Акт налоговой проверки

Первоначальный, повторный и дополнительный осмотры места происшествия.

Первоначальный осмотр производится следователем впервые, т. е. место происшествия еще не подвергалось осмотру ни органами предварительного следствия, ни органами дознания (хотя обстановка могла уже претерпеть те или иные изменения). Различного рода осмотры администрацией, представителями ведомственных инспекций не изменяют природы первоначального осмотра, поскольку под ним понимается следственный осмотр. Место происшествия осматривается целиком, во всех деталях.

При повторном осмотре объектом могут быть не все, а лишь отдельные элементы места происшествия.

Все сказанное выше о способах относится и к повторному осмотру. Особенностью является лишь то, что в случае повторного осмотра отдельных объектов речь может идти не о способе осмотра в обычном смысле, а о составлении перечня подлежащих осмотру объектов и их порядковой нумерации.

От повторного следует отличать дополнительный осмотр, при котором следователь имеет дело с объектами, ранее не осматривавшимися, т. е. по отношению к ним данный осмотр будет первоначальным. При этом необходимость в’ обозрении всего места происшествия возникает в тех случаях, когда при первоначальном осмотре большинство объектов, определяющих общую картину места происшествия, следователем осмотрено не было.

При дополнительном осмотре в зависимости от количества и состояния объектов могут применяться все названные способы, а также составление перечня, как и при повторном осмотре.

Заключительный этап осмотра места происшествия. Закончив исследование объектов на месте происшествия, следователь переходит к заключительному этапу осмотра:

составляет протокол осмотра и необходимые планы, схемы и чертежи; .

при необходимости производит дактилоскопирование трупа и отправляет в морг. При вскрытии трупа на месте его обнаружения следователь по окончании заключительного этапа осмотра принимает участие в судебно-медицинском исследовании трупа;

упаковывает объекты, изъятые с места происшествия. Важно, знать, что доставка на экспертизу объектов исследования лежит на обязанности органов, по требованию которых она проводится;

принимает меры к сохранности тех имеющих доказательственное значение объектов, которые изъять невозможно или нецелесообразно;

принимает меры по поступившим от участников осмотра и иных лиц заявлениям, относящимся к осмотру, места происшествия.

Всю проделанную работу следователь, должен оценить с точки зрения ее полноты и успешности. И в то же время он должен помнить, что данные осмотра, подкрепленные другими доказательствами, недостаточны для разрешения дела по существу.

Версии при осмотре Места происшествия. Результаты осмотра места происшествия, как правило, позволяют собрать необходимый материал для построения следственных версий, и, таким образом, играют важную роль в определении направленности расследования дела. Однако было бы ошибочным полагать, во-первых, что версии формируются только после осмотра и, во-вторых, что сам осмотр производится вне всяких предположений следователя о характере и механизме того события, признаки которого обнаружены.

Версии конструируются непрерывно в процессе всего осмотра. Каждое обнаруженное обстоятельство включается в качестве логического звена’ в цепь умозаключений, подтверждает возникшее предположение или принуждает отказаться от него и выдвинуть новое; Этот процесс, в котором участвуют и интуиция следователя, и его догадки, и достоверные данные, есть результат сложной аналитико-синтетической мыслительной работы, без которой осмотр утратил бы свой познавательный характер.

Следователь, приступая к осмотру, руководствуется определенными представлениями о событии, которое могло произойти. Такими представлениями обычно являются типичные версии. Так, только на основе информации об обнаружении трупа следователь может предположить, что произошло либо убийство, либо самоубийство, либо несчастный случай, а на основе сигнала об обнаружении на двери магазина взломанных запоров—— что совершена кража (покушение: на кражу) либо ее инсценировка.

Совершенно очевидно, что типичные версии, определяя механизм происшествия в самых общих чертах, Играют для следователя роль только ориентиров. Лишь они и возможны в силу ограниченности исходных данных, объем которой исчерпывается, как правило, одним фактом (обнаружение трупа, взломанного замка и т. п.). По мере накопления в ходе осмотра доказательственной информации типичные версии конкретизируются, обрастают частными, подтверждаются или опровергаются как общие версии. Вместе с тем нужно иметь в виду, что на всех этапах осмотра места происшествия следователь руководствуется имеющимися у него версиями, и что они могут возникать на любом этапе, а не только по окончании осмотра. Без версий осмотр не был бы целеустремленным следственным действием. .

Технико-криминалистические приемы и средства, применяемые при осмотре места происшествия.Для обнаружения, фиксации и изъятия с места происшествия следов и иных вещественных доказательств следователь применяет различные приемы и средства криминалистической техники: осмотр объектов в особых условиях освещения или под специально измененным углом зрения; окуривание мест предполагаемого нахождения следов парами веществ (например, парами йода), обладающими свойством проявлять определенные следы; опыление или смачивание мест предполагаемого нахождения следов веществами, частицы которых, соединяясь с веществом следа или фона, делают след видимым; осмотр объектов с помощью различных оптических средств.

Приемы фиксации следов и других вещественных доказательств — это фотографирование, измерение размеров следа или другого объекта, его описание; зарисовка или схематическое изображение; обработка объекта, на котором обнаружен след, с целью закрепить этот след и сохранить его состояние и признаки (консервация), снятие копий (слепков) со следа; изъятие следов с места происшествия вместе с предметом или частью предмета, на которой находится след, или путем переноса следа на другую поверхность либо с отделением вещества следа.

Технико-криминалистические средства, которыми пользуется следователь при осмотре места происшествия, обычно входят в специальные наборы: оперативные и следственные Чемоданы, сумки, портфели. Иногда комплекты технико-криминалистических средств имеются в специальных автомашинах, предназначенных для выезда на места происшествий.

Помимо средств работы со следами, в перечисленные комплекты входят различные инструменты (например, молоток, стамеска, пассатижи, нож), осветительные средства, материалы для упаковки изымаемых с места происшествия объектов и т. п.

В зависимости от характера объектов на месте происшествия для их осмотра следователь может использовать и различную аппаратуру, например переносной рентгеновский аппарат, кварцевую лампу, прибор для поиска трупов. В применении сложных средств криминалистической техники помощь следователю оказывает специалист-криминалист.

Фиксация результатов осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия как следственное действие приобретает значение для дела лишь в том случае, если его результаты будут надлежащим образом процессуально оформлены. Прокурор, изучающий дело, суд, рассматривающий его по существу, кассационная инстанция могут судить о полноте, объективности, методичности и своевременности осмотра места происшествия лишь по тем процессуальным документам, которые отражают производство осмотра и имеются в деле.

Результаты осмотра должны фиксироваться. Фиксация — это документальное отражение в установленной законом форме всего обнаруженного следователем на месте происшествия, описание произведенных действий, запечатление как обстановки, так и свойств, состояния и признаков отдельных элементов места происшествия.

Следует различать общие и частные средства фиксации результатов осмотра. К общим относятся такие средства, с помощью которых следователь запечатлевает картину места происшествия в целом, обстановку, в которой было совершено преступление, всю совокупность объектов на месте происшествия. К таким средствам фиксации относятся протокол осмотра места происшествия, схемы, планы и чертежи места происшествия, его фотоснимки и видеозаписи. К частным относятся средства, которые применяются для фиксации результатов осмотра отдельных объектов на месте происшествия: масштабные снимки, слепки, зарисовки и т. п.

Протокол, осмотра места происшествия является основным процессуальным документом, отражающим результаты осмотра. Протокол должен быть:

точным и последовательным описанием всего обнаруженного следователем и другими участниками осмотра на месте происшествия. Вместе с тем в протоколе содержится не только точное, но и ясное, доступное описание места происшествия и его элементов; ясность и доступность протокола обеспечивается употреблением общепринятой терминологии (кроме того, в протоколе не должно быть неопределенных выражений, таких, как: «около», «почти», «рядом», «недалеко» и пр.);

полным описанием всего обнаруженного на месте происшествия и имеющего отношение к делу;

объективным описанием. В протоколе не дается объяснений, толкований обнаруженных фактов, явлений, не излагаются представления следователя о механизме образования тех или иных следов, о происхождении и принадлежности найденных орудий и т. п. Протокол — это описание обнаруженного, но не его объяснение;

целеустремленным: в нем отражается только то, что непосредственно относится к осмотру;

составленным с соблюдением установленных законом правил и иметь необходимые реквизиты. Это требование есть выражение законности протокола.

Форма протокола осмотра места происшествия не обусловлена законом. В ст. 182 УПК указывается, что в протоколе должны быть описаны все действия следователя, а равно все обнаруженное при осмотре в том порядке, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. В нем перечисляется и описывается также все изъятое при осмотре. В ст. 141 УПК содержится перечень обязательных реквизитов протокола, исходя из которого можно следующим образом определить структуру этого документа.

Первая часть протокола осмотра места происшествия — вводная — содержит следующие сведения;

а) дату производства осмотра — число, месяц, год;

б) место производства осмотра;

в) должность, специальное звание, фамилию, имя, отчество лица, производившего осмотр;

г) фамилии, имена и отчества понятых, а в необходимых случаях и их адреса;

д) должность, специальное, звание, фамилия, имя и отчество специалиста, принимавшего участие в осмотре;

е) фамилию, имя и отчество каждого иного участника осмотра, а в необходимых случаях и их адреса;

ж) ссылку на статьи УПК, относящиеся к производству осмотра и к фиксации его результатов;

з) указание на повод к производству осмотра;

и) время начала и окончания осмотра;

к) условия производства осмотра (освещение, состояние погоды при осмотре местности и т. п.).

Вторая часть протокола осмотра — описательная — содержит изложение всех установленных при осмотре обстоятельств и составляется в произвольной форме.

Практика осмотров показывает, что в этой части протокола подробно описываются:

а) границы места происшествия и его местонахождение; общая характеристика места происшествия (если это помещение — адрес, назначение здания, число этажей, расположение здания по отношению к окружающей обстановке);

б) пути, ведущие к месту происшествия, входы и выходы из помещения;

в) стены, потолки, окна, пол, освещение и отопление помещения, в котором произошло расследуемое событие;

г) обстановка места происшествия и все объекты осмотра (следы и иные вещественные доказательства и т. д.) с указанием, какие объекты фотографировались, каким способом и с каких следов снимались копии или делались оттиски и т. п.;

д) особые обстоятельства, характерные для данного преступления или, наоборот, являющиеся для него необычными (негативные обстоятельства).

В третьей — заключительной — части протокола указывается:

а) какие предметы были изъяты с места происшествия, куда направлены или кому переданы на хранение;

б) какие планы, схемы, чертежи составлены на месте происшествия;

в) куда направлен для вскрытия труп;

г) поступившие к следователю и относящиеся к осмотру заявления, принятые по ним решения.

Далее следуют подписи всех участников осмотра.

План места происшествия — это его изображение в прямоугольной проекции с помощью условных обозначений, выполненное в определенном масштабе или схематически. Назначение плана иллюстративное. Он отражает ту территорию (место), в пределах которой было совершено или обнаружено преступление, а также расположение на этой территории предметов и обнаруженных следов преступления и преступника.

К плану, как и к протоколу осмотра, предъявляются определенные требования; он должен:

а) достаточно точно и полно отражать реальную действительность;

б) составляться тем же лицом, что и протокол осмотра, и иметь необходимые реквизиты;

в) составляться на месте происшествия или во всяком случае по сделанным там наброскам. Составление плана вне места происшествия допускается в виде исключения, при отсутствии : надлежащих для этого условий;

г) содержать лишь общепринятые, обозначения, обеспечивающие его простоту и доступность;

д)составляться в едином .масштабе, причем избранный масштаб должен обеспечивать отражение на плане всех необходимых объектов осмотра;

е) не иметь лишних деталей.

Обязательными реквизитами плана следует считать: масштаб или указание основных размеров, обозначение стран света, объяснения условных обозначений, дату составления плана, подписи следователя и понятых.

Различают планы масштабные и схематические. Схематический план места происшествия составляется без масштаба, но с сохранением приблизительных пропорций между размерами изображаемых предметов и расстояниями между ними. Выбор вида плана зависит от особенностей места происшествия. В практике обычно планы помещений вычерчиваются в масштабе; планы местности — схематически, причем основные расстояния указываются размерными стрелками.

План может быть общим, когда на нем изображается не только непосредственное место происшествия, но и окружающие помещения, участки местности, например план части поселка, усадьбы с приусадебными постройками, территории мастерских с производственными помещениями, план всего дома, а не только той комнаты, где произошло расследуемое событие, и частным —- план отдельного помещения, где непосредственно имело место происшествие: комната, цех, одно из хранилищ склада, и т. п.

Частный план может быть плоскостным или развернутым. На плоскостном плане отображаются только те объекты, которые могут быть спроецированы на плоскость пола (вид сверху). Если требуется отобразить объекты, находящиеся в иных плоскостях (например, след крови на стене), составляется развернутый план, на котором стены и потолок как бы «раскладываются» в одной горизонтальной плоскости.

Фотоснимок места происшествия, является наглядной иллюстрацией. к протоколу, помогает , уяснить его содержание, восполняет обнаруженные, пробелы. Вместе с тем, следует иметь в виду, что фотоснимки ни в коей мере не заменяют протокола осмотра.

При фотосъемке места происшествия его общий вид запечатлевается с нескольких точек с тем, чтобы полнее зафиксировать все детали обстановки. При этом фотоаппарат во всех точках съемки устанавливается на одной высоте от поверхности, пола или почвы.

Каждый снимок, прилагаемый к протоколу осмотра, должен иметь на обороте пояснительную надпись о том, что изображено на снимке, с какого места произведена, съемка, а также должен быть заверен подписью следователя, лица, осуществлявшего съемку, и по возможности понятыми. Если фотоснимки смонтированы в таблицу, то эти надписи должны быть на, самой таблице.

Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 595;

Оформление и реализация результатов выездной проверки

налоговый проверка инвентаризация выемка

Завершающим этапом проведения выездной проверки является оформление и реализация ее результатов.

Согласно ст. 89 НК РФ сотрудник налогового органа, проводящий выездную налоговую проверку, в последний день ее проведения обязан составить справку о проведении проверки и вручить ее налогоплательщику.

В силу п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам ВНП должностные лица налогового органа, проводившие проверку, в обязательном порядке составляют акт в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.

Требования к составлению акта налоговой проверки утверждены также Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892. Так, акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть — это общие сведения о проверки и проверяемом лице.

Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность;

б) полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах;

в) четкость, лаконичность и доступность изложения;

г) системность изложения.

Третья часть акта налоговой проверки — итоговая, здесь содержаться сведения об общих сумма выявленных нарушений, выводы по устранению выявленных нарушений, приводятся указания на количество листов приложения и право плательщика на предоставление возражений.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) в течение пяти дней с даты этого акта.

Лицо, получившее акт проверки, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, имеет возможность представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту. Проверяемое лицо вправе направить возражения как по акту в целом, так и по его отдельным положениям. В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ в ст. 100 НК РФ, с 1 января 2007 г. проверяемое лицо вправе представить по акту письменные возражения в течение 15 рабочих дней, следующих подряд.

С 1 января 2009 года согласно новой редакции п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

В силу пп.1 ст. 101 НК РФ акт проверки и материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней.

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа мог вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Тем самым дополнительные мероприятия налогового контроля проводились за пределами процедуры рассмотрения руководителем налогового органа акта проверки.

В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в ст. 101 НК РФ и вступивших в силу с 1 января 2007 г., мероприятия дополнительного налогового контроля проводятся в рамках процедуры рассмотрения. Срок проведения указанных мероприятий впервые нормативно ограничен и составляет 1 месяц.

В редакции ст. 101 НК РФ, действующей с 1 января 2007 г., прямо указано на то, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может

проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НКРФ,

допрос свидетеля и проведение экспертизы.

На основании п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит либо решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения выносится при наличии налогового правонарушения и при отсутствии оснований освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности, предусмотренных НК РФ.

Форма Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждена приказом ФСН России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения данного решения проверяемому лицу. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

Согласно п. 13 ст. 101 НК РФ копия решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности вручаются налогоплательщику, в отношении которого вынесено указанное решение (либо его представителю) под расписку или передаются иным способом,

свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Возражения по акту о налоговом правонарушении лицо может представить в течение 10 рабочих дней со дня получения акта.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок его обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов. Это могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, приостановление операций по счетам в банке.

Неисполнение требования по акту налогового органа в срок является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога:

Взыскания налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ). Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк налогоплательщика поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. Решение о взыскании, принятое после истечения двухмесячного срока с даты, установленной для исполнения требования, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Срок на бесспорное взыскание задолженности и санкций начинает течь с момента истечения времени, отведенного требованием на добровольную уплату налога. Упомянутый выше двухмесячный срок на принятие решения о бесспорном взыскании отсчитывается с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 НК РФ (п. 24 Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 25). То есть если требование было направлено с опозданием, то период, в течение которого решение о взыскании может быть принято, сокращается и будет составлять уже не два месяца, а меньше на число дней просрочки направления требования.

Если решение о взыскании по истечении означенного срока так и не принято, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Этот срок является пресекательным, то есть по его истечении налоговый орган уже не может обратиться в суд с иском о взыскании задолженности (п. 1 ст. 115 НК РФ).

Если на счете нет достаточного остатка для удовлетворения требования, следует иметь в виду, что задолженность будет занесена на картотеку и будет списываться в порядке очередности платежей, предусмотренной ст. 855 ГК РФ:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производиться списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производиться списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Таким образом, налоговые платежи в том числе, взыскиваемые по поручению налогового органа, перечисляются в четвертую очередь.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика ИФНС может быть принято решение о взыскании налога (пеней, штрафа) за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).

Последовательность обращения взыскания на разные виды имущества приведены в п.5 статьи 47 НК РФ. Налогоплательщик должен погасить недоимку, уплатить пени и штраф в указанные в требовании сроки.

В противном случае, если в течении 2 мес. со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течении 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.3 ст. 32 НК РФ).

Уголовное дело может возбуждаться в данном случае по признакам преступления (ст. 199,199.2 УК РФ):

включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, повлекшее за собой неуплату налогов и (или) сборов в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 1500000 руб.;

сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, в крупном размере (стоимость сокрытого имущества превышает 250000 руб.).

На основании вышеизложенного следует, что завершающим этапом выездной проверки является оформление ее результатов, которое заключается в составлении акта проверки и вручения его налогоплательщику. Строгое соблюдение налоговым органом установленных НК РФ требований по оформлению акта ВНП позволяет в последствии (например, в случае судебных споров) успешно доказать лигетивность вынесенного решения и обоснованность выводов о выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений.

Результаты ВНП являются основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной законодательством налоговой и административной ответственности. В дальнейшем налоговый орган обеспечивает мобилизацию доначисленных в результате ВНП сумм налогов и применяемых штрафных санкций.

7. Оформление результатов налогового контроля

Оформление результатов процессуальных действий, проводи­мых в ходе налоговых проверок

Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок, должны быть зафикси­рованы в документальном виде. Только после фиксации соответ­ствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдель­ных процессуальных действий могут быть зафиксированы в раз­личных документах: актах, протоколах, экспертных заключени­ях, фото- и кинодокументах и др.

Впервые на должном законода­тельном уровне устанавливаются требования к оформлению указанных документов.

Протоколы процессуальных действий составляются при прове­дении осмотра, выемки документов и предметов, получении пока­заний свидетелей.

В соответствии со ст. 99 НК РФ в протоколе, который составляется на русском языке, указываются: наимено­вание протокола; место и дата производства конкретного дейст­вия; время начала и окончания действия; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отче­ство каждого лица, участвовавшего в действии или присутство­вавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским язы­ком; содержание действия, последовательность его проведения; выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие вне­сению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилага­ются фото- и киноматериалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.

Протокол подписывается составившим его должностным ли­цом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии.

Однако Налоговый кодекс не устанавливает обязанности должностных лиц налоговых органов вручить копию протокола лицу, в отношении которого осуществляется данное действие. На­логоплательщику без наличия у него протокола значительно труднее обжаловать неправомерные действия должностных лиц нало­говых органов, что снижает гарантии защиты прав налогоплатель­щиков.

Кроме протоколов в ходе налоговых проверок могут состав­ляться акты, например акт о воспрепятствовании доступу долж­ностных лиц налоговых органов См. ст. 91 НК РФ, а также заключение эксперта3 См. ст. 95 НК РФ..

Нарушения требований и порядка составления указанных выше документов, предусмотренные Налоговым кодексом, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или иных дей­ствий или о наличии тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, так же как и результаты про­цессуальных действий, должны быть зафиксированы, для того чтобы налоговые органы на основании выявленных фактов несо­блюдения налогового законодательства могли осуществить взыс­кание неуплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

По результатам выездной налоговой проверки составляются:

— справка о проведении проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка призвана за­фиксировать факт проведения выездной налоговой проверки в от­ношении данного налогоплательщика за определенные налоговые периоды;

— акт налоговой проверки.

Основным итоговым документом выездной налоговой провер­ки является акт установленной формы, который составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной про­верке.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть обязательно указаны:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок

Содержащиеся в акте налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению нало­говыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы.

Акт налоговой проверки составляется в двух эк­земплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю либо их представителям.

При выявлении нало­говым органом обстоятельств, позволяющих предполагать со­вершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экзем­плярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в 10-дневный срок в следственные органы дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела2 См. п. 3 ст. 32 НК РФ.

Акт налоговой проверки, составленный по установ­ленной форме, должен быть подписан уполномоченными долж­ностными лицами налогового органа и руководителем проверяе­мой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. При отказе руководителя (лица, исполняю­щего его обязанности) организации-налогоплательщика (индиви­дуального предпринимателя) от подписания акта должностным лицом налогового органа на последней странице акта производит­ся запись: «Налогоплательщик от подписи отказался», заверенная подписью указанного должностного лица.

Подписанный уполномоченными должностными лицами нало­гового органа акт налоговой проверки со всеми прило­жениями к нему вручается:

1) в течении 5-ти дней со дня составления лично или иным способом, свидетельствующим о дате его получения руководителю организации-налогоплательщика ли­бо индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку;

2) в случае направления акта налоговой проверки по почте за­казным письмом датой вручения акта считается 6-й день, начиная с даты его отправки. В этом случае к экземпляру акта, остающе­муся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления;

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, из­ложенными в акте проверки, а также с выводами и предложения­ми проверяющих в течении 1 месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган пись­менное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом иди по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому ор­гану документы (их заверенные копии), подтверждающие обосно­ванность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

Может ли инспектор труда вручить акт по результатам проверки после ее завершения?

ИА ГАРАНТ

Может ли инспектор труда вручить акт по результатам проверки не последним днём проверки, а, например, в день, когда привлекаемое лицо вызвано для составления протокола?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Нарушение срока вручения акта проверки может быть квалифицировано как грубое нарушение требований закона к порядку организации и проведения проверок, влекущее отмену результатов проверки по требованию проверяемого лица.
Обоснование вывода:
Как мы поняли из вопроса, изложенная в нем ситуация касается проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В связи с этим считаем необходимым отметить следующее.
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 N 354н (далее — Административный регламент).
Кроме того, в силу части первой ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок работодателей государственными инспекторами труда определяется федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ), а также Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона N 294-ФЗ, утвержденными приказом Роструда от 24.01.2011 N 14 (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия такого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Частью 5 той же статьи определено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Аналогичные положения предусмотрены п. 61 Административного регламента и п. 7.5 Методических рекомендаций.
По общему правилу акт проверки может быть выслан работодателю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемое лицо согласилось на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4 и ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Однако реализовать это право инспектор труда в любом случае не сможет, поскольку исполнение государственной функции по надзору за соблюдением работодателями трудового законодательства в электронной форме не осуществляется (п. 26 Административного регламента).
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки), относится к грубым нарушениям установленных требований к организации и проведению проверок, что влечет за собой недействительность результатов проверки.
В абзаце четвертом п. 61 Административного регламента и п. 7.6 Методических рекомендаций указано, что в соответствии со ст. 20 Закона N 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе непредставление акта проверки в установленные сроки, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства по организации и проведению проверок.
Таким образом, по общему правилу акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Вручение акта проверки в более поздний срок допустимо лишь в случаях, когда для составления такого акта необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз. Если акт проверки вручается представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю) в более поздний срок, результаты проверки по требованию проверяемого лица могут быть признаны недействительными как полученные с грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ.
В правоприменительной практике имеется немало примеров правовой квалификации судьями проверки как проведенной с нарушением требований Закона N 294-ФЗ в ситуациях, когда акт проверки составлялся и вручался контролирующими органами за пределами срока ее проведения в отсутствие законных оснований. При таких обстоятельствах судьи нередко указывают на то, что результаты такой проверки не могут использоваться в качестве доказательств нарушения проверяемым лицом обязательных требований (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.12.2011 N 33-41049/11, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 N 04АП-1956/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 N 13АП-23805/14).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *