44 ФЗ обеспечение заявки

Содержание

Как участники закупок будут обеспечивать заявки с июля 2018

Помимо изменений в Закон № 44-ФЗ, о которых было известно уже давно, Правительство установило нижний порог НМЦК для обеспечения заявок на участие. Минимальная НМЦК, при которой заказчик обязан требовать обеспечение заявок по 44-ФЗ составляет 1 млн. руб. Это означает, что теперь все заказчики, которые проводят конкурс или аукцион с НМЦК больше 1 млн. руб. , обязаны будут устанавливать обеспечение заявок. И участники закупки будут обязаны это правило соблюдать, в противном случае их заявки не примут.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Не платить обеспечение заявок сможет только одна категория участников закупок – казенные учреждения. Если казенное учреждение выступает в качестве участника закупки – оно не обязано обеспечивать свою заявку.

Льготные условия для участников со статусом СМП отменили. Обеспечение заявки для СМП по 44-ФЗ перестает действовать с июля 2018 года. Раньше для участников со статусом субъекта малого предпринимательства в закупке, которую ограничили только участниками из числа СМП и СОНО, размер обеспечения заявки не мог превышать 2 % от НМЦК.

Калькулятор расчета размера обеспечения заявки для конкурса и аукциона

Калькулятор расчета размера обеспечения заявки для конкурса и аукциона
Сервис поможет установить верный размер обеспечения заявки участника в документации с учетом последних изменений в частях 16 и 17 статьи 44 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и требований постановления Правительства от 12.04.2018 № 439.

Использовать сервис

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ: электронный аукцион и конкурс

Заказчики по 44-ФЗ обязаны будут устанавливать обеспечение заявок в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 1 млн. руб. При этом сам Закон № 44-ФЗ устанавливает диапазон размера обеспечения применительно к размеру диапазона НМЦК только начиная с 5 млн. руб.

Итак, если НМЦК закупки находится в диапазоне от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. заказчик вправе установить размер обеспечения заявки по 44-ФЗ в диапазоне от 0,5 до 1 процента. Если НМЦК более 20 млн. руб., заказчик вправе установить обеспечение в диапазоне от 0,5 до 5% от НМЦК.

Начальная цена

Обеспечение заявки

От 5 млн до 20 млн руб.

0,5–1% от НМЦК

Выше 20 млн руб.

0,5–5% от НМЦК

Выше 20 млн руб. – для учреждений УИС и организаций инвалидов

0,5–2% от НМЦК

Также с июля 2018 года заказчики вправе проводить закупки в электронной форме. В электронных аукционах и электронных конкурсах участники не будут иметь права обеспечивать заявки банковскими гарантиями. Такое правило действует вплоть до 30 июня 2019 года. В качестве обеспечения будут принимать только деньги. А переводить их нужно не на ЭТП, а в банки.

Участники закупок обязаны будут открывать спецсчета в банках. Когда участник подает предложение, он автоматически соглашается на списание средств с его лицевого счета. При проведении электронного аукциона участники перечисляют средства на счет оператора электронной площадки, где будут проводиться электронные торги.Несмотря на то, что участники могут обеспечить заявку в электронном аукционе только деньгами, в документации указывают, что участник сам выбирает способ обеспечения.

Будет трехсторонний принцип взаимодействия – ЭТП, Банк, участник закупки. Необходимо будет внимательно следить за тем, чтобы на счете была необходимая для обеспечения заявки по 44-ФЗ сумма, и чтобы она не была заблокирована. Это важно, потому что деньги на текущую закупку заблокируют уже после окончания срока подачи заявок. А это значит, что если на счете денег нет или они заблокированы, их не получится довнести и снова переподать заявку. Если денег нет, предложение участника отклоняют.

Елена Лукоянова,
специалист в сфере госзакупок»

Что изменилось в обеспечении заявок
С июля изменились правила, по которым участники закупок обеспечивают свои заявки. Появилась новая система работы, а в цепочке взаимодействия участника и ЭТП появилось третье звено — банк. Расскажем о том, что изменилось, и покажем на схеме новый алгоритм работы с обеспечением заявки.

Обеспечивать заявку при проведении конкурсов и аукционов банковской гарантией будет можно только в бумажных процедурах. Бумажные процедуры можно будет проводить вплоть до 2019 года. Именно тогда закупки в электронной форме станут обязательными для всех заказчиков по 44-ФЗ.

Требования к банкам, которые принимают обеспечение заявок

В Постановлении Правительства от 29.06.2018 № 748 утвердили требования к банкам, которые принимают обеспечение заявок. Новые правила действуют с 1 июля 2018 года.

Чтобы принимать средства для обеспечения заявок, финансовая организация должна:

  • иметь универсальную лицензию и капитал от 25 млрд руб. на последнюю отчетную дату. Размер капитала рассчитывают по методике Центробанка;
  • участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц и не иметь просроченной задолженности по банковским депозитам из средств федерального бюджета;
  • иметь кредитный рейтинг на уровне не ниже «А-(RU)» по национальной рейтинговой шкале Аналитического кредитного рейтингового агентства и не ниже уровня «ruА-» по национальной рейтинговой шкале Рейтингового агентства «Эксперт РА». Если рейтинг организации недостаточно высок, учреждение вправе подтвердить финансовую состоятельность капиталом. Организация должна располагать собственными средствами в сумме 100 млрд руб. и быть под прямым или косвенным контролем Центробанка или государства.

С 1 сентября к требованиям, которые перечислены выше, добавят еще одно. Банки обяжут подписать соглашение с каждым оператором ЭТП, аккредитованных Правительством. Старые правила, по которым размещали обеспечение заявок в банках, больше не действуют. Постановление Правительства от 28.10.2014 № 1107 и дополнения к данному акту отменили.

Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Участнику могут вернуть деньги, то есть разблокировать средства на счете. 44-ФЗ устанавливает ряд условий, когда сумма возвращается. Это происходит, если:

  • Предложение участника отклонили;
  • Электронные торги отменили;
  • Участник сам отозвал свою заявку;
  • Уже подписан протокол рассмотрения заявок. В таком случае претендовать на возврат могут все участники, которые не стали победителями;
  • Участника отстранили от процедуры определения поставщика;
  • Заказчик не получил согласование органа власти на заключение контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ происходит в течение 5 рабочих дней с даты наступления одного из вышеперечисленных случаев.

Если средства вовремя не разблокировали, 44-ФЗ устанавливает ответственность оператора ЭТП, где проходили электронные торги. Он должен уплатить участнику пени.

Победитель аукциона не подписал контракт в срок, в связи с чем заказчик оформил протокол отказа от заключения контракта. Поскольку со стороны заказчика контрольный орган выявил нарушения, УФАС, признав факт уклонения победителя от заключения контракта, не включил его в реестр недобросовестных поставщиков. Должен ли заказчик возвратить обеспечение заявки поставщику?
Нет, не должен. То, что компания в итоге не была занесена в реестр недобросовестных поставщиков, в данном случае не имеет значения. В случае уклонения или отказа участника закупки заключить контракт (ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) возврат обеспечения заявок не осуществляется, а перечисляются на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии.
Поскольку заказчик признал победителя электронного аукциона уклонившимся, а УФАС подтвердило факт уклонения победителя от заключения контракта, то на основании п. 1 ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства (обеспечение заявки), перечисленные ЭТП, не подлежат возвращению.

Больше ответов журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Итак, 44-ФЗ содержит ряд требований, которые призваны минимизировать риски заказчика и не допустить к закупкам недобросовестных поставщиков. Одно из них – обеспечение заявки на участие. Желающие принять участие в выборе поставщика ИП и организации должны перевести заказчику определенную сумму на его счет. Это и будет являться обеспечением. Также им может служить предоставление банковской гарантии. Правда, это не применяется к электронным закупкам.

Для аукционов установлены свои правила. Подавшие заявки участники должны обеспечить наличие на своем лицевом счете определенной суммы, которую заблокирует оператор ЭТП. Если денег на счете не будет, заявку отклоняют, а лицо, подавшее ее, не сможет участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Условия обеспечения заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки на участие в закупке для государственных организаций — это сумма, которую Исполнитель, принимающий участие в торгах по ФЗ 44 вносит на лицевой счет ЭТП (федеральной площадки для ведения торгов). Оно необходимо для подтверждения добросовестности компаний, подавших заявку на участие в аукционе. Максимальный процент обеспечения заявки не превышает 5% от начальной стоимости контракта (НМЦК).

Законодательно обеспечение заявки регулируется статьей 44 Федерального закона №44.

Внесение обеспечения позволяет отсеивать на начальных этапах фирмы/организации с нестабильным финансовым состоянием. Этот “фильтр” присутствует на аукционах почти всегда как обязательное условие доступа к торгам. Не требуется он лишь в случаях:

  • Совершения закупок у единственного поставщика;
  • Закупки совершает казенное государственное учреждение.

Важно : по закону Заказчик имеет полное право включить в условия торгов требование на предоставление финансовых гарантий просто по своему желанию, и оно обязано быть удовлетворено.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе предоставляется при подаче документов на участие в торгах. Выбор вида обеспечения зависит только от пожеланий Исполнителя. А вот требования к сумме и иным существенным условиям обеспечения предъявляет Заказчик аукциона.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе предоставляется в следующих видах:

  • Банковское обеспечение контракта по 44 ФЗ (банковские гарантии);
  • Собственные денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок;
  • Специализированные тендерные займы или кредиты от финансовых организаций.

В последнее время все большей популярностью пользуются тендерные займы, поскольку: отличаются небольшой процентной ставкой, рассматриваются и одобряются в максимально короткие сроки и требуют минимум документов для оформления, предоставляются без залога и поручителей.

Размеры обеспечения заявок по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки колеблется в пределах от 0,5 до 5% от начальной цены лота (договора). Отметим, что начальная цена по умолчанию считается максимальной. Он определяется для различных типов аукционов согласно закону 44 ФЗ следующим образом.

Денежные средства без возможности предоставления в качестве обеспечения заявки банковских гарантий вносятся в следующих случаях:

  • Если начальная стоимость договора менее 3 миллионов рублей — ставка обеспечения равняется 1%;
  • если максимальная цена будущего контракта превышает 3 миллиона — процентная ставка определяется заказчиком, она прописывается в условиях проведения аукциона особым пунктом.

Обеспечение заявки на участие в закупке может быть предоставлено в виде банковской гарантии в следующих случаях:

  • Открытый или закрытый конкурс — обеспечение заявки составляет от 0,5% до 5%;
  • Закрытые аукционы с НМКЦ свыше 3 миллионов рублей начальной стоимости — 0,5% до 5%;
  • Закрытые аукционы с МКЦ менее 3 миллионов рублей начальной стоимости — 0,5% до 5%;
  • Торги для учреждений Уголовно-Исполнительной Системы (УИС) — не более 2%;
  • Торги для нужд социально ориентированных организаций, некоммерческих организаций и обществ людей с ограниченными способностями — не более 2%.

Отметим, что диапазон. в котором может находится размер обеспечения заявки, широк, и Заказчик может выставить в нем сумму на свое усмотрение.

Например: чтобы привлечь как можно больше компаний к торгам с начальной ценой в 1 000 000 рублей, стоимость обеспечения будет минимальной (5 000 рублей или 0,5%), либо, чтобы отсечь от участия как можно больше фирм, стоимость может быть поднята до максимума (50 000 рублей или 5%).

Отдельно считаются размеры обеспечения заявки для субъектов малого предпринимательства (СМП).

Размер обеспечения заявки для субъектов малого предпринимательства

Обеспечение заявки СМП не может превышать 2% начальной цены заключаемого контракта. Процент обеспечения заявки является льготным и входит в механизм поддержки малого предпринимательства при проведении торгов на электронных федеральных площадках. Напомним, что другой мерой поддержки развития малого бизнеса является наличие квот для ИП в общем размере госзакупок от муниципальных и федеральных организаций, министерств, ведомств.

Условия финансового обеспечения заявки по 44 ФЗ

Обеспечение исполнения заявки по 44 ФЗ должно соответствовать следующим условиям:

  • Вхождение финансовой организации в перечень банков, отвечающих критериям, установленным в российских законах.
  • Гарантия должна являться безотзывной;
  • Должна содержать сумму размера обеспечения заявки, установленной при проведении конкурса;
  • В документе должны быть указаны права и обязанности исполнителя и заказчика, а также штрафные санкции за каждый день просрочки в 0,1%;
  • Обязательно должны быть обозначены условия, при которых засчитывается исполнение обязательств по банковской гарантии;
  • Сроки, на которые предоставляется заем;
  • Указание списка документов и официальных бумаг, предоставляемых исполнителю банком при выдаче документа (гарантии).

Т.е. банковская гарантия должна быть выдана организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и подходящие под установленные законом требования, в документе должен содержаться ряд положений, в противном случае она может быть признана недействительной, и не будет являться финансовым обеспечением заявки на участие в электронных аукционах 44 ФЗ.

Потеря обеспечение исполнения заявки по 44 ФЗ

Выделенное на обеспечение заявки для участия в конкурсе/аукционе на ЭТП может быть списано со счета в пользу Заказчика или государства, если Исполнитель:

  • Оказался/уклонился от подписания контракта после победы на торгах;
  • Предоставил на ЭТП обеспечение с нарушениями (например, банковская гарантия оказалась “серой”);
  • В течение 4 месяцев три раза предоставлял на одной ЭТП пакеты документов во второй части заявки, которые были отклонены из-за выявленных нарушений.

В остальных случаях сумма обеспечения будет возвращена полностью после того, как комиссия определит победителя торгов..

Резюмируя: определить в обеспечении заявки по 44 ФЗ, сколько процентов, можно заранее, такие условия в обязательном порядке должны быть прописаны в условиях гос. аукционов. Однако необходимо знать, законной ли является та или иная ставка, и, при необходимости, быть готовым обжаловать условия аукциона в органах ФАС.

Порядок обеспечения заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ

Российский законодатель использует сегодня понятие «конкурса» или «аукциона» вместо «тендера», как раньше. Но принцип действия торгов все тот же – принять решение и выбрать из представленных предложений участника, который будет предоставлять заказчику услугу или поставит товар, выполнит работы.

Тендеры могут быть закрытыми и открытыми, что зависит от состава участников и принципа их проведения. Чаще всего используются открытые торги, информацию о них можно получить через СМИ. Заявки на участие могут подавать любые поставщики товаров или услуг. Открытые торги, как правило, проводятся на электронных площадках.

Закрытые конкурсы проводятся, т. к. заказчикам нужны товары или услуги, которые имеются у ограниченного числа поставщиков, причем последние должны отвечать требованиям организатора торгов (конкурса или аукциона). Проводить закрытый конкурс необходимо, если заказ является конфиденциальным.

Для проведения таких торгов требуется разрешение от органа госвласти. Информацию о закрытом конкурсе нельзя получить через СМИ, она рассылается участникам лично. На участие в закрытых торгах нельзя даже отправить в электронном виде заявку и другие документы.

Аукцион, как форма торгов, отличается от конкурса. Заказчик вправе выбрать для участия не привлекательные предложения, а цену на товары или услуги. Аукцион, как и конкурс, может быть открытым и закрытым.

Для участников – это возможность выйти на новый уровень в бизнесе, но многие не хотят принимать участие в аукционах, мотивируя тем, что требуется заполнение документации или не хватает средств для подачи (обеспечения) заявки. Согласно ФЗ№44 «О контрактной основе» законодателем был разработан механизм, препятствующий недобросовестному участию поставщиков и заказчиков в торгах.

Так, обеспечение заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ требуется каждому участнику. Дополнительно благодаря обеспечению не допускается искусственное снижение цены и срыв закупок. Ведь недобросовестные участники могут ставить именно эти цели, а не исполнение госзаказа.

Выиграв тендер, они могут отказаться подписывать контракт, но предварительная оплата обеспечения не даст им это сделать. Требование на обеспечение заявки участников указано в ст. 44, ч. 1 Закона. Электронный аукцион проводится с использованием электронной торговой площадки (ЭТП).

Стандартные нормативы

Нормативный акт №44 вступил в силу с начала 2014 г. Было решено, что вопросы, касающиеся обеспечения государственных и муниципальных учреждений, будут проводиться на конкурсной основе согласно его положениям. Правила обеспечения заявок на участие в торгах изложены в ст. 44−45 Закона.

Понятие и виды по закону

Законом предусмотрено, что для обеспечения заявки в качестве гарантии на участие в:

Закрытый аукцион или конкурс Можно:

  • предоставить банковскую гарантию;
  • внести денежные средства (личные, кредитные, заемные) на счет заказчика.
Электронный аукцион Необходимо внести денежные средства на счет ЭТП.

Потенциальный участник имеет право самостоятельно выбрать способ обеспечения своей заявки. Банковскую гарантию по просьбе одной из сторон может дать кредитное учреждение. Она выдается в виде письменного обязательства, по которому банк должен внести определенную сумму для обеспечения заявки (Гражданский кодекс, ст. 368, 370).

Статья 368 ГК РФ. Понятие и форма независимой гарантии

Статья 370 ГК РФ. Независимость гарантии от иных обязательств

Гарантия также не может быть безотзывной и должна отвечать требованиям ФЗ №44, ст. 45, п. 2. Процент гарантии банковской может составить от 5 до 30 от начальной цены контракта. Срок действия гарантии должен быть больше срока подачи заявки на 2 месяца.

С денежным обеспечением, которое требуется именно для участия в электронном аукционе, все намного проще. Участнику (поставщику) аукциона необходимо заранее предусмотреть, чтобы на его счету были деньги. Оператор ЭТП заблокирует определенную сумму на время проведения торгов или пока не будет подписан контракт, при условии, что данный участник выиграл торги.

Если организация будет принимать участие в обычном конкурсе, то деньги можно перечислить на банковский счет заказчика. Требование к обеспечению заявки необходимо, если закупка данным способом используется вместо повторных торгов, которые не состоялись ранее (ФЗ № 44, ст. 83, ч. 4, п. 1).

По новым правилам, которые вступят в силу с июля 2019 г., участники не смогут обеспечивать заявки гарантиями банков. Нужно будет обеспечение только деньгами, а переводить их придется не на счет ЭТП, а на спецсчет. Эти счета будут обязаны открывать участники закупок.

При подаче предложения участник соглашается, что средства со спецсчета будут списаны автоматически оператором. В документации к заявке придется указывать, что способ обеспечения участником был выбран самостоятельно.

Деньги на счете для текущей закупки будут блокироваться сразу, как только срок подачи заявок истечет. Это обозначает, что довнести недостающую сумму не получится, а значит, заявка будет отклонена.

В ст. 44 Закона указано, как нужно обеспечивать заявки для участия в торгах:

  • Требования по обеспечению заявок устанавливает в 2019 году заказчик. При этом он указывает размер обеспечения в сопровождающей документации к конкурсу. Заказчик также указывает вид торгов и как нужно обеспечить заявку, но способ выбирает поставщик.
  • Для участия в электронном аукционе необходимо внесение на счет определенной суммы.
  • Заявка должна отвечать требованиям ГК. Это обозначает, что дать банковскую гарантию может только учреждение, указанное в ГК.
  • Требования по обеспечению заявок одинаковы для всех организаций, которым нужно принять участие в закупке.
  • Для принятия участия в аукционе на лицевом счету потенциального участника должны быть средства в сумме не меньше, чем размер обеспечения, указанный в документации по проведению торгов.
  • С момента, как выяснится, что оператор не может заблокировать средства на счете участника в соответствии с положениями данного Закона о конкурсной основе, он обязан в течение 1 часа вернуть заявку.
  • В течение 1 рабочего дня с момента, как оператор не смог заблокировать средства на счете участника или последний отозвал заявку, деньги перестают блокироваться автоматически.
  • Средствами, которые оператор ЭТП не заблокировал для участия в данном аукционе, доступны участнику для использования на свое усмотрение.

Размер обеспечения заявок

Обеспечительные меры для участия в аукционе в определенном размере принимаются согласно ст. 44, пп. 14−15. Они зависят от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и иногда специфики предприятия, которое является претендентом. Закон определяет НМЦК в положениях ст. 22, эта цена считается предельной, которую заказчик может выплатить за контракт.

Размер обеспечения при проведении не только электронных аукционов, но и других торгов в разных случаях может составлять:

По общим правилам Если НМЦК:

  • меньше 3 млн руб. – 1%;
  • больше 3 млн руб. – 0,5−5%.
Для некоммерческих организаций 2% от НМЦК (ФЗ №44, ст. 28−30).

К ним относятся:

  • учреждения уголовно-исправительной системы;
  • общества инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства;
  • социально ориентированные организации.

Для расчета суммы обеспечения можно использовать специальный калькулятор онлайн, он представлен Национальной Ассоциацией Институтов Закупок (НАИЗ). Универсальное средство могут использовать не только заказчики, но и поставщики.

По новым требованиям, вступающим в силу с июля 2019 году:

  • заказчикам нужно будет устанавливать обеспечение заявок для закупок с НМЦК более 5 млн. руб.;
  • если НМЦК составляет 5−20 млн. руб., обеспечение для заявки следует устанавливать в размере 0,5−1% от начальной цены;
  • если НМЦК более 20 млн руб. обеспечение для заявки может составить 0,5−5% от цены контракта.

Теперь минимальный порог НМЦК, при котором заказчик обязан требовать обеспечения заявки, установлен правительством в размере 1 млн. руб. При этом самим Законом установлен порог от 5 млн руб.

Не уплачивать сумму обеспечения могут только участники, которые являются казенными учреждениями. Льготные условия для участников, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, по новым требованиям будут отменены.

Прочие ситуации

Участнику, который выиграет аукцион, необходимо заранее поинтересоваться, когда возвращается сумма вложенных средств.

Обеспечение остальным участникам возвращается в таких случаях:

  • заявка отозвана до окончания срока приема;
  • электронные торги отменились;
  • участника отклонила конкурная комиссия после рассмотрения первой или второй части заявок;
  • заказчик отменил закупку;
  • потенциальный заказчик подал заявку позже срока, предназначенного для приема и указанного в извещении;
  • закупка не была выиграна поставщиком;
  • орган, контролирующий закупки, отказал заказчику в заключении контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения осуществляется победителю, как только между ним и заказчиком будет заключен договор. Но возврат получат и другие участники, которые не выиграли тендер, при наступлении вышеуказанных событий или после окончания торгов.

Если поставщик вносил средства для участия в конкурсе или закрытом аукционе, то деньги ему возвратятся на его банковский счет или компании, которая давала заем.

После электронного аукциона лицевые счета участников разблокирываются оператором ЭТП и снова становятся доступны для участия на этой площадке. Если же поставщик решил вернуть деньги с лицевого счета на банковский, он направляет запрос оператору и получает их в течение 3 дней.

Когда участником была предоставлена банковская гарантия, ее принципалу не возвращают, а взыскание по ней невозможно.

Срок возврата

Срок возврата обеспечения будет зависеть от того, на какой вид закупки поставщик подавал заявку:

После участия в электронном аукционе Обеспечение возвращается участникам в течение 1 рабочего дня.
Когда поставщик участвовал в конкурсе или закрытом аукционе Деньги возвратятся в течение 5 рабочих дней.

Случаи блокировки и потери

Если участник допущен к электронному аукциону, его средства по обеспечению заявки не возвращаются сразу, а блокируются на счете, который открыла электронная площадка.

Поэтапно это происходит так:

  1. Оператор ЭТП открывает спецсчет в банке, куда будут зачисляться средства, используемые участниками для обеспечения заявок.
  2. Для участия потенциальному поставщику нужно пройти аккредитацию на ЭТП.
  3. Решение об аккредитации потенциального участника принимается в течение 5 дней с момента подачи им заявки и других документов. В другом случае конкурсанту могут дать отказ, но он должен получить уведомление о принятом решении (ФЗ №44, ст. 61, п. 4). В уведомлении ему придут реквизиты для оплаты обеспечения.
  4. Потенциальный участник должен зачислить средства в счет обеспечения заявки по указанным реквизитам. Для этого оператор ЭТП открывает ему специальный лицевой счет, через который он должен проводить операции.
  5. Потенциальному участнику необходимо подать заявку-обращение на участие в электронном аукционе, одновременно с ней дать поручение оператору торгов заблокировать операции на его лицевом счету в объеме средств, которые нужны для обеспечения заявки. Оператор обязан это сделать в течение 1 часа с момента подачи поставщиком заявки.

Тендер и исключения

Но существуют ситуации, когда денежная гарантия не возвращается. Возврат не производится согласно ФЗ №44, ст. 44, ч. 13, если победитель уклонился и не подписал контракт с заказчиком. В другом случае, если он не представил обеспечение для исполнения контракта до его подписания.

Если поставщика отклонили от участия на одной и той же ЭТП 3 раза подряд в течение одного квартала, то средства по обеспечению заявки уйдут заказчику. Но получит их тот заказчик, закупка которого была третьей для данного поставщика. Деньги перечислятся заказчику через 1 месяц с момента отклонения закупки.

Общая ответственность

Недобросовестный заказчик или оператор ЭТП может быть наказан за несвоевременный возврат или невозвращение средств по обеспечению заявки вообще.

Штрафные санкции применяются в рамках КоАП по ст. 7.31.1, ч. 1−2:

При просрочке не более 3 дней
  • должностное лицо должно уплатить 5 тыс. руб.;
  • организация – 30 тыс. руб.
Если сроки невозврата превышают 3 дня
  • должностное лицо должно уплатить санкции 15 тыс. руб.;
  • предприятие – 90 тыс. руб.

Статья 7.31.1 КоАП РФ. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств

По той же статье, но ч. 3, штраф составит 15 тыс. руб., если будут нарушены сроки: блокирования средств по обеспечению заявки или снятия блокировки на лицевом счету участника аукциона.

Помимо штрафных санкций пострадавший от электронных торгов участник может компенсировать убытки, если обратится в суд. Ему нужно подать иск, чтобы с нарушителя взыскали проценты за пользование чужими деньгами (ГК, ст. 395).

Статья 395 ГК РФ. Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Дополнительно пострадавшее лицо может требовать уплаты пени, которая начисляется за каждый день просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ России.

Что такое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе? Азбука для поставщиков

Участие в государственных закупках — возможность стабилизировать финансовое положение компании в период кризиса. Рассмотрим требования действующего законодательства к одному из условий участия в госторгах — обеспечению заявки на участие в них.

Прежде чем перейти к обсуждению основной темы статьи, разберемся в понятиях. Ключевой закон в данной сфере (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — далее Закон о контрактной системе) предусматривает несколько форм проведения государственных торгов, или правильнее — государственных закупок. Речь идет о конкурс ах и аукционах . Несмотря на то, что по смыслу эти понятия близки и, говоря об одном из них, зачастую подразумевают оба, статья 447 Гражданского кодекса РФ четко определяет, что:

  • аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — самую высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо самую низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика). Закон о контрактной системе выделяет аукционы в электронной форме и закрытые аукционы;
  • конкурс — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий, в числе которых может быть и условие о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия. По закону о контрактной системе возможно проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием и закрытых двухэтапных конкурсов.

От того, в какой форме проводятся торги, зависит способ и процедура обеспечения заявки.

Зачем требуется обеспечение заявки

Под обеспечением заявок понимается установленное в каждой закупке количество денежных средств, которые блокируются на счете участника на торговой электронной площадке в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации. По Закону о контрактной системе для конкурсов и аукционов обеспечение является обязательным условием участия в торгах. Другой закон, регулирующий проведение закупок госкорпорациями, госкомпаниями-естественными монополистами в сфере коммунальных услуг, ГУПами, МУПами и т. д., — Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) — не устанавливает обязательности обеспечения заявки. Законодатель оставил право регулировать механизм обеспечения и его размер за компаниями, подпадающими под действие закона. Однако это не значит, что для каждого конкурса заказчик будет разрабатывать новые правила. Все условия проведения конкурсов должны быть прописаны в положении о закупках. В частности, заказчик имеет право требовать обеспечение заявки, указав способы и размеры обеспечения в конкурсной документации.

Обеспечение заявки свидетельствует о благонадежности и серьезности намерений участника закупок и гарантирует подписание контракта с победителем конкурса или аукциона. Если контракт не будет заключен по вине победителя конкурса, то обеспечение заявки остается в качестве компенсации у заказчика.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ: формы, условия и сроки возврата

Статья 44 Закона о контрактной системе предусматривает только 2 вида обеспечения заявки. Это могут быть денежные средства участника конкурса или банковская гарантия . Причем требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки. Выбор способа обеспечения заявки остается за участником закупок. Однако закон определяет, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Рассмотрим подробнее каждый способ обеспечения заявки.

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Срок действия банковской гарантии, полученной участником конкурса для обеспечения заявки, должен составлять не менее чем 2 месяца, начиная с даты окончания срока подачи заявок. Об этом говорится в статье 44 Закона о контрактной системе.

Для участия в конкурсе необходимо предоставить безотзывную банковскую гарантию, выданную одним из банков, включенных в специальный перечень финансовых организаций, которые отвечают требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Актуальный перечень банков ежемесячно публикуется на сайте Минфина РФ.

В банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана сумма, на которую она предоставляется. Эта сумма уплачивается банком-гарантом заказчику, если победивший в конкурсе участник закупки впоследствии исполняет свои обязательства ненадлежащим образом или не исполняет вообще. Поэтому банковская гарантия содержит перечисление тех обязательств участника закупки, которые ею обеспечиваются. Также банковская гарантия предусматривает обязанность банка-гаранта уплатить заказчику неустойку за каждый день просрочки. Размер неустойки составляет 0,1% от суммы, которая подлежит уплате.

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Если в качестве обеспечения заявки используются денежные средства, участник конкурса перечисляет необходимую сумму на счет, который указан заказчиком в документации о закупке. При проведении электронных аукционов денежные средства перечисляются на банковский счет оператора электронной площадки. Статьей 44 Закона о контрактной системе устанавливается, что для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета всех участников.

Средства в обеспечение заявки должны поступить на соответствующий счет до даты рассмотрения и оценки заявок. В противном случае участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Но это правило не применяется при проведении электронного аукциона.

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки зависит от цены контракта. В соответствии с Законом о контрактной системе (части 14 и 15 статьи 44, часть 9 статьи 86) размер денежных средств или сумма банковской гарантии устанавливается заказчиком в требованиях к обеспечению заявок и может составлять в диапазоне от 0,5% до 5% максимальной цены контракта. Но если заказ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения составит 1% от начальной цены контракта.

Но существуют и исключения из общего правила. Так, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Например, если заказчик объявляет конкурс на закупку расходных материалов для оргтехники на сумму 700 тыс. рублей, то размер обеспечения заявки — 1% — составит 7 тыс. рублей.

При закупке самой оргтехники сумма контракта может превышать 3 млн рублей. Например, региональный орган власти объявляет о закупке ноутбуков. Начальная (максимальная) цена контракта — 3,5 млн рублей. В этом случае максимальная величина обеспечения заявки составит 5% или 175 тыс. рублей. Но если участником конкурса является субъект малого предпринимательства, он должен будет внести в обеспечение заявки только 2% — 70 тыс. рублей.

Сроки возврата денежных средств

Закон о контрактной системе устанавливает, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, в общем случае возвращаются на счет участника закупки в течение не более чем 5 рабочих дней. Для этого никаких действий от участника закупки по закону не требуется. Но в рамках сложившейся деловой практики возможно направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки.

Банковская гарантия участнику или гаранту не возвращается, но и взыскание по ней не производится.

При проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем 1 рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, отклонения или отзыва заявки, отмены аукциона и т.д. После этого участник закупки может оставить средства у оператора, чтобы использовать для участия в других конкурсах либо получить их на свой банковский счет. Все зависит от регламента электронной площадки.

Если оператор размещал средства на депозитном счете, то должен возвратить участнику закупки не только средства обеспечения, но и полученные по ним доходы.

Не возвращаются средства обеспечения, если победитель конкурса отказывается или уклоняется от заключения контракта либо не предоставляет обеспечение исполнения контракта.

Кроме того, законодатель предусмотрел еще один случай, когда обеспечение заявки не возвращается к участнику конкурса. Если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки трижды в течение 1 квартала аукционные комиссии, неважно, одного или нескольких заказчиков, принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации. Участнику не возвращается обеспечение последней из этих 3 заявок.

Если заказчик или оператор электронной площадки допустил просрочку возврата средств, то участник закупки вправе потребовать уплаты пени. Напомним, что пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения исполнения обязательства. Размер пени устанавливается в соотношении 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

Важно!
Обратите внимание на часть 11 статьи 44 Закона о контрактной системе: в случае проведения электронных аукционов солидарную ответственность вместе с оператором электронной площадки за соблюдение срока возврата денежных средств по обеспечению заявки несет и банк, который обслуживает счет оператора.

Участие в закупках по федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ требует от компании не только наличия свободных средств. Необходимы также понимание механизма закупок и знание некоторых нюансов их проведения, а также сложившейся практики. Победы в конкурсах легче будет добиться при помощи опытного специалиста или специализированной компании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *