Несмотря на то, что за прошлый отчетный год льгота уже не действует, право применять нулевую ставку остается. То есть ждать пять лет, чтобы начать ее использовать снова, не нужно (как если бы вы нарушили условия использования льготы). Ведь в этом случае считается, что налоговая ставка 0 процентов в отчетном налоговом периоде фактически не применялась.

Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 2 декабря 2014 № ГД-4-3/24920. В этом письме даны разъяснения о применении ставки 0 процентов для медучреждений. Но его можно распространить и на образовательные учреждения, так как порядок использования льготы тот же.

Как получить освобождение от уплаты НДС

Условия для освобождения

Государственное или муниципальное учреждение имеет право получить освобождение от уплаты НДС. По общему правилу воспользоваться освобождением можно, если выручка без НДС от реализации товаров, работ, услуг за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Когда нельзя получить освобождение

Учреждение не может воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если:

 выручка без НДС от реализации товаров, работ или услуг за три предшествующих последовательных месяца превысит 2 000 000 руб.;

 учреждение реализует подакцизные товары и не организовало раздельный учет выручки от реализации подакцизных и неподакцизных товаров.

Освобождение от уплаты НДС не распространяется на ввоз товаров на территорию России. То есть, даже имея освобождение от уплаты НДС, при импорте товаров налог придется платить (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Кроме того, учреждения, использующие право на освобождение от уплаты НДС, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов по удержанию и уплате налога в бюджет (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Расчет лимита выручки

Предельную величину доходов, которая позволит воспользоваться освобождением от уплаты НДС, определяйте исходя из выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца. Например, если учреждение намерено воспользоваться льготой с 1 апреля, предельную величину доходов определяйте с учетом выручки за январь, февраль и март.

Размер выручки определяйте без НДС по правилам бухучета.

В расчет лимита включайте выручку только по тем операциям, которые облагаются НДС (в т. ч. по нулевой налоговой ставке). Выручку по операциям, освобожденным от налогообложения, не учитывайте. Кроме того, не нужно учитывать выручку от реализации подакцизных товаров.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ и подтверждается в письме ФНС России от 12 мая 2014 № ГД-4-3/8911 и пунктами 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 № 33.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому выручкой от продажи товаров считается и доход от реализации, например, основных средств и материалов. Такие поступления также учтите при расчете лимита.

Уведомление инспекции

Реализация права на освобождение от уплаты НДС носит уведомительный характер. То есть разрешение на это у налоговой инспекции получать не нужно. Чтобы воспользоваться освобождением, просто подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию:

 уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом МНС России от 4 июля 2002 № БГ-3-03/342;

 выписку из Баланса;

 выписку из книги продаж.

Если автономное учреждение перешло с упрощенки на общую систему налогообложения, в налоговую инспекцию подайте уведомление и книгу учета доходов и расходов.

Об этом сказано в пунктах 3 и 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Указанные документы подайте в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, с которого учреждение решило воспользоваться освобождением от уплаты НДС (абз. 3 п. 3 ст. 145 НК РФ). Если учреждение отправляет документы по почте, то днем их представления в инспекцию считается шестой рабочий день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).

Совет: в налоговом законодательстве не содержится требования об обязательной отправке уведомления письмом с описью вложения. Однако лучше направить в инспекцию именно заказное письмо с описью вложения. В таком случае у учреждения будут доказательства, подтверждающие содержимое письма.

Подав (направив) в налоговую инспекцию пакет документов на освобождение от уплаты НДС, учреждение не сможет самостоятельно отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ). Однако в течение этого периода учреждение может утратить право на освобождение от уплаты НДС (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Совет: прежде чем воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, выясните, согласятся ли покупатели работать с вашим учреждением на таких условиях. Освобождение приведет к тому, что покупатели не смогут воспользоваться вычетом по НДС по приобретенным у вашего учреждения товарам (работам, услугам). Поэтому на практике учреждения предпочитают работать с поставщиками, уплачивающими НДС.

Ситуация: как составить выписки из Баланса и книги продаж, чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС

Типовые бланки выписок законодательно не утверждены. Поэтому выписку из Баланса и книги продаж можно составить в произвольной форме. При этом имейте в виду следующее.

Чтобы получить освобождение от уплаты НДС, учреждение должно подтвердить размер выручки от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг за три предшествующих календарных месяца (абз. 2 п. 3 ст. 145 НК РФ, п. 2.1 уведомления об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом МНС России от 4 июля 2002 № БГ-3-03/342). Поэтому выписки должны содержать информацию о выручке за период, охватывающий три месяца, предшествующих месяцу начала использования освобождения.

В выписке из книги продаж можно указать сведения, содержащиеся в ее итоговой строке. К выписке лучше приложить копии листов книги продаж, на основании которых она была составлена.

Ситуация: можно ли воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если в установленный срок учреждение не представило в налоговую инспекцию соответствующее уведомление и необходимые документы. Остальные условия выполнены

Да, можно.

Реализация права на освобождение от уплаты НДС носит уведомительный характер. То есть разрешения на использование этого права у налоговой инспекции получать не требуется. Однако документы, подтверждающие право на освобождение и свидетельствующие о том, что учреждение воспользовалось этим правом, в инспекцию подать нужно. Представить документы учреждение обязано не позднее 20-го числа месяца, с которого оно начало пользоваться освобождением. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Прямого запрета на использование права на освобождение в том случае, если учреждение несвоевременно представит необходимые документы, Налоговый кодекс РФ не содержит. Такой запрет предусмотрен законодательством в четырех случаях:

 если учреждение превысит установленный лимит выручки от реализации (или начнет реализовывать подакцизные товары без организации раздельного учета);

 если учреждение не представит документы, подтверждающие обоснованность использования права на освобождение в течение предыдущих 12 месяцев;

 если учреждение не представит уведомление о продлении права на освобождение от НДС;

 если в перечисленных документах содержатся недостоверные сведения.

Это следует из положений пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, из положений статьи 145 Налогового кодекса РФ следует, что учреждение, которое впервые решило воспользоваться правом на освобождение от НДС, не может быть лишено этого права, даже если оно несвоевременно уведомило налоговую инспекцию о таком решении.

Представители налоговой службы подтверждают этот вывод. В письме от 16 марта 2015 № ГД-4-3/4108, ссылаясь на пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 № 33, они дали однозначный ответ: несвоевременное уведомление об использовании налогового освобождения не может быть основанием для отказа в применении этой льготы.

Аренда муниципального имущества, а также федерального и имущества субъекта РФ согласно абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ делает организацию – арендателя налоговым агентом по НДС. Он определяет налоговую базу по НДС в момент оплаты аренды, т.к. данной статьей прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог из средств, уплачиваемых арендодателю.

Сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118 и указывается в счете-фактуре на основании п. 4 ст. 164 НК РФ.

Исчисление НДС в качестве агента производят российские организации вне зависимости от того, являются ли они сами его плательщиками, т.е. если организации на УСН арендуют муниципальное имущество, они должны исчислять и уплачивать НДС и сдавать декларацию.

Аренда муниципального имущества в 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0

Разберем следующий пример: ООО «Плюшка» (арендатор) и Департамент имущества г. Уфы заключили договор аренды муниципального имущества нежилых помещений, расположенных в г. Уфе, для осуществления торговой деятельности.

Согласно договору аренды месячная арендная плата за помещение составляет 20 000,00 руб. (без НДС).

Сумму НДС в размере 3 600 руб. (18%) налоговый агент (арендатор) начисляет сверху.

Сначала нам необходимо убедиться, что в программе можно вести учет аренды муниципального имущества.

Для этого заходим в раздел «Главное», «Функциональность» и на закладке «Расчеты» устанавливаем флажки на пунктах «Учет по договорам» и «Организация – налоговый агент по НДС».

Далее оформляем документ «Поступление (акты, накладные)» с видом поступления «Услуги (акт)».

Обратите внимание, что в договоре с контрагентом, в нашем примере с Департаментом имущества г. Уфы, необходимо в пункте «НДС» указать вид агентского договора и выбрать обобщенное наименование для счета-фактуры.

В документе указываем вид услуг «Аренда муниципального имущества», счет для списания затрат, в нашем примере это 44.04 «Издержки обращения», а также выбираем статью затрат из перечня «Аренда федерального и муниципального имущества».

По документу формируются проводки:

Дт 44.01 Кт 60.01 – 20 000 руб. (начислена арендная плата за месяц)

Дт 19.04 Кт 60.01 – 3 600 руб. (выделен НДС налогового агента)

Дт 60.01 Кт 76.НА – 3 600 руб. (учтен НДС налогового агента)

Далее отразим оплату арендной платы документом «Списание с расчетного счета». Его можно сформировать на основании предыдущего документа.

По документу формируется проводка:

Дт 60.01 Кт 51 – 20 000 руб. (оплачена арендная плата арендодателю)

На основании документа «Списание с расчетного счета» создадим «Счет-фактуру выданный»

По нему формируется проводка:

Дт 76.НА Кт 68.32 – 3 600 руб.

И сделаем оплату НДС в бюджет документом «Списание с расчетного счета» с видом операции «Уплата налога». Здесь нужно исправить счет на 68.32 и внести данные о контрагенте, договоре, документе-основании и сумме.

По документу формируется проводка:

Дт 68.32 Кт 51 – 3 600 руб.

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные налоговыми агентами, подлежат вычету. По мнению ФНС России (письма от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@ и от 14.09.2009 № 3-1-11/730), право налогового агента на вычет сумм НДС, уплаченных в бюджет при аренде государственного (муниципального) имущества, возникает в периоде, следующем за периодом представления декларации НДС, в которой отражена исчисленная сумма налога.

Чтобы отразить вычет НДС необходимо сделать формирование записей книги покупок.

Здесь переходим на закладку «Налоговый агент» и нажимаем на кнопку «Заполнить». Документ заполняется автоматически.

По нему формируется проводка:

Дт 68.02 Кт 19.04 – 3 600 руб.

Данная сумма также попадет в книгу покупок с кодом вида операции 06 и будет отражена в декларации по НДС.

Вот так отражается аренда муниципального имущества в 1С Бухгалтерия 8

НДС-агент при аренде государственного и муниципального имущества

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности организации арендуют государственное или муниципальное имущество. Заключение договоров аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, требует от организации-арендатора, выступающей в качестве налогового агента, выполнения обязанности по исчислению, удержанию и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет. Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества — движимого и недвижимого, в том числе земли.

Договорные отношения, связанные с имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности регулируются следующими нормами гражданского законодательства.

В Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Понятие «собственность на имущество» включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ) является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Право государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации разграничивается и регламентируется:

1) ГК РФ;

2) Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;

3) Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»;

4) иными нормативными правовыми актами.

Аренда — это предоставление арендодателем (собственником имущества или иным уполномоченным лицом) арендатору (организации или индивидуальному предпринимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Напомним, что на основании пункта 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Вместе с тем пунктом 2 статьи 651 ГК установлено, что государственной регистрации подлежат договоры аренды здания или сооружения, если они заключены на срок не менее года.

Арендуемое имущество может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, казенных предприятий или государственных органов.

Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ.

Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.

Возможна ситуация, когда предприятие, которому недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, сдает его в аренду без согласия собственника имущества. Такая сделка аренды недействительна согласно статье 168 ГК РФ и влечет для сторон неблагоприятные последствия, предусмотренные гражданским законодательством.

На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением, закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 ГК РФ такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

В разъяснениях УМНС по городу Москве неоднократно указывалось следующее: при оказании услуг по сдаче в аренду закрепленного за такими учреждениями федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договора аренды, заключенного между арендатором и балансодержателем — данным учреждением (то есть организацией, не относящейся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления (арендодателя), уплату налога в бюджет осуществляет данное учреждение вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

Для целей обложения налогом на добавленную стоимость требуется определить, когда возникает обязанность по исполнению функций налогового агента. От этого зависит своевременность исполнения налоговых обязательств по уплате налога на добавленную стоимость, а также возможность воспользоваться правом на вычет уплаченных сумм налога.

Как правильно оформить счет-фактуру по данной операции, занести данные в книги продаж и покупок, а также отразить указанные суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость? Чтобы подобные вопросы не вызывали затруднений, рассмотрим на конкретных примерах, как реализуется установленный порядок отражения таких операций в целях бухгалтерского и налогового учета для целей обложения налогом на добавленную стоимость.

Еще раз отметим, что все без исключения организации, арендующие государственное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления, являются налоговыми агентами, осуществляя функции по удержанию налога на добавленную стоимость, что обязывает представлять декларацию и самостоятельно производить расчеты с бюджетом. Поэтому даже те, кто не является плательщиком НДС либо освобождены от обязанности плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ, признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами указанного имущества и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функции по удержанию и уплате налога.

Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю. Выплата арендодателю в размере арендной платы без налога на добавленную стоимость является подтверждением того, что сумма налога удержана.

Если услуги по аренде имущества получены арендатором, но арендная плата в адрес арендодателя, в соответствии с договором, не выплачена, налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость не возникают. Фактическое потребление услуг арендатором не влечет обязанности с его стороны по уплате налога на добавленную стоимость за арендодателя. Кроме того, выделенная сумма налога, относящаяся к услугам аренды, не включается в налоговые вычеты до момента фактического удержания суммы налога за счет средств, подлежащих перечислению арендодателю.

Обратите внимание!

Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Поэтому, заключая договор аренды, проследите за тем, чтобы арендодатель предусмотрел сумму налога в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

Отсутствие суммы налога в составе арендной платы может привести к неприятным последствиям. Объясним почему.

Обязанностью налогового агента является исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджет. Теперь представим, что в договоре указан только размер арендной платы. Следовательно, налоговый агент исчислит с арендной платы сумму налога по ставке 18/118, удержит эту сумму из размера арендной платы и перечислит в бюджет. Что в итоге получилось? Что арендодатель получил не полную сумму арендной платы. Можно поступить по другому. Налоговый агент увеличивает стоимость услуги по договору аренды на сумму налога по ставке 18%, затем исчисляет сумму налога с общей суммы по ставке 18/118 и перечисляет в бюджет. Что в результате? Сумма налога фактически не удержана из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

Об обязанности уплатить налог на добавленную стоимость за счет средств налогоплательщика прямо указывается в пункте 4 статьи 173 НК РФ.

Кроме того, отсутствие в договоре суммы налога, выделенного отдельной строкой, может быть квалифицировано налоговым органом как отсутствие в первичном документе суммы налога, выделенного отдельной строкой, что в результате может также привести к утрате права на вычет.

Таким образом, заключая договор аренды государственного или муниципального имущества, проследите за тем, чтобы договорные отношения были оформлены правильно.

Кроме того, не стоит забывать о том, что момент исполнения обязанностей налогового агента зависит также от условий договора аренды. Многие арендодатели предусматривают порядок расчетов между сторонами таким образом, что арендная плата перечисляется авансовым платежом, например, ежеквартально в срок не позднее 10-го числа первого месяца квартала. В этом случае, арендатор, перечисляя сумму арендной платы, обязан удержать сумму налога со всей суммы, выплачиваемой арендодателю.

Пример 1.

Предприятие для производственных целей арендует нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата составляет 11 800 рублей в месяц с учетом НДС и вносится арендатором ежеквартально в срок до 10-го числа первого месяца квартала. Предприятие является плательщиком НДС и уплачивает НДС в бюджет ежемесячно. Арендная плата за I квартал в размере 35 400 рублей подлежит уплате 10 января в соответствии с условиями договора.

Ниже рассматриваются варианты отражения в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от момента исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.

Вариант 1. Расчеты с бюджетом по уплате налога производятся арендатором в том периоде, в котором происходит перечисление арендных платежей. Согласно условиям примера арендная плата за I квартал вносится в январе, и в этом же периоде производятся расчеты с бюджетом.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Январь
76 51 30 000 Перечислена арендная плата за I квартал без учета НДС
19 68 5400 Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы
68 51 5400 Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц
68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах

При совершении всех операций, признаваемых объектами налогообложения, налогоплательщиком выписываются счета-фактуры. Мы уже отмечали что, несмотря на то, что налоговое законодательство не требует от налогового агента выписки счетов-фактур, однако исходя из практики, советуем все же оформлять счет-фактуру за налогоплательщика.

Основанием для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, служат документы, подтверждающие уплату сумм налога в бюджет. Такой порядок регламентирован пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

В то же время сохраняют действие разъяснения налоговых органов, приведенные в Письме Госналогслужбы РФ от 20 марта 1997 года №ВЗ-2-03/260 «О применении счетов-фактур при аренде государственного и муниципального имущества». Поскольку по общему правилу обязательным условием для применения налоговых вычетов является наличие счета-фактуры, и, принимая во внимание рекомендации, изложенные в упомянутом выше Письме Госналогслужбы РФ, можно использовать следующий порядок применения счетов-фактур налоговыми агентами.

Организация, выступающая в роли налогового агента, составляет счет-фактуру на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка «Аренда государственного (муниципального) имущества».

Следовательно, в нашем примере арендатор выписывает счет-фактуру на общую сумму 35 400 рублей, с указанием налога в размере 5 400 рублей Ставка налога — 18/118.

Данные книги покупок и книги продаж служат основанием для заполнения налоговых деклараций по НДС, а также для определения суммы налога, предъявляемой налогоплательщиком к вычету. Поэтому удержанные и перечисленные в бюджет суммы НДС налогоплательщиком, выступающим в роли налогового агента, следует отразить как в книге продаж, так и в книге покупок (если налогоплательщик имеет право на соответствующий налоговый вычет).

Выписанный счет-фактура подлежит регистрации у налогового агента в книге продаж с пометкой «Налог, исчисленный налоговым агентом» в момент фактического перечисления арендной платы, подтверждающего удержание налога из средств, причитающихся арендодателю.

В рассмотренном примере в книгу продаж за январь заносится информация о выполнении обязанности налогового агента по исчислению и удержанию НДС с суммы арендной платы. В графе 4 «Всего продаж, включая НДС» указывается сумма 35 400 рублей, а в графе 5б «Сумма НДС» отражается налог в размере 5 400 рублей.

В книге покупок как основание для применения налогового вычета регистрируется выписанная счет-фактура с указанием реквизитов документов, подтверждающих уплату налога в бюджет. Сумма налога заносится в книгу покупок за январь в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей.

На основании информации книги продаж и книги покупок заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го февраля. Указанные сведения вносятся налоговым агентом, арендатором имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в раздел 1.2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента» и раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС.

В разделе 2.1.»Расчет общей суммы налога» налоговой декларации по НДС по строке 350 арендатор указывает налоговый вычет при выполнении условия фактической уплаты налога в бюджет и использовании арендованного имущества для осуществления деятельности, облагаемой НДС. Раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации заполняется на отдельном листе по каждому из арендодателей государственного или муниципального имущества, если их несколько. Если арендатор арендует у одного арендодателя несколько видов имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то раздел 2.2. налоговой декларации заполняется на одном листе.

В разделе 2.2. налоговой декларации при аренде государственного или муниципального имущества необходимо заполнить строки 050, 090 и 130.

По строке 090 раздела 2.2. налоговой декларации арендатор имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отражает сумму арендной платы и сумму НДС, причитающуюся арендодателю за конкретный налоговый период.

Строка 050 раздела 2.2. налоговой декларации заполняется суммированием строк 070,090 и 110.

Для отражения дополнительных платежей и сумм НДС по аренде имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначена строка 130 раздела 2.2. налоговой декларации. По этой строке отражаются суммы арендной платы и НДС, перечисленные арендодателю и в бюджет сверх сумм, установленных договором аренды. Особенность отражения в налоговой декларации таких платежей по операциям аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, состоит в том, что суммы авансов и НДС, показанные по строке 130, не включаются в налоговую базу арендатора при фактическом потреблении услуг аренды. На практике это означает следующее: если суммы арендной платы и НДС отражены по строке 130, то эти же суммы арендной платы и НДС соответственно никогда не попадут в строки 090 и 050.

В разделе 2.1 «Расчет общей суммы налога» декларации по НДС за январь 2004 года по строке 350 отражается сумма НДС, принимаемая к вычету в январе 2004 года, в размере 1 800 рублей Правомерность вычета указанной суммы подтверждается тем, что налог в бюджет уплачен, и услуга по предоставлению имущества в аренду оказана в один месяц, что соответствует 1/3 перечисленных авансовых платежей за квартал.

В этом же размере следует отразить сумму НДС (1800 рублей) по строке 090 раздела 2.2 налоговой декларации, поскольку реализация услуги по предоставлению имущества в аренду соответствует размеру потребленной за текущий период услуги. В строке 050 эта же величина повторяется как итоговая при отсутствии данных по строкам 070 и 110.

В строке 130 раздела 2.2. налоговой декларации указывается налог в размере 3 600 рублей, исчисленный с арендной платы, перечисленной сверх суммы, установленной договором, что составляет долю платежей, приходящихся на стоимость арендных услуг, оказание которых произойдет в следующих периодах. Строка 170 является результатом суммирования строк 050 и 130 и показывает общую величину налогового обязательства налогового агента по перечислению удержанного налога в бюджет в размере 5 400 рублей.

Таким образом, арендная плата, перечисленная арендодателю авансом за квартал, распределяется пропорционально доле потребления услуги за каждый текущий месяц этого квартала. Тогда в следующих налоговых периодах принимаются к учету стоимость услуги в размере этой доли и в бухгалтерском учете за февраль (март) производятся следующие записи:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Февраль (март)
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц
68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах

В книге покупок за февраль (март) регистрируются реквизиты выписанного счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату налога в бюджет, как основание для применения налогового вычета (возмещения НДС). Сумма налога заносится в книгу покупок за февраль (март) в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей.

На основании данных книги покупок за февраль (март) заполняется налоговая декларация, которая представляется не позднее 20-го марта (апреля). Указанные сведения заносятся арендатором (налоговым агентом по НДС) имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, только в раздел 2.1. «Расчет общей суммы налога», где по строке 350 отражается НДС, подлежащий вычету в феврале (марте), в размере 1800 рублей.

Раздел 2.2 «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС за февраль (март) не заполняется.

Вариант 2. Используем условия предыдущего примера и предположим, что предприятие НДС в размере 5 400 рублей, удержанный из суммы арендной платы, перечислило в бюджет 20 февраля 2004 года, что соответствует требованиям законодательства. Поскольку уплата налога налоговыми агентами производится в сроки, установленные статьей 174 НК РФ, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При отражении указанных хозяйственных операций изменяется порядок применения налоговых вычетов.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Январь
76 51 30 000 Перечислена арендная плата за 1 квартал без учета НДС
19 68 5400 Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц

В том же порядке, как и в предыдущем варианте примера, выписывается счет-фактура на сумму налога, удержанного из средств, причитающихся арендодателю, которая подлежит регистрации у налогового агента в книге продаж за январь с пометкой «Налог, исчисленный налоговым агентом». В графе 4 «Всего продаж, включая НДС» указывается сумма 35 400 рублей, а в графе 5б «Сумма НДС» отражается налог в размере 5 400 рублей.

Книга покупок не заполняется, так как в январе отсутствует основание для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, в связи с тем, что сумма налога в бюджет не перечислена. На основании информации книги продаж заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го февраля. Сведения об исполнении обязанности по удержанию налога заносятся в раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС.

В разделе 2.1. «Расчет общей суммы налога» строка 350 не заполняется, поскольку сумма налога в январе в бюджет уплачена не была. Порядок заполнения раздела 2.2. аналогичен порядку, изложенному в предыдущем примере.

По строке 090 раздела 2.2. налоговой декларации показывается сумма НДС — 1800 рублей, исчисленная и удержанная из дохода от реализации услуги по предоставлению имущества арендодателя в аренду за текущий период. В строке 050 как итоговая повторяется эта же величина при отсутствии данных по строкам 070 и 110.

В строке 130 раздела 2.2. налоговой декларации учитывается сумма налога – 3 600 рублей, относящаяся к перечисленным дополнительным арендным платежам.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Февраль
68 51 5400 Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц
68 19 3 600 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах января и текущего месяца

В книге покупок за февраль регистрируется выписанный при удержании налога счет-фактура с указанием реквизитов документов, подтверждающих уплату налога в бюджет.

Сумма налога заносится в книгу покупок за февраль в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным за январь и февраль. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 23 600 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 3600 рублей.

Сведения из книги покупок являются основанием для заполнения строки 350 раздела 2.1. «Расчет общей суммы налога» при предоставлении налоговой декларации за февраль.

Выполнение условия использования арендованного имущества для осуществления деятельности, облагаемой НДС, и уплаты налога в бюджет подтверждает правомерность применение налогового вычета в размере 3 600 рублей, включенного в раздел 2.1 «Расчет общей суммы налога» налоговой декларации по НДС по строке 350.

Раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС за февраль (март) не заполняется.

В марте отражаются следующие бухгалтерские записи по счетам:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Март
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц
68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах

Сумма налога заносится в книгу покупок за март в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей.

На основании данных книги покупок за март заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го апреля. Сведения, занесенные в книгу покупок за март, отражаются в разделе 2.1. «Расчет общей суммы налога», где по строке 350 отражается НДС, подлежащий вычету в марте, в размере 1 800 рублей.

Раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС за март не заполняется.

Более подробно об исчислении и уплате НДС и налога на прибыль налоговыми агентами Вы можете ознакомится в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Налоговые агенты по налогу на прибыль и НДС»

5.3. НДС ПРИ АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Если организация арендует на территории Российской Федерации федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации или муниципальное имущество, то она выступает в роли налогового агента.

Несмотря на то что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС, на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ они не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны:

• правильно и своевременно рассчитывать и удерживать налоги из средств, которые выплачиваются налогоплательщикам;

• правильно и своевременно перечислять удержанные суммы налогов в бюджет или внебюджетные фонды;

• вести учет доходов, выплаченных налогоплательщикам, а также учет удержанных и перечисленных в бюджет сумм налогов;

• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, которые необходимы для осуществления контроля за правильностью расчета, удержания и перечисления налогов.

Порядок определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами установлен ст. 161 НК РФ. В отношении договоров по аренде государственного и муниципального имущества налоговым агентом является арендатор, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения (письмо Минфина России от 13.05.2009 № 03-07-11/135). Он должен самостоятельно рассчитать величину налоговой базы отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

Согласно п. 3 этой статьи налоговая база при аренде государственного и муниципального имущества определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Следовательно, сумма арендной платы, которая указана в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС (письмо Управления МНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618).

Налоговая база определяется организацией – «упрощенцем» отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Сумма НДС рассчитывается организацией-арендатором самостоятельно исходя из расчетной ставки 18/118 (п. 4 ст. 161 НК РФ).

После этого сумму НДС необходимо удержать из доходов арендодателя и перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 1 и 3 ст. 174 НК РФ).

Напомним, что налоговым периодом для налоговых агентов является календарный месяц (п. 1 ст. 163 НК РФ). Следовательно, организация должна перечислить в бюджет НДС, удержанный из доходов арендодателя, не позднее 20-го числа следующего месяца.

Так как организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщикам НДС, то права на налоговый вычет по налогу, удержанному с арендатора и перечисленному в бюджет, они не имеют.

Следовательно, учитывать сумму уплаченного налога необходимо в составе расходов в соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Управления МНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618). Это относится к тем организациям, которые уплачивают единый налог с разницы между доходами и расходами.

Если организация не уплачивает арендную плату в течение налогового периода, то обязанность по уплате НДС в бюджет у нее не возникает. Соответственно не нужно представлять в налоговый орган и декларацию по НДС.

По мнению налоговых органов, при удержании НДС из доходов арендодателя организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна составить в одном экземпляре счет-фактуру, который оформляется на дату выплаты дохода арендодателю на полную сумму арендной платы с учетом НДС с пометкой «Аренда государственного имущества». В качестве поставщика указывается название организации-арендодателя. В тот день, когда организация вносит арендную плату и перечисляет НДС в бюджет, счет-фактуру необходимо зарегистрировать в книге продаж (письма МНС России от 14.04.2003 № 03-1-08/1138/26-Н309 и Управления МНС России по г. Москве от 15.11.2004 № 24-11/73835).

Однако по этому вопросу есть и другая точка зрения.

Например, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, налоговый агент может производить вычет сумм НДС без счетов-фактур на основании любых других документов, которые подтверждают факт удержания и перечисления налога в бюджет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 № 384-0).

Поэтому запись в книге продаж организация – «упрощенец» может сделать на основании платежного поручения на перечисление НДС в бюджет.

«Упрощенцы», исполняющие функции налогового агента по НДС, должны представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). В состав декларации включаются титульный лист и разделы 1.2 и 2.2.

!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

В состав расходов, признаваемых при применении УСН (если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы минус расходы), следует включать не только сумму арендной платы, перечисленную арендодателю, но и сумму НДС, перечисленную арендатором – налоговым агентом в бюджет (п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 31.12.2004 №21-14/85240).

При этом возникает вопрос: по какой статье можно включить эту сумму в расходы?

Поскольку расходы на аренду имущества включены в перечень «разрешенных» при применении УСН расходов (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), сумма НДС, удержанная налоговым агентом – арендатором из доходов арендодателя и перечисленная в бюджет, включается в расходы согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Такое же мнение высказано в письме Управления МНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618.

Пример

ООО «Лапландия» применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2010. В марте организация заключила договор аренды нежилого помещения с городским комитетом по управлению имуществом. Ежемесячная арендная плата по условиям договора составляет 6000 руб. Срок уплаты – до 10-го числа текущего месяца.

Налоговой базой для расчета суммы НДС является арендная плата – 6000 руб. Сумма налога составит:

6000 руб. ? 18% : 118% = 915,25 руб.

10 марта платежным поручением № 78 ООО «Лапландия» перечислило арендодателю арендную плату за минусом НДС в размере 5084,75 руб. (6000 руб. – 915,25 руб.).

В этот же день сумма удержанного НДС была перечислена в бюджет (платежное поручение № 79).

В книге учета доходов и расходов были сделаны следующие записи:

I. Доходы и расходы

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Аренда муниципального имущества и НДС 2018 — 2019

Актуально на: 21 ноября 2018 г.

Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях. Один из них – это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.

Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:

  • казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713);
  • балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121).

Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *