Акт камеральной налоговой проверки

Содержание

Акт камеральной налоговой проверки: обжалование документа и сроки оформления

Каждый налогоплательщик Российской Федерации обязан передавать в налоговую службу отчетность, касающуюся поступающих к нему доходов и налоговых отчислений, которые он отправил в пользу государственной казны. В этой статье мы рассказываем, как проходит камеральная проверка, для чего она нужна и как выглядит акт камеральной налоговой проверки, заполняемый по итогам проведения.

Передача данных производится посредством предоставления документов по особой форме, разработанной правительством – деклараций. Каждая из них предназначается для:

  • разных налоговых сборов;
  • жизненных ситуаций;
  • категорий граждан;
  • статусов налогоплательщиков и прочих параметров.

Принимать данные, указанные в декларационных бланках, на веру сотрудники налоговой службы не имеют право. Чтобы подтвердить правдивость всех поступающих сведений, инспекторы вынуждены проводить проверки не выездного характера.

Такие мероприятия носят название проверок камеральных – процесс отслеживания соблюдения всех установленных законодательно норм, касающихся налоговых правоотношений, то есть самих сборов, передачи сведений по ним, оформления декларационных документов и сопутствующих бумаг, поступивших от плательщика на проверку в Федеральную налоговую службу.

Что такое акт камеральной налоговой проверки и зачем он нужен

Сроки осуществления проверки и установленный порядок

Проведение искомого процесса, как и остальные мероприятия в области налоговых правоотношений, регулируется посредством Налогового Кодекса страны, говоря точнее, с помощью его статьи под номером 88.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Стартует осуществление проверки непосредственно с момента предоставления налогоплательщиком декларационных бланков и сопутствующих документов на проверку в налоговую инспекцию. Чтобы ее инициировать, специалистам не требуется получить разрешение или задокументированное решение от руководства конкретного отделения службы или предоставившего данные плательщика налоговых сборов.

Кроме того, представители налоговой системы не имеют обязательства по отправлению налогоплательщикам уведомлений, в которых будет сказано, что камеральная проверка стартовала.

Длительность проведения искомого процесса составляет 3 месяца с момента передачи декларации на рассмотрение в отделение налоговой инспекции

Если проверка уже началась и во время ее проведения были обнаружены некоторые неточности, ошибки или любое иное несоответствие поданных в обработку сведений действительности, инспекторы обязаны оповестить об этом гражданина, документы которого проверяются и предоставить ему следующие два варианта дальнейшего развития событий:

  • либо явиться в отделение службы для дачи устных и письменных разъяснений по неточностям в декларации;
  • либо предоставить новый декларационный бланк, играющий роль исправляющей неверный документ бумаги.

Хотим обратить ваше внимание на факт, что дополнительная подача сведений или приглашение для получения разъяснений – ситуации, возникающие довольно таки редко. Обычно в ходе камеральной проверки все неточности или непонятные сотрудникам налоговой до этого моменты выясняются, и работа продолжается дальше полным ходом.

При возникновении необходимости в подаче разъяснений, можно поступить следующим образом.

  1. Лично явиться в налоговую инспекцию и в присутствии сотрудников, занимающихся вашем делом, составить письменное объяснение. Весьма удобный вариант, так как присутствующие при написании работники инспекции помогут вам указать все необходимые уточнения и предварительно подробно объяснять, в чем, собственно, состоят неточности.
  2. Отправить письменное пояснение с помощью почты. Для этого необходимо составить заказное письмо сразу же, как только получите требования, так как максимальный срок предоставления разъяснений составляет пять рабочих дней.
  3. Помимо почтового отправления, пояснения можно отослать с использованием электронных коммуникационных каналов, то есть воспользоваться сканером и сетью интернет, направив уточнение на электронную почту конкретного отделения налоговой службы.

Согласно закону, вы имеете право на осуществление передачи данных любым из перечисленных выше способов. Однако, мы рекомендуем проконсультироваться со специалистами налоговой, занимающимися вашим делом. Сделайте, как удобно обеим сторонам и наладите с сотрудниками дружеские отношения, что, безусловно, повлияет на степень усердия в работе именно с вами.

Если вам предстоит не дача пояснений, а внесение корректирующих сведений с использованием нового декларационного бланка, придется провести его заполнение повторно. Согласно букве закона, на запрос уточняющей декларации и иных сопутствующих ей документов, налоговая служба имеет право в следующих случаях.

  • если имело место быть заявление суммы налога на добавленную стоимость, которую необходимо возместить;
  • когда в декларационном бланке заявлены некоторые льготы, полагающиеся налогоплательщику;
  • если предоставление отчетности ведется по налоговым сборам, напрямую относящимся к области использования ресурсов природного характера;
  • если декларационный бланк по сбору с прибыли организации или подоходному налогу физических лиц был предоставлен на проверку лицом, участвующим в инвестиционном товариществе.

Право на получение дополнительных сведений во время проведения камеральной проверки у сотрудников налоговой службы распространяется не только на предоставляющих документы налогоплательщиков. Получить интересующую информацию они могут и из иных дополнительных источников.

  1. Прежде всего, налоговая служба имеет право на уточнение и дополнение имеющихся на руках сведений с помощью самих налогоплательщиков, однако, лишь в тех случаях, когда такое право возникает согласно законодательным нормам.
  2. Требовать предоставление сведений и дополнительных документов представители налоговой инспекции также имеют право у контрагентов и других субъектов.
  3. В особо сложных делах допускается также проведение допросов лиц, являющихся свидетелями в том или ином деле.
  4. Еще один способ получить дополнительную информацию – провести экспертизу.
  5. При необходимости для выяснения некоторых обстоятельств сотрудники налоговой службы могут пригласить принять участие в процессе профессионального переводчика или эксперта в нужной области деятельности.
  6. При наличии согласия плательщика налоговых сборов, сотрудники службы также имеют право на проведение осмотра представленной документации и каких-либо связанных с делом предметов.

Как специалисты определяют, когда необходимо инициировать проверку

Как мы уже упоминали выше, камеральная проверка осуществляется «на месте», то есть внутри Федеральной налоговой службы, при этом, не подразумевая никаких визитов личного характера.

Как специалисты принимают решение о проведении проверки

Специалисты службы осуществляют рассмотрение декларационных бланков и иных отчетных документов, наполненных сведениями, касающимися деятельности, которую ведет лицо:

  • физическое;
  • юридическое.

Все эти данные сверяются с одной целью: чтобы удостовериться, не совершил ли субъект налоговых правоотношений каких-либо противозаконных действий или просто, не допустил ли он банальных ошибок при проведении расчетов величины сбора.

Такие проверки на руку не только налоговой службе, но и самим плательщикам, как минимум потому, что излишне уплаченные налоговые сборы, суммы которых порой весьма ощутимы, возвращаются обратно.

На проведение проверки отдается срок, равный трем месяцам. Отсчет начинается непосредственно с момента передачи на проверку декларационного документа, заполненного сведениями о налогоплательщике. Если во время проведения камеральной проверки сотрудники налоговой службы находят неточности или какие-либо ошибки среди задекларированной информации, и не смогут самостоятельно разъяснить несовпадения, придется налогоплательщику заняться этим самостоятельно. Для этого ему необходимо будет явиться непосредственно в налоговую службу, и дать письменное объяснение или повторно предоставить уточняющий декларационный бланк.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, сотрудники налоговой службы обязаны осуществлять налоговую проверку декларационных бланков. Однако, внутри этого главного свода сведений, регулирующего правоотношения в области налогообложения, не сказано, кого именно и в каких случаях необходимо подвергать камеральной проверке. Именно поэтому, фактически на сотрудниках службы не только лежит обязанность по выяснению достоверности знаний, но также, по определению подлежащих к проверке документов.

Как проходит проведение камеральной проверки

Начинается процесс с того, что налогоплательщик приносит в инспекцию декларационный бланк с внесенными внутрь сведениями, а также сопутствующие ему документы, являющиеся подтверждением указанной внутри декларации информации.

Вы передаете бумаги на проверку, и они поступают в программную обработку. Компьютер сканирует документы для осуществления автоматического отслеживания некоторых контрольных соотношений. Переданная отчетность сверяется со многими иными данными прошлых периодов, например с тем, как происходило движение денежных средств на счете расчетного характера налогоплательщика и тому подобное. Также внимательно изучаются показатели по иным налоговым отчислениям.

Если никаких несовпадений, ошибок и неточностей не было обнаружено, налогоплательщик, не сведущий в налоговом законодательстве, вполне возможно даже не узнает, что искомая проверка имела место быть, так как предоставление уведомлений о ее запуске не входит в обязанности инспекторов налоговой службы.

Во время осуществления процесса по сверке данных, могут быть обнаружены нарушения следующих основных категорий.

  1. Ошибочные сведения, указанные внутри отчетности по налоговым сборам.
  2. Возникновение противоречий между информацией в декларационном бланке и другими, сопутствующими ей, документами.
  3. Возникновение несоответствий между информацией, представленной на проверку плательщиком и сведениями, полученными из иных источников специалистами службы, например, от кредитных организаций или контрагентов.

Если у специалистов возникает подозрение, что предоставившее на проверку документы лицо является нарушителем, его обязательно уведомят и выдвинут требование по исправлению ошибок или уточнению каких-либо сведений. На эту процедуру налогоплательщик получает пять рабочих дней.

Лучше всего явиться в инспекцию лично и устно разъяснить специалистам ситуацию, затем составив письменное объяснение

Несвоевременная подача сведений считается серьезным нарушением. Несмотря на то, что денежных санкций к нему напрямую не предусмотрено, счет не торопящегося представить объяснение налогоплательщика, служащие налоговой имеют полное право заблокировать до выяснения обстоятельств.

Обратите внимание! Если согласно букве закона не было выявлено никаких нарушений, склоняющих работников службы к возникновению различного рода подозрений, запрашивать дополнительные сведения или какую-либо первичную документацию у налогоплательщика у служащих права нет.

Если отчетность проверена и сочтена беспроблемной, повторно проводить проверку ее никакой иной налоговый орган не станет. Однако, служба все же имеет право на проведение проверки в тот же налоговый период по декларации уточненной вами.

Видео – Камеральная налоговая проверка, лекция

Проведение углубленной проверки

Проведение углубленной проверки подразумевает запрашивание дополняющих имеющиеся сведения данных у различных субъектов. Проще говоря, если необходимы подтверждения некоторым фактам или сомнения в правдивости какой-либо информации столь сильны, сотрудники службы имеют возможность:

  • получить ксерокопии документации первичного характера;
  • провести беседу со свидетелями того или иного дела;
  • выяснить интересующую информацию у контрагентов;
  • назначить экспертизу или получить дополнительные сведения иными доступными путями, определенными законодательно.

Для чего нужна углубленная проверка

Потребность в проведении углубленной проверки возникает в следующих ситуациях.

  1. Если плательщик налоговых сборов обладает правом на пользование какими-либо льготами. Обычно сведения со стороны нужны как раз для подтверждения искомых сведений о владении правом на получение государственных «поблажек» при выплате налогов.
  2. Если в декларационном бланке было заявлено возмещение налога на добавленную стоимость, налоговая инспекция часто настаивает на проведении углубленной камеральной проверки. Дело в том, что обычно представители предпринимательской категории избегают возмещения НДС. Начиная с 2015 года, появилась возможность перенесения вычетов налога на добавленную стоимость на три года, дабы не проводилась камеральная проверка углубленного характера, и можно был уйти от возмещения.
  3. Если внутри декларационного бланка по налогу на добавленную стоимость имеются данные по проведенным операциям, противоречащие иной информации, полученной из этого же бланка. Или обнаружено несоответствие сведений по тем же операциям из декларационного бланка по налогу на добавленную стоимость, который был предоставлен на проверку иным субъектом. Приведем пример. Вы и компания, являющаяся вашим контрагентом, одновременно предоставляете на проверку декларации. В одной и той же сделке, в которой оба вы принимали участие, показатели налога на добавленную стоимость согласно документации, предложенной к проверке, оказались разными. Раньше такое положение дел могло бы потребовать возмещения, теперь же производить его не требуется.
  4. Если по истечению двух лет с последнего дня, в который была подана декларация, вы передаете на проверку декларационный бланк с уточненными сведениями, внутри которого увеличился показатель полученных убытков или была уменьшена сумма налогового сбора. Разумеется, такое положение дел может показаться надуманным, и налоговая служба захочет выяснить, насколько соответствуют действительности новые данные.
  5. Чаще всего углубленной проверке камерального типа подвергаются декларации, составленные по налоговым отчислениям, связанным с использованием ресурсов, дарованных человеку природой.

Обратите внимание! Если ни одно из вышеперечисленных обстоятельств в вашем случае не имеет места быть, вы имеете право не предоставлять налоговой службе дополнительных сведений на полностью законных основаниях. Однако если вы действительно чисты и имеете возможность объясниться, лучше это сделать, дабы не усугублять ситуацию.

События по окончанию проверки: составление акта

Так что же начинает происходить по окончанию проведенной проверки?

Если специалисты налоговой службы не обнаружили никаких ошибок, противоречий и несоответствий, то больше ничего происходить не будет.

Когда внутри декларационного документа имеют место быть заявленные льготы или к возмещению из государственной казны предъявлен налог на добавленную стоимость, представители налоговой службы могут настоять на предоставлении дополнительной подтверждающей документации.

В случае, когда выявляются некоторые нарушения, налоговая инспекция по окончанию проверки приступит к составлению акта. Всего на проведение искомого процесса у специалистов по закону есть десять дней. По их истечению у службы остается еще пять дней на вручение бумаги плательщику.

После изучения акта с нарушениями, у плательщика остается ровно 30 дней на передачу возражений по поводу составленного акта. Когда указанный срок, данный налогоплательщику, кончится, руководитель конкретного отделения налоговой службы пример решение о привлечении искомого лица к ответственности за совершенное правонарушение. Поскольку это решение остается именно за руководящим лицом, в некоторых ситуациях предугадать, будет ли назначено наказание, практически невозможно.

Обжалование акта камеральной проверки

Не думайте, что вы обязаны покорно согласиться с назначенным наказанием. Вы имеете полное право на обжалование решения руководителя отделений налоговой службы, если не согласны с вынесенным им вердиктом.

Образец составления возражения

Таблица 1. Способы выражения несогласия в юридической форме

Способ №1 Способ №2
Первый заключается в написании и подаче жалобы в налоговую службу, то есть ее орган, который по отношению к выписавшему негативный акт камеральной проверки отделению является вышестоящим.
Искомый вышестоящий орган или конкретный чиновник, ранг которого будет выше предыдущего сотрудника, примет к рассмотрению написанную вами жалобу и совершит один из следующих шагов:

  • оставит принятое «младшим» сотрудником решение в силе, не удовлетворив заявление жалующегося лица, которому придется на этом этапе довольствоваться проигрышным результатом;
  • изменит частично или полностью вынесенное ранее специалистами налоговой службы решение;
  • отменит полностью вынесенное ранее решение;
  • отменит предыдущее постановление и вынесет свое собственное, тем самым изменив исход дела.
    Рассмотрение жалоб, поступающих от налогоплательщиков, производится в течение полутора месяцев. Результаты работы с обращением сообщаются субъекту, подавшему жалобу, в письменном виде. Их высылают в виде письма в трехдневный срок с момента принятия искомого решения.
  • Если жалоба подана, но решение, вынесенное внутри налоговой системы, все еще кажется вам неудовлетворительным, необходимо составить и подать обращение в арбитражный суд.
    Хотим обратить ваше внимание на следующий факт: смысл в посещении суда и дальнейших разбирательств возникает лишь после обжалования решения сотрудника инспекции в вышестоящий налоговый орган или чиновнику более высокого ранга.
    Подача иска производится в течение трехмесячного срока с того дня, когда вы официально получили уведомление и узнали информацию по итогу обжалования предыдущего решения. Если результат был неудовлетворительным, можно отправляться в арбитражный суд и затевать судебное разбирательство.

    Сроки оформления документации

    Существуют установленные законодательно сроки оформления документации.

    Так, если нарушения в ходе камеральной проверки выявлены не были, процедура подходит к автоматическому завершению. Поскольку сообщать плательщику налогов, что проверка началась или кончилась, инспекция не обязана, никаких сроков к этому событию не предусматривается.

    В случае, когда нарушения все же имели место быть, активны следующие временные границы:

    • ровно 10 рабочих дней дается на составление акта по произведенной камеральной проверке;
    • через 5 рабочих дней (или ранее, в течение этих 5 дней) искомый акт, составленный службой, вручается для рассмотрения налогоплательщику, по делу которого проверка и проводилась;
    • 30 дней дается субъекту, не согласному с решением, вынесенным по его дело, на обжалование акта и подачу возражения по результатам камеральной проверки;
    • как только положенный на предоставление возражений срок подойдет концу, в течение 10 дней с его последних суток глава искомого налогового органа обязан произвести рассмотрение собранных при проверке материалов, принять во внимание возражение плательщика и издать решение, согласно которому субъект будет либо привлечен к ответственности за совершенное им правонарушение в области налогового законодательства, либо не получит каких-либо наказаний.

    Несмотря на то, что налоговая инспекция не обязана уведомлять субъектов о начале и окончании проведения камеральной проверки, о дополнительной работе с возражениями, а также времени и места рассмотрения обжалованных материалов проверки, необходимо налогоплательщика сообщать.

    В некоторых случаях руководящее лицо инспекции может решить, что дело нуждается в увеличении временного срока, отпущенного на рассмотрение собранных к проверке материалов, однако искомый срок не может составить более календарного месяца, то есть 30 дней.

    Содержание акта камеральной проверки

    Как и всякий документ, форма которого определена на правительственном уровне, акт, выдаваемый налогоплательщику по окончанию проведенной проверки камерального типа, содержит определенные сведения.

    Образец заполнения акта

    Кроме того, искомая форма структурирована, ее части следуют друг за другом в четко установленной последовательности. Давайте посмотрим, в какой.

    Часть №1

    Первая часть является вводной. К ней относятся сведения общего характера, относящиеся к проведенной проверке, а также компании, по которой проводится проверка. В эту часть вписывают такие данные, как:

    • наименование организации;
    • идентификационный номер налогоплательщика;
    • код причины постановки на учет и другие стандартные сведения.

    Венчается вводная часть указанием следующих обязательных элементов:

    • датой проведения камеральной проверки;
    • местом проведения исходной проверки.

    Часть №2

    За вводной частью следует блок описательной информации. Внутри него в полной мере раскрываются сведения, касающиеся произведенных налогоплательщиками нарушений правоотношений в области налогового законодательства. При этом, не допускается голословности, все четко и по делу. Каждое обнаруженное правонарушение в этом же блоке подкрепляется доказательной базой, иными словами, составители акта ссылаются на подтверждающие документы, сведения из которых систематизированы, вынесены полно и емко, а также четко, чтобы не вызывать путаницу ни у других специалистов службы ни у субъекта, являющегося адресатом акта.

    Кроме того, в этой же части, сотрудник, ответственный за проведение проверки представляется полными именем, фамилией и отчеством, а также указывает следующие нюансы:

    • регистрационный номер декларации;
    • по поводу какого субъекта правоотношений в сфере налогового законодательства проводилась проверка;
    • когда были представлены на проверку документы;
    • какой налоговый орган занимается искомым делом и т.д.

    Часть №3

    Заканчивается акт частью итоговой, внутри которой, как водится, содержатся итоговые выводы специалиста, проводившего процесс проверки, касающиеся имеющегося налогового правонарушения, если таковое было выявлено, последствий, которые оно повлекло за собой. Кроме того, в итоговой части специалист вносит предложения, с помощью которых можно деятельно устранит возникшие последствия с минимальным ущербом.

    Чаще всего эта часть содержит сведения по:

    • завышенным убыткам;
    • заниженным налоговым сборам и прочим нюансам.

    В обязательном порядке в качестве документального сопровождения акта оформляют приложения к нему. Они представляют собой доказательную базу, на основании которой составлен акт. С их помощью последующие инстанции, рассматривающие акт, получат подтверждение произведенных плательщиком нарушений и смогут сделать собственный выводы, касательно начисленных и выплаченных в казну сборов, пеней, иных штрафных санкций и прочих нюансов.

    Причем, приложениями могут стать не только представленные на рассмотрение субъектом документы, или собранные в процессе проведения проверки дополнительные бумаги, но также собственные:

    • расчеты расхождений между показателями, которые были заявлены, и установленными в ходе проведения камеральной проверки сведениями;
    • дополнения сторонние;
    • какие-либо пояснительные документы;
    • иные бумаги, оформленные по инициативе инспектора, осуществляющего процесс проведения проверки.

    Ознакомление руководителя компании или иного гражданина, являющегося стороной, сдавшей документы на проверку в налоговую службу, производится через пять дней после составления акта. При этом распечатывается несколько заверенных экземпляров. Один из них остается в отделении Федеральной налоговой службы. На нем представитель получающей стороны обязан завизировать получение с помощью проставления подписи.

    Обратите внимание! Проставляя подпись, вы не соглашаетесь со сказанным в акте, а только подтверждаете, что получили его и ознакомились с предназначенной для вас информацией.

    Если имел место быть отказ от получения документа, сотрудники налоговой инспекции отправят его почтовым отправлением по адресу налогоплательщика, перед этим указав, что акт не был принят. Сроки для почтовой пересылки устанавливаются такие же, как и для личного вручения.

    Подведем итоги

    Оформление акта камеральной проверки – процесс довольно сложный даже для опытных сотрудников. Он включает в себя несколько этапов исследования, изучение и составление доказательной базы. Не удивительно, что на весь процесс налоговая служба получает довольно солидный срок – три месяца, которые редко используются не до конца.

    Если вы являетесь налогоплательщиком, мы советуем вам отнестись к подготовке декларации со всей ответственностью, чтобы в будущем не возникло надобности в обжаловании решений и обращении в суд.

    Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика. Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью. Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

    Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют. Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям. Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться.

    Акт камеральной проверки: когда его оформляют

    Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

    Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ. Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы. Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании. Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

    Камеральная налоговая проверка. Если после рассмотрения лицом, проводящим камеральную налоговую проверку, представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений

    Если после рассмотрения лицом, проводящим камеральную налоговую проверку, представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса.

    НК РФ Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки

    П.1 В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

    2. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

    Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

    3. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

    1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

    2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

    3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

    4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

    5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

    На основании п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

    НК РФ Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы

    1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

    1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

    2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

    Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

    Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

    В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

    3. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

    Статья 139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы

    1. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

    2. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

    3. Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    4. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд

    Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

    Задача № 4.

    Налоговым органом проведена выездная проверка организации. В результате которой установлена неуплата налога на прибыль предприятия в следствии занижения налоговой базы. Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности на основании п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы налога и на основании п. 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

    Принятие решения по результатам проведения камеральной налоговой проверки

    камеральный налоговый проверка

    Если письменные возражения по акту не представлены, то это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

    По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение:

    • · о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    • · об отказе в привлечении к ответственности за его совершение.

    Ссылки выше на отдельные нормы статьи 101 НК РФ объясняются тем, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном этой статьей (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).

    О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает налогоплательщика заблаговременно вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет (п. 2 ст. 101 НК РФ).

    Если нужно получить дополнительные доказательства, то налоговый орган на стадии рассмотрения материалов проверки может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Максимальный срок проведения этих мероприятий — один месяц. В решении об их проведении налоговый орган обязательно должен указать обстоятельства, в соответствии с которыми проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, конкретный срок и форму их проведения.

    Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику. Если же налогоплательщик обжалует это решение в вышестоящий налоговый орган, то оно вступает в силу со дня его утверждения данным органом (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом установлено, что лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его исполнить (полностью или в части) и до вступления решения в силу, это не влияет на право подать апелляционную жалобу. Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов . Таковыми признаются обеспечение возможности проверяемого лица: участвовать в процессе рассмотрения материалов и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

    Остальные нарушения в процедуре рассмотрения материалов могут быть основанием для отмены решения только в том случае, если они привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения.

    После вынесения решения налоговый орган вправе принять обеспечительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ). Этими мерами могут быть:

    • · запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
    • · приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

    В решении указывается срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

    Лицу, в отношении которого вынесено указанное решение (его представителю), может быть вручена копия решения:

    • · о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    • · об отказе в привлечении к такой ответственности;
    • · о принятии обеспечительных мер;
    • · об отмене обеспечительных мер.

    Копия решения передается под расписку или иным способом, который может свидетельствовать о дате получения документа.

    По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности, проводившее проверку должностное лицо налоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции . Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении лиц, виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

    После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоимки по налогу, сбору, пеней, штрафа с налогоплательщика этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные статьями 69, 101.3 НК РФ. В соответствии со статьей 45 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа с организаций (за исключением организаций, у которых открыт лицевой счет) и индивидуальных предпринимателей в полном объеме осуществляется по решению налогового органа.

    Новая камеральная бухгалтерия

    В Вене в 1770 году Пуэхберг излагал основы нового учетного направления, смысл которого в составлении сметы (бюджета) расходов и доходов. Каждая статья доходов и расходов представляет строго определенную статью, а функция бухгалтера — осуществление контроля за тем, как хозяйственник соблюдает план-бюджет в части финансов.

    Определение 2

    В основе построения такого бюджета и контроля его исполнения положены следующие принципы: аналитичность, полнота, специализация и единство.

    Важной особенность ведения учета являлось параллельное заполнение двух Главных книг, дублирование записей и ведение прочих вспомогательных книг, распределителем кредитов с одной стороны, и, с другой стороны, – ответственными за исполнение бюджета должностными лицами.

    Данный порядок усиливал контрольную функцию учета. Отличие от имущественного учета по системе двойной записи заключается в том, что в камеральном учете подлежат регистрации не только доходы и расходы, а также возникновение прав на них.

    Замечание 1

    Крупнейшим теоретиком камеральной бухгалтерии был австриец И. Шротт. Он представлял цель учета в предупреждении и выявлении ущерба, нанесенного хозяйству его управленцем. Шротт принадлежал к школе камералистов и в центром учета считал смету, считая ее главным способом контроля действий руководства хозяйства.

    Константная бухгалтерия

    Бухгалтеры XIX века делали попытки создания единой системы камерального и двойного учета. Рива М. говорил, что двойная бухгалтерия приемлема исключительно для коммерческих предприятий, которые получают прибыль. Двойная бухгалтерия, в отличие от камеральной, не позволяет учитывать ассигнования, потому что она игнорирует плановые предприятия. Основа камеральной бухгалтерии — бюджетное право, текущий учет в ней подчинен контролю за исполнением сметы.

    Замечание 2

    Двойная бухгалтерия по своей сути беднее, потому что не решает функцию подчинения текущего учета контролю исполнения сметы. Данную позицию М. Рива разделяли многие ученые того времени, в том числе и Ф. Гюгли (швейцарский ученый). Его учение получило название константной бухгалтерии.

    Бухгалтерия, по мнению Гюгли, своим предметом должна считать правильную запись частей имущества и изменений в них, при этом к бухгалтерии наблюдается инвентарный подход и абсолютно отсутствует юридический аспект.

    Гюгли в 1887 году разделил все счета на две основные группы:

    1. чистого имущества;
    2. имущества.

    Определение 3

    Сущность константной бухгалтерии заключается в том, что определенные заранее нормативные результаты деятельности вводятся в систему счетов бухгалтерского учета. Записи по следующим операциям корректируют данные нормативы, а Главная книга в данном случае отражает не только фактически совершившиеся операции, но также и степень выполнения нормативов, установленных ранее.

    В константной бухгалтерии есть еще классификация счетов по функциональному признаку: кассы, расчеты, администрация.

    Фундаментальное значение идеи константной бухгалтерии получило отражение в теории учета отклонений фактических затрат от плановых ассигнований (метод стандарт-костс), в фиксации затрат предприятия по центрам ответственности, в системе нормативного учете данная идея получила новую жизнь.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *