Акцизами облагаются подакцизные товары

ОПЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ АКЦИЗАМИ

— операции, освобождаемые от налогообложения акцизами.

В соответствии со ст. 183 НК не подлежат налогообложению следующие операции:

передача подакцизных товаров одним структурным подразделением ор-ганизации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, а также передача в структуре организации произведенного спирта этилового из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров;

реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организациям по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством РФ;

реализация подакцизных товаров и (или) передача лицом произведенных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ;

первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел от-каз в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных органов и (или) налоговых органов либо уничтожение;

закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления;

закачка природного газа в подземные хранилища;

направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти;

использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ;

реализация (передача) на территории РФ отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки;

реализация на территории РФ природного газа для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями;

передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам (п.

1 ст. 183 НК).

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (п. 2 ст. 183 НК).

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность (п. 3 ст. 183 НК).

Операции, порождающие «акцизную» обязанность

Перечень таких операций содержится в ст. 182 НК РФ. Если говорить в общих чертах, то к ним относятся:

  1. любая реализация подакцизных товаров;
  2. передача произведенных подакцизных товаров:
  • переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги;
  • внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами);
  • для собственных нужд;
  • в уставный капитал и т. п.;
  • участнику при выходе из общества;
  • на переработку на давальческой основе.

  1. ввоз подакцизных товаров в страну;
  2. получение отдельных видов подакцизных товаров, в том числе:
  • денатурированного этилового спирта;
  • прямогонного бензина;
  • бензола, параксилола или ортоксилола;
  • авиационного керосина.

Внимание! На осуществление операций с отдельными товарами необходимы свидетельства на производство, переработку и т. п., предусмотренные ст. 179.1–179.3 НК РФ.

Что не облагается акцизами?

При условии ведения отдельного учета акцизами не облагаются (ст. 183 НК РФ):

  1. передача внутри организации одних подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров; исключение предусмотрено подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ для этилового спирта;
  2. экспорт подакцизных товаров, в том числе если их экспортирует собственник — заказчик переработки или кто-то по его поручению, а также ввоз таких товаров в портовую ОЭЗ с остальной части нашей страны;
  3. первичная реализация или передача конфиската, бесхозяйных или отказных подакцизных товаров на промышленную переработку под контролем таможенников или налоговиков либо на уничтожение;
  4. передача внутри организации:
  • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащих парфюмерно-косметических аэрозолей, бытовой химии;
  • ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки;
  1. произведенных алкогольных дистиллятов (винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;
  2. некоторые операции с авиационным керосином и бензолом, параксилолом и ортоксилолом.

Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?

НК РФ в ст. 179 определяет, что налогоплательщиками акцизов являются не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели. Основное условие здесь одно для обоих категорий хозяйствующих субъектов – чтобы им был присвоен такой статус, они должны проводить соответствующие операции. Исключение составляют перекупщики, но о них пойдет речь ниже в отдельной главе.

Для спецрежимников ситуация требует отдельного пояснения: они могут быть плательщиками акцизов, но не всегда могут применять спецрежимы. Сразу обратим внимание, что речь здесь идет только о лицах на ЕСХН и УСН. Про вмененку скажем чуть ниже.

Теперь объясним наш вывод подробнее.

Такие системы, как ЕСХН и УСН, недопустимы для тех, кто занят производством подакцизных товаров, в том числе на давальческих началах (подп. 2 п. 6 ст. 346.2, подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-06/70).

Важно! Под производством в целях «акцизной» главы НК РФ понимается не только выпуск подакцизных товаров сам по себе, но и:

  • розлив алкогольной продукции и пива, являющийся частью общего производственного процесса;
  • любое смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме общепита), в результате которого получается подакцизный товар, облагаемый акцизом по большей ставке, чем само сырье.

При совершении операций не с произведенными, а с приобретенными товарами применять упрощенку и сельхозналог можно.

При этом нужно иметь в виду, что данные спецрежимы не освобождают лиц, их применяющих, от уплаты акцизов. Ведь в п. 3 ст. 346.1 и пп. 2–3 ст. 346.11 НК РФ в числе налогов, которые заменяются специальным, акцизы не указаны.

Это значит, что упрощенец или плательщик ЕСХН, совершая допустимые для него подакцизные операции, должен выполнять все обязанности плательщика акциза.

Что касается ЕНВД, то каких-либо запретов и ограничений на работу с подакцизными товарами данный режим не устанавливает, но и освобождения от акцизов не дает. Поэтому плательщик ЕНВД также может признаваться плательщиком акцизов.

Объект налогообложения акцизами. Операции, не подлежащие налогообложению акцизами

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • 1. реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  • 2. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров;
  • 3. передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов);
  • 4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • 5. передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • 6. передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций и паевые фонды кооперативов;
  • 7. передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику;
  • 8. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • 9. ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • 10. получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
  • 11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Операции, не подлежащие налогообложению (статья 183 НК РФ):

  • 1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком,
  • 2. реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации
  • 3. первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров,
  • 4. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров

Операции, освобождаемые от налогообложения акцизами

Перечень операций, освобождаемых от налогообложения акцизами, приведен в статье 183 НК РФ. Это следующие операции:

1) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта (оприходование индивидуальным предпринимателем, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов; получение нефтепродуктов индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство; передача индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства);

2) реализация нефтепродуктов.

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Отметим, что налоговое законодательство не предусматривает четкие правила по организации и ведению раздельного учета при налогообложении акцизами. Во всяком случае, в настоящее время не существует ни одного нормативного документа по данному вопросу. Поэтому налогоплательщики самостоятельно определяют порядок ведения раздельного учета. Как показывает практика, в ряде случаев эта «самостоятельность» не согласовывается с мнением налоговых органов, которые подвергают сомнению методологию плательщика акцизов. Однако ввиду того, что порядок ведения раздельного учета в целях налогообложения акцизами нормативно не установлен, то требования налоговых органов о ведении определенных учетных регистров не основаны на законодательстве.

Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 НК РФ или банковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров и неуплаты им акциза и (или) пеней.

Согласно статье 74 НК РФ поручительство банка оформляется в соответствии с ГК РФ договором между поручителем (банком) и налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Этот же налоговый орган будет принимать решение о заключении или не заключении договора поручительства.

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств по договору полностью или частично (ст. 361 ГК РФ). Договор поручительства должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.

Статьей 367 ГК РФ предусмотрены следующие условия прекращения действия поручительства:

1) поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего;

2) поручительство прекращается с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника;

3) поручительство прекращается, если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем;

4) поручительство прекращается с окончанием указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, то поручительство прекращается при непредъявлении кредитором иска к поручителю в течение года со дня наступления исполнения обязательства. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен момент востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.

В качестве уполномоченных банков могут выступать платежеспособные коммерческие банки, в которых у налогоплательщика открыт расчетный и (или) валютный счет. При заключении договора следует обращать внимание на отсутствие у банков следующих критериев неплатежеспособности:

— кредитная организация на протяжении последних шести месяцев неоднократно не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

— кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

— кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

— кредитная организация нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

— кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов.

Банк-поручитель может быть зарегистрирован в одном субъекте Российской Федерации, а организация состоять на учете в качестве налогоплательщика в другом регионе. Тогда налоговый орган принимает решение о заключении договора поручительства с банком на основе информации, представленной налоговым органом по месту регистрации банка и самим банком-поручителем.

Банковскую гарантию, как и поручительство банка, следует рассматривать в качестве обеспечения обязательств налогоплательщика перед налоговым органом, руководствуясь при этом установленным ГК РФ понятием банковской гарантии. Согласно статье 368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая компания (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Статьей 369 ГК РФ установлено, что банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Банковская гарантия оформляется во исполнение соглашения гаранта с принципалом. Третий участник правоотношений — бенефициар, которым может быть налоговый орган, реализует свое право путем предъявления письменного требования об уплате налога и сбора гаранту.

Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается в следующих случаях:

— после уплаты бенефициаром суммы, на которую выдана гарантия;

— с окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;

— при отказе бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;

— вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии, путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации:

— в день отгрузки товаров (в момент оприходования нефтепродуктов),вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации начислить по ним сумму акциза по установленным налоговым ставкам (если на данную дату с налоговым органом не заключен договор поручительства);

— уплатить начисленную сумму в бюджет (если договор поручительства не заключен до истечения установленного законодательством срока уплаты).

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Таким образом, операции по реализации подакцизных товаров на экспорт в случае отсутствия поручительства банка или банковской гарантии до представления документов, подтверждающих факт этого экспорта, рассматриваются как объект налогообложения акцизами. Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиками по не подлежащим освобождению от налогообложения операциям по вывозу за пределы территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежат возврату.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *