Акцизы на ГСМ

Кому платить акциз?

На вопрос, кто платит акциз, ответить несложно:

  • Российские и иностранные организации.
  • ИП.
  • Лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу ТС.

Если ваша компания – изготовитель, акциз уплачивается: при продаже, при передаче товаров другим лицам (например, тому, кто предоставил сырье), при использовании для собственных нужд или переработке, или если это является вкладом в уставной капитал.

Необходимо отметить, что при перемещении товара в пределах организации – для производства неподакцизных товаров – также придется платить налог. Объекты начисления акцизов (ст. 182 НК РФ) для разных групп товаров различаются: для алкогольной продукции плательщиком выступает организация, осуществляющая розлив продукции в потребительскую тару; для бензина – производитель.

При перемещении товара в пределах организации – для производства неподакцизных товаров – также придется платить налог.

Облагаются налогом таможенные процедуры (декларирование брокером, экспедирование), продажа конфискованных (а также бесхозных, отказанных в пользу государства/муниципалитета решением суда) подакцизных товаров. А также:

  • Приобретение спирта организацией, производящей неспиртосодержащую продукцию.
  • Приобретение бензина для переработки.
  • Авансовая уплата акциза при закупке спирта.
  • Импорт подакцизных товаров в РФ.

Для производства некоторых продуктов необходимо получить свидетельство.

В целом, акцизами контролируются цены на наиболее популярные, но не самые необходимые продукты. Повышающиеся ставки на табак и алкоголь, помимо всего прочего, призваны бороться с вредными привычками населения. Тем более, налогом не облагаются лекарства и препараты ветназначения. Сборы с нефти частично идут на развитие транспортной инфраструктуры и реализацию социально значимых проектов.

Акцизы на топливо увеличили в полтора раза

С 1-го января 2019-го года акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли в полтора раза. Размер повышения был одобрен еще в июле прошлого года.

Так, ставка акциза на бензин пятого класса увеличилась с 8 213 до 12 314 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5 665 до 8 541 рубля за тонну.

В соответствии с изначальным решением ставки топливного акциза должны оставаться неизменными на протяжении всего года, до 1-го января 2020-го года, после чего они вырастут до 12 752 рублей за тонну бензина и до 8 835 рублей за тонну дизельного топлива.

Однако сейчас Правительством прорабатывается вопрос введения «плавающей» ставки, зависящей от цен на нефть на мировом рынке. Считается, что такой механизм должен без административного вмешательства обеспечить баланс между внешними и внутренними поставками нефтепродуктов и предотвратить дефицит топлива на российском рынке.

Варианты применения «гибкого» акциза профильные ведомства должны предоставить к 1-му марта этого года. 31-го марта, в свою очередь, истекает срок действия соглашения между Правительством и нефтяными компаниями, которое предусматривает «заморозку» мелкооптовых цен на топливо.

Мелкооптовые цены были зафиксированы на уровне июня 2018-го года с 1-го ноября. С 31-го мая прошлого года действует также «заморозка» розничных цен.

Напомним: 1-го июня прошлого года на фоне непрекращающегося роста цен на топливо Правительство пошло на снижение акцизов и отказалось от их планового повышения с 1-го июля. С учетом этого отказа для бензина налоговая ставка была уменьшена на 3 700 рублей, для дизельного топлива — на 2 700 рублей.

В Счетной Палате опасаются, что полуторакратное повышение акцизов с 1-го января 2019-го года может вызвать новый резкий скачок цен на топливо. По прогнозам Центробанка, рост цен может составить 4,6%, при том что увеличение акцизов внесет также наиболее существенный «вклад» в годовую инфляцию.

В октябре депутаты Государственной Думы подсчитали, что один только акциз увеличит стоимость топлива приблизительно на 5,5 рублей. Повышение НДС до 20%, по их расчетам, даст прибавку на 50 копеек, а увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в рамках продолжающегося «налогового маневра» — на 1 рубль.

Таким образом, общее повышение, по оценкам депутатов, составит около 7 рублей на литр.

Стоит отметить, что налоговая нагрузка (акцизы, НДС и НДПИ) чуть ли не на 70% формирует стоимость топлива.

Вместе с тем в Правительстве неоднократно заявляли, что рост налоговой нагрузки минимально отразится на цене топлива. 20-го декабря, во время Большой пресс-конференции, Владимир Путин также заверил, что профильные ведомства сделают все возможное, чтобы не допустить «скачков цен на нефтепродукты». По словам Президента, с 1-го января 2019-го года возможна лишь «мягкая корректировка» топливных цен — на 1-1,5%.

Считается, что влияние акциза должен нивелировать разработанный Правительством в рамках «налогового маневра» демпфирующий механизм, который предусматривает компенсацию нефтеперерабатывающим заводам части недополученной (из-за отказа от увеличенных внешних поставок) прибыли при условии выполнения ими обязательств по насыщению внутреннего рынка.

Добавим: по данным Росстата, за 11 месяцев прошлого года бензин подорожал на 9,5%, дизельное топливо — на 13,5%.

В качестве плательщиков налога по факту совершения хозяйственных операций выступают также и обособленные подразделения предприятий. Специфика В процессе совершения операций с некоторыми видами товаров возникновение обязанности по уплате налога сопровождается рядом особенностей. В частности, при обложении действий с прямогонным бензином плательщиками считаются только непосредственные его производители. Аналогичные правила действуют в отношении выпуска нефтехимической продукции из него. Кроме этого, особенности возникновения статуса плательщика предусмотрены для предприятий, которые осуществляют деятельность по договору простого товарищества. При этом допускается уплачивать акциз на топливо как совместно, так и отдельным субъектом, на которого эта обязанность возлагается остальными участниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *